Маг, также известный как чародей / волшебница, маг, пользователь магии, архимаг, колдун / волшебница, заклинатель, чернокнижник, ведьма или волшебник, — это тот, кто использует или практикует магию, полученную из сверхъестественных, оккультных или тайных источников.. Волшебники являются обычными фигурами в произведениях фэнтези, таких как фэнтези-литература и ролевые игры, и имеют богатую историю в мифологии, легендах, художественной литературе и фольклоре. .
В средневековом рыцарском романе волшебник часто появляется как мудрый старик и выступает в роли наставника, ярким примером которого является Мерлин из рассказов о короле Артуре. Волшебники, такие как Гэндальф из «Властелина колец» и Альбус Дамблдор из « Гарри Поттера », также фигурируют в качестве наставников, а Мерлин остается заметным как воспитательная сила и наставник в современных произведениях Артурианы. Другие маги, такие как Саруман из «Властелина колец» или Лорд Волан -де-Морт из « Гарри Поттера », могут появляться как враждебные злодеи. Злодейские колдуны были настолько важны для бульварного фэнтези, что жанр, в котором они появлялись, получил название « меч и колдовство ».
В книге Урсулы К. Ле Гуин « Волшебник Земноморья» исследуется вопрос о том, как волшебники научились своему искусству, представляя в современном фэнтези роль волшебника как главного героя. Эта тема получила дальнейшее развитие в современном фэнтези, часто приводя к тому, что волшебники становятся героями в их собственных поисках. У таких героев может быть свой наставник, в том числе волшебник.
Волшебники могут быть выбраны так же, как и рассеянный профессор : они глупы и склонны к заблуждениям. Они также могут быть способны к великой магии, как доброй, так и злой. Даже комичные волшебники часто способны на великие подвиги, как, например, Чудо Макс в «Принцессе-невесте» ; хотя он конченый волшебник, уволенный злодеем, он спасает умирающего героя.
Волшебников часто изображают старыми, седыми и с длинными белыми бородами, достаточно величественными, чтобы время от времени принимать у себя притаившихся лесных существ. Это изображение предшествует жанру современного фэнтези, поскольку происходит от традиционного изображения волшебников, таких как Мерлин.
В сеттинге кампании Dragonlance ролевой игры Dungeons amp; Dragons волшебники демонстрируют свое моральное мировоззрение своими одеждами.
Терри Пратчетт описал мантии как способ фокусника показать тем, кого они встречают, что они способны практиковать магию.
Чтобы ввести конфликт, писатели фэнтези часто ограничивают магические способности волшебников, чтобы они не слишком легко решали проблемы. В « The Magic Goes Away » Ларри Нивена, когда запас маны в области исчерпан, никто не может использовать магию. Распространенное ограничение, изобретенное Джеком Вэнсом в его серии «Умирающая Земля » и позже популяризированное в ролевых играх, заключается в том, что волшебник может использовать только определенное количество заклинаний в день.
Магия также может потребовать различных жертв или использования определенных материалов, таких как драгоценные камни, кровь или живая жертва. Даже если у мага нет совести, получение материала может быть трудным.
Объем знаний волшебника ограничен тем, какие заклинания он знает и может использовать. Магия также может быть ограничена ее опасностью; если мощное заклинание может причинить серьезный вред при неправильном использовании, волшебники, вероятно, будут опасаться его использования. Другие формы магии ограничены последствиями, которые, хотя и не опасны по своей сути, по крайней мере нежелательны. В «Волшебнике Земноморья » каждый акт магии искажает равновесие мира, что, в свою очередь, имеет далеко идущие последствия, способные повлиять на весь мир и все в нем. В результате компетентные волшебники не используют свою магию легкомысленно.
В серии книг Терри Пратчетта « Плоский мир» Закон сохранения реальности — это принцип, навязанный силами, желающими, чтобы волшебники не разрушали мир, и работающий над ограничением силы, которой человек может обладать. Какими бы ни были ваши средства, усилия, прилагаемые для достижения цели, остаются неизменными. Например, когда волшебники Незримого Университета преследуют незадачливого волшебника Ринсвинда в лесу Скунда, волшебники отправляют поисковые группы, чтобы найти его пешком. Аркканцлер опережает их, используя мощное заклинание из своего кабинета, и хотя он достигает цели первым, искусно используя свое заклинание, он приложил не меньше усилий, чем другие.
Людей, занимающихся магией, в фэнтезийных произведениях называют несколькими именами, и терминология сильно различается от одного фэнтезийного мира к другому. Термины « волшебник », « ведьма », « чернокнижник », « волшебник/волшебница », « волшебница », « друид », « волшебник », « маг » и «волшебница», взятые из реальной лексики, имеют разные значения в зависимости от контекста и рассматриваемой истории.
Термин архимаг используется в фэнтезийных произведениях как титул могущественного мага или лидера магов.
В « Хрониках Зачарованного Леса» Патрисия Вреде изображает волшебников, использующих магию на основе своих посохов, и магов, практикующих несколько видов магии, включая магию волшебников; в фантазиях о Регентстве она и Кэролайн Стивермер изображают магов идентичными волшебникам, но уступающими в навыках и обучении.
В книге Майка Резника « Времена и жизнь Люцифера Джонса » это различие описывается так: «Разница между волшебником и колдуном сравнима, скажем, между львом и тигром, но волшебники остро осознают свой статус, и для них, это больше похоже на разницу между львом и мертвым котенком». В сериалах Дэвида Эддингса « Белгариада » и «Мэллореон » несколько главных героев называют свои способности, основанные на чистой воле, «колдовством» и смотрят свысока на термин «маг», который конкретно относится к призывателям демонических агентов.
В ролевых играх типы пользователей магии более очерчены и названы так, чтобы игроки и мастера игры могли знать, какие правила применяются. Гэри Гайгакс и Дэйв Арнесон ввели термин « пользователь магии » в оригинальных Dungeons amp; Dragons как общий термин для практикующего магию (чтобы избежать коннотаций таких терминов, как волшебник или чернокнижник); так продолжалось до второго издания Advanced Dungeons amp; Dragons, где его заменили на мага (позже ставшего волшебником). Точные правила варьируются от игры к игре. Волшебник или маг, как класс персонажей, отличается способностью использовать определенные виды магии, но слаб в бою; подклассы отличаются силой в одних областях магии и слабостью в других. Колдуны отличаются от волшебников наличием врожденного дара к магии, а также наличием мистического или магического происхождения. Чернокнижники отличаются от волшебников тем, что заключают запретные «договоры» с могущественными существами, чтобы использовать их врожденные магические дары.
Чародеи часто практикуют тип магии, который не оказывает физического воздействия на объекты или людей, а скорее обманывает наблюдателя или цель с помощью иллюзий. Чародейки, в частности, практикуют эту форму магии, часто для соблазнения. Например, Леди Зеленого Киртла в « Серебряном кресле » К.С. Льюиса зачаровывает Рилиана, заставляя его забыть своего отца и Нарнию; когда это чары разрушены, она пытается наложить новые чары с помощью приятно пахнущего дыма и гудящего музыкального инструмента, чтобы сбить его и его спасителей с толку и заставить их снова забыть о них.
Термин колдун чаще используется, когда рассматриваемый маг злой. Это может происходить из-за его использования в мече и колдовстве, где герой будет владеющим мечом, оставив колдовство своему противнику.
Ведьма также несет в себе злые коннотации. Л. Фрэнк Баум назвал Глинду «Доброй ведьмой Юга» в «Чудесном волшебнике из страны Оз». В «Чудесной стране Оз » он назвал ее «Глинда Добрая», и с этого момента и в последующих книгах Баум называл ее волшебницей, а не ведьмой, чтобы избежать термина, который больше считался злом.
Волшебник и чернокнижник обычно относятся к мужчине, в то время как ведьма может относиться к любому полу, но чаще приписывается женщинам. Но не всегда, бывают случаи, когда (особенно волшебники) используются как унисекс-названия.
Общим мотивом в художественной литературе является то, что способность использовать магию является врожденной и часто редкой или приобретается в результате большого количества исследований и практики. В Средиземье Дж. Р. Р. Толкина это в основном ограничено не людьми, хотя некоторые люди получают небольшие суммы и становятся известными как колдуны (волшебники - могущественные духи). В произведениях многих писателей он предназначен для избранной группы людей, например, в романах Кэтрин Курц о Дерини, романах Джоан Роулинг о Гарри Поттере или вселенной Лорда Дарси Рэндалла Гарретта.
Маги обычно изучают заклинания, читая древние тома, называемые гримуарами, которые могут иметь собственные магические свойства. Колдуны в «Конане-варваре » часто получали силы из таких книг, которые разграничены их странными переплетами. В мирах, где магия не является врожденной чертой, нехватка этих странных книг может быть аспектом истории; в романе Пола Андерсона « Буря в летнюю ночь » принц Руперт ищет книги волшебника Просперо, чтобы научиться магии. То же самое происходит в серии романов Dragonlance Chronicles, основанной на Dungeons and Dragons, где Рейстлин Маджере ищет книги колдуна Фистандантилуса. В серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере волшебники уже обладают навыками магии, но им нужно практиковать магию в школах волшебства, чтобы иметь возможность использовать ее должным образом.
Некоторые маги, даже после обучения, продолжают свое образование, изучая новые заклинания, изобретая новые (и новые магические предметы) или заново открывая древние заклинания, существ или предметы. Например, Доктор Стрэндж из вселенной Marvel продолжает изучать магию даже после того, как его назвали Верховным Волшебником. Он часто сталкивается с существами, которых не видели веками и более. В той же вселенной доктор Дум продолжает преследовать магические знания после того, как овладел ими, сочетая магию с наукой. Фред и Джордж Уизли из « Гарри Поттера » изобретают новые магические предметы и продают их как законные предметы защиты, во вселенной Гарри Поттера можно создавать новые заклинания и зелья ; Северус Снейп изобрел множество сглазов и проклятий, а также существенно усовершенствовал процесс приготовления зелий; Альбусу Дамблдору вместе с Николасом Фламелем приписывают открытие двенадцати способов использования драконьей крови.
Исторически сложилось так, что многим самопровозглашенным магам требовались редкие и драгоценные материалы, такие как хрустальные шары, редкие травы (часто собираемые с помощью предписанных ритуалов) и такие элементы, как ртуть. Это менее распространено в фэнтези. Многим магам вообще не нужны материалы; тем, кто это делает, могут потребоваться только простые и легкодоступные материалы. Ролевые игры, скорее всего, потребуют такие материалы, по крайней мере, для некоторых заклинаний, чтобы персонажи не могли слишком легко их использовать.
Жезлы и посохи уже давно используются в качестве требований к магу. Возможно, полученный из похожих на палочки орудий, используемых в ритуалах плодородия, таких как апотропные жезлы, самый ранний известный пример современной магической палочки был показан в « Одиссее», которую Цирцея использовала для превращения людей Одиссея в животных. Итальянские сказки к позднему Средневековью отдают жезлы в руки могущественным феям. Сегодня волшебные палочки широко распространены и используются от «Ведьминского мира» до « Гарри Поттера». Во «Властелине колец » Гэндальф отказывается отдать свой посох, ломая посох Сарумана, что лишает последнего его силы. Эта зависимость от конкретного магического предмета является обычным явлением и необходима для ограничения силы мага ради истории - без нее силы мага могут быть ослаблены или полностью отсутствовать. Во вселенной Гарри Поттера волшебник должен прилагать гораздо больше усилий и концентрации, чтобы использовать магию без палочки, и лишь немногие могут управлять магией без палочки; Отнятие жезла волшебника в бою, по сути, обезоруживает его.
Тем не менее, многие маги живут в псевдосредневековых условиях, в которых их магия не находит практического применения в обществе; они могут служить наставниками, выступать в качестве компаньонов по поиску или даже сами отправляться на поиски, но их магия не строит дороги или здания, не обеспечивает иммунизацию, не строит водопровод или выполняет какие-либо другие функции, выполняемые машинами; их миры остаются на средневековом уровне технологий.
Иногда это оправдывается тем, что отрицательные эффекты магии перевешивают положительные возможности. В « Хрониках Розы Ветров» Барбары Хэмбли волшебники точно обязуются не вмешиваться из-за ужасного ущерба, который они могут нанести. В Плоском мире важность волшебников заключается в том, что они активно не занимаются магией, потому что, когда волшебники имеют доступ к достаточному количеству «тауматургической энергии», они развивают множество психотических качеств и в конечном итоге могут уничтожить мир. Это может быть прямым следствием или результатом неправильного применения заклинания, причиняющего ужасный ущерб.
В других работах развитие магии затруднено. В серии Wizardry Рика Кука крайняя опасность, которую представляет магия, и сложность анализа магии загнали магию в угол и оставили человечество на милость опасных эльфов, пока волшебник не вызывает компьютерного программиста из параллельного мира — нашего — чтобы применить навыки, которым он научился в нашем мире, к магии.
В других случаях магия и технология развиваются в тандеме; это наиболее распространено в жанре альтернативной истории. Фантазии Патрисии Вреде о Регентстве включают Королевское общество волшебников и технологический уровень, эквивалентный реальному Регентству; Серия книг Рэндалла Гаррета « Лорд Дарси », « Магия, инкорпорейтед » Роберта А. Хайнлайна и « Операция Хаос » Пола Андерсона изображают современные общества с магией, эквивалентной технологиям двадцатого века. В «Гарри Поттере » у волшебников есть магические аналоги немагических изобретений; иногда их дублируют, как в случае с поездом Хогвартс-Экспресс.
Силы, приписываемые магам, часто влияют на их роль в обществе. На практике их полномочия могут дать им власть; маги могут давать советы королям, таким как Гэндальф во «Властелине колец» и Белгарат и Полгара-волшебница в «Белгариаде» Дэвида Эддингса. Они сами могут быть правителями, как в « Черве Уроборосе » Э. Р. Эддисона, где и герои, и злодеи, хотя и короли, и лорды, дополняют свою физическую силу магическими знаниями, или как в « Трилогии о Бартимее» Джонатана Страуда, где магами являются правящий класс. С другой стороны, маги часто живут как отшельники, изолированные в своих башнях и часто в глуши, не внося никаких изменений в общество. В некоторых работах, например во многих работах Барбары Хэмбли, они презираются и отвергаются именно из-за их знаний и способностей.
В волшебном нуарном мире Дрезденских файлов волшебники обычно держатся в тени, хотя явного запрета на открытое взаимодействие с немагическим человечеством нет. Главный герой сериала, Гарри Дрезден, открыто размещает рекламу в Желтых страницах под заголовком «Волшебник» и содержит бизнес-офис, хотя другие волшебники, как правило, обижаются на него за то, что он открыто занимается своим ремеслом. Дрезден в основном использует свою магию, чтобы зарабатывать на жизнь поиском потерянных вещей и людей, экзорцизмом и защитой от сверхъестественного.
В сериале « Sorcerous Stabber Orphen » человеческие формы жизни должны были быть способны приобретать божественные магические силы только путем индивидуального духовного развития, тогда как раса человеческих магов с врожденными магическими способностями закончилась конфликтом с чистокровным человеческим обществом, потому что эта раса появилась в результате эксперимента по смешению людей с нечеловеческими разумными Небесными Существами, обретшими магические силы не через духовное развитие, а через глубокое изучение законов природы и путем ложного принуждения мировых законов реагировать на действия Небесных Существ как на действия Божеств. В серии книг о Гарри Поттере Волшебный мир прячется от остального немагического мира, потому что, как просто описал Хагрид : «Почему? Блин, Гарри, всем нужны волшебные решения их проблем. нам лучше остаться в покое.