Японский крейсер Иватэ

редактировать

Японский крейсер Iwate.jpg Открытка с Ивате на якоре, 1905 год
История
Японская империя
Имя:Иватэ
Тезка:Префектура Иватэ
Заказ:19 июля 1898 г.
Строитель:Армстронг Уитворт, Великобритания
Заложен:11 ноября 1898 г.
Спущен на воду:29 марта 1900 г.
Завершен:18 марта 1901 г.
Реклассифицирован:
Убитый :30 ноября 1945 г.
Судьба:
  • Потоплен воздушной атакой, 25 июля 1945 г.
  • Поднят и списан, 1946–47
Общие характеристики
Класс и тип:Тип Изумо броненосный крейсер
Водоизмещение:9,423 т (9,274 длинных тонны)
Длина:132,28 м (434 футов 0 дюймов) (o / a )
Ширина:20,94 м (68 футов 8 дюймов)
Осадка:7,21 м (23 футов 8 дюймов)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:20,75 узлов (38,43 км / ч; 23,88 миль / ч)
Диапазон:7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:672
Вооружение:
Броня:

Iwate (磐 手) был вторым и последним Izumo-class броненосным крейсером (Sōkō jun'yōkan), построенным для Императорский флот Японии (IJN) в конце 1890-х гг. Поскольку Японии не хватало промышленных возможностей для постройки таких военных кораблей, корабль был построен в Великобритании. Участвовала в большинстве морских сражений русско-японской войны 1904–05. Корабль был умеренно поврежден во время битвы при Порт-Артуре, битвы у Ульсана и битвы при Цусиме. Иватэ сыграла второстепенную роль в Первой мировой войне и в 1916 году начала первый из своих многочисленных учебных походов для морских курсантов, задача, которая продлилась до конца 1939 года. Корабль продолжал проводить тренировки в домашних водах. на протяжении Тихоокеанской войны. Иватэ был потоплен американскими авианосцами во время атаки на Куре в июле 1945 года. Его обломки были сняты с мели и списаны в 1946–47.

Содержание
  • 1 Предпосылки и описание
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Русско-японская война
      • 2.1.1 Битва у Ульсана
      • 2.1.2 Битва при Цусиме
    • 2.2 Последующая служба
  • 3 Примечания
  • 4 Сноски
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Предпосылки и описание

План расширения ВМФ 1896 г. был разработан после Первой китайско-японской войны и включали четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линейным кораблям, все из которых должны были быть заказаны на британских верфях, поскольку Япония не имела возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить, что линкоров, заказанных в соответствии с первоначальным планом, будет недостаточно для борьбы с Императорским флотом России. Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решил увеличить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей. Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести». В отличие от большинства своих современников, которые были предназначены для торговых набегов или для защиты колоний и торговых путей, Иватэ и ее сводные сестры предназначались как разведчики флота и должны были использоваться в линия боя.

Корабль имел 132,28 метра (434 футов 0 дюймов) в длину в целом и 121,92 метра (400 футов 0 дюймов) между перпендикулярами. Ее ширина составляла 20,94 метра (68 футов 8 дюймов), а средняя осадка составляла 7,21 метра (23 футов 8 дюймов). Иватэ вытеснил 9 423 метрических тонны (9 274 длинных тонны) при нормальной нагрузке и 10 235 метрических тонн (10 073 длинных тонны) при глубокой нагрузке. Корабль имел метацентрическую высоту 0,73 метра (2 фута 5 дюймов). Ее экипаж состоял из 672 офицеров и рядовых.

У Ивате было два 4-цилиндровых паровых двигателя тройного расширения, каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Пар для двигателей был предоставлен 24 котлами Belleville, и двигатели были рассчитаны на общую мощность 14 500 лошадиных сил (10 800 кВт ). Корабль имел проектную скорость 20,75 узлов (38,43 км / ч; 23,88 миль / ч) и достигал 22,3 узла (41,3 км / ч; 25,7 миль / ч) во время своих ходовых испытаний с 15739 л.с. (11737 кВт). Он перевозил до 1527 длинных тонн (1551 т) угля и мог двигаться на пару 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час).

Основным вооружением для всех броненосных крейсеров «Six-Six Fleet» было четыре восьмидюймовых орудия в двух- орудийных башнях в носовой части. и кормовая часть надстройки. вторичное вооружение состояло из 14 Elswick Ordnance Company "Pattern Z" скорострельных (QF), 6-дюймовых (152 мм) пушки. Только четыре из этих орудий не были установлены в бронированных казематах на главной и верхней палубах, а их установки на верхней палубе были защищены орудийными щитами. Иватэ также был вооружен дюжиной 12-фунтовых 12-фунтовых пушек QF и восемью QF 2,5-пушечными пушками Ямаути для защиты на близком расстоянии от торпедные катера. Корабль был оборудован четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 457 мм (18,0 дюйма) , по два на каждом бортовом борту.

. Все броненосные крейсера «Six-Six Fleet» использовали одну и ту же схему бронирования с некоторыми мелкие отличия. ватерлиний из цементированной брони Krupp проходил по всей длине корабля, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме.. Он имел высоту 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,33 метра (4 фута 4 дюйма) обычно находились под водой. Верхняя полоса поясной брони имела толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простиралась от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 53,31 метра (174 футов 11 дюймов) от носа до кормы барбета. Класс «Идзумо» имел наклонные 127-миллиметровые бронированные переборки, которые закрывали концы центральной бронированной цитадели.

Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов имели толщину 6 дюймов, в то время как борта и задняя часть казематов были защищены 51 миллиметром (2,0 дюйма) брони. Палуба имела толщину 63 миллиметра (2,5 дюйма), а броня, защищающая боевую рубку, имела толщину 356 миллиметров (14,0 дюйма).

Строительство и карьера
Иватэ до спуска на воду, Ньюкасл-апон-Тайн Иват на якоре, Плимут, ок. 1901

Контракт на Ивате, названный в честь одноименной префектуры, был подписан 19 июля 1898 года с Армстронгом Уитвортом. Корабль был заложен на их верфи в Элсвике 11 ноября 1898 года и спущен на воду 29 марта 1900 года. Он был завершен 18 марта 1901 года и отправился в Японию. на следующий день под командованием капитана, который был назначен руководить ее строительством и доставить ее обратно в Японию. Иватэ прибыл в Йокосука 17 мая, а Ямада был заменен капитаном Такэтоми Куникане 6 июля.

Русско-японская война

В начале Во время русско-японской войны Иватэ был флагманом контр-адмирала Мису Сотаро, командующего 2-й дивизией 2-го флота. Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил Объединенный флот в атаке на русские корабли Тихоокеанской эскадры бросили якорь недалеко от Порт-Артура. Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев будет намного более успешной, чем она была, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от своей неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером Боярин, который патрулировал у берега и предупредил русских. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поражать корабли своими дополнительными орудиями. Разделение его огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьми- и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторой эффективностью сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. Хотя многие корабли с обеих сторон были поражены, потери русских составили около 150, в то время как японцы потеряли около 90 убитыми и ранеными до того, как Того вышел из боя. На самом деле Иватэ был значительно поврежден в бою.

В начале марта Камимуре было поручено провести усиленную 2-ю дивизию на север и отвести Владивосток. Разведывая российские корабли в этом районе, японские крейсеры 6 марта безуспешно обстреляли гавань и оборону Владивостока. По возвращении в Японию через несколько дней 2-й дивизии было приказано сопровождать транспорты, доставляющие дивизию императорской гвардии в Корею, а затем присоединиться к кораблям, блокирующим Порт-Артур. Камимура получил приказ на север в середине апреля для прикрытия Японского моря и защиты Корейского пролива от любых попыток Владивостокской отдельной крейсерской эскадры под командованием контр-адмирала Карл Джессен, чтобы прорваться и объединиться с Тихоокеанской эскадрой. Два подразделения едва не попали друг в друга 24-го в сильном тумане, и японцы проследовали во Владивосток, где они заложили несколько минных полей, а 30-го вернулись в Вонсан.

Дивизии не удалось перехватить российскую эскадру, которая атаковала несколько транспортов к югу от острова Окиносима 15 июня из-за сильного дождя и тумана. Русские снова вылетели 30 июня, и Камимура, наконец, смог перехватить их на следующий день возле Окиносимы. Когда их заметили, свет погас, и русские смогли оторваться в темноте. 17 июля корабли Джессена снова направились к восточному побережью Японии, чтобы отвлечься и вывести японские войска из Японского и Желтого моря 26. Через два дня российские корабли прошли через пролив Цугару и начали захватывать корабли, направлявшиеся в Японию. Прибытие русских у Токийского залива 24-го числа заставило военно-морской генеральный штаб приказать Камимуре плыть к мысу Той Мисаки, Кюсю, опасаясь, что Джессен совершить кругосветное путешествие по Японии, чтобы добраться до Порт-Артура. Двумя днями позже ему было приказано на север к каналу Кии, а затем к Токийскому заливу 28-го числа. Генеральный штаб наконец приказал ему вернуться на остров Цусима 30-го; позже в тот же день он получил известие, что корабли Джессена прошли через пролив Цугару рано утром и достигли Владивостока 1 августа.

Битва у Ульсана

Иватэ на якоре, 1902

10 августа корабли в Порт-Артуре попытались прорваться во Владивосток, но в битве на Желтом море были отброшены. Джессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен. Его три броненосных крейсера, Россия, Громобой и Рюрик, должны были поднять пар, поэтому он не совершил боевой вылет до вечера 13 августа. К рассвету он достиг Цусимы, но повернул назад, когда не увидел ни одного корабля из эскадры Порт-Артура. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с эскадрой Камимуры, которая состояла из четырех современных броненосных крейсеров: Идзумо, Токива, Адзума и Иватэ. Две эскадрильи прошли в течение ночи, не заметив друг друга, и каждая изменила курс на первый свет. Это привело к тому, что японские корабли оказались на российском пути во Владивосток.

Джессен приказал своим кораблям повернуть на северо-восток, когда он заметил японцев в 05:00, и они последовали его примеру, хотя и слегка сходящимся курсом. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на дальности 8 500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили огонь по Рюрику, тылу русского соединения. Он был сбит довольно быстро и начал падать за кормой от двух других кораблей. Джессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбище, но это ослепило русских артиллеристов восходящим солнцем и помешало ни одному из их залповых орудий поразить японцев. Около 06:00 Джессен развернулся на 180 ° вправо, пытаясь достичь корейского побережья и позволить Рюрику присоединиться к эскадре. Камимура последовал его примеру около 06:10, но повернул налево, что расширило дистанцию ​​между эскадрильями. Затем у Азумы возникли проблемы с двигателем, и японская эскадрилья снизила скорость, чтобы соответствовать ее максимальной скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, и Рюрик получил три удара в корму, затопив рулевое отделение; ей приходилось управлять своими двигателями. Ее скорость продолжала снижаться, подвергая ее дальнейшему обстрелу японцев, и около 06:40 ее руль заклинило влево.

Джессен сделал еще один поворот на 180 °, пытаясь поставить два своих корабля между японцами и Рюриком. но последний корабль внезапно повернул на правый борт, увеличил скорость и прошел между кораблями Джессена и японцами. Камимура также развернулся на 180 °, так что обе эскадрильи двинулись на юго-восток параллельными курсами, но Джессен быстро сделал еще один поворот на 180 °, так что они двинулись на противоположные курсы. В это время восьмидюймовый снаряд попал в крышу правого переднего шестидюймового каземата «Иватэ» и воспламенил уже готовые боеприпасы. В результате огня 40 человек погибли и еще 24 были ранены, а шестидюймовое орудие в этом каземате, а также находившееся ниже и позади него было выбито. Кроме того, вышедшая из строя 12-фунтовая пушка была выведена из строя. Русские в третий раз изменили курс около 07:45 в очередной попытке поддержать Рюрика, хотя Россия сама горела; ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Камимура обошел Рюрика на юге в 8:00 и позволил двум другим русским кораблям добраться до его севера и дал им бесспорный путь во Владивосток. Несмотря на это, Джессен снова повернул назад в 08:15 и приказал Рюрику вернуться во Владивосток, прежде чем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч).

Примерно в это время два пожилых крейсера Камимуры, Нанива и Такачихо, приближались с юга. Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена со всеми его броненосными крейсерами, в то время как двое новоприбывших имели дело с Рюриком. Следующие полтора часа они вели ожесточенный бой с русскими; нанесение достаточного количества ударов по ним, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Японцы приблизились к минимуму около 5000 метров (5500 ярдов), но Камимура затем открыл дальность до 6500 метров (7100 ярдов).

Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Изумо имел израсходовав три четверти ее боеприпасов, он повернул назад после пятиминутной скоростной стрельбы. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет использовать оставшиеся боеприпасы на Рюрика. К этому времени она была потоплена Нанивой и Такачихо. Они сообщили Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад, Громобои и Россия были вынуждены подняться на борт для ремонта. Иватэ был самым серьезно поврежденным японским кораблем, на нем было 40 убитых и 37 раненых.

В середине сентября Токива и Иватэ были переведены в 1-ю дивизию. В начале декабря крейсер отправили на переоборудование. В середине февраля она охраняла пролив Цугару и оставалась там до середины апреля.

Цусимское сражение

Японская открытка Иватэ в море, ок. 1905

Когда 27 мая русские 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадрильи подошли к Японии, отплыв из Балтийского моря, они были замечены патрулирующими японскими кораблями рано утром, но видимость была ограниченной, а радиоприем плохой.. Предварительных отчетов было достаточно, чтобы Того приказал своим кораблям выйти в море, и 2-я дивизия заметила русские корабли под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского около 11:30. Камимура приблизился к дальности около 8000 метров (8700 ярдов), прежде чем уйти под огнем, чтобы присоединиться к линкорам Того. Иватэ, теперь флагман контр-адмирала Шимамура Хаяо, был последним во 2-й дивизии, когда Того открыл огонь по 2-й Тихоокеанской эскадре в 14:10 и, как большинство кораблей в дивизии, вступил в бой с линкорем. Ослябя, который в 14:50 был вынужден выйти из строя и затонул через 20 минут. Крейсер также обстрелял линкор Император Николай I до 14:50. Защищенный крейсер Жемчуг попытался провести торпедную атаку около 15:06, но был отброшен огнем Иватэ и броненосных крейсеров Касуга и Нисшин. Линкор «Князь Суворов» внезапно появился из тумана в 15:35 на расстоянии около 2000 метров (6600 футов). Все корабли Камимуры сражались с ней в течение пяти минут или около того, а Адзума и броненосный крейсер Якумо также безрезультатно стреляли торпедами по русскому кораблю.

После 17:30 Камимура повел свою дивизию в бесплодное преследование некоторых русских крейсеров, оставив линкоры Того на произвол судьбы. Он прекратил погоню около 18:03 и повернул на север, чтобы присоединиться к Того. Его корабли заметили тыл русских боевых действий около 18:30 и открыли огонь, когда дальность стрельбы приблизилась к 8–9000 м. Ничего не известно о каком-либо воздействии на русских, и они прекратили огонь к 19:30 и вернулись в Таго в 20:08, когда наступала ночь. Уцелевшие российские корабли были замечены на следующее утро, и японские корабли открыли огонь около 10:30, оставаясь за пределами досягаемости, на которой русские корабли могли эффективно ответить. Контр-адмирал Николай Небогатов поэтому решил сдать свои корабли, так как он не мог ни вести ответный огонь, ни закрыть дистанцию.

Тем временем корабль береговой охраны Адмирал Ушаков сильно отстал от кораблей Небогатова и был замечен защищенным крейсером Чиода рано утром, но японцы больше стремились определить местонахождение основных сил русского флота, чем атаковать отдельно взятый корабль. Адмирал Ушаков был замечен в 14:10, намного позже капитуляции Небогатова, Шимамурой, который получил разрешение преследовать ее вместе с Иватэ и Якумо. В 17:00 они догнали русский корабль и потребовали его сдачи. Адмирал Ушаков попытался сократить дистанцию, чтобы вывести японские крейсеры в зону досягаемости ее орудий, но они были достаточно быстры, чтобы держать дистанцию ​​открытой, и русский корабль ни разу не поразил ни один из них. Примерно через полчаса адмирал Ушаков кренился настолько сильно, что ее орудия не могли подняться на достаточную высоту, и ее командир приказал своей команде покинуть корабль, и затопленные заряды взорвались. Корабль затонул за три минуты, японцы спасли 12 офицеров и 327 членов экипажа. Во время боя Якумо и Иватэ выпустили 89 восьми- и 278 шестидюймовых снарядов. Иватэ получил 17 ударов в течение всего боя, включая попадания, которые рвались в воду рядом с ним. Однако он был слегка поврежден двумя ударами, в результате которых два отсека на нижней палубе затопили. Эти попадания были произведены двумя 12-дюймовыми, тремя 8-дюймовыми, двумя 6-дюймовыми, одним 120 мм (4,7 дюйма), пятью 75 мм (3 дюйма) и четырьмя неопознанными снарядами.

Как сообщает IJN готовился к вторжению на остров Сахалин в начале июля, 2-я дивизия Камимуры, теперь сокращенная до Иватэ, Идзумо и Токива, получила задание защищать Корейский пролив, прежде чем сопровождать войска, совершившие высадку морского десанта в северо-восточной Корее. В середине августа дивизия прикрывала высадку в Чхонджине, ближе к границе с Россией. После войны им на короткое время командовал капитан Ямасита Гентаро с 2 февраля по 22 ноября 1906 года, прежде чем его сменил капитан Арима Рёкицу.

Последующая служба

Корабль участвовал на ранних этапах битвы при Циндао перед возвращением в Сасебо 2 октября 1914 года. В следующем месяце она была назначена в Первую эскадру Южных морей, базировавшуюся на Фиджи, а затем на Маркизских островах. 1 сентября 1915 года Иватэ была назначена в учебную эскадрилью, где она проводила дальнее мореплавание и обучение курсантов в Императорской академии военно-морского флота Японии. Она начала первый из своих 16 тренировочных рейсов 20 апреля 1916 года вместе с Адзумой и посетила Австралию и Юго-Восточную Азию, прежде чем вернуться домой 22 августа. Корабль был освобожден от задания в следующем месяце, но вернулся в учебную эскадрилью год спустя для подготовки к ее следующему учебному походу. Иватэ отправился 2 марта 1918 года, направляясь в Центральную Америку, Гавайи и острова Южного моря, и вернулся 6 июля.

Иватэ в >Ванкувер, Британская Колумбия, Канада, 1933

Два года спустя 21 августа 1920 года судно отправилось в следующий тренировочный рейс, посетив Южную Америку и Южное море. Острова, прежде чем вернуться 4 апреля 1921 года. 1 сентября он был переименован в корабль береговой обороны 1-го класса . 26 июня 1922 года Иватэ в сопровождении Изумо и Якумо отправился в кругосветное плавание, которое привело их к Гавайям, Лос-Анджелесу, Калифорния, через Панамский канал до Рио-де-Жанейро, где кадеты осмотрели Международную выставку «Столетие независимости», посвященную независимости Бразилии. Затем корабли посетили Буэнос-Айрес, Аргентину и Дурбан, Южную Африку, прежде чем отправиться домой через Индийский океан, куда они прибыли 8 февраля 1923 года.

В 1924 году четыре 12-фунтовых орудия Иватэ были сняты, как и все 2,5-фунтовые орудия QF, и одно 8-см / 40 третье. Год Добавлен тип зенитная установка. Снова переоборудованный в 1931 году, ее торпедные аппараты были сняты, как и все 6-дюймовые орудия главной палубы и их казематы; теперь у нее было только две 12-фунтовые пушки, хотя теперь у нее было три 8-см / 40 зенитных орудия 3-го года. Кроме того, ее котлы были заменены шестью котлами Ярроу мощностью всего 7000 л.с. (5200 кВт), что снизило ее максимальную скорость до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). В настоящее время она перевозила 1 435 метрических тонн (1412 длинных тонн) угля и 329 метрических тонн (324 длинных тонны) мазута. Его команда теперь насчитывала 726 офицеров и рядовых.

Корабль продолжал совершать учебные походы, обычно с двухлетними интервалами, в течение оставшейся части десятилетия, которое доставило его на восточное побережье Северной Америки и в другие места. другие места. Одним из ее кадетов в круизе 1925–1926 годов был принц Хиронобу Фусими. В декабре 1928 года корабль сопровождал Императора Хирохито во время осмотра Имперского флота в гавани Иокогамы. С 1932 года тренировочные рейсы стали ежегодными, за исключением 1935 года, пока они не прекратились в конце 1939 года.

Иватэ с 1 февраля 1940 года был назначен в 12-ю эскадрилью 3-го вспомогательного флота. В возрасте, 1 июля 1942 года он был ненадолго переклассифицирован в крейсер 1-го класса, а затем был переклассифицирован в учебный корабль в 1943 году. 19 марта 1945 года Ивате подвергся атаке американского авианосца, в результате чего один член экипажа погиб, хотя они не смогли этого сделать. нанести какой-либо значительный ущерб. Вскоре после этого ее 8-дюймовые орудия были заменены четырьмя 12,7-см (5,0-дюймовыми) орудиями двойного назначения Тип 89 в двух сдвоенных установках, а четыре из оставшихся 6-дюймовых орудий были удалено. Ее легкое зенитное вооружение было значительно усилено за счет добавления девяти лицензионных Hotchkiss 25-миллиметровых легких зенитных орудий Тип 96 в одной тройной, двух спаренных и двух одинарных орудиях. установки и два 13,2-миллиметровых пулемета Hotchkiss в одиночных установках.

Корабль подвергся бомбардировке во время американской воздушной атаки на Куре 24 июля 1945 года. в результате попадания любых бомб в швы корабля возникли три близких попадания, и в результате наводнения он затонул на мелководье в точке с координатами 34 ° 14′N 132 ° 30′E / 34,233 ° N 132,500 ° E / 34,233 ; 132.500 на следующий день. Она была исключена из военно-морского списка 30 ноября, а ее халк был поднят и списан в 1946–47 гг. Harima Dock Company.

Примечания
Сноски
Ссылки
  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
  • Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: Armstrong Warships 1867-1927 гг. Грейвсенд: Мировое корабельное общество. ISBN 0-905617-89-4.
  • Бердик, Чарльз Б. (1976). Японская осада Цинтау: Первая мировая война в Азии. Хамден, Коннектикут: Книги Архонта. ISBN 0-2080-1594-9.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Шима, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль. II . Лондон: Conway Maritime Press. С. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN 0-87021-976-6.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Chesneau, Roger Kolesnik, Eugene M., eds. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг.. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7.
  • Корбетт, Джулиан. Морские операции в битве за Фолклендские острова. История Великой войны: по официальным документам. I (2-е, перепечатка изд. 1938 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей и Battery Press. ISBN 0-89839-256-X.
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7.
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05. Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2012). «ИДЖН Иватэ: Табличная запись движения». СОКО-ДЖУНЁКАН - бывшие броненосные крейсеры. Combinedfleet.com. Проверено 23 апреля 2015 г.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь русско-японской войны. Исторические словари войны, революции и гражданских волнений. 29 . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3.
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014. Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8.
  • Маклафлин, Стивен (2011). "Корабли береговой обороны класса" Адмирал Сенявин ". Военный корабль International. Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований. XLVIII (1): 43–66. ISSN 0043-0374.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Warner, Denis Warner, Peggy (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иватэ (корабль, 1901).
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:15:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте