J-8 / F-8 | |
---|---|
![]() | |
Оригинальный дизайн фюзеляжа J-8 на Пекинский военный музей | |
Роль | Перехватчик |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация |
Конструкторская группа | Шэньянский институт дизайна самолетов |
Первый полет | J-8: 5 июля 1969 г.. J-8II: 12 июня 1984 г. |
Введение | 1980 |
Статус | Ограничено обслуживание |
Основные пользователи | ВВС НОАК. ВВС НОАК |
Произведено | 1979–2010 гг. |
Количество построенных | 380 |
The Shenyang J-8 (китайский : 歼 -8; отчетное название НАТО : Finback ) высокоскоростной, высотный одноместный перехватчик китайского производства.
Усилия по разработке -погода перехватчик был полностью начат в 1964 году, и это произвело первый разработанный и построенный в Китае реактивный истребитель для борьбы с новыми высотными угрозами, такими как бомбардировщик B-58 Hustler, F-105 Thunderchief истребитель-бомбардировщик и самолет-разведчик Lockheed U-2. В 1964 году ВВС Народно-освободительной армии запросили у Шэньянской авиастроительной корпорации и института 601 самолет для разработки истребителя / перехватчика для борьбы с бомбардировщиками и самолетами-шпионами. недавно представленный Chengdu J-7 (реконструированный МиГ-21 ) был неспособен на это.
Первый полет прототипа состоялся в 1969 году. Несмотря на происхождение J-8 в середине 1960-х годов, из-за политических потрясений, вызванных Великой пролетарской культурной революцией, J-8 был не производился до 1979 года и поступил на вооружение в 1980 году. Его базовая конфигурация напоминает увеличенную версию J-7 с треугольным крылом, использует два турбореактивных двигателя Liyang (LMC) Wopen-7A и имеет максимальную скорость Маха 2.2. Двухмоторный J-8 конкурировал с одинарным турбовентиляторным двигателем Chengdu Aircraft Industry Group, проектом «Утка-дельта» J-9 и в конечном итоге стал победителем во многом благодаря существующим наличие силовой установки на базе МиГ-21 и проверенной компоновки, тогда как проект J-9 был отменен в 1980 году из-за сложности создания достаточно мощного двигателя.
Для размещения большой радиолокационной станции в конструкции требовалось сплошная носовая часть и боковые воздухозаборники с изменяемой геометрией. Однако незнание этого типа воздухозаборника означало, что J-8 пришлось довольствоваться носовым воздухозаборником типа МиГ-21. Сплошная носовая часть J-8 была наконец реализована в J-8II (Finback-B), который был основан на компоновке J-8I (такое же улучшение, как у J-6 до Q-5.). Радиолокатор, выбранный для J-8, представлял собой моноимпульсный радар управления огнем Тип 204, примитивный радар для определения дальности при дневном свете в пределах видимости. Характеристики радара не соответствовали требованиям PLAAF, так как исследования более мощного радара управления огнем и источника питания оказались трудными и требовали много времени. Самолет изначально был вооружен пушками и семью узлами подвески для ракет, бомб, ракет или топливных баков. Первоначальная компоновка вооружения J-8 состояла из двух 30-мм пушек Тип 30-1 после первоначальных проблем с 30-мм четырехствольной пушкой Гатлинга Тип 30-II. Планировалось, что J-8 будет вооружен экспериментальной ракетой средней дальности PL-4, но технические проблемы и политические потрясения помешали какой-либо углубленной разработке, и проект был отменен в 1985 году из-за неудовлетворительных характеристик. Поэтому вместо нее использовалась ракета малой дальности с инфракрасным самонаведением (SRAAM) ПЛ-2. Неуправляемые бомбы и ракеты также могут нести на J-8. С развитием легкого ядерного оружия J-8II может нести ракеты с ядерными боеголовками.
Несмотря на то, что он поступил на вооружение относительно недавно, он был сопоставим со многими более старыми советскими истребителями, но с ограниченной маневренностью. Первоначальная боевая авионика вскоре была заменена всепогодной на самолетах, обозначенных J-8I (Finback-A). J-8I (позже переименованный в J-8A ) получил новый оружейный прицел, бортовой компьютер, новую конструкцию кабины, а также переработанную систему эвакуации и подачи кислорода. Также было изменено вооружение орудия с двух 30-мм пушек на одинарное 23-мм двухствольное орудие, а также был оборудован зенитный ракетный комплекс малой дальности ПЛ-5. Более поздний J-8E отличался улучшенными системами радиоэлектронной борьбы. Неудовлетворительные характеристики J-8I привели к очень короткому производственному циклу в 20–50 самолетов, а производство J-8I постепенно начало прекращаться уже в 1990-х годах. Тактический разведывательный вариант J-8, известный как JZ-8, был разработан в середине 1980-х годов, чтобы воспользоваться преимуществами нескольких хороших качеств J-8, в первую очередь его способностью достигать больших скоростей и высот. заменить Shenyang JZ-6 в роли тактического разведчика. Используя подфюзеляжную разведывательную капсулу с длиннофокусной оптической камерой KA-112A, JZ-8 обычно работает на высотах от ~ 9 500 до 15 000 м во время разведывательных миссий. К 1982 году началась работа по замене невзрачного типа J-8I на новую конструкцию, известную как J-8II . Новые требования 1982 года от НОАК требовали возможности ведения боя вне зоны видимости (BVR) с использованием ракет средней дальности (MRAAM) и дополнительных возможностей наземной атаки. Что касается летно-технических характеристик, ожидалось, что самолет будет иметь лучшие аэродинамические характеристики на средних и малых высотах и на околозвуковых скоростях.
Серия J-8II сильно отличается от оригинального J-8, с новой передней частью фюзеляжа, впускными аппарелями с разделительными пластинами и более напоминающей конструкцией носа самолетов F-4 Phantom II или Су-15 для размещения новой, более мощной РЛС. J-8II оснащен двумя двигателями Wopen-13A (WP-13A). Команду проектирования и разработки возглавил Гу Сонгфен, который также является ключевым членом команды разработчиков J-8I.
Предполагалось оснастить серийный J-8B с американским радаром AN / APG-66 (V) (будет называться J-8C ), но это оказалось политически невозможным после протестов на площади Тяньаньмэнь 1989, поэтому первоначально использовалась моноимпульсная РЛС типа 208A . Хотя Тип 208А был усовершенствованием по сравнению с исходной РЛС J-8I, Тип 208А не имел ни истинных возможностей за пределами видимого диапазона (дальность обнаружения Тип 208 составлял 40 км), ни возможностей обзора / стрельбы наземными атаками. тем самым не соответствуя первоначальным требованиям PLAAF и изменению конструкции планера. J-8B был первой серийной партией новой серии J-8II. Помимо нового радара, нового двигателя и измененной конструкции носа, кабины и воздухозаборника, J-8B также получил новый проекционный дисплей, интегрированную инерциальную навигационную систему / Глобальная спутниковая система определения местоположения и технология TACAN. Более поздние J-8B были оснащены более надежными KLJ-1 импульсным доплеровским радаром радаром управления огнем и радарным приемником предупреждения, теоретически давая более поздней партии BVR возможности. J-8B - второй китайский самолет, оснащенный каналом передачи данных, первым из которых является Chengdu J-7 III, а канал передачи данных обозначен как Type 483 (разработан на основе канала передачи данных Type 481, используемого для J-7III), что позволяет наземным центрам перехвата передавать указания напрямую автопилотам J-8B, чтобы они летели "без рук" на перехват.
По крайней мере 30 J-8B были переоборудованы ВМС НОАК в стандарт J-8D с воздушным дозаправочным зондом для использования с Xian H-6 DU танкеры в дополнение к недавно построенным J-8D. Наиболее существенное различие между J-8B и J-8D заключается в использовании нового планера Type-02, который был тяжелее J-8B и отличался крылом разной длины. Более тяжелый планер «Тип 02» способен нести большую полезную нагрузку и выдерживать более высокие перегрузки. У нового планера также более жесткий обтекатель. Несколько незначительных отличий между более поздними сериями J-8B и J-8D - это немного улучшенная авионика J-8D. Импульсный доплеровский радар KLJ-1 использовался на протяжении всего производственного цикла J-8D. И J-8B, и J-8D пострадали из-за трудностей Китая с разработкой MRAAM. Хотя тип 208А теоретически мог использовать полуактивные ракеты с радиолокационным самонаведением, а KLJ-1, безусловно, был способен; такой ракеты, полуактивной или активной, в то время не было. Оба варианта были первоначально вооружены только SRAAM, такими как PL-2 и PL-5, и более совершенным PL-8 SRAAM с инфракрасным самонаведением.
Первой попыткой исправить эти технологические недостатки, все еще присутствующие после переделки J-8 в J-8II, был J-8C . Проект начался вскоре после того, как не удалось получить американское сотрудничество для J-8B, поэтому вместо этого Шэньян обратился к Израилю и России. J-8C считался «радикальной» модернизацией оригинального J-8II с новой РЛС на базе израильской многорежимной импульсной доплеровской РЛС Elta EL / M 2035, цифровой системой управления огнем, новой «стеклянной» кабиной, Зонд дозаправки в воздухе, оснащенный новым двигателем WP-14 Kunlun. Утверждалось, что эти обновления «вывели истребитель в один ряд с современными российскими и западными истребителями, такими как Микоян МиГ-29 и Dassault Mirage 2000 ». Проект был отменен в конце 1990-х годов после того, как были построены два прототипа в пользу дальнейшего развития истребителя Shenyang J-11 (на базе Су-27 ). J-8IIM, первый взлетевший в 1996 году, является еще более улучшенной версией. Одним из основных улучшений по сравнению с J-8II является мощный когерентный импульсно-доплеровский радар российского производства, 100 из которых были поставлены в 1990-х годах. Кроме того, на J-8IIM были установлены новые многофункциональные дисплеи, интегрированная система навигации INS / GPS, новые системы управления огнем, новые генераторы переменного тока и новый комплект электронных средств противодействия. J-8IIM обладал настоящими возможностями BVR с использованием полуактивной ракеты средней дальности с инфракрасной ГСН Р-27 (ракета воздух-воздух). Также были приняты на вооружение новые турбореактивные двигатели WP-13B. На J-8IIM не поступало новых заказов из Китая или на экспортных рынках, где он предлагается как F-8IIM . Он широко продавался в Иране, но в конечном итоге никуда не экспортировался. Однако опыт и технологические достижения, полученные в проектах J-8C и F-8IIM, были позже применены Shenyang Aircraft Company к более поздним вариантам J-8H / F.
В то же время Шанхайская академия космических технологий сертифицировала PL-11 в 2001 году после успешных испытаний пяти ракет с J-8II.
Конфигурация J-8H включает более мощные турбореактивные двигатели WP-13B, улучшенную авионику и улучшенную РЛС управления огнем типа 1471 с импульсным доплером с возможность обзора / сбивания и ряд новых режимов работы. С обновлением радара появилась возможность вести огонь из PL-11 и PL-12 / SD-10 MRAAM, в которых используется ГСН с активным радаром самонаведения (ARH). J-8H также оснащен зондом IFR, INS / GPS, HOTAS и интегрированным блоком ECM с двойными ограждениями на каждой стороне крыльев, что значительно повысило управляемость. Используется более тяжелый планер J-8D, но с измененными ограждениями крыла. Производство J-8H и J-8D, которые он заменил, в настоящее время прекращено в пользу модернизации более ранних самолетов J-8D до стандартов J-8H. Неизвестно, будет ли более старый J-8B модернизирован до стандартов J-8H, учитывая разницу в планере. J-8F - самый современный и функциональный вариант J-8, который в настоящее время находится на вооружении, и находится в производстве с 2003 года. J-8H / F унаследовал многие улучшения более ранних J-8C и F-8IIM, а в некоторых случаях и усовершенствованный. J-8F оснащен стеклянной кабиной, более мощным турбореактивным двигателем WP-13BII и усовершенствованным радаром типа 1492 для расширенных возможностей полета в воздух с активным радаром самонаведения PL-12. ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности, полные возможности класса "воздух-земля" и "воздух-море" с использованием противорадиолокационной ракеты AS-17 'Krypton' и различных высокоточных управляемых лазеров китайской разработки и бомб со спутниковым наведением, что сделало его первым истинным многоцелевым боевым самолетом в серии J-8. J-8F также обладает всеми модернизациями авионики и электроники, которые получил J-8H. Ранние J-8B / D можно отличить от более поздних J-8H / F по их темно-зеленым обтекателям, по сравнению с черными обтекателями последних. В ближайшие годы планируется начать внедрение более мощного турбореактивного двигателя WP-14 Kunlun для серии J-8. J-8F также служит в Военно-морских ВВС Народно-освободительной армии. Примечательным вариантом J-8F является JZ-8F, который был введен в состав НОАК для ведения тактической разведки. О JZ-8F было опубликовано мало информации, за исключением использования внутреннего отсека для камеры, который заменяет спаренную 23-мм пушку, а не отсека для камеры, который использовался в более старом JZ-8.
В 1988 году один планер J-8II был переоборудован в J-8ACT и экспериментальный стенд для испытаний по проводам для J-10 программа. J-8ACT имел более короткий фюзеляж и пару уток, прикрепленных к бокам каждого воздухозаборника, и заменил старые технологические демонстраторы FBW на основе более старых Shenyang J-6 и J -8I планеры. На сегодняшний день о планах по созданию двухместного J-8 не сообщалось.
В настоящее время в составе ВВС Народно-освободительной армии и Военно-морских ВВС Народно-освободительной армии находится более 300 самолетов J-8 всех типов. Ожидается, что в ближайшие годы на смену J-8 придут современные варианты Chengdu J-10 и J-11.
1 апреля 2001 г. китайский истребитель J-8D столкнулся с американским разведывательным самолетом EP-3, пролетавшим вблизи Китайское воздушное пространство примерно в 70 милях (110 км) к югу от Китая. Экипаж EP-3 был вынужден совершить аварийную посадку на китайском острове Хайнань ; По словам китайских официальных лиц, пилот J-8D Ван Вэй катапультировался, но его так и не нашли и он считается мертвым. Американские разведывательные экипажи и раньше неоднократно перехватывались, в некоторых случаях перехватчики летели всего в десяти метрах от американских самолетов-разведчиков. В конце концов, 11 апреля экипажу из 24 американцев разрешили вернуться домой. Американский самолет не возвращали еще 3 месяца.
На начало 2011 г. в эксплуатации находится около 300 китайских J-8.
Данные китайских самолетов: авиационная промышленность Китая с 1951 года
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение ..
Связанные разработка
Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи
Списки по теме
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шэньяном. J-8. |