Цусимское сражение

редактировать
Морское сражение Русско-японской войны
Цусимское сражение
Часть русско-японской Война
MIKASAPAINTING.jpg. Адмирал Того на «Компасной палубе» над мостом Микаса, в начале Цусимской битвы в 1905 году. Поднимается сигнальный флаг представляет собой букву Z, которая была специальным указанием для флота.
Дата27–28 мая 1905 г.
МестоположениеЦусимский пролив 34 ° 33.98 'N 130 ° 9,06'E / 34,56633 ° N 130,15100 ° E / 34,56633; 130,15100 Координаты : 34 ° 33,98'N 130 ° 9,06'E / 34,56633 ° N 130,15100 ° E / 34,56633; 130.15100
РезультатРешающая победа Японии
Воюющие стороны
Японская Империя Российская Империя
Командиры и лидеры
Japan Того Хэйхатиро. Japan Камимура Хиконодзё. Japan Дэва Сигэто Russia Зиновий Рожественский. Russia Николай Небогатов. Russia Оскар Энквист
Сила
5 линкоров. 23 крейсера. 20 эсминцев. 16 торпедных катеров. плюс вспомогательные суда8 линкоров. 3 прибрежных линкора. 8 крейсеров. 9 эсминцев. плюс вспомогательные суда
Потери и потери
117 убитых. 583 раненых. 3 торпедных катера потоплены. (450 тонн потоплено)5045 убитых. 803 раненых. 6016 захваченных. 6 линкоров потоплено. 1 потоплен прибрежный линкор. 14 других кораблей потоплено. 7 кораблей захвачено. 6 разоружено. (126,792 тонны потоплено)

Цусимское сражение (русский : Цусимское сражение, Цусимское сражение), также известное как Битва пр и Цусимский проливе и Морская битва на Японском море (яп.日本 海海 戦, Nihonkai-Kaisen) в Японии, был крупным морским сражением между Россией и Японией во время русско-японской войны. Это было первое решающее морское сражение в истории флота, в котором участвовали современные стальные линкоры флота, и первое морское сражение, в котором беспроводное телеграф (радио) было критически важной ролью. Это было охарактеризовано как «умирающее эхо старой эпохи - в последний раз в истории военно-морской войны линейные корабли разбитого флота сдались в открытом море»

Сражение происходило 27–28 мая 1905 г. (14–15 мая по юлианскому календарю, который тогда использовался в России) в Цусимском проливе, расположенном между Кореей и южной Япония. В этом сражении японский флот под командованием адмирала Того Хейхачиро уничтожил русский флот под командованием адмирала Зиновия Рожественского, который преодолел более 18000 морских миль (33000 км) Дальнего Востока. В Лондоне в 1906 году сэр Джордж Сиденхэм Кларк писал: «Битва при Цу-шима, безусловно, является величайшим и самым важным военно-морским событием со времен Трафальгара »; десятилетия спустя историк Эдмунд Моррис согласился с этим суждением. Уничтожение флота вызвало резкую реакцию русской общественности, которая побудила заключить мирный договор в сентябре 1905 г. без дальней боевых.

До русско-японской войны страны строили свои линкоры со смешанными батареями, в основном 6-дюймовыми (152 мм), 8-дюймовыми (203 мм), 10-дюймовыми (254 мм) батареями. мм) и 12-дюймовых (305-мм) орудий, чтобы эти линкоры сражались на линии фронта в ближнем бою для решительных действий флота. Цусимское сражение с большей дальностью было предпочтительным в морских сражениях, чем смешанные батареи разных размеров.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Конфликт на Дальнем Востоке
    • 1.2 Отбытие 2-й Тихоокеанской эскадры
    • 1.3 Цусимский пролив
  • 2 Прелюдия
  • 3 Битва
    • 3.1 Военно-морская тактика
    • 3.2 Первый контакт
    • 3.3 Начало боя
    • 3.4 Дневные действия
    • 3.5 Ночные атаки
    • 3.6 Сигнал XGE и капитуляция русских
  • 4 Факторы, способствующие
    • 4.1 Опыт командира и экипажа
    • 4.2 Система управления залпами
    • 4.3 Беспроводная поддержка телеграфия
    • 4.4 Британская и скорость флота
    • 4.5 Фугас и кордит
  • 5 Последствия
    • 5.1 Боевые повреждения и потери
    • 5.2 Русские потери
      • 5.2.1 Линкоры
      • 5.2.2 Крейсеры
      • 5.2.3 Эсминцы и вспомогательное оборудование
    • 5.3 Японские потери
    • 5.4 Политические последствия
    • 5.5 Гонка вооружений дредноутов
  • 6 Хронология
  • 7 На пленке
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Библиография
  • 12 литература
  • 13 Внешние ссылки
История вопроса

Конфликт на Дальнем Востоке

8 февраля В 1904 г. эсминцы Императорского флота Японии начали внезапную атаку на Дальневосточный флот России, стоявший на якоре в Порт-Артуре ; В результате атаки были повреждены три корабля - два линкора и крейсер. Так началась русско-японская война. Первой целью Японии было обеспечить безопасность своих коммуникаций и поставок на материковую часть Азии, что обеспечить ей наземную войну в Маньчжурии. Для этого необходимо было нейтрализовать военно-морскую мощь России на Дальнем Востоке. Поначалу российские военно-морские силы бездействовали и вступили в бой с японцами, которые совершили беспрепятственную высадку в Корее. Русские были воодушевлены прибытием адмирала Степана Макарова и смогли добиться успеха против японцев, но 13 апреля флагман Макарова, линкор Петропавловск, подорвался на мине. и затонул; Макаров был среди погибших. Его преемникам не удалось бросить вызов японскому флоту, и русские были фактически заблокированы на своей базе в Порт-Артуре.

К маю японцы высадили войска на полуострове Ляодун и в августе начали осаду военно-морской базы. 9 августа адмирал Вильгельм Витгефт, командир 1-й Тихоокеанской эскадры, получил приказ направить свой флот во Владивосток, соединиться с дислоцированным там эскадрой и вступить в бой с Имторский флот Японии (IJN) в решающую битве. Обе эскадрильи Тихоокеанского флота в итоге рассредоточились во время сражений в Желтом море, где адмирал Витгефт был убит залпом японского линкора Асахи, 10 августа; и Ульсан 14 августа 1904 года. То, что осталось от русского Тихоокеанского военно-морского флота, в конечном итоге будет потоплено в Порт-Артуре.

Отправление второй Тихоокеанской эскадры

Маршрут, пройденный русской Второй Тихоокеанской Эскадрилья (синим цветом) оттики до Цусимской битвы. Отряд Добротворский (оранжевый), Отрядогатова (красный)

В связи с бездействием Первой Тихоокеанской эскадры после гибели адмирала Макарова и затягиванием японской петли вокруг Порт-Артура, русские рассматривают возможность отправки части своих Балтийский флот на Дальний регион Восток. План состоял в том, чтобы освободить Порт-Артур морем, соединиться с Первой Тихоокеанской эскадрой, сокрушить Императорский флот Японии, а задержать продвижение японцев в Маньчжурию до тех пор, пока не прибудет российское подкрепление по Транссибирской железной дороге и сокрушить японские сухопутные войска в Маньчжурии. Когда ситуация на Дальнем Востоке плохая, царь (при поддержке своего двоюродного брата кайзера Вильгельма II ) согласился на формирование Второй Тихоокеанской эскадры. Он будет состоять из пяти дивизий Балтийского флота, в том числе 11 из 13 его линейных кораблей. 15–16 октября 1904 г. эскадра вышла из балтийских портов Ревель (Таллинн) и Либау (Лиепая), отслеживая 42 корабля и вспомогательные подразделения под командованием адмирала Зиновия Рожественского..

Вторая Тихоокеанская эскадра вышла через Балтийское море в Северное море. Русские слышали фиктивные сообщения о японских торпедных катерах, действующие в этом районе, и находились в состоянии повышенной боевой готовности. В инциденте Доггер-Бэнк российский флот принял группу британских рыболовных траулеров, работавших ночью возле Доггер-Бэнк, за враждебные японские корабли. Флот обстрелял небольшие гражданские суда, убив несколько британских рыбаков; один траулер затонул, а еще шесть повреждений. В замешательстве русские даже обстреляли два своих судна, убив нескольких своих людей. Стрельба продолжалась двадцать минут, прежде чем Рожественский приказал прекратить стрельбу; больших человеческих жертв удалось избежать только потому, что российские артиллерийские орудия были очень неточными.

Британцы были возмущены инцидентом и были недоверчивы тем, что русские приняли группу рыболовных траулеров за японские военные корабли, тысячи километров от ближайшего японского порта. Британия почти вступила в войну в поддержку Японии, с которой у нее было соглашение о взаимной обороне (но она была нейтральной в войне, поскольку их договор содержал особые исключения для действий Японии в Китае и Кореи). Королевский флот высадился и следил за русским флотом, пока было достигнуто дипломатическое соглашение. Франция, которая надеялась в итоге объединить британцев и русских в антинемецкий блок, дипломатически вмешалась, чтобы удержать британцев от объявления войны. Русские были вынуждены взять на себя ответственность за инцидент, выплатить компенсацию рыбакам, высадить офицеров, подозреваемых в проступках, для дачи показаний в ходе расследования. Более новые тяжелые корабли шли на запад и юг Африки, тогда как более старые легкие корабли проходили через Суэцкий канал. Вынужденные пойти по более дальнему Востоку, русские обогнули Южный регион и к нам бросили якорь 1905 года в бухте Камрань во французском Индокитае (ныне Вьетнам). Путешествие длилось несколько месяцев в бурном море, с трудностями с помощью угля для дозаправки - военной техники не могли заходить в порты нейтральных стран - и моральный дух экипажей резко упал. Русским потребовалось 500 000 коротких тонн (450 000 т) угля и от 30 до 40 операций по переработке угля, чтобы добраться до залива Камрань. Это было предоставлено 60 угольщиками с линии Гамбург-Америка.

Русским было приказано прорвать блокаду Порт-Артура, но город уже пал (2 января) когда они прибыли в Носси-Бе, Мадагаскар. Поэтому цель была перенесена на соединение с оставшимися российскими кораблями, находящимися в стране Владивосток, перед тем, как добиться в бой японский флот.

Цусимский пролив

Карта Корейский пролив и Цусимский пролив, по обе стороны от острова Цусима

Русские могли пройти через любого из трех источников проливов, чтобы войти в Японское море и достичь Владивостока: Ла-Перуз, Цугару и Цусима. Адмирал Рожественский выбрал Цусиму, чтобы упростить свой маршрут. Адмирал Того, базирующийся в Пусане, также считал, что Цусима будет предпочтительным курсом для русских. Цусимский пролив - это водоем к востоку от группы острова Цусима, расположенный на полпути между японским островом Кюсю и Корейским полуостровом, самым коротким и прямым путем из Индокитая. На других маршрутах флот должен был плыть на восток вокруг Японии. Японский объединенный флот и русские 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадрильи, отправленные из Балтийского моря, будут сражаться в проливах между Кореей и Японией у островов Цусима.

Прелюдия
Маршруты русского и японского флотов в дни, предшествующие битве

Из-за 18000 миль (29000 км) пути русский флот находился в относительно плохом состоянии для сражения. Помимо четырех новейших линкоров типа «Бородино», 3-я дивизия адмирала Небогатова состояла из старых и плохо обслуживаемых кораблей. В целом ни одна из сторон не имеет значительного преимущества в маневренности. Это значительно уменьшило их скорость, что значительно снизило их скорость. Японские корабли могли увеличить скорость 15 узлов (28 км / ч), а российский флот - всего 14 узлов (26 км / ч), и то только короткими очередями.

Кроме того, имеются существенные недостатки в оснащении и обучении ВМФ России. Российские во-морские испытания торпеденно выявили серьезные технологические недостатки. Самым большим преимуществом Того был опыт, поскольку он был единственным командующим флотом в обоих флотах, имеющим боевой опыт на современных кораблей: все остальные были русскими адмиралами, которых он победил, включая Оскара Викторовича Старка, которого освободили от должности. его командование после его унизительного поражения в битве при Порт-Артуре ; Адмирал Степан Макаров, убит на мине у Порт-Артура; и Вильгельм Витгефт, погибший в Битве у Желтого моря.

Битва

Военно-морская тактика

Линкоры, крейсеры и другие суда были организованы в дивизии, каждой дивизией командует офицер-флагман (адмирал). В битве при Цусиме адмирал Того был командиром линкора Микаса (другими подразделениями командовали вице-адмиралы, контр-адмиралы, коммодоры, капитаны и командиры дивизий эсминцев). Следующими в очереди после Микасы шли линкоры Сикишима, Фудзи и Асахи. За ними следовали два броненосных крейсера.

Адмирал Того, используя разведку и правильно выбрав свою позицию, «без всякой разумной опасности обеспечил свою стратегическую цель - достижения в бой русский флот независимо от скорости». Когда Того решил повернуть налево, он сделал это, чтобы сохранить последовательность своей боевой линии, с флагманом Микаса по-прежнему лидером (что могло указывать на то, что адмирал Того хотел, чтобы его более мощные боевые подразделения в первыми). 472>

Последовательный поворот означал, что каждый корабль поворачивается один за другими, продолжая следовать за кораблем впереди. Это представляет опасность при маневре, поскольку дает вражескому флоту возможность сосредоточить огонь на этом районе). Того приказать своим кораблем повернуться «вместе», то есть каждый корабль сделал бы поворот одновременно и изменил курс. Этот маневр, точно такой же, как у франко-испанского флота в Трафальгаре, был бы быстрее, но нарушил последовательность боевых действий и вызвал бы путаницу, изменив планы сражения и поставив крейсера впереди. Этого Того хотел избежать.

Выход Объединенного (Японского) Флота.

Первый контакт

«Горящие» незаметно ускользнуть во Владивосток, приближаясь к японским водам, они держались за обычные каналы доставки, чтобы снизить вероятность обнаружения. В ночь с 26 на 27 мая 1905 года русский флот подошел к Цусимскому проливу.

Ночью густой туман окутал проливы, давая русским преимуществом. В 02:45 японского стандартного времени (JST) японский вспомогательный крейсер Шинано Мару заметил три огонька на том, что выглядело как пространство на далеком горизонте, и закрыт для расследование. Эти огни принадлежали русскому госпитальному кораблю «Орел», который в соответствии с правилами войны продолжал их сжигать. В 04:30 к судну подошла Шинано Мару, отметив, что у него нет оружия и похоже, он вспомогательный. «Орёл» принял «Синано Мару» за другое российское судно и не попытался уведомить флот. Вместо этого она дала понять японскому кораблю, что поблизости есть другие российские суда. Затем «Синано Мару» заметил в тумане очертания десяти других русских кораблей. Русский флот был обнаружен, и все шансы незамеченным добраться до Владивостока исчезли.

Беспроводная телеграфия самого начала играла роль. В 04:55 капитан Нарукава с «Синано Мару» отправил сообщение адмиралу Того в Масампо, что «Враг находится в квадрате 203». К 05:00 перехваченные радиосигналы сообщили русским, что они были обнаружены и что японские крейсеры-разведчики следят за ними. Адмирал Того получил свое сообщение в 05:05 и начал готовить свой боевой флот к вылазке.

Начало битвы

Флаг Z

В 06:34 перед тем, как отправиться с Объединенным флотом, адмирал Того телеграфировал уверенное сообщение морскому министру в Токио :

В ответ на предупреждение о том, что вражеские корабли были замечены, Объединенный флот немедленно приступить к действиям и попытается атаковать и уничтожить их. Погода сегодня прекрасная, но высокие волны.

Последняя фраза этой телеграммы стала известной в японской военной истории и была процитирована премьер-министром Японии Синдзо Абэ.

В то же время весь японский флот был море, с Того на своем флагманском корабле «Микаса», ведущим более 40 судов на встречу с русскими. Между тем японские разведывательные корабли слежки каждые несколько минут передавали по радио отчеты о построении и курсе русского флота. Был туман, который плохал видимость, и погода была плохой. Беспроводная связь дала японцам преимущество; в своем отчете о битве адмирал Того находого следующее наблюдение:

Хотя густой туман накрывал море, невозможным чего-либо на более пяти миль, [посредством беспроводной передачи сообщений] все условия врага были так ясно для нас, которыеились на расстоянии 30-40 миль, как если бы они были прямо у нас на глазах.

В 13:40 оба флота заметили друг друга и приготовились вступить в бой. Около 13:55 Того приказал поднять флаг Z, сделав заранее определенное объявление для всего флота:

Судьба Империи зависит от результата этой битвы, пусть каждый сделает все возможное.

К 14:45 Таго «пересек русскую Т », что позволило ему вести огонь бортами, в то время как русские могли отвечать только своими передними турелями.

Дневное действие

Русский линкор «Ослябя», первый военный корабль, потопленный в битве

Русские плыли с юго-юго-запада на северо-северо-восток; «продолжая путь до точки пересечения, которая позволяла выдерживать только их луковые орудия; позволяя ему [Tg] последовательно выбрасывать большую часть русских батарей с пеленга». Японский флот двинулся с северо-востока на запад, затем Того приказал флоту повернуть последовательно, что позволило его кораблям следовать тем же курсом, что и русские, хотя каждый линкор подвергался риску последовательно. Хотя разворот Того был успешным, русская артиллерийская установка оказалась на удивление хороша, и флагманская «Микаса» была поражена 15 раз за пять минут. До окончания боя она была поражена еще 15 крупнокалиберными снарядами. У Рожественского было только две альтернативы: «атаковать прямо, в линию в ряд» или начать «формальный генеральный бой». Он выбрал второе, и в 14:08 японский флагман Mikasa был сбит на высоте около 7000 метров, а японцы ответили на 6 400 метров. Превосходная японская артиллерия тогда взяла свое, и большинство русских линкоров были повреждены.

Командир Владимир Семенов, российский штабной офицер на флагманском корабле «Князь Суворов», сказал: «Казалось невозможным даже подсчитать количество поражающих нас снарядов. Снаряды, казалось, сыпались на нас непрерывно один за другим. Стальные пластины и надстройки на верхних палубах были разорваны в клочья, и осколки стали причиной большого числа жертв. Железные лестницы были смяты кольцами, орудия буквально вылетели из их креплений. Вдобавок к этому наблюдались необычно высокая температура и жидкое пламя взрыв, который, казалось, распространился по всему. Я действительно наблюдал, как стальная пластина загорелась от взрыва ".

Через 90 минут после начала боя первым военным кораблем, который был потоплен, был русский линкор Ослябя из 2-й дивизии линкоров Рожественского. Это был первый случай, когда современный боевой бронированный корабль был потоплен одной лишь стрельбой.

Прямое попадание в магазины русского линкора «Бородино» японским линкором Fuji привело к его взрыву, который отправила дым на тысячи метров в воздух и затопила всю свою команду на борту, когда она затонула.Рожественский был выведен из строя осколком снаряда, попавшим в его череп. Вечером контр-адмирал Небогатов принял командование русским флотом. Русские потеряли линкоры Князь Суворов, Ослябя, Император Александр III и Бородино. Японские корабли понесли лишь незначительные повреждения.

Ночные атаки

Ночью около 20:00 против русских были брошены 21 эсминцы и 37 японских торпедных катеров. Эсминцы атаковали с авангарда, а миноносцы - с востока и юга русского флота. Японцы действовали агрессивно, продолжая агрессия в течение трех часов без перерыва, в результате в течение ночи произошел ряд столкновений малых судов с российскими военными кораблями. Русские теперь рассредоточились небольшими группами, пытаясь прорваться на север. К 23:00, они были включены, чтобы включить преследователи, включив прожекторы, включившие преследователи, включившие прожекторы, включенные, чтобы заметить нападавших. Старый линкор Наварин подорвался на мине и был вынужден остановиться; в результате она была торпедирована четыре раза и потоплена. Из 622 экипажа выжили только трое, один из которых был спасен японцами, а двое других - британским торговым кораблем.

Линкор Сиссой Великий был сильно поврежден торпедой. в корме и на следующий день затоплен. Два старых броненосных крейсера - Адмирал Нахимов и Владимир Мономах - получили повреждения, первый - торпедным попаданием в носовую часть, второй - столкновением с японцем. эсминец. На следующее утро они оба были затоплены экипажами «Адмирал Нахимов» у Цусима, куда он направился, попадая в воду. Ночные атаки сильно повлияли на русских, поскольку они потеряли два линкора и два броненосных крейсера, в то время как японцы потеряли только три торпедных катера.

сигнал XGE и капитуляция русских

Во время ночного боя Тогоо развернул свои миноносцы-миноносцы, чтобы уничтожить все оставшиеся вражеские суда, преследовать любые убегающие военные корабли, а объединить свои тяжелые части. В 09:30 28 мая были замечены остатки российского флота, направляющие на север. Линкоры Того продолжили окружать оставшуюся эскадру Небогатова к югу от острова Такэсима и открыли огонь главной батареи с высотой 12000 метров. Понимая, что его орудия разнесены по крайней мере на тысячу метров и что он может быть уничтожен на досуге Того, Небогатов приказал кораблям, оставшимся его командованием, сдаться. XGE, международный сигнал о капитуляции, был поднят; однако флот продолжал стрелять, поскольку в их кодовых книгах не было «капитуляции», и им пришлось поспешно найти, которая сделала это. Все еще находясь под шквальным огнем, Небогатов приказал накрыть мачты белыми скатертями, но Того, когда китайский военный корабль сбежал от него во время войны 1894 года, не доверял им.

Более того, его лейтенанты нашли кодовую книгу, которая включает сигнал XGE, и сообщил, что остановка двигателей - это требование, чтобы сигнал означал «сдача», поэтому он продолжил стрелять из основных батарей. Русский крейсер "Изумруд" затем спустил свои XGE-флаги и попытался скрыться. При исчерпании возможностей и понимании требований, Небогатов приказал Императорскому флоту Японии поставить флаг на мачтах, и все двигатели остановились. Когда японские флаги начали появляться в 12-дюймовых дальномерах, Того прекратил огонь и принял капитуляцию Небогатова. Небогатов сдался, зная, что за это его могут расстрелять. Он сказал своим людям:

Вы молоды, и именно вы вернете честь и славу русскому флоту. Жизни двух тысяч четырехсот человек на этих кораблях важнее моих.

Раненый адмирал Рожественский отправился в японский госпиталь, чтобы вылечиться от черепно-мозговой травмы; там победоносный адмирал Того посетил его лично, утешая его добрыми словами: «Поражение - обычная участь солдата. В этом нечего стыдиться. Главное - выполнили ли мы свой долг ».

Ни Небогатова, ни Рожественского не расстреляли, когда они вернулись домой в Россию. Однако оба предстали перед судом. Рожественский взял на себя полную ответственность за фиаско; но так как он был ранен и потерял сознание во время последней части битвы, царь смягчил свой смертный приговор. Был заключен в несколько лет и в конце концов помилован царем. Репутация обоих мужчин была испорчена.

До вечера 28 мая русские корабли преследовались японцами, пока почти все не были уничтожены или захвачены. Три российских военных корабля достигли Владивостока. Крейсер Изумруд, сбежавший от японцев, несмотря на то, что он присутствовал при сдаче Небогатова, был затоплен своей командой после того, как сел на мель у берегов Сибири.

Факторы, способствующие

Опыт командира и экипажа

Адмирал Рожественский столкнулся с более опытным в боях адмиралом линкора в лице адмирала Таго. Адмирал Тёго уже убил двух русских адмиралов: Макарова за пределами Порт-Артура на линкоре «Петропавловск» в апреле 1904 года, Витгефта на своем линкоре «Цесаревич» в августе того же года. Перед этим двумя смертями Того преследовал адмирала Старка, также несущего свой флаг в Петропавловске, с поля боя. Адмирал Того и его люди имели два опыта боевых действий на линкорах, что составило более четырех часов боевого опыта в боях между линкорами в Порт-Артуре и Желтое море. Японский флот регулярно практиковался в артиллерийской стрельбе с начала войны, используя адаптеры подкалибра в своих орудиях, набираясь опыта.

Напротив, русский линкор Бородино, например, прошел ходовые испытания строителя 23 августа 1904 года как новый корабль после его завершения, и новый экипаж У него было не так много времени для тренировок, прежде чем он отправился в Тихий океан 15 октября 1904 года. Корабль-Бородино, «Князь Суворов», был достроен, экипаж был собран и введен в эксплуатацию еще позже, в сентябре 1904 года. Императорский флот России планировал построить 10 линкоров типа «Бородино» (5 построено в реальности) с потребностями в тысячах дополнительных членов экипажа, базовая подготовка, качество и опыт экипажа и курсантов были намного ниже, чем на борту линкоров в опытных Тихоокеанский флот.

Система наводки залпового огня

До битвы у Желтого моря 10 августа 1904 года военно-морские орудия локально контролировались артиллеристом закреплен за этой пушкой или башней. Получил отчет о наблюдении за падением выстрела от корректировщика на мачте, он уточнил значения высоты и отклонения, дал на стрельбу, не сводя глаз с искусственного горизонта, показывающего углы крена и крена корабля., вычислил новую высоту и отклонение, чтобы «вести» выстрелы по следующему раунде, не имея особых средств для распознавания или измерения движения своего корабля и цели. Обычно у него был вид на горизонт, но с новым 12-дюймовым орудием дальность действия увеличилась до 8 миль (13 км), его точка обзора была ниже, чем хотелось бы.

Главный артиллерист Японский линкор Asahi, Като Хирохару пытался централизованно отдавать приказы о наведении орудий и ведении залпов с помощью голосовой связи во время битвы за битвы за море. Это обнаружено идентифицировать залпенных брызг снарядов. намного эффективнее, чем выяваться один-единственный всплеск среди множества неразберих между флотом и флотом. Кроме того, корректировщику нужно было докладывать только одному офицеру на мостике, не нескольким офицерам-артиллеристам у каждого орудия через рекуперацию. Офицер-директор на мостике имеет преимущество в виде более высокой точки обзора, чем в орудийных башнях, кроме того, что он находился в нескольких шагах от командира корабля, отдававшего приказы изменить курс и скорость в ответ на поступающие отчеты. по движению цели. Этот огонь c На других кораблях в эскадре была внедрена система управления, при этом обучение и практика проводились в месяцы ожидания прибытия Балтийского флота, пока о ее продвижении сообщала британская разведка со своих военно-морских баз в Суэце, Йемен, Индия., Сингапур, Калимантан и Гонконг, среди других мест.

В результате японский огонь был более точным на дальней дистанции (3–8 миль (4,8–12,9 км)), помимо преимуществ, которые имели на более коротких дистанциях, они использовали последний выпуск (1903 г.) ​​Барра и Страуда FA3 дальномер совпадений, который имел дальность действия 6000 ярдов (5,5 км), в то время как российские линкоры были оснащены стадиометрическими дальномерами 1880-х годов (за исключением линкора «Ослябя», на котором были модернизированы Барр и Страуд FA3), которые имели дальность действия только около 4000 метров (4,0 км).

Беспроводной телеграф

беспроводной телеграф (радио) был изобретен во второй половине 1890-х годов, и к началу почти все основные военно-морские силы внедряли эту улучшенную коммуникационную система. Цусима был первым крупным морским сражением, в котором радио играло какую-либо роль ».

лейтенант Акияма Санеюки был отправлен в Соединенные Штаты в качестве военно-морской атташе в 1897 году. Он воочию убедился в возможностях радиотелеграфии и направил в военно-морское министерство служебную записку, предлагающую их как можно быстрее продвигаться вперед в освоении новой технологии. Министерство сильно заинтересовалось этой технологией; однако было установлено, что стоимость беспроводной системы Маркони, которая тогда использовалась в Королевском флоте, была очень высокой. Поэтому японцы решили создать свои собственные радиоприемники, учредив комитет по радиоисследованию под руководством профессора Сюнкити Кимура, который в конечном итоге создал приемлемую систему. В 1901 году, достигнув радиопередачи на расстояние до 70 миль (110 км), официально принял радиотелеграфию. Два года спустя в Йокосуке были открыты лаборатория и завод по производству радиостанций Type 36 (1903 г.), которые к началу войны были быстро установлены на каждом крупном военном корабле Объединенного флота.

Александр Степанович Попов из Военно-морского института построил и продемонстрировал в 1900 году комплект беспроводной телеграфии, а оборудование фирмы Telefunken в Германии было принято на вооружение Императорского флота России. Хотя обе стороны имели ранний беспроводной телеграф, русские использовали немецкие аппараты и испытывали трудности с их использованием и обслуживанием, в то время как японцы имели преимущество использования своего собственного оборудования.

Британская поддержка и скорость флота

Помимо строительства линкоров для IJN, Великобритания помогала Японии в разведке, финансах, технологиях и обучении. и другие направления для войны против России. В то время Великобритания владела и контролировала больше портовых сооружений в мире, в частности верфей и угольных станций, чем Россия и союзники (Франция и в некоторой степени Германия) вместе взятые, и она не позволяла России покупать корабли и уголь в той же мере, в какой возможный. В конце аргентинско-чилийской гонки вооружений военно-морских сил в 1903 году, два броненосных корабля чилийского и британского производства (тогда называемые Constitución и Libertad) и два аргентинских крейсера итальянской постройки (тогда называвшиеся Bernardino Rivadavia и Мариано Морено) были предложены России, и покупка близилась к завершению. Великобритания выступила посредником майских пактов, положивших конец гонке, купила чилийские линкоры (впоследствии HMS Swiftsure и HMS Triumph ) и выступила посредником в продажа аргентинских крейсеров Японии. Эта поддержка не только ограничила рост Императорского флота России, но также помогла IJN получить новейшие крейсеры итальянской постройки IJN Kasuga и IJN Nisshin, которые сыграли ключевую роль в этом сражении..

Кроме того, эта поддержка создала серьезную логистическую проблему для развертывания Балтийского флота в Тихом океане по всему миру с целью закупки угля и поставок в пути. В Нуси-Бе в Мадагаскаре и в Камран-Бей, Французский Индокитай флот был вынужден стоять на якоре примерно на два месяца каждый, серьезно ухудшает моральный дух экипажа. К тому времени, когда он достиг Японского моря после двойного пересечения теплых вод экватора, корпуса всех кораблей флота были сильно загрязнены помимо того, что в противном случае они несли лишний уголь. не требуется на палубе.

Японские корабли, с другой стороны, содержались в хорошем состоянии в течение достаточного времени, указанного разведкой (линкор Asahi находился в ремонте с ноября 1904 года по апрель 1905 года в Сасебо за потерю двух 12-дюймовых орудий и серьезное повреждение корпуса от удара на мине), и были разделены на боевые дивизии с такой же одинаковой скоростью и дальностью стрельбы, чтобы флот не страдал узким местом в скорость и дальность стрельбы не сделали бы некоторые корабли бесполезными в группе в бою с увеличенной дальностью.

Фугас и Кордит

Японцы использовали в основном фугасные снаряды. с порошком шимоза, который представлял собой чистую пикриновую кислоту (в отличие от французского мелинита или британского Lyddit e, которые представляли собой пикриновую кислоту, смешанную с коллодием (французский) или с динитробензолом и вазелином (британский) для стабильности). Инженер IJN, Шимосэ Масачика (1860-1911) решил проблему нестабильности пикриновой кислоты при контакте с железом и другими тяжелыми металлами, покрыв внутреннюю часть оболочки непигментированным японским лаком и запечатав ее воском. Поскольку он был неразбавленным, Shimose Powder обладал большей мощностью с точки зрения скорости детонации и температуры, чем другие взрывчатые вещества того времени. У этих снарядов был чувствительный взрыватель, названный Ijuin Fuse (названный в честь его изобретателя, Ijuin Goro ) в основании, в отличие от наконечника снаряда, который вооружался, когда снаряд вращался от нарезов, которые были предназначены для взрыва при контакте и разрушения верхних конструкций кораблей. Японский флот импортировал кордит из Великобритании в качестве бездымного топлива для этих снарядов Shimose, так что дым от дула не будет препятствовать видимости наблюдателям.

Во время русско-японской войны фугасные снаряды не использовались российским флотом, который продолжал использовать более старые бронебойные снаряды с разрывными зарядами и малочувствительными отложенными снарядами. -детонационные взрыватели и коричневый порошок или черный порох в качестве метательного заряда в патроне. Следовательно, японские попадания нанесли больший урон русским кораблем, чем русские попадания японским кораблем. Сверкающие взрывы часто поджигали надстройки, лакокрасочное покрытие и большое количество угля, хранившегося на палубах, наблюдателей на русских кораблях мешало корректировщикам из-за большого количества дыма, создаваемого топливом при каждом выстреле. Более сильные всплески, из-за разницы в чувствительности взрывателя японских снарядов, не попадающие в цель, вызываются при падении на воду, вызывая сотрясение вражеского корабля и более сильный всплеск, в отличие от российских снарядов, которые не взрывались при падении на воду. Это дало дополнительную разницу в вышеупомянутой точности выстрела, помогая японским корректировщикам упростить идентификацию при падении наблюдений за выстрелами.

Последствия
Боевые повреждения крейсера Жемчуг. Обратите внимание на пробоину в штабеле. Боевые повреждения крейсера Олег, в Манильской бухте Боевые повреждения крейсера Аврора

Боевые повреждения и потери

Русский Балтийский флотОсновное вооружениеВатерлиния / Броня башниГод выпуска / СтроительСкорость в узлахПовреждения / Потери / Примечания
Ослябя, линкор4 10-дюймовых орудия / 11 6-дюймовых орудий9 дюймов / 9 дюймов1898 / Россия 13Первый современный линкор, потопленный в одиночку, потоплен в 15:10 27 мая. Он был флагманом для заместителя командующего флотом, контр-адмирала фон Фёлькерсама, который умер от рака тремя днями ранее. Японцы и большая часть русского флота не знали о его смерти. Укомплектовать 769 офицерами и солдатами.
Император Александр III, линкор (Бородино, класс )4 12-дюймовых орудия / 12 6-дюймовых орудий7 5/8 дюйма / 10 дюймов1901 / Россия17,6Потоплен обстрелом с линии фронта в 18:50 27 мая, в общей сложности 830 солдат и офицеров, 4 выживших.
Князь Суворов, линкор, флагман, (класс Бородино)4 12-дюймовых пушки / 12 6-дюймовых пушек7 5/8 дюймов / 10 дюймов1902 / Россия17,6Обстрелян. Потоплен в 19:20 27 мая. Эсминцам было приказано совершить coup de grace, "пока она из ружья над водой она стреляла... упорная храбрость [Суворова], никакие слова не воздадут. Если в морской памяти есть бессмертие, то оно принадлежит ей и им. Из ее 40 офицеров и 888 человек не осталось в живых (кроме раненого адмирала). Рожественский и его штаб, спасенные с горящего корабля в 15:50 эсминцем «Буйный»).
Бородино, линкор (класс «Бородино»)4 12- дюйм. Гу нс / 12 6-дюймовых орудий7 5/8 дюймов / 10 дюймов1901 / Россия17,8Потоплен в 19: 30 27 мая из 12-дюймового прощального выстрела с линкора Fuji, 1 выживший из 32 офицеров и 822 бойца.
Орёл, линкор (класс «Бородино»)4 12-дюймовых пистолета / 12 6-дюймовых пистолетов1-10 дюймов / 5,7-7,64 дюйма1902 / Россия18Серьезно поврежден. Захвачен в 10:30 28 мая под командованием контр-адмирала Небогатова, сдавшегося японцам под командованием раненого адмирала Зиновия Рожественского.
Наварин, линкор4 12-дюйм. орудия / 8 6-дюймовых орудий16 дюймов / 12 дюймов1891 / Россия15,9Потоплены в ночь на 27 мая торпедами миноносцев., 3 выживших из 674 солдат и офицеров. 1 человека подобраны местным рыболовным судном, 2 подобраны британским торговцем.
Сиссой Великий, линкор4 12-дюймовых пушки / 6 6-дюймовых орудий16 дюймов / 12 дюймов1894 / Россия15,7Потоплен ночью 27 мая торпедами эсминца. 47 человек потеряно, 42 офицера и 571 человек спасены.
Император Николай I, линкор2 12-дюймовых пушки / 4 9-дюймовых пушки2,5-10 дюймов / 6-14 дюймов1889 / Россия14Захвачен в 10:30 28 мая в качестве флагмана командующего 3-м Тихоокеанским флотом-адмирала Николай Небогатов, когда он поднял сигнал флага «XGE P», означающий «Сдался. Продолжайте (медленно) ».
Адмирал Ушаков, линкор4 10-дюймовых пушки / 4 4,7-дюймовых орудия10 дюймов / 8 дюймов1893 / Россия16,1Подбитые под обломки днем ​​27 мая, затоплены вечером 28 мая, так как он уже тонул. 12 офицеров и 339 человек спасли из 422 солдат и офицеров. Ее командир, капитан Миклуха, погиб со своим кораблем.
Адмирал Сенявин, линкор4 10-дюймовых пушки / 4 4,7-дюймовых пушки9,8 дюйма / 3 -7,9 дюйма1894 / Россия16Захвачено в 10:30 28 мая после капитуляции вместе с ее сестринским кораблем «Генерал-адмирал Апраксин», флагманом «Император Николай I», и линкор «Орел».
генерал-адмирал Апраксин, линкор3 10-дюймовых пушки / 4 4,7-дюймовых пушки9,8 дюйма / 3-7,9 дюйма1896 / Россия15Захвачен в 10:30 28 мая после капитуляции вместе со своим сестринским кораблем «Адмирал Сенявин», флагманом «Император Николай I» и линкорем «Орел». 600>Адмирал Нахимов, броненосный крейсер 8 8-дюймовых орудий / 10 6-дюймовых орудий10 дюймов / 8 дюймов1885 / Россия16.6Потоплен в ночь на 27 мая торпедами эсминца. Более 600 человек спасены спасательными шлюпками, местными рыбацкими лодками и вооруженным торговым крейсером Садо Мару.
Владимир Мономах, броненосный крейсер5 6-дюймовых орудий / 6 4,7-дюймовых орудий6 дюймов / -1882 / Россия17,5Потоплен в ночь на 27 мая торпедами эсминца. 32 офицера и 374 человека были спасены вооруженным торговым крейсером IJN Manshu (IJN Manshu было итальянским круизным лайнером Manchuria, принадлежащим и эксплуатируемым российской Китайско-Восточной железной дорогой ). Всего 493 офицера / бойца.
Дмитрий Донской, броненосный крейсер6 6-дюймовых орудий / 10 4,7-дюймовых орудий6 дюймов / -1883 / Россия17Обстрелян в месте крушения днем ​​27 мая. Затоплен ночью 28 мая своей командой в заливе Мацусима, после чего приплыл к острову Мацусима и расположился там лагерем; которая оказалась японской сигнальной станцией, они стали P.O.W. вскоре после этого.
Светлана, защищенный крейсер 6 6-дюймовых орудий / 10 47-мм орудий Гочкиса2 дюйма / -1896 / Франция21Потоплен в 10:50 28 мая обстрелом крейсеров IJN Niitaka, Otowa и эсминца Murakumo. Приблизительно 169 человек погибло. 290 человек (23 раненых) спасены IJN America Maru.
Изумруд, защищенный крейсер8 4,7-дюймовых орудий / 4 47-мм орудия Hotchkiss1,3–3,0 дюйма / 1,3 дюйма1903 / Россия24Сели на мель на берегу Сибири в ночь на 28 мая. Уничтожен ее командой. В итоге 350 человек добрались до Владивостока по суше.
Безупречный, миноносец-миноносец 3 торпедных аппарата (с 6 торпедами) / 1 3-дюймовая пушка / 5 3-фунтовых орудияН / Д1902 / Россия26Потоплен обстрелом 28 мая с крейсера IJN (защищенного) Титосэ, израсходовавшего 68 120-мм и 39 3-дюймовых снарядов; позже к нему присоединился эсминец торпедных катеров IJN, который израсходовал 12 патронов своих 3-дюймовых снарядов у Безупречного.
Буйный, миноносец торпедного катера3 торпедных аппарата (с 6 торпедами) / 1 3-дюймовая пушка / 5 3-фунтовых орудийн / д1901 / Россия26Потоплены огнестрельным оружием в течение дня 27 мая. Многие из уцелевших Буйного находились на борту броненосного крейсера «Дмитрий Донской» и вместе с остальными поплыли на берег к острову Мацусима, когда Донской затонул 28 мая.
Громкий, миноносец миноносцев3 торпедных аппарата ( имел 6 торпед) / 1 3-дюймовое орудие / 5 3-фунтовых орудиян / д1904 / Россия26торпедный катер IJN 28 мая эсминец безрезультатно дрался с Громким более часа на дальностях от 4000 до 5000 метров. Эсминец Shiranui был оснащен 2 3-дюймовыми орудиями и 4 6-фунтовыми орудиями, 2 торпедными аппаратами и 4 торпедами, а экипаж составлял 52 человека. Прибыл торпедный катер IJN №63, и Громкий сдался. Японский призовой экипаж поднялся на борт «Громкого», но он был так сильно поврежден, что начал тонуть, вынудив призовой экипаж быстро покинуть корабль. Он перевернулся и затонул в 12 ч. 43 м.
Блестящий, миноносец3 торпедных аппарата (с 6 торпедами) / 1 3-дюймовая пушка / 5 3-фунтовых орудияN / A- / Russia26Затоплен 28 мая своей командой. 6 человек проиграли.
Bistriy, миноносец-эсминец3 торпедных аппарата (с 6 торпедами) / 1 3-дюймовое орудие / 5 3-фунтовых орудияН / Д- / Россия26Затоплен 28 мая своей командой.
Бедовый, миноносец-миноносец3 торпедных аппарата (с 6 торпедами) / 1 3-дюймовая пушка / 5 3-фунтовых орудияН / Д- / Россия26Сдан и захвачен IJN Destroyer ближе к вечеру 28 мая с адмиралом Рожественским и более 80 его подчиненными на борту, согласно данным японского ВМФ.

Русский крейсер Алмаз и два (миноносца) эсминца Грозный и Бравий добрались до Владивостока.

Боевые повреждения крейсера Нисшин
Японский флотОсновное вооружениеВатерлиния / Броня турелиГод запуска / СтроительСкорость в узлахПовреждения / Потери / Замечания
Микаса, линкор, флагман4 12-дюймовых пистолета / 14 6-дюймовых пистолетов9 дюймов / 14 дюймов1900 / Великобритания 18Сделано более 30 попаданий крупного калибра; дырявые вентиляторы и воронки, броня пробита в нескольких местах, более 100 раненых; укомплектовать 875 офицерами / мужчинами.
Сикишима, линкор4 12-дюймовых орудия / 14 6-дюймовых орудий9 дюймов / 14 дюймов1898 / Великобритания18Несколько крупнокалиберных попаданий в общей сложности девять раз. Потерян один 12-дюймовый ствол из-за «очереди» (ствол взорвался).
Fuji, линкор4 12-дюймовых орудия / 10 6-дюймовых орудий18 дюймы / 14 дюймов1896 / Великобритания18Несколько попаданий большого калибра в общей сложности 12 раз. Погибло восемь человек и девять ранено. Один ствол 12-дюймовой пушки выстрелил.
Асахи, линкор4 12-дюймовых орудия / 14 6-дюймовых орудий9 дюймов / 14 дюймов1899 / Великобритания18Несколько попаданий большого калибра, всего 6 попаданий. В общей сложности 835 солдат / офицеров, потерян 1 офицер и 6 человек, 5 человек тяжело ранены, 1 офицер и 18 человек легко ранены.
Касуга, броненосный крейсер 1 10-дюймовая пушка / 2 8 -дюймовые пистолеты / 14 6-дюймовых пистолетов5 1/2 дюймов / 5 1/2 дюймов1902 / Италия 20One 12 -дюйм, одно 6-дюймовое и одно неопознанное попадание. Укомплектовать 609 офицерами / мужчинами.
Ниссин, броненосный крейсер4 8-дюймовых орудия / 14 6-дюймовых орудий5,9 дюйма / 5,9 дюйма1902 / Италия20Попал 6 двенадцатидюймовых, 1 девятидюймовый, 2 шестидюймовых и 4 неопознанных снаряда, которые были наибольшими попаданиями, полученными после Микасы. 2 ствола 8-дюймового орудия отстрелялись, еще одно 8-дюймовое орудие проиграло «очередью». Укомплектовать 609 офицерами / мужчинами; 50 потерь.
Торпедный катер # 341 трехфунтовое орудие / 3 торпедных аппаратаNA1899 / Германия 24Потоплен обстрелом русских, 27 мая.
Торпедный катер № 351 3-фунтовая пушка / 3 торпедных аппаратаNA1899 / Германия24Потоплен обстрелом русских 27 мая.
Торпедный катер № 692 3-фунтовых пушки / 3 торпедных аппаратаNA1902 / Япония 24Затонул в результате торпедной атаки ночью 27 мая после столкновения с миноносцем миноносцев IJN Akatsuki. Акацуки была русской наградой в битве 1904 года, бывшие Рещительные.

Русские потери

Общие потери русских личного состава составили 216 офицеров и 4614 человек убитыми; 278 офицеров и 5629 человек взяты в плен. В нейтральных портах интернировано 79 офицеров и 1783 человека. Во Владивосток и Диего-Суарес бежали 62 офицера и 1165 человек. Потери личного состава японцев составили 117 человек убитыми и 583 солдатами и ранеными.

Битва была унизительной для России, которая потеряла все свои линкоры и большую часть своих крейсеров и эсминцев. Битва фактически закончила русско-японскую войну в пользу Японии. Русские потеряли 4380 убитыми и 5917 пленными, а еще 1862 были интернированы. Два адмирала Рожественский и Небогатов были захвачены японским флотом. Контр-адмирал (2-й командующий флотом) Дмитрий Густавович фон Фёлькерсахм умер от рака в ночь на 24 мая 1905 года на борту линкора Ослябя, и вице-адмирал Оскар Энквист сбежал в Манилу на крейсере Олег и был интернирован США.

Линкоры

Русские потеряли одиннадцать линкоров, в том числе три меньших прибрежных корабля, потопленных или захваченных японцами, либо затопленных их экипажами, чтобы предотвратить захват. В дневном бою 27 мая в результате действий противника было потеряно четыре корабля: Князь Суворов, Император Александр III, Бородино и Ослябя. Наварин погиб в ночном бою 27–28 мая, а Сиссой Великий, адмирал Нахимов и адмирал Ушаков были либо затоплены или затоплены на следующий день. Четыре других линкора под командованием контр-адмирала Небогатова были вынуждены сдаться и в конечном итоге стали призами войны. В эту группу входил всего один современный линкор Орел, а также старый линкор Император Николай I и два небольших прибрежных линкора Генерал-адмирал Граф Апраксин. и адмирал Сенявин. Небольшой прибрежный линкор «Адмирал Ушаков» отказался сдаться и был затоплен экипажем.

Крейсера

ВМФ России потерял в ходе боя четыре из восьми крейсеров, три были интернирован американцами, и лишь один добрался до Владивостока. Владимир Мономах и Светлана были потоплены на следующий день после дневного боя. Крейсер Дмитрий Донской сразился с шестью японскими крейсерами и выжил; однако из-за сильных повреждений она была затоплена 29 мая 1905 года. Изумруд сел на мель у берегов Сибири. Три русских защищенных крейсера, Аврора, Жемчуг и Олег бежали в США. военно-морская база в Маниле на тогдашних контролируемых американцами Филиппинах, где они были интернированы, поскольку Соединенные Штаты были нейтральными. Вооруженная яхта (классифицируемая как крейсер) Алмаз в одиночку смогла достичь Владивостока.

Эсминцы и вспомогательные средства

Императорская Россия также потеряла шесть из девяти эсминцев в в битве один был интернирован китайцами, а двое других бежали во Владивосток. Это были - Буйный («Буйный»), Быстрый («Быстрый»), Безупречный («Безупречный»), Громкий («Громкий») и Блестящий («Блестящий») - потоплены 28 мая, Бедовый («Бедовый») сдался. тот день. Бодрый («Бодрый») был интернирован в Шанхае ; Грозный («Грозный») и Бравый («Бравый») дошли до Владивостока.

из вспомогательных войск Камчатка, Урал и Русь были потоплены 27 мая, Иртуиш сел на мель 28 мая, Корея и Свирь были интернированы в Шанхае; Анадырь сбежал на Мадагаскар. Госпитальные корабли Орел и Кострома были захвачены; Позже Кострому отпустили.

Потери японцев

Японцы потеряли три торпедных катера (№№ 34, 35 и 69). Всего погибло 117 человек убитыми и 500 ранеными.

Политические последствия

Престиж имперской России был сильно подорван, и поражение нанесло удар по династии Романовых. Большая часть русского флота была потеряна; Быстрооруженная яхта «Алмаз» (классифицируется как крейсер 2-го ранга) и эсминцы «Грозный» и «Бравы» были единственными российскими кораблями, достигшими Владивостока. В Августовских ружьях американский историк и автор Барбара Тачман утверждала, что, поскольку потеря России дестабилизировала баланс сил в Европе, она придала смелости Центральным державам и способствовали их решению начать войну в 1914 г..

Битва оказала глубокое культурное и политическое влияние на Японию. Это было первое поражение европейской державы азиатской нацией в современную эпоху. Это также усилило тревогу по поводу «Желтой опасности », а также ослабило представление о превосходстве белых, которое было распространено в некоторых западных странах. Победа сделала Японию шестой по величине военно-морской державой, в то время как российский флот уменьшился до уровня, едва превосходящего Австро-Венгрия.

В Книге Гиннеса решающих сражений британский историк Джеффри Риган утверждает, что победа поддержала все более агрессивный политический и военный истеблишмент Японии. По словам Регана, односторонняя победа японцев при Цусиме:

... породила легенду, которая преследовала лидеров Японии в течение сорока лет. Британский адмирал однажды сказал: «Чтобы построить корабль, нужно три года, а чтобы построить традицию - 300 лет». Япония считала, что победа решила эту задачу за несколько лет... Все это было слишком просто. Глядя на победу Того над одной из великих держав мира, некоторые японские военные убедились в том, что с большим количеством кораблей, более крупных и лучших, аналогичные победы можно будет одержать во всем Тихом океане. Возможно, ни одна сила не могла противостоять японскому флоту, даже Британия и Соединенные Штаты.

Риган также считает, что победа способствовала японскому пути к последующей катастрофе, «потому что результат был настолько обманчивым. Конечно, японский флот показал хорошие результаты, но его противники были слабыми, и оно не было непобедимым... Победа Того [помогла] направить Японию на путь, который в конечном итоге приведет ее "ко Второй мировой войне.

Исороку Ямамото, будущий японский адмирал который продолжал планировать атаку на Перл-Харбор и командовал Императорским флотом Японии на протяжении большей части Второй мировой войны, служил младшим офицером (на борту Ниссина) во время битвы и был ранен и потерял два пальца в результате случайного взрыва 8-дюймового снаряда в орудии.

Гонка вооружений дредноутов

Британский Первый морской лорд, адмирал Фишер, рассудил, что победа японцев при Цусиме подтвердила важность крупных орудий и скорости для современных линкоров.. В то время как капитан Пакенхэм британского королевского флота, который присутствовал на борту японского линкора «Асахи» в качестве официального наблюдателя во время Цусимского сражения, «знаменитое замечание... эффект от огня каждого орудия настолько велик. меньше, чем у следующего большего размера, что, когда стреляют 12-дюймовые орудия, выстрелы из 10-дюймовых проходят незамеченными... все в этой войне имеет тенденцию подчеркивать огромную важность для корабля на каждом этапе его карьеры иметь на борту некоторые из самые тяжелые и самые дальние стрелковые ружья, которые могут попасть в нее ". В октябре 1905 года британцы начали строительство HMS Dreadnought, который после его запуска в 1906 году начал гонку морских вооружений между Великобританией и Германией до 1914 года. Британцы и немцы осознавали потенциально разрушительные последствия. последствия морского поражения масштаба Цусимы. Британии нужен был боевой флот для защиты своей империи и торговых путей, жизненно важных для ее военных действий. Уинстон Черчилль, тогдашний первый лорд Адмиралтейства, описал британского адмирала Джона Джеллико как «единственного человека, который с обеих сторон может проиграть войну за один день». В свою очередь, немецкие военно-морские командиры понимали важность, которую кайзер Вильгельм II придавал своему флоту, и дипломатический престиж, который он имел. В результате осторожности британский и немецкий флот встретились только в одном крупном сражении в Первой мировой войне, нерешительной Ютландской битве.

Хронология
Дневное действие, Цусимское сражение 27 Май 1905 г. (щелкните для увеличения) Аврора, сохранился как корабль-музей в Санкт-Петербурге, Россия Линкор Микаса, флагман адмирала Того в битве при Цусиме, сохранившийся как памятник в Йокосуке, Япония Кроме 20 раненых офицеров, эвакуированных эсминцем, адмирал Рожественский флагманский корабль Князь Суворов был потоплен всеми руками

27 мая 1905 года (JST)

  • 04:45 Корабль Shinano Maru (Япония) обнаружил русскую Балтику. Флот и отправляет беспроводное сообщение «Обнаружен враг в сетке 203» на крейсер Ицукусима, который передает его флагману Объединенного флота Микаса.
  • 06:05 1-й (Микаса, Шикишима, Фудзи, Асахи, Касуга, Ниссин ), 2-й (Идзумо, Адзума, Токива, Якумо, Асама, Иватэ ) и 4-я (Нанива, Такачихо, Акаси, Цусима ) боевые дивизии Японского Объединенного Флота покидают причал в Джинхэ (Чинхэ, или Чинкай), направление на восток со скоростью 15 узлов. «Погода полуоблачная, ветер с юго-запада, волна все еще высокая из-за штормовой погоды в последние два дня».
  • 07:00 Крейсер Идзуми избавляет Шинано Мару от сообщений задача и тень только Балтийского флота, сообщает: «Вражеский флот находится в сетке 224 (20 морских миль к северо-западу от острова Укусима, Нагасаки), направляясь на северо-северо-восток».
  • 10:00 Микаса отправляет беспроводное сообщение на Имперский генеральный штаб : «Получив отчет об обнаружении, Объединенный флот сегодня вступает в бой с вражеским флотом около острова Окиносима. Сегодня хорошая погода, но волны высокие. (Яп.: 本 日天 気 晴朗 な れ ど も 波 高 し) ".
  • 10:30 5-я боевая дивизия (Ицукусима, Мацусима, Хашидатэ, Чин-эн ) вступает в контакт с Балтийским флотом. Остается с флотом на правом фланге.
  • 11:00 Собраны детали построения русского флота: «Правый (восточный) фланг, 1-я колонна эсминцев, 2-я колонна« Князь Суворов », класс« Бородино », тип« Бородино », Бородино, Ослябя, Сиссой Великий, Наварин, Нахимов; 3-я и 4-я колонны (немного позади) Транспортеры и вспомогательные войска, охраняемые эсминцами; 5-я колонна (Левый фланг - Запад) Николай I, Прибрежный линкор класса Адмирал, Класс Адмирал, Адмирал -класс, Олег, Аврора, Донской, Мономах »
  • 11:30 3-я боевая дивизия (Касаги, Титосэ, Отова, Ниитака ) вступает в контакт с Балтийским флотом. Остается с флотом на левом фланге.
  • 12:00 Русский флот начинает переброску боевых порядков. Касаги и Ицукусима сообщают все подробности в радиотелеграммах: «Правый фланг Суворова и 3-го класса Бородино; Левый фланг Ослябя, Великий, Наварин, Нахимов, Николай I и корабли класса «Адмирал».
  • 12:25 Японская основная группа (Микаса, Сикишима, Фудзи, Асахи, Касуга, Ниссин и 2-я боевая дивизия в этом порядке) получает визуальный контакт.
  • 12:30 6-я боевая дивизия (Сума, Идзуми, Тиёда, Акицусима ) за Балтийским флотом.
  • 13:30 Основная группировка русских (Суворов, Александр III, Бородино и Орёл в таком порядке) перемещает курс влево (на север), чтобы прикрыть левую колонну, ведущуюся у Осляби.
  • 13:39 Микаса поднимает боевой флаг, направляясь на ЮЮЗ, приближаясь к западной стороне левого фланга русских.
  • 13:54 Микаса до ближайшего русского корабля Ослябя: 12000 метров. Микаса поднимает флаг «Z», что означает: «Судьба Империи зависит от результата этой битвы, пусть каждый исполнит свой долг».
  • 14:00 Микаса - Ослябя: 10 000 метров. Микаса начинает поворачивать свой штурвал и начинает разворот с пятью судами, идущими по очереди, чтобы направиться к северо-северо-востоку.
  • 14:03 Шикишима - Ослябья: 9000 метров. Когда Шикишима начинает разворачиваться, Ослябя открывает огонь.
  • 14:07 От Фудзи до Осляби: 8 200 метров. Фудзи завершает свой ход. Князь Суворов и Балтийский флот России открывают огонь из своих главных батарей.
  • 14:10 Асахи - Ослябя: 7300 метров. Асахи завершает свой ход. Микаса открывает огонь по Ослябе.
  • 14:12 От Касуги до Осляби: 6500 метров. Микаса получает первое попадание из русских орудий. Шикишима, Фудзи, Асахи, Касуга и Ниссин открывают огонь по Ослябье.
  • 14:14 Нисшин - Ослябя: 6000 метров. Ослябя теряет главную мачту и центральную стойку.
  • 14:15 Ослябя ловит сильный пожар и замедляется.
  • 14:17 Микаса - Суворов: 5800 метров. Основная группа японцев начинает концентрировать огонь по русскому флагману Князь Суворов, который сейчас возглавляет левую колонну в направлении север-северо-восток.
  • 14:25 Микаса теряет верхнюю часть передней мачты. Микаса и ее линия поворачивают на северо-восток, а затем на восток, чтобы «пересечь Т». Левая колонна русских поворачивается на северо-восток и в ответ на восток.
  • 14:43 Князь Суворов поджигается и падает с линии фронта.
  • 14:50 Александр начинает поворачиваться на север с Бородино и Орел следуют за ним, явно пытаясь покинуть линию фронта.
  • 14:55 Микаса и 5 кораблей немедленно разворачиваются влево на месте и направляются к ЗСЗ в обратном порядке (сначала Ниссин, затем Микаса.
  • 15:10 Нисшин - Александру: 4000 метров. Ослябя тонет. Князь Суворов пытается отойти.
  • 15:14 Асахи Александру: 3000 метров. Александр поворачивает на юго-восток, а вслед за ним Бородино и Орёл.
  • 15:18 Асахи - Бородино: 2500 метров.
  • 15:50 Нисшин и 5 кораблей сразу же делают следующий разворот налево, поворачивают на северо-восток. нормальный порядок (сначала Микаса, потом Ниссин). Японская основная группа теряет из виду главную группу русских в тумане.
  • 17:51 Русский вспомогательный крейсер Урал потоплен обстрелом 1-й боевой дивизии и торпедой линкора Сикишима.
  • 18:03 Микаса и основная группа находят остаток основной русской группы и концентрируют огонь на лидирующем Александре III.
  • 18:16 Александр попадает в сильный пожар. Основная группировка японцев концентрирует огонь на Бородино.
  • 19:03 «Император Александр III» тонет.
  • 19:04 В корме Бородино происходит мощный взрыв.
  • 19:20 Тонет «Князь Суворов»
  • 19:30 Бородино тонет. Русское ремонтное судно Камчатка тонет. Японская 1-я боевая дивизия покидает поле боя.

28 мая 1905 г. (JST)

  • 05:23 Разведывательный корабль 5-й боевой дивизии, Яэяма, отправляет «Обнаруженного врага в сетке 603, направляющегося на северо-восток» в Ицукусима.
  • 05:30 Объединенный флот Японии начинает собирать окружающий строй с более чем 20 крупными кораблями среди всех боевых дивизий.
  • 09:30 Формирование в основном на месте. Микаса и 1-я боевая дивизия приближаются с севера, направляясь на юг.
  • 10:00 Крейсер Изумруд поворачивает на юг и на большой скорости убегает от остальной части русского флота.
  • 10:31 Микаса открывает огонь с 10 000 метров по Николаю I, следующие в этом порядке Орёл, Апраксин и Сенявин. 340>
  • 10:34 Адмирал Небогатов подает сигнал «XGE P», что в Международном кодексе сигналов, использовавшемся в то время, означает «Сдался. Стой (идет медленно)».
  • 10:42 Подъемники Касуга флаг сигнализирует о том, что враг сдался.
  • 10:45 Адмирал Того принимает капитуляцию. Крейсер Светлана, потопленный 3-й боевой дивизией на пути на север к окружающему порядку.
  • 10:53 Прекращение огня.
На пленке

Битва была в центре внимания в двух исторических фильмах Японии. Первый, битва в Японском море 1969 года (日本海 大海 戦, Nihonkai daikaisen), режиссер Сэйдзи Маруяма, в главной роли Тоширо Мифуне в роли адмирала Того, на музыку Масару Сато и специальные эффекты от Эйдзи Цубарая. Это было снова инсценировано в Боевом гимне 1983 года (日本海 大海 戦 ・ 海 ゆ か ば, Nihonkai daikaisen - Umi yukaba), где Мифунэ повторил свою роль.

Еще одно, более недавнее изображение - это эпизод 4, сезон 3 сериала NHK таежной драмы 2009–2011 гг. Сака но Уэ но Кумо (坂 の 上 の 雲) (букв. «Облака над склоном»).

См. Также
  • Военный портал
  • flagРусский портал
  • flagЯпонский портал
Примечания
Литература
Библиография
  • Браун, Дэвид (1990). Потери военных кораблей во Второй мировой войне. Жим оружия и доспехов. ISBN 0-85368-802-8.
  • Отчеты британского военно-морского атташе. (2003) Русско-японская война 1904-1905 гг. The Battery Press, Inc., Нашвилл, Теннесси. ISBN 0-89839-324-8
  • Буш, Ноэль Ф. (1969). Меч Императора: Япония против России в Цусимской битве. Нью-Йорк: Funk Wagnall’s.
  • Корбетт, сэр Джулиан. (2015) Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг. Vol. 1 первоначально опубликовано в январе 1914 года. Naval Institute Press ISBN 978-1-59114-197-6
  • Корбетт, сэр Джулиан. (2015) Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг. Vol. 2 первоначально опубликовано в октябре 1915 г. Naval Institute Press ISBN 978-1-59114-198-3
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–1905 гг. Скопа. ISBN 978-1-84603-330-8..
  • Фридман, Норман. (2008) Военно-морская огневая мощь; Орудия линкора и артиллерия в эпоху неустрашимости. Seaforth Publishing, ISBN 978 1 84832 185 4
  • Evans, David C; Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кениг, Уильям (1977). Epic Sea Battles (2004) пересмотренное изд.). Лондон: Octopus Publishing Group Ltd. ISBN 0-7537-1062-5.
  • Уиллмотт, HP (2009 г.). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Chanak, 1894–1922, Volume 1. Indiana University Press. ISBN 0-41521-477-7.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Mahan, Alfred Thayer (April 1906). "Reflections, Historic and Other, Suggested by the Battle of the Japan Sea". Proceedings. US Naval Institute. 36(2).
  • Massie, Robert K. (1991). Dreadnought: Britain, Germany, and the Coming of the Great War. New York: Random House. ISBN 0-394-52833-6.
  • Pleshakov, Konstantin (2002). The Tsar's last armada : the epic journey to the Battle of Tsushima. New York: Basic Books. ISBN 0- 465-05792-6.
  • Regan, Geoffrey (1992). "The Battle of Tsushima 1905". The Guinness Book of Dec isive Battles. Guinness Publishing.
  • Semenoff, Captain Vladimir (1907). The Battle of Tsushima. Translated by Lindsay, Captain A. B. (Second ed.). London: John Murray.
  • Sondhaus, Lawrence (2001). Морская война, 1815–1914 гг. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-41521-477-7.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Stille, Mark (2016). The Imperial Japanese Navy of the Russo-Japanese War. Bloomsbury Publishing. ISBN 1-47281-121-6.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Willmott, H. P. (2009). The Last Century of Sea Power: From Port Arthur to Chanak, 1894–1922, Volume 1. Indiana University Press. ISBN 0-25300-356-3.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Watts, Anthony J. (1990). The Imperial Russian Navy. London: Arms and Armour Press. ISBN 0-85368-912-1.
Further reading
  • Connaughton, Richard M. (1991). The War of the Rising Sun and Tumbling Bear: A Military History of the Russo-Japanese War, 1904-5. Routledge. ISBN 978-0-415-07143-7.
  • Corbett, Julian (1994). Maritime Operations In The Russo-Japanese War 1904–1905. ISBN 1-55750-129-7.
  • Hailey, Foster; Milton Lancelot (1964). Clear for Action: The Photographic Story of Modern Naval Combat, 1898–1964. New York: Duell, Sloan and Pierce.
  • Hough, Richard Alexander (1960). The Fleet That Had to Die. New York: Ballantine Paperbacks.
  • Jentschura, Hansgeorg; Dieter Jung; Peter Mickel (1977). Warships of the Imperial Japanese Navy 1869–1945. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Lardas, Mark. (2018) Tsushima 1905: Death of a Russian Fleet (Osprey, 2018) online.
  • Novikoff-Priboy, A (1937). Tsushima. А.А. Knopf.
  • Olender, Piotr (2010). Russo-Japanese Naval War 1904–1905, Vol. 2, Battle of Tsushima. Sandomierz, Poland: Stratus s.c. ISBN 978-83-61421-02-3.
  • Pleshakov, Constantine. Последняя армада царя: эпическое путешествие к Цусимской битве. (Basic Books, 2002).
  • Seager, Robert ( 1977). Альфред Тайер Махан: Человек и его письма. ISBN 0-87021-359-8.
  • Semenoff, Vladimir (1910). Rasplata (The Reckoning). London: John Murray.
  • Semenoff, Vladimir (1912). The Battle of Tsushima. Нью-Йорк: E.P. Dutton Co.
  • Steer, A. P. Lieutenant, Imperial Russian Navy. (1913) The "Novik", And The Part She Played In The Russo-Japanese War, 1904. New York, E. P Dutton And Company. Translated by L. A. B. Translator and Editor of "Rasplata."
  • Thiess, Frank (1937). The Voyage of Forgotten Men. Indianapolis: The Bobbs-Merill Company.
  • Tikowara, Hesibo; Grant, R. (1907). Before Port Arthur in a Destroyer, The Personal Diary of a Japanese Naval Officer. London: John Murray.
  • Tomitch, V. M. (1968). Warships of the Imperial Russian Navy. BT Publishers.
  • Warner, Denis and Peggy (1975). The Tide at Sunrise. A History of the Russo-Japanese War 1904–1905. ISBN 0-7146-5256-3.
  • Wilson, H. W. (1969). Battleships in Action (1999 revised ed.). Научная пресса. ISBN 0-85177-642-6.
  • Woodward, David (1966). The Russians at Sea: A History of the Russian Navy. New York: Praeger Publishers.
External links
Wikimedia Commons has media related to Battle of Tsushima.
  • History.com — This Day In History: The Battle of Tsushima Strait
  • Battlefleet 1900 —Free naval wargame rules covering the pre-dreadnought era, including the Russo-Japanese War.
  • Russojapanesewar.com —Contains a complete order of battle of both fleets. It also contains Admiral Tōgō's post-battle report and the account of Russian ensign Sememov.

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:02:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте