В западном христианстве (например, римском католицизме, лютеранстве или Англиканство ) Lectio Divina (латинское для «Божественного чтения») - это традиционная монашеская практика чтения Священных Писаний, медитации и молитвы, предназначенная для содействия общению с Богом и увеличения знаний из Слова Божьего. По мнению одного комментатора, он рассматривает Священные Писания не как тексты для изучения, а как живое слово.
Традиционно Lectio Divina состоит из четырех отдельных этапов: чтение; медитировать; молиться; созерцать. Сначала читается отрывок из Священного Писания, затем размышляется над его значением. Затем следует молитва и размышление над Словом Божьим.
В центре внимания Lectio Divina не богословский анализ библейских отрывков, а их рассмотрение с Христом как ключом к их значению. Например, учитывая утверждение Иисуса в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам; мир мой даю вам», аналитический подход будет сосредоточен на причине утверждения во время Тайная вечеря, библейский контекст и т. Д. Однако в Lectio Divina практикующий «входит» и разделяет мир Христов, а не «рассекает» его. В некоторых христианских учениях эта форма медитативной молитвы понимается как ведущая к более глубокому познанию Христа.
Корни размышлений и толкований Священных Писаний восходят к Оригену 3 века, после которого Амвросий учил их Августину Гиппопотаму. Монашеская практика Lectio Divina была впервые установлена в VI веке Бенедиктом Нурсийским, а затем была формализована как четырехэтапный процесс картезианским монахом Гиго II в течение 12 века. В 20 веке конституция Dei verbum Второго Ватиканского Собора рекомендовала Lectio Divina широкой публике, и его важность была подтверждена Папой Бенедиктом XVI на начало 21 века.
До появления западных монашеских общин, ключевой вклад к основанию Lectio Divina пришел от Оригена в 3-м веке с его взглядом на «Священное Писание как таинство». В письме к Григорию Неокесарийскому Ориген написал: «Когда вы посвятите себя чтению божественного... ищите значение божественных слов, которое скрыто от большинства людей». Ориген считал, что Слово (то есть Логос) было воплощено в Писании и поэтому могло касаться и учить читателей и слушателей. Ориген учил, что чтение Священного Писания может помочь выйти за рамки элементарных мыслей и раскрыть высшую мудрость, скрытую в «Слове Божьем».
В подходе Оригена основным элементом толкования Писания является Христос. По его мнению, все библейские тексты вторичны по отношению к Христу и являются откровениями в той мере, в какой они относятся к Христу как к Слову Божьему. С этой точки зрения, использование Христа в качестве «ключа толкования» открывает послание в библейских текстах.
«Изначальная роль» Оригена в толковании Писания была признана Папой Бенедиктом XVI. Затем методам Оригена научился Амвросий Миланский, который к концу IV века обучил их святому Августину, тем самым внедрив их в монашеские традиции Западной церкви. после этого.
В 4 веке, когда отцы-пустынники начали искать Бога в пустынях Палестины и Египта, они создали первые образцы христианской монашеской жизни, которые сохранились в Восточной церкви. Эти ранние общины породили традицию христианской жизни «постоянной молитвы» в монастырской среде. Хотя монахи пустыни собирались, чтобы послушать отрывок из Священного Писания, читаемый публично, а затем декламировали эти слова наедине в своих кельях, это была не та практика, которая позже стала Lectio Divina, поскольку она не включала медитативных шагов.
После Оригена отцы церкви, такие как св. Амвросий, Св. Августин и св. Иларий Пуатье использовали термины Lectio Divina и Lectio Sacra для обозначения чтения Писания.
Согласно Жан Леклерк, OSB, основоположниками средневековой традиции Lectio Divina были Святой Бенедикт и Папа Григорий I. Однако применяемые ими методы имели прецеденты в библейский период как на иврите, так и на греческом языке. Текст, объединяющий эти традиции, - это Римлянам 10: 8–10, где Апостол Павел относится к присутствию слова Божьего в «устах или сердце» верующего. Именно чтение библейского текста послужило основанием для Lectio Divina.
С девизом Ora et labra («Молитесь и работайте») повседневная жизнь в бенедиктинском монастыре состояла из три элемента: литургическая молитва, физический труд и Lectio Divina, тихое молитвенное чтение Библии. Это медленное и вдумчивое чтение Священного Писания и последующее обдумывание его значения принадлежали им. Эта духовная практика называется «божественным чтением» или «духовным чтением» - т.е. lectio divina.
Бенедикт писал: «Праздность - враг души. Поэтому братьям следовало указать периоды физического труда, а также молитвенного чтения [lectio divina]». Правило святого Бенедикта (глава 48) оговаривает определенные времена и манеры для Lectio Divina. Вся община монастыря должна была принимать участие в чтениях в воскресенье, за исключением тех, у кого были другие задачи.
В начале XII века святой Бернар Клервоский сыграл важную роль в чтении. вновь подчеркивая важность Lectio Divina в цистерцианском ордене. Бернар считал Lectio Divina и созерцание, направляемое Святым Духом, ключами к питанию христианской духовности.
Ищите в чтении, и вы найдете в медитации; стучите в молитве, и он откроется вам в созерцании - Четыре стадии Lectio Divina, как учил Иоанн Креста.
: переход от чтения Библии к размышлению, молитве, любовному уважению к Богу, был впервые официально описан Гиго II, картезианским монахом и настоятелем Гранд Шартрез, который умер в конце XII века. Картезианский орден следует своему собственному Правилу, называемому Статутами, а не Правилу святого Бенедикта.
Книга Гиго II «Лестница монахов» имеет подзаголовок «письмо о созерцательной жизни» и считается первым описанием методическая молитва в западной мистической традиции. На четырех стадиях Гиго человек сначала читает, что заставляет задуматься о значении текста (то есть о нем); этот процесс, в свою очередь, побуждает человека ответить молитвой на третьем этапе. Четвертый этап - это когда молитва, в свою очередь, указывает на дар тихой тишины в присутствии Бога, называемый созерцанием.
. Гиго назвал четыре ступени этой «лестницы» молитвы на латинском термины lectio, meditatio, oratio и contemplatio. В 13 веке кармелитское правило святого Альберта предписывало кармелитам ежедневное молитвенное размышление над Словом Божьим, а именно - размышлять день и ночь о Божественном Законе. Lectio Divina наряду с ежедневным совершением литургии и по сей день является столпом молитвы в Кармеле.
Lectio Divina практиковал святой Доминик де Гусман, основатель доминиканского ордена.
В 14 веке Герард Зутфенский построил на «Лестнице Гиго», чтобы написать свой главный труд «О духовных восхождениях». Зютфен предостерег от медитации без чтения Священных Писаний и учил, что чтение подготавливает ум, поэтому медитация не приведет к ошибкам. Точно так же он учил, что медитация подготавливает ум к созерцанию.
К началу 16 века методы «методической молитвы» достигли Испании и Санкт-Петербурга Иоанн Креста учил своих монахов четырем стадиям Гиго II. В течение столетия протестантские реформаторы, такие как Жан Кальвин, продолжали отстаивать Lectio Divina. Реформатская версия Lectio Divina была также популярна среди пуритан : Ричард Бакстер, пуританский богослов, отстаивал эту практику.
К середине XIX века историко-критический подход к библейскому анализу, который начался более века назад и был сосредоточен на определении историчности евангельских эпизодов, снял часть акцента на распространении Lectio Divina за пределы монашеских общин. Однако в начале 20-го века эта практика возродилась, и к середине века начали появляться книги и статьи о Lectio Divina, предназначенные для широкой публики.
В 1965 году один из основные документы Второго Ватиканского Собора, догматическая конституция Dei verbum («Слово Божье») подчеркивали использование Lectio Divina. По случаю 40-летия Dei verbum в 2005 году Папа Бенедикт XVI подтвердил его важность и заявил:
Я хотел бы, в частности, напомнить и рекомендовать древнюю традицию Lectio Divina: усердное чтение Священного Писания. сопровождение молитвы вызывает тот интимный диалог, в котором человек, читающий, слышит Бога, говорящего, и в молитве отвечает ему с доверительной открытостью сердца [ср. Dei verbum, сущ. 25]. Если это будет эффективно продвигаться, эта практика принесет Церкви - я в этом убежден - новую духовную весну.
В своем обращении Ангелус от 6 ноября 2005 г. Бенедикт XVI подчеркнул роль Святой Дух в Lectio Divina: В своих ежегодных постных обращениях к священникам Римской епархии Папа Бенедикт - в основном после Синода епископов по Библии 2008 года - подчеркивал важность Lectio Divina, как и в 2012 году, когда он использовал Ефесянам 4: 1–16 в речи о некоторых проблемах, стоящих перед Церковью. Раньше он и Папа Иоанн Павел II использовали формат вопросов и ответов. «Одним из условий для Lectio Divina является то, чтобы разум и сердце были освещены Святым Духом, то есть тем же Духом, который вдохновил Писание, и чтобы к ним подходили с отношением« благоговейного слушания »
Со второй половины 20 века популярность Lectio Divina возросла за пределами монашеских кругов, и многие католики-миряне, а также некоторые протестанты практикуют его, временами ведя «дневник Lectio», в который они записывают свои мысли и размышления. после каждого сеанса. Важность Lectio Divina также подчеркивается в Англиканской общине.
Исторически Lectio Divina была " общинная практика ", выполняемая монахами в монастырях. Хотя к ней можно подойти индивидуально, не следует забывать о ее общинном элементе.
Lectio Divina сравнивают с" пиршеством Слова ": во-первых, принятие укусить (lectio); затем жевать (meditatio); смакуя е сущность (oratio) и, наконец, «переваривание» ее и превращение ее в часть тела (contemplatio). В христианских учениях эта форма медитативной молитвы ведет к более глубокому познанию Христа.
В отличие от медитативных практик в восточном христианстве - например, исихазм, где Иисусова молитва повторяется много раз - Lectio Divina использует разные отрывки из Священного Писания в разное время. Хотя отрывок может повторяться несколько раз, Lectio Divina по сути своей не повторяется.
это то, что Бог открыл нам Своим Духом. Дух исследует все, даже сокровенное Божье
— 1 Коринфянам 2: 9–10.Первый шаг - это чтение Писания. Чтобы достичь спокойного и умиротворенного состояния души, рекомендуется подготовиться перед Lectio Divina. Библейское указание на приготовление через тишину: Псалом 46:10 : «Замолчи и знай, что Я Бог». Примером может быть сидение в тишине и тишине и чтение молитвы, призывающей Святого Духа руководить чтением Писания, которое будет следовать.
Библейская основа для подготовки восходит к 1 Коринфянам 2: 9–10, в котором подчеркивается роль Святого Духа в открытии Слова Божьего. Как в заявлении Иоанна Крестителя в Иоанна 1:26 о том, что «посреди вас стоит Тот, кого вы не знаете», подготовительный шаг должен открыть разум для поиска Христа. в читаемом отрывке.
После подготовки первая часть Lectio Divina - это медленное и постепенное чтение отрывка из Священного Писания, возможно, несколько раз. Библейское основание для чтения восходит к Римлянам 10: 8–10 и присутствию слова Божьего в «устах или сердце» верующего. Внимательное чтение запускает процесс, с помощью которого можно достичь более высокого уровня понимания. В традиционном бенедиктинском подходе отрывок медленно читается четыре раза, каждый раз с немного разным фокусом.
Хотя Lectio Divina включает в себя чтение, это не столько практика чтения, сколько слушание внутреннего послания Писания, переданного через Святой Дух. Lectio Divina ищет не информацию или мотивацию, а общение с Богом. Он рассматривает Писание не как текст для изучения, а как «Живое Слово ".
A монахиня-кармелитка в своей келье, размышляющая над Библией.Таким образом, второе движение в Lectio Divina включает в себя размышление над и размышления над отрывком из Священного Писания. Когда этот отрывок читается, обычно рекомендуется сначала не пытаться придать ему значение, а подождать, пока действие Святого Духа осветит разум, пока над отрывком размышляют.
Английское слово ponder происходит от латинского pondus, которое относится к умственной деятельности по взвешиванию или рассмотрению. Чтобы обдумать прочитанный отрывок, его следует рассматривать легко и мягко с разных сторон. акцент делается не на анализе отрывка, а на том, чтобы держать разум открытым и позволить Святому Духу вдохновить его значение.
Примером отрывка может быть заявление Иисуса во время Тайной вечери в Иоанна 14:27 : «Мир оставляю вам; мир мой даю вам ".
Аналитический подход сосредоточился бы на том, почему Иисус сказал это, на том факте, что это было сказано на Тайной вечере, и на контексте в библейском эпизоде. Другой богословский анализ может последовать, например, цена, за которую Иисус, Агнец Божий, обеспечил мир через свое послушание воле Отца и т. д.
Однако в Lectio Divina обычно избегают подобных теологических анализов, в которых основное внимание уделяется Христос рассматривается как ключ, который интерпретирует отрывок и связывает его с медитирующим. Таким образом, вместо того, чтобы «анализировать мир» аналитическим способом, практик Lectio Divina «входит в мир» и разделяет мир Христа. Таким образом, основное внимание будет уделяться о достижении мира через более близкое общение с Богом, а не библейский анализ этого отрывка. Другие похожие отрывки могут быть: «Пребывай в моей любви», «Я - пастырь добрый» и т. д.
В христианской традиции молитва понимается как диалог с Богом, то есть как любовная беседа с Богом, пригласившим нас в объятия. В конституции Dei verbum, которая одобряла Lectio Divina для широкой публики, а также в монастырских учреждениях, цитируется Святой Амвросий о важности молитвы в сочетании с чтением Священного Писания и говорится:
И пусть они помнят, что молитва должна сопровождать чтение Священного Писания, чтобы Бог и человек могли разговаривать вместе; ибо «мы говорим с Ним, когда молимся; мы слышим Его, когда читаем божественное изречение.
Папа Бенедикт XVI подчеркнул важность использования Lectio Divina и молитв о Священном Писании как путеводный свет и источник направления и заявил: «Никогда не следует забывать, что Слово Божье - это светильник для наших ног и свет для нашего пути».
Созерцание происходит в терминах безмолвной молитвы, выражающей любовь к Богу. Катехизис католической церкви определяет созерцательную молитву как «Слышание Слова Божьего» в внимательном режиме. В нем говорится: «Созерцательная молитва - это тишина,« символ будущего мира »или« безмолвная любовь ». Слова в такой молитве - это не речи; они подобны растопке, питающей огонь любви. В этой невыносимой для "внешнего" человека тишине Отец говорит нам свое воплощенное Слово, которое пострадало, умерло и воскресло; в этой тишине Дух усыновления позволяет нам участвовать в молитве Иисуса ».
Роль Святого Духа в созерцательной молитве веками подчеркивалась христианскими духовными писателями. В XII веке святой Бернар Клервоский сравнил Святого Духа с поцелуем Вечного Отца, который позволяет практикующему созерцательную молитву испытать союз с Богом. В XIV веке, Ричард Ролль рассматривал созерцание как путь, ведущий душу к союзу с Богом в любви, и рассматривал Святой Дух как центр созерцания.
С теологической точки зрения Божья благодать считается принципом или причиной созерцание с его преимуществами, доставляемыми дарами Святого Духа.
Гиго II | Клара Ассизская |
Прочтите (lectio) | Взгляните на крест (intueri) |
Медитировать (meditatio) | Рассматривать (внимательно) |
Молиться (oratio) | Созерцать (созерцать) ari) |
Созерцать (contemplatio) | Подражать (imitare) |
В то время как Lectio Divina был ключевым методом медитации и созерцания в бенедиктинцах, цистерцианцах и картезианские ордена, другие католические религиозные ордена использовали другие методы.
Примером является другой четырехэтапный подход, предложенный Святой Клэр Ассизской, показанный в таблице напротив, который используется во францисканском ордене. Метод Святой Клэр более нагляден, чем метод Гиго II, который по сравнению с ним кажется более интеллектуальным.
Метод Святой Терезы Авильской, использующий книгу Отрывки, во время которых нужно сохранять фокус, имеют сходство с тем, как Lectio Divina использует конкретный отрывок из Священного Писания в качестве центрального элемента сеанса медитации и созерцания. Вполне вероятно, что Тереза изначально не знала о методах Гиго II, хотя, возможно, на нее косвенно повлияли эти учения через работы Франсиско де Осуна, которые она подробно изучала.