Орк

редактировать

Гуманоидный монстр в художественной литературе Толкина Маска орка, основанная на концепции Warhammer

An орк - вымышленное гуманоидное чудовище, похожее на гоблина. Орки были введены в современный обиход фантастическими произведениями Дж. Р. Р. Толкин, особенно Властелин колец. В работах Толкина орки - жестокая, агрессивная, уродливая и злобная раса, контрастирующая с доброжелательными эльфами и служащая злой силе, хотя они разделяют человеческое чувство морали, но технически таковыми являются. раса самих эльфов.

Мифологических монстров с именами, похожими на «орк», можно найти в древнеанглийском стихотворении Беовульф, в раннем современном поэзия, а в североевропейских народных сказках и сказках. Толкин заявил, что взял имя от Беовульфа.

Концепция Толкина об орках была адаптирована и импортирована в фантастику других авторов, а также в ролевые и стратегические игры, такие как Dungeons Dragons, Warhammer и Warcraft.

Содержание
  • 1 Этимология
    • 1.1 Древнеанглийский
    • 1.2 Ранний современный
  • 2 Толкин
    • 2.1 Заявленная этимология
    • 2.2 Описание
    • 2.3 Художественная литература происхождение
    • 2.4 Предполагаемый расизм
    • 2.5 Общая мораль
  • 3 Другие авторы
  • 4 В играх
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Первичная
    • 7.2 Вторичный
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Древнеанглийский

Латинский Оркус обозначается как Древнеанглийский «Орк, þyrs, oððe hel-deofol »(« Гоблин, призрак или ад-дьявол ») в 10 веке Глоссарий Клеопатры.

Латинский : Orcus переводится как« Orc, þyrs, oððe hel-deofol "(" Гоблин, призрак или адский дьявол ") в древнеанглийском глоссарии Клеопатры 10 века, о котором Томас Райт писал," Orcus wa s имя Плутона, бога адских областей, поэтому мы можем легко понять объяснение hel - deofol. Орк на англосаксонском языке, как и тирс, означает призрак или гоблин ». Woordenboek der Nederlandsche Taal определяет орка на тесно связанном древнеголландском языке как верлинденд монстр («пожирающий монстр»), и указывает на возможное происхождение от древнеголландского норк «раздражительный, раздражительный, злой человек».

Этот термин используется только один раз в Беовульф во множественном числе составной orcneas, одно из племен наряду с эльфами и эттинами (гигантами), осужденными Богом:

anon untydras ealle onwocon
eotenas ond ylfe ond orcneas
swylce gigantas þa wið gode wunnon
lange þrage he him shed forgeald

- Беовульф, Фитт I, ст. 111–14

Отсюда родились все злые выводки,
огры и эльфы и злые духи
- также великаны, которые долгое время сражались с Богом,
за что он дал им их награда

Джон Р. Кларк Холл, тр. (1901)

Эотены Беовульфа и орки, огры и эльфы и трупы дьявола », вдохновив Толкина на создание орков и других рас.

Оркнеас выше переведено как« злые духи », но его значение неясно. Клаебер предположил, что оно состояло из орочьих < L. orcus "the underworld" + neas "corpses", which the translation "evil spirits" failed to do justice. It is generally supposed to contain an element -né, cognate to готических naus и древнескандинавских nár, что означает «труп». Обычное древнеанглийское слово для обозначения трупа - líc, но -né появляется в nebbed «постель для трупа» и в dryhtné «мертвое тело воина», где dryht - военная единица. Если * orcné следует трактовать как «труп орка», это может быть «труп из Оркуса (т. Е. Подземного мира)» или «труп дьявола», понимаемый как своего рода ходячий мертвый монстр.

Раннее Новое время

Монстр по имени Оркус упоминается в Эдмунде Спенсере 1590 Faerie Queene. Оксфордский словарь английского языка записывает ранний современный период orke, что означает «людоед», в сказке Сэмюэля Холланда 1656 года «Дон Зара», стилизованной испанских романсов, таких как Дон Кихот. Предполагается, что 'orke' / 'ogre' пришло в английский язык через континентальные сказки, особенно от французского писателя 17-го века Шарля Перро, который заимствовал большую часть его рассказов и разработал свой «ogre » из итальянских писателей 16-го века Джованни Франческо Страпарола (приписывается введение литературной формы сказки) и Джамбаттиста Базиле, который написал на неаполитанском диалекте, заявив, что он передает устные народные сказки из своего региона. В сказках Базиль использовал huorco, huerco или uerco, неаполитанскую форму итальянского orco, букв. «Огр», чтобы описать большое, волосатое, мужское существо с клыками, которое могло говорить, жить в темном лесу или саду и могло захватывать и есть людей.

Толкин
Толкин писал, что его орки находились под влиянием гоблинами из Джорджа Макдональда 1872 г. Принцесса и гоблин. Иллюстрация «Гоблины немного отступили, когда он начал, и сделали ужасные гримасы» Джесси Уиллкокс Смит, 1920

Заявленная этимология

Толкин начал современное использование Английский термин «орк» для обозначения расы злых человекоподобных существ. Его самые ранние эльфийские словари включают в себя слова Ork (orq-) «монстр», «ogre», «демон» вместе с orqindi и «ogresse». Иногда в своих ранних текстах он использовал множественное число orqui. Он заявил, что эльфийские слова, обозначающие орков, произошли от корня рука, «страх, ужас»; в Квенья, орко, множественное число orkor; в Синдарин орх, множественное число yrch и Orchoth (как класс). У них были похожие имена в других языках Средиземья : урук на Черном Наречии (только более крупные солдаты-орки); на языке Drúedain gorgûn, «народ орков»; в кхуздул рухс, множественное число рахас; и на языке Рохана и в Common Speech, orka.

Толкин заявил в письме романистке Наоми Митчисон, что его Орки находились под влиянием Джорджа Макдональда Принцесса и гоблин. Он объяснил, что его «орк» произошло «от древнеанглийского orc« демон », но только из-за его фонетической пригодности», и

я изначально взял слово из древнеанглийского orc (Beowulf 112 orc-neas и глянцевый орк : þyrs ('людоед'), хельдеофол ('ад-дьявол')). Предполагается, что это не связано с современным английским orc, ork, именем, применяемым к различным морским животным из отряда дельфинов ».

Толкин также заметил связь с латинским слово оркус, отмечая, что «слово, использованное в переводе К [уэнья] урко, с [индарин] орх, является орком. Но это из-за сходства древнеанглийского слова orc, «злой дух или жупел», с эльфийскими словами. Возможно, между ними нет никакой связи. "

Описание

Орки имеют человеческий облик и разного размера; в Хоббите их называют" гоблинами ", хотя Эльфийский меч Торина из Гондолин назван «Оркрист, Гоблин-тесак, но гоблины называли его просто Укус». Они изображены уродливыми и грязными, с вкус к человеческой плоти. У них клыки, кривые ноги и длинные руки; у некоторых темная кожа, словно обожженная. Большинство из них маленькие и избегают дневного света. В Изенгарде, Волшебник Саруман вырастил большой и могущественный вид орков, Урук-Хай, которые не боятся дневного света. Орки едят мясо, включая плоть людей, и могут заниматься каннибализмом : in Две Башни, Гришнак, орк из Мордора, утверждает, что орки Изенгарда едят плоть орков. Правда ли это или высказано со злым умыслом, неизвестно: орк бросается Пиппин черствый хлеб и «полоска сырого сушеного мяса... плоть его не смел угадайте, какое существо ».

Орки из Мордора говорят на Черном Наречии, языке, изобретенном для них Сауроном, в то время как орки из Изенгарда говорят на других языках; чтобы понять друг друга, они используют Общую речь (Вестрон), например, Пиппин подслушал и понял.

Художественное происхождение

Толкин предложил несколько полунопротиворечивых теорий происхождения орков. В Сказании о Тинувиэле орки происходят как «гнусные выводки Мелькора, которые жили за границей, делая свои злые дела». В Падении Гондолина Толкин писал, что «вся эта раса была выведена Мелькором из подземной жары и слизи». В «Сильмариллионе» орки восточные эльфы (авари) порабощены, замучены и воспитаны Морготом (так стал называться Мелькор); они «размножались», как эльфы и люди. Толкин заявил в письме 1962 года миссис Мансби, что женщины-орки, должно быть, существовали. В Падении Гондолина Моргот сотворил их из слизи с помощью колдовства, «выведенной из жары и слизи земли». Или они были «Орки были звери гуманизированной формы», возможно, писал Толкин, эльфы спаривались со зверем, а позже люди. Или, как заметил Толкин, они могли быть павшими Майар, возможно, разновидностью по имени Болдог, как и меньшие Балроги ; или испорченные люди.

Полуорки появляются во «Властелине колец», созданных путем скрещивания орков и людей; они могли ходить при солнечном свете. «Хитрый южанин» в «Братстве кольца» выглядит «более чем наполовину как гоблин»; похожие, но более похожие на орков гибриды появляются в «Двух Башнях» «ростом человека, но с гоблинскими лицами, желтоватым, хитрым, косоглазым».

Предполагаемый расизм

Tolkien's moral geography of Middle-earth, good in the west, evil in the east, simple in the north, sophisticated in the south. The Shire is in the northwest (simple/good) quadrant, Gondor in the southwest, and Mordor in the southeast моральная география Толкина из Средиземье в Третьей Эпохе, по словам Джона Магуна

Исследователи английской литературы Уильям Н. Роджерс II и Майкл Р. Андервуд отмечают, что широко распространенный элемент западной культуры конца XIX века был страх морального упадка и вырождения; это привело к евгенике. В «Две башни» Ent Treebeard говорит:

Это знак зла, пришедшего в Великую Тьму, что они не могут выдержать Солнца; но орки Сарумана могут вынести это, даже если они ненавидят это. Интересно, что он сделал? Это люди, которых он погубил, или он смешал расы орков и людей ? Это было бы черным злом!

Режиссер Эндрю Стюарт в статье CounterPunch приводит эту речь как пример «научного расизма середины двадцатого века .. который вызывает тревогу, называя понятие «смешение рас » большим грехом ». Стюарт также отмечает, что география Средиземья сознательно настраивает добрый Запад против злого Востока; Джон Магун, пишущий в J.R.R. Энциклопедия Толкина соглашается, заявляя, что Средиземье имеет «полностью выраженную моральную географию ». Однако любое моральное предубеждение в отношении географии северо-запада было напрямую адресовано самим Толкином в письме к Шарлотте и Денису Плиммеру, которые недавно брали у него интервью в 1967 году:

Оден утверждал, что для меня «Север» это священное направление ». Это неправда. Северо-запад Европы, где я (и большинство моих предков) жил, вызывает у меня любовь, как и положено мужскому дому. Мне нравится его атмосфера, и я знаю его историю и языки больше, чем другие части; но это не «священно» и не исчерпывает моих привязанностей. Я, например, питаю особую любовь к латинскому языку, а среди его потомков - к испанскому. Это неправда для моей истории, простое чтение синопсиса должно показать. Север был резиденцией крепостей Дьявола [т.е. Моргот ].

В частном письме Толкин описывает орков как:

приземистых, широких, с плоским носом, желто-коричневых, с широкими ртами и раскосыми глазами: на самом деле деградированные и отталкивающие версии (для европейцев) наименее симпатичных монголов ».

Poster showing fanged caricature of "Tokio kid," a Japanese person pointing a bloody knife at a sign that reads "Much waste of material make so-o-o-o happy! Thank you!" Киноверсии« Орков Толкина », снятые Питером Джексоном, сравнивают с военными карикатурами на японцев (здесь - американский пропагандистский плакат)

. Различные критики и комментаторы отмечали, что орки чем-то похожи на карикатуры на неевропейцев. Журналист Дэвид Ибата пишет, что орки в Питере Джексоне фильмы Толкина очень похожи на " худшие изображения японцев, нарисованные американскими и британскими иллюстраторами во время Второй мировой войны ». Литературный критик Дженни Тернер, пишущая в London Review of Books, поддерживает комментарий Эндрю О'Хехира на Salon.com, что орки «по замыслу и намерениям параноидальные карикатуры северных европейцев на расы, о которых он смутно слышал». О'Хехи r описывает орков как «нечеловеческую расу, выведенную Морготом и / или Сауроном (хотя и не созданную ими), которая морально непоправима и заслуживает только смерти. Они темнокожие и косоглазые, и хотя они обладают разумом, речью, социальной организацией и, как отмечает ученый Толкина Том Шиппи, своего рода моральной чувствительностью, они по своей сути злы ». В собственном описании их Толкином (процитированном выше), где говорится, что это едва ли может быть более показательным как представление «Другого», говорится, что «это также продукт его происхождения и эпохи, как и большинство наших неизбежных предрассудков. На уровне сознательного намерения он не был расистом или антисемитом »и упоминает свои письма по этому поводу. В письме своему сыну, Кристоферу, который служил в RAF во время Второй мировой войны Толкин писал об орках, которые выступали по обе стороны конфликта:

Да, я думаю, что орки столь же реальное создание, как и все в «реалистической» фантастике... только в реальной жизни они с обеих сторон, конечно. Ибо «романтика» выросла из «аллегории», а ее войны все еще происходят из «внутренней войны» аллегорий, в которой добро находится на одной стороне, а различные виды зла - на другой. настоящая (внешняя) жизнь - люди по обе стороны: это означает пестрый союз орков, зверей, демонов, простых от природы честных людей и ангелов.

Исследователь английской литературы Роберт Талли описывает орков как демонизированного врага, несмотря на (как он пишет) собственные возражения Толкина против демонизации врага в двух мировых войнах. Германистический ученый Сандра Баллиф С. Траубхаар, однако, выступает против «повторяющихся обвинений» в расизме, заявляя, что «поликультурный, многоязычный мир является абсолютно центральным» для Средиземья, и что читатели и любители кино легко это увидят. Историк и ученый-Толкиен Джаред Лобделл также не соглашался с любыми представлениями о расизме, присущем или скрытым в работах Толкина, и задавался вопросом, «существует ли способ написать эпическое фэнтези о битве против злого духа и его чудовищных слуг, не подвергая его спекуляциям. с расистскими намерениями ».

Общая мораль

Шиппи пишет, что орки во« Властелине колец »почти наверняка были созданы только для того, чтобы снабдить Средиземье« постоянным притоком врагов, над которыми нет нужды испытывать угрызения совести », или, говоря словами Толкина из Монстры и критики,« пехота старой войны », готовая быть убитой. Шиппи заявляет, что, тем не менее, орки разделяют человеческое представление о добре и зле со знакомым чувством морали, хотя он отмечает, что, как и многие люди, орки совершенно неспособны применить свою мораль к себе. По его мнению, Толкин, как католик, считал само собой разумеющимся, что «зло не может творить, только насмехаться», поэтому у орков не может быть морали, равной и противоположной нравственности людей или эльфов. Шиппи отмечает, что в «Двух башнях» орк Горбаг не одобряет «обычный эльфийский трюк», заключающийся в том, чтобы бросить товарища, поскольку он ошибочно полагает, что Сэм поступил с Фродо. Шиппи описывает подразумеваемый взгляд на зло как боэтианский, что зло - это отсутствие добра; он отмечает, однако, что Толкин не согласился с этой точкой зрения, полагая, что со злом нужно активно бороться, с войной, если необходимо, манихейская позиция.

Другие авторы

В фантастическом сериале «Борона» автор Филип Мазза включает расу орков или Гулгутру на древнем языке. Гулгутра - члены Стаи, или Эн 'Рауко, злой расы, обитающей в постапокалиптическом фантастическом мире. У них низкий выступающий лоб, морда, зеленовато-зеленая кожа, красноватые глаза, большие клыки и короткие заостренные уши.

В ответ на их типографский отбор как общих злых персонажей или антагонистов некоторые романы описывают события с точки зрения орков, или представить их как более симпатичных персонажей. В романе Мэри Джентл 1992 года Ворчание! орки представлены как обычная пехота, использованная как метафорическое пушечное мясо. Серия книг Стэна Николлса, Орки: Первая кровь посвящена конфликтам между орками и людьми с точки зрения орков. В серии Терри Пратчетта Плоский мир орки - раса, которая близка к исчезновению; в его Незримых академиках говорится, что «Когда Злой Император хотел бойцов, он заставил некоторых игоров превратить гоблинов в орков» для использования в качестве оружия в Великой войне, «поощряемых» кнутами и избиениями..

В играх

орки по мотивам «Властелина колец» стали неотъемлемой частью фэнтези фантастики и ролевых игр, где орки а гоблины - обычно разные расы от гоблиноидов. В настольной ролевой игре в жанре фэнтези Dungeons Dragons орки были одними из первых существ, представленных в игре, и во многом основывались на существах, описанных Толкином. Орки DD - племенная раса враждебных и звериных гуманоидов с мускулистыми телами, большими клыками и мордой, а не человеческими носами. Орк появляется в первом издании Monster Manual (1977), где он описывается как яростный агрессивный хулиган, существо из племени, часто живущее под землей. Мифология и взгляды орков подробно описаны в Dragon # 62 (июнь 1982), в статье Роджера Мура "Точка зрения полуорков", а орк более подробно описан в книге Paizo Publishing «Возвращение к классическим монстрам» (2008), на страницах 52–57. Вселенная Warhammer

Games Workshop В нем представлены хитрые и жестокие орки в фэнтезийном сеттинге, которые не столько движимы необходимостью творить зло, сколько стремятся к осуществлению посредством военных действий. В серии научно-фантастических игр Warhammer 40,000 они представляют собой зеленокожий инопланетный вид, называемый «Орки». Орки - важная раса в Warcraft, фантастической франшизе, созданной Blizzard Entertainment. Это разные дикие или «дикие, но благородные» воины и шаманы, невероятно мускулистые, с широкими носами и характерными клыками рта. Несколько персонажей орков из вселенной Warcraft являются игровыми героями в многопользовательской игре-кроссовере Heroes of the Storm. В продуктах Hasbro Heroscape орки происходят с доисторической планеты Грут. Они голубокожие, с выступающими клыками или рогами. Несколько чемпионов орков ездят верхом на доисторических животных (включая Tyrannosaurus rex, Velociraptor и саблезубых тигров, известных как Swogs.

См. Также
  • Харадрим - темнокожие «южане», которые сражались за Саурон вместе с орками
  • Тролль (Средиземье) - большие гуманоиды большой силы и низкого интеллекта, также использовавшиеся Сауроном
Заметки
Ссылки

Первичный

В этом списке указано расположение каждого элемента в трудах Толкина.

Вторичные

Источники
Внешние ссылки
На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с орками.
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:58:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте