Дидона

редактировать

Эней рассказывает Дидоне о Троянской войне, автор Пьер-Нарсисс Герен. Сцена взята из «Энеиды» Вергилия, где Дидона влюбляется в троянского героя Энея, но его уход убивает сердце.

Дидона (; Древнегреческий : Διδώ Греческое произношение:, Латинское произношение: ), также известная как Алисса или Элисса(, Ἔλισσα), была легендарной основательницей и первой царицей финикийского города-государства Карфаген, расположенного в современном Тунисе. Известная только из древнегреческих и римских источников, большинство из которых было написано задолго до основания Карфагена, ее историчность остается неопределенной. В большинстве источников она была царицей финикийского города-государства Тир, сегодня Тир в Ливане, которая бежала от тирании, чтобы основать свой город на северо-западе. Африка.

Подробности о характере, жизни и роли Дидоны в основании Карфагена лучше всего известны из рассказа Вергилия в эпической поэме Энеида, рассказывающая легендарную историю о троянском герое Энея. Дидона описывается как умная и предприимчивая женщина, которая сбегает от своего безжалостного и деспотичного брата Пигмалиона, обнаружив, что он виноват в смерти ее мужа. Благодаря ее мудрости и руководству город Карфаген основан и процветает.

Дидона остается устойчивой фигурой в популярной культуре, ее можно увидеть в пьесах, произведениях искусства и других средствах массовой информации в 21 веке. Ее наследие особенно велико в Тунисе, женщин которого иногда называют «дочерьми Дидоны», и где она считается национальным символом, даже если раньше была изображена на его денежной единице.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Хронология
  • 3 Ранние источники
  • 4 Историчность и датировка
  • 5 Энеида Вергилия
  • 6 Поздняя римская традиция
  • 7 Продолжающаяся традиция
  • 8 Примечания
  • 9 Избранная библиография
  • 10 Первичная источники
  • 11 Внешние ссылки

Имя

Дидона, картина Доссо Досси.

Многие имена в легенде о Дидоне имеют пуническое происхождение, что предполагает, что первые Греческие авторы, упоминающие эту историю, взяли на себя финикийские отчеты. Одно из предположений состоит в том, что Дидона - это эпитет от того же семитского корня, что и Давид, что означает «Возлюбленный». Другие утверждают, что Дидо означает «странник».

Согласно Мари-Пьер Ноэль, «Элишат / Елисей» - это имя, неоднократно упоминаемое в Пунических голосах. Он состоит из пунического рефлекса * il- «бога», удаленного финикийского бога-создателя Эль, также имени Бога в иудаизме, и " ‐Issa », которое может быть либо« ʾiš »(𐤀𐤎 ), что означает« огонь », либо другим словом, обозначающим« женщина ». В других работах говорится, что это женская форма Эль. На греческом это слово выглядит как Theiossô, что переводится как Элисса: эль становление теосом.

Хронология

Это понимание хронологии Дидоны и ее компании привело к следующим датам Дидоны и ее ближайших родственников., как производное от F. М. Кросс и Вм. Х. Барнс:

  • Баал-Эсер II (Ба'л-Маззер II) 846–841 гг. До н.э.
  • Маттан I 840–832 гг. До н.э.
  • 839 г. до н.э.: родилась Дидона в Тире
  • 831 г. до н. э.: Пигмалионфиникийском pmy (y) tn или p'mytn, то есть Pu'mayyaton, который переводится в греческой традиции как Пигмалион) начинает править
  • 825 г. до н.э.: Дидона бежит из Тира на 7-м году правления Пигмалиона, после смерти Ацербаса
  • 825 г. до н.э. и, возможно, через некоторое время после этого: Дидона и товарищи на Кипр
  • Между 825 г. до н.э. и 814 г. до н.э.: Тирианцы строят поселение на острове Котон
  • 814 г. до н.э.: Дидона основывает Карфаген на материке
  • 785 г. до н.э. : Смерть Пигмалиона
  • 759 г. до н.э.: Дидона умерла в Карфагене

Ранние источники

Энеида, Книга IV, Смерть Дидоны. Из Вергилия Ватикана (Библиотека Ватикана, Cod. Vat. Lat. 3225).

Личность Дидоны можно проследить по ссылкам римских историков на утраченные сочинения Тимея из Тавромений на Сицилии (ок. 356–260 до н. Э.).

Древние историки называли разные даты как основания Карфагена, так и основания Рима. Аппиан в начале своих Пунических войн утверждает, что Карфаген был основан неким Зором и Кархедоном, но Зорус выглядит как альтернативная транслитерация названия города Тир, а Карчедон - это просто греческая форма Карфагена. Тимей сделал жену Кархедона Элиссу сестрой царя Пигмалиона Тирского. Археологические свидетельства поселения на месте Карфагена до последней четверти VIII века до нашей эры еще не найдены. Скудность материала для этого периода можно объяснить отказом от теории греческой темной эры. То, что город назван Q (Карт-хадашт, или «Новый город»), по крайней мере, указывает на то, что это была колония.

Единственное сохранившееся полное описание до обращения Вергилия - это современник Вергилия Гней. Помпей Трог в его филиппийских историях, представленный в сборнике или воплощении, сделанном Юнианом Юстином в 3 веке нашей эры.

Юстин, цитируя или перефразируя Трогское состояние (18.4–6), король Тира, которого Юстин не называет, сделал свою прекрасную дочь Дидону и сына Пигмалиона своими сонаследниками. Но после его смерти люди выбрали Пигмалиона своим правителем, хотя Пигмалион был еще мальчиком. Дидона вышла замуж за Ацербаса за своего дядю, который как священник Геракла - то есть Мелькарта - был вторым по власти королю Пигмалиону. Ацербаса (Сихарбаса, Захербаса) можно приравнять к Зикарбаалу, царю Библа, упомянутому в египетской Повести о Венамоне. Ходили слухи, что Ацербас тайно закопал много богатств, а царь Пигмалион убил Ацербаса в надежде получить это богатство. Дидона, желая сбежать из Тира, выразила желание перебраться во дворец Пигмалиона, но затем приказала слугам, которых Пигмалион послал, чтобы помочь в переезде, бросить все мешки с золотом Ацербаса в море, очевидно, как подношение его духу. Фактически в этих мешках был только песок. Затем Дидона убедила служителей отправиться с ней в бегство в другую страну, а не столкнуться с гневом Пигмалиона, когда он обнаружил, что якобы стало с богатством Ацербаса. Некоторые сенаторы также присоединились к ее бегству.

Группа прибыла на Кипр, где к экспедиции присоединился жрец Юпитера. Там ссыльные также схватили около восьмидесяти молодых женщин, которые занимались проституцией на берегу, чтобы обеспечить жен для мужчин из партии.

В конце концов Дидона и ее последователи прибыли на побережье Северной Африки, где Дидона попросила берберского короля Ярбаса выделить небольшой участок земли для временного убежища, пока она не сможет продолжай свое путешествие, только столько земли, сколько может быть покрыто воловьей шкурой. Они согласились. Дидона разрезала воловью шкуру на мелкие полоски, чтобы у нее было достаточно, чтобы окружить весь близлежащий холм, который впоследствии был назван Бирса «шкура». (Это событие отмечается в современной математике: «изопериметрическая задача » заключения максимальной площади внутри фиксированной границы часто называется «Дидонской проблемой» в современном вариационном исчислении.) Это станет их новым домом. Многие из местных берберов присоединились к поселению, и как берберы, так и посланники из близлежащего финикийского города Утики настаивали на строительстве города. При рытье фундамента была найдена голова быка, что указывало на город, который будет богатым, но подчиняться другим. Соответственно, вместо этого была выкопана другая часть холма, где была найдена голова лошади, что указывает на то, что город будет сильным в войне.

Но когда новый город Карфаген был основан и стал процветающим, Ярбас, король Макситани или Мавритани (рукописи различаются), потребовал Дидона для своей жены, иначе он начал бы войну с Карфагеном. Тем не менее, она предпочла остаться верной своему первому мужу, и после создания церемониального похоронного костра и принесения в жертву его духу многих жертв под предлогом того, что это было последнее чествование ее первого мужа в рамках подготовки к браку с Иарбасом, Дидона поднялась на костер, объявила, что пойдет к мужу, как они того пожелают, а затем убила себя мечом. После этого самопожертвования Дидона была обожествлена, и ей поклонялись, пока существовал Карфаген. В этом рассказе основание Карфагена произошло за 72 года до основания Рима.

Сервий в своем комментарии к «Энеиде» Вергилия называет Сихарбас именем мужа Дидоны в ранней традиции.

Историчность и датировка

Дидона и Эней с римской фрески Помпейский третий стиль (10 г. до н.э. - 45 г. н.э.), Помпеи, Италия

История о бычьей шкуре, объясняющая название холма, скорее всего, имеет греческое происхождение, поскольку Бирса означает «бычья кожа» по-гречески, а не в пуническом. Название холма на Пуническом, вероятно, произошло от семитского brt «укрепленное место». Но это не мешает другим деталям истории быть карфагенскими, хотя и не обязательно историческими. Майкл Грант в «Римских мифах» (1973) утверждает, что «Дидона-Элисса изначально была богиней» и что она была преобразована из богини в смертную (если еще легендарную) королеву где-то в конце пятого века до нашей эры. греческого писателя.

Другие предполагают, что Дидона действительно была исторической, как описано в следующих рассказах. Неизвестно, кто первым соединил историю Дидоны с преданием, связывающим Энея либо с Римом, либо с более ранними поселениями, из которых Рим ведет свое происхождение. Фрагмент эпической поэмы Гнея Невия, умершего в Утике в 201 г. до н.э., включает отрывок, который мог быть, а мог и не быть частью беседы между Энеем и Дидоной. Сервий в своем комментарии (4.682; 5.4) цитирует Варрона (1 век до н.э.), в котором говорится, что сестра Дидоны Анна покончила с собой из любви к Энею.

Доказательства историчности Дидоны (вопрос не зависит от того, встречалась ли она когда-либо с Энеем) могут быть связаны с доказательствами историчности других членов ее семьи, таких как ее брат Пигмалион и их дед Балазерос. Оба этих царя, а также Дидона, упоминаются в списке тирских царей, приведенном в Менандре Эфесском списке царей Тира, который сохранился в Иосифе. Против Апиона, п.18. Иосиф завершает свою цитату о Менандре предложением «Теперь, на седьмом году его [Пигмалиона] правления, его сестра убежала от него и построила город Карфаген в Ливии».

Нора Стоун, найденный на Сардинии, Фрэнк Мур Кросс истолковал как называющий Пигмалиона королем генерала, который использовал камень для записи своих победа над местным населением. По палеографическим признакам камень датируется IX веком до нашей эры. (Перевод Кросса с более подробным обсуждением камня Норы можно найти в статье Пигмалиона). Если интерпретация Креста верна, это представляет собой письменное свидетельство, подтверждающее существование царя Тира IX века до н.э. по имени (по-гречески) Пигмалион.

Некоторые ученые идентифицировали Ба'ли-маанзера, царя Тира, который отдал дань Шалманасару III в 841 г. до н.э., с 𐤁𐤏𐤋𐤏𐤑𐤅𐤓 Ба'ал-Азор (финикийский форма имени) или Баал-Эсер / Балазерос (греческая форма имени), дед Дидоны. Это придает достоверность описанию Иосифа / Менандра, которое называет царей Тира от Авибала и Хирама I до времен Пигмалиона и Дидоны.

Еще одно возможное упоминание Балазероса можно найти в «Энеиде». Это была обычная древняя практика использования hypocoristicon или сокращенной формы имени, которая включала только божественный элемент, так что «Belus», которое Вергилий называет отцом Дидоны в «Энеиде», может быть отсылкой к ее деду, Баалу. Eser II / Balazeros.

Еще более важными, чем надписи и литературные ссылки, подтверждающие историчность Пигмалиона и Дидоны, являются хронологические соображения, которые дают что-то вроде математической демонстрации правдивости главной особенности саги о Пигмалионе / Дидоне, а именно бегстве Дидона из Тира на седьмом году жизни Пигмалиона и ее окончательное основание города Карфаген. Классические авторы называют две даты основания Карфагена. Первый - это высказывание Помпея Трога, упомянутого выше, в котором говорится, что это произошло за 72 года до основания Рима. По крайней мере, еще в I веке до нашей эры, а затем и позже, римские писатели чаще всего использовали дату основания Рима 753 год до нашей эры. Это поместит бегство Дидоны в 753 + 72 = 825 г. до н.э. Другая традиция, история греческого историка Тимея (ок. 345–260 до н. Э.), Указывает на 814 г. до н.э. основанием Карфагена. Традиционно большинство современных ученых предпочитают дату 814 года. Однако публикация текста Салманасера, в котором упоминается дань Баал-Эсера II из Тира в 841 г. до н.э., вызвала пересмотр этого вопроса, поскольку лучшие тексты Менандра / Иосифа Флавия допускают только 22 года с момента вступления во власть Баал-Эсера / Балазероса. до седьмого года правления Пигмалиона, а отсчет от 814 г. до н.э. не допускал перекрытия Балазероса с данью 841 г. Салманасару. Однако с датой 825 года, означающей седьмой год правления Пигмалиона, последний год Балацера совпадал с 841 годом до нашей эры, годом подношения. Дополнительное свидетельство в пользу даты 825 года содержится в заявлении Менандра, повторенном Иосифом Флавием, что подтверждается протоколами Тирского суда (Против Апиона I. 17,18), что бегство Дидоны (или основание Карфагена)) произошло через 143 года и восемь месяцев после того, как Хирам из Тира послал помощь Соломону для строительства Храма. Используя дату 825 года, эта тирская запись датирует начало строительства Храма 969 или 968 годом до нашей эры, что согласуется с утверждением в 3 Царств 6: 1, что строительство Храма началось в четвертый год царствования Соломона. Четвертый год Соломона можно рассчитать как начало осени 968 г. до н.э., если использовать широко принятую дату 931/930 г. до н.э. для разделения царства после смерти Соломона. Таким образом, эти хронологические соображения определенно отдают предпочтение дате 825 г. по сравнению с датой 814 г., когда Дидона покинула Тир. Более того, совпадение этой даты с датой возведения дани Салманасару и годом начала строительства Первого Храма свидетельствует о существенной историчности, по крайней мере, существования Пигмалиона и Дидоны, а также их разлома в 825 году до нашей эры. это в конечном итоге привело к основанию Карфагена.

Согласно Дж. М. Пеньуэле, разница в двух датах основания Карфагена имеет объяснение, если мы понимаем, что Дидона бежала из Тира в 825 г. до н.э., но прошло одиннадцать лет, прежде чем коренные жители дали ей разрешение на Постройте город на материке, годы, отмеченные конфликтом, когда тирианцы сначала построили небольшой город на острове в гавани. Дополнительная информация о деятельности Дидоны после отъезда из Тира содержится в статье Пигмалиона, а также в резюме более поздних ученых, которые приняли тезис Пенуэлы.

Если таким образом хронологические соображения помогают установить основную историчность Дидоны, они также служат для опровержения идеи о том, что она могла иметь какую-либо связь с Энеем. Эней участвовал в Троянской войне, которая обычно датируется XIV – XII веками до нашей эры, что слишком рано, чтобы Эней мог быть живым во времена Дидоны. Даже с учетом даты 864 г. до н.э., которую исторический ревизионист Давид Рол называет окончанием Троянской войны, Энею было около 77 лет, когда Дидона бежала из Тира в 825 г. до н. в 814 г. (после реконструкции Пенуэлы), что вряд ли согласуется с романтическими интригами между Дидоной и Энеем, вообразившимися Вергилием в «Энеиде».

Энеида Вергилия

Дидона, приписываемая Кристофу Коше, ранее находившемуся в Марли (Лувр )

Ссылки Вергилия в «Энеиде» в целом согласуются с тем, что Записано воплощение Трога Юстином. Вергилий называет Бэла отцом Дидоны, этот Бэла иногда называют Бэлом II более поздними комментаторами, чтобы отличить его от Бэла сына Посейдона и Ливия в более ранней греческой мифологии. Если история Дидоны имеет фактическую основу и должным образом синхронизирована с историей, то этот Бел должен обозначать Маттана I, отца исторический Пигмалион.

Вергилий (1.343f) добавляет, что брак между Дидоной и Сихеем, как Вергилий называет мужа Дидоны, произошел, когда ее отец был еще жив. Пигмалион тайно убил Сихея из-за его богатство и Сихей явились Дидоне во сне, в котором он рассказал правду о своей смерти, убедил ее бежать из страны и показал ей, где захоронено его золото. вместе с теми, кто ненавидел или боялся Пигмалиона. Ни одна из этих деталей не противоречит воплощению Джастина, но Вергилий очень сильно меняет смысл и многие детали истории, когда он приводит Энея и его последователей в Карфаген.

(1.657f) Дидона и Эней влюбляются в руководство Юноны и Венеры, действуя согласованно, хотя и по разным причинам. (4.198f) Когда слухи о любовном романе доходят до короля Ярбаса Гетулиана, «сына Юпитера Амона, изнасилованного гарамантианской нимфой», Ярбас молится своему отцу, обвиняя Дидона, которая презирала его брак, но теперь берет Энея в деревню как своего господина. (4.222f) Юпитер отправляет Меркурия, чтобы тот отправил Энея в путь, и благочестивый Эней, к сожалению, подчиняется. Меркьюри рассказывает Энею обо всех многообещающих итальянских землях и приказывает Энею подготовить свой флот.

(4.450f)

Смерть Дидоны, автор Гверчино, 1631 г. н.э.

Дидона больше не может жить. (4.474) Она приказывает своей сестре Анне развести ей костер под предлогом сожжения всего, что напомнило ей об Энея, включая оружие и одежду, которые Эней оставил, и (что она называет) их свадебное ложе (хотя, согласно Эней, они никогда не были официально женаты.) (4.584f) Когда Дидона видит уходящий флот Энея, она проклинает его и его троянцев и провозглашает бесконечную ненависть между Карфагеном и потомками Трои, предвещая Пунические войны. (4.642) Дидона поднимается на костер, снова ложится на кушетку, которую делила с Энеем, а затем падает на меч, который ей дал Эней. (4.666) Наблюдающие кричат; Анна врывается и обнимает умирающую сестру; Юнона посылает Ирис с небес, чтобы освободить дух Дидоны из ее тела. (5.1) Со своих кораблей Эней и его команда видят сияние погребального костра Дидоны и могут только догадываться, что произошло. По крайней мере, два ученых утверждали, что включение костра в самоубийство Дидоны - иначе не подтвержденное в эпосах и трагедиях - намекает на самосожжение, унесшее жизнь последней королевы Карфагена (или жены его генерала Гасдрубала. Бетхарх ) в 146 г. до н.э.

(6.450f) Во время своего путешествия в подземный мир Эней встречает Дидону и пытается извиниться, но Дидона не снисходительно смотрит на него. Вместо этого она отворачивается от Энея в рощу, где ждет ее бывший муж Сихей.

Вергилий включил большинство мотивов из оригинала: Ярбас, который желает Дидону против ее воли, обманчивое объяснение строительства костра и последнее самоубийство Дидоны. В обеих версиях Дидона в конце концов верна своему первоначальному мужу. Но в то время как прежняя Элисса всегда оставалась верной памяти своего мужа, Дидона Вергилия умирает как замученная и раскаявшаяся женщина, отпавшая от этой верности.

Вергилий постоянно использует форму Dido в качестве именительного падежа, но производные от Elissa для наклонных падежей.

Поздняя римская традиция

Письмо 7 из Овидия Героид - это притворное письмо Дидоны Энею, написанное незадолго до того, как она взошла на костер. Ситуация как в "Энеиде" Вергилия. В «Фасти» Овидия (3.545f) Овидий представил своего рода продолжение с участием Энея и сестры Дидоны Анны. См. Анна Перенна.

Барциды, семья, к которой принадлежал Ганнибал, утверждали, что произошли от младшего брата Дидоны согласно Силию Италику в его Пуница (1.71–7).

История Августа («Tyrrani Triginta» 27, 30) утверждает, что Зенобия царица Пальмиры в конце третьего века произошла от Клеопатра, Дидона и Семирамида.

Продолжение традиции

Кристина Йонген, Дидона, бронзовая скульптура, 2007–08 гг. 10 банкнота TND, выпущенная в 2005 году, с портретом Элиссы.

В Божественной комедии, Данте помещает тень Дидоны во второй круг Ада, где она осуждена (из-за ее всепоглощающей похоти) на вечную смерть в жестоком вихре.

Эта легенда вдохновила на создание драмы эпохи Возрождения Дидона, королева Карфагена автора Кристофера Марлоу.

Также из 17-го века есть баллада, вдохновленная отношениями между Дидоной и Энеем. Баллада, часто печатаемая на обложке, называется «Странствующий принц Трои », и она меняет конец отношений между двумя влюбленными, переосмысливая последнее отношение Дидоны к Энею. и переписав визит Энея в подземный мир как выбор Дидоны, чтобы преследовать его.

История Дидоны и Энея оставалась популярной на протяжении всей пост-ренессансной эпохи и была основой для многих опер с либретто Метастазио, Didone abbandonata, оказавшаяся особенно популярной среди композиторов на протяжении восемнадцатого века и позже:

Уильям Шекспир обращается к Дидоне двенадцать раз в своих пьесах: четыре раза в Буря, хотя и все в одном диалоге, дважды в Тит Андроник, а также в Генрих VI, часть 2, Антоний и Клеопатра, Гамлет, Ромео и Джульетта, Сон в летнюю ночь, и наиболее известный в Венецианский купец, во взаимном ухаживании Лоренцо и Джессики:

В такую ​​ночь. Стояла Дидо с ивой в руке. На берегах диких морей и разносит свою любовь. Чтобы снова вернуться в Карфаген.

В 1794 году Германия, Шарлотта фон Штайн написала свою собственную драму под названием «Дидона» с автобиографическим элементом - поскольку фон Штайн был оставлен ее собственным возлюбленным, знаменитым Гете, в манере, которая, по ее мнению, напоминала Эней.

Даже сегодня Дидона появляется в стратегических играх Сида Мейера Civilization II и Civilization V как лидер карфагенской цивилизации., хотя в первом она появляется вместе с Ганнибалом. В Civilization V она говорит на финикийском языке с современным израильским акцентом. В 2019 году Дидона стала лидером Финикии в Civilization VI: Gathering Storm со столицей в Тире.

В честь Дидоны астероид 209 Dido, открытый в 1879 году, был назван в ее честь. Еще одно посвящение царицы Дидоны - гора Дидона в Антарктиде.

Воспоминания об истории бычьей шкуры и основания Карфагена сохранились в математике в связи с изопериметрической проблемой, которую иногда называют проблемой Дидоны (и аналогично изопериметрическую теорему иногда называют теоремой Дидоны). Иногда в таком обсуждении утверждается, что Дидона заставила свои стринги разместить в виде полукруга, касающегося морского побережья с каждого конца (что значительно увеличило бы площадь), но источники упоминают только стринги и ничего не говорят о море.

Карфаген был величайшим соперником и врагом Римской республики, и Дидона Вергилия отчасти символизирует это. Несмотря на то, что в ее дни не существовало Рима, Дидона Вергилия проклинает будущее потомство троянцев. В Италии при фашистском режиме ее фигура демонизировалась, возможно, не только как антиримская фигура, но и потому, что она вместе представляла по крайней мере три других «неприятных» качества: женскую добродетель », семитская раса "и североафриканская цивилизация. В качестве безобидного примера: когда режим Бенито Муссолини назвал улицы новых кварталов Рима персонажами «Энеиды» Вергилия, только имя Дидона не появилось.

Примечания

Избранная библиография

  • H. Акбар Хан, «Doctissima Dido»: этимология, гостеприимство и построение цивилизованной идентичности, 2002.
  • , Два изменения Вергилия в «Дидоне» Чосера, 1938.
  • С. Conte, Dido sine veste, 2005.
  • Р. С. Конвей, Место Дидоны в истории, 1920.
  • Ф. Делла Корте, La Iuno-Astarte virgiliana, 1983.
  • G. De Sanctis, Storia dei Romani, 1916.
  • R.J. Эджворт, «Смерть Дидоны». The Classical Journal 72.2 (1977) 129–33.
  • М. Фантар, Карфаген, престижный город Элисса, 1970.
  • Л. Фуше, Les Phéniciens à Carthage ou la geste d'Elissa, 1978.
  • Майкл Грант, Римские мифы, 1973.
  • М. Гра / П. Руайяр / Дж. Teixidor, L'univers phénicien, 1995.
  • H.D. Грей, Шекспир написал трагедию о Дидоне ?, 1920.
  • Г. Herm, Die Phönizier, 1974.
  • Т. Каилувейт, Дидона - Дидон - Дидона. Eine kommentierte Bibliographie zum Dido-Mythos in Literatur und Musik, 2005.
  • R.C. Кеттерер, Опасности Дидоны: колдовство и мелодрама в «Энеиде IV» Вергилия и «Дидоне и Эней» Перселла, 1992.
  • R.H. Клаузен, Эней и Пенатен, 1839.
  • Г. Ковальски, De Didone graeca et latina, 1929.
  • А. Ла Пенна, Дидона, в Enciclopedia Virgiliana, II, 1985, 48-57; * F.N. Лиз, Дидона, королева Карфагена и бури, 1964.
  • Ж.-Й. Maleuvre, Contre-Enquête sur la mort de Didon, 2003.
  • Ж.-Й. Maleuvre, La mort de Virgile d’après Horace et Ovide, 1993;
  • L. Mangiacapre, Didone non è morta, 1990.
  • P.E. Маклейн, Смерть королевы: Дидона Спенсера в роли Элизабет, 1954.
  • О. Meltzer, Geschichte der Karthager, 1879.
  • А. Michel, Virgile et la politique impériale: un courtisan ou un philosophe ?, 1971.
  • R.C. Монти, Эпизод «Дидона» и «Энеида: римские социальные и политические ценности в эпосе», 1981.
  • С. Москати, Чи-фуроно и Феничи. Identità storica e culturale di un popolo protagonista dell'antico mondo mediterraneo, 1992.
  • R. Neuse, Book VI as Conclusion to The Faerie Queene, 1968.
  • Ноэль, Мари-Пьер (2014), Элисса, греческая Дидона, в мифологии и в истории (PDF) (в French), Université de Montpellier, заархивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2016 г.
  • F. Нольфо, Эпигр. Боб. 45 Sp. (= Ps. Auson. 2 pp. 420 s. Peip.): La palinodia di Didone negli Epigrammata Bobiensia e la sua rappresentazione iconica, «Sileno» 41 / 1-2, 277-304;
  • F. Nolfo, Su alcuni aspetti del ‘movimento elegiaco’ di un epigramma tardoantico: la Dido Bobiensis, «Vichiana» 55/2, 2018, 71-90;
  • A. Парри, Два голоса Энеиды Вергилия, 1963.
  • Г.К. Пастер, Монтень, Дидона и Буря: «Как появилась эта вдова?», 1984.
  • Б. Шмитц, Овиде, В Ибине: un oiseau impérial, 2004;
  • Э. Стампини, Alcune osservazioni sulla leggenda di Enea e Didone nella letteratura romana, 1893;
  • A. Ziosi, Didone regina di Cartagine di Christopher Marlowe. Metamorfosi virgiliane nel Cinquecento, 2015;
  • A. Didone, Didone. La tragedia dell'abbandono. Variazioni sul mito (Virgilio, Ovidio, Boccaccio, Marlowe, Metastasio, Ungaretti, Brodskij), 2017.

Первоисточники

  • Вергилий, Энеида i.338–368
  • Юстин, Epitome Historiarum philippicarum Pompei Trogi xviii.4.1–6, 8

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Дидоной.
Викиисточник содержит текст Британская энциклопедия 1911 года статья Dido.

Избранные английские тексты (Альтернативные ссылки, найденные в статьях Википедии для соответствующих авторов.)

Комментарий

Последняя правка сделана 2021-05-17 05:14:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте