История фэнтези

редактировать
Фиолетовая сказочная книга (1906)

Элементы сверхъестественного и фантастического были элементами литературы с самого начала. Современный жанр отличается от сказок и фольклора, содержащих фантастические элементы, во-первых, признанной фиктивностью произведения, а во-вторых, указанием автора. Произведения, в которые не обязательно верили или в которые верили лишь наполовину, такие как европейские рыцарские романы и сказки арабских ночей, постепенно превратились в произведения с такими чертами. Такие авторы, как Джордж Макдональд (1824–1905), создали первые явно фантастические произведения.

Позже, в двадцатом веке, публикация Властелина колец Дж. Р. Р. Толкин оказал огромное влияние на написание фэнтези, установив форму эпического фэнтези. Это также сделало многое для утверждения жанра фэнтези как коммерчески отличного и жизнеспособного. И сегодня фэнтези продолжается как обширная, многослойная среда, охватывающая множество поджанров, включая традиционное высокое фэнтези, меч и колдовство, магический реализм, сказку. фэнтези и окрашенные в ужас тёмное фэнтези.

Дальнейшее обсуждение истории фэнтези на других языках приведено в разделе «Источники фэнтези », а также освещена история французской фантастической литературы более подробно в разделе «Fantastique ».

Содержание
  • 1 Отличия фэнтези от более ранних фантастических произведений
  • 2 Развитие фэнтези
    • 2.1 Романсы
    • 2.2 Просвещение
    • 2.3 Романтизм
  • 3 Современное фэнтези
    • 3.1 Раннее фэнтези
    • 3.2 Современное фэнтези
    • 3.3 Толкин
    • 3.4 Посттолкиновская фантазия
  • 4 Ссылки
Различия между фэнтези и ранними фантастическими произведениями
Иллюстрация к Орландо Фуриозо от Гюстав Доре с изображением гиппогрифа, чудовища, которое на самом деле не встречается в фольклоре.

Даже самые фантастические мифы, легенды и сказки отличаются от жанра современного фэнтези в трех отношениях:

Современный жанр есть и всегда будет

фэнтези постулирует иную реальность, либо фэнтезийный мир, отделенный от нашего, либо скрытую фэнтезийную сторону нашего собственного мира. Кроме того, правила, география, история и т. Д. Этого мира имеют тенденцию быть определены, даже если они не описаны прямо. Традиционные фантастические сказки происходят в нашем мире, часто в прошлом или в далеких, неизвестных местах. Он редко описывает место или время с какой-либо точностью, часто просто говоря, что это произошло «давным-давно и далеко». (Современный, рационализированный аналог этих историй можно найти в Затерянном мире сказок XIX и XX веков.)

Второе отличие состоит в том, что сверхъестественное в фэнтези по замыслу вымышлено.. В традиционных сказках степень, в которой автор считал сверхъестественное реальным, может охватывать спектр от легенд, принимаемых как реальность, до мифов, понимаемых как описывающие более сложную реальность в понятных терминах, до поздних, намеренно выдуманных литературных произведений.

Наконец, фантастические миры современной фэнтези создаются автором или группой авторов, часто с использованием традиционных элементов, но обычно в новой аранжировке и с индивидуальной интерпретацией. В традиционных сказках с элементами фэнтези использовались знакомые мифы и фольклор, а любые отличия от традиции считались вариациями на тему; традиционные сказки никогда не предназначались для отделения от местного сверхъестественного фольклора. Переходы между традиционными и современными стилями фантастической литературы очевидны в ранних готических романах, рассказах о привидениях, модных в 19 веке, и романтических романах, и т. в которых широко использовались традиционные фантастические мотивы, но подвергались авторским замыслам.

Согласно одному стандарту, никакое произведение, созданное до определения жанра фэнтези, не может считаться принадлежащим ему, независимо от того, сколько фантастических элементов оно включает. С другой стороны, жанр включает в себя весь спектр фантастической литературы, как современного жанра, так и его традиционных предшественников, поскольку многие элементы, которые считались истинными (или, по крайней мере, не явно не соответствовали действительности) более ранними авторами, являются полностью вымышленными и фантастическими для современного читателя. Но даже при более ограниченном определении необходимо полное рассмотрение истории фантастического в литературе, чтобы показать истоки современного жанра. Традиционные произведения содержат важные элементы, которые современные авторы в жанре фэнтези широко используют для вдохновения в своих собственных работах.

Развитие фэнтези

Романсы

Дама из святилища Граэль, Данте Габриэль Россетти : средневековый романс.

С увеличением знаний в средневековье Европейская эпоха литературная фантастика соединилась с более ранними мифами и легендами. Среди первых появившихся жанров был романс. Этот жанр включает в себя фэнтези и не только следует традиционным мифам и басням, но и в своей окончательной форме добавляет новые элементы фантастики. Романтика сначала касалась традиционных тем, прежде всего трех тематических циклов сказок, собранных в воображении на более позднем этапе как Материя Рима (с акцентом на военных героев, таких как Александр Великий и Юлий Цезарь ), Дело Франции (Карл Великий и Роланд, его главный паладин) и Дело Британии (жизни и дела короля Артура и Рыцари Круглого Стола, в рамках которого был включен поиск Святого Грааля), хотя многие «нециклические» романы также достигли большой популярности.

Сами романы были вымышленными, но такие сказки как Валентин и Орсон, Гийом де Палерм и Кесте дель Сен-Грааль были только началом жанра фэнтези, сочетающего реализм и фэнтези.

В течение Ренессанса романтика продолжала оставаться популярной. Тенденция заключалась в более фантастической фантастике. Английский Le Morte d'Arthur сэра Томаса Мэлори (c.1408–1471) был написан в прозе; это произведение доминирует в литературе о короле Артуре, часто считаясь канонической формой легенды. Мотивы Артура постоянно появлялись в литературе с момента его публикации, хотя работы представляли собой смесь фэнтезийных и нефэнтезийных произведений. В то время он и испанский Амадис де Гаула (1508) (также проза) породили множество подражателей, и этот жанр был широко принят, создав такие шедевры поэзии эпохи Возрождения, как Орландо Фуриозо Людовико Ариосто и "Джерусалемме Либерата" Торквато Тассо. Рассказ Ариосто с его бесконечно странствующими персонажами, множеством чудес и приключений был исходным текстом для многих приключенческих фантазий. С такими работами, как Амадис из Галлии и Пальмерин из Англии, жанр фэнтези был явно открыт, поскольку чудеса используются для того, чтобы удивлять и удивлять читателей.

Портрет Изабеллы Салтонстолл в роли Уны, персонажа из Королевы фей, автора Джордж Стаббс.

Один английский романс - это Королева фей из Эдмунд Спенсер. Поэма глубоко аллегорична и аллегорична. Однако, если оставить в стороне аллегорию, действие представляет собой типичный рыцарский роман, включающий рыцарские поединки и сражения с великанами и колдунами. Вероятно, это первая работа, в которой большинство персонажей - не люди, а эльфы (хотя разница, кажется, небольшая). Упоминаются также войны между гоблинами и эльфами, которым в фантастической литературе суждено было иметь большое будущее.

Сказка о Дон Кихоте глубоко высмеивает условности романа и помогла положить конец этому времени романтики, хотя этому способствовали и другие исторические направления в художественной литературе. Тем не менее, большие поджанры в области фэнтези произошли от жанра романсов, либо напрямую, либо через их имитацию последним писателем фэнтези Уильямом Моррисом.

Просвещение

Иллюстрация Гюстава Доре к Золушка

Литературные сказки Перро, например, написанные Шарлем Перро (1628-1703) и мадам д'Ольнуа (( c.1650 - 1705)), стал очень популярным в начале эпохи Просвещения. Многие сказки Перро стали основными в сказках и повлияли на последние фэнтези как таковые. Действительно, когда мадам д'Ольнуа назвала свои произведения contes de fée (сказки), она изобрела термин, который сейчас обычно используется для обозначения этого жанра, тем самым отделяя такие сказки от сказок, в которых нет никаких чудес. Это повлияло на более поздних писателей, которые в романтическую эпоху так же взялись за народные сказки.

Несколько фантазий, нацеленных на взрослую читательскую аудиторию, также были опубликованы во Франции 18-го века, в том числе Вольтер «contesphilusphique » «Принцесса Вавилона» (1768) и «Белый Бык» (1774), а также Фаустовский роман Жака Казотта Влюбленный дьявол.

Эта эпоха, однако, была особенно враждебна фэнтези. Авторы новых жанров художественной литературы, таких как Дефо, Ричардсон и Филдинг, были реалистами по стилю, и многие ранние реалистические произведения критиковали фантастические элементы в художественной литературе.. Помимо нескольких рассказов о колдовстве и историй о привидениях, за это время было написано очень мало фэнтези. Даже детская литература не видела фантастики; он был направлен на назидание и осуждение сказки как лжи.

В одном отношении это был важный этап в развитии фэнтези как жанра. Развитие реалистического жанра, напротив, привело к тому, что фэнтези можно было определить как отдельный тип.

Романтизм

Лорд Байрон Манфред

В ответ на культ Разума Просвещение Романтизм высоко ценил сверхъестественное, традиции и воображение вместе с эпохой, в которой они должны были править - Средневековьем. Эти черты охотно заимствовали традиционные элементы фантастики. Романтики ссылались на средневековый романс как на оправдание произведений, которые они хотели создать, в отличие от реалистического давления Просвещения; они не всегда были фантастическими, иногда просто невероятными, но оправдание использовалось даже из фантазии.

Одним из первых литературных результатов этого увлечения был готический роман, литературный жанр это началось в Британии с Замок Отранто (1764 ) Горация Уолпола. Это предшественник как современного фэнтези, так и современной фантастики ужасов, и, прежде всего, он привел к общепринятому определению «готики» как связанной с тьмой и ужасом. Выдающиеся черты готических романов включали ужас, тайну, сверхъестественное, привидения, дома с привидениями, замки, люки, гибель, смерть, разложение, безумие, наследственные проклятия и так далее. Фантастическая, сказочная атмосфера пронизывала жанр в этот момент. Готические сказки допускали, но не требовали элемента сверхъестественного. Некоторые истории, казалось, содержали такие элементы, а затем их объясняли. Жанр находился на границе между фэнтези и не фэнтези, но многие элементы из него, в частности особняки особого значения, древние, принадлежащие знати и часто наделенные легендами, были включены в современное фэнтези.

Особое значение для развития жанра имело то, что готические писатели использовали новаторские приемы и любовь, такие как использовал Дефо, а не литературный стиль романа, а также начали использовать пейзаж для целей выражения настроений персонажей..

С другой стороны, готика все еще сдерживала чистую фантазию. В «Замке Отранто» Уолпол представил произведение как перевод; поэтому вымышленный оригинальный автор несет ответственность за его фантастические элементы, от которых Уолпол дистанцируется. Один известный готический роман, который также содержит большое количество элементов фэнтези (заимствованных из «Арабских ночей»), - это Ватек Уильям Томас Бекфорд.

Романтический интерес к средневековью также привел к возрождению по литературной сказке. Традиция, начатая Джованни Франческо Страпарола и Джамбаттиста Базиль и развитая Шарлем Перро и французским пресьеусом, была продолжена Немецкое романтическое движение. Фридрих де ла Мотт Фуке создал средневековые рассказы, такие как Ундина (1811) и Синтрам и его товарищи (1815), которые позже вдохновили британских писателей, таких как Макдональд и Моррис. Э. Сказки Т.А. Хоффмана, такие как «Золотой горшок » (1814) и «Щелкунчик и мышиный король » (1816), были заметными дополнениями к канону Немецкое фэнтези. Сборник Людвига Тика «Фантасус» (1812-1817) содержал несколько коротких сказок, в том числе «Эльфы».

Во Франции главными писателями фантастической эпохи романтизма были Шарль Нодье, Смарра (1821) и Трилби (1822) и Теофиль Готье в таких рассказах, как «Омфала» (1834) и «Одна из ночей Клеопатры » (1838)) и более поздний роман «Спирит» (1866).

В Британии Сара Кольридж также написала фантастический роман «Фантасмион» (1837), названный «» первым сказочным романом, написанным на английском языке. ".

Современное фэнтези

Жанр современного фэнтези впервые пустил корни в 18 веке с ростом популярности рассказов вымышленных путешественников, оказавших влияние на другие ранние формы спекулятивной фантастики. Таким образом, наконец, развернувшись в 19 веке из литературного гобелена фантастических рассказов и получив признание как отдельный жанр (в основном из-за почти повсеместного спада фантастических элементов f ром «мейнстрим» фантастики) в конце 19 века.

Ранняя фантазия

Иллюстрация Джона Тенниела к «Безумному чаепитию», 1865

В раннюю викторианскую эпоху истории продолжали рассказывать с использованием фантастических элементов, в которые меньше верили. Чарльз Диккенс написал Рождественский гимн, используя романистические характеристики, чтобы сделать свою историю о привидениях правдоподобной; Скрудж сначала сомневается в реальности призраков, подозревая их в собственном воображении, объяснение, которое никогда окончательно не опровергается.

Сказочная традиция продолжалась в руках таких авторов, как Уильям Мейкпис Теккерей, но «Роза и кольцо» содержало много элементов пародии. Ганс Христиан Андерсен, однако, положил начало новому стилю сказок, оригинальным сказкам, рассказанным серьезно. Исходя из этого происхождения Джон Раскин написал Король Золотой реки, сказку, котораяиспользует новые уровни характеристик, создавая в Юго-Западном Ветре вспыльчивого, но доброжелательного персонажа, похожего на более поздний Гэндальф.

Именно в конце 19-го и начале 20-го веков жанр современного фэнтези впервые начал формироваться. История современной фантастической литературы начинается с Джорджа Макдональда, шотландского автора таких романов, как Принцесса и гоблин и Фантастес, последний из которых широко считается быть первым фэнтези-романом, написанным для взрослых. Макдональд также написал одно из первых критических эссе о жанре фэнтези, «Фантастическое воображение», в своей книге «Блюдо из ортов» (1893). Макдональд оказал большое влияние на Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис.

Похороны викинга Фрэнка Бернарда Дикси : Влияние романтизма и традиционных историй на викторианское фэнтези означало, что это оказало влияние на фэнтези как жанр.

Другой крупный фэнтези автором этой эпохи был Уильям Моррис, социалист, поклонник средневековья, возродитель британских ремесел и поэт, написавший во второй половине века несколько фантастических романов и романов, из которых самым известным был Колодец на краю света. Его глубоко вдохновляли средневековые романы и саги; его стиль был намеренно архаичным, основан на средневековых романах. Во многих отношениях Моррис был важной вехой в истории фэнтези, потому что, в то время как другие писатели писали о чужих странах или мирах сновидений, работы Морриса были первыми, где действие происходило в полностью изобретенном мире: фантастический мир.

Эти фантастические миры были частью общей тенденции. Эта эпоха положила начало общей тенденции к более последовательным и содержательным фэнтезийным мирам. В более ранних работах часто фигурирует одинокий человек, чьи приключения в мире фантазий имеют личное значение, и где мир явно существует, чтобы дать возможность этим приключениям, а в более поздних работах чаще встречаются персонажи в социальной сети, где их действия должны спасти мир и находящиеся в нем от опасности. В «Фантастах», например, у Джорджа Макдональда есть наставник-фигура, объясняющий герою, что моральные законы в мире, в который он собирается войти, такие же, как и в мире, из которого он пришел; это придает вес и важность его действиям в этом мире, какими бы фантастическими они ни были.

Такие авторы, как Эдгар Аллан По и Оскар УайльдИзображение Дориана Грея ) также развил фэнтези, рассказывая ужасные сказки, отдельную ветвь фэнтези, которая оказала большое влияние на Х. П. Лавкрафт и другие авторы темного фэнтези. Уайльд также написал большое количество детских фантазий, собранных в «Счастливый принц и другие истории» (1888) и «Гранатовый домик» (1891).

Несмотря на будущее влияние Макдональда и популярность Морриса в то время, это только в начале 20-го века фантастика начала достигать широкой аудитории, с такими авторами, как лорд Дансани, которые, следуя примеру Морриса, писали фантастические романы, но также и в форме рассказов. Он был особенно известен своим ярким и запоминающимся стилем. Его стиль оказал большое влияние на многих писателей, не всегда счастливо; Урсула К. Ле Гуин в своем эссе о стиле в фэнтези «От Эльфландии до Покипси» криво назвала лорда Дансани «Первой ужасной судьбой, ожидающей неосторожных новичков в фэнтези», имея в виду попытки молодых авторов писать в стиле лорда Дансени. С. Т. Джоши утверждает, что «работа Дансани имела эффект отделения фантазии - способа, посредством которого автор создает свое собственное царство чистого воображения - от сверхъестественного ужаса. Из основ, которые он установил, возникла более поздняя работа Э.Р. Эддисона, Мервин Пик и Дж.Р.Р. Толкин.

Согласно историку Майклу Салеру, спекулятивная фантастика вступила в новый этап в 1880-х и 1890-х годах как следствие Возникновение светского общества, где литературное воображение было освобождено от влияния церкви. Это позволило писателям объединить эстетическую литературу со свободой литературы Нового романса и техники используется в литературном реализме.

Х. Райдер Хаггард разработал условные обозначения поджанра Затерянного мира, который иногда включал в себя фэнтезийные произведения, как в собственном Она Хаггарда. в значительной степени неизвестный европейским писателям, он давал простор для этого типа. Другие писатели, в том числе Эдгар Ри ce Берроуз и Авраам Меррит, построенные на соглашении.

Иллюстрация из первого издания «Чудесного волшебника из страны Оз»

Несколько классических детских фантазий, например, Льюиса Кэрролла Алиса в стране чудес, Дж. М. Барри, Питер Пэн, Л. Фрэнк Баум Чудесный волшебник из страны Оз, а также работы Э. Примерно в это же

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:46:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте