Рейнхард Кейзер ( 9 января 1674 - 12 сентября 1739) был популярным немецким оперным композитором, проживал в Гамбурге. Написал более сотни опер. Иоганн Адольф Шайбе (писал в 1745 году) считал его равным Иоганну Кунау, Георгу Фридриху Генделю и Георгу Филиппу Телеману (также связанному с Oper am Gänsemarkt ), но его работы были в значительной степени забыты на многие десятилетия.
Кайзер родился в Тойчерн (в настоящее время Саксония-Ангальт ), сын органиста и учителя Готфрида Кейзера (родился около 1650 г.), воспитывался другими органистами города, а затем с одиннадцати лет в Thomasschule в Лейпциге, где его учителями были Иоганн Шелле и Иоганн Кунау, прямые предшественники Иоганна Себастьяна Баха.
. В 1694 году он стал придворным композитором герцог Брауншвейг-Вольфенбюттель, хотя он, вероятно, пришел ко двору уже в 1692 году, чтобы изучить его знаменитые оперы, которые продолжались с 1691 года, когда город построил оперу на 1200 мест дом. Кейзер поставил там свою первую оперу «Прокрис и Цефал», и в том же году в Гамбурге была поставлена его опера «Базилиус», которая, как заметил музыковед Иоганн Маттезон, «получила большой успех и аплодисменты».
Это был плодотворный период для него - он писал не только оперы, но и арии, дуэты, кантаты, серенады, церковную музыку и большие оратории, фоновую музыку - все для использования в городе.
Около 1697 года он постоянно поселился в Гамбурге и стал главным композитором в очень известной Oper am Gänsemarkt (ныне перестроенной в Гамбургская государственная опера ) в Гамбурге. С 1697 по 1717 год; однако на самом деле он был первым директором в 1702 году и не был в разное время с тех пор до 1717 года, почти каждый раз из-за политической нестабильности. С 1703 по 1709 год Кейзер превратил оперный театр из государственного учреждения в коммерческое предприятие с двумя-тремя представлениями в неделю, в отличие от оперных театров, предназначенных для знати.
Он способствовал переходу оперы от среднего барокко к позднему барокко. Он ввел в свои оперы более разнообразный тип арий, с более пассивными ариями, а также более быстрые арии, которые были введены в его двуязычные и двуязычные оперы к сезону 1703/04, Небукаднезар и Саломон.
В начале 1704 года, когда он дирижировал операми Небукаднезар и Саломон в Гамбурге, сезон пришлось неожиданно завершить по причинам, скорее всего, связанным с государственными делами. Он отправился в Брауншвейг, а затем в Вайссенфельс, чтобы восстановить связь с районами, в которых он ранее работал. В конце концов он выпустил шедевр «Альмира» в Вайссенфельсе в июле. Он оставался там какое-то время, проводя там много отпусков, и в конце концов вернулся в Гамбург вскоре после Пасхи 1705 года, чтобы воспроизвести «Нерон» Генделя, созданный в феврале 1705 года. но на этот раз он будет дома, и Гендель переключился на фонетическую итальянскую версию своего имени, Джорджио Фридерико Хендель. Хендель поставил то, что планировалось как двойную оперу, но на самом деле их было две: Флориндо и Дафна; он сделал это в январе 1708 года, вернувшись из Италии. Кейзер воспротивился этому, в конечном итоге выступив с La forza dell'amore, oder, Die von Paris entführte Helena и Desiderius, König der Langobarden в сезоне 1708/09, не в качестве менеджера театра, а как человека, реагирующего на политическую нестабильность, вызывающую оперная труппа быть беспорядочной. Кейзер работал в фоновом режиме.
Кейзер продолжит работу в качестве директора, вероятно, когда в городе станет более стабильно, может быть, в 1710 году, и он продвинется в сочинении музыки, представив в 1712 году свою собственную страстную музыку, которую Хендель с готовностью бросить вызов в 1716 году.
В 1718 году, когда Гамбургская опера перестала существовать, он покинул Гамбург в поисках другой работы, отправившись в Тюрингию, а затем в Штутгарт. С этого периода сохранились три рукописи трио-сонат для флейты, скрипки и бассо континуо. Летом 1721 года он вернулся в Гамбург, но всего через несколько недель быстро выехал в Копенгаген с гамбургской оперной труппой, вероятно, из-за растущего влияния Георга Филиппа Телемана, нанятого городом. магистрат в отсутствие Кейзера. Между 1721 и 1727 годами Кейзер путешествовал из Гамбурга в Копенгаген и обратно, получив титул магистра датской королевской часовни.
После роспуска оперной труппы Кайзер снова вернулся в Гамбург, но изменения в его деятельности затруднили повторение прошлых успехов. Сохранились три оперы периода с 1722 по 1734 год. Личные отношения с Телеманом оставались хорошими, Телеман запрограммировал несколько постановок опер Кейзера.
В 1728 году он стал Св. Собор Святой Марии регент Гамбурга (сменивший Иоганна Маттесона на этом посту) и до своей смерти в 1739 году писал в основном церковную музыку.
В некрологе его коллега Маттезон описал его как «величайшего оперного композитора в мире».
(Первые представления в Гамбурге, Theater am Gänsemarkt, если не указано иное)
Поддельный / сомнительный
Источники
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Рейнхардом Кейзером. |