В Друзьях Божий (немецкий: Gottesfreunde ; или gotesvriunde) был средневековой мистической группой как церковных и светских лиц в католической церкви (хотя она едва не стала отдельной сектой) и центр немецкой мистики. Он был основан между 1339 и 1343 годами во время Авиньонского папства во времена Западного раскола, во время великих потрясений для католической церкви. Первоначально «Друзья Бога» были сосредоточены в Базеле, Швейцария, а также имели довольно важное значение в Страсбурге и Кельне. Некоторые писатели конца девятнадцатого века широко заявляли об этом движении, считая его влиятельным в мистицизме четырнадцатого века и предшественником протестантской Реформации. Однако современные исследования этого движения подчеркивают производный и часто второстепенный характер его мистической литературы и его ограниченное влияние на средневековую литературу в Германии.
На название «Друзья Бога», возможно, повлияли различные источники. Этот термин используется в ряде библейских отрывков (например, Судей 8.22, Иакова 2.23, Исход 33.11, Псалом 138.17, Премудрости 7.27, Лк 12.4, Иоанна 15.15). Концепция дружбы с Богом также применялась различными средневековыми авторами, особенно среди Майстеров. Экхарт и его последователи.
Движение выросло из проповедей и учений Мейстера Экхарта, и особенно его доминиканских духовных наследников, проповедника Джона Таулера и писателя Генри Сусо. Влияние на Друзей Бога, хотя и оставалось на заднем плане, оказал светский священник Генрих Нёрдлинген из Баварского Оберланда, который встретился с Таулером и Сусо в Базеле в 1339 году. Генрих много взаимодействовал с другими баварскими и немецкими мистиками. и познакомил Друзей Бога с «Плавным светом божества » Мехтильд из Магдебурга.
Группа достигла зарождающейся институциональной формы в 1367 году, когда богатый мирянин Рулман Мерсвин купил и восстановил заброшенный монастырь в Страсбурге, известный как grünenwörth («Зеленый остров»). Грюненвёрт служил убежищем для изучения Друзьями Бога и «школой пророков», создавшей ряд мистических текстов. Мерсвин подозревается в том, что он был анонимным автором «Друг Бога» из Оберланда.
Друзья Бога, возглавляемые Таулером и Сусо, после Фомы Аквинского искали мистический путь в соответствии с устоявшейся католической доктриной. Рулман Мерсвин под руководством Друга Бога из Оберленда хотел очистить Церковь. Этот упор на реформу привел к конфликту Друзей Бога с Церковью, и вскоре после смерти Мерсвина в 1382 году они были осуждены.
Некоторые источники утверждают, что после смерти Мерсвина лидером стал Николай Базельский. В конце концов, он был сожжен на костре вместе с двумя его последователями за ересь в Вене около 1395 года. Отношения Николая Базельского с Друзьями Бога неясны, поскольку он был осужден как Бегард.
Другой видный член Церкви, Мартин Майнцкий, последователь Николая Базельского, также был сожжен за ересь в 1393 году.
С «Друзьями Бога» связан ряд мистических текстов, в первую очередь « Theologia Germanica» и « Книга девяти скал». Многие из работ были приписаны « Другу Бога» из Оберленда, хотя, вероятно, написаны самим Рулманом Мерсвином.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Друзья Бога». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.