Самолеты-перехватчики

редактировать
Классификация истребителей; была поставлена ​​задача перехвата вражеских самолетов Су-15, одного из основных советских перехватчиков ПВО в 1970-х и 80-х. F-106, основной перехватчик из США ВВС в 1960-х, 70-х и 80-х.

самолет-перехватчик, или просто перехватчик, представляет собой тип истребителя, спроектированного специально для оборонительного перехвата против атакующих вражеских самолетов, в частности бомбардировщиков и разведывательных самолетов. Существует два основных класса перехватчиков: относительно легкий самолет, созданный для обеспечения высоких характеристик на малых расстояниях, и более тяжелый самолет, предназначенный для полетов ночью или в неблагоприятных погодных условиях и для полетов на большие дальности.

для дневного времени. Операции, обычные истребители обычно выполняют роль перехватчиков, а также многие другие миссии. Дневные перехватчики использовались в качестве оборонительных со времен Первой мировой войны, но, пожалуй, наиболее известны по нескольким крупным действиям во время Второй мировой войны, в частности по Битве за Британию, где Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane заработали хорошую репутацию. Немногие самолеты можно считать специализированными дневными перехватчиками. Исключения включают Messerschmitt Me 163B - единственный пилотируемый военный самолет с ракетными двигателями, когда-либо участвовавший в боевых действиях, - и в меньшей степени такие конструкции, как МиГ-15 Микояна-Гуревича, который имел тяжелое вооружение, специально предназначенное для противовоздушной обороны.

Ночные истребители и бомбардировщики-эсминцы по определению являются перехватчиками типа тяжелые, хотя первоначально они редко упоминались как таковые. В начале эпохи холодной войны сочетание реактивных бомбардировщиков и ядерного оружия создало потребность военно-воздушных сил в сверхмощных перехватчиках; Именно в этот период этот термин, вероятно, получил наибольшее признание и употребление. Примеры классических перехватчиков этой эпохи включают F-106 Delta Dart, Sukhoi Su-15 и English Electric Lightning.

В 1960-х и 1970-х годах стремительные Усовершенствования в конструкции привели к превосходству в воздухе и многоцелевых истребителей, таких как Grumman F-14 Tomcat и McDonnell Douglas F-15 Eagle, обладающий характеристиками, позволяющими выполнять роль перехвата точечной обороны, и стратегическая угроза перешла от бомбардировщиков к межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР). Конструкции специальных перехватчиков стали редкостью, и единственными широко используемыми образцами, разработанными после 1960-х годов, были Торнадо F3, Микоян МиГ-25, «Foxbat», Микоян МиГ-31 «Foxhound» и Shenyang J-8 «Finback».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Перехватчики точечной защиты
    • 2.2 Зональная оборона
  • 3 Разработка
    • 3.1 Советский Союз и Россия
    • 3.2 Соединенные Штаты
    • 3.3 Великобритания
    • 3.4 Китай
    • 3.5 Другие страны
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

История

Микоян-Гуревич МиГ-31

Первые эскадрильи перехватчиков были сформированы во время Первая мировая война для защиты Лондона от атак Цеппелинов, а затем и от самолетов дальнего действия бомбардировщиков. Ранние подразделения обычно использовали самолеты, снятые с фронта, особенно Sopwith Pup. Им сообщили о местонахождении их цели перед взлетом из командного пункта в здании Конной гвардии. Pup оказался слишком слабым, чтобы легко перехватить бомбардировщики Gotha G.IV, и превосходный Sopwith Camels вытеснил их.

Термин «перехватчик» использовался к 1929 году. В течение 1930-х годов скорость бомбардировщиков возросла настолько, что обычные перехватчики казались невозможными. Визуальное и акустическое обнаружение с земли имело дальность действия всего несколько миль, а это означало, что у перехватчика не будет достаточно времени, чтобы набрать высоту до того, как бомбардировщики достигнут своих целей. Постоянное боевое воздушное патрулирование было возможно, но только с большими затратами. В то время был сделан вывод, что «бомбардировщик всегда пройдет через ».

Изобретение радара сделало возможным раннее обнаружение самолетов на большом расстоянии порядка 100 миль (160 км) как днем, так и ночью и при любой погоде. Типичному бомбардировщику может потребоваться двадцать минут, чтобы пересечь зону обнаружения ранних радиолокационных систем, этого времени достаточно для того, чтобы истребители-перехватчики взлетели, набрали высоту и поразили бомбардировщики. Наземный перехват требовал постоянного контакта между перехватчиком и землей, пока бомбардировщики не стали видны пилотам, и общенациональные сети, такие как система Даудинга, были созданы в конце 1930-х годов для координации этих усилий.

Введение реактивной мощности увеличило скорость с примерно 300 миль в час (480 км / ч) до 600 миль в час (970 км / ч) ступенчато и примерно вдвое увеличило рабочую высоту. Хотя эффективность радаров также улучшилась, разрыв между атакой и защитой резко сократился. Крупные атаки могли настолько сбить с толку способность защиты общаться с пилотами, что классический метод ручного наземного перехвата все чаще рассматривался как неадекватный. В Соединенных Штатах это привело к внедрению полуавтоматической наземной среды для компьютеризации этой задачи, в то время как в Великобритании это привело к появлению чрезвычайно мощных радаров для сокращения времени обнаружения

. первых полезных ракет класса «земля-воздух» в 1950-х годах отпала необходимость в перехватчиках с быстрым временем реакции, поскольку ракета могла запускаться почти мгновенно. Военно-воздушные силы все чаще обращались к гораздо более крупным конструкциям перехватчиков с достаточным запасом топлива для большей продолжительности полета, оставляя роль точечной обороны ракетам. Это привело к отказу от ряда конструкций ближнего действия, таких как Avro Arrow и Convair F-102, в пользу более крупных и дальнобойных конструкций, таких как North Американские F-108 и МиГ-25. Только СССР после 1960-х годов серьезно продолжал проектирование перехватчиков, так как только ВВС США продолжали использовать мощные силы стратегических бомбардировщиков.

ВВС США F-22 истребитель завоевания превосходства в воздухе перехватил российский Ту-95 около Аляски.

В 1950-х годах во время Холодная война, сильные силы перехватчиков имели решающее значение для великих держав как лучшее средство защиты от неожиданной ядерной атаки стратегических бомбардировщиков. Следовательно, в течение короткого периода времени они столкнулись с быстрым развитием. В конце 1960-х годов ядерная атака стала неудержимой с появлением баллистических ракет, способных приближаться из-за пределов атмосферы со скоростью до 5–7 км / с. Доктрина гарантированного взаимного уничтожения заменила тенденцию укрепления обороны, сделав перехватчики менее логичными в стратегическом плане. Польза от перехватчиков уменьшилась по мере того, как их роль слилась с ролью тяжелого истребителя превосходства в воздухе, который доминировал в военном мышлении.

Дизайн

A Шэньянский перехватчик J-8 в полете.

Задача перехватчика по своей природе сложна. Рассмотрим желание защитить одиночную цель от атаки дальних бомбардировщиков. Преимущество бомбардировщиков состоит в том, что они могут выбирать параметры задачи - вектор атаки, скорость и высоту. Это приводит к огромной территории, из которой может исходить атака. За то время, которое требуется бомбардировщикам, чтобы преодолеть расстояние от первого обнаружения до попадания в цель, перехватчик должен уметь стартовать, взлетать, набирать высоту, маневрировать для атаки и затем атаковать бомбардировщик.

Специальный самолет-перехватчик приносит в жертву возможности истребителя превосходства в воздухе и многоцелевого истребителя (т. Е. Противодействие истребителям противника в маневрировании в воздухе ), настраивая их характеристики для быстрого набора высоты и / или для высоких скоростей. В результате перехватчики часто выглядят очень впечатляюще на бумаге, обычно опережая, превосходя и превосходя более медленные истребители. Однако чистые перехватчики плохо справляются с боями истребителей против тех же «менее способных» конструкций из-за ограниченной маневренности, особенно на малых высотах.

Перехватчики точечной защиты

RAF English Electric Lightning перехватчик точечной защиты

В спектре различных перехватчиков один подход к конструкции особенно показывает жертвы, необходимые для достижения решающего преимущества в выбранный аспект исполнения. «Перехватчик точечной защиты» имеет легкую конструкцию, предназначен для того, чтобы проводить большую часть времени на земле, расположенной у защищаемой цели, и может запускать по требованию, набирать высоту, маневрировать, а затем атаковать бомбардировщик за очень короткое время., прежде чем бомбардировщик сможет развернуть свое вооружение.

В конце Второй Мировой войны Люфтваффе требовал перехватчиков, поскольку ВВС Содружества и США днем ​​и ночью наносили удары по немецким целям. По мере того, как бомбардировки росли, особенно в начале 1944 года, Люфтваффе представило конструкцию с ракетным двигателем, Messerschmitt Me 163 Komet, в роли перехватчика очень малой дальности. Двигатель позволял летать около 7 минут с двигателем, но обладал такой потрясающей производительностью, что мог лететь прямо рядом с защищающимися истребителями. Однако Me 163 требовалась авиабаза, которая вскоре подвергалась постоянным атакам. Следуя программе Emergency Fighter Program, немцы разработали еще более необычные конструкции, такие как Bachem Ba 349 Natter, который запускался вертикально и, таким образом, устранял необходимость в авиабазе. В целом все эти первоначальные немецкие разработки оказались сложными в эксплуатации, часто становились смертельными ловушками для их пилотов и мало влияли на бомбардировки. Реактивные варианты обоих истребителей Германии; Me 262 в своей серии подтипа «C», все прозванные «защитником дома» (Heimatschützer, в четырех различных форматах) и планируемый подтип He 162 E, используя один из тех же Турбореактивный / ракетный двигатель BMW 003R "смешанной мощности" как Me 262C-2b Heimatschützer II, но никогда не производился в больших количествах.

На начальном этапе холодной войны бомбардировщики должны были атаковать, летя все выше и быстрее, даже на околозвуковой скорости. Первоначальные околозвуковые и сверхзвуковые истребители имели скромные внутренние топливные баки в тонких фюзеляжах, но очень высокий расход топлива. Это привело к появлению прототипов истребителей с упором на ускорение и оперативный потолок, с жертвой на время ожидания, что существенно ограничило их роль точечной защиты. Таковы были реактивные и реактивные двигатели смешанного типа Republic XF-91 или Saunders Roe SR.53. Советские и западные испытания с запуском нулевой длины также были связаны. Ни одно из них не нашло практического применения. Конструкции, основанные исключительно на реактивных двигателях, достигли большего успеха с F-104 Starfighter (начальная версия A) и English Electric Lightning.

. Роль пилотируемых точечных систем обороны была передана беспилотным перехватчикам. - ракеты класса «земля-воздух» (ЗРК), которые впервые достигли адекватного уровня в 1954–1957 гг. Достижения ЗРК положили конец концепции массированных операций высотных бомбардировщиков в пользу пенетраторов (а позже крылатых ракет ), управляющих комбинацией приемов, в просторечии известной как «полет под радаром». При полете с маскировкой местности на малых высотах с малой высотой эффективная дальность и, следовательно, время реакции наземных радаров ограничивались в лучшем случае радарный горизонт. В случае наземных радиолокационных систем этому можно противодействовать, размещая радиолокационные системы на горных вершинах, чтобы расширить радиолокационный горизонт, или путем размещения высокопроизводительных радиолокаторов в перехватчиках или самолетах ДРЛО, используемых для наведения перехватчиков точечной защиты.

Оборона местности

По мере того, как возможности продолжали улучшаться, особенно за счет широкого внедрения реактивного двигателя и принятия профилей полета на высокой скорости и на малых высотах, доступное время между обнаружением и перехватом сброшено. Большинство передовых перехватчиков точечной защиты в сочетании с радарами дальнего действия изо всех сил пытались сократить время реакции, чтобы быть эффективными. Фиксированное время, такое как время, необходимое пилоту, чтобы забраться в кабину, становилось все большей частью общего времени миссии, было несколько способов уменьшить это время. Во время холодной войны, во времена повышенной напряженности, самолеты быстрого реагирования (QRA) поддерживались пилотируемыми, полностью заправленными и вооруженными, с двигателями, работающими на холостом ходу на взлетно-посадочной полосе, готовыми принять выкл. Самолет продолжает заправляться топливом по шлангам от подземных топливных баков. В случае обнаружения возможного нарушителя самолет будет готов к взлету, как только будут отсоединены внешние топливопроводы. Однако поддержание самолета QRA в этом состоянии готовности было физически и морально истощающим для пилотов и было дорогостоящим с точки зрения топлива.

В качестве альтернативы рассматривались конструкции с увеличенным радиусом действия и увеличенным временем ожидания. Эти истребители-перехватчики или истребители зональной обороны, как правило, имели более крупную конструкцию, предназначенную для длительного патрулирования и защиты гораздо большей территории от нападения, в зависимости от большей способности обнаружения, как в самих самолетах, так и при использовании системы ДРЛО, а не с высокой скоростью для достижения цели. Образцом этой концепции стал Туполев Ту-28. Более поздний Panavia Tornado ADV смог достичь большой дальности в меньшем корпусе за счет использования более эффективных двигателей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на ускорении и скороподъемности, упор в конструкции сделан на дальность и грузоподъемность ракеты, что вместе означает боевую выносливость, обзор / сбивание радаров, достаточно хороших для обнаружения и отслеживания быстро движущихся интердикторов. от помех от земли и возможность наведения ракет класса "воздух-воздух" (AAM) по этим целям. Высокая скорость и ускорение были вложены в ЗРК большой и средней дальности, а маневренность - в ЗРК ближнего действия, а не в сам самолет. Они первыми внедрили всепогодную авионику, обеспечивающую успешную работу в ночное время, в дождь, снег или туман.

Страны, которые были стратегически зависимы от надводного флота, в первую очередь США и Великобритания, имели также истребители обороны флота, такие как F-14 Tomcat.

Development

Советский Союз и Россия

Микоян-Гуревич МиГ-31

Во время холодной войны вся военная служба, а не только часть ранее существовавших военно-воздушных сил, была предназначена для размещения перехватчиков. Самолеты Советских войск ПВО (ПВО-С) отличались от самолетов Советских ВВС (ВВС) тем, что были отнюдь не маленькими или грубо простыми, а огромными. и усовершенствован за счет больших и сложных радаров; они не могли взлетать с травы, только бетонные взлетно-посадочные полосы; их нельзя было разобрать и отправить обратно в сервисный центр в крытом вагоне . Точно так же их пилоты меньше обучались боевым маневрам, а больше - преследованию по радио.

Первоначально основным перехватчиком Советского Союза был Су-9, за которым последовали Су-15 и МиГ-25 " Фоксбат ». Вспомогательный Ту-28, перехватчик дальнего действия, был, в частности, самым тяжелым истребителем, когда-либо использовавшимся в мире. Последний и самый совершенный самолет-перехватчик на советском (ныне российском) арсенале - МиГ-31 «Фоксхаунд». Усовершенствовав некоторые недостатки МиГ-25, МиГ-31 обладает лучшими характеристиками на малых высотах и ​​малой скоростью в дополнение к внутренней пушке.

Россия, несмотря на слияние ПВО с ВВС, по-прежнему планирует сохранить свой специализированный флот перехватчиков МиГ-31.

США

ВВС США Lockheed YF-12, прототип перехватчика Маха 3

В 1937 году лейтенанты USAAC Гордон П. Сэвилл и Бенджамин С. Келси разработал пару предложений по самолету-перехватчику, первое такое обозначение в США. Одно предложение касалось одномоторного истребителя, другое - двухмоторного. Оба должны были достичь высоты 20 000 футов (6 100 м) за шесть минут в качестве защиты от атаки бомбардировщиков. Келси позже сказал, что он использовал обозначение перехватчика, чтобы обойти жесткую политику USAAC, ограничивающую истребители до 500 фунтов вооружения. Он хотел иметь по крайней мере 450 кг вооружения, чтобы американские истребители могли доминировать в своих битвах со всеми противниками, включая истребителей. В результате этих предложений появилось два самолета: одномоторный Bell P-39 Airacobra и двухмоторный Lockheed P-38 Lightning. Оба самолета успешно использовались во время Второй мировой войны в качестве стандартных истребителей, не предназначенных специально для точечной защиты от бомбардировщиков.

С 1946 по 1980 год в США существовало специальное Командование воздушно-космической обороны, состоящее в основном специализированных перехватчиков. Многие послевоенные образцы имели ограниченные характеристики, в том числе такие, как F-86D и F-89 Scorpion. В конце 1940-х годов ADC приступила к проекту создания гораздо более совершенного перехватчика в рамках проекта по перехватчику 1954 года, который в конечном итоге доставил F-106 Delta Dart после длительного процесса разработки. Были изучены дальнейшие замены, особенно предложение NR-349 в 1960-х годах, но ни к чему не привели, поскольку СССР усилил свои стратегические силы за счет межконтинентальных баллистических ракет. Таким образом, F-106 в конечном итоге служил основным перехватчиком ВВС США в 1980-х годах.

Когда F-106 был списан, задачи по перехвату были поручены современным истребителям F-15 и F-16, помимо других их функций. Однако F-16 изначально создавался для обеспечения превосходства в воздухе, а затем превратился в универсальный многоцелевой истребитель. F-15 с максимальной скоростью 2,5 Маха, позволяющей ему перехватывать самый быстрый самолет противника (а именно МиГ-25 Foxbat), также не является чистым перехватчиком, поскольку он обладает исключительной маневренностью для воздушного боя, основанной на уроках, извлеченных из Вьетнама; Вариант F-15E Strike Eagle добавляет блокировку с воздуха, сохраняя при этом возможность перехвата и боя воздух-воздух, как у других F-15. В настоящее время F-22 является последним боевым самолетом США, который частично служит в качестве перехватчика из-за своих суперкруизных возможностей, однако он был разработан в первую очередь как истребитель-невидимка для завоевания превосходства в воздухе.

В 1950-х годах ВМС США возглавили неудачный проект ракеты F6D. Позже была начата разработка большого флота истребителя ПВО F-111B, но и этот проект был отменен. Наконец, роль была отведена F-14 Tomcat с ракетами AIM-54 Phoenix. Как и F-15 ВВС США, F-14 ВВС США также проектировался в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе (бой истребителя с истребителем), а F-14 выполняли роль перехватчика, пока в 1990-х годах он не был модернизирован для наземной атаки. И истребитель, и ракета Phoenix были сняты с вооружения в 2006 году.

Великобритания

Panavia Tornado ADV

Британские Королевские ВВС использовали сверхзвуковой дневной истребитель English Electric Lightning, наряду с Gloster Javelin в дозвуковой ночной / всепогодной роли. Попытки заменить Javelin сверхзвуковой конструкцией в соответствии с эксплуатационными требованиями F.155 ни к чему не привели. Великобритания эксплуатировала свою собственную адаптированную версию McDonnell Douglas F-4 Phantom в качестве основного перехватчика с середины 1970-х годов с вариантом противовоздушной обороны (ADV) Panavia Tornado вводится в 1980-е гг. В конечном итоге Tornado был заменен многоцелевым истребителем Eurofighter Typhoon.

China

Shenyang J-8 IIM

The Shenyang J-8 (китайский : 歼 -8; по сообщению НАТО : Finback) - это высокоскоростной, высотный одноместный перехватчик китайского производства. Первоначально разработанный в начале 1960-х годов для борьбы с американскими бомбардировщиками B-58 Hustler, F-105 Thunderchief истребителями-бомбардировщиками и Lockheed U-2 самолетами-шпионами, он по-прежнему сохраняет способность «спринт» со скоростью более 2 Маха, а более поздние версии могут нести ракеты средней дальности PL-12 / SD-10 MRAAM для целей перехвата. В настоящее время ВВС США / ПЛАНАФ эксплуатируют около 300 самолетов J-8 различных конфигураций.

Другие страны

Прототип CF-100 Canuck

Несколько других стран также представили конструкции перехватчиков, хотя в 1950–1960-х годах несколько запланированных перехватчиков так и не были реализованы, поскольку предполагалось, что ракеты заменят бомбардировщики.

Аргентинский FMA I.Ae. 37 - прототип реактивного истребителя, разработанный в 1950-х годах. Он никогда не летал и был отменен в 1960 году.

Канадский дозвуковой Avro Canada CF-100 Canuck в больших количествах прослужил до 1950-х годов. Его сверхзвуковая замена, CF-105 Arrow («Avro Arrow»), была отменена в 1959 году.

Шведский Saab 35 Draken был специально разработан для перехвата самолет пересекает воздушное пространство Швеции на большой высоте в случае войны между Советским Союзом и НАТО. С появлением низколетящих крылатых ракет и высотных зенитных ракет профиль полета был изменен, но в финальной версии J 35J он восстановил профиль перехватчика.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:09:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте