Неконтролируемая декомпрессия

редактировать
Незапланированное падение давления в герметичной системе

Неконтролируемая декомпрессия - это незапланированное падение давления в давление герметичной системы, такой как кабина самолета или барокамера, и обычно возникает в результате человеческой ошибки, усталости материала, инженерный отказ или удар, в результате которого сосуд высокого давления выходит в окружающую среду с более низким давлением или вообще не нагнетает давление.

Такую декомпрессию можно классифицировать как взрывную, быструю или медленную:

  • взрывная декомпрессия (ED) является насильственной, декомпрессия слишком быстрая, и воздух не может безопасно выйти из легких.
  • Быстрая декомпрессия, хотя и быстрая, но достаточно медленная, чтобы позволить легким выйти наружу.
  • Медленная или постепенная декомпрессия происходит так медленно, что ее можно не почувствовать раньше наступает гипоксия.
Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 Взрывная декомпрессия
    • 1.2 Быстрая декомпрессия
    • 1.3 Постепенная декомпрессия
  • 2 Уплотнения сосуда под давлением и испытания
  • 3 Мифы
    • 3.1 Воздействие вакуума приводит к взрыву тела
    • 3.2 Небольшая дыра вылетает из фюзеляжа людей
  • 4 Декомпрессионные травмы
  • 5 Последствия для конструкции самолета
  • 6 Международные стандарты
  • 7 Примечательные Несчастные случаи и инциденты с декомпрессией
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Описание

Термин неконтролируемая декомпрессия здесь относится к незапланированной ред разгерметизация судов, на которых находятся люди; например, герметичная кабина самолета на большой высоте, космический корабль или барокамера. Для катастрофического отказа других сосудов под давлением, используемых для содержания газа, жидкости или реагентов под давлением, чаще используется термин взрыв. или другие специальные термины, такие как BLEVE, могут применяться к определенным ситуациям.

Декомпрессия может произойти из-за разрушения конструкции сосуда высокого давления или отказа самой системы сжатия. На скорость и силу декомпрессии влияют размер сосуда высокого давления, перепад давления между внутренней и внешней частью сосуда и размер отверстия для утечки.

Федеральное управление гражданской авиации США распознает три различных типа декомпрессионных событий в самолетах:

  • Взрывная декомпрессия
  • Быстрая декомпрессия
  • Постепенная декомпрессия

Взрывная декомпрессия

Взрывная декомпрессия происходит быстрее, чем та, при которой воздух может выйти из легких, обычно менее чем за 0,1–0,5 секунды. Риск травмы легких очень высок, как и опасность от любых незакрепленных предметов, которые могут стать снарядами из-за взрывной силы, что можно сравнить со взрывом бомбы.

В этой специально созданной системе испытаний на взрывную декомпрессию смоделированная влажность воздуха в кабине самолета немедленно охлаждается и конденсируется в видимый пар при воздействии атмосферного давления, эквивалентного высоте 60 000 футов. В течение 2 секунд пар нагрелся и испарился обратно в новую среду с низким давлением.

После взрывной декомпрессии в самолете густой туман может немедленно заполнить салон, так как относительная влажность кабины воздух быстро меняется, поскольку воздух охлаждается и конденсируется. Военные пилоты с кислородными масками вынуждены дышать под давлением, при этом легкие наполняются воздухом, когда они расслаблены, и приходится прилагать усилия, чтобы снова выпустить воздух.

Быстрая декомпрессия

Быстрая декомпрессия обычно занимает от 0,1 до 0,5 секунды, что позволяет легким декомпрессироваться быстрее, чем в кабине. Риск повреждения легких все еще присутствует, но значительно снижен по сравнению с взрывной декомпрессией.

Постепенная декомпрессия

Медленная или постепенная декомпрессия происходит достаточно медленно, чтобы оставаться незамеченной и может быть обнаружена только приборами. Этот тип декомпрессии может также произойти из-за отсутствия давления при подъеме самолета на высоту. Примером этого является авиакатастрофа 2005 Helios Airways Flight 522, в которой пилотам не удалось проверить, что в самолете автоматически создавалось давление, а затем отреагировать на предупреждения о том, что в самолете было сброшено давление, в конечном итоге потеряв сознание (вместе с большинство пассажиров и экипажа) от гипоксии.

Уплотнения и испытания сосудов высокого давления

Уплотнения в сосудах высокого давления также подвержены взрывной декомпрессии; уплотнительные кольца или резиновые прокладки прокладки, используемые для герметизации трубопроводов под давлением, имеют тенденцию насыщаться газами под высоким давлением . Если давление внутри сосуда внезапно сбрасывается, газы внутри резиновой прокладки могут сильно расшириться, вызывая образование пузырей или взрыв материала. По этой причине военное и промышленное оборудование обычно подвергается испытанию на взрывную декомпрессию, прежде чем оно будет сертифицировано как безопасное для использования.

Мифы

Воздействие вакуума вызывает взрыв тела

Этот устойчивый миф основан на том, что не удается различить два типа декомпрессии и их преувеличенное изображение в некоторых художественных произведениях. Первый тип декомпрессии связан с изменением нормального атмосферного давления (одна атмосфера ) на вакуум (нулевая атмосфера), который обычно сосредоточен вокруг освоения космоса. Второй тип декомпрессии изменяется от исключительно высокого давления (много атмосфер) до нормального атмосферного давления (одна атмосфера), как это может происходить при глубоководных погружениях.

Первый тип более распространен как снижение давления с нормального атмосферного давления до вакуум есть как в освоении космоса, так и в высотной авиации. Исследования и опыт показали, что, хотя воздействие вакуума вызывает набухание, человеческая кожа достаточно прочна, чтобы выдержать падение в одну атмосферу. Наиболее серьезный риск воздействия вакуума - это гипоксия, при которой организм испытывает недостаток кислорода, что приводит к потере сознания в течение нескольких секунд. Быстрая неконтролируемая декомпрессия может быть намного опаснее самого воздействия вакуума. Даже если пострадавший не задерживает дыхание, вентиляция через дыхательное горло может быть слишком медленным, чтобы предотвратить фатальный разрыв тонких альвеол легких. Барабанные перепонки пазухи также могут быть разорваны при быстрой декомпрессии, а на мягкие ткани могут влиять кровоподтеки. Если жертва каким-то образом выживет, стресс и шок увеличат потребление кислорода, что приведет к гипоксии. При крайне низком давлении, встречающемся на высоте выше примерно 63 000 футов (19 000 м), точка кипения воды становится ниже нормальной температуры тела. Эта мера высоты известна как предел Армстронга, который является практическим пределом выживаемости без наддува. Выдуманные рассказы о взрывах тел из-за воздействия вакуума включают, среди прочего, несколько инцидентов в фильме Запределье, а в фильме Вспомнить все персонажи, похоже, страдают от эффектов эбулизма и кипение крови при воздействии атмосферы Марса.

Второй тип встречается редко, так как он связан с перепадом давления на несколько атмосфер, что потребовало бы помещения человека в сосуд высокого давления. Единственная вероятная ситуация, в которой это может произойти, - это декомпрессия после глубоководного погружения. Падение давления всего на 100 торр (13 кПа), которое не вызывает симптомов, если оно постепенное, может быть фатальным, если произойдет внезапно. Один такой инцидент произошел в 1983 году в Северном море, где резкая взрывная декомпрессия от девяти атмосфер до одной привела к мгновенной смерти четырех водолазов от массивной и смертельной баротравмы. Театрализованные художественные рассказы об этом включают сцену из фильма Лицензия на убийство, когда голова персонажа взрывается после того, как его барокамера быстро разгерметизирована, а также сцена из фильма DeepStar Six, при этом быстрое снижение давления вызывает у персонажа обильное кровотечение перед тем, как взорваться аналогичным образом.

Небольшая дыра вылетит из фюзеляжа людей

В 2004 году в телешоу Разрушители мифов исследовали, возникает ли взрывная декомпрессия, когда пуля проходит через фюзеляж самолета. неофициально посредством нескольких испытаний с использованием герметичного DC-9, выведенного из эксплуатации. Единственный выстрел через борт или окно не имел никакого эффекта - потребовались настоящие взрывчатые вещества, чтобы вызвать взрывную декомпрессию - предполагая, что фюзеляж спроектирован таким образом, чтобы не допустить взрыва людей. Профессиональный пилот Дэвид Ломбардо заявляет, что пулевое отверстие не окажет заметного влияния на давление в кабине, поскольку отверстие будет меньше, чем отверстие выпускного клапана самолета. НАСА ученый Джеффри А. Лэндис отмечает, однако, что удар зависит от размера отверстия, которое может быть расширено за счет выдуваемого через него мусора. Лэндис продолжил, что «потребуется около 100 секунд, чтобы давление выровнялось через отверстие размером примерно 30,0 см (11,8 дюйма) в фюзеляже Боинга 747». Затем он заявил, что у любого, кто сидит рядом с дырой, будет сила в полтонны, тянущая его в ее направлении.

Были задокументированы по крайней мере два подтвержденных случая, когда человека вылетели через пассажирское окно самолета. Первый произошел в 1973 году, когда обломки отказа двигателя попали в окно примерно на полпути в фюзеляже. Несмотря на попытки затащить пассажира обратно в самолет, он был полностью вытеснен через окно кабины. Останки скелета пассажира были в конечном итоге обнаружены строительной бригадой и опознаны два года спустя. Второй инцидент произошел 17 апреля 2018 года, когда женщину Southwest Airlines, рейс 1380, частично вышибло из пассажирского окна самолета, разбитого в результате аналогичной поломки двигателя. Хотя другим пассажирам удалось затащить ее обратно внутрь, позже она скончалась от полученных травм. В обоих инцидентах самолет благополучно приземлился, и погиб только человек, сидевший рядом с окном. Выдуманные рассказы об этом включают сцену из Голдфингера, когда Джеймс Бонд убивает одноименного злодея, выбив его из пассажирского окна.

Декомпрессионные травмы
Кандидаты в астронавты НАСА наблюдаются на предмет признаков поражения гипоксия во время тренировки в высотной камере .

Следующие физические травмы могут быть связаны с декомпрессионными инцидентами:

Implicat ионы для конструкции самолета

Современные самолеты специально разработаны с продольными и окружными ребрами жесткости, чтобы предотвратить локальные повреждения от разрыва всего фюзеляжа во время инцидента с декомпрессией. Тем не менее, декомпрессия оказалась фатальной для самолета в других отношениях. В 1974 году взрывная декомпрессия на борту рейса 981 Турецких авиалиний привела к обрушению пола, оборвав при этом жизненно важные кабели управления полетом. В следующем году FAA издало Директиву по летной годности, требующую от производителей широкофюзеляжных самолетов укреплять полы, чтобы они могли выдерживать эффекты декомпрессии в полете, вызванные открытием до 20 квадратных футов (1,9 м) в грузовом отсеке нижней палубы. Производители смогли выполнить Директиву, укрепив полы и / или установив вентиляционные отверстия под названием «панели dado » между пассажирской кабиной и грузовым отсеком.

Двери кабины спроектированы таким образом, чтобы сделать практически невозможным потерю давления при открытии двери кабины в полете, случайно или намеренно. Конструкция заглушки двери гарантирует, что, когда давление внутри кабины превышает давление снаружи, двери принудительно закрываются и не открываются до тех пор, пока давление не выровняется. Двери кабины, включая аварийные выходы, но не все грузовые двери, открываются внутрь или должны быть сначала втянуты внутрь, а затем повернуты, прежде чем их можно будет вытолкнуть через дверную коробку, потому что, по крайней мере, один размер двери больше дверной коробки. Герметизация не позволила открыть двери самолета Saudia Flight 163 на земле после того, как самолет совершил успешную аварийную посадку, в результате чего все 287 пассажиров и 14 членов экипажа погибли от огня и дыма.

До 1996 года примерно 6000 крупных коммерческих транспортных самолетов были сертифицированы по типу для полетов на высоту до 45000 футов (14000 м), без необходимости соблюдения особых условий, связанных с полетом на большой высоте. В 1996 году FAA приняло поправку 25–87, которая вводила дополнительные требования к давлению в кабине на большой высоте для новых типов самолетов. Чтобы воздушное судно сертифицировано для полетов на высоте более 25 000 футов (FL 250; 7600 м), оно «должно быть спроектировано таким образом, чтобы находящиеся в кабине люди не подвергались воздействию давления в кабине на высоте более 15 000 футов (4600 м) после любой вероятной состояние отказа в системе наддува ». В случае декомпрессии, которая возникает в результате «любого отказа, не являющегося чрезвычайно маловероятным», самолет должен быть спроектирован таким образом, чтобы находящиеся в кабине люди не подвергались воздействию высоты в кабине, превышающей 25 000 футов (7600 м), в течение более 2 минут. ни в какое время не превышая высоту 40 000 футов (12 000 м). На практике эта новая поправка к FAR налагает рабочий потолок 40 000 футов для большинства недавно разработанных коммерческих самолетов.

В 2004 году Airbus успешно подал прошение в FAA о позволить давлению в салоне A380 достичь 43 000 футов (13 000 м) в случае декомпрессии и превысить 40 000 футов (12 000 м) в течение одной минуты. Это специальное исключение позволяет А380 работать на большей высоте, чем другие недавно разработанные гражданские самолеты, которым еще не предоставлено подобное исключение.

Международные стандарты

Интеграл воздействия сброса давления (DEI) - это количественная модель, которая используется FAA для обеспечения соответствия директивам проектирования, связанным с декомпрессией. Модель основана на том факте, что давление, которому подвергается субъект, и продолжительность этого воздействия являются двумя наиболее важными переменными, влияющими на событие декомпрессии.

Другие национальные и международные стандарты для испытаний взрывной декомпрессии включают :

  • MIL-STD -810, 202
  • RTCA / DO-160
  • M710
  • API 17K и 17J
  • NACE TM0192 и TM0297
  • TOTALELFFINA SP TCS 142 Приложение H
Известные происшествия и инциденты с декомпрессией

Инциденты с декомпрессией не редкость на военных и гражданских самолетах, примерно 40–50 случаев быстрой декомпрессии происходят ежегодно во всем мире. Однако в большинстве случаев проблема управляема, травмы или структурные повреждения редки, и инцидент не считается заметным. Одним из недавних примечательных случаев стал случай рейса 1380 Southwest Airlines в 2018 году, когда в результате неконтролируемого отказа двигателя было разбито окно, в результате чего пассажир был частично выбит.

Инциденты с декомпрессией происходят не только в самолет; авария Byford Dolphin является примером сильной взрывной декомпрессии системы погружения с насыщением на нефтяной вышке. Событие декомпрессии - это результат сбоя, вызванного другой проблемой (например, взрывом или столкновением в воздухе), но декомпрессия может усугубить начальную проблему.

СобытиеДатаРезервуар высокого давленияТип событияЧисло погибших / количество на бортуТип декомпрессииПричина
BOAC Flight 781 1954de Havilland Comet 1 Несчастный случай35/35Взрывная декомпрессияУсталость металла
South African Airways Flight 201 1954de Havilland Comet 1 Несчастный случай21/21Взрывная декомпрессияУсталость металла
TWA Flight 2 1956Lockheed L-1049 Super Constellation Несчастный случай70/70Взрывная декомпрессияСтолкновение в воздухе
Flight Continental Airlines 11 1962Боинг 707-100 Террористический взрыв45/45Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в пассажирском салоне
Вольский парашют авария при прыжке 1962Гидравлический костюм Несчастный случай1/1Быстрая декомпрессияСтолкновение с гондолой при прыжке с аэростата
Strato Jump III 1966Пресса скафандрНесчастный случай1/1Быстрая декомпрессияОтказ скафандра
Программа Apollo скафандр несчастный случай при испытании1966 г.скафандр Apollo A7L (или, возможно, его прототип)Несчастный случай0/1Быстрая декомпрессияНеисправность соединения кислородной линии
Повторный вход в атмосферу «Союз-11» 1971космический корабль «Союз» Катастрофа3/3Быстрая декомпрессияКлапан выравнивания давления поврежден из-за неисправности пиротехнических разделительных зарядов
BEA Flight 706 1971Vickers Vanguard Несчастный случай63/63Взрывная декомпрессияРазрушение конструкции задней переборки давления из-за коррозии
JAT Flight 367 1972McDonnell Douglas DC-9-32 Террористические бомбардировки27/28Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузовом отсеке
Рейс 96 American Airlines 1972Douglas DC-10-10 Несчастный случай0/67Быстрая декомпрессияПоломка грузовой двери
Рейс 27 National Airlines 1973Дуглас DC-10-10 Несчастный случай1/128Взрывная декомпрессияНеконтролируемый отказ двигателя
Рейс 981 Turkish Airlines 1974Douglas DC-10-10 Несчастный случай346/346Взрывная декомпрессияВыход из строя грузовой двери
TWA Flight 841 1974Boeing 707 -331BТеррористический взрыв88/88Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузовом отсеке
1975 Tân Sơn Nhứt Катастрофа C-5 1975Lockheed C-5 Galaxy Несчастный случай155/330Взрывная декомпрессияНеправильное обслуживание задних дверей, поломка грузовой двери
рейс 476 British Airways 1976Hawker Siddeley Trident 3B Несчастный случай63 / 63Взрывная декомпрессияСтолкновение в воздухе
Рейс 902 Korean Air Lines 1978Boeing 707-320B Shootdown2 / 109Взрывная декомпрессияВыстрел владеть после захода в запрещенное воздушное пространство над Советским Союзом
Саудовская Аравия Рейс 162 1980Lockheed L-1011 TriStar Несчастный случай2/292Взрывная декомпрессияПрорыв шин
рейс 103 Дальневосточного воздушного транспорта 1981Боинг 737-222 Несчастный случай110/110Взрывная декомпрессияСильная коррозия и усталость металла
British Airways Flight 9 1982Boeing 747-200 Несчастный случай0/263Постепенная декомпрессияЗагорание двигателя из-за попадания вулканического пепла
Рейс 8 Reeve Aleutian Airways 1983Lockheed L-188 Electra Несчастный случай0/15Быстрая декомпрессияОтказ винта и столкновение с фюзеляжем
рейс 007 Korean Air Lines 1983Boeing 747-200B Сбивание269/269Быстрая декомпрессияПреднамеренно запущенная ракета класса «воздух-воздух» после того, как самолет попал в запрещенное воздушное пространство ов Советский Союз
Gulf Air Flight 771 1983Boeing 737-200 Террористические бомбардировки112/112Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузовом отсеке
Несчастный случай в Байфорд-дельфине 1983Водолазный колокол Несчастный случай5/6Взрывная декомпрессияЧеловеческая ошибка, нет отказоустойчивый в конструкции
Air India Flight 182 1985Boeing 747-200B Террористический взрыв329/329Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузовом отсеке
рейс 123 Japan Airlines 1985Boeing 747 SRНесчастный случай520/524Взрывная декомпрессияОтсроченное разрушение конструкции задней переборки давления после ненадлежащего ремонта
Катастрофа космического корабля "Челленджер" 1986космический челнок "Челленджер" Несчастный случай7/7Постепенная или быстрая декомпрессияНарушение твердотопливного ракетного ускорителя уплотнительного кольца, приводящее к повреждению в результате утечки перегретого газа и т. разрушение ракеты-носителя
рейс 125 Pan Am 1987Boeing 747-121 Инцидент0/245Быстрая декомпрессияНеисправность грузовой двери
LOT Polish Airlines, рейс 5055 1987Ильюшин Ил-62 MНесчастный случай183/183Быстрая декомпрессияБез содержания отказ двигателя
рейс 243 авиакомпании Aloha Airlines 1988Boeing 737-200 Несчастный случай1/95Взрывная декомпрессияУсталость металла
Iran Air Flight 655 1988Airbus A300B2-203 Shootdown290/290Взрывная декомпрессияПреднамеренно сработавший объект класса "земля-земля" воздушные ракеты с USS Vincennes
Pan Am Flight 103 1988Boeing 747-100 Террористические бомбардировки259/259Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузовом отсеке
Рейс 811 United Airlines 1989Боинг 747-122 Несчастный случай9/355Взрывная декомпрессияНеисправность грузовой двери
UTA Flight 772 1989Douglas DC-10-30 Террористический взрыв170/170Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в грузе удерживать
Avianca Flight 203 1989Boeing 727 -21Террористическая бомбардировка107/107Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы, зажигающий пары в пустом топливном баке
British Airways Flight 5390 1990BAC One-Eleven Инцидент0/87Быстрая декомпрессияОтказ лобового стекла кабины экипажа
рейс 2303 авиакомпании China Northwest Airlines 1994Туполев Ту-154 MНесчастный случай160/160Взрывная декомпрессияНеправильное техническое обслуживание
Delta Air Lines рейс 1571995Lockheed L-1011 TriStar Несчастный случай0/236Быстрая декомпрессияРазрушение конструкции переборки вследствие ненадлежащего осмотра планера
TWA Flight 800 1996Boeing 747-100 Несчастный случай230 / 230Взрывное разложение давлениеВзрыв пара в топливном баке
«Прогресс М-34» испытание стыковки 1997Спектр модуль космической станцииАвария0 / 3Быстрая декомпрессияСтолкновение на орбите
TAM Airlines Рейс 2831997Fokker 100 Бомбардировка1/60Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы
SilkAir Flight 185 1997Boeing 737-300 (оспаривается)104 / 104Взрывная декомпрессияКрутое погружение и разрыв в воздухе (причина крушения оспаривается)
Lionair Flight 602 1998Антонов Ан-24 RVОбстрел55/55Быстрая декомпрессияВероятный ПЗРК сбит
Катастрофа Learjet в Южной Дакоте в 1999 г. 1999Learjet 35 Несчастный случай6/6Постепенная или быстрая декомпрессия(Не определено)
Австралия «Призрачный полет» 2000Beechcraft Super King Air Несчастный случай8/8Постепенная декомпрессияВ убедительный; вероятная ошибка пилота или механическая неисправность
Инцидент на острове Хайнань 2001Lockheed EP-3 Несчастный случай0/24Быстрая декомпрессияСтолкновение в воздухе
TAM Flight 9755 2001Fokker 100 Несчастный случай1/82Быстрая декомпрессияНеконтролируемый отказ двигателя
China Airlines, рейс 611 2002Boeing 747-200B Несчастный случай225/225Взрывная декомпрессияУсталость металла
Космос Катастрофа шаттла Колумбия 2003Спейс шаттл Колумбия Авария7/7Взрывная декомпрессияПовреждение орбитального корабля система тепловой защиты при взлете, что приводит к разрушению при входе в атмосферу
рейс 3701 компании Pinnacle Airlines 2004Bombardier CRJ-200 Несчастный случай2/2Постепенная декомпрессияПерерыв двигателя из-за ошибки пилота
Helios Airways Flight 522 2005Boeing 737-300 Несчастный случай121/121Постепенная декомпрессия nСистема наддува установлена ​​на ручной режим для всего полета
Alaska Airlines Flight 5362005McDonnell Douglas MD-80 Инцидент0/142Быстрая декомпрессияНеспособность оператора сообщить о столкновении с тележкой для загрузки багажа у выхода на посадку
Adam Air Flight 574 2007Boeing 737-400 Несчастный случай102/102Взрывная декомпрессияРазрушение в воздухе
Рейс Qantas 30 2008Боинг 747-400 Инцидент0/365Быстрая декомпрессияРазрыв фюзеляжа кислородным баллоном взрыв
Рейс Southwest Airlines 2294 2009Boeing 737-300 Инцидент0/131Быстрая декомпрессияУсталость металла
Southwest Airlines, рейс 812 2011Boeing 737-300 Инцидент0/123Быстрая декомпрессияУсталость металла
Рейс 159 Daallo Airlines 2016Airbus A321 Террористический взрыв1/81Взрывная декомпрессияВзрыв бомбы в пассажирском салоне
рейс 1380 Southwest Airlines 2018Боинг 737-700 Несчастный случай1/148Быстрая декомпрессияНеконтролируемый отказ двигателя из-за усталости металла
Sichuan Airlines Flight 8633 2018Airbus A319-100 Несчастный случай0/128Взрывная декомпрессияОтказ лобового стекла кабины
См. Также
Примечания
  1. ^Заметными исключениями являются Airbus A380, Boeing 787 и Concorde
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 10:37:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте