Лавочкин Ла-5

редактировать
Ла-5
Лавочкин Ла-5 FN.jpg
РольИстребитель
ПроизводительЛавочкин
КонструкторСемен Лавочкин
Первый полетМарт 1942 года
ВведениеИюль 1942 года
Основной пользовательВВС СССР
Количество построенных9,920
ВариантыЛавочкин Ла-7

Лавочкин Ла-5 (Лавочкин Ла-5) был Советский истребитель Второй мировой войны. Это была разработка и доработка ЛаГГ-3, заменившая рядный двигатель более ранней модели на гораздо более мощный Швецов АШ-82 радиальный двигатель. За время службы он был одним из самых боеспособных типов советских ВВС, способных на равных сражаться с немецкими разработками.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Полеты на Ла-5
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Эксплуатанты
  • 4 Уцелевшие самолеты
  • 5 Технические характеристики (Лавочкин Ла-5ФН)
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Разработка
Лавочкин Ла-5 Реплика Ла-5 капитана Георгия Дмитриевича Костылева 4-го ГИАП, Белый 15 служил в Ленинграде в 1943 г., в Музее Великой Отечественной войны в Москве, 2005 г.

История Ла-5 началась еще до начала войны, с ЛаГГ-1, многообещающего, но маломощный самолет. ЛаГГ-3 был модификацией этой конструкции, которая пыталась исправить это за счет облегчения планера и установки более мощного двигателя. Тем не менее этого было недостаточно, и серьезной проблемой оставалось отсутствие мощности.

В начале 1942 года конструктор ЛаГГ-1 и -3 Владимир Горбунов попытался исправить этот недостаток, экспериментально оснастив ЛаГГ-3 более мощным звездообразным двигателем Швецова АШ-82 .. Поскольку ЛаГГ-3 был оснащен рядным двигателем , они добились этого за счет прививки носовой части самолета Су-2 (на котором был установлен этот двигатель). К настоящему времени недостатки ЛаГГ-3 привели к тому, что Лавочкин выпал из благосклонности Иосифа Сталина, а заводы, ранее предназначавшиеся для постройки ЛаГГ-3, были переданы строить его соперника Яковлева. Як-1 и Як-7. Конструкторские работы, которые требовали адаптации ЛаГГ-3 к новому двигателю и сохранения устойчивости самолета, были выполнены Лавочкиным в небольшой хижине рядом с аэродромом зимой 1941–1942 годов на совершенно неофициальной основе.

Когда прототип отправился в полет в марте, результат был на удивление приятным - у истребителя наконец-то появилась силовая установка, которая позволяла ему работать в воздухе так же хорошо, как предполагалось на бумаге. После полета ЛаГ-5 (изменение названия, отражающее то, что один из первоначальных конструкторов ЛаГГ уже не участвовал в программе), летчики-испытатели ВВС объявили его лучше Як-7, и интенсивно Летные испытания начались в апреле.

К июлю Сталин приказал начать производство самолета в максимальных темпах и переоборудовать все незавершенные планеры ЛаГГ-3 в новую конфигурацию, теперь известную просто как Ла-5 (несмотря на то, что все еще будучи с программой). Опытный образец практически сразу был запущен в серийное производство на заводах, расположенных в Москве и Ярославской области. Изменения в конструкции основных серийных моделей Ла-5 включают предкрылки для улучшения всесторонних характеристик. По-прежнему уступая лучшим немецким истребителям на больших высотах, Ла-5 оказался практически достойным соперником ближе к земле. Поскольку большая часть воздушных боев на Восточном фронте проходила на высотах менее 5000 м (16 404 фута), Ла-5 был очень в своей стихии.

Дальнейшая доработка самолета заключалась в сокращении задней части фюзеляжа для улучшения обзора пилота, что сделало эту версию Ла-5Ф . Позже, двигатель с впрыском топлива, другой воздухозаборник двигателя и дальнейшее облегчение самолета привели к обозначению Ла-5ФН, которое станет окончательной версией самолета. Полный оборот по кругу занял 18–19 секунд. Всего было построено 9920 Ла-5 всех вариантов, в том числе ряд специализированных учебно-тренировочных версий, получивших обозначение Ла-5УТИ . На очень поздних серийных моделях Ла-5ФН две 20-мм пушки Березина Б-20 устанавливались в капоте взамен двух более тяжелых 20-мм ШВАК (обе были способны массой залпа 3,4 кг / с). Дальнейшие усовершенствования самолета привели бы к созданию Ла-7 Лавочкина.

. Ряд Ла-5 продолжал служить странам Восточного блока после окончания войны, в том числе Чехословакия.

Полеты на Ла-5

Летом 1943 г. новенький Ла-5 совершил вынужденную посадку на немецком аэродроме, что дало Люфтваффе возможность испытать новейшие советские самолеты. истребитель. Летчик-испытатель написал подробный отчет о своем опыте. Он особо отметил, что Ла-5ФН отличился на высотах ниже 3000 м (9843 фута), но пострадал от малой дальности и времени полета всего 40 минут на маршевой мощности. Все органы управления двигателем (дроссельная заслонка, смесь, шаг винта, радиатор и заслонки капота, а также редуктор нагнетателя) имели отдельные рычаги, которые вынуждали пилота постоянно корректировать во время боя или рисковать плохой работой. Например, для быстрого разгона требовалось задействовать не менее шести рычагов. В отличие от этого, современные немецкие самолеты с BMW 801 использовали компьютерную систему Kommandogerät двигатель, которая автоматически управляла всеми этими настройками с помощью одного рычага газа. Из-за ограничений воздушного потока систему наддува двигателя (Форсаж) нельзя было использовать на высоте более 2000 м (6562 фута). Стабильность по всем осям в целом хорошая. Мощность элеронов считалась исключительной, но руль направления был недостаточно мощным на низких скоростях. На скоростях, превышающих 600 км / ч (370 миль / ч), силы на рулях становились чрезмерными. Время горизонтального поворота на высоте 1000 м (3281 фут) и максимальная мощность двигателя составили 25 секунд.

Было установлено, что Ла-5 имел максимальную скорость и ускорение на малой высоте, сравнимые с истребителями Люфтваффе. Ла-5ФН обладал несколько большей скоростью крена, чем Bf-109. Однако Bf-109 был немного быстрее и имел преимущество в более высокой скороподъемности и лучшей скорости поворота. Ла-5ФН имел несколько лучшую скороподъемность и меньший радиус разворота, чем Fw 190A-8. Однако Fw 190A-8 был быстрее на всех высотах, имел значительно лучшие характеристики пикирования и лучшую скорость крена. В результате, рекомендации Лерша для пилотов Fw 190 заключались в том, чтобы попытаться вывести Ла-5ФН на большую высоту, избежать атак в пикировании с последующим высокоскоростным пологим набором высоты и избежать длительных боевых действий при разворотах. При использовании MW 50 оба немецких истребителя показали превосходные характеристики на всех высотах.

У Ла-5 были свои недостатки. Пожалуй, самыми серьезными были тепловая изоляция двигателя, отсутствие вентиляции в кабине и невозможность открытия фонаря на скорости более 350 км / ч. Что еще хуже, выхлопные газы часто попадали в кабину из-за плохой изоляции моторного отсека. Следовательно, летчики игнорировали приказы и часто летали с открытыми фонарями.

В целом советские летчики оценили Ла-5 как эффективный истребитель. «Это был отличный истребитель с двумя пушками и мощным двигателем воздушного охлаждения», - вспоминал летчик Виктор Михайлович Синайский. «Первые Ла-5 завода Тбилиси были немного хуже, а последние Ла-5 завода Горький, пришедшие к нам из Иваново, были идеальными.. Сначала поступали обычные Ла-5, но потом появились новые с двигателем АШ-82 ФН с прямым впрыском топлива в цилиндры. маневренность, ускорение, скорость и скороподъемность по сравнению с ранними вариантами. Все были в восторге от Ла-5. Его также было легко обслуживать ». Тем не менее потери Ла-5 были высокими, самыми высокими среди всех истребителей на вооружении СССР, за исключением Як-1. В 1941–45 ВВС КА потеряли 2591 Ла-5: 730 в 1942 году, 1460 в 1943 году, 825 в следующем году и 233 в 1945 году.

История эксплуатации

Ла-5Ф прибыл на передовую в феврале 1943 года. Он смог бросить вызов Messerchmitt Bf 109G- 2 и Focke-Wulf Fw 190A-4 на более или менее равных условиях, а на высоте верхушки дерева он был даже быстрее. Одним из наиболее успешных подразделений Ла-5 было 5 ГИАП, которые совершили 3802 боевых вылета, при этом было сбито 128 самолетов противника и потеряно 52 Лавочкиных.

Операторы
Чехословакия
Монголия
Польша
Советский Союз
Уцелевший самолет

Обломки Ла-5 хранятся в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния.

Технические характеристики (Лавочкин Ла -5FN)
Ортографическая проекция Лавочкина Ла-5.

Данные из Истории конструктских самолетов в СССР, 1938–1950, Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,67 м (28 футов 5 дюймов)
  • Размах крыла: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
  • Высота: 2,54 м (8 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 17,5 м (188 квадратных футов)
  • Аэродинамический профиль :корень: NACA 23016 ; tip :NACA 23010
  • Масса пустого: 2706 кг (5966 фунтов)
  • Масса брутто: 3168 кг (6984 фунта)
  • Макс.взлетная масса: 3402 кг (7500 фунтов)
  • Запас топлива: 345 кг (761 фунт) топлива + 50 кг (110 фунтов) масла
  • Силовая установка: 1 × Швецов М-82ФН 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 1460 кВт (1960 л.с.)
  • Гребные винты: 3-лопастный гребной винт с постоянной скоростью

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 648 км / ч (403 миль / ч, 350 узлов) на высоте 6250 м (20,505 футов)
583 км / ч (362 миль / ч; 315 кН) на уровне моря
  • Посадочная скорость: 138 км / ч (86 миль / ч; 75 кн)
  • Дальность: 765 км (475 миль, 413 миль)
  • Практический потолок: 11000 м (36000 футов)
  • Скороподъемность: 16,7 м / с (3290 фут / мин)
  • Время набора высоты: 5000 м (16404 фута) за 5 минут 12 секунд
  • Нагрузка на крыло: 181 кг / м (37 фунтов / кв.фут)
  • Мощность / масса : 0,461 кВт / кг (0,280 л.с. / фунт)
  • Максимальная скорость поворота: 18,5 секунды

Вооружение .

  • Пушки: 2 × 20 мм (0,787 дюйма) Пушка ШВАК с 200 снарядами
  • Бомбы: 2 бомбы весом до 100 кг (220 фунтов) каждая
См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурация и эпоха

Связанные списки

Список литературы

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
Викискладе есть материалы по теме Лавочкин Ла-5.
Последняя правка сделана 2021-05-26 03:07:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте