P-40 Warhawk. Tomahawk / Kittyhawk | |
---|---|
Восстановленный Warhawk в "Flying Tigers "схема окраски | |
Роль | Истребитель |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Curtiss-Wright Corporation |
Первый полет | 14 октября 1938 г. |
в отставке | ВВС Бразилии (1958) |
Основные пользователи | ВВС США. Королевские военно-воздушные силы. ВВС Австралии. Королевские канадские ВВС |
Произведено | 1939–1944 |
Количество построено | 13 738 |
Стоимость единицы | 44 892 доллара США в 1944 году |
Разработано на основе | Curtiss P- 36 Hawk |
Варианты | Curtiss XP-46 |
Curtiss P-40 Warhawk - американский одномоторный, одноместный, цельнометаллический истребитель и штурмовик, совершивший первый полет в 1938 году. Конструкция P-40 была модификацией предыдущей модели Curtiss P-36 Hawk, которая сократила время разработки и позволила ed быстрый выход в производство и оперативное обслуживание. Warhawk использовался большинством союзных держав во время Второй мировой войны и оставался на передовой до конца войны. Это был третий по выпуску американский истребитель времен Второй мировой войны после P-51 и P-47 ; к ноябрю 1944 года, когда производство P-40 прекратилось, было построено 13 738 машин, все на основных производственных объектах Curtiss-Wright Corporation в Buffalo, New York.
P-40 Warhawk было название, которое армейский авиакорпус США дал самолету, а после июня 1941 года USAAF принял это название для всех моделей, что сделало его официальным названием в США для всех P -40с. ВВС Британского Содружества и Советские использовали название Томагавк для моделей, эквивалентных исходным P-40, P-40B и P-40C, в то время как название Kittyhawk для моделей, эквивалентных P-40D и всем более поздним вариантам.
P-40 впервые участвовали в боях с эскадрильями Британского Содружества Desert Air Force в кампаниях на Ближнем Востоке и в Северной Африке в июне 1941 года. No. 112-я эскадрилья Королевских военно-воздушных сил была одной из первых, кто эксплуатировал «Томагавки» в Северной Африке, и это подразделение было первым союзным военным авиационным подразделением с логотипом «акульей пасти». копирование аналогичной маркировки на некоторых Люфтваффе Messerschmitt Bf 110 двухмоторных истребителях.
Отсутствие в P-40 двухскоростного нагнетателя сделало он уступает истребителям Люфтваффе, таким как Messerschmitt Bf 109 или Focke-Wulf Fw 190 в боях на большой высоте и редко используется в операциях в Северо-Западная Европа. Однако между 1941 и 1944 годами P-40 сыграли решающую роль в авиации союзников на трех основных театрах военных действий: Северная Африка, Юго-западная часть Тихого океана и Китай <322.>. Он также играл важную роль в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, Аляске и Италии. Характеристики P-40 на больших высотах были не столь важны на тех театрах военных действий, где он служил в качестве истребителя превосходства в воздухе, эскорта бомбардировщиков и истребителя-бомбардировщика. Несмотря на то, что он приобрел послевоенную репутацию посредственной конструкции, подходящей только для непосредственной авиационной поддержки, более недавние исследования, включая изучение отчетов отдельных эскадрилий союзников, показывают, что это не так: P-40 показал удивительные результаты. а также истребитель завоевания превосходства в воздухе, временами несущий серьезные потери, но также наносящий очень тяжелый урон самолетам противника. Основываясь на заявлениях о победе во время войны, более 200 летчиков-истребителей союзников - из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Южной Африки, США и Советского Союза - стали асов, управляя P-40. В их числе не менее 20 двойных тузов, в основном над Северной Африкой, Китаем, Бирмой и Индией, Юго-Западной частью Тихого океана и Восточной Европой. P-40 обладал дополнительными преимуществами низкой стоимости и долговечности, благодаря которым он продолжал производиться как штурмовик еще долгое время после того, как он был устаревшим как истребитель.
14 октября 1938 года летчик-испытатель Curtiss Эдвард Эллиот совершил свой первый полет на прототипе XP-40 в Буффало. XP-40 был 10-м серийным Curtiss P-36 Hawk, с его Pratt Whitney R-1830 Twin Wasp 14-цилиндровым воздушным охлаждением радиальным двигателем, замененным по указанию начальника Инженер Дон Р. Берлин у двигателя с жидкостным охлаждением и наддувом Allison V-1710 V-12. В первом прототипе гликольевый радиатор охлаждающей жидкости располагался в нижней части истребителя, сразу за задней кромкой крыла. Офицер истребительных проектов USAAC лейтенант Бенджамин С. Келси пролетел на этом прототипе около 300 миль за 57 минут, примерно 315 миль в час (507 км / ч). Скрывая свое разочарование, он сказал репортерам, что будущие версии, вероятно, будут разгоняться на 100 миль в час (160 км / ч) быстрее. Келси интересовался двигателем Allison, потому что он был прочным и надежным, а также имел плавную предсказуемую кривую мощности. Двигатель V-12 обладал такой же мощностью, как и радиальный, но имел меньшую лобовую площадь и позволял иметь более обтекаемый обтекатель, чем самолет с радиальным двигателем, обещая теоретическое увеличение максимальной скорости на 5%.
Curtiss инженеры работали над улучшением скорости XP-40, поэтапно перемещая радиатор вперед. Увидев небольшую выгоду, Келси приказал оценить самолет в аэродинамической трубе NACA, чтобы найти решения для улучшения аэродинамических качеств. С 28 марта по 11 апреля 1939 года опытный образец исследовал НАКА. Основываясь на полученных данных, Кертисс переместил гликольевый радиатор охлаждающей жидкости вперед к подбородку; его новый воздухозаборник также приспособил воздухозаборник маслоохладителя. Другие усовершенствования дверей шасси и выпускного коллектора в совокупности дали характеристики, которые были удовлетворительны для USAAC. Без благоприятного попутного ветра Келси направил XP-40 из Райт-Филд обратно на завод Curtiss в Буффало со средней скоростью 354 миль в час (570 км / ч). Дальнейшие испытания в декабре 1939 года показали, что истребитель может развивать скорость 366 миль в час (589 км / ч).
Необычной производственной особенностью была установка специального грузового автомобиля для ускоренной доставки на главный завод Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк. Буровая установка перемещала недавно построенные P-40 в виде двух основных компонентов, основного крыла и фюзеляжа, на восемь миль от завода до аэропорта, где эти два блока были связаны для полета и доставки.
P-40 был задуман как самолет преследования и был маневренным на малых и средних высотах, но страдал от недостатка мощности на больших высоты. На средних и высоких скоростях это был один из самых крутых виражей первых монопланов войны, и он мог победить большинство противников, с которыми он столкнулся в Северной Африке и на Русском фронте. В Тихоокеанском театре его превзошли на более низких скоростях легкие истребители A6M Zero и Nakajima Ki-43 «Oscar», которым не хватало конструктивной прочности P-40 для высокой скорости. тяжелые повороты. Командир американской добровольческой группы Клэр Ченно посоветовала воздержаться от длительных собачьих боев с японскими истребителями из-за снижения скорости в пользу японцев.
Двигатели Allison V-1710 производили 1040 л.с. (780 кВт) на уровне моря и высоте 14000 футов (14000 футов). 4300 м). Это не было мощным по сравнению с современными истребителями, а максимальная скорость ранних вариантов P-40 была средней. Одноступенчатый односкоростной нагнетатель означал, что Р-40 был плохим высотным истребителем. Более поздние версии с двигателями Allisons мощностью 1200 л.с. (890 кВт) или более мощными двигателями 1400 л.с. Packard Merlin были более мощными. Характеристики набора высоты были от умеренных до плохих, в зависимости от подтипа. Ускорение при пикировании было хорошим, а скорость пикирования отличной. Самый результативный P-40 ace, Клайв Колдуэлл (RAAF ), который забил 22 из своих 28½ убийств в этом типе, сказал, что P-40 не имел «почти никаких пороков», хотя «было немного трудно контролировать конечную скорость». P-40 имел одну из самых быстрых максимальных скоростей пикирования среди всех истребителей начала войны и хорошую управляемость на высоких скоростях.
Доказательства прочности P-40: в 1944 году F / O T. Р. Джеклин (на фото) летал на этом No. 75-я эскадрилья RAAF P-40N-5 прошло более 200 миль (322 км) после потери левого элерона и 25% площади его крыла из-за столкновения в воздухе с другим P-40N-5.P-40 выдерживает суровые условия и различные климатические условия. Его полу- модульная конструкция было легко обслуживать в полевых условиях. В нем отсутствовали такие инновации, как усиленные элероны или автоматические предкрылки передней кромки, но его прочная конструкция включала крыло с пятью лонжеронами , что позволяло P-40 тянуть высоко -G поворачивается и переживает несколько столкновений в воздухе. Умышленные таранные атаки по самолетам противника иногда регистрировались как победы ВВС пустыни и Советских ВВС. Колдуэлл сказал, что P-40 «потребуют огромного количества наказаний, жестокого высшего пилотажа, а также действий противника». Дальность действия была хорошей по стандартам начала войны и почти вдвое больше, чем у Supermarine Spitfire или Messerschmitt Bf 109, хотя и уступала Mitsubishi A6M Zero, Накадзима Ки-43 и Lockheed P-38 Lightning.
Колдуэлл обнаружил вооружение P-40C Tomahawk размером два 0,50 дюйма (12,7 мм) Browning AN / M2 "легкий- ствол »синхронизированных пулеметов на носовой части и два пулемета.303 Browning в каждом крыле неадекватны. Это было улучшено с помощью P-40D (Kittyhawk I), в котором отказались от синхронизированных артиллерийских установок и вместо этого были установлены по два орудия калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в каждом крыле, хотя Колдуэлл по-прежнему предпочитал более ранний Tomahawk в других отношениях. D имел броню вокруг двигателя и кабины, что позволяло выдерживать значительные повреждения. Это позволило пилотам союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе атаковать японские истребители в лоб, а не пытаться развернуться и перебраться с высоты на своих противников. Поздние модели Р-40 были хорошо бронированы. Обзорность была адекватной, хотя и затруднялась сложной рамой ветрового стекла, а в ранних моделях она полностью закрывалась сзади поднятой водолазкой. Плохая видимость с земли и относительно узкая колея шасси привели к большим потерям на земле.
Curtiss протестировал следующую конструкцию, Curtiss XP-46, но она не принесла больших улучшений по сравнению с более новой P -40 моделей и был отменен.
В апреле 1939 года армейский авиакорпус США, увидев новые, гладкие, высокоскоростные истребители с рядным двигателем Европейские военно-воздушные силы разместили самый крупный заказ на истребители 524 P-40.
Ранний заказ поступил от французской Armée de l'Air, которая уже использовала P-36. Armée de l'Air заказала 100 (позже заказ был увеличен до 230) как Hawk 81A-1, но французы потерпели поражение до того, как самолет покинул завод, и самолет был направлен в Великобританию и Содружество. обслуживание (как Томагавк I), в некоторых случаях укомплектованное метрическими летными приборами.
В конце 1942 года, когда французские войска в Северной Африке отделились от правительства Виши на сторону союзников, американские войска перебросили P-40F из 33-го FG - GC II / 5, эскадрилье, которая исторически была связана с Lafayette Escadrille. GC II / 5 использовал свои P-40F и L в бою в Тунисе, а затем для патрулирования до середины 1944 года, когда они были заменены на Republic P-47D Thunderbolts.
Всего 18 эскадрилий Royal Air Force (RAF), четыре Royal Canadian Air Force (RCAF), три эскадрильи ВВС (SAAF) и две эскадрильи Королевских ВВС Австралии (RAAF), служившие в соединениях ВВС Великобритании, использовали P-40. Первыми переоборудованными подразделениями были эскадрильи Hawker Hurricane из Desert Air Force (DAF) в начале 1941 года. Первые поставленные Томагавки поставлялись без брони, пуленепробиваемых ветровых стекол или самообслуживания. пломбирование топливных баков, которые были установлены в последующих отгрузках. Пилотам британских истребителей иногда было трудно приспособиться к складывающемуся сзади шасси Р-40, которое было более подвержено разрушению, чем складывающееся вбок шасси Hawker Hurricane или Supermarine. Спитфайр. В отличие от «трехточечной посадки», обычно применяемой с британскими типами, пилоты P-40 были вынуждены использовать «посадку на колеса»: более длинный заход на посадку под низким углом, при котором сначала приземлялись основные колеса.
Испытания показали, что летательный аппарат не обладал характеристиками, необходимыми для использования в Северо-Западной Европе на большой высоте из-за ограничения эксплуатационного потолка. Спитфайры, используемые в театре, работали на высоте около 30 000 футов (9 100 м), в то время как двигатель Allison P-40 с его одноступенчатым маловысотным нагнетателем работал лучше всего на высоте 15 000 футов (4600 м) или ниже. Когда Томагавк использовался союзными подразделениями, базировавшимися в Великобритании с февраля 1941 года, это ограничение относило Томагавк к низкоуровневой разведке с Командованием сотрудничества ВВС Великобритании и только No. 403-я эскадрилья RCAF использовалась в качестве истребителя всего лишь в 29 боевых вылетах, прежде чем была заменена на «Спитфайры». Министерство авиации сочло Р-40 непригодным для театра военных действий. Британские эскадрильи P-40 с середины 1942 г. были переоборудованы такими самолетами, как Mustangs
A Kittyhawk Mk III of No. 112-я эскадрилья RAF, руление в Меденин, Тунис, 1943 год. Наземный экипаж на крыле направляет пилота, чей обзор впереди затруднен. за нос самолета.Tomahawk был заменен в Северной Африке более мощными типами Kittyhawk («D» и далее) с начала 1942 года, хотя некоторые Tomahawk оставались на вооружении до 1943 года. Kittyhawk включал в себя множество усовершенствований и являлся модификацией DAF. Истребитель завоевания превосходства в воздухе в первые несколько критических месяцев 1942 года, пока не появились "тропические " Спитфайры. В 2012 году были обнаружены практически неповрежденные останки Киттихаука; у него закончилось топливо в египетской Сахаре в июне 1942 года.
подразделения DAF получили почти 330 Packard V-1650 Merlin с двигателями P-40F, получивших название Kittyhawk II, большинство из которых ушли в USAAF и большинство из 700 «легких» моделей L, также оснащенных Packard Merlin, у которых вооружение было уменьшено до четырех 0,50 дюйма (12,7 мм) Brownings (Kittyhawk IIA). DAF также получил около 21 более поздних P-40K и большую часть из 600 построенных P-40M; они были известны как Kittyhawk III. «Легкие» P-40N (Kittyhawk IV) прибыли с начала 1943 года и использовались в основном как истребители-бомбардировщики. С июля 1942 г. до середины 1943 г. элементы США 57-я истребительная группа (57-я ФГ) была придана частям DAF P-40. Британское правительство также подарило Советскому Союзу 23 Р-40.
Томагавки и Киттихауки приняли на себя основной удар Люфтваффе и истребителей Regia Aeronautica во время Североафриканской кампании. P-40 считались более совершенными, чем Hurricane, который они заменили в качестве основного истребителя Desert Air Force.
. «Я бы избежал точного выстрела, приложив столько перегрузки... что вы могли чувствовать, как кровь покидает голову и стекает по вашим глазам... И вы будете летать так долго, как только сможете, зная, что если кто-то попытается попасть вам на хвост, они пройдут через то же туманное видение, которое было у вас, и вы могли бы уйти... Я сознательно решил, что любой недостаток Киттихаука компенсируется агрессией. И я немного боксировал - я побеждал гораздо более сильных противников, просто нападая на [их]. И я решил использовать это в воздухе. И это принесло свои плоды.P-40 изначально оказался весьма эффективным против самолетов Оси и способствовал небольшому сдвигу импульса в пользу союзников. Постепенная замена «Харрикейнов» на «Томагауки» и «Киттихауки» привела к тому, что Люфтваффе ускорило снятие с вооружения Bf 109E и представило более новый Bf 109F; на них должны были летать ветераны элитных подразделений Люфтваффе, таких как Jagdgeschwader 27 (JG27), в Северной Африке. P-40 обычно считался примерно равным или немного превосходящим Bf 109 на малой высоте, но уступающим на большой высоте, особенно против Bf 109F. Большинство воздушных боев в Северной Африке происходило значительно ниже 16 000 футов (4900 м), что во многом сводило на нет превосходство Bf 109. P-40 обычно имел преимущество перед Bf 109 в горизонтальных маневрах (разворотах), скорости пикирования и прочности конструкции, был примерно равным по огневой мощи, но немного уступал по скорости и уступал по скороподъемности и боевому потолку.
P-40 в целом превосходил ранние итальянские истребители, такие как Fiat G.50 и Macchi C.200. Его эффективность против Macchi C.202 Folgore вызвала разные мнения. Некоторые обозреватели считают Macchi C.202 лучше. Колдуэлл, который одержал победу над ними на своем P-40, чувствовал, что Folgore превосходит P-40 и Bf 109, за исключением того, что его вооружение, состоящее всего из двух или четырех пулеметов, было недостаточным. Другие наблюдатели считали, что эти двое в равной степени соответствовали или отдавали предпочтение Folgore в пилотажных характеристиках, таких как радиус поворота. Историк авиации Уолтер Дж. Бойн писал, что в Африке P-40 и Folgore были «эквивалентными». Несмотря на недостаточные высотные характеристики, P-40 считался устойчивой орудийной платформой, а его прочная конструкция означала, что он мог работать с неровных взлетно-посадочных полос на передовой с хорошей эксплуатационной пригодностью.
Самые ранние заявления о победе пилотов P-40 включают самолеты Vichy French во время кампании 1941 Сирия-Ливан против Dewoitine D.520, тип часто считается лучшим французским истребителем войны. P-40 был смертоносным против бомбардировщиков Axis на театре военных действий, а также против двухмоторных истребителей Bf 110. В июне 1941 г. Колдуэлл из No. 250-я эскадрилья RAF в Египте, летая под именем F / O ведомый Джека Хэмлина, записал в своем бортовом журнале, что он участвовал в первой победе в воздушном бою для P-40. 6 июня это был бомбардировщик CANT Z.1007. Претензия не была официально признана, так как не было свидетелей крушения CANT. Первая официальная победа произошла 8 июня, когда Хэмлин и Flt Sgt Том Пакстон уничтожили CANT Z.1007 из 211 отряда Regia Aeronautica над Александрией. Несколько дней спустя «Томагавк» действовал над Сирией с No. 3-я эскадрилья RAAF, которая одержала 19 воздушных побед над французскими самолетами Виши в июне и июле 1941 года, потеряв один P-40 (и один погиб в результате наземного огня).
Северная Африка, ок. 1943 г. Р-40 «Киттибомбер» № 450-я эскадрилья RAAF, загруженная шестью бомбами по 250 фунтов (110 кг).Некоторые подразделения DAF изначально не использовали сильные стороны P-40 или использовали устаревшую оборонительную тактику, такую как круг Лафбери. Превосходная скороподъемность Bf 109 позволяла совершать быстрые атаки с уклоном, нейтрализуя преимущества традиционной оборонительной тактики. Отряды «Томагавк» в 1941–42 опробовали различные новообразования, в том числе «жидкие пары» (аналог немецкой гнили); один или два «ткача» в задней части эскадрильи в строю, и целые эскадрильи качаются и плетутся беспорядочными строями. Вернер Шреер, которому приписывают уничтожение 114 самолетов союзников только в 197 боевые задачи, названные последним формированием «гроздьями винограда», потому что он обнаружил, что их так легко снять. Ведущий немецкий эксперт в Северной Африке, Ханс-Иоахим Марсель, за свою карьеру заявил о 101 P-40.
С 26 мая 1942 года подразделения Kittyhawk действовали в основном как истребители-бомбардировщики, отсюда и прозвище «Киттибомбер». В результате этой смены роли, а также из-за того, что эскадрильи DAF P-40 часто использовались для сопровождения бомбардировщиков и непосредственной авиационной поддержки, они понесли относительно высокие потери; Многие пилоты P-40 Desert Air Force были пойманы на низком и медленном полете из-за мародерства Bf 109.
Победы и потери трех эскадрилий Tomahawk / Kittyhawk. из Desert Air Force, июнь 1941 - май 1943. | ||||
---|---|---|---|---|
Часть | 3-я эскадрилья RAAF | 112-я эскадрилья RAF | 450 Sqn RAAF * | |
Заявки с Tomahawks | 41 | 36 | – | |
Заявки с Kittyhawks | 74,5 | 82,5 | 49 | |
Всего претензий P-40 | 115,5 | 118,5 | 49 | |
Потери Р-40 (всего) | 34 | 38 | 28 | |
* Начато переоборудование в Р-40 в декабре 1941 г.; в феврале 1942 года. |
Колдуэлл считал, что оперативно-учебные подразделения неправильно готовили пилотов к воздушному бою на P-40, и как командир подчеркнул важность правильной подготовки начинающих пилотов.
Компетентные пилоты, которые воспользовались преимуществами P-40, были эффективны против лучших из Люфтваффе и Regia Aeronautica. В августе 1941 года на Колдуэлл напали два Bf 109, один из которых пилотировал немецкий ас Вернер Шреер. Хотя Колдуэлл был трижды ранен, а его «Томагавк» был поражен более чем 100 пулями калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) и пятью 20-мм пушками снарядами, Колдуэлл сбил ведомого Шреера и вернулся на базу. Некоторые источники также утверждают, что в декабре 1941 года Колдуэлл убил известного немецкого эксперта Эрбо фон Кагенека (69 убийств), управляя P-40. Победы Колдуэлла в Северной Африке включали 10 Bf 109 и два Macchi C.202. Билли Дрейк из 112-й эскадрильи был ведущим британским асом P-40 с 13 победами. Джеймс "Короче" Эдвардс (RCAF), который совершил 12 убийств на P-40 в Северной Африке, сбил немецкого аса Отто Шульца (51 убийство), летая на Kittyhawk с No. 260-я эскадрилья РАФ. Колдуэлл, Дрейк, Эдвардс и Ники Барр были среди как минимум дюжины пилотов, которые дважды достигли статуса аса, управляя P-40. В общей сложности 46 пилотов Британского Содружества стали первоклассными пилотами P-40, в том числе семь двойных асов.
. Flying Tigers, официально известная как Первая американская добровольческая группа (AVG), была подразделением Китайские ВВС, набраны из авиаторов США.
По сравнению с японскими истребителями, сильными сторонами P-40B было то, что он был крепким, хорошо вооруженным, быстрым в пикировании и отличной скоростью крена. В то время как P-40 не могли сравниться по маневренности с самолетами Nakajima Ki-27 и Ki-43 японской армии, а также с гораздо более известным военно-морским истребителем Zero В медленных, поворотных воздушных боях на более высоких скоростях Р-40 были более чем равны. Лидер AVG Клэр Шено обучила своих пилотов использовать особые преимущества P-40. Например, P-40 имел более высокую скорость пикирования, чем любой японский истребитель в первые годы войны, и мог использовать так называемую тактику «стрела и зуммировала». AVG была очень успешной, и ее подвиги широко освещались активными кадрами международных журналистов, чтобы поднять упавший моральный дух в стране. Согласно официальным данным, всего за шесть с половиной месяцев «Летающие тигры» уничтожили 297 самолетов противника, потеряв в бою воздух-воздух только четыре своих.
Модели B, полученные Шено и собранные в Бирме в конце 1941 года, не очень понравились. Вспомогательных топливных баков, которые можно было сбросить перед выходом в бой, не было, а на крыльях не было бомбодержателей. Шенно считал двигатель с жидкостным охлаждением уязвимым в бою, потому что одна пуля, пробившаяся через бак с охлаждающей жидкостью, могла вызвать перегрев двигателя в считанные минуты. У «Томагавков» также не было радиоприемников, поэтому AVG импровизировал, установив хрупкий радиопередатчик RCA-7-H, который был построен для Piper Cub. Поскольку у самолета был одноступенчатый низковысотный нагнетатель, его эффективный потолок составлял около 25 000 футов (7600 м). Самой острой проблемой было отсутствие запчастей; единственный источник - поврежденный самолет. Самолеты считались тем, чего больше никто не хотел, опасными и сложными в управлении. Но у самолета были свои хорошие особенности: его бензобаки были самоуплотняющимися и могли принимать попадания, не загораясь; позади головы и спины пилота были два толстых стальных листа; и самолет в целом был прочной конструкции.
Весной 1942 года AVG получил небольшое количество Model E, каждая из которых была оснащена радиостанцией, шестью пулеметами 50-го калибра и вспомогательными бомбодержателями. который мог удерживать 35-фунтовые осколочные бомбы. Оружейник Шенно оснастил новые самолеты дополнительными бомбодержателями, в которых находились 570-фунтовые российские бомбы, которых у китайцев было в изобилии. Эти самолеты использовались в битве при ущелье реки Салуин в конце мая 1942 года, что не позволило японцам войти в Китай из Бирмы и угрожать Куньмину. Запасные части все еще оставались проблемой. «Множество новых самолетов... были теперь в Индии, и там они остались - на случай, если японцы решат вторгнуться... AVG повезло получить несколько шин и свечей зажигания, чтобы вести свою повседневную войну».
Китай получил 27 P-40E в начале 1943 года. Они были переданы в эскадрильи 4-й авиагруппы.
В общей сложности 15 групп преследования / истребителей USAAF (FG) вместе с другими истребителями / истребителями эскадрилий и несколько тактических разведывательных (ТР) подразделений эксплуатировали P-40 в 1941–45. Как и в случае с Bell P-39 Airacobra, многие офицеры USAAF считали P-40 исключительным, но его постепенно заменили на Lockheed P-38 Lightning, Republic P-47 Thunderbolt и североамериканский P-51 Mustang. Основную часть истребительных операций USAAF в 1942–43 годах пришлось на P-40 и P-39. В Тихом океане эти два истребителя вместе с США Военно-морской флот Grumman F4F Wildcat внес больше, чем какие-либо другие американские типы, в разрушение японской авиации в этот критический период.
P-40 был основным истребителем USAAF на театрах юго-западной части Тихого океана и Тихого океана в 1941–42 гг. В Перл-Харборе и в на Филиппинах эскадрильи USAAF P-40 понесли огромные потери на земле и в воздухе от японских истребителей, таких как A6M Zero и Ki-43 Oscar соответственно. Во время атаки на Перл-Харбор большинство истребителей USAAF составляли P-40B, большая часть которых была уничтожена. Однако нескольким P-40 удалось подняться в воздух и сбить несколько японских самолетов, в первую очередь Джорджа Велча и Кеннета Тейлора.
в кампании Голландской Ост-Индии, 17-я эскадрилья преследования (временная), сформированная из пилотов USAAF, эвакуированных с Филиппин, заявила, что 49 японских самолетов уничтожены, из них 17 P-40 были потеряны. Тендер для гидросамолетов USS Langley был потоплен японскими самолетами при доставке P-40 в Тджилатжап, Ява. В кампаниях Соломоновых островов и Новой Гвинеи и ПВО Австралии улучшенная тактика и подготовка позволили USAAF лучше использовать сильные стороны P-40. Из-за усталости самолетов, нехватки запасных частей и проблем с заменой 30 июля 1942 г. Пятые ВВС США и Королевские ВВС Австралии создали объединенный пул управления и замены P-40. многие P-40 курсировали между военно-воздушными силами.
49-я истребительная группа действовала в Тихом океане с начала войны. совершил 10 убийств (из 14 в целом) на P-40 с 49-м FG. Он сравнил P-40 с P-38:
8-й, 15-й, 18-й, 24-й, 49-й, 343-й и 347-й PG / FG летали на P-40 на Тихоокеанском театре военных действий в период с 1941 по 1945 год, при этом большинство единиц было переоборудовано в P-38 с 1943 года. –44. В 1945 году 71-я разведывательная группа использовала их в качестве вооруженных передовых авиадиспетчеров во время наземных операций на Филиппинах, пока не получила поставку P-51. Они одержали 655 воздушных побед.
Вопреки общепринятому мнению, на достаточной высоте P-40 мог разворачиваться вместе с A6M и другими японскими истребителями, используя комбинацию вертикального разворота носом вниз с разворотом креном, прием, известный как низкий йо-йо. Роберт Де Хейвен описывает, как эта тактика использовалась в 49-й истребительной группе:
Пилоты ВВС США и китайские P-40 хорошо проявили себя в этом театре против многих японских типов, таких как Ki-43, Накадзима Ки-44 «Тодзё» и Ноль. P-40 использовался в China Burma India Theater (CBI) до 1944 года и, как сообщается, был предпочтительнее P-51 Mustang некоторыми американскими пилотами, летавшими в Китае. Американская группа добровольцев («Летающие тигры») была интегрирована в ВВС США в качестве 23-й истребительной группы в июне 1942 года. Подразделение продолжало летать на более новых моделях P-40 до конца войны, достигая высокой смертности. отношение к убыткам. В битве при ущелье реки Салуин в мае 1942 года AVG использовала модель P-40E, оснащенную крыльевыми стойками, которые могли нести шесть 35-фунтовых осколочных бомб, а оружейник Шенно разработал брюшные стойки для перевозки российских 570-фунтовых бомб, которые были у китайцев.
Подразделения, прибывшие в CBI после AVG в 10-м и 14-м ВВС, продолжали хорошо работать с P-40, заявив 973 убитых на театре военных действий, или 64,8 процентов всех сбитых самолетов противника. Историк авиации Карл Молесворт заявил, что «... P-40 просто доминировали в небе над Бирмой и Китаем. Они смогли установить воздушное превосходство над свободным Китаем, северной Бирмой и долиной Ассам в Индии в 1942 году, и они никогда не отказывались от него.. " 3-й, 5-й, 51-й и 80-й FG вместе с 10-м TRS эксплуатировали P-40 в CBI. Пилоты CBI P-40 очень эффективно использовали самолет как истребитель-бомбардировщик. 80-я истребительная группа, в частности, использовала свои так называемые B-40 (P-40, несущие 1000-фунтовые фугасные бомбы) для уничтожения мостов и уничтожения бригад по ремонту мостов, иногда уничтожая их цель с помощью одной бомбы. По меньшей мере 40 американских пилотов достигли статуса асов, управляя P-40 в CBI.
14 августа 1942 года была подтверждена первая подтвержденная победа подразделения USAAF над немецким самолетом в Вторую мировую войну совершил пилот P-40C. 2-й лейтенант Джозеф Д. Шаффер из 33-й истребительной эскадрильи перехватил патрульный самолет Focke-Wulf Fw 200 C-3, совершивший облет его базы в Рейкьявике, Исландия. Шаффер повредил Fw 200, который был прикончен P-38F. Уорхоки широко использовались в (MTO) подразделениями USAAF, включая 33-й, 57-й, 58-й, 79-й, 324-я и 325-я истребительные группы. В то время как P-40 понес тяжелые потери в МТО, многие подразделения USAAF P-40 достигли высокого соотношения количества убитых и потерянных самолетов Оси; 324-й FG показал лучший результат, чем соотношение 2: 1 в MTO. В общей сложности 23 американских пилота стали первыми в МТО на P-40, большинство из них в первой половине 1943 года.
Пилоты P-40 из 57-го FG были первыми летчиками USAAF, которые приняли участие в боевых действиях. МТО, будучи прикрепленным к эскадрильям «Киттихауков пустыни», с июля 1942 года. 57-я также была основным подразделением, участвовавшим в «Резне Вербного воскресенья » 18 апреля 1943 года. Расшифровано Ultra Сигналы выявили план большой группы транспортов Junkers Ju 52, которые должны пересечь Средиземное море в сопровождении немецких и итальянских истребителей. С 16:30 до 18:30 все крылья группы вели интенсивную борьбу с воздушными транспортами противника. Из четырех крыльев Kittyhawk, т hree покинул зону патрулирования до того, как 57-й FG заметил конвой из более чем 100 вражеских транспортов, который насчитал 74 уничтоженных самолета. Группа была последней в этом районе и перехватила Ju 52 в сопровождении большого количества Bf 109, Bf 110 и Macchi C.202. Группа заявила, что 58 Ju 52, 14 Bf 109 и два Bf 110 уничтожены, несколько вероятных и повреждены. От 20 до 40 самолетов Оси приземлились на пляжах вокруг мыса Бон, чтобы избежать сбоев; шесть истребителей союзников были потеряны, пять из них P-40.
22 апреля в рамках операции «Лен » аналогичные силы P-40 атаковали группу из 14 Messerschmitt Me 323 Gigant («Гигант») с шестью двигателями. транспорты, прикрытые семью Bf 109 из II./JG 27. Все транспорты были сбиты, три P-40 были потеряны. 57-й FG был оснащен истребителем Curtiss до начала 1944 года, за это время им было засчитано не менее 140 убийств в воздухе. 23 февраля 1943 года во время операции «Факел» пилоты 58-го FG вылетели на 75 P-40L с авианосца USS Ranger на только что захваченный Vichy French аэродром, Казас, близ Касабланки, во Французском Марокко. Самолет поставлял 33-й FG, и пилоты были переназначены.
325-й FG (известный как «Клан Checkertail») летал на P-40 в МТО и был убит не менее 133 самолетов в воздухе. с апреля по октябрь 1943 года, из которых 95 были Bf 109 и 26 Macchi C.202, 17 P-40 были потеряны в бою. Историк 325-го полка Кэрол Кэткарт писала:
30 июля 20 P-40 317-й [истребительной эскадрильи]... взлетели на истребитель... над Сардинией. Когда они повернули, чтобы лететь на юг над западной частью острова, они были атакованы около Сассари... Атакующая сила состояла из 25-30 Bf 109 и Macchi C.202... Вкратце, произошла напряженная битва... [317-й заявил] 21 самолет противника.
— КаткартКаткарт писал, что лейтенант Роберт Седерберг помог товарищу, атакованному пятью Bf 109, уничтожил по крайней мере один немецкий самолет и, возможно, сбил целых пять. Седерберг был сбит и стал военнопленным.
Знаменитое афро-американское подразделение, 99-й FS, более известное как "Летчики Таскиги" или " Redtails », летали на P-40 на тренировках в США и в течение первых восьми месяцев в MTO. 9 июня 1943 года они стали первыми афроамериканскими летчиками-истребителями, вступившими в бой с вражескими самолетами над Пантеллерией, Италия. Один Focke-Wulf Fw 190 был поврежден лейтенантом Уилли Эшли-младшим 2 июля эскадрилья заявила о своем первом подтвержденном уничтожении; Fw 190 уничтожен капитаном Чарльзом Холлом. 99-й продолжал забивать с P-40 до февраля 1944 года, когда им были назначены P-39 и P-51 Mustang.
Облегченный P-40L наиболее активно использовался в МТО, в первую очередь США. пилоты. Многие американские пилоты разобрали свои P-40, чтобы улучшить характеристики, часто удаляя два или более крыла с P-40F / L.
Curtiss Kittyhawk Mk IA из 75-й эскадрильи RAAF, на которой командир Джефф Атертон пролетел над Новой Гвинеей в августе 1942 года.Kittyhawk был основным истребителем, который использовался RAAF во Второй мировой войне, в большем количестве, чем Спитфайр. Две эскадрильи RAAF служат в Desert Air Force, No. 3 и No. 450 эскадрилий были первыми австралийскими подразделениями, которым были назначены P-40. Другие пилоты RAAF служили в эскадрильях RAF или SAAF P-40 на театре военных действий.
Многие пилоты RAAF достигли высоких результатов на P-40. По крайней мере, пять достигли статуса «двойного туза»: Клайв Колдуэлл, Ники Барр, Джон Уэдди, (по 11 убийств каждый) и Бобби Гиббс (10 убийств) в кампаниях на Ближнем Востоке, в Северной Африке и / или Новой Гвинее. Всего 18 пилотов RAAF стали асы, управляя P-40.
Ники Барр, как и многие австралийские пилоты, считал P-40 надежной установкой: «Kittyhawk стал для меня другом. вполне способный вытащить вас из неприятностей чаще, чем нет. Это был настоящий боевой конь. "
В то же время, что и самые тяжелые бои в Северной Африке, Тихоокеанская война была на ранних стадиях, а подразделения RAAF в Австралии полностью не имели подходящих истребителей. Производство Spitfire было поглощено войной в Европе; P-38 прошли испытания, но их было трудно достать; Мустанги еще нигде не попали в эскадрильи, а крохотная и неопытная авиастроительная промышленность Австралии ориентировалась на более крупные самолеты. USAAF P-40 и их пилоты, первоначально предназначенные для США. ВВС Дальнего Востока на Филиппинах, но переброшенные в Австралию в результате действий японских военно-морских сил, были первыми подходящими истребителями, прибывшими в значительном количестве. К середине 1942 года RAAF смог получить некоторые запасные части USAAF.
P-40N-15 «Черная магия»,. No. 78-я эскадрилья RAAF. F / L Денис Бейкер одержал последнюю воздушную победу RAAF над Новой Гвинеей на этом истребителе 10 июня 1944 года. Позже на нем летал W / O Лен Уотерс. Обратите внимание на темно-синий наконечник на хвостовом стабилизаторе, который использовался для обозначения 78-й эскадрильи.RAAF Kittyhawks, сыгравшей решающую роль в на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана. Они сражались на передовой в качестве бойцов в критические первые годы Тихоокеанской войны, а прочность и способность нести бомбы (1000 фунтов / 454 кг) P-40 также сделали его идеальным для использования в наземных атаках. Например, эскадрильи 75 и 76 сыграли решающую роль во время битвы при Милн-Бей, отражая японские самолеты и обеспечивая эффективную поддержку с воздуха для австралийцев. пехота, сводя на нет первоначальное преимущество японцев в легких танках и морской мощи.
Подразделения RAAF, которые больше всего использовали «Киттихауков» в юго-западной части Тихого океана, были 75, 76, 77, 78, 80, 82, 84 и 86 эскадрильи. Эти эскадрильи участвовали в боевых действиях в основном в Новой Гвинее и кампаниях на Борнео.
В конце 1945 года истребительные эскадрильи RAAF в юго-западной части Тихого океана начали переоборудование в P-51D. Однако «Киттихауки» использовались ВВС Великобритании до конца войны на Борнео. Всего RAAF приобрело 841 Kittyhawk (не считая заказанных Великобританией экземпляров, используемых в Северной Африке), в том числе 163 P-40E, 42 P-40K, 90 P-40 M и 553 P-40N. Кроме того, RAAF заказала 67 Kittyhawk для использования No. 120 (Нидерландская Ост-Индия) эскадрилья (совместное австралийско-голландское подразделение в юго-западной части Тихого океана). P-40 был списан RAAF в 1947 году.
В общей сложности 13 Королевских ВВС Канады использовали P-40 в Северо-западноевропейские или аляскинские театры.
В середине мая 1940 года канадские и американские офицеры наблюдали за сравнительными испытаниями XP-40 и Spitfire на RCAF Uplands, Оттава. Хотя считалось, что Spitfire показал лучшие результаты, он не был доступен для использования в Канаде, а P-40 был заказан для удовлетворения требований домашней ПВО. Всего восемь эскадрилий Home War Establishment были оснащены Kittyhawk: 72 Kittyhawk I, 12 Kittyhawk Ia, 15 Kittyhawk III и 35 Kittyhawk IV, всего 134 самолета. Эти самолеты были в основном перенаправлены из заказов RAF по ленд-лизу для обслуживания в Канаде. P-40 Kittyhawk были приобретены вместо 144 P-39 Airacobras, первоначально выделенных Канаде, но переданных ВВС Великобритании.
Однако до того, как какие-либо домашние подразделения получили P-40, три эскадрильи RCAF Статьи XV управляли самолетами Tomahawk с баз в Соединенном Королевстве. 403-я эскадрилья RCAF, истребительное подразделение, ненадолго использовала Tomahawk Mk II, прежде чем переоборудоваться в Spitfires. Две эскадрильи армейского сотрудничества (непосредственная авиационная поддержка): 400 и 414 эскадрилий, обученных с «Томагавками», прежде чем перейти на Mustang Mk. Я самолет и истребитель / разведчик. Из них только 400-я эскадрилья использовала «Томагавки» в оперативном порядке, проведя ряд вооруженных атак над Францией в конце 1941 года. Пилоты RCAF также летали на «Томагавках» или «Киттихауках» с другими подразделениями Британского Содружества, базирующимися в Северной Африке, Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и по крайней мере в одном случае) юго-западная часть Тихого океана.
В 1942 году Императорский флот Японии оккупировал два острова, Атту и Киска, на Алеутских островах, у берегов Аляски. Эскадрильи P-40 внутренней обороны RCAF участвовали в боях над Алеутскими островами, помогая USAAF. Вначале RCAF отправили 111-ю эскадрилью на «Киттихауке I» на базу США на острове Адак. Во время затянувшейся кампании 12 канадских киттихауков действовали поочередно с новой, более продвинутой базы на Амчитке, в 75 милях (121 км) к юго-востоку от Киска. «Разворот» у основания взяли 14 и 111 эскадры. Во время крупной атаки японских позиций в Киске 25 сентября 1942 года командир эскадрильи сбил гидросамолет Накадзима A6M2-N ("Руф"). RCAF также закупил 12 P-40K непосредственно у USAAF, находясь на Алеутских островах. После того, как японская угроза уменьшилась, эти две эскадрильи RCAF вернулись в Канаду и в конечном итоге перебрались в Англию без своих Киттихауков.
В январе 1943 года на базе Хартфорд Бридж, Англия, была сформирована еще одна часть Статьи XV, 430-я эскадрилья, которая тренировалась на устаревших Tomahawk IIA. Эскадрилья была преобразована в Mustang I до начала боевых действий в середине 1943 года.
В начале 1945 года пилоты 133-й эскадрильи RCAF, управляя P-40N из RCAF Patricia Bay, (Виктория, Британская Колумбия), перехватили и уничтожили два японских аэростата . бомбы, которые были разработаны, чтобы вызвать лесные пожары на материковой части Северной Америки. 21 февраля пилот Э. Максвелл сбил воздушный шар, который приземлился на горе Сумас в штате Вашингтон. 10 марта пилот Дж. О. Паттен уничтожил воздушный шар около острова Солтспринг, Британская Колумбия. Последний перехват произошел 20 апреля 1945 г., когда летчик-офицер П.В. Бродер из 135-й эскадрильи из Абботсфорда, Британская Колумбия сбил воздушный шар над горой Веддер.
Подразделения RCAF, которые использовали P-40, были, в порядке преобразования:
Некоторые Пилоты Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) и новозеландцы в других ВВС летали на британских P-40, служа в эскадрильях DAF в Северной Африке и Италии, включая ас.
В общей сложности 301 самолет P-40 был передан RNZAF по ленд-лизу для использования в Тихоокеанском театре военных действий, хотя четыре из них были потеряны в пути. На самолете были экипированы 14-я эскадрилья, 15-я эскадрилья, 16-я эскадрилья, 17-я эскадрилья, 18-я эскадрилья, 19-я эскадрилья и 20-я эскадрилья.
Эскадрильи P-40 RNZAF успешно вели воздушные бои против японцев с 1942 по 1944 год. Их пилоты одержали 100 воздушных побед на P-40, потеряв 20 самолетов в бою. Джефф Фискен, самый результативный ас Британского Содружества на Тихом океане, летал на P-40 в составе 15-й эскадрильи, хотя половина его побед была заявлена на Brewster Buffalo.
Подавляющее большинство RNZAF P -40 побед было одержано против японских бойцов, в основном против Zeroes. Среди других побед - пикирующие бомбардировщики Aichi D3A "Вал". Единственное подтвержденное заявление о двухмоторных двигателях, Ki-21 «Салли» (ошибочно идентифицированное как G4M «Бетти»), выпало на Фискен в июле 1943 года.
С позднего времени В 1943 и 1944 годах RNZAF P-40 все чаще использовались против наземных целей, включая новаторское использование морских глубинных бомб в качестве самодельных бомб большой мощности. Последние передовые P-40 RNZAF были заменены на Vought F4U Corsairs в 1944 году. P-40 были переведены для использования в качестве продвинутых пилотных тренажеров.
Остальные P-40 RNZAF, за исключением 20 сбитых и 154 списанных, в основном списаны на Рукухия в 1948 году.
Советский Союз Военно-Воздушные Силы (ВВС; «Военно-воздушные силы») и Морская авиация (МА; «Военно-морская авиационная служба») также именовались P-40 как «Томагавки» и «Киттихауки». ". Фактически, Curtiss P-40 Tomahawk / Kittyhawk был первым истребителем союзников, поставленным в СССР по соглашению по ленд-лизу. В период с 1941 по 1944 год СССР получил 247 P-40B / C (эквивалент Tomahawk IIA / B на вооружении RAF) и 2178 P-40E, -K, -L и -N моделей. Tomahawk поставлялись из Великобритании и других стран. прямо из США, многие из них прибывают неполными, без пулеметов и даже нижней половины капота двигателя. В конце сентября 1941 года в СССР были собраны и проверены первые 48 Р-40. Испытательные полеты выявили производственные дефекты: неоднократно выходили из строя шестерни генератора, маслонасоса и валы генератора, что приводило к аварийным посадкам. В протоколе испытаний указывалось, что «Томагавк» уступал советским серийным истребителям «М-105П по скорости и скороподъемности. Однако он обладал хорошими полевыми характеристиками на короткой дистанции, горизонтальной маневренностью, дальностью и выносливостью». Тем не менее «Томагавки» и «Киттихауки» использовались против немцев. 126-й ИАП, сражавшийся на Западном и Калининском фронтах, первым получил Р-40. Полк вступил в бой 12 октября 1941 года. К 15 ноября 1941 года этим подразделением было сбито 17 немецких самолетов. Однако лейтенант Смирнов отметил, что вооружения Р-40 было достаточно для обстрела вражеских рубежей, но малоэффективно в воздушном бою. Другой пилот, С.Г. Ридный (Герой Советского Союза ), заметил, что ему пришлось сбить половину боеприпасов на 50–100 метров (165–340 футов), чтобы сбить вражеский самолет.
Hawk 81A -3 / Tomahawk IIb AK255, находящийся в Национальном музее морской авиации США, изображен в цветах «Летающих тигров», но фактически никогда не служил с ними; он начал свою деятельность в Королевских ВВС, а затем был передан Советскому Союзу.В январе 1942 года было совершено 198 самолето-вылетов (334 летных часа) и проведено 11 воздушных боев, в которых пять Bf 109, один Ju 88, и один He 111 были сбиты. Эти статистические данные открывают удивительный факт: оказывается, что «Томагавк» вполне способен вести успешный воздушный бой с Bf 109. Сообщения летчиков об обстоятельствах боев подтверждают этот факт. 18 января 1942 г. лейтенанты С. В. Левин и И. П. Левша (в паре) вели бой с семью Bf 109 и без потерь сбили два из них. 22 января группа из трех самолетов под командованием лейтенанта Э. Э. Лозова поразила 13 самолетов противника и сбила два Bf 109E, снова без потерь. Всего в январе было потеряно два «Томагавка»; один был сбит немецкой зенитной артиллерией, а другой проиграл «Мессершмиттам».
Советы значительно разобрали свои P-40 для боя, во многих случаях полностью сняв крылатые орудия на P-40B / C, например. В отчетах советских ВВС говорится, что им понравились дальность полета и запас топлива P-40, которые превосходили большинство советских истребителей, хотя они по-прежнему предпочитали P-39. Советский летчик Николай Григорьевич Голодников вспоминал: «Кабина была огромной и высокой. Поначалу было неприятно сидеть в стекле по пояс, так как край фюзеляжа был почти на уровне талии. Но пуленепробиваемые стекла и бронированное сиденье. были сильными, и видимость была хорошей. Радио также было хорошим. Оно было мощным, надежным, но только на HF (высокой частоте). В американских радиостанциях не было ручных микрофонов, но были горловые микрофоны. Это были хорошие горловые микрофоны: маленькие, легкие и удобно ". Самой большой жалобой некоторых советских летчиков была плохая скороподъемность и проблемы с техническим обслуживанием, особенно с перегоранием двигателей. Пилоты ВВС обычно управляли P-40 в боевых настройках аварийного питания во время боя, что приближало характеристики разгона и скорости к показателям их немецких соперников, но могло сжечь двигатели в течение нескольких недель. Покрышки и аккумуляторы тоже вышли из строя. Жидкость в радиаторах двигателя часто замерзает, растрескивая их сердечники, что делало двигатель Allison непригодным для эксплуатации в суровых зимних условиях. Зимой 1941 года в 126-м ИАП (истребительный авиационный полк) 38 раз треснули радиаторы. Часто целые полки сводились к одному летающему самолету из-за отсутствия запасных частей. У них также были трудности с более строгими требованиями к качеству топлива и масла двигателей Allison. Изрядное количество сгоревших Р-40 было переоборудовано с советскими двигателями Климов М-105, но они работали относительно плохо и использовались в тылу.
Фактически, Р-40 практически до конца 1943 года могли поражать все «мессершмитты» на равных. Если учесть все характеристики P-40, то «Томагавк» был равен Bf 109F, а «Kittyhawk» был немного лучше. Его скорость, маневр в вертикальном и горизонтальном направлениях были хорошими и полностью соответствовали самолетам противника. Ускорение было немного низким, но когда к двигателю привыкли, все было нормально. Мы считали Р-40 достойным истребителем.Н. Г. Голодников,. 2-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП),. Северный авиационный флот (ВВС СФ)
Р-40 чаще всего использовался в советских руках на передовой в 1942 и начале 1943 годов. Паромный путь Аляска-Сибирь АЛСИБ начался в октябре 1942 года. Он использовался на северных участках и сыграл значительную роль в обороне Ленинграда. Наиболее численно важными типами были P-40B / C, P-40E и P-40K / M. К тому времени, когда стали доступны более совершенные типы P-40F и N, производство улучшенных советских истребителей значительно увеличилось, так что P-40 были заменены в большинстве частей советских ВВС на Лавочкин Ла-5 и различные позже типы Яковлева. Весной 1943 года лейтенант Д.И. Коваль из 45-го ИАП получил статус эса на Северо-Кавказском фронте, сбив шесть немецких самолетов, летевших на Р-40. Некоторые советские эскадрильи Р-40 имели хорошие боевые показатели. Некоторые советские пилоты стали козырями на P-40, хотя и не так много, как на P-39 Airacobra, самом массовом истребителе по ленд-лизу, используемому Советским Союзом. Однако советское командование считало, что Kittyhawk значительно превзошел «Ураган», хотя он был «не в той же лиге, что и Як-1 ".
Японская армия захватила несколько P-40 и позже эксплуатировались в Бирме. У японцев, по-видимому, было целых 10 летающих P-40E. В течение короткого периода в 1943 году некоторые из них фактически использовались в боевых условиях двумя Hiko. Чутай, 50 Хико Сентай (2-я авиационная эскадрилья 50-го авиационного полка) на защите Рангуна. Свидетельство об этом дает член 64-й Хико Сентаи. В своих мемуарах он говорит, что один японец: управляемый P-40 был сбит по ошибке дружественным Mitsubishi Ki-21 "Салли" над Рангуном.
P-40 использовался более чем двумя десятками стран во время и после войны. P-40 использовался Бразилией, Египтом, Финляндией и Турция. Последние P-40 на военной службе, используемые Бразилия ian Air Force (FAB) были выведены из строя в 1954 году.
В воздушной войне над Финляндией несколько советских P-40 были сбиты или вынуждены были совершить аварийную посадку по другим причинам. Финны, не имея хороших самолетов, собрали их и сумели отремонтировать один Р-40М, Р-40М-10-CU 43-5925, белый 23, получивший финских ВВС серийный номер KH-51 ( KH, обозначающий "Киттихаук", поскольку британское обозначение этого типа было Киттихаук III). Этот самолет был прикреплен к оперативной эскадрилье HLeLv 32 финских ВВС, но из-за отсутствия запасных частей он оставался на земле, за исключением нескольких оценочных полетов.
Несколько P-40N использовались Королевскими военно-воздушными силами Нидерландской Ост-Индии с номером . 120 (Нидерландская Ост-Индия) эскадрилья RAAF против японцев перед использованием во время боев в Индонезии до февраля 1949 года.
Этот новый истребитель с двигателем жидкостного охлаждения имел радиатор, установленный под задней частью фюзеляжа, но прототип XP-40 был позже модифицирован, и радиатор был перемещен вперед под двигатель.
11 мая 2012 г. Разбитый P-40 Kittyhawk (ET574) был обнаружен в пустыне Сахара. На сегодняшний день никаких следов пилота не обнаружено. Из-за крайне засушливых условий коррозия металлических поверхностей была незначительной. Условия, в которых он был обнаружен, аналогичны условиям, предпочтительным для кладбища самолетов. Была предпринята попытка вернуть Kittyhawk в Великобританию с помощью Музея RAF, заплатившего спасательной команде Supermarine Spitfire PK664, чтобы вернуть Kittyhawk. Это оказалось безуспешным, поскольку Kittyhawk теперь выставлен на улице в военном музее в Эль-Аламейне, получив переделку, которую многие считают «отвратительной», а PK664 объявлен потерянным.
Из 13738 построенных P-40 только 28 остаются годными к полетам, причем три из них переоборудованы в конфигурацию с двойным управлением / двойным сиденьем. Примерно 13 самолетов находятся на статической экспозиции, а еще 36 планеров находятся на восстановлении для демонстрации или полета.
Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг., Сто тысяч Америки: истребитель производства США самолет времен Второй мировой войны
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с Curtiss P-40. |