Су-27 | |
---|---|
![]() | |
Су-27СКМ на авиасалоне МАКС-2005 | |
Роль | Многоцелевой истребитель, истребитель завоевания превосходства в воздухе |
национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 20 мая 1977 г. |
Вступление | 22 июня 1985 г. |
Положение дел | В сервисе |
Основные пользователи | ВВС России Народно-освободительная армия ВВС ВВС и ПВО Узбекистана Другие см. В разделе « Операторы ». |
Произведено | 1982 – настоящее время |
Количество построенных | 680 |
Варианты | Сухой Су-30 Сухой Су-33 Сухой Су-34 Сухой Су-35 Сухой Су-37 Шэньян J-11 |
Су-27 ( русский : Сухой Су-27, по классификации НАТО : Flanker) является советским -origin двухмоторного supermaneuverable истребителя разработан Сухим. Он был задуман как прямой конкурент для крупных истребителей четвертого поколения Соединенных Штатов, таких как Grumman F-14 Tomcat и F-15 Eagle, с дальностью 3530 километров (1910 морских миль), тяжелыми авиационными боеприпасами, сложной авионикой и высокой маневренностью. Су-27 был разработан для достижения превосходства в воздухе, и последующие варианты способны выполнять практически все боевые действия в воздухе. Он был разработан на базе МиГ-29 Микояна.
Су-27 поступил на вооружение советских ВВС в 1985 году. Основная роль заключалась в противовоздушной обороне дальнего действия от американских бомбардировщиков SAC B-1B и B-52G / H, защите советского побережья от авианосцев и сопровождении истребителей дальнего действия. Советские тяжелые бомбардировщики типа Ту-95 «Медведь», Ту-22М «Обратный огонь» и Ту-160 «Блэкджек».
Есть несколько связанных разработок конструкции Су-27. Су-30 является двухместным, двойной истребитель для всепогодного, воздух-воздух и воздух-поверхность глубоких миссий по перехвату. Су-33 «Flanker-D», военно - морской флот обороны перехватчик для использования на авианосцах. Дальнейшие модификации включают в себя двухместные штурмовики / истребители-бомбардировщики Су-34 «Fullback» и Су-35 «Фланкер-Э» с улучшенным превосходством в воздухе и многоцелевой истребитель. Shenyang J-11 является китайской лицензией встроенной версии Су-27.
В 1969 году Советский Союз узнал о программе ВВС США "FX", результатом которой стал истребитель F-15 Eagle. Советское руководство вскоре осознало, что новый американский истребитель будет представлять серьезное технологическое преимущество перед существующими советскими истребителями. Нужен был более сбалансированный истребитель с хорошей маневренностью и сложными системами. В ответ Советский Генштаб издал требование о Перспективном фронтовом истребителе ( ПФИ, буквально «Перспективный фронтовой истребитель», примерно «Продвинутый фронтовой истребитель»). Технические характеристики были чрезвычайно амбициозными, требовали больших дальностей, хороших характеристик на коротких дистанциях (включая возможность использовать строгие взлетно-посадочные полосы), отличной маневренности, скорости 2+ Маха и тяжелого вооружения. Аэродинамическое проектирование нового самолета в значительной степени выполнялось ЦАГИ совместно с ОКБ Сухого.
Когда спецификация оказалась слишком сложной и дорогостоящей для одного воздушного судна в количестве, необходимой, спецификация PFI была разделена на две части: LPFI ( Lyogkyi PFI, легкие PFI) и TPFI ( Tyazholyi PFI, Heavy PFI). Результатом программы LPFI стал Микоян МиГ-29, относительно ближний тактический истребитель, в то время как программа TPFI была передана ОКБ Сухого, которое в конечном итоге произвело Су-27 и его различные модификации.
Конструкция Сухого, которая постепенно изменялась, чтобы отразить осведомленность Советского Союза о спецификациях F-15, превратилась в Т-10 (10-я модель Сухого), который впервые поднялся в воздух 20 мая 1977 года. Самолет имел большое подрезанное крыло с двумя раздельные гондольные двигатели и сдвоенное хвостовое оперение. «Туннель» между двумя двигателями, как на F-14 Tomcat, действует как дополнительная подъемная поверхность и скрывает вооружение от радаров.
Т-10 был замечен западными наблюдателями и получил отчетное название НАТО «Фланкер-А». Разработка Т-10 была отмечена значительными проблемами, которые привели к фатальной аварии второго прототипа Т-10-2 7 июля 1978 года из-за недостатков в системе управления FBW. За этим последовали обширные изменения конструкции (от Т-10-3 до Т-10-15), и обновленная версия Т-10-7, теперь обозначенная как Т-10С, совершила свой первый полет 20 апреля 1981 года. Он также разбился из-за управления. проблем и был заменен Т-10-12, который стал Т-10С-2. Этот также разбился 23 декабря 1981 года во время высокоскоростных испытаний, в результате чего погиб пилот. Со временем демонстратор Т-10-15, Т-10С-3, превратился в окончательную конфигурацию Су-27.
В T-10S-3 был изменен и официально обозначен P-42, установив ряд мировых рекордов по времени к высоте, избивая, установленным в 1975 году аналогичным образом модифицированным F-15 под названием «The Eagle» подряд. Р-42 «подряд Фланкер» был лишен всех вооружений, радиолокации и эксплуатационного оборудования. Также были сняты законцовки киля, хвостовая балка и пусковые планки законцовок крыла. Композитный обтекатель был заменен на более легкий металлический вариант. Самолет был очищен от краски, отполирован, а все зазоры и стыки, вызывающие сопротивление, были заделаны. Двигатели были модифицированы для увеличения тяги на 1000 кг (2200 фунтов), в результате чего отношение тяги к массе составило почти 2: 1 (для сравнения со стандартным примером см. Технические характеристики ).
Серийные Су-27 (иногда Су-27С, обозначение НАТО «Фланкер-Б») начали поступать на вооружение ВВС в 1985 году, хотя из-за производственных трудностей он не появлялся в силе до 1990 года. Су-27 служил как с V- ПВО и фронтальная авиация. Оперативное преобразование единиц к типу происходит с помощью Су-27УБ (русский язык для « U chebno B oevoy» - «Боевой тренер», обозначение НАТО «Flanker-C») тренера твин-местный, с пилотами, сидящих в тандеме.
Когда проектировался военно-морской учебно-тренировочный самолет Flanker, советские ВВС оценивали замену ударному самолету Су-24 «Фехтовальщик», и тогда советским проектировщикам стало очевидно, что замена Су-24 должна быть способной. выживших боев с новыми американскими F-15 и F-16. ОКБ Сухого сконцентрировалось на доработке стандартного тандемного учебно -тренировочного самолета Су-27УБ. Тем не менее, советские ВВС предпочли вариант размещения экипажа (сидение бок о бок), который использовался в Су-24, поскольку он лучше работал при высоких нагрузках и потенциально длительных ударных задачах. Таким образом, концептуальный военно - морской учебно- боевой самолет был использован в качестве основы для разработки Су-27ИБ (от русского « I strebityel B ombardirovshchik» - «Истребитель-бомбардировщик») в качестве замены Су-24 в 1983 году. Первый Серийный планер был запущен в эксплуатацию в начале 1994 года и переименован в Су-34 (по классификации НАТО "Fullback").
Разработка версии для ВМФ СССР под названием Су-27К (русский для « K orabyelny» - «СУДОВОМУ», обозначение НАТО Flanker-D ') началась вскоре после развития основного наземного типа. Некоторые из демонстраторов T10 были модифицированы для проверки возможностей морских вариантов для авианосных операций. Эти модифицированные демонстранты привели к определенным прототипам для советского военно - морского флота, обозначенный « T10K » ( K orabyelny). У T10K были утки, задерживающий гак и авионика для посадки на авианосец, а также выдвижной зонд для дозаправки в воздухе. У них не было шасси, необходимого для посадки авианосца или складывания крыльев. Первый Т10К поднялся в воздух в августе 1987 года под управлением известного советского летчика-испытателя Виктора Пугачева (который впервые продемонстрировал маневр кобры на Су-27 в 1989 году), выполнив тестовые взлеты с наземной платформы для прыжков с трамплина на Черном море. Морской берег в Саках в украинской ССР. Самолет погиб в результате авиакатастрофы в 1988 году.
В то время, когда разрабатывался военно-морской Flanker, Советы строили свое первое поколение авианосцев, не имели опыта работы с паровыми катапультами и не хотели откладывать внедрение авианосцев. Таким образом, было решено использовать метод взлета, который не требовал катапульты, создавая полную тягу против дефлектора, пока самолет не срезал ограничители, удерживающие его на палубе. Затем истребитель взлетал по палубе на лыжный трамплин и взлетал в воздух.
Производство Су-2кИ признаков необходимого усиленного шасси с двумя колесами носового шасси сборки, складывающимся цими и крылами, внешние элеронами, что расширенными далее с внутренними двойными щелевыми закрылками и расширены передовыми планки для низкоскоростного носителя подходов, модифицированного LERX ( L eading E dge R oot e X натяжение) с утками, измененным углом катапультируемого сиденья, модернизированным FBW, модернизированной гидравликой, фиксирующим крюком и выдвижным бортовым дозаправочным зондом с парой разворачиваемых прожекторов в носовой части для освещения танкера на ночь. Су-27К начал испытания несущей в ноябре 1989 года, опять же с Пугачевым в контроле, на борту первого советского авианосца, который называется Тбилиси в то время и формальных операций перевозчика началась в сентябре 1991 года.
Развитие военно - морского тренер, называется Су-27КУБ (русской для « K orabyelny U chebno- B oyevoy» - «Корабельная Тренер-Combat»), началась в 1989 году Цель состояла в том, чтобы произвести фюзеляж с двойной ролью для ВМФ и ВВС подходит для ряда других задач, таких как разведка, дозаправка в воздухе, морские удары и постановка помех. Затем эта концепция была преобразована в Су-27ИБ ( Су-34 «Защитник» ) для советских ВВС. Военно-морской учебно-тренировочный самолет имел измененную носовую часть фюзеляжа, чтобы разместить сидячие места в кабине бок о бок с доступом для экипажа по лестнице в шасси носового колеса, а также увеличенными передними носами, стабилизаторами, стабилизаторами и рулями направления. Крылья имели дополнительные точки подвески для боеприпасов, а складываемое положение также было сдвинуто дальше за борт. Входные патрубки были фиксированными и не имели оборудования для подавления FOD. Центральная часть фюзеляжа была усилена, чтобы вместить максимальную полную массу 45 тонн (99 000 фунтов), а внутренний объем был увеличен на 30%. Этот первый прототип, Т-10В-1, совершил полет в апреле 1990 года, проводя испытания по дозаправке в воздухе и имитируя заход на посадку с авианосца на Тбилиси. Второй прототип, Т-10В-2, был построен в 1993 году и имел увеличенные внутренние топливные баки, увеличенный хребет, удлиненное хвостовое оперение и сдвоенную двухколесную главную ходовую часть.
В 1991 г. производственные мощности Комсомольского-на-Амуре и Иркутского авиазавода разработали экспортные варианты Су-27: одноместный истребитель Су-27СК и двухместный учебно-тренировочный Су-27УБК (буква К в обоих вариантах - российская для « K ommercheskiy» - буквально «коммерческий»), которые были экспортированы в Китай, Вьетнам, Эфиопия и Индонезии.
После распада СССР в 1991 году Россия, государство-преемник, приступила к разработке перспективных вариантов Су-27, включая Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и Су-37.
С 1998 года экспортный Су-27СК производился в Китае под названием Shenyang J-11 по лицензии. Первый самолет лицензионного производства, собранный в Шэньяне из комплектов, поставляемых Россией, прошел летные испытания 16 декабря 1998 года. Эти лицензионные версии, которых насчитывалось 100, получили обозначение J-11A. В следующей модели, J-11B, широко использовались системы китайской разработки в планере Су-27СК.
Начиная с 2004 года, российские ВВС начали масштабное обновление парка исходных советских Су-27 («Фланкер-Б»). Обновленные варианты были назначены Су-27СМ (русский язык для " S eriyniy M odernizovanniy" - буквально " S Перс M odernized"). Это включало модернизацию возможностей воздух-воздух с помощью ракеты Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения. Модернизированные истребители Су-27СМ относятся к поколению 4+. Ударная способность была увеличена за счет добавления умных бомб Х-29Т / ТЭ / Л и Х-31П / Х-31А АСМ и КАБ-500КР / КАБ-1500КР. Также была модернизирована авионика. В настоящее время в ВВС России поступают самолеты, модернизированные до стандарта SM3. Эффективность поражения воздушных и наземных целей увеличена в 2 и 3 раза по сравнению с базовым вариантом Су-27. Су-27СМ3 имеет две дополнительные станции под крылом и гораздо более прочный планер. Самолет оснащен новыми бортовыми радиоэлектронными системами и более широким спектром применяемого авиационного вооружения. В кабине самолета установлены многофункциональные дисплеи.
Су-30 представляет собой двухместную многоцелевую версию, разработанную на основе Су-27УБК, предназначенную для экспорта и разделенную на два основных варианта. Экспортный вариант для Китая, Су-30МКК («Фланкер-Г»), который впервые поднялся в воздух в 1999 году. Другой вариант, разработанный как экспортная версия для Индии, Су-30МКИ («Фланкер-Н») был поставлен в 2002 году. имеет как минимум пять других конфигураций.
Су-33 - это версия советского Су-27К для ВМФ России, который был переименован в ОКБ Сухого после 1991 года (оба имеют обозначение НАТО «Flanker-D»).
Су-34 является российской производной от советского Су-27ИБ, который произошел от учебно-переоборудованного Су-27КУБ советского ВМФ. Ранее он назывался Су-32МФ.
Самые новые и самые современные версии Су-27 является на Су-35С ( « S Перс»). Су-35 ранее назывался Су-27М, Су-27СМ2 и Су-35БМ.
Су-37 - это демонстратор передовых технологий, созданный на основе прототипов Су-35, с соплами управления вектором тяги, сделанными из титана, а не из стали, и с обновленным планером, содержащим большое количество углеродного волокна и сплава Al-Li. Было построено только два примера, а в 2002 году один вышел из строя, что привело к прекращению работы программы. Однако усовершенствования Су-37 вошли в новые варианты Flanker, такие как Су-35С и Су-30МКИ.
Базовая конструкция Су-27 аэродинамически аналогична МиГ-29, но существенно крупнее. Крыло сливается с фюзеляжем на выступах передней кромки и по сути представляет собой нечто среднее между стреловидным крылом и обрезанным треугольником (треугольное крыло с обрезанными кончиками для направляющих ракет или блоков управления двигателем). Истребитель также является примером конфигурации крыла с треугольным хвостовиком, сохраняющим обычное горизонтальное оперение.
Су-27 имел первую в Советском Союзе действующую систему дистанционного управления, основанную на опыте ОКБ Сухого по проекту бомбардировщика Т-4. В сочетании с относительно низкой нагрузкой на крыло и мощными основными средствами управления полетом он делает самолет исключительно маневренным, управляемым даже на очень низких скоростях и под большим углом атаки. На авиашоу самолет продемонстрировал маневренность с « коброй» ( «Кобра Пугачева» ) или динамическое торможение - кратковременный горизонтальный полет с углом атаки 120 °.
Морская версия «Фланкера», Су-27К (или Су-33 ), имеет утки для дополнительной подъемной силы, сокращая взлетную дистанцию. Эти утки также использовались в некоторых Су-30, Су-35 и Су-37.
Су-27 оснащен Фазотрон N001 Myech когерентной РЛС импульсно-доплеровского с трека во время сканирования и взгляд вниз / стрелять вниз возможностей. Истребитель также имеет инфракрасную систему поиска и сопровождения (IRST) OLS-27 в носовой части прямо перед кабиной с дальностью действия 80–100 км (50–62 миль).
Су-27 вооружен одной 30 мм (1,18 дюйма) Грязев-Шипунов ГШ-30-1 пушки в wingroot правого борта, и имеет до 10 узлов подвески для ракет и других видов оружия. Его стандартное ракетное вооружение для ведения боя воздух-воздух представляет собой смесь ракет Р-73 (AA-11 Archer) и Р-27 (AA-10 «Аламо»), последняя включает в себя ракеты с увеличенной дальностью и инфракрасные модели самонаведения.
Советские ВВС начали получать Су-27 в июне 1985 года он официально вступил в строй в августе 1990 года.
13 сентября 1987 года полностью вооруженный советский Су-27 Red 36 перехватил норвежский патрульный самолет Lockheed P-3 Orion, летевший над Баренцевым морем. Советский истребитель выполнил различные проходы с близкого расстояния, столкнувшись с самолетом-разведчиком на третьем проходе. Су-27 вышел из строя, и оба самолета благополучно приземлились на своих базах.
Эти самолеты использовались ВВС России во время войны 1992–1993 годов в Абхазии против грузинских войск. Один истребителя, пилотируемый майор Вацлав Александрович Шипко (Вацлав Александрович Шипко) сообщили, сбитый в дружественном огне по с S-75M Двиной 19 марта 1993 года в то время как перехватывать грузинский Су-25, выполняющий непосредственную авиационную поддержку. Пилот погиб.
Во время войны в Южной Осетии в 2008 году Россия использовала Су-27 для установления контроля над Цхинвали, столицей Южной Осетии.
7 февраля 2013 года два Су-27 ненадолго вошли в воздушное пространство Японии у острова Ришири недалеко от Хоккайдо, пролетели на юг над Японским морем, а затем повернули обратно на север. Четыре истребителя Mitsubishi F-2 поднялись в воздух, чтобы визуально подтвердить присутствие российских самолетов, предупредив их по радио о необходимости покинуть свое воздушное пространство. Фотография одного из двух Су-27, сделанная пилотом JASDF, была опубликована Министерством обороны Японии. Россия отрицала вторжение, заявив, что самолеты совершали обычные полеты возле спорных Курильских островов. В другом столкновении 23 апреля 2014 года Су-27 чуть не столкнулся с Boeing RC-135U ВВС США над Охотским морем.
Россия планирует в конечном итоге заменить Су-27 и МиГ-29 « Микоян» на многоцелевой двухмоторный истребитель пятого поколения-невидимок Сухой Су-57.
Эскадрилья Су-27СМ3 была переброшена в Сирию в ноябре 2015 года в рамках российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну.
Российский Су-27 разбился над Черным морем 25 марта 2020 года из-за отказа двигателя. Пилот не найден.
Эфиопские Су-27 сбили два эритрейских МиГ-29 и повредили еще один во время эритрейско-эфиопской войны в феврале 1999 года и уничтожили еще два в мае 2000 года. Су-27 также использовались в миссиях по боевому воздушному патрулированию (CAP), подавлению ПВО и сопровождение истребителей при бомбардировке и разведке. Эфиопские ВВС (EtAF) использовали свои Су-27s для смертельного эффекта в Сомали в течение конца 2000 - х и 2010 - х лет, бомбардировка исламистских гарнизонов и патрулированием воздушного пространства. Су-27 пришел на смену устаревшему МиГ-21 Микояна-Гуревича, который был основным истребителем завоевания превосходства в воздухе EtAF в период с 1977 по 1999 год.
Су-27 поступил на вооружение Анголы в середине 2000 года во время гражданской войны в Анголе. Сообщается, что один Су-27 в процессе приземления был сбит ПЗРК 9К34 Стрела-3, выпущенным силами УНИТА 19 ноября 2000 года.
Четыре индонезийских истребителя типа Flanker, включая Су-27, впервые приняли участие в проводимых раз в два года учениях Pitch Black в Австралии 27 июля 2012 года. Прибыв в Дарвин, Австралия, два Су-27 и два Су-30 сопровождались двумя Австралийский F / A-18 Шершни из № 77 эскадрилья, Royal Australian Air Force. Учения Pitch Black 12 проводились с 27 июля по 17 августа 2012 года, в них приняли участие 2200 человек и до 94 самолетов из Австралии, Индонезии, Сингапура, Таиланда, Новой Зеландии и США.
После распада Советского Союза ВВС Украины унаследовали около 66-70 самолетов Су-27. Недостаток средств в дополнение к высокому техническому обслуживанию Су-27 привел к нехватке запасных частей и неадекватному обслуживанию, в результате чего по состоянию на 2019 год в строю осталось около 34 единиц. Годы недофинансирования означали, что ВВС не получили новый Су-27. с 1991 года. С 2007 по 2017 год за границу было продано 65 боевых самолетов, в том числе девять Су-27. В 2009 году на фоне ухудшения отношений с Россией украинские ВВС начали испытывать трудности с получением запасных частей от Сухого. На момент российской аннексии Крыма и последующей войны на Донбассе в 2014 году только 19 Су-27 находились в рабочем состоянии. После российского вторжения Украина увеличила свой военный бюджет, что позволило вернуть Су-27 в строй.
Ремонт Запорожский авиационный завод «МиГремонт» [ ик ] в Запорожье началась модернизация Су-27 в НАТО стандартам в 2012 году, в котором участвовали второстепенную ремонт РЛС, навигации и связи оборудования. Самолеты с этой модификацией обозначаются Су-27П1М и Су-27УБ1М. Министерство обороны приняло проект по 5 августа 2014 года, а первые два самолета были официально переданы в 831 - м тактической авиационной бригады в октябре 2015 года.
Во время украинского кризиса после Евромайдана в 2014 году 3 марта Су-27 украинских ВВС был поднят для перехвата российских истребителей в воздушном пространстве Украины над Черным морем. В условиях отсутствия воздушного противодействия и других самолетов, используемых для наземных атак, украинские Су-27 играли лишь небольшую роль в продолжающейся войне на Донбассе. Было зафиксировано, что украинские Су-27 выполняли пролет с низкой посадкой, и сообщалось, что они летели сверху прикрытия, осуществляли боевое воздушное патрулирование и, в конечном итоге, сопровождали или перехватывали движение гражданской авиации над Восточной Украиной. 15 апреля 2014 года было выпущено видео, на котором якобы показан сбитый украинским Су-27, но оно оказалось подделкой, взятым из предыдущего видео о гражданской войне в Сирии с участием другой модели самолета. Снятые на видео низколетящие Су-27, участвовавшие в операции, показали, что они были вооружены ракетами класса "воздух-воздух" Р-27 и Р-73.
В 2018 году произошло две катастрофы украинских Су-27. 16 октября украинский Су-27УБ1М, пилотируемый полковником Иваном Петренко, разбился во время учений Украина- ВВС США «Чистое небо 2018» на авиабазе Староконстантинов. Второе место занял подполковник Сет Неринг, пилотом 144 - го истребительного авиаполка в Калифорнии ВВС Национальной гвардии. Оба пилота погибли в результате авиакатастрофы, которая произошла около 17:00 по местному времени в Хмельницкой области на западе Украины. 15 декабря Су-27 потерпел крушение при заходе на посадку примерно в 2 км от авиабазы Озерное в Житомирской области после выполнения тренировочного полета. Майор Фоменко Александр Васильевич погиб.
29 мая 2020 года украинские Су-27 впервые приняли участие в Оперативной бомбардировочной группе в Европе с бомбардировщиками B-1B в Черноморском регионе. На 4 сентября 2020 года три B-52 бомбардировщиков из 5 Bomb Wing, Air Force Base, Майнот, Северная Дакота, проведенное обучение жизненно интеграции с украинскими МиГ-29 и Су-27 в воздушном пространстве Украины.
Источники:
По данным FAA США, в США есть 2 частных Су-27. Два Су-27 ВВС Украины были демилитаризованы и проданы компании Pride Aircraft из Рокфорда, штат Иллинойс, США. Компания Pride Aircraft модифицировала некоторые самолеты в соответствии со своими желаниями, сделав все органы управления в кабине на английском языке и заменив большую часть комплекта авионики для России на авионику Garmin, Bendix / King и Collins. Оба самолета были проданы частным владельцам примерно по 5 миллионов долларов каждый.
30 августа 2010 года газета Financial Times заявила, что западная частная компания по поддержке обучения ECA Program разместила заказ на сумму 1,5 миллиарда долларов США у белорусского государственного торговца оружием BelTechExport на 15 невооруженных Су-27 (с возможностью еще 18) для организации несхожего воздушного боя. учебную школу на бывшей авиабазе НАТО в Кефлавике, Исландия, поставки должны быть осуществлены до конца 2012 года. В сентябрьском сообщении РИА Новости в СМИ было высказано сомнение в существовании соглашения. О каких-либо дальнейших разработках такого плана к 2014 году не сообщалось, а о плане модернизации и ввода в строй списанных Су-27 ВВС Беларуси было сообщено в феврале 2014 года.
Данные Gordon and Davison, Сухой, КнААПО, deagel.com, airforce-technology.com
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Авионика
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки