Бывший тип | Частный |
---|---|
Промышленность | Инженерное дело, Судостроение. Самолет |
Судьба | Разъединение. Взять на себя |
Предшественник | WG Armstrong Mitchell Company |
Преемник | Vickers-Armstrongs |
Основание | 1847 (WG Armstrong Co.) |
Основатель | Уильям Джордж Армстронг |
Несуществующий | 1927 |
Штаб-квартира | Ньюкасл-апон-Тайн, Англия |
Продукция | Самолеты. Вооружение. Локомотивы. Корабли |
Дочерние компании | Vickers Armstrong. Armstrong Siddeley. (Demerged) |
Сэр WG Armstrong Whitworth Co Ltd была крупной британской производственной компанией в первые годы 20-го века. Имея штаб-квартиру в Элсвике, Ньюкасл-апон-Тайн, Армстронг Уитворт построил вооружение, корабли, локомотивы, автомобили и самолеты.
Компания была основана Уильямом Армстронгом в 1847 году, став в результате слияния Армстронг Митчелл, а затем Армстронг Уитворт . В 1927 году она объединилась с Vickers Limited и образовала Vickers-Armstrongs, при этом ее автомобильные и авиационные доли были приобретены JD Siddeley.
В 1847 году инженер Уильям Джордж Армстронг основал в Ньюкасле Элсвик завод по производству гидравлического оборудования, кранов и мостов, за которым вскоре последовала артиллерия, в частности, заряжающая казенная часть Армстронга. пистолет, которым британская армия была перевооружена после Крымской войны. В 1882 году он объединился с судостроительной фирмой Charles Mitchell, чтобы сформировать Armstrong Mitchell Company, и в то время его работы простирались более чем на милю (около 2 км) вдоль берега реки. Ривер Тайн. Армстронг Митчелл снова слился с инженерной фирмой Джозефа Уитворта в 1897 году. В 1902 году компания расширилась на производство легковых и грузовых автомобилей, а в 1913 году создала «авиационный отдел», который стал Armstrong Whitworth Aircraft дочерняя компания в 1920 году.
В 1927 году она объединилась с Vickers Limited и образовала Vickers-Armstrongs.
Armstrong Whitworth производился с 1904 года, когда компания решила диверсифицировать, чтобы компенсировать падение спроса на артиллерию после окончания англо-бурской войны. Компания взяла на себя строительство Wilson-Pilcher, разработанного Уолтером Гордоном Уилсоном, и производила автомобили под именем Armstrong Whitworth до 1919 года, когда компания объединилась с Siddeley-Deasy. и чтобы сформировать Армстронг Сиддли .
Wilson-Pilcher был усовершенствованным автомобилем с двигателем объемом 2,4 литра, который производился в Лондоне с 1901 по 1904 год, когда производство было перенесено в Ньюкасл. Когда Армстронг Уитворт взял на себя производство, были изготовлены две модели: 2,7-литровая плоская четверка и 4,1-литровая плоская шестерка, причем цилиндры обоих были идентичны с диаметром цилиндра и ходом 3,75 дюйма. (95 мм). Двигатели имели маховик в передней части двигателя, а коленчатый вал имел промежуточные подшипники между каждой парой цилиндров. Привод осуществлялся на задние колеса через двойную косозубую планетарную передачу и косозубую коническую ось. Автомобили были перечислены по цене 735 фунтов стерлингов за четыре и 900 фунтов стерлингов за шесть. Теоретически они были доступны до 1907 года. По словам Автомотора в 1904 году, «даже первая появившаяся машина Wilson-Pilcher произвела настоящий фурор в автомобильных кругах того времени благодаря своей удивительно тихой и плавной работе, а также почти бесшумности. полное отсутствие вибрации ».
Первым автомобилем Армстронга Уитворта была модель 28/36 1906 года с четырехцилиндровым боковым клапаном двигателем с водяным охлаждением объемом 4,5 литра, который имел необычный характер. размер квадрата "120 мм (4,7 дюйма) по диаметру и ходу 100 мм (3,9 дюйма). Привод осуществлялся через четырехступенчатую коробку передач и вал на задние колеса. Более крупный автомобиль был указан для 1908 года с выбором из 5-литровых 30 или 7,6-литровых моделей 40 с внутренним диаметром 127 мм (5,0 дюйма), но с ходом 100 мм (3,9 дюйма) и 152 мм (6,0 дюйма) соответственно. 40 был продан за 798 фунтов стерлингов в форме голого шасси для поставки производителям кузовов. К этим большим автомобилям в 1909 году присоединились 4,3-литровый 18/22, а в 1910 году - 3,7-литровый 25, который, похоже, имел то же шасси, что и 30 и 40.
В 1911 году появился новый Небольшой автомобиль появился в форме 2,4-литрового двигателя 12/14, названного в 1911 году 15.9, с моноблочным двигателем со смазкой под давлением к подшипникам коленчатого вала. Эта модель имела 88-дюймовую (2200 мм) колесную базу по сравнению с 120-дюймовыми (3000 мм) из 40-го диапазона. К ним присоединились четыре более крупных автомобиля: от 2,7-литрового 15/20 до 3,7-литрового 25,5.
Первая шестицилиндровая модель 30/50 с 5,1-литровым двигателем 90 мм (3,5 дюйма). Двигатель с ходом поршня 135 мм (5,3 дюйма) появился в 1912 году с опцией электрического освещения. В 1913 году этот объем вырос до 5,7 литра.
В начале войны, как и 30/50, ассортимент состоял из 3-литровых 17/25 и 3,8-литровых 30/40.
Кузова автомобилей обычно, если не всегда, производились сторонними производителями кузовов, и они имели репутацию надежных и безупречных производителей. У компании был лондонский торговый центр на Нью-Бонд-стрит. Когда Armstrong Whitworth и Vickers объединились, автомобильные интересы Armstrong Whitworth были куплены JD Siddeley as Armstrong Siddeley, базирующейся в Ковентри.
Автомобиль Armstrong Whitworth изображен в Музей открытий, Ньюкасл-апон-Тайн.
Армстронг Уитворт основал авиационный департамент в 1912 году. Позже он стал компанией Sir WG Armstrong Whitworth Aircraft Company . Когда Vickers и Armstrong Whitworth объединились в 1927 году и образовали Vickers-Armstrongs, компания Armstrong Whitworth Aircraft была выкуплена JD Siddeley и стала отдельной единицей.
Elswick Ordnance Company (иногда называемый Elswick Ordnance Works, но обычно как «EOC») был первоначально создан в 1859 году, чтобы отделить оружейный бизнес Уильяма Армстронга от других его деловых интересов, чтобы избежать конфликта интересов, поскольку Армстронг был тогда инженером по стрелковой артиллерии для Военное министерство и основным заказчиком компании было британское правительство. Армстронг не имел финансового интереса в компании до 1864 года, когда он оставил государственную службу, и Elswick Ordnance был воссоединен с основными предприятиями Armstrong, чтобы сформировать Sir W.G. Armstrong Company. В то время EOC был отделением вооружений компании W.G. Armstrong Company, а затем Armstrong Whitworth.
Elswick Ordnance был крупным разработчиком оружия до и во время Первой мировой войны. Боеприпасы и боеприпасы, которые он производил для британского правительства, имели клеймо EOC, а оружие, предназначенное для экспорта, обычно было маркировано "W.G. Armstrong". 28-см гаубица L / 10, сыгравшая главную роль в осаде Порт-Артура в русско-японской войне, была разработана Армстронгом.
После Великой войны компания Armstrong Whitworth преобразовала свой Scotswood Works в производство железнодорожных локомотивов. С 1919 года компания быстро завоевала рынок локомотивов благодаря своему современному заводу. Двумя крупнейшими контрактами компании были 200 контрактов 2-8-0 для Бельгийских государственных железных дорог в 1920 году и 327 Black 5 4-6-0 для LMS в 1935/36 году.
AW также модифицировал локомотивы. В 1926 году Палестинские железные дороги отправили шесть локомотивов класса H Baldwin 4-6-0 в компанию AW для преобразования в танковые локомотивы 4-6-2 для работы Ответвление PR между Яффо и Иерусалимом. PR также отправила еще шесть Болдуинов класса H для замены их дефектных стальных топок на медные.
Хорошо оборудованные работы AW включали собственный конструкторский отдел и позволили ему построить большие локомотивы, включая заказ на 30 двигателей. трех типов для модернизации Южно-Австралийских железных дорог в 1926 году. В их числе десять локомотивов 500 класса 4-8-2, которые были крупнейшими несочлененными локомотивами, построенными в Великобритании, и были основаны на чертежах Alco, модифицированных инженерами AW и SAR. Они были сенсацией в Австралии. В 1930 году компания AW построила 20 больших трехцилиндровых локомотивов типа «Pacific» для Центральной Аргентинской железной дороги (F.C.C.A) с клапанным механизмом Caprotti и современными котлами. Это были самые мощные локомотивы F.C.C.A.
AW получила в Великобритании лицензию на дизели Sulzer в 1919 году, а к 1930-м годам строила тепловозы и железнодорожные вагоны. Одним из первых примеров является пилотный дизель-электрический навес 0-4-0 Tanfield Railway, №2, который был построен AW под номером D22 в 1933 году. В том же году компания запустила в производство первый в Великобритании магистральный тепловоз «Универсал» мощностью 800 л.с. Он прошел успешно, но год спустя после взрыва картера двигателя его не отремонтировали. Всего на Scotswood Works было построено 1464 локомотива, прежде чем он был снова переоборудован для производства вооружений в 1937 году.
Компании можно приписать помощь в создании города Оленье озеро в Доминионе Ньюфаундленда. Между 1922 и 1925 годами гидроэлектростанция была построена на озере Дир компанией Newfoundland Products и сэром У. Г. Армстронгом Уитвортом и компанией. Система каналов, используемая гидроэлектростанцией, помогла расширить лесохозяйственные операции в этом районе. Часть оборудования, использованного при строительстве Панамского канала, была отправлена на остров Ньюфаундленд. Электроэнергия от проекта использовалась для питания целлюлозно-бумажной фабрики в Корнер-Брук. С 1920-х годов Дир-Лейк превратился в крупный район лесной промышленности, а также в центр обслуживания.
Компания построила гидроэлектростанцию в Нимбоида, Новый Южный Уэльс, недалеко от Графтона в 1923–1924 годах. Он все еще используется и по сути является оригинальным. В 1925 году компания безуспешно подала заявку на строительство участка Южный Брисбен-Ричмонд-Гэп (на границе Новый-Южный Уэльс-Квинсленд) на последнем этапе железной дороги стандартной колеи , соединяющей Сидней и Брисбен. Это была хорошо спроектированная железная дорога, которая включает длинный туннель под образующей государственной границей и спираль к югу от границы. Цена тендера Армстронга Уитворта составила 1 333 940 фунтов стерлингов по сравнению с ценой тендера Квинслендской железной дороги в 1 130 142 фунтов стерлингов. В середине 1920-х компания явно пыталась прорваться на бурно развивающийся австралийский рынок, но ей мешало предпочтение местным компаниям.
Реклама на ежегодном показе Brassey's Naval Annual 1923 года HMS MalayaСудостроение было основным подразделением компании. В 1879-1880 годах судостроительная компания Чарльза Митчелла заложила крейсер для чилийского флота на верфи Low Walker Yard. Это судно позже было поставлено в Японию как «Цукуши» 1883 года; корабль был спущен на воду постройкой Армстронга Митчелла. Между 1885 и 1918 годами Армстронг построил военные корабли для Королевского флота, Императорского флота России, Императорского флота Японии и флота Соединенных Штатов. Среди них был HMS Glatton, который из-за несъемной конструкции пострадал от взрыва магазина в гавани Дувра менее чем через месяц после ввода в эксплуатацию.
Армстронг Митчелл, а позже Армстронг Уитворт построили множество торговых судов, грузовых судов, танкеров и земснарядов; среди них выделялись ледоколы железнодорожные паромы СС Байкал в 1897 и 1900 годах, построенные для соединения Транссибирской магистрали через Байкал. Компания построила первый в мире полярный ледокол: «Ермак» был российским, а затем и советским ледоколом, с усиленным корпусом, способным преодолевать ледоколы.
В 1927 году оборонный и инженерный бизнесы объединились с компаниями Vickers Limited для создания дочерней компании, известной как Vickers- Армстронг. Самолет и бизнес Armstrong Siddeley по производству двигателей были куплены Дж. Д. Сиддели и стала отдельной единицей. Производство на Scotswood Works закончилось в 1979 году, и здания были снесены в 1982 году.
Компании-предшественники, WG Armstrong Co., а позже, с 1883 года Сэр WG Armstrong Mitchell Company принимала активное участие в строительстве гидротехнических сооружений. Известные примеры включают:
В период с 1883 по 1925 год они построили несколько военных кораблей:
Они построили нефть танкеры, в том числе:
Армстронг Уитворт построил несколько железнодорожных локомотивов между 1847 и 1868 годами, но только в 1919 году компания предприняла согласованные усилия для выхода на железнодорожный рынок.
Многие из локомотивов показаны в этом каталоге в коллекции North Института горных и механических инженеров Англиибыли получены контракты на строительство Поставка и поставка паровых и дизельных локомотивов для железнодорожных систем в Великобритании и за рубежом, включая те, которые указаны в следующей таблице.
Серийные. номера | Год | Количество | Заказчик | Класс | Расположение колес. | Дорожные. номера | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1–50 | 1919–1921 | 50 | Северо-Восточная железная дорога | T2 | 0-8-0 | 2253–2302 От | до LNER (те же номера) в 1923 году, класс Q6; перенумерован в 3410–3459 в схеме 1946 года. |
69–93 | 1921 | 25 | Железная дорога Бомбея, Бароды и Центральной Индии | . (BESA HGS) | 2-8-0 | 122 –146 | позже - все Индия 26528–26552. |
94–110 | 1920 | 17 | Железная дорога Мадрас и Южная Махратта | . (BESA HGS) | 2-8 -0 | 483–499 | позже все Индия 26610–26626. |
111–120 | 1921 | 10 | Каледонская железная дорога | 72 | 4-4-0 | 82–91 | - LMS 14487–14496 в 1923 г. |
137–159 | 1922 | 23 | Северо-Западная железная дорога | SGS | 0 -6-0 | 2484–2506 | все, кроме одного, в Пакистан при разделе; 2500 на железную дорогу Восточного Пенджаба; позже все в Индии 36889. |
161–170 | 1922 | 10 | Буэнос-Айрес Западная железная дорога | 2-6-2T | 824–833 | ||
175–179 | 1922–23 | 5 | Мидленд Грейт Вестерн Рейлвей | Fa | 0-6-0 | 44–48 | до GSR 641–645 в 1925 году. |
185 –190 | 1923 | 6 | Великая Южная и Западная железная дорога | 400 | 4-6-0 | 407–409. 403–405 | до GSR (те же номера) в 1925 году. |
17 мая 1921 года. по. 12.01.1923 | 200 | Бельгийские государственные железные дороги | 2-8-0 | 5001–5200 | перенумерован Тип 31 в 1931 году. 162 модернизированных между 1936 и 1947 годами, неремонтированные двигатели перенумерованы Тип 30 | ||
391–415 | 1922 | 25 | Северо-Восточная железная дорога | E1 | 0-6-0T | 2313–2339 | до LNER (те же числа) в 1923 году, класс J72; перенумерован 8721–8745 в схеме 1946 года. |
416–465 | 1921–22 | 50 | Midland Railway | 3835 / 4F | 0-6-0 | 3937–3986 | - LMS (те же номера) в 1923 г. |
466–467 | Отменено | (2) | Комитет северных округов | () | 4 -4-0 | — | Заказ отменен; локомотивы, построенные на Derby Works вместо этого. |
468–472 | 1922 | 5 | Somerset and Dorset Joint Railway | 3835 / 4F | 0-6-0 | 57–61 | до LMS 4557–4561 в 1930 г. |
479–487 | 1923 | 9 | Северо-Западная железная дорога | SGS | 0 -6-0 | 2536–2544 | ; на Восточно-Бенгальскую железную дорогу 312–318 / 66/20 в 1929/39 г.; четыре оставшихся в живых стали всеиндийскими 34265–67 / 73. |
488–499 | 1923 | 12 | Северо-Западная железная дорога | 4-4-0 | 2989–2996, 3006–3009 | трое - в Пакистан при разделе; остаток до Восточной Пенджабской железной дороги, позже всеиндийской 24481–28889. | |
500–515 | 1923 | 16 | Бомбей, Барода и железная дорога Центральной Индии | . (BESA PTS) | 2-6 -4Т | 265–280 | на Северо-Западную железную дорогу 517–532 (не в порядке) в 1929 г.; больше всего в Пакистан при разделе; семь до Восточной Пенджабской железной дороги, позже всеиндийской 27106–27112. |
516–535 | 1923 | 20 | Ауд и Рохилхандская железная дорога | SGS | 0-6-0 | 505 –524 | до Ост-Индской железной дороги 1448–1457 в 1925 г.; разделение между Восточной и Северной железными дорогами, позже всеиндийскими в диапазоне 34236–34243, 36804–36818. |
536–552 | 1923 | 17 | Восточно-Индийская железная дорога | SGS | 0-6 -0 | 1390–1406 | разделение между Восточными и Северными железными дорогами, позже всеиндийское в диапазоне 34163–34164, 34218–34224, 36792–36811. |
565–566 | 1924 | 2 | 4-6-0 + 0-6-4 | 29–30 | |||
567–591 | 1923 | 25 | Великая южная железная дорога Буэнос-Айреса | 4-8- 0 | 4201–4225 | ||
605–616 | 1924 | 12 | Лондон и Северо-Восточная железная дорога | D11 / 2 | 4-4-0 | 6388–6399 | Перенумерован в 2683–2694 в схеме 1946 года. |
623–632 | 1926 | 10 | Южно-Австралийские железные дороги | 4-6-2 | 600–609 | ||
633– 642 | 1926 | 10 | Южно-Австралийские железные дороги | 500 | 4-8-2 | 500–509 | |
643–652 | 1926 | 10 | Южная Австралия Железные дороги | 700 | 2-8-2 | 700–709 | |
655–701 | 1924 | 47 | Бенгальская железная дорога Нагпура | 2-8-0 | 700 –729, 744–760 | позже всеиндия 26174–26220. | |
702–707 | 1924 | 6 | Метрополитен Рейлв ay | K | 2-6-4T | 111–116 | до Лондон и Северо-Восточная железная дорога 6158–6163, класс L2, в 1937 году; выжившим было выделено 9070–9073 по схеме 1946 года. |
714–725 | 1925 | 12 | Буэнос-Айрес и Тихоокеанская железная дорога | 4-6-2 | 2101–2112 | ||
726–760 | 1925 | 35 | Буэнос-Айрес Великая южная железная дорога | 2-8-0 | 4301–4335 | ||
761–769 | 1925 | 9 | Южная железная дорога | K | 2-6-4T | A791 – A799 | Перестроен в класс U 2-6-0 |
771–801 | 1925 | 31 | Бенгальская железная дорога Нагпура | 2-8-0 | 761–791 | позже - Индия 26220–26251. | |
850–874 | 1927 | 25 | Queensland Railways | C17 | 4-8-0 | 802–826 | |
875–884 | 1927 | 10 | Феррокаррил Центральный Аргентино | 4-8-4T | 501–510 | ||
885– 904 | 1928 | 20 | Египетские государственные железные дороги | 545 | 2-6-0 | пять присвоены Израильскими железными дорогами после вторжения Израиля на Синай в 1956 году | |
905–934 | 1927 | 30 | Великая южная железная дорога Буэнос-Айреса | 4-8-0 | 4226–4255 | ||
938–987 | 1928 | 50 | Грейт-Вестерн Рейлвей | 5600 | 0-6-2T | 6650–6699 | |
1005–1015 | 1929 | 11 | Мадрас и Юг Эрн Махратта Железнодорожный | 2-8-2 | 853–863 | позже все Индия 22397–22407. | |
1024–1025 | 1929 | 2 | [pt ] | 2-6 -2 + 2-6-2 | 238–239 | ||
1026–1037 | 1929 | 12 | Цейлонская правительственная железная дорога | 4-6-0 | 279–290 | ||
1038–1057 | 1930 | 20 | Феррокаррил Центральный Аргентино | 4-8-4T | 511–530 | ||
1058–1068 | 1930 | 11 | Восточно-Бенгальская железная дорога | XB | 4-6-2 | 443–453 | в Пакистан при разделении. |
1069–1080 | 1930 | 12 | Медресе и железная дорога Южной Махратты | XB | 4- 6-2 | 200–211 | позже все Индия 22131–22142. |
1081–1100 | 1930 | 20 | Феррокаррил Центральный Аргентино | 4-6-2 | 1101–1120 | 3-цилиндровый с редуктором Caprotti. | |
1105–1110 | 1931 | 6 | Buenos Aires Western Railway | 4-8-0 | 1500–1505 | ||
1111–1130 | 1931 | 20 | Лондон и Северо-Восточная железная дорога | K3 / 2 | 2-6-0 | 1100/01/02/06. 1108/17/18/19. 1121/25/33/35. 1137/41/54/56. 1158/62/64/66 | Перенумерован в 1899–1918 гг. Схема 1946 г. |
1131–1155 | 1930–31 | 25 | Грейт Вестерн Рейлвей | 5700 | 0-6-0PT | 7775–7799 | |
1156–1165 | 1934–35 | 10 | Лондон и Север Восточная железная дорога | K3 / 2 | 2-6-0 | 1302/04/08. 1310/24/06. 2934–2937 | Перенумерован с 1919 по 1928 год в 1946 году схема. |
1166–1265 | 1935 | 100 | Лондон, Мидленд и Шотландская железная дорога | Stanier 5 | 4-6-0 | 5125–5224 | |
1266–1269 | 1935 | 4 | Юэ Хан Рэйлэйл, Китай | 0-8-0 | 501–504 | ||
1270–1279 | 1936 | 10 | Лондон и Северо-Восточная железная дорога | K3 / 2 | 2-6-0 | 2417/29/45/46. 2453/55/58/65. 2471/72 | Перенумерованный в 1959–1968 годах в схеме 1946 года. |
1280–1506 | 1936–37 | 227 | Лондон, Мидленд и Шотландская железная дорога | Stanier 5 | 4-6-0 | 5225–5451 | |
D8 | 1 | Доки Престона | 0-6-0de | Герцогиня | маневровая машина 250 л.с. | ||
D9 | 1 | Демонстратор | 1 -Co-1de | Дизель-электрический смешанный транспорт мощностью 800 л.с. | |||
1931 | 1 | Лондонская и Северо-Восточная железные дороги | Вагон | 25 | Один 6-цилиндровый двигатель Sulzer мощностью 250 л.с. | ||
1 932 | 2 | Лондон и Северо-Восточная железная дорога | Вагон | 224, 232 | Один 6-цилиндровый двигатель Sulzer мощностью 250 л.с. | ||
1933 | 1 | Лондон и Северо-Восточная железная дорога | Рельсовый автобус | 294 | Один двигатель Saurer мощностью 95 л.с. | ||
1933 | 1 | Буэнос-Айрес Великая южная железная дорога | 1A-Bo + Bo-A1 | CM210 | Два двигателя Sulzer 8LV34 по 850 л.с. | ||
D20 | 1933 | 1 | Лондон, Мидленд и Шотландская железная дорога | 0-6-0de | 7408 | Маневровый маневр мощностью 250 л.с. перенумерован 7058 в 1934 г.; был изменен на 13000 британскими железными дорогами в 1948 году, но отозван до того, как номер был применен. | |
D21 – D26 | 6 | 0-4-0de | Маневровый трактор мощностью 85 л.с. | ||||
D27–D28 | 1934 | 2 | Demonstrator | 1-Co-1de | Двигатель Sulzer 8LD28, 800 л.с., колея 66 дюймов; испытан на правительственной железной дороге Цейлона ; вернулся; в Великая южная железная дорога Буэнос-Айреса в 1937 году. | ||
D43 | 1934 | 1 | Цейлонская правительственная железная дорога | 0-4-0de | 500 | Маневровый маневровый двигатель мощностью 122 л.с. | |
D46 – D51 | 1934 год | 6 | Железная дорога Мадраса и Южной Махратты | Вагон | 1–6 | дизель мощностью 160 л.с. - электрические. | |
D54 – D63 | 1936 | 10 | Лондон, Мидленд и Шотландская железная дорога | — | 0-6-0de | 7059–7068 | Маневровый маневренный транспорт мощностью 350 л.с. в военное министерство в 1942 (4) и 1944 (6). |
D64 | 1936 | 1 | Бомбей, Барода и Центрально-Индийская железная дорога | DE | 0-6-0de | 800 | Маневровая машина мощностью 360 л.с. |
Пушки и другое вооружение производились Elswick Ordnance Company, подразделением вооружения компании Armstrong Whitworth. Особенно примечательным примером является 100-тонное ружье Armstrong.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Армстронг Уитворт. |