Темное фэнтези - это поджанр литературного фэнтези, художественные и кинематографические работы, включающие в себя более мрачные и пугающие темы фа нтасы. Он часто сочетает в себе фантазию с элементами ужаса или имеет мрачный темный тон или чувство ужаса и страха.
Трудно дать точное определение темного фэнтези. Гертруда Бэрроуз Беннетт называли «женщиной, которая изобрела темную фантазию». Считается, что оба Чарльза Л. Гранта и Карла Эдварда Вагнера придумали термин «темное фэнтези» - хотя оба автора описывали разные стили художественной литературы. Брайан Стейблфорд утверждает, что «темное фэнтези» можно с пользой определить как поджанр рассказов, которые пытаются «включить элементы фантастики ужасов» в стандартные формулы фантастических рассказов. Стейблфорд также предполагает, что сверхъестественный ужас, действие которого происходит в основном в реальном мире, является формой «современного фэнтези », тогда как сверхъестественный ужас, действие которого частично или полностью происходит в «вторичных мирах », следует описывать как « темное фэнтези ".
Кроме того, другие авторы, критики и издатели использовали темное фэнтези для описания различных других работ. Однако эти истории редко имеют универсальное сходство, кроме сверхъестественного событий и мрачного, часто задумчивого тона. В результате темное фэнтези не может быть прочно связано с определенным набором тропов. Сам термин может относиться к сказкам, основанным либо на ужасах, либо на фэнтези.
Некоторые писатели также используют «тёмное фэнтези» (или «готическое фэнтези ») в качестве альтернативного описания «ужасу», потому что они считают последний термин слишком мрачным или ярким.
Чарльз Л. Грант часто упоминается как автор термина «темное фэнтези». Грант определил свою разновидность темного фэнтези как «тип ужасов, в которых человечеству угрожают силы, находящиеся за пределами человеческого понимания». Он часто использовал темное фэнтези как альтернативу ужасу, поскольку ужасы все чаще ассоциировались с более интуитивными произведениями.
Темное фэнтези иногда также используется для описания историй, рассказываемых с точки зрения монстра, или которые представляют более сочувствующий взгляд на сверхъестественных существ, обычно связанных с ужасом. Энн Райс Хроники вампира, Челси Куинн Ярбро Сен-Жермен и Нил Гейман Песочный человек - ранние примеры этого стиля темного фэнтези. Это контрастирует с традиционной моделью ужасов, которая больше фокусируется на жертвах и выживших.
В более общем смысле тёмное фэнтези иногда используется как синоним сверхъестественного ужаса, чтобы отличить ужасные истории, содержащие элементы сверхъестественного, от тех, в которых их нет. Например, историю о оборотне или вампире можно было бы описать как темную фантастику, а историю о серийном убийце - просто ужасом.
Стейблфорд предполагает, что тип ужаса, передаваемый такими фантастическими историями, как Уильям Бекфорд Ватек и Эдгар Аллан По Маска красной смерти «более эстетичен, чем интуитивен или экзистенционален», и что такие истории следует рассматривать как «мрачные фантазии», а не «сверхъестественные триллеры» в традиционных фильмах ужасов.
Карл Эдвард Вагнер часто считается создателем этого термина «темное фэнтези» при использовании в контексте, более основанном на фэнтези. Вагнер использовал его, чтобы описать свою вымысел о готическом воине Кейне. С тех пор «темное фэнтези» иногда применялось к мечам и колдовству и высокому фэнтези, в которых изображены антигероические или морально неоднозначные герои. Другим хорошим примером этого определения темного фэнтези является сага Майкла Муркока о альбиносе фехтовальщике Элрике.
Фэнтезийная работа Х. П. Лавкрафт, Кларк Эштон Смит и их эмуляторы были определены как «темное фэнтези», поскольку изображенные ими воображаемые миры содержат много элементов ужаса. Этот элемент ужаса преобладает в некоторых поджанрах аниме.
Темное фэнтези иногда используется для описания фэнтези работ авторов, которых публика в первую очередь ассоциирует с жанром ужасов.. Примеры: Стивена Кинга Темная башня, Питера Страуба Страна теней и Клайв Баркер Weaveworld. В качестве альтернативы, темное фэнтези иногда используется для «более темных» произведений, написанных авторами, наиболее известными по другим стилям фэнтези; Рэймонд Файст Faerie Tale и романы Шарля де Линта, написанные как Сэмюэл М. Ки.