A лыжа представляет собой узкую полоску из полужесткого материала, которую надевают под ногами для скольжения по снегу. Лыжи значительно длиннее ширины и обычно используются в парах. Лыжи прикрепляются к лыжным ботинкам с помощью лыжных креплений, со свободной, запираемой или частично защищенной пяткой. Для восхождения на склоны лыжные шкуры (первоначально сделанные из тюленьего меха, но теперь сделанные из синтетических материалов) могут быть прикреплены к основанию лыж.
Первоначально предназначенные для передвижения по снегу, теперь они используются в основном в рекреационных целях в виде спорта катание на лыжах.
Слово лыжи происходит от древнескандинавского слова skíð, что означает «расщелина», «деревянная палка» или «лыжи». В древнескандинавском языке общими фразами, описывающими катание на лыжах, были fara á skíðum (путешествовать, быстро передвигаться на лыжах), renna (быстро двигаться) и skríða á skíðum (ходить на лыжах). В современном норвежском языке слово «лыжи» в значительной степени сохранило старонорвежское значение в словах, обозначающих колотые дрова, деревянные строительные материалы (такие как баржевые доски ) и забор с круглым столбом. В норвежском это слово обычно произносится . В шведском, другом языке, произошедшем от древнескандинавского, слово - скидор (множественное число, произносится как ).
Английский и Французский используют исходное норвежское написание лыжи и изменяют произношение. До 1920 года англичане часто использовали лыжи и снегоступы. В итальянском оно произносится аналогично норвежскому, но написание изменяется соответствующим образом: sci . Португальский и испанский адаптируют это слово к своим языковым правилам: esqui и esquí. В немецком языке используются варианты написания Ski и Schi, оба произносятся как . В голландском слово лыжи, и первоначально произношение было как в норвежском, но примерно с 1960-х годов оно изменилось на . В валлийском это слово пишется sgi. Многие языки образуют глагольную форму из существительного, например, лыжный на английском, лыжник на французском, esquiar на испанском и португальском, sciare на итальянском, skiën на голландском или Schi laufen или Schi fahren (как указано выше, также Ski laufen или Ski fahren) на немецком языке. Норвежский и шведский не образуют глагола от существительного.
В финском есть свои древние слова для обозначения лыж и катания на лыжах: «лыжи» - это suksi, а «лыжи» - это hiihtää. Слово сукси восходит к протоуральскому периоду и имеет родственные ему слова, такие как эрзя сокс, манси тоут и нганасан тута. У саамов также есть свои слова для обозначения «лыжи» и «катание на лыжах»: например, луле саами слово для «лыжи» - это сабек, а лыжи называются сабега. Саамы используют cuoigat для глагола «кататься на лыжах» (этот термин может датироваться 10000 лет назад).
Самые старые деревянные лыжи, найденные в России (ок. 6300–5000 гг. до н.э.), Швеция (ок. 5200 г. до н.э.) и Норвегия (ок. 3200 г. до н.э.) соответственно.
Технология северных лыж была адаптирована в начале 20 века, чтобы лыжники могли разворачиваться на более высоких скоростях. Новые конструкции лыж и лыжных креплений в сочетании с внедрением подъемников для подъема лыжников на склоны позволили разработать горнолыжные лыжи. Между тем, технический прогресс в нордическом лагере позволил разработать специальные лыжи для конькобежного спорта и прыжков с трамплина.
Этот тип лыж использовался, по крайней мере, в северной Финляндии и Швеции до 1930-х годов. На одной ноге лыжник носил длинные прямые лыжи без изгиба для скольжения, а на другой более короткие лыжи для ударов ногами. Низ коротких лыж был либо гладким, либо покрыт шкурой животных, чтобы облегчить это использование, в то время как длинные лыжи, поддерживающие вес лыжника, были обработаны животным жиром аналогично современной эпиляции лыж. Раннее упоминание этого типа лыж сохранилось в работах Олауса Магнуса. Он связывает их с саамским народом и дает саамский названия савек и голо для простых и обтянутых коротких лыж.
финские названия этих лыж - lyly и kalhu для длинных и коротких лыж.
Охотники на тюленей в Ботническом заливе имели разработали специальные длинные лыжи, позволяющие пробираться на расстояние выстрела до отверстий для дыхания тюленей, хотя лыжи были полезны при движении по утрамбованному льду в целом и были сделаны особенно длинными, 3-4 метра, для защиты от трещин во льду. По-шведски это называется skredstång.
Около 1850 года ремесленники из Телемарка, Норвегия, изобрели лыжи с изгибом. Эти лыжи изгибаются посередине под креплением, что более равномерно распределяет вес лыжника по длине лыжи. Раньше лыжи типа «планка» должны были быть достаточно толстыми, чтобы не прогибаться и не проваливаться в снег под тяжестью лыжника. Эта новая конструкция позволила создать более тонкие и легкие лыжи, которые легче изгибаются, поглощая удары от ударов, а также маневрируют и бегут быстрее и легче. Дизайн также включал боковой вырез, который сужал лыжи под ногами, а носок и хвост оставались шире. Благодаря этому лыжи могли сгибаться и легче поворачиваться.
Традиционно лыжи вырезались вручную из цельного куска твердой древесины, например гикори, березы или Ясень. Эти породы дерева использовались из-за их плотности и способности выдерживать факторы скорости и ударопрочности, связанные с лыжными гонками. Из-за истощения лесов в Европе найти качественную доску лиственных пород стало сложно, что привело к изобретению ламинированных лыж. Начиная с 1891 года, скимакеры в Норвегии начали ламинировать два или более слоев древесины вместе, чтобы сделать лыжи для беговых лыж более легкими. В середине 1930-х годов они превратились в многослойные высокопроизводительные лыжи.
Лыжи с многослойным покрытием - это лыжи, состоящие из двух разных пород дерева, которые склеены вместе. Верхний слой мягкой древесины приклеивается тонким слоем под поверхность твердой древесины. Эта комбинация фактически позволила создать лыжи, которые были намного легче и маневреннее, чем предшествовавшие им тяжелые лыжи из твердой древесины. Лыжи из ламината легче и прочнее, но они не очень хорошо изнашивались. Используемые в то время водорастворимые клеи не помогли; коробление и расслоение кромок клея (расслоение) происходило часто и быстро. В 1922 году норвежский лыжник Торбьорн Нордби разработал прочный водостойкий клей, который устранил проблему раскола, и поэтому были разработаны более жесткие ламинированные лыжи. Исследования и разработка ламинированных лыж быстро развивались. В 1933 году была представлена новая технология дизайна, предполагающая использование внешней оболочки из твердой древесины, полностью покрывающей внутренний слой из более легкой древесины, что позволило успешно устранить спонтанное расщепление клеевых линий. Эта ранняя конструкция в конечном итоге превратилась в передовую технику ламинирования, которая сегодня называется технологией однокорпусной оболочки.
В 1950 году Ховард Хед представил Head Standard, построенный путем наложения алюминиевого сплава вокруг сердечника фанеры. Конструкция включала стальные края (изобретены в 1928 году в Австрии,), а внешние поверхности были сделаны из фенолформальдегидной смолы, которая могла удерживать воск. Эти чрезвычайно успешные лыжи были уникальными в то время, поскольку были разработаны для рынка отдыха, а не для гонок. 1962: лыжи из стекловолокна, Kneissl 'White Star, использовались Карлом Шранцем, чтобы выиграть две золотые медали на чемпионате мира по горнолыжному спорту FIS.. К концу 60-х стекловолокно в основном заменило алюминий.
В 1974, Магне Мирмо стал последним чемпионом мира (Фалун, кросс на 15 км) на деревянных лыжах.
В 1975 году конструкция конструкции лыжи торсионной коробки запатентована. На патент ссылаются Kästle, Salomon, Rottefella и Madshus. В 1993 году Elan представила модель Elan SCX, лыжи с гораздо более широким носком и хвостом, чем пояс. При наклоне на края они изгибаются в изогнутую форму и образуют изгиб. В технике кросса используются разные стили поворотов; окантовка не так важна, а у лыж небольшой боковой вырез. В течение многих лет горные лыжи были по форме похожи на беговые, просто короче и шире, но в модели Elan SCX была представлена конструкция с радиальным боковым вырезом, которая значительно улучшила характеристики. Другие компании быстро последовали их примеру, и один австрийский лыжный дизайнер признал: «Оказывается, все, что мы думали, что знали в течение сорока лет, было неверным». Line Skis, первая лыжная компания, ориентированная на фри-лыжи, вдохновила newschool движение для фрискиинга с его досками для лыж twin-tip в 1995 году. Первая компания, которая успешно продвигает и массово производит лыжи с двумя наконечниками переключение на лыжи (катание на лыжах задним ходом) была Salomon Group, выпустившая в 1998 году лыжи 1080.
Описывается в направлении движения, передняя часть лыжи, обычно заостренный или закругленный, - это кончик, середина - талия, а задняя часть - хвост. Лыжи имеют четыре аспекта, которые определяют их основные характеристики: длина, ширина, боковой вырез и развал. Лыжи также отличаются более незначительными способами решения определенных нишевых ролей. Например, лыжи «Могул» мягче поглощают удары, лыжи с порошковым покрытием шире, чтобы обеспечить большую плавучесть, а рокер-лыжи изогнуты вверх (обратный развал) на носке и хвосте, чтобы облегчить поворот в глубоком и сильном снегу.
Лыжи эволюционировали от цельной древесины до использования различных материалов, включая углерод- кевлар, чтобы лыжи стали прочнее, жестче на кручение, легче и т. Д. прочный. Технологии производства лыж позволяют изготавливать лыжи в одном или в комбинации из трех дизайнов:
Ламинированные лыжи состоят из слоев. Такие материалы, как стекловолокно, сталь, алюминиевый сплав или пластик, наслаиваются и сжимаются выше и ниже сердечника. Ламинированные конструкции сегодня являются наиболее широко используемым производственным процессом в лыжной индустрии. Первыми успешными лыжами из ламината и, возможно, первыми современными лыжами были лыжи Head Standard, представленные в 1950 году, в которых алюминиевый сплав был зажат вокруг сердечника из фанеры.
Представлен новый метод строительства, при котором меньшая деревянная сердцевина была обернута влажным стекловолокном, в отличие от предварительно высушенных листов стекловолокна, приклеиваемых к сердцевине (по существу, заменяя металл листов). В результате появилась торсионная коробка , которая сделала лыжи намного прочнее. VR7 и более знаменитая модель VR17 были первыми лыжами из стекловолокна, которые можно было использовать в мужских гонках, и быстро завоевали этот рынок. Со временем материалы как сердечника, так и торсионной коробки изменились: древесина, различные пенопласты, стекловолокно, кевлар и углеродное волокно - все они используются в различных конструкциях. Конструкции торсионных коробок по-прежнему преобладают в конструкции для беговых лыж, но менее распространены для горных лыж и лыжного туризма.
В 1980-х годах Баки Касива разработал новую технику строительства с использованием катушки. лист из нержавеющей стали, образующий с трех сторон коробку для кручения над деревянным сердечником, при этом основание лыжи образует дно. Представленные в 1989 году лыжи Volant оказались дорогими в производстве, и, несмотря на многочисленные положительные отзывы, компания так и не стала прибыльной. В 1990 году Salomon S9000 использовал ту же базовую концепцию, но заменил сталь на пластик, создав конструкцию, которую они назвали «монокок». Эта концепция, которую теперь называют «крышкой лыжи», устраняет необходимость обертывания сердечника и заменяет это одностадийным процессом, который намного дешевле в производстве. Сегодня конструкция кепки преобладает в строительстве горных лыж.
Классические деревянные лыжи состоят из одного длинного куска подходящего дерева, вырезанного вручную для придания необходимой формы. Ранние конструкции, как правило, имели прямоугольное поперечное сечение с загибом на конце под действием пара. Со временем дизайн изменился, и лыжи стали более тонкими по бокам или имели выступающие выступы по центру.
За время истории лыжного спорта было разработано много типов лыж, предназначенных для различных нужд, из которых можно найти следующие.
Дизайн лыж претерпел огромные изменения с момента зарождения современного спорта в Норвегии середины XIX века. Современные лыжи обычно имеют стальные края, изгиб, боковой разрез и, возможно, обратный изгиб. В 1990-х годах боковой разрез стал более заметным, чтобы облегчить выполнение поворотов. Горные лыжи обычно имеют фиксированные крепления на пятке. Для определенных целей существуют специальные типы горных лыж, в том числе лыжи с двумя наконечниками для фристайла, горные туристические лыжи и монолыжи.
В лыжном спорте лыжник не полагается на подъемник, чтобы подняться на холм, поэтому лыжи и ботинки, как правило, легче и со свободным каблуком для облегчения ходьбы. Стили лыжного снаряжения включают: