Тереза ​​Авильская

редактировать
Римско-католическая святая

Святая Тереза ​​Авильская
Питер Пауль Рубенс 138.jpg Святая Тереза ​​Авильская Питер Пауль Рубенс
Тереза ​​Иисуса, преподобная мать, настоятельница, доктор Церкви
Родилась28 марта 1515 года. Авила, Корона Кастилии (сегодня Испания )
Умер4 или 15 октября 1582 (1582-10-15) (67 лет). Альба де Тормес, Саламанка, Испания
Почитается вкатолической церкви. англиканской общине. лютеранстве
беатифицирован 24 апреля 1614 года Рим папой Павлом V
Канонизирован 12 марта 1622 года Рим Папой Григорием XV
Майор святыня Благовещенский женский монастырь Альба де Тормес, Испания
Праздник 15 октября
Атрибуты испано-еврейского происхождения, созерцание, мистик, экстатик, автор мысленной молитвы, религиозный реформатор, администратор, плодовитый кор. респондент возможно височная эпилепсия больной
покровительство Испания, больные люди, люди в религиозных орденах, люди, высмеиваемые за их набожность, кружевницы, Пожега, Хорватия, Город Талисай, Себу, Филиппины
ПротиворечиеЕе реформы встретили решающее сопротивление и интерес со стороны испанской инквизиции, но никаких обвинений были выставлены против нее. В результате ее заказ раскололся.
Тереза ​​из Авилы
Церковь Авилы Конвенто де Санта Тереза ​​window06.jpg
РодиласьТереза ​​Санчес де Сепеда и Аумада
Известная работаКамино де Перфексьон. Интерьер Эль-Кастильо
ЭраФилософия XVI века. Католическая Реформация
РегионЗападная философия. Испанская философия
Основные интересытеология, Мистицизм
Известные идеиМысленная молитва, Молитва спокойствия
Влияет на
Под нормой

Тереза ​​Авильская, родилась Тереза ​​Санчес де Сепеда и Аумада, также называемая Святая Тереза ​​Иисуса (28 марта 1515 г. - 4 или 15 1582 г.), была испанской дворянкой, которая чувствовала себя призванной обмануть волю жизни в католической церкви. кармелитская монахиня, выдающийся испанский мистик, религиозный реформатор, автор, богослов созерцательной жизни и мысленной молитвы, она заслужила редкую награду - была объявлена ​​Доктором Церкви, но не раньше, чем через четыре столетия после ее смерти. Действуя во время католической реформации, она реформировала кармелитские ордена как для женщин, так и для мужчин. К движению, которое она инициировала, позже присоединился молодой испанский монах-кармелит и мистик Иоанн Креста. В конечном итоге это привело к созданию босых кармелитов. В 1580 году был издан формальный папский указ об отделении от старого порядка.

Тереза, которая была общественной знаменитостью в своей родной провинции, страдала от ранних потерь семьи и плохого здоровья. В зрелые годы она стала центральной фигурой движения духовного и монашеского обновления, порожденного внутренним внутренением и отточенного аскетической практикой. Она также была в центре глубоких церковных противоречий, поскольку она приняла повсеместную расплывчатость своего ордена на фоне протестантской реформации, охватившей Европу, и испанской инквизиции, утверждающей церковную дисциплину в ее родной стране. Последствия должны были длиться намного дольше ее жизни. Один папский легат описал ее как беспокойную странницу, непослушную и упрямую женщину, которая под названием преданности изобрела плохие доктрины, выход за пределы монастыря вопреки правил Трентского собора и ее прелатов ; преподавание как мастера вопреки приказу святого Павла, запрещающее женщинум учить "

Ее письменные работы, в том числе ее автобиография, Жизнь Терезы Иисуса и ее основополагающий труд Внутренний замок сегодня являются неотъемлемой частью литературы испанского Возрождения. Вместе с «Путь совершенства, ее работы составляют часть литературного канона христианского мистицизма и практики, и продолжают Католическая церковь.

Другие ассоциации с Терезой помимо ее сочинений создают большое влияние. Сантеро изображение Непорочного зачатия Эль Вьехо, которое, как утверждается, было отправлено ею с братом, эмигрировавшим в Перу, было канонически короновано от Папы Иоанна Павла II 28 декабря 1989 года в Святилище Эль-Вьехо в Никарагуа. Другая католическая традиция гласит, что святая Тереза лично с преданностью Младенцу Иисусу из Праги, статуе, которая, возможно, принадлежала ей. < Since her death, her reputation has grown, leading to multiple portrayals. She continues to be widely noted as an inspiration to philosophers, theologians, historians, neurologists, fiction writers and artists, as well as to countless ordinary people interested in Христианская духовность и мистицизм.

Сорок лет после своей смерти в 1622 году Тереза ​​была канонизирована папой Папой Григорием XV. В то время она считалась кандидатом в национальный покровитель Испании, но это звание было присвоено Св. Иаков Апостол. С тех пор она стала одной из святых покровиц Испании. Однако только 27 сентября 1970 г. Папа Павел VI провозгласил Терезу первой женщиной-Доктором Церкви в знак признания многовекового духовного наследия католицизма.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Вступление в религиозную жизнь
    • 1.2 Основы духовности
    • 1.3 Смущение восторга
  • 2 Монашеский реформатор
    • 2.1 Длительные путешествия
    • 2.2 Противодействие реформам
  • 3 Последние дни
    • 3.1 Святыеи
  • 4 Канонизация
  • 5 Мистицизм
  • 6 Писания
    • 6.1 Философские труды
    • 6.2 Отрывки
  • 7 Наследие о младенце Иисусе из Праги
  • 8 Святой покровитель
  • 9 Образы
    • 9.1 Музыка
    • 9.2 Живопись и скульптура
    • 9.3 Литература
    • 9.4 Драма и кино
  • 10 См.
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Также Примечания
    • 11.2 Цитаты
    • 11.3 Источники
    • 11.4 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Ранние годы

Тереза ​​Санчес де Сепеда и Аумада родилась в 1515 году в Авиле, Испания. Ее дед по отцовской линии был маррано или Converso, евреем, вынужденным принять христианство или эмигрировать. Когда отец Терезы был ребенком, испанская инквизиция осудила Хуана за то, что он якобы вернулся к еврейской вере, но позже он смог принять католическую идентичность. Ее отец, Алонсо Санчес де Сепеда, был успешным торговцем шерстью и одним из самых богатых людей в Авиле. Он купил рыцарство и успешно ассимилировался в христианском обществе.

Тереза ​​Авильская сбегает в Африке с Арнольдом ван Вестерхаутом

Ранее женатый, от которого у него было трое детей, в 1509 году Санчес де Сепеда женился на матери Терезы в Готаррендуре.

Терезы воспитывала ее как посвященную христианку. Очарованная рассказами о жизни святых, она убежала из дома в возрасте семи лет вместе со своим братом Родриго, чтобы искать мученичество в борьбе с маврами. Ее дядя привел их домой, когда заметил их недалеко от городских стен.

Когда Терезе было одиннадцать лет, ее мать умерла, оставив ее убитой горем. Это побудило ее принять более глубокую преданность Деве Марии как своей духовной матери. Тереза ​​также была очарована популярной художественной литературой, которая в то время состояла в основном из средневековых сказок о рыцарстве и работ о моде, садах и цветах. Терезу отправили в августинскую школу монахинь в Авила.

Начало религиозной жизни

После завершения образования она сначала сопротивлялась идее религиозного призвания, но позже останется с дядей и другими родственниками, она уступила. В 1536 году в возрасте 20 лет, к большому разочарованию своего набожного и строгого отца, она решила войти в местный спокойный карманный монастырь воплощения, значительно построенный на земле, которая ранее использовалась в качестве кладбища для евреев. Она занялась религиозным чтением по созерцательной молитве, особенно Третьему духовному алфавиту Осуны (1527 г.). Из-за ее рвения к унижению она снова заболела, и почти год она провела в постели, что доставляло огромное беспокойство ее сообществу и семье. Она чуть не умерла, но выздоровела, приписав свое выздоровление чудесному заступничеству святого Иосифа. Она начала испытывать примеры религиозного экстаза.

Основы духовности

Это средневековое мистиков состояло из исследования совести, духовной самоконцентрации и созерцания, известных в мистической номенклатуре как oratio recollectionis или oratio mentalis. Она также погрузилась в другие мистические аскетические произведения, такие как Tractatus de oratione et meditatione Петра из Алькантары и, возможно, некоторые, на которых Игнатий Лойола основал свой Духовные упражнения - возможно, сами духовные упражнения.

Она сообщила, что во время болезни она поднялась с низшей стадии, «воспоминания», до «молчания» или даже до «поклонение экстазу», которое было из совершенных единений с Богом (см. § Мистицизм). На этом заключительном этапе она сказала, что часто испытывала обильное «облегчение слез». Когда католическое различие между смертным и простительным грехом стало для нее ясным, она пришла к пониманию ужасного ужаса греха и внутренней природы первородного греха. Она также осознала свое естественное бессилие противостоять греху и необходимости абсолютного подчинения Богу.

Примерно в то же время она получила копию полного испанского перевода Св. Автобиографическая работа Августина Признания, которая помогла ей решиться и избавиться от приступов сомнений. Это помогло ей понять, что святость действительно возможна, и нашел утешение в том, что такой великий святой когда-то был грешником. В своей автобиографии она написала, что «очень любила святого Августина... потому что он тоже был грешником».

. Примерно в 1556 году предположили, что ее вновь обретенное знание было дьявольским, а не божественным. Она начала причинять себе умерщвление плоти. Но ее духовник, иезуит Френсис Борджиа, заверил ее в божественном вдохновении ее мыслей. На Св. В день Петра в 1559 году Тереза ​​твердо уверилась, что Иисус Христос явился ей в телесной форме, хотя и невидимой. Эти видения длились почти непрерывно более двух лет. В другом видении серафим несколько раз вонзил огненное острие золотого копья в ее сердце, вызвав невыразимую духовную и телесную боль:

Я увидел в его руке длинное золотое копье, а в точке, казалось, небольшой огонь. Мне казалось, что он иногда вонзил его в мое сердце и пронзил самые мои внутренности; когда он вытащил его, он, казалось, вытащил и оставил меня в огне с великой любовью к Богу. Боль была такой сильной, что я застонал; Это видение вдохновения одной из самых известных работ Бернини, Экстаз. Святой Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме.

Воспоминания об этом эпизоде ​​служили вдохновением на оставшуюся жизнь и мотивировали ее на всю жизнь имитация жизни и страданий, воплощенная в пословице, часто с ней: «Господи, дай мне страдать или дай мне умереть».

Смущение восторга

Тереза, ставшая городская знаменитость, распространяющая мудрость из-за решетокря, также была известна своими восторгами, которые иногда включаются левитацию. Это было для нее смущения, и она попросила сестер удержать ее, когда это произошло. Впечатления историки, неврологи и психиатры, такие как Питер Фенвик и Хавьер Альварес-Родригес, среди прочего, проявили интерес к ее симптоматологии. Это факт, что она записала практически все, что происходило с ней во время ее религиозной жизни, означает, что сохранилась бесценная и редкая медицинская карта XVI века. Изучение этой записи привело к умозрительному выводу, что она, возможно, страдала височной эпилепсией.

Монашеским реформатором

Со временем Тереза ​​все больше и больше не могла справиться с духовным недугом, царящим в ее монастыре. воплощения. Среди 150 проживавших там монахинь соблюдение монастыря, предназначенное для защиты и укрепление духовной практики и молитв, стало слабым, что, казалось, потеряло свое предназначение. Ежедневное нашествие посетителей. Такое вторжение в уединение, необходимое для развития и поддержания созерцательной молитвы, настолько огорчило Терезу, что ей захотелось вмешаться.

Стимул к практическим шагам, вдохновленный ее внутренней мотивацией, был поддержан францисканцем священник, Петр Алькантарский, который встретил ее в начале 1560 года и стал ее духовным наставником. Она решила основать «реформированный» монастырь кармелитов, исправив небрежность, которую она обнаружила в монастыре воплощений и в других местах. Гимара де Уллоа, богатая женщина и подруга, предоставила средства на этот проект.

Ужасающая бедность нового монастыря, основанного в 1562 году и названного Св. Иосифа (Сан-Хосе), сначала вызвал скандал среди жителей и властей Авилы, и небольшой дом с часовней оказался в опасности угнетения. Однако влиятельные покровители, в том числе местный епископирование, в сочетании с впечатлениями обслуживания и цели превратили враждебность в одобрение.

В марте 1563 года, после того как Тереза ​​переехала в новый монастырский дом, она получила Папская санкция за ее основные принципы абсолютной бедности и отказа от владения собственностью, которые она сформулировала в « конституции ». Его заключался в возрождении более ранних, более строгих монашеских правил, дополнительных новых правил, включая три дисциплины: церемониальное бичевание, предписываемое для богослужения каждую неделю и дискалцситет. религиозных. Первые пять лет Тереза ​​оставалась в уединении, в основном занимаясь молитвой и письмом.

Окно церкви в монастыре Святой Терезы

Длительные путешествия

В 1567 году Тереза ​​получила патент от генерала кармелитов Рубео де Равенна на создание новых домов нового порядка. Этот процесс потребовал много посещений и длительных путешествий почти по всем провинциям Испании. Онаила запись об этом трудном проекте в «Libro de las Fundaciones». Между 1567 и 1571 годами реформированные монастыри были основаны в Медина-дель-Кампо, Малагон, Вальядолид, Толедо, Пастрана, Саламанка и Альба де Тормес.

в рамках первоначального патента Тереза ​​получила разрешение создать два дома для мужчин, которые хотели провести реформу.. Она убедила двух монахов-кармелитов, Иоанна Креста и отца Антония Иисуса помочь с этим. Они основали первый монастырь братьев Босых кармелитов в ноябре 1568 года в Дуруэло. Другой друг Терезы, Херонимо Грасьан, посетитель-кармелит древнего обряда Андалусии и апостольский уполномоченный, а позже провинциальный Терезианский орден оказал ей мощную поддержку в основании монастырей в Сеговии (1571), Беас-де-Сегура (1574), Севилье (1575) и Каравака де ла Крус (Мерсия, 1576). Тем временем Иоанн Креста продвигал внутреннюю жизнь движения через свою власть учителя и проповедника.

Оппозиция реформам

В 1576 году нереформированные ордена кармелитов начали преследовать Терезу., ее сторонники и ее реформы. Следуя ряду постановлений, пример на общей главе в Пьяченце, руководящий орган ордена запретил дальнейшее основание реформированных монастырей. Общий капитул поручил ей уйти на «добровольную» пенсию в одном из ее учреждений. Она послушалась и выбрала церковь Святого Иосифа в Толедо. Тем временем ее друзья и соратники подверглись дальнейшему нападению.

Несколько лет спустя ее апелляции в письме к королю Филиппу II Испании принесли облегчение. В результате в 1579 г. дела до инквизиции против нее, отца Грациана и других были прекращены. Это разрешить реформу. Указ Папы Григория XIII позволил назначить специальную провинциала для новой ветви кармелитов, королевский указ создал «защитный» совет из четырех асессоров для реформы

<264.>В течение последних трех лет своей жизни Тереза ​​основала монастыри в Вильянуэва-де-ла-Хара на севере Андалусии (1580 г.), Паленсия (1580 г.), Сория (1581 г.), Бургос и Гранада (1582 г.). В общей сложности семнадцать монастырей, все кроме одного, основанного ею.

Последние дни

Ее последняя болезнь настигла ее на одном из ее путешествия из Бургоса в Альба-де-Тормес. Она умерла в 1582 году, когда католическая Европа перешла с юлианского на григорианский календарь, что потребовало удаления дат 5–14. Октябрь из календаря. Она умерла либо до полуночи 4 октября, либо рано утром 15 октября, который отмечается как ее праздник. В любом случае, согласно тогдашнему литургическому календарю, она умерла 15-го числа. Ее последними словами были: «Мой Господь, пора двигаться дальше. Что ж, пусть твоя воля будет выполнена. О мой Господь и моя супруга, час, которого я так долго ждал, настал. Пора встретиться друг с другом. "

Авила, статуя Святой Терезы

Святые мощи

Она была похоронена в монастыре Анунсиасион в Альба-де-Тормес. Через девять месяцев после ее смерти гроб открыли, и ее тело оказалось неповрежденным, но одежда сгнила. Перед тем, как тело было повторно захоронено, одна из ее рук была отрезана, завернута в шарф и отправлена ​​в Авилу. Отец Грасиан отрезал мизинец на руке и, по его собственным словам, держал его при себе до тех пор, пока его не забрали оккупанты турки-османы, у которых он должен был выкупить его несколькими кольцами и 20 реалы. Тело было снова эксгумировано 25 ноября 1585 года, чтобы перевезти в Авилу и было признано нетленным. Рука была удалена и оставлена ​​в Альба-де-Тормес по просьбе монахинь, чтобы компенсировать потерю главной реликвии Терезы, но остальная часть тела была перезахоронена в доме капитула босых кармелитов в Авиле. Удаление было произведено без одобрения герцога Альба-де-Тормес, и он вернул тело в 1586 году, когда папа Сикст V приказал оставить его в Альба-де-Тормес под страхом отлучения. Величественная гробница на первоначальном месте была воздвигнута в 1598 году, а тело было перенесено в новую часовню в 1616 году.

Тело все еще остается там, за исключением следующих частей:

Экстаз Святой Терезы от Бернини, Базилика Санта-Мария-делла-Виттория, Рим
Канонизация

В 1622 году, через сорок лет после своей смерти, она была канонизирована папой Григорием XV. Кортес превозносился ее покровительнице Испании в1627 году. Университет Саламанки предоставил ей титул Доктор экклесиае (латинское для «Доктора Церкви») с дипл омом при ее жизни, но этот титул отличается от папской чести Доктора Церкви, который всегда дается посмертно. Последнее было окончательно даровано ей Папой Павлом VI 27 сентября 1970 года вместе с Святой Екатериной Сиенской, что сделало их первыми женщинами, удостоенными награды. Терезу почитают как Доктора молитв. Мистицизм в ее произведениях оказал формирующее влияние на многих теологов веков, таких как Франциск Салский, Фенелон и порт-роялистов. В 1670 году ее гроб был покрыт серебром.

Статуя Святой Терезы Авильской в ​​Национальном дворце Мафра, Мафра
Мистицизм

Главная тема мистической мысли Терезы, отраженной в ее трудах, - это восхождение постоянно души к Богу в четыре этапа (см.: Автобиография, главы 10–22):

  • Первая, Преданность Сердца, состоит из мысленной молитвы и созерцание. Это означает уход души извне, покаяние и особенно благочестие в отношении страстей Христовых (Автобиография 11.20).
  • Во втором, Поклонении Мира, человеческая воля подчиняется Богу. Это происходит благодаря возвышенному осознанию, дарованному Богом, в то время как другие способности, такие как память, разум и воображение, еще не защищены от мирных отвлечений. Хотя может произойти частичное отвлечение из-за внешней активности, такое как повторение молитв или запись духовных вещей, преобладающим состоянием является состояние покоя (Автобиография 14.1).
  • Третье, Преданность Единения, Бога касенности -в. Это не только обострение, но, по сути, экстатическое состояние. На этом уровне разум также подчиняется Богу, и только память и воображение остается для блуждания. Это состояние проявляет блаженным покоем, сладким сном, по крайней мере, высших способностей души, то есть сознанием восхищения любовью к Богу.
  • Четвертое, Преданность экстаза, - это то место, где сознание бытия в теле исчезает. Сенсорные способности перестают действовать. Память и воображение тоже поглощаются Богом, как будто они опьянены. Тело и дух пребывают в агонии изысканной боли, чередующейся между пугающим сиянием, полной бессознательной беспомощностью и периода явного удушения. Иногда такие экстатические перевозки вызывают унос тела в космос. Это состояние может длиться до получаса, как правило, сопровождение расслаблением на несколько часов после обморочной слабости, сопровождающимся отсутствием всех способностей в союзе с Богом. Субъект просыпается из состояния транса в слезах. Это можно рассматривать как кульминацию мистического опыта. Действительно, Тереза ​​не раз наблюдалась левитирующей во время мессы.

Терезы считаются одним из выдающихся писателей по мысленным молитвам, и их положение среди писателей о мистическом богословии как уникальном. Ее сочинения на эту тему основаны на ее личном опыте, что свидетельствует о проницательности и аналитических способностях. Ее определения были использованы в Катехизисе католической церкви. Тереза ​​заявляет: «Созерцательная молитва (oración mental), на мой взгляд, есть не что иное, как близкое общение друзьями. Это означает, что нужно часто проводить время наедине с Тем, Кто, как мы знаем, любит нас ». В своих произведениях Тереза ​​возвращается к образу поливания сада как метафоре мистической молитвы.

Написание
Это тот портрет Терезы, который, вероятно, соответствует ее внешности. Это копия оригинальной картины 1576 года, на которой она была изображена, когда ей был 61 год.

Произведения Терезы считаются одними из самых замечательных в мистической литературе католической церкви. Среди них:

  • Ее редкие стихи («Todas las poesías», Мюнстер, 1854) отличаются нежностью чувства и ритмом мысли.

Философские произведения

Кристиа Мерсер, профессор философии Колумбийского университета, утверждает, что француз семнадцатого Рене Декарт перенял некоторые из своих самых влиятельных идей у ​​Терезы Авильской, которая за пятьдесят лет до Декарта написала популярные книги о роли философской рефлексии в интеллектуальный рост. Она представляет ряд поразительных сходств между основополагающим произведением Декарта и Внутренним замком Терезы.

Отрывки

Тереза, сообщившая о видениях и Марии, была твердо верующей в действии святой воды, утверждая, что успешно использовала ее для отражения злых духов и искушений. Она написала: «Я знаю по частому опыту, что нет ничего лучше святая вода, что заставляет дьяволов бежать».

Стихотворение:

Пусть вас ничто не беспокоит.. Пусть ничто не пугает вас.. Все проходит.. Только Бог никогда не меняется.. Терпение приобретает все.. Если у вас есть Бог, вы ни в чем не будете нуждаться.. Одного Бога достаточно.

— Кирван 1996 г.

Современная поэма «Христос без тела», хотя ее приписывают Терезе, часто встречается в ее произведениях.

Наследие младенце Иисусе из Праги

Испанцы монахини, основавшие Кармель во Франции, принесли с собой поклонение Младенцу Иисусу, и оно получило широкое распространение во Франции. Действительно, одна из самых известных поздних последователей Терезы, святая Тереза ​​из Лизье (1875–1898), французская кармелитка, сама названная в честь Терезы, взяла в качестве своего религиозного имени Сестра Тереза ​​Младенца и Иисуса Святого Лика.

Никаких официальных исторических свидетельств, подтверждающих, что Тереза ​​Авильская когда-либо владела знаменитой статуей Младенца из Праги, согласно традициям, такая статуя, как утверждается, принадлежала ей и Тереза, как считается, подарила его дворянке, путешествующей в Прагу. Возраст статуи датируется примерно тем же временем, что и Терезе. Считалось, что Тереза ​​везде носила переносную статую Младенца Иисуса ; идея, распространенная в начале 1700-х годов.

«Только любовь придает ценность всему».
Святой покровитель

В 1626 году по просьбе Филиппа IV Испанского парламента Кастилии избрал Терезу «без недостатка одного голоса» в качестве святого соучастника Кастилии. Этот статус был подтвержден Папой Урбаном VIII в записке от 21 июля 1627 года, в которой он заявил:

По этим причинам [выборы короля и Кортеса] и из-за большой преданности, которую они испытывают к Терезе Мы предоставляем это свое покровительство и одобрение Святого Апостольского Престола..

— Роу 2011, стр. 77–78

В более широком смысле, 1620-е годы, вся Испания (Кастилия и не только) спорила, кто должен быть страной покровитель ; выбор был либо текущим покровителем, святым Иаковом Матаморосом, либо его парой и недавно канонизированной святой Терезой Авильской. Сторонники Терезы заявили, что Испания столкнулась с новыми проблемами, особенно с угрозой протестантизма и упадка общества в стране, и поэтому ей нужен более современный покровитель. Сторонники Сантьяго (Сантьягуистас) сопротивлялись и в конце концов выиграли спор, но Тереза ​​оставалась гораздо популярной на местном уровне. Святой Иаков Великий сохранил титул святого покровителя для испанского народа, и Пресвятая Дева Мария под названием Непорочное зачатие как единственная покровительница всего Испанского королевства.

Образы

Образы Тереза ​​включает следующее:

Деталь Святой Терезы, 1827, французский художник Франсуа Жерар Портрет Сары Бернар в роли Терезы в «Ла Вьерж д'Авила» Катюля Мендес (1906)

Музыка

Живопись и скульптура

Литература

Драма и кино

См. также
Источники

Примечания

Цитаты

Источники

Первоначально эта статья была основана на тексте из Энциклопедия религиозных знаний Шафф-Герцога.

Дополнительная литература

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 13:57:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте