Кристоф Граупнер (13 января 1683 г. в Кирхберге - 10 мая 1760 г. в Дармштадте ) был немецким клавесинистом и композитором высокого барокко, современник Иоганна Себастьяна Баха, Георга Филиппа Телемана и Георга Фридриха Генделя.
Родившись в Хартманнсдорфе около Кирхберга в Саксонии, Граупнер получил первые музыкальные инструкции от своего дяди, органист по имени Николай Кестер. Граупнер поступил в Лейпцигский университет, где изучал право (как и многие композиторы того времени), а затем завершил свое музыкальное образование у Иоганна Кунау, кантор из Thomasschule (школа Святого Томаса).
В 1705 году Граупнер покинул Лейпциг, чтобы играть на клавесине в оркестре Гамбургской оперы под руководством Рейнхарда Кейзера, рядом с Георгий Фридрих Гендель, тогда молодой скрипач. Помимо игры на клавесине, Граупнер написал шесть опер в Гамбурге, некоторые из них в сотрудничестве с Кейзером, популярным композитором опер в Германии.
В 1709 году Граупнер занял должность при дворе Гессен-Дармштадт, а в 1711 году стал Хофкапельмейстером придворного оркестра (начальником придворной капеллы). Граупнер провел остаток своей карьеры в суде в Гессен-Дармштадте, где его основной обязанностью было обеспечение музыки для придворной часовни. Он писал музыку почти полвека, с 1709 по 1754 год, когда стал слепым. Он умер шесть лет спустя.
Граупнер случайно сыграл ключевую роль в истории музыки. Неустойчивое финансовое положение в Дармштадте 1710-х годов привело к сокращению музыкальной жизни. Оперный театр был закрыт, и многим придворным музыкантам не выплачивалась задолженность (включая Граупнера). После многих попыток получить зарплату и наличия нескольких детей и жены, которых нужно было содержать, в 1723 году Граупнер подал заявление в Канторат в Лейпциге. На эту должность был выбран Телеманн, но он отказался от должности после повышения зарплаты в Гамбурге. «Прослушивание» Граупнера Магнификат, проведенное в стиле его учителя, наставника и предшественника Кунау, обеспечило ему позицию. Однако покровитель Граупнера (ландграф Эрнст Людвиг из Гессен-Дармштадта ) не освободил его от контракта. Заработная плата Граупнера была выплачена полностью, ему увеличили зарплату; и он останется в штате, даже если его Капелле уволят. На таких благоприятных условиях Граупнер остался в Дармштадте, тем самым открыв Баху путь к кантору в Лейпциге.
Узнав, что Бах был выбран для Лейпцига, 4 мая 1723 года Граупнер любезно написал городскому совету в Лейпциге, что Бах «столь же силен в органе, как и в церковных произведениях. и части капеллы "и человек, который" будет честно и правильно выполнять возложенные на него функции ".
Граупнер был трудолюбивым и плодовитым. В его каталоге около 2000 сохранившихся произведений, в том числе 113 симфоний, 85 увертюр (сюиты), 44 концертов, 8 опер, 1418 религиозных и 24 светских кантаты, 66 сонат и 57 арпсихордов партит. Почти все рукописи Граупнера хранятся в ULB (Библиотека технического университета) в Дармштадте, Германия.
Граупнер писал для экзотических комбинаций инструментов, включая гобой д'амур, флейту д'амур и альт д'амур. Более половины его симфоний требуют латуни и литавры, около 25 симфоний требуют от 3 до 4 литавр, одна (симфония в G Major GWV 611) 5 литавр, а другая - симфония в F Major (GWV 566), был сочинен для 6 литавр.
После его смерти работы Граупнера вошли в безвестность по ряду причин. Его рукописи стали предметом долгой судебной тяжбы между его наследниками и правителями Гессен-Дармштадта. Окончательное решение суда лишило владения Граупнер права собственности на музыкальные рукописи. Наследникам не удалось получить разрешение на продажу или публикацию его произведений, и они остались недоступными для публики. Более того, последующие драматические изменения в музыкальных стилях снизили интерес к музыке Граупнера. С положительной стороны, однако, захват ландграфом музыкального поместья Граупнера обеспечил его выживание в целом. Судьба, например, не так благосклонна к музыкальному наследию И. С. Баха. Еще одним фактором, способствовавшим посмертной безвестности Граупнера, было то, что, в отличие от Баха, у Граупнера было очень мало учеников, кроме Иоганна Фридриха Фаша, чтобы продолжить его музыкальное наследие.
Как резюмировал критик Давид Вернье, Граупнер - «одна из тех несчастных жертв судьбы и обстоятельств - современник Баха, Генделя, Телемана и т. Д., Которой в значительной степени - и несправедливо - пренебрегали».
Покровитель Кристофа Граупнера: ландграф Эрнст Людвиг фон Гессен-Дармштадт.Музыка Граупнера переживает возрождение, во многом благодаря исследовательским усилиям многих музыковедов, исполнители и дирижеры.
Начиная с начала 20 века, исследования начались с исследования Уиллибальда Нагеля симфоний Граупнера. В 1920-е годы Фридрих Ноак опубликовал свое исследование кантат Граупнера. Баеренрейтер опубликовал несколько симфоний и увертюру в 1950-х годах. В начале 1980-х Майрон Розенблюм отредактировал четыре симфонии для огромного проекта Барри Брука Симфония, 1720-1840: Всеобъемлющее собрание партитур (New York: Garland, 1979–85), 60 томов. В 1988 году было опубликовано исследование Граупнера Освальдом Биллом с несколькими статьями таких экспертов Граупнера, как Питер Кан (о симфониях), Джоанна Кобб Бирманн (музыканты и зарплаты в Дармштадте), а также исходные документы о придворной жизни Дармштадта.. Три диссертации были очень важны для исследования Граупнера: исследование Х. Катлера Фолла по кантатам Passiontide, исследование Рене Шмидта рождественских кантат и исследование Вернона Викера басовых сольных кантат. Кристоф Гросспитч опубликовал обширное исследование увертюр Граупнера в 1994 году.
Несмотря на все эти исследования, широкой публике было доступно относительно мало записей. Ситуация изменилась в 1998 году, когда Герман Макс записал компакт-диск с произведениями Граупнера на лейбле CPO. Монреальский клавесинист наткнулся на рукопись Граупнера в библиотеке Бейнеке Йельского университета в 2000 году и начал исполнять и записывать свои произведения. Как отметил Соли, Граупнер «всегда был на переднем крае своего времени и был очень новаторски в своих идеях гармонии, нотной записи и использования инструментов». "Вы должны принять во внимание его различные стили по отношению к фактическому периоду и идеи, которые он интересовался развитием в тот момент. Размер каталога создает дополнительные трудности в этом отношении, потому что другой композитор мог бы писать так же долго, но только в одном стиле. На ум приходит Моцарт : хотя он писал в течение более короткого периода, его стиль всегда был четко определен ».
В апреле 2005 года тематический каталог инструментальных произведений Граупнера музыку (Освальд Билл и Кристоф Гросспитч, редакторы) издавала. В планах каталог вокальной музыки Граупнера. В 2010 году бельгийский дирижер и музыковед Флориан Хейерик опубликовал онлайн-доступный для поиска цифровой GWV инструментальных и вокальных произведений.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кристофом Граупнером. |