LitRPG, сокращение от Литературная ролевая игра, это литературный жанр сочетание условностей компьютерных ролевых игр с научно-фантастическими и фэнтезийными романами. Этот термин представляет собой неологизм, введенный в 2013 году. Сторонники термина утверждают, что в LitRPG игры или игровые задачи составляют важную часть истории, и видимую статистику RPG (например, силу, интеллект, повреждения) являются важной частью опыта чтения. Это отличает жанр от романов, связанных с игрой, например те, что происходят в мире Dungeons and Dragons, или книги, которые представляют собой настоящие игры, такие как тип публикации «Выбери свой путь Fighting Fantasy. Как правило, главный герой романа LitRPG сознательно взаимодействует с игрой или игровым миром и пытается продвигаться в нем.
Если главные герои переносятся в игровой мир из нашего мира или могут помнить реальный мир, жанр может пересекаться с Исекай.
Литературный образ попадания внутрь компьютерной игры не нов. Ларри Нивен и Стивен Барнс Dream Park (1981) имеет настройку LARP -подобных игр как своего рода реалити-шоу в будущем. (2051); Quag Keep Андре Нортона (1978) входит в мир персонажей игры DD. С появлением MMORPG в 1990-х годах появились научно-фантастические романы, в сюжетах которых использовались виртуальные игровые миры. Ранние примеры: Тэд Уильямс '1996 - 2004 тетралогия, Otherland, Конор Кодик 2004, Epic и Чарльз Стросс 2007 Состояние остановки. На Тайване появился первый из девяти романов Ю Во ½ Prince (½ 王子 Èrfēnzhīyī Wángzǐ), опубликованных в октябре 2004 года издательством Ming Significant Cultural. В Японии этот жанр достиг мейнстрима с выпуском медиа-феномена Sword Art Online в 2009 году. Также следует отметить корейскую серию Legendary Moonlight Sculptor, насчитывающую более 50 томов.
В то время как эти и другие романы были предшественниками более статичной формы романа, которым является собственно LitRPG, российская издательская инициатива определила жанр и дала ему название. Первый русский роман в этом стиле появился в 2012 году на российском самоиздательском сайте samizdat.ru, роман Дема Михайлова: Господство клана Неспящих (Власть бессонного клана) в вымышленном мече и колдовстве игровой мир Валдиры, напечатанный ленинградским издательством позже в том же году под названием Господство кланов (Правило кланов) в серии «Современный фантастический боевик» и переведенный на английский как «Путь клана как разжигатель» книга в 2015 году. В 2013 году ЭКСМО, крупнейший российский издательский дом, стартовал многократный авторский проект LitRPG. По данным Magic Dome Books, крупного переводчика русской LitRPG, термин «LitRPG» был придуман в конце 2013 года во время мозгового штурма между писателем, редактором научной фантастики ЭКСМО Дмитрием Малкиным и другим редактором и автором серии LitRPG [ru ]. С 2014 года EKSMO проводит конкурсы LitRPG и публикует истории-победители.
Многие писатели, писавшие в этой области после 2014 года, настаивают на том, что изображение прогресса персонажа в игре должно быть часть определения LitRPG, что привело к появлению термина GameLit, охватывающего истории, происходящие в игровой вселенной, но которые не обязательно включают в себя повышение уровня и повышение навыков. Несмотря на то, что в 2011 году был выпущен роман Эрнеста Клайна Ready Player One, который изображает мир виртуальной реальности под названием OASIS, наполненный аркадными отсылками из 80-х и 90-х, он был выпущен в 2011 году. пример этого нового жанра. Другие примеры включают роман Мэри Лу 2017 года Варкросс, рассказывающий об онлайн-охотнике за головами в интернет-игре, и книгу Луи Булаонга 2020 года Escapist Dream, рассказывающую историю мира виртуальной реальности, где вундеркинды могут разыграть ролевые игры и использовать силы своих любимых комиксов, аниме, персонажей фильмов и видеоигр.
Современные примеры: