Инцидент на острове Хайнань

редактировать
Авиационное происшествие 2001 года между самолетами США и Китая

Инцидент на острове Хайнань
EP-3 Остров Хайнань 2001.jpg . Поврежденный EP-3 на земля на острове Хайнань
Дата1 апреля 2001 г.
МестоположениеОстров Хайнань, Китайская Народная Республика. Южно-Китайское море
РезультатАмериканский экипаж задержан, позже освобожден.. Один китайский пилот J-8 МВД и объявлен мертвым.
Воюющие
США Китай
Сила
1 EP-3E разведка самолет2 J-8IM самолет
Потери и потери
1 EP-3E поврежден и захвачен. 24 экипажа захвачены и задержаны1 уничтожен J-8. 1 пилот пропал без вести, объявлен мертвым

Инцидент на острове Хайнань произошел 1 апреля 2001 г., когда ВМС США EP-3E ARIES II самолет разведки и флот Народно-освободительной армии (PLAN) J-8II перехватчик истребитель самолет столкнулся в середине air, в результате чего возник международный спор между Соединенными Штатами Америки (США) и Китайской Народной Республикой (КНР).

EP-3 действовал примерно в 70 милях (110 км) от островной провинции КНР Хайнань и примерно в 100 милях (160 км) от китайской военной базы в Парасельские острова, когда его перехватили два истребителя J-8. Столкновение EP-3 с одним из J-8 привело к гибели пилота КНР (который был объявлен мертвым после исчезновения), и EP-3 был вынужден совершить вынужденную посадку на Хайнане. 24 члена экипажа были задержаны и допрошены властями Китая до тех пор, пока правительство США не сделало заявление об инциденте. Точная формулировка этого документа была намеренно двусмысленной и позволила обеим странам сохранить лицо, одновременно разрядив потенциально нестабильную ситуацию между сильными в военном отношении государствами региона.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 В воздухе
    • 2.1 Причина столкновения
  • 3 На земле
  • 4 Письмо двух скорбей
  • 5 Последствия
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

Этот морской район включает острова Южно-Китайского моря, на которые претендует КНР и несколько других стран. Это один из самых стратегически уязвимых районов мира. Соединенные Штаты и Китайская Народная Республика расходятся во мнениях относительно законности пролета самолетов ВМС США над районом, где произошел инцидент. Эта часть Южно-Китайского моря входит в состав исключительной экономической зоны КНР на основании Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) и Китайцы утверждают, что Парасельские острова принадлежат Китаю. Это и другие подобные требования были постоянно оспаривается Вьетнамом и Филиппинами. Соединенные Штаты сохраняют нейтралитет в этих спорах, но регулярно патрулируют море с помощью военных кораблей и самолетов в рамках так называемых операций "свобода судоходства ". КНР интерпретирует конвенцию как позволяющую ей исключить военные операции других стран в этом районе, но Соединенные Штаты не признают притязания Китая на Парасельские острова и утверждают, что Конвенция предоставляет свободное плавание для самолетов и судов всех стран, включая военные. самолеты и корабли в исключительной экономической зоне страны. Соединенные Штаты не являются участником ЮНКЛОС; в статье в интернет-журнале The Diplomat говорилось, что на практике США приняли и соблюдают почти все положения договора.

EP-3E of VQ-1

A PRC Сухой Су-27 базируется на Хайнане. На острове также находится большой объект радиоэлектронной разведки, который отслеживает гражданскую и военную активность в этом районе и контролирует трафик с коммерческих спутников связи. Соединенные Штаты долгое время держали остров под наблюдением; 22 мая 1951 года, например, RAF Spitfire PR Mk 19s из аэропорта Кай Так выполнил фоторазведку. по приказу военно-морской разведки США.

В воздухе

1 апреля 2001 года EP-3 (BuNo 156511), приписанный к первой эскадрилье воздушной разведки флота (VQ-1, "Наблюдатели за миром"), взлетел под позывным PR32 с авиабазы ​​Кадена на Окинаве, Япония. Примерно в 9:15 по местному времени, ближе к концу шестичасовой миссии ELINT EP-3, он летел на высоте 22000 футов (6700 м) и скорости 180 узлов (210 миль в час) по курсу. 110 °, примерно в 70 милях (110 км) от острова. Подлетели два китайских J-8 с аэродрома Хайнань Линшуй. Один из J-8 (81192), пилотируемый лейтенантом Командир Ван Вэй сделал два близких паса на EP-3. На третьем проходе он столкнулся с более крупным самолетом. J-8 раскололся на две части; у ЭП-3 обтекатель полностью отделился, и его пропеллер № 1 (внешний левый) был серьезно поврежден. Данные о воздушной скорости и высоте были потеряны, в самолете разгерметизировалось давление, и антенна стала наматываться на хвостовое оперение. Хвостовой киль J-8 задел левый элерон EP-3, заставив его полностью подняться в вертикальное положение и заставив американский самолет покатиться влево со скоростью, в три-четыре раза превышающей обычную максимальную скорость.

Shenyang J -8 81192, самолет, столкнувшийся с EP-3E

В результате удара EP-3 совершил пикирование на 30 ° под углом крена 130 °, почти перевернутое. Он упал на 8000 футов (2400 м) за 30 секунд и упал еще на 6000 футов (1800 м) до того, как пилот лейтенант Шейн Осборн поднял крылья EP-3 и нос вверх. В сентябрьской статье 2003 года в Naval Aviation News Осборн сказал, что как только он восстановил контроль над самолетом, он «призвал экипаж подготовиться к спасению». Затем ему удалось управлять спуском самолета, задействовав аварийную мощность на работающих двигателях, что позволило ему спланировать аварийную посадку на Хайнане.

Файл: Shenyang J-8 81192 беспокоит американские самолеты. Webm Воспроизвести медиа Шэньян J-8 (81192) в очередной стычке с американской разведкой в январе 2001 года.

В течение следующих 26 минут экипаж EP-3 выполнял план действий в чрезвычайных ситуациях, который включал уничтожение чувствительных предметов на борту самолета, таких как электронное оборудование, связанное со сбором разведданных, документов и данных. Частью этого плана было разливание свежесваренного кофе в дисководы и материнские платы. Экипаж не был официально обучен тому, как уничтожать конфиденциальные документы и оборудование, и поэтому был импровизирован.

EP-3 совершил несанкционированную аварийную посадку на аэродроме Линшуй после как минимум 15 сигналов бедствия остался без ответа, и на транспондере был выбран аварийный код . Он приземлился со скоростью 170 узлов (200 миль / ч) без закрылков, без дифферента и с поврежденным левым рулем высоты, весом 108 000 фунтов (49 000 кг). После столкновения из-за поломки носового обтекателя был выведен из строя двигатель № 3 (внутренний правый), а гребной винт № 1 не мог быть скошен, что привело к увеличению сопротивления с этой стороны. Не было рабочего указателя скорости или высотомера, и Осборн использовал полный правый элерон во время посадки. Уцелевший китайский перехватчик приземлился там 10 минутами ранее.

лейтенант. Cdr. Было замечено, что Ван катапультировался после столкновения, но Пентагон сказал, что повреждение нижней части EP-3 могло означать, что кабина китайского истребителя была раздавлена, что сделало невозможным для пилота выжить. Тело Вана так и не нашли, и он был объявлен мертвым.

Причина столкновения

Район столкновения в Южно-Китайском море

Были оспорены как причина столкновения, так и вина. Правительство США заявило, что китайский самолет задел крыло более крупного, медленного и менее маневренного EP-3. После возвращения на территорию США пилоту EP-3 лейтенанту Шейну Осборну разрешили сделать краткое заявление, в котором он сказал, что EP-3 находился на автопилоте и находился в прямолинейном горизонтальном полете во время полета. столкновение. В интервью Frontline он заявил, что просто «охраняет автопилот». США опубликовали видеозаписи предыдущих миссий, из которых видно, что американские разведывательные группы ранее были перехвачены тем же самолетом.

На основании сообщения ведомого Ван Вэя, китайское правительство заявило, что Американские самолеты «под большим углом отклонились в сторону китайцев», при этом таранив J-8. Это утверждение невозможно проверить, поскольку правительство Китая не предоставило данные с бортовых самописцев ни одного из самолетов, оба из которых находятся в его распоряжении.

На земле

В течение 15 минут после приземления экипаж EP-3 продолжал уничтожать конфиденциальные предметы и данные на борту самолета в соответствии с протоколом. Они вышли из самолета после того, как солдаты посмотрели в окна, приставили ружья и кричали в мегафон. Китайцы предложили им воду и сигареты. Под строгой охраной их доставили в военные казармы в Линшоу, где их допрашивали в течение двух ночей, а затем перевели в квартиру в Хайкоу, столице провинции и крупнейшем городе на острове.. В целом с ними обращались хорошо, но допрашивали в любое время суток, поэтому они страдали от недосыпания. Они сочли китайскую еду неприятной, поскольку в нее входили рыбьи головы, но позже ситуация улучшилась. Охранники дали им колоды карт и газету на английском языке. Чтобы скоротать время и поднять настроение, Lts. Хонек и Виньери создали юмористические сюжеты на основе телешоу Народный суд, Субботний вечер в прямом эфире и Охотник на крокодилов. Они исполнялись во время трапезы, единственный раз, когда они были вместе. Постепенно у них установились хорошие отношения со своей охраной, и один охранник спросил у них текст песни «Hotel California » Eagles.

Трое американских дипломатов были отправлены на Хайнань для встречи с командой. и оценить их условия, и договориться об их освобождении. Впервые им разрешили встретиться с экипажем через три дня после столкновения. Официальные лица США жаловались на медленное принятие решения Китая.

24 члена экипажа (21 мужчина и 3 женщины) были задержаны в общей сложности 10 дней, вскоре после того, как США выпустили «письмо двух извинений» для китайский. Китайские военные поднялись на борт EP-3, тщательно разобрали и осмотрели оборудование самолета. Экипажу удалось лишь частично уничтожить секретные материалы, и некоторые из материалов, которые им не удалось уничтожить, включали криптографические ключи, руководства по радиоэлектронной разведке и имена национальных Охранное агентство сотрудников. Некоторые из захваченных компьютеров содержали подробную информацию для обработки сообщений PROFORMA из Северной Кореи, России, Вьетнама, Китая и других стран. Самолет также нес информацию о параметрах излучателя для радарных систем союзников США по всему миру. Тот факт, что Соединенные Штаты могут отслеживать PLAN подводные лодки с помощью передачи сигналов, также был раскрыт Китаю.

Письмо двух извинений
Wikisource содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Письмо двух скорбей

«Письмо двух скорбей» было письмом, доставленным послом Соединенных Штатов Джозефом Прюэром министру иностранных дел Тан Цзясюань из Китайской Народной Республики, чтобы разрядить обстановку. Доставка письма привела к освобождению экипажа США из-под стражи Китая, а также к возможному возвращению разобранного самолета.

В письме говорилось, что Соединенные Штаты «очень сожалеют» о смерти Китайский пилот Ван Вэй () «очень сожалел» о том, что самолет вошел в воздушное пространство Китая и что на его посадку не было «устного разрешения».

Соединенные Штаты заявили, что это «не письмо от Извинение », как охарактеризовали его в то время некоторые государственные китайские СМИ, но« выражение сожаления и печали ». Первоначально Китай попросил извинений, но США объяснили: «Мы не сделали ничего плохого, поэтому извиниться было невозможно».

Были дальнейшие дебаты по поводу точного значения выпущенного китайского перевода. Посольством США. Один высокопоставленный чиновник администрации сказал: «То, что китайцы предпочтут охарактеризовать как извинение, мы, вероятно, захотим охарактеризовать как выражение сожаления или печали».

Последствия

Экипаж EP-3 был выпущен 11 апреля 2001 г. и вернулся на свою базу на острове Уидби через Гонолулу, Гавайи, где они были подвергнуты двухдневным интенсивным опросам, после чего радушием героев. Пилот, лейтенант Шейн Осборн, был награжден Крестом за выдающиеся заслуги за «героизм и выдающиеся достижения» в полете. Пилот J-8, лейтенант Cdr. Ван Вэй был посмертно удостоен чести в Китае как «Хранитель территориального воздушного пространства и вод». Его вдова получила личное письмо с соболезнованиями от президента Джорджа Буша.

Экипаж EP-3 прибыл на авиабазу Хикам на Гавайях. (На снимке приветствует ВВС США старший летчик Кертис Таун.)

США. Инженеры ВМФ заявили, что EP-3 можно отремонтировать за 8–12 месяцев, но Китай отказался разрешить его полет с острова Хайнань. Разобранный самолет был выпущен 3 июля 2001 года и возвращен в США российской авиакомпанией Полет на двух Ан-124 Русланах. Ремонт проводился на заводе Lockheed Martin в Мариетте, штат Джорджия, для повторной сборки и восстановления пригодности к полетам. Затем самолет был доставлен в L3 в Уэйко, штат Техас, для миссии, поскольку в то время они были основным поставщиком обслуживания и модернизации EP-3. Самолет вернулся в строй до 2013 года.

Помимо оплаты демонтажа и доставки EP-3, Соединенные Штаты оплатили 11 дней еды и проживания, предоставленные китайским правительством самолетам. экипаж, на сумму 34 567,89 долларов США. Китайцы потребовали от США компенсации в один миллион долларов за потерянный J-8 и их пилот, но это предложение было отклонено, и дальнейшие переговоры не велись.

Инцидент произошел через десять недель после инаугурации Джорджа Буша на посту президента и стал его первым кризисом во внешней политике. Обе стороны подверглись критике после этого события; китайцев за блеф, который был назван без каких-либо реальных уступок с американской стороны, кроме "Письма двух сожалений", а США сначала за бесчувствие сразу после события, а затем за то, что они выпустили письмо вместо того, чтобы принять более жесткие меры. line.

После столкновения контроль Китая за разведывательными полетами на какое-то время стал менее агрессивным. По состоянию на 2011 год полеты американских самолетов наблюдения возле побережья Китая продолжались, как и до инцидента.

Эпизод JAG «Собачий грабитель», который транслировался в конце 2001 года, был в общих чертах основан на этом событии.

Хайнань в настоящее время является домом для ПЛАН Хайнаньской подводной базы, подземного объекта, способного поддерживать ядерные подводные лодки с баллистическими ракетами. В марте 2009 года USNS Impeccable, корабль наблюдения за океаном ВМС США, несколько раз приближался китайскими кораблями и самолетами во время полета в 75 милях (121 км) к югу от Хайнаня. ; В действиях Пентагона чиновники охарактеризовали как «агрессивные» и «притесняющие». В августе 2014 г. США выразили протест, когда китайский Shenyang J-11BH приблизился к патрулирующему самолету Boeing P-8 Poseidon на расстояние 10 метров (30 футов) и выполнил фигуры высшего пилотажа, включая бочку. рулон. В мае 2016 года США выразили протест, когда два китайских самолета Shenyang J-11BH, как сообщается, приблизились на 15 метров (50 футов) к американскому EP-3 во время «обычного» патрулирования примерно в 50 милях (80 км) к востоку. острова Хайнань; В ответ Китай потребовал прекратить наблюдение США возле Китая.

См. Также
  • flag Китайский портал
Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Инцидент на острове Хайнань.
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:44:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте