Ki-43 "Хаябуса" | |
---|---|
Накадзима Ки-43-IIa | |
Роль | Истребитель |
Производитель | Nakajima Aircraft Company |
Дизайнер | Хидео Итокава |
Первый полет | Начало января 1939 года |
Введение | Октябрь 1941 года |
В отставке |
|
Основные пользователи | ВВС Императорской армии Японии. |
Произведено | 1939–1945 |
Количество построенных | 5,919 |
Накадзима Ки-43 Хаябуса (隼, «сапсан », «армия Истребитель Тип 1 "(一 式 戦 闘 機)) был однодвигательным наземным тактическим истребителем , который использовался ВВС Императорской армии Японии во время Второй мировой войны..
Союзническое отчетное имя было «Оскар », но американские пилоты часто называли его «Army Zero», потому что он имел определенное сходство с Mitsubishi A6M. Зеро, граф Императорского флота Японии rpart к Ki-43. Оба самолета имели в целом схожую компоновку и обводы, а также использовали по существу один и тот же радиальный двигатель Накадзима Сакаэ с аналогичными круглыми капотами и куполами (модель Oscar). он заметно меньше по размеру и имеет гораздо меньшую рамку, чем A6M). В то время как опытный глаз относительно легко отличить друг от друга по «более тонким» линиям фюзеляжа Ki-43 - особенно по направлению к хвосту - и более конической форме крыла в плане; в пылу боя, из-за кратких проблесков и отвлечения внимания от боя, авиаторы союзников часто совершали ошибки в идентификации самолетов противника в пылу воздушного боя, по сообщениям, сражаясь с «нулями» в районах, где не было истребителей ВМС.
Как и производимый Mitsubishi A6M Zero, Ki-43 с радиальным двигателем был легким и легким в управлении и стал легендарным благодаря своим боевым характеристикам в Восточной Азии в первые годы войны. Он мог перехитрить любого противника, но изначально не имел брони и самозакрывающихся танков, а его вооружение было плохим до финальной версии, выпущенной в 1945 году. Пилоты союзников часто сообщали, что маневренный Ki -43 были трудными целями, но легко горели или разламывались с небольшим попаданием.
Всего было произведено 5 919 самолетов. Многие из них использовались в последние месяцы войны для боевых действий камикадзе против американского флота.
Ki-43 был разработан Хидео Итокава, который позже прославился как пионер японской ракетной техники. Прототип Ki-43 был произведен в ответ на спецификацию декабря 1937 года для преемника популярного фиксированного шасси Nakajima Ki-27 Nate. В спецификации предусматривалась максимальная скорость 500 км / ч (311 миль / ч), скороподъемность 5000 м (16 400 футов) за пять минут и дальность полета 800 км (500 миль). Маневренность должна была быть не меньше, чем у Ki-27.
Когда первый полет в начале января 1939 года, прототип Ki-43 разочаровал. Японские летчики-испытатели жаловались, что он менее маневренный, чем Ki-27 Nate, и ненамного быстрее. Чтобы решить эти проблемы, Накадзима произвел серию прогрессивно модифицированных прототипов в течение 1939 и 1940 годов. Эти изменения включали в себя основную программу снижения веса, более тонкий фюзеляж с сдвинутыми назад поверхностями хвостового оперения и новый фонарь. Важно отметить, что в 11-м прототипе была представлена уникальная дифференциальная система маневрирования «бабочка» закрылки Фаулера, которые значительно улучшили характеристики в крутых поворотах. 13-й прототип объединил в себе все эти изменения, и испытания этого самолета привели к тому, что Накадзима получил указание запустить производство Ki-43, при этом приспособления Ki-27 были переданы на завод Mansyu в Харбине. в оккупированной японцами Маньчжоу-Го.
Ki-43 («Оскар») был первоначально произведен в ноябре 1939 года и получил обозначение Ki-43-I . Поставки с завода Ota в Накадзиме начались в феврале 1941 года. В дополнение к выдающейся маневренности Ki-43-I имел впечатляющую скороподъемность благодаря небольшому весу. Мощность обеспечивалась двигателем Накадзима Ха-25, вращающим двухлопастный двухпозиционный металлический винт с регулируемым шагом. Максимальная скорость составляла 495 км / ч (308 миль / ч) на высоте 4000 м (13 160 футов). Ki-43 был оснащен двумя синхронизированными пулеметами в различных конфигурациях: либо двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Type 89, либо одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемет Ho-103 и одно 7,7-мм (0,303 дюйма) орудие или два 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемет Ho-103; самолету были присвоены различные суб-обозначения, чтобы отразить эти различия. Конфигурация, которая, по-видимому, была наиболее распространенной в начале войны, была первой конфигурацией с двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Type 89, в то время как по мере развития войны более тяжелые комбинации набирали популярность и вариант с наиболее тяжелым вооружением иногда обозначается Ki-43-Ic. Ho-103 часто заряжался взрывчатыми боеприпасами для увеличения поражения цели; его пробивной эффект против более поздних самолетов союзников броня, похоже, был незначительным.
Ki-43-II.Прототипы Ki-43-II совершил полет в феврале 1942 года. Двигатель Ha-25 был модернизирован двухступенчатым нагнетателем, став более мощным двигателем Nakajima Ha-115, который был установлен в капот с более длинным поясом. Новый двигатель получился трехлопастным воздушным винтом. Неисправная конструкция крыла Ki-43-I была усилена и оснащена стойками для сбрасывания баков или бомб. Ki-43-II также был оснащен 13-миллиметровым броневым листом для головы и спины пилота, а топливные баки самолета были покрыты резиной, образуя грубый самоуплотняющийся бак. Позднее он был заменен трехслойным резиновым баллоном с сердечником 8 мм; с маслостойким ламинированием 2 мм. Пузырь оказался очень устойчивым к пулям калибра 7,7 мм, но не столь эффективным против пуль большего калибра. Пилоту также понравился немного более высокий фонарь и рефлекторный прицел вместо прежнего телескопического прицела. Накадзима начал производство Ki-43-II на своем заводе в Ота в ноябре 1942 года. Производство было также начато на Тачикава Хикоки KK и 1-м армейском воздушном арсенале (Татикава Дай-Ити Рикугун Кокусё), также в Тачикава. Хотя Татикава Хикоки успешно сумел начать крупномасштабное производство Ki-43, 1-й армейский воздушный арсенал был менее успешным - из-за нехватки квалифицированных рабочих ему было приказано прекратить производство после того, как было построено 49 Ki-43. Накадзима в конце концов прекратил производство в середине 1944 года в пользу Ki-84 Hayate, но Tachikawa Hikoki продолжал производить Ki-43.
Tachikawa также производил Ki- 43-III, в котором использовался более мощный двигатель Nakajima Army Type 1 Ha-115-II. Максимальная скорость увеличена до 576 км / ч (358 миль / ч). В период с апреля 1944 года до конца войны Татикава произвел 2124 самолетов Ki-43-II и -III. Всего выпущено 5919 самолетов.
Ki-43 был наиболее широко используемым армейским истребителем, на нем было 30 сентаи FR (летный полк) и 12 IS (отдельные эскадрильи). Первое подразделение, оснащенное Ki 43-I, было 59-м полком на аэродроме Ханькоу в период с июня по август 1941 г. и начало боевые вылеты над Хэнъяном 29 октября 1941 г. Вторым подразделением, переоснащенным новым самолетом, был 64-й полк. с августа по ноябрь 1941 года.
Первая версия, Ki-43-I, поступила на вооружение в 1941 году, Ki-43-II в декабре 1942 года, Ki-43-II-Kai в июне 1943 года и Ki-43-IIIa летом 1944 года. Самолет воевал в Китае, Бирме, на Малайском полуострове, Новой Гвинее, Филиппины, острова южной части Тихого океана и родные острова Японии.
Как и Zero, Ki-43 изначально обладал превосходством в воздухе Малайи, Нидерландской Ост-Индии, Бирма и Новая Гвинея. Отчасти это было связано с лучшими характеристиками премии Оскар, а отчасти с относительно небольшим количеством боеспособных истребителей союзников, в основном Curtiss P-36 Hawk, Curtiss P-40, Брюстер Баффало, Ураган Хоукер и Кертисс-Райт CW-21 в Азии и Тихом океане в первые месяцы войны. Однако по ходу войны истребитель страдал от тех же недостатков, что и более медленный Ki-27 «Nate» с фиксированным шасси, предшественник Oscar, и более совершенный военно-морской A6M Zero; легкая броня и малоэффективные самозакрывающиеся топливные баки, что привело к большим потерям в бою. Его вооружение из двух пулеметов также оказалось недостаточным против более тяжелобронированных самолетов союзников. По мере появления новых самолетов союзников, таких как Republic P-47 Thunderbolt, Lockheed P-38 Lightning, North American P-51 Mustang, Vought F4U Corsair, Grumman F6F Hellcat и поздняя модель Supermarine Spitfire / Seafire, японцы были вынуждены вести оборонительную войну, и большинство самолетов использовалось неопытными пилотами. Однако даже ближе к концу отличная маневренность «Оскара» все еще могла дать преимущество перед опрометчивыми пилотами союзников.
Трофейный Ki-43-IIIa 48-го Сентая, послевоенныйС октября по декабрь 1944 года в воздушном бою было сбито 17 Ki-43; их пилоты захватили семь C-47, пять B-24 Liberator, два Spitfire, два Beaufighter, два Mosquito, два F4U Corsair, два B-29 Superfortress, один F6F Hellcat, один P-38 и один B-25. Как и большинство японских боевых типов, многие Хаябуса в конце были израсходованы на удары камикадзе.
Ki-43 также служил в роли противовоздушной обороны над Формозой, Окинавой и домашними островами Японии. Некоторые примеры были предоставлены прояпонским режимам Таиланда, Маньчжоу-го и правительства Ван Цзинвэя. Тайские подразделения иногда сражались против USAAF на юге Китая.
Хаябуса были очень популярны в JAAF из-за приятных летных характеристик и отличной маневренности, а также почти всех истребителей JAAF заявлял о победах над Хаябусой в какой-то период своей карьеры. В конце войны большинство подразделений Хаябуса получили истребители Ki-84 Хаяте "Франк", но некоторые подразделения летали на Хаябусе до конца войны. Лучшим пилотом Хаябусы был сержант Сатоши Анабуки с 39 подтвержденными победами, почти все из которых были одержаны на Ki-43.
После войны некоторые трофейные образцы служили в ограниченном количестве в французских ВВС в Индокитае против повстанцев Вьетминь.
Ki-43, брошенные в Нидерландской Ост-Индии, были захвачены недавно объявленным индонезийским правительством и приняты на вооружение во время борьбы с голландскими войсками.
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
, янв. | фев. | март | апр. | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь. | ноябрь | декабрь | Годовой | |
1941 | 3 | 9 | 23 | 5 | 20 | 20 | 5 | 29 | 43 | 157 | |||
1942 | 40 | 26 | 47 | 61 | 51 | 57 | 61 | 37 | 56 | 55 | 46 | 79 | 616 |
1943 | 88 | 77 | 90 | 96 | 102 | 105 | 105 | 120 | 120 | 138 | 140 | 147 | 1,347 |
1944 | 179 | 181 | 167 | 140 | 155 | 125 | 84 | 28 | 11 | 1070 | |||
Всего | 3190 |
Не включено:
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Янв. | Фев | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Окт. | ноя | декабрь | Годовой | |
1943 | 5 | 7 | 10 | 15 | 20 | 30 | 45 | 67 | 199 | ||||
1944 | 10 | 115 | 100 | 140 | 125 | 147 | 148 | 157 | 210 | 75 | 275 | 180 | 1682 |
1945 | 105 | 90 | 155 | 70 | 120 | 93 | 80 | 35 | 748 | ||||
Всего | 2629 |
Не включено:
Согласно отчету USSBS: 5,819 | В число входят: 5,819 Ki-43-I, Ki-43-II и Ki -43-IIIa сборки |
Согласно Франсильону: 5,919 | Рисунок включает: 729 Ki-43-I, 5,188 Ki-43- II и Ki-43-IIIa, 2 прототипа Ki-43-IIIb |
Данные японских самолетов времен Тихоокеанской войны
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Соответствующая разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурация и эпоха
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с Накадзима Ки-43 Хаябуса. |