Симеон Новый Богослов

редактировать

Святой Симеон Новый Богослов
Симеон Новый.jpg
Богослов
Родился 949 Базилайон
Умер 12 марта 1022 г. Палукитон
Почитается в Католическая церковь Восточная православная церковь
Праздник 12 октября
Споры
Богословская карьера
Известная работа Этические дискурсы
Богословская работа
Традиция или движение христианский мистицизм исихазм
Известные идеи Теория

Симеон Новый Богослов ( греч. Συμεὼν ὁ Νέος Θεολόγος ; 949–1022) был византийским христианским монахом и поэтом, который был последним из трех святых, канонизированных Восточной православной церковью и получивших титул «Богослов» (наряду с апостолом Иоанном ). и Григорий Назианзин ). « Богослов » не относился к Симеону в современном академическом смысле богословского исследования; название было предназначено только для признания того, кто говорил из личного опыта о видении Бога. Одно из его основных учений заключалось в том, что люди могут и должны испытывать теорию (буквально «созерцание» или непосредственное переживание Бога).

Симеон родился в византийской знати и получил традиционное образование. В возрасте четырнадцати лет он познакомился с Симеоном Студитом, известным монахом монастыря Студиос в Константинополе, который убедил его посвятить свою жизнь молитве и подвижничеству под руководством старца Симеона. К тридцати годам Симеон Новый Богослов стал настоятелем монастыря преподобного Мамата и занимал эту должность двадцать пять лет. Он привлек многих монахов и духовенства своей репутацией святости, хотя его учение привело его к конфликту с церковными властями, которые в конечном итоге отправили его в изгнание. Его самым известным учеником был Никита Стифат, написавший « Житие Симеона».

Симеон признан первым византийским мистиком, свободно делящимся своим мистическим опытом. Некоторые из его сочинений включены в « Добротолюбие » — сборник текстов раннехристианских мистиков о созерцательной молитве и исихастских учениях. Симеон часто писал и говорил о важности непосредственного переживания благодати Божией, часто говоря о своих собственных переживаниях Бога как божественного света. Другой распространенной темой в его сочинениях была необходимость отдать себя под руководство духовника. Авторитет многих его учений основан на традициях отцов- пустынников, раннехристианских монахов и аскетов. Сочинения Симеона включают «Гимны божественной любви », « Этические беседы » и «Катехизические беседы ».

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Настоятель монастыря Святого Мамана
    • 1.3 Противодействие со стороны церкви
    • 1.4 Изгнание и смерть
  • 2 письма
    • 2.1 Дискурсы
    • 2.2 Гимны Божественной любви
    • 2.3 Богословские и этические трактаты
  • 3 учения
    • 3.1 Непосредственный опыт
    • 3.2 Божественный свет
    • 3.3 Руководство духовника
    • 3.4 Отпущение грехов
  • 4 работы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылок
  • 8 Внешние ссылки

биография

Ранний период жизни

Подробности жизни Симеона взяты из его собственных сочинений и из Жития Симеона, написанного его учеником Никитой. Он родился в Базилионе в Галатии в семье Василия и Феофано Галатона, представителей византийской знати, поддерживавших македонскую династию. Его имя при рождении неясно - в то время было традиционным, когда он становился монахом, брать новое имя с тем же инициалом, что и при рождении. Симеон, возможно, проигнорировал эту традицию, чтобы взять то же имя, что и его духовный отец Симеон Студит. В своих произведениях он иногда описывал переживания «Джорджа», что могло быть его именем при рождении. Симеон получил базовое греческое школьное образование до одиннадцати лет, когда дядя понял, что у него есть потенциал для получения высшего образования. Дядя помог Симеону завершить среднее образование при дворе императора Василия II и его брата Константина VIII.

В возрасте четырнадцати лет он познакомился с Симеоном Студитом (также называемым Симеоном Благочестивым), святым монахом монастыря Студиос в Константинополе. Эта встреча убедила Симеона-младшего отказаться от высшего образования и взять себе в духовники Симеона Студита. В это время он начал под его руководством учиться молитвенной жизни и подвижничеству, с желанием немедленно поступить в монастырь. Симеон Студит попросил молодого Симеона подождать, прежде чем стать монахом, поэтому он провел годы до двадцати семи лет, служа в доме патриция, хотя, согласно некоторым источникам, вместо этого он служил императору.

Живя днем ​​мирской жизнью, он, как сообщается, проводил вечера в бдениях и молитвах, применяя на практике сочинения двух авторов — Марка Эремита и Диадоха из Фотики, — которые были переданы ему его духовником. Именно в это время Симеон впервые испытал Бога как божественный свет, как он описал позже в одной из своих бесед ( Диск. 22.2–4). Он приписал этот опыт молитвам Симеона Студита. Несмотря на пережитое, юный Симеон признался, что все еще ведет мирской образ жизни. Непосредственное личное переживание Бога должно было стать одним из центральных учений Симеона в его трудах и для последовавших за ним монахов.

Настоятель монастыря Святого Мамана

Византийская миниатюра с изображением монастыря Студиос.

В возрасте двадцати семи лет он поступил в монастырь Студиос, полностью посвятив свою жизнь ученичеству своему учителю Симеону Студиту. Старец Симеон был не рукоположенным священником, а простым монахом, которого многие считали святым. Симеон-младший был чрезвычайно усерден в своих практиках и в следовании своему учителю — до такой степени, что игумен монастыря настоял на том, чтобы Симеон ушел всего через несколько месяцев.

Оставшиеся стены монастыря Студиос в современном Стамбуле.

По совету старца Симеона он уехал в близлежащий монастырь святого Мамана в Константинополе, который описывался как ветхий как физически, так и духовно. Во время своего пребывания в святом Мамате он продолжал следовать наставлениям Симеона Студита. Через три года после переселения в преподобный Мамант Симеон был пострижен в монашество, рукоположен во священники и избран настоятелем монастыря. Следующие двадцать пять лет он провел в качестве настоятеля монастыря Святого Мамаса, привлекая многих монахов и священнослужителей своей репутацией ученого и святого человека.

Не всех монахов привлекло усердие Симеона. Симеон попытался реформировать византийские монастыри, где монахи стали подчиняться императору и приобрели большие владения имуществом, библиотеками и произведениями искусства. Его сочинения и учения были направлены на то, чтобы вернуть монастырям их традиционную роль в ранней церкви, призывая монахов к жизни в простоте, аскетизме, чистоте сердца и постоянной молитве. Строгая монашеская дисциплина, к которой стремился Симеон, расстроила нескольких монахов монастыря. Симеон также стал более эмоционально подходить к богослужению, предполагая, что монах не должен причащаться без слез. Введение вегетарианской пищи, наряду с другими уникальными практиками воспитания дисциплины и смирения, также вызвало некоторое недовольство монахов.

Через пятнадцать лет после того, как он стал игуменом, в одно утро после Божественной литургии группа около тридцати монахов восстала против Симеона, который прогнал их. Сломав на выходе замки на монастырских воротах, иноки обратились с обращением к патриарху Сисинию, который встал на сторону Симеона и отправил монахов в ссылку. Симеон ходатайствовал за них, делая все возможное, чтобы монахи вернулись в монастырь, в том числе разыскивая некоторых монахов, чтобы извиниться перед ними. Во время своего пребывания настоятелем Симеон написал «Гимны Божественной любви» (законченные во время ссылки), « Беседы» и множество писем и полемических произведений, которые были утеряны. Он также писал статьи, касающиеся его споров с церковными богословами, которые сохранились в виде его богословских и этических трактатов. В 1005 году Симеон оставил пост игумена святого Мамата, назначив на его место одного из своих учеников и ведя более уединенную жизнь в монастыре.

Оппозиция со стороны церкви

Симеон терпел жестокое противодействие со стороны церковных властей, в частности со стороны главного богослова императорского двора архиепископа Стефана, бывшего одно время митрополитом Никомидийским. Стивен был бывшим политиком и дипломатом, известным своим доскональным теоретическим пониманием богословия, но далеким от реального опыта духовной жизни. Симеон, напротив, придерживался мнения, что нужно иметь реальный опыт Святого Духа, чтобы говорить о Боге, в то же время признавая авторитет Священного Писания и более ранних отцов церкви. Их разные взгляды на источник полномочий говорить о духовных вопросах стали причиной нескольких лет напряженного конфликта, закончившегося в конечном итоге изгнанием Симеона.

Стефан придирался к Симеону, особенно за его харизматический подход и его поддержку личного непосредственного переживания Божьей благодати. Симеон считал, что непосредственный опыт дает монахам право проповедовать и отпускать грехи без необходимости формального рукоположения, как это практиковал его собственный учитель Симеон Студит. Церковные авторитеты также учили с умозрительной и философской точки зрения, тогда как Симеон учил на основе своего непосредственного мистического опыта. Учения Симеона, особенно касающиеся непосредственного переживания благодати Божией, вызвали обвинения Стефана в ереси. Симеон ответил на обвинения Стефана, объявив, что настоящая ересь состоит в том, чтобы учить, что невозможно иметь непосредственный опыт общения с Богом ( Диск. 29.4).

Стефан также укорял Симеона за то, что он почитал своего духовного отца Симеона Студита. В то время официальное признание святых практиковалось редко и не было обязательным, поэтому почитаемые монахи неофициально признавались и почитались монастырями и их учениками. Каждый год младший Симеон устраивал праздник в честь своего учителя, в который входили икона Симеона Студита и служба ему. Стефан упрекнул Симеона в том, что он почитал своего учителя как святого, потому что, по его мнению, студит не достоин никакой чести. Конфликт между ними длился шесть лет.

Стефан, наконец, смог представить Симеона перед Синодом по обвинению в почитании святого человека, которого Стефан считал далеко не святым. Сначала патриарх Константинопольский Сергий II поддержал Симеона, зайдя так далеко, что послал свечи и благовония в поддержку почитания Симеона Студита в Св. Маммантии. Стефан нападал на студитов как на нечестивых и грешных и в конце концов смог убедить других в том, что почтение Симеона было неуместным, убедив их в том, что студит придерживается некоторых неортодоксальных верований. В качестве компромисса Стефан предложил проводить ежегодный праздник в честь старца Симеона как частное празднование в монастыре. Симеон Новый Богослов отказался идти на компромисс, заявив, что его долг — чтить отцов церкви и святых, и в январе 1009 г. был приговорен к ссылке. Стефан также убедил Патриарха приказать удалить все иконы Симеона Студита из Св. Мамманта, причем многие из них были уничтожены или покрыты сажей.

Симеон, со своей стороны, никогда не отступал от церковных властей. В одном из своих гимнов Христос говорит епископам следующий упрек:

Они (архиереи) недостойно обращаются с Моим Телом

и жадно стремятся господствовать над массами... Они кажутся блестящими и чистыми, но их души хуже грязи и грязи, хуже даже любого смертоносного яда,

эти злые и извращенные люди! ( Гимн 58)

Изгнание и смерть

В 1009 году Симеон был отправлен в ссылку близ Палукитона, небольшого селения близ Хрисополя на азиатском берегу Босфора. По одной из версий, церковные власти оставили его одного и без еды посреди зимы. Там он нашел заброшенную и разрушенную часовню, посвященную святой Макрине. Он оказался на земле, принадлежащей одному из духовных детей Симеона, Христофору Фагуру, который пожертвовал землю и начал основать монастырь.

К этому времени у Симеона было много учеников — некоторые из них, в том числе патриций Генезей, обратились к Константинопольскому патриарху Сергию II с просьбой отменить указ об изгнании. Из опасения, что спор дойдет до императора, Сергий II полностью отменил указ о ссылке, а затем предложил восстановить Симеона в монастыре св. Мамманта и рукоположить его в архиепископы важной кафедры в Константинополе. Единственным ограничением было то, что Симеон должен был проявить некоторую сдержанность в праздновании праздничного дня Симеона Студита. Симеон отказался идти на компромисс — патриарх из уважения к Симеону дал ему благословение «жить вместе с учениками твоими и поступать по твоему благоволению».

Симеон остался в монастыре святой Макрины, где вокруг него собралось много близких учеников, как монахов, так и мирских людей. В святой Макрине он был свободен от монахов, противившихся его дисциплине и усердию, и свободен от прямого конфликта с церковными властями. Он продолжал чтить Симеона Студита — во время этих торжеств к нему присоединялось большинство духовенства из Константинополя, а также множество монахов и мирян. Он также писал в то время и сделал себя доступным для всех, кто хотел его видеть. Симеон провел последние тринадцать лет своей жизни в изгнании, умерев от дизентерии 12 марта 1022 года. По словам его биографа и ученика Никиты, Симеон предсказал свою смерть много лет назад и в свой последний день созвал всех монахов для петь похоронные гимны.

Симеон теперь признан святым католической и восточно-православной церквями. Звание «Богослов» было дано ему не в современном академическом смысле человека, сведущего в богословии, а для признания того, кто говорит из личного опыта о видении Бога. До времен Симеона этот титул был зарезервирован в основном за апостолом Иоанном, автором одного из четырех евангелий, и Григорием Назианзином, писателем созерцательной поэзии. Его противники насмешливо называли его «новым» богословом из-за его творческого подхода — его сторонники, а затем и Церковь в целом восприняли это имя в самом положительном смысле.

Сочинения

После смерти Симеона его сочинения поддерживали небольшие группы последователей, и в конечном итоге они стали одним из центральных учений исихастского движения. Многие копии его работ были сделаны в последующие века, особенно в 14 веке, и среди православных монастырей на Афоне. Его признание всегда было большим вне официальной церкви, ее календаря и литургии. Историки связывают это с его ревностной личностью, его критикой церковной иерархии, его упором на непосредственное переживание Бога и некоторыми из его неортодоксальных учений, включая его веру в то, что нерукоположенный монах, который имел непосредственный опыт общения с Богом, был уполномочен освобождать других от грехов. их грехи.

Симеон писал в подобном стиле и учил традиционным взглядам нескольких раннехристианских отцов и исихастов, в том числе св. Августина, Григория Нисского, Григория Назианзина и Марка Отшельника. Чем Симеон отличался от своих предшественников, так это тем, что он открыто и открыто делился своими самыми внутренними переживаниями. Симеон был первым византийским мистиком, который свободно делился тем опытом, который был дан в контексте его учения о том, что непосредственное переживание Бога — это то, к чему могут стремиться все христиане.

Одна катехизация Симеона « О вере » вместе с составным трудом под названием «Сто пятьдесят три практических и богословских текста » включены в « Добротолюбие », собрание текстов раннехристианских мистиков. Другой текст в Добротолюбии под названием «Три метода молитвы» также приписывается Симеону — он описывает метод практики Иисусовой молитвы, который включает в себя указание на правильную позу и дыхание во время чтения молитвы. Крайне маловероятно, что он написал этот текст — одни ученые приписывают его преподобному Никифору, другие считают, что его написали ученики Симеона.

дискурсы

Беседы являются центральным произведением жизни Симеона и были написаны в то время, когда он был настоятелем монастыря св. Маммас (980–998). Они состоят из тридцати четырех речей, а также двух частей о благодарении, которые были даны в виде бесед с его монахами и другими людьми, интересующимися духовной жизнью — часто у Св. Мамочки во время утрени, — а затем составлены и, вероятно, отредактированы самим Симеоном. Их широко читали в Константинополе еще до изгнания Симеона. Их стиль поддерживает индивидуальность Симеона, выраженную в его живых выступлениях: простота, искренность, смирение, речь от сердца, «полный огня и убеждения». В дискурсах нет очевидной последовательности или порядка — темы, по-видимому, представляют собой собрание речей, произнесенных в разные литургические сезоны или в дни праздников святых.

В различных дискурсах прослеживаются две основные темы. Одной из них является традиционная тема ранних исихастов и мистических теологов христианского Востока, особенно практики веры ( праксис ) и аскетизма ( аскеза ), которым они часто учили как способу достижения непосредственного переживания Бога ( теория ). Конкретные практики, обсуждаемые Симеоном, включают: покаяние, непривязанность, отречение, милосердие, скорбь о грехах, веру и созерцание.

Другой главный акцент Симеона - сила Святого Духа преображать и глубокий мистический союз с Богом, который является конечным результатом святой жизни. Симеон назвал это крещением Святым Духом по сравнению с более ритуальным крещением водой. Симеон считал, что христианство опустилось до формул и церковных ритуалов, которые для многих заменили прежний акцент на реальном и непосредственном переживании Бога. Беседы выражают твердое убеждение Симеона в том, что жизнь христианина должна быть чем-то большим, чем простое соблюдение правил, и должна включать в себя личный опыт присутствия живого Христа. Симеон описывает собственное обращение и мистический опыт божественного света.

Гимны Божественной любви

В «Гимнах божественной любви» (также называемых «Гимнами божественного Эроса »), большая часть которых была написана во время его пребывания в изгнании, Симеон описывает свое видение Бога как нетварного божественного света. Это переживание божественного сияния связывается Симеоном со Святой Троицей, с Богом, а иногда и со Христом. Гимны похожи по теме на Беседы, но написаны поэтическим размером и рифмой. Он начал писать их одновременно с « Рассуждениями », но закончил редактировать их только в течение последних тринадцати лет своей жизни в монастыре св. Макрины. Всего насчитывается 58 гимнов, насчитывающих около 11 000 стихов.

Гимны охватывают различные темы, подобные беседам: покаяние, смерть, практика добродетели, милосердие, непривязанность и многое другое. Особенно примечательны Гимны, в которых рассказывается о мистических переживаниях Симеона и его любви ко Христу, которые были описаны как «восторженное письмо и... мистическое содержание, которое становится очень личным как для Симеона, так и для читателя».

Отрывок из Гимна 25 включает следующее описание мистического союза Симеона с Богом как светом :

— Но, о, какое упоение светом, О, какие движения огня!

О, какие завихрения пламени во мне, жалком я, исходящем от Тебя и Твоей славы! Слава, которую я знаю, и я говорю, что это твой Святой Дух, который имеет ту же природу с Тобой и ту же честь, о слово; Он того же рода, той же славы, той же сущности, Он один с Отцом твоим и с Тобой, Христе, Боже вселенной! Я падаю в обожании перед Тобой. Благодарю Тебя за то, что Ты сделал меня достойным знать, как бы мало это ни было,

сила Твоей божественности.

Богословские и этические трактаты

Богословские и этические трактаты Симеона были оригинальными письменными произведениями по сравнению со многими другими его сочинениями, взятыми из его выступлений. Они освещают его позиции по различным спорным вопросам богословия. Многие из них были направлены против Стефана, его главного антагониста в церкви, а также других церковных чиновников, которые, по мнению Симеона, придерживались чрезмерно теоретического подхода к христианству. В этих произведениях Симеон защищал традиции ранневизантийских мистических богословов от учений церковных чиновников своего времени. Центральным элементом этой защиты была точка зрения Симеона о том, что откровение Священного Писания можно понять только через опыт божественной благодати, данной чистым сердцем во время созерцания.

Трактаты охватывают широкий круг тем, в том числе защиту Симеона от Стефана в отношении его собственных взглядов на единство Святой Троицы. Он также представляет свое учение о мистицизме, необходимости веры, возможности прямого переживания Бога, крещении Святым Духом и многом другом. Последние четыре трактата были написаны во время его изгнания и обсуждают святую жизнь на земле, спасение через веру и добрые дела, а также необходимость уединения, если кто-то хочет стать каналом божественной благодати для других.

Учения

Церковные власти регулярно бросали вызов Симеону, хотя его учение укоренялось в Евангелиях. Он также был верен ранним греческим отцам и двум основным традициям византийской духовности: александрийской школе, принявшей более интеллектуальный подход, и «школе сердца», представленной Марком Отшельником, Псевдо-Макарием, Иоанном Лествичником. и другие ранние монахи-аскеты. Он соединил эти разные традиции со своим внутренним опытом в новом для византийского мистицизма синтезе.

Симеон часто учил, что все последователи Христа могут иметь непосредственный опыт общения с Богом, или theoria, точно так же, как переживали и учили отцы ранней церкви. В этом контексте он часто описывал свои переживания Бога как божественный свет. Он проповедовал своим монахам, что путь к благодати Божией лежит через жизнь в простоте, аскетизме, святости и созерцании, что также было учением отшельников и монахов, известных как отцы- пустынники. Кроме того, Симеон придавал большое значение тому, чтобы отдать себя под полное руководство духовника.

Прямой опыт

Центральной темой учений и сочинений Симеона является то, что все христиане должны стремиться к реальному непосредственному переживанию Бога в глубоком созерцании или теории. Что же касается его собственных мистических переживаний, то он представил их не как уникальные для себя, а как норму для всех христиан. Он учил, что опыт приходит после очищения через молитву, покаяние и аскетизм. Он особенно призвал своих монахов взять на себя традиционную харизматическую и пророческую роль в Церкви.

В одном из своих « Рассуждений » он защищал частый обмен своими внутренними переживаниями, написав, что это не было самонадеянно, а делалось для поощрения других в их внутренней жизни:

Мы написали их потому, что помним о дарах Божиих, которыми Он наградил нас недостойных от начала жизни до настоящего момента... и в благодарность мы показываем всем вам талант, который Он нам доверил. Как можем мы молчать перед таким изобилием благ, или по неблагодарности закапывать данный нам талант (Мф. 25:18), подобно неблагодарным и злым рабам?... Нашим устным учением мы побуждаем и вас стремиться к тому, чтобы вы могли иметь участие в Его дарах и наслаждаться ими, дарами которых мы, хотя и недостойные, были причастниками по Его невыразимой благости. ( Беседа XXXIV)

Божественный свет

Симеон неоднократно описывает опыт божественного света в своих трудах как внутренний и внешний мистический опыт. Эти переживания начались в его юности и продолжались всю его жизнь. Они приходили к нему во время внутренней молитвы и созерцания и были связаны с чувством неописуемой радости, а также с интеллектуальным пониманием того, что свет есть видение Божие. В своих трудах он говорил непосредственно с Богом об опыте по-разному: «чистый Свет твоего лица» и «Ты соизволил открыть мне Свой лик, как бесформенное солнце». Он также описывал свет как благодать Божью и учил, что его переживание связано с разумом, который был полностью спокоен и превзошел себя. Временами он описывал, как свет говорил с ним с добротой и объяснял, кто это.

В Беседе XXVIII Симеон писал о свете и его силе преображения:

Оно сияет для нас без вечера, без изменения, без изменения, без формы. Оно говорит, работает, живет, дает жизнь и превращает в свет тех, кого освещает. Мы свидетельствуем, что «Бог есть свет», и все те, кому было дано видеть Его, видели Его как свет. Видевшие Его приняли Его как свет, потому что свет славы Его идет перед Ним, и невозможно Ему явиться без света. Не видевшие Его света не видели Его, ибо Он есть свет, а не получившие света не получили еще благодати. Принявшие благодать получили свет Божий и приняли Бога, как Сам Христос, Который есть Свет, сказал: «Я буду жить в них и двигаться среди них». (2 Кор. 6:16)

Руководство духовника

Симеон учил, что для тех, кто серьезно относится к духовной жизни, необходимо отдать себя под руководство духовника. Эти отношения были исторической традицией, особенно заметной среди отцов- пустынников, которые определяли требования к действию в роли духовника: личный опыт; внутренняя жизнь; чистота сердца; видение Бога; на виду; вдохновение; проницательность. Официального рукоположения во священники не требовалось — родной духовник Симеона был простым нерукоположенным монахом, имевшим много духовных чад. Симеон также учил, что такие учителя были уполномочены своей святостью проповедовать и освобождать других от их грехов, и это мнение привело его к разногласиям с церковными лидерами того времени.

В «Гимнах божественной любви» Симеон писал, что:

Слушай только совет своего духовного отца,

отвечай ему со смирением и, как Богу, излагай ему свои мысли, даже до простого размышления, ничего не скрывая,

ничего не делать без его совета.

Отпущение грехов

Учение Симеона о слушании исповеди и отпущении грехов приводило его к регулярным конфликтам с церковными властями, в частности с архиепископом Стефаном. Согласно Симеону, только тот, кто имел благодать и непосредственный опыт общения с Богом, был уполномочен Богом проповедовать и отпускать грехи других. Стефан придерживался мнения, что такой властью обладают только рукоположенные священники. Взгляды Симеона были окрашены его собственным духовным отцом Симеоном Студитом, который был простым монахом, не рукоположенным, но проповедовавшим и разрешавшим грехи. В одном из своих « Этических бесед » Симеон пошел еще дальше и написал, что нельзя давать отпущение грехов, не испытав сначала благодати Божией:

Будьте осторожны, умоляю вас, никогда не берите на себя долги других, когда вы сами должник; не смейте давать отпущение грехов, не приняв в свое сердце Того, Кто берет на Себя грех мира» ( Еф. 6').

Работает

английские переводы

Смотрите также

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-10 08:45:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте