Японский крейсер Адзума

редактировать

Azuma1900.jpg Раскрашенная фотография Адзумы на якоре, Портсмут, 1900 год
Обзор класса
Операторы:Императорский флот Японии
Предыдущий:Якумо
Преемник:класс Касуга
История
Имя:Адзума
Тезка:Гора Адзума
Заказано:12 октября 1897 г.
Строитель:Ateliers et Chantiers de la Loire, Сен-Назер, Франция
Laid вниз:1 февраля 1898 г.
Запущен:24 июня 1899 г.
Выполнен:28 июля 1900 г.
Реклассифицирован:Как 1-й класс корабль береговой обороны, 1 сентября 1921 г.
Пораженный:1941
Судьба:слом, 1946
Общие характеристики
Тип:броненосный крейсер
Водоизмещение:9278 т (9131 длинная тонна)
Длина:137,9 м (452 ​​фута 5 дюймов) (o /a )
Ширина :17,74 м (58 футов 2 дюйма)
Осадка:7,18 м (23 фута 7 дюймов)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:21 узлов ( 39 км / ч; 24 миль / ч)
Диапазон:7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:670
Вооружение:
Броня:

Адзума (吾 妻) (иногда транслитерируемый (архаично) как Адзума) был броненосным крейсером (Sōkō jun'yōkan), построенным для Империи Японский флот (IJN) в конце 1890-х гг. Поскольку Японии не хватало промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был построен во Франции. Она участвовала в большинстве морских сражений русско-японской войны 1904–05 годов и была слегка повреждена во время битвы у Ульсана и битвы при Цусиме. Адзума начала первый из пяти тренировочных походов в 1912 году и не участвовала в боевых действиях во время Первой мировой войны. Официально она никогда не реклассифицировалась как учебный корабль, хотя она служила исключительно в этой роли с 1921 года, пока не была разоружена и разбили в 1941 году. Адзума был сильно поврежден во время налета американского авианосца в 1945 году и впоследствии списан на слом в 1946 году.

Содержание
  • 1 Предпосылки и конструкция
  • 2 Описание
    • 2.1 Вооружение
    • 2.2 Броня
  • 3 Строительство и карьера
    • 3.1 Русско-японская война
      • 3.1.1 Битва у Ульсана
      • 3.1.2 Цусимская битва
    • 3.2 Последующая карьера
    • 3.3 Последние годы
  • 4 Примечания
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Предпосылки и дизайн

План расширения военно-морского флота 1896 г. Первая китайско-японская война и включала четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линкорам, все из которых должны были быть заказаны на зарубежных верфях, поскольку у Японии не было возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить, что линкоров, заказанных в соответствии с первоначальным планом, будет недостаточно для борьбы с Императорским флотом России. Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решила увеличить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей, полагая, что недавнее введение более прочной цементированной брони Krupp позволит им стоять на месте. линия битвы. Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести». Первые четыре корабля были построены Армстронгом Уитвортом в Соединенном Королевстве, но последние два корабля были построены в Германии и Франции. Чтобы обеспечить совместимость боеприпасов, IJN потребовали, чтобы их строители использовали те же британские орудия, что и четыре других корабля. В общем, IJN предоставил только эскизный проект и спецификации, которым должен был соответствовать каждый строитель; в противном случае каждый строитель мог строить корабли по своему усмотрению. В отличие от большинства своих современников, которые были предназначены для торговых набегов или для защиты колоний и торговых путей, Адзума и ее пол- сестры предназначались в качестве разведчиков флота и использовались в линия битвы.

Описание
Левый вид и план Азумы из Боевые корабли Джейн 1904

Корабль был 137,9 метра (452 ​​фута 5 дюймов) в длину в целом и 131,56 метров (431 футов 8 дюймов) между перпендикулярами. Ее ширина составляла 17,74 метра (58 футов 2 дюйма), а средняя осадка составляла 7,18 метра (23 футов 7 дюймов). Адзума вытеснил 9 278 метрических тонн (9 131 длинных тонн) при нормальной нагрузке и 9 953 метрических тонны (9 796 длинных тонн) при глубокой нагрузке. Корабль имел метацентрическую высоту 0,85 метра (2 фута 9 дюймов). У него было двойное дно, а его корпус был разделен на 213 водонепроницаемых отсеков. Ее экипаж состоял из 670 офицеров и рядовых.

У Азумы было два 4-цилиндровых паровых двигателя тройного расширения, каждая из которых приводила в движение единственный гребной вал. Пар для двигателей был предоставлен 24 котлами Belleville, и двигатели были рассчитаны на общую мощность 18000 лошадиных сил (13000 кВт ). Корабль имел проектную скорость 21 узлов (39 км / ч; 24 мили в час). Он перевозил до 1200 метрических тонн (1200 длинных тонн; 1300 коротких тонн) угля и мог проплыть 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час).

Вооружение

Основное вооружение для всех броненосных крейсеров «Six-Six Fleet» - четыре калибра 45- постройки Armstrong Whitworth. восьмидюймовые пушки в спаренных орудийных башнях в носовой и кормовой частях надстройки. Башни с электроприводом могли поворачиваться на 130 ° влево и вправо, а орудия могли подниматься до + 30 ° и опускаться до -5 °. В башне было 65 снарядов, но перезаряжать ее можно было только через двери в полу башни и палубу корабля, что позволяло электрической лебедке в башне поднимать снаряды. вверх из отсека для снарядов глубоко в корпусе. Пушки заряжались вручную и имели скорострельность около 1,2 выстрела в минуту. 203-миллиметровая пушка стреляла 113,5 кг (250 фунтов) бронебойных (AP) снарядов с начальной скоростью 760 метров в секунду (2500 футов / с) на дальность 18 000 метров (20 000 ярдов).

вторичное вооружение состояло из дюжины Elswick Ordnance Company «Pattern Z» скорострельного оружия (QF), 40-го калибра, 6-дюймовые пушки. Все эти орудия, кроме четырех, были установлены в бронированных казематах на главной и верхней палубах, а их установки на верхней палубе были защищены орудийными щитами. Их 45,4-килограммовые (100 фунтов) бронебойные снаряды стреляли с начальной скоростью 700 метров в секунду (2300 футов / с). Адзума также был оснащен дюжиной 40-калиберных 12-фунтовых 12-фунтовых орудий QF и восемью QF 2,5-фунтовых пушек Ямаути для защиты от торпедные катера. Бывшее орудие стреляло 76-миллиметровыми (3 дюйма), 5,7-килограммовыми (12,5 фунтами) снарядами с начальной скоростью 719 метров в секунду (2359 футов / с).

Azuma была оснащена пятью 457-миллиметровыми ( 18,0 дюймов) торпедные аппараты, один над водой в носовой части и четыре подводных аппарата, по два на каждом бортовом борту. Торпеда Тип 30 имела 100-килограммовую (220 фунтов) боеголовку и три настройки дальности / скорости: 800 метров (870 ярдов) при 27 узлах (50 км / ч; 31 миль / ч), 1000 метров (1100 ярдов) на скорости 23,6 узла (43,7 км / ч; 27,2 миль / ч) или 3000 метров (3300 ярдов) на скорости 14,2 узла (26,3 км / ч; 16,3 миль / ч).

Armor

Все Броненосные крейсеры «Six-Six Fleet» использовали ту же схему бронирования с некоторыми небольшими отличиями, одно из которых заключалось в том, что все четыре более поздних корабля использовали цементированную броню Круппа. ватерлиний проходил по всей длине судна, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме. Он имел высоту 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,50 метра (4 фута 11 дюймов) обычно находились под водой. Верхний пояс поясной брони имел толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простирался от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 61,49 метра (201 фут 9 дюймов) от носа до кормы барбета. У Адзумы была только одна поперечная 76-миллиметровая бронированная переборка, которая закрывала передний конец центральной бронированной цитадели.

Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов были толщиной 152 миллиметра. в то время как борта и задняя часть казематов были защищены 51 миллиметром (2,0 дюйма) брони. Палуба имела толщину 63 миллиметра (2,5 дюйма), а броня, защищающая боевую рубку, имела толщину 356 миллиметров (14,0 дюйма).

Строительство и карьера

Контракт для Адзумы, названной в честь региона Канто, был подписан 12 октября 1897 года с Ateliers et Chantiers de la Loire, и корабль был заложен на их верфи в Сен-Назере 1 февраля 1898 года. Она была спущена на воду 24 июня 1898 года и завершена 29 июля 1900 года. На следующий день Адзума отправился в Японию и прибыл в Йокосука 29 октября. Капитан Фудзи Коити принял командование перед началом русско-японской войны в феврале 1904 года, пока его не сменил в январе 1905 года капитан Мураками Какуичи.

Русско-японская война

В начале русско-японской войны Адзума был назначен во 2-ю дивизию 2-го флота. Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил Объединенный флот в атаке на российские корабли Тихоокеанской эскадры бросили якорь недалеко от Порт-Артура. Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев будет намного более успешной, чем она была, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от своей неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером Боярин, который патрулировал у берега и предупредил русских. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поражать корабли своими дополнительными орудиями. Разделение его огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьми- и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторой эффективностью сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. Хотя многие корабли с обеих сторон были поражены, потери русских составили около 150, в то время как японцы потеряли около 90 убитыми и ранеными до того, как Тёго вышел из боя.

В начале марта вице-адмирал Камимура Хиконодзё получил задание отвести усиленную 2-ю дивизию на север и сделать диверсию Владивостока. Разведывая российские корабли в этом районе, японские крейсеры 6 марта безуспешно обстреляли гавань и оборону Владивостока. По возвращении в Японию через несколько дней 2-й дивизии было приказано сопровождать транспорты, доставляющие дивизию имперской гвардии в Корею, а затем присоединиться к кораблям, блокирующим Порт-Артур. Камимура получил приказ на север в середине апреля для прикрытия Японского моря и защиты Корейского пролива от любых попыток Владивостокской отдельной крейсерской эскадры под командованием контр-адмирала Карл Джессен, чтобы прорваться и объединиться с Тихоокеанской эскадрой. Эти два подразделения едва не миновали друг друга 24-го числа в сильном тумане, и японцы проследовали во Владивосток, где они заложили несколько минных полей, а 30-го вернулись в Вонсан.

Дивизии не удалось перехватить русскую эскадру, которая атаковала несколько транспортов к югу от острова Окиносима 15 июня из-за сильного дождя и тумана. Русские снова вылетели 30 июня, и Камимура, наконец, смог перехватить их на следующий день у Окиносимы. Когда их заметили, свет погас, и русские смогли оторваться в темноте. Корабли Джессена снова вылетели 17 июля, направившись к восточному побережью Японии, чтобы отвлечься и вывести японские силы из Японского моря и Желтого моря. Через два дня русские корабли прошли через пролив Цугару и начали захватывать корабли, направлявшиеся в Японию. Прибытие русских к Токийскому заливу 24-го числа заставило военно-морской генеральный штаб приказать Камимуре отплыть к мысу Той Мисаки, Кюсю, опасаясь, что Джессен совершить кругосветное путешествие по Японии, чтобы добраться до Порт-Артура. Два дня спустя ему было приказано на север к каналу Кии, а затем к Токийскому заливу 28-го числа. Генеральный штаб наконец приказал ему вернуться на остров Цусима 30-го; позже в тот же день он получил известие о том, что корабли Джессена прошли через пролив Цугару рано утром и достигли Владивостока 1 августа.

Битва у Ульсана

10 августа корабли в Порт-Артуре предприняли попытку прорыва к Владивостоку, но были отброшены в битве на Желтом море. Джессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен. Его три броненосных крейсера, Россия, Громобой и Рюрик, должны были поднять пароход, поэтому он не совершил боевой вылет до вечера 13 августа. К рассвету он достиг Цусимы, но повернул назад, когда не увидел ни одного корабля из эскадры Порт-Артура. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с эскадрой Камимуры, которая состояла из четырех современных броненосных крейсеров: Иватэ, Идзумо, Токива и Адзума. Две эскадрильи прошли в течение ночи, не заметив друг друга, и каждая изменила курс на первый свет. Это привело к тому, что японские корабли оказались на российском пути во Владивосток.

Джессен приказал своим кораблям повернуть на северо-восток, когда он заметил японцев в 05:00, и они последовали его примеру, хотя и слегка сходящимся курсом. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на дальности 8 500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили огонь по Рюрику, тылу русского соединения. Он был сбит довольно быстро и начал падать за кормой от двух других кораблей. Джессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбище, но это ослепило русских артиллеристов восходящим солнцем и помешало ни одному из их залповых орудий поразить японцев. Около 06:00 Джессен развернулся на 180 ° вправо, пытаясь достичь корейского побережья и позволить Рюрику присоединиться к эскадре. Камимура последовал его примеру около 06:10, но повернул налево, что расширило дистанцию ​​между эскадрильями. Затем у Азумы возникли проблемы с двигателем, и японская эскадрилья снизила скорость, чтобы соответствовать ее максимальной скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, и Рюрик получил три удара в корму, затопив рулевое отделение; ей приходилось управлять своими двигателями. Ее скорость продолжала снижаться, подвергая ее дальнейшему обстрелу японцев, и около 06:40 ее руль заклинило влево.

Джессен сделал еще один поворот на 180 °, пытаясь поставить два своих корабля между японцами и Рюриком. но последний корабль внезапно повернулся на правый борт, увеличил скорость и прошел между кораблями Джессена и японцами. Камимура также развернулся на 180 °, так что обе эскадрильи двинулись на юго-восток параллельными курсами, но Джессен быстро сделал еще один поворот на 180 °, так что они двинулись на противоположные курсы. Русские в третий раз изменили курс около 07:45 в очередной попытке поддержать Рюрика, хотя Россия сама горела; ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Камимура обошел Рюрика на юге в 8:00, затем позволил двум другим русским кораблям добраться до его севера и дал им бесспорный путь во Владивосток. Несмотря на это, Джессен снова повернул назад в 08:15 и приказал Рюрику вернуться во Владивосток, прежде чем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч).

Примерно в это время два пожилых крейсера Камимуры, Нанива и Такачихо, приближались с юга. Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена со всеми его броненосными крейсерами, в то время как двое новоприбывших имели дело с Рюриком. Следующие полтора часа они вели ожесточенный бой с русскими; нанесение достаточного количества ударов по ним, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Двигатели Адзумы снова вышли из строя во время этой погони, и ее заменил Токива. Японцы приблизились к минимуму около 5000 метров (5500 ярдов), но Камимура затем открыл дальность до 6500 метров (7100 ярдов).

Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Изумо имел израсходовав три четверти ее боеприпасов, он повернул назад после пятиминутной скоростной стрельбы. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет использовать оставшиеся боеприпасы на Рюрика. К этому времени она была потоплена Нанивой и Такачихо, которые приблизились к Рюрику на расстояние 3000 метров (3300 ярдов), чтобы прикончить ее. Они сообщили Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад, Громобой и Россия были вынуждены подняться на борт для ремонта. Ни один из японских кораблей не был серьезно поврежден, и Адзума во время боя получил ранения только восемь человек.

30 декабря Адзума и броненосный крейсер Асама получили приказ патрулировать пролив Цугару, чтобы предотвратить любые блокаду бегунов от Владивостока. В середине февраля Азума был заменен Иватэ, чтобы первый мог быть переоборудован.

Цусимское сражение

Открытка с изображением Адзумы на якоре, около 1905 года

Как русские 2-й и 3-й Тихоокеанские эскадрильи подошли к Японии 27 мая, отплыв из Балтийского моря, Якумо был назначен во 2-ю дивизию Камимуры 2-го флота. Русские были замечены патрулирующими японскими кораблями рано утром, но видимость была ограниченной, а радиоприем плохой. Предварительных отчетов было достаточно, чтобы Того приказал своим кораблям выйти в море, и 2-я дивизия заметила российские корабли под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского около 11:30. Камимура приблизился к дальности около 8000 метров (8700 ярдов), прежде чем уйти под огнем, чтобы присоединиться к линкорам Того. Адзума был вторым из шести, когда Того открыл огонь по 2-й Тихоокеанской эскадре в 14:10 и, в отличие от большинства кораблей в дивизии, сначала открыл огонь по линкору Княз Суворов. В 14:50 12-дюймовым (305-мм) снарядом Азума выбила 8-дюймовую пушку в кормовой части справа. К 15:00 российский строй был в беспорядке, и Князь Суворов внезапно появился из тумана в 15:35 на расстоянии около 2000 метров (6600 футов). Все корабли Камимуры сражались с ней в течение пяти минут или около того, а Адзума и броненосный крейсер Якумо также безрезультатно стреляли торпедами по русскому кораблю.

После 17:30 Камимура повел свою дивизию в наступление. бесплодная погоня за некоторыми русскими крейсерами, оставляя линкоры Того на произвол судьбы. Он прекратил погоню около 18:03 и повернул на север, чтобы присоединиться к Того. Его корабли заметили тыл русских боевых действий около 18:30 и открыли огонь, когда расстояние сократилось до 8 000–9 000 метров (8 700–9 800 ярдов). Ничего не известно о каком-либо воздействии на русских, и они прекратили огонь к 19:30 и вернулись в Таго в 20:08, когда наступала ночь. Уцелевшие российские корабли были замечены на следующее утро, и японские корабли открыли огонь около 10:30, оставаясь за пределами досягаемости, на которой русские корабли могли эффективно ответить. Контр-адмирал Николай Небогатов поэтому решил сдать свои корабли, так как он не мог ни ответить огнем, ни закрыть дистанцию. В течение всего боя Адзума был поражен семью крупными снарядами, в основном 12-дюймовыми, четырьмя 6- и примерно четырьмя 75-миллиметровыми снарядами. Они нанесли лишь незначительные повреждения, кроме уничтожения одной 6-дюймовой и одной 12-фунтовой артиллерийской установки.

14 июня, Адзума (вместе с Якумо, броненосными крейсерами Nisshin и Касуга ) был назначен из 3-го флота под командованием вице-адмирала Катаока Сичиро для захвата Сахалина в июле.

Последующая карьера

Азума на якоре в Австралии, 1910-е годы

20 апреля 1912 года Азума была назначена в учебную эскадрилью, где она проводила дальнее океаническое плавание и подготовку офицеров для курсантов в Императорской Японии. Военно-морская академия. С 5 декабря 1912 года по 21 апреля 1913 года корабль сопровождал бывший российский защищенный крейсер Soya в учебном походе в Австралию и Юго-Восточную Азию, первом из пяти зарубежных учебных походов, которые ему предстояло совершить. Адзума была ненадолго освобождена от должности с 1 мая по 1 декабря, прежде чем отправиться в очередной тренировочный рейс в Северную Америку и Гавайи вместе с Асамой 20 апреля - 11 августа 1914 года. Корабль снова был освобожден от своего задания. с учебной эскадрильей 18 августа, и не был переназначен до 1 сентября 1915 года для подготовки к своему следующему учебному походу, который длился с 20 апреля по 22 августа 1916 года и снова посетил Австралию и Юго-Восточную Азию. В следующем месяце она была освобождена от должности и затем стала флагманом эскадрильи эсминцев (Suiraisentai) 2 с 1 декабря 1916 года по 28 марта 1917 года, а затем снова с 4 августа по 24 января 1918 года. В начале 1917 года. Адзума был отправлен с дипломатической миссией, чтобы вернуть в Соединенные Штаты тело Джорджа Гатри, посла в Японии, который скончался при исполнении служебных обязанностей. 10 августа 1918 года корабль вернулся в учебную эскадрилью вместе с Tokiwa и совершил два последних учебных рейса в течение следующих двух лет. С 1 марта по 26 июля 1919 года крейсеры посетили Австралию и Юго-Восточную Азию, а затем Средиземное море с 24 ноября по 20 мая 1920 года. Адзума покинул учебную эскадрилью 6 июня.

Последние годы

1 сентября 1921 года корабль был переименован в корабль береговой обороны 1-го класса . К этому времени ее двигатели были в плохом состоянии, и неделю спустя она стала учебным кораблем для военно-морского корпуса Майдзуру. В 1924 году были сняты четыре 12-фунтовых орудия Адзумы, все 2,5-фунтовые орудия QF и одно зенитное орудие 8 cm / 40 3rd Year Type был добавлен. Кроме того, были сняты три ее торпедных аппарата. 1 октября 1927 года он стал стационарным учебным кораблем инженерной школы Майдзуру. Адзума снова была переоборудована в 1930 году; это включало замену ее котлов, что снизило ее мощность до 9400 л.с. (7000 кВт) и скорость до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Во время переоборудования были сняты по четыре ее 6-дюймовых и 12-фунтовых орудий.

Азума была исключена из военно-морского списка, разбита и разоружена в 1941 году. 18 июля 1945 года., она была сильно повреждена самолетом ВМС США TF-38, когда они атаковали Йокосуку. Корабль был списан в 1946 году.

Примечания
Примечания
Ссылки
  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Шима, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль. II . Лондон: Conway Maritime Press. С. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN 0-87021-976-6.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Chesneau, Roger Kolesnik, Eugene M., eds. (1979). Все мировые боевые корабли Конвея 1860–1905 гг.. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7.
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии в Императорском флоте Японии, 1887–1941. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7.
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05. Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь русско-японской войны. Исторические словари войны, революции и гражданских волнений. 29 . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3.
  • Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3.
  • Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014. Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Уэллс, Бенджамин (1997). Самнер Уэллс: глобальный стратег Рузвельта: биография. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-17440-3.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адзума (корабль, 1900).
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:15:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте