Изучение римской скульптуры осложняется ее отношением к греческой скульптуре. Многие образцы даже самых известных греческих скульптур, такие как Аполлон Бельведерский и Фавн Барберини, известны только из Римской Империи или Эллинистической "копии". Одно время это подражание было воспринято историками искусства как указание на ограниченность римского художественного воображения, но в конце 20-го века римское искусство начало переоцениваться в его собственных терминах: некоторые впечатления от искусства Природа греческой скульптуры на самом деле может быть основана на римском мастерстве.
Надгробный рельеф Публия Айдиуса и Айдиа, 30 г. до н. Э., Пергамский музей (Берлин), в более реалистичном «итальянском» стиле.Сильные стороны римской скульптуры в портретной живописи, где они меньше интересовались идеалом, чем греки или древние египтяне, и создавали очень характерные работы, а также в сюжетных рельефных сценах. Примеры римской скульптуры сохранились в изобилии, что полностью контрастирует с римской живописью, которая очень широко практиковалась, но почти все были потеряны. Латинские и некоторые греческие авторы, в частности Плиний Старший в книге 34 его Естественной истории, описывают статуи, и некоторые из них описания соответствуют сохранившимся работам. Хотя большая часть римской скульптуры, особенно каменной, сохранилась более или менее неповрежденной, она часто повреждена или фрагментарна; в натуральную величину бронзовые статуи гораздо реже, так как большинство из них было переработано для получения металла.
Большинство статуй на самом деле были гораздо более реалистичными и часто ярко окрашены при первоначальном создании; необработанные каменные поверхности, обнаруженные сегодня, связаны с потерей пигмента на протяжении веков.
Раннее римское искусство находилось под влиянием искусства Греции и самих соседних этрусков находились под сильным влиянием своих греческих торговых партнеров. Изюминкой этрусков были изображения гробниц в натуральную величину из терракоты, которые обычно лежали на крышке саркофага, подпертой на локте в позе закусочной того периода. По мере того как расширяющаяся Римская республика начала завоевывать греческую территорию, сначала в Южной Италии, а затем во всем эллинистическом мире, за исключением Парфян Дальнего Востока, официального и патрицианского скульптура стала в значительной степени продолжением эллинистического стиля, от которого трудно отделить специфически римские элементы, тем более что греческая скульптура сохранилась только в копиях римского периода. Ко II веку до н. Э. «Большинство скульпторов, работавших в Риме» были греками, часто порабощенными во время завоеваний, таких как завоевание Коринфа (146 г. до н. Э.), А скульпторами по-прежнему были в основном греки, часто рабы, чьи имена записываются очень редко. Огромное количество греческих статуй было ввезено в Рим в качестве добычи или в результате вымогательства или торговли, а храмы часто украшались повторно использованными греческими произведениями.
В надгробных памятниках можно увидеть местный итальянский стиль. преуспевающих римлян из среднего класса, на которых очень часто изображались портретные бюсты, и портретная живопись, возможно, является главной сильной стороной римской скульптуры. Нет никаких пережитков традиции масок предков, которые носили в процессиях на похоронах великих семей и иным образом выставляли в доме, но многие из сохранившихся бюстов должны представлять фигуры предков, возможно, из больших семейных гробниц, таких как Гробница Сципиона или более поздняя мавзолей за городом. Знаменитый «Капитолийский Брут », бронзовая голова, предположительно Луция Юния Брута, датируется очень по-разному, но считается очень редким пережитком италийского стиля во времена Республики, в предпочтительной среде из бронзы. Столь же суровые и сильные головы видны на монетах консулов, а в период Империи монеты и бюсты, рассылаемые по Империи для размещения в базиликах провинциальных городов, были основной визуальной формой имперского пропаганда; даже Лондиниум имел почти колоссальную статую Нерона, хотя и намного меньше, чем 30-метровый Колосс Нерона в Риме, ныне утерянный. Гробница Эврисака Пекаря, успешного вольноотпущенника (ок. 50–20 до н. Э.), Имеет фриз, который является необычно крупным примером «плебейского» стиль.
Арка Константина, 315: Адриан охота на львов (слева) и принесение жертв (справа), над частью константиновского фриза, демонстрируя контраст стилей.Римляне обычно не пытались конкурировать с отдельно стоящими греческими произведениями о героических подвигах из истории или мифологии, но с самого начала создавали исторические работы в рельефе, кульминацией которых были великие римские триумфальные колонны с непрерывными повествовательными барельефами, вьющимися вокруг них, из которых в память о Траяне (113 г. н.э.) и Марку Аврелии (к 193 г.) сохранились в Риме, где Ара Пацис («Алтарь мира», 13 г. до н.э.) представляет официальный греко-римский стиль в его наиболее классическом и изысканном виде. Среди других основных примеров - ранее использовавшиеся повторно рельефы на Арке Константина и основании Колонны Антонина Пия (161), рельефы Кампаны были более дешевые керамические изделия варианты мраморных рельефов, а вкус к рельефу с имперских времен расширился до саркофагов.
Все формы роскошных малых скульптур продолжали пользоваться покровительством, и качество могло быть чрезвычайно высоким, как, например, серебряный Кубок Уоррена, стеклянный Кубок Ликурга и большие камеи. как Джемма Огюстея, Камея Гонзага и «Великая Камея Франции ». Для гораздо более широких слоев населения лепные рельефные украшения керамических сосудов и небольших фигурок производились в большом количестве и часто значительного качества.
После перехода в «барокко» конца II века. фаза, в III веке, римское искусство в значительной степени отказалось или просто стало неспособным создавать скульптуру в классической традиции, изменение, причины которого все еще много обсуждаются. Даже самые важные имперские памятники теперь изображали коренастые, большеглазые фигуры в резком фронтальном стиле, в простых композициях, подчеркивающих мощь за счет изящества. Контраст хорошо проиллюстрирован в Арке Константина 315 г. в Риме, которая сочетает секции в новом стиле с медными кругами в более раннем полном греко-римском стиле, взятом из других источников, и Четыре тетрарха (ок. 305) из новой столицы Константинополя, ныне Венеции. Эрнст Китцингер обнаружил в обоих памятниках одинаковые «короткие пропорции, угловые движения, упорядочение частей посредством симметрии и повторения, а также прорисовку деталей и складок драпировки через разрезы, а не моделирование... Отличительная черта стиля. везде, где он появляется, состоит из подчеркнутой твердости, тяжести и угловатости - короче говоря, почти полного отказа от классической традиции ".
Эта революция стиля незадолго до того периода, когда христианство было принята римским государством и подавляющим большинством людей, что привело к исчезновению большой религиозной скульптуры с большими статуями, которые теперь используются только для императоров, как в знаменитых фрагментах колоссальной акролитической статуи Константина и 4-5 веков Колосс Барлеттский. Однако богатые христиане продолжали заказывать рельефы для саркофагов, как в саркофаге Юния Басса, и очень маленькие скульптуры, особенно из слоновой кости, продолжали христиане, опираясь на стиль консульского диптиха.
«Капитолийский Брут », вероятно, конец IV - начало III века до нашей эры, возможно, I век до нашей эры.
A Римский морская бирема изображена на рельефе из храма Fortuna Primigenia в Praeneste (Palastrina ), который был построен ок. 120 г. до н.э.; выставлен в Музее Пия-Клементина (Museo Pio-Clementino ) в Музеях Ватикана.
Бюст Патриция Торлония, предположительно, Катона Старшего. 1 век до н.э.
Оратор, ок. 100 г. до н.э., этрусско-римская бронзовая статуя, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека в римской тоге, занятого риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом
Сципион Африканский, бронзовый бюст, середина I века до н.э.
Так называемая «Тогатус Барберини », статуя, изображающая Римский сенатор держит портреты умерших предков (возможно, воображает ); мрамор, конец I века до нашей эры; голова (не принадлежит): середина I века до н.э.
бюст Арля, мраморный бюст, найденный в реке Рона около Арля, ок. 46 г. до н.э.
Роман, республиканец или ранний имперский, рельеф сидящего поэта (Менандр ) с масками Новой комедии, 1 век до н.э. - начало 1 века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета
Август из Прима Порта, статуя императора Августа, 1 век н.э. Музеи Ватикана
Камея камея, известная как «Великая камея Франции », ок. 23 г. н. Э. С аллегорией о Августе и его семье
Бюст императора Клавдия, ок. 50 г. н. Э. (Переработанный с бюста императора Калигулы ). Был найден в так называемой базилике Отриколи в Ланувиуме, Италия, Музеи Ватикана
- названный «Венера в бикини », из Дома бикини, Помпеи, изображает ее греческого партнера Афродиту когда она собирается развязать свои сандалии, с маленьким Эросом, сидящим на корточках под ее левой рукой
Гробница Дециев, 98–117 гг. Н. Э.
Статуя из Марса из Форума Нервы, начало 2 века нашей эры, основано на оригинале эпохи Августа, который, в свою очередь, использовал эллинистическую греческую модель 4 века до н.э., Капитолийские музеи
Статуя из полихромного мрамора, изображающая богиню Тихе с младенцем Плутом на руках, 2 век нашей эры, Стамбульский археологический музей
Статуя Антиноя (Дельфы), изображающая Антиноя, полихромный паросский мрамор, изготовленный во время правления Адриана (г. 117-138 н.э.)
Древний бюст римского императора Луция Вера (г. 161-169), натуральный блондин, который посыпал бы свои волосы золотой пылью, чтобы сделать их еще более светлыми, Национальный музей Бардо, Тунис
Остатки римского бюста юноши с белокурой бородой, возможно, изображающей римского императора Коммода (годы правления 177-192), Национальный археологический музей, Афины
Коммода одетый как Геркулес, ок. 191 г. н.э., в стиле позднего имперского «барокко»
Марк Аврелий принимает покорение побежденных врагов из Маркоманских войн, облегчение от его теперь разрушенной триумфальной арки в Риме, Капитолийские музеи, 177-180 гг.
Частный портрет с индивидуализированным и неумолимым натурализмом и стилизованным влиянием портретов императоров Адриана и Антонина Пия в его бороде и прическе.
Древнеримская статуя Исиды, в Собрании греческих и римских древностей в Художественно-историческом музее, Вена; первая половина II века нашей эры, найдена в Неаполе, Италия; из черного и белого мрамора.
Мраморная подставка для стола, украшенная группой, включающей Диониса, Пан и Сатира ; Дионис держит ритон в форме пантеры; на волосах фигур и ветвях сохранились следы красного и желтого ; из мастерской Малой Азии, 170-180 гг., Национальный археологический музей, Афины, Греция
. Геркулес Фарнезе, вероятно, увеличенная копия, сделанная в начало 3-го века нашей эры и подписано неким Гликоном, с оригинала Лисиппа (или одного из его круга), который был бы сделан в 4-м веке до нашей эры; Копия была сделана для Термы Каракаллы в Риме (посвященной в 216 г. н.э.), где она была обнаружена в 1546 г.
Древнеримская статуя императора Бальбина, датируемая 238 г. н.э., экспонируется в Археологическом музее Пирея (Афины)
Бронза Требониана Галла, датируемая временем его правления в качестве римского императора, единственная сохранившаяся почти полностью полностью сохранившаяся размер Римская бронза 3-го века (Метрополитен-музей )
Четыре тетрарха, ок. 305, демонстрирующий новый антиклассический стиль, порфир, сейчас Сан Марко, Венеция
Голова и другие фрагменты Константина I из колоссальной бронзовой статуи, начало IV века нашей эры, Musei Capitolini (Рим)
Мраморный портретный бюст Римская матрона, начало IV века нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бюст с идеализированным портретом Менандра Эфесского, IV век нашей эры, Археологический музей Эфеса
Деталь саркофага с изображением христианина вера в умножение хлебных хлебов и рыбы Иисусом Христом, c. 350–375 гг., Музеи Ватикана
Римский бюст с изображением Валента или Гонория ; мрамор, ок. 400 г. н.э.
Гонорий на консульском диптихе из Аниций Петроний Проб (406 г.)
Самшит рельеф, изображающий освобождение монарха осадили город силами помощи, а те, кто защищал стены, совершили вылазку ; Западная Римская империя, начало V века нашей эры
Портрет неизвестного человека, найденный на Афинской агоре, датируемый примерно 400-450 гг. Национальный археологический музей, Афины
Бюст императора Восточной Римской империи Феодосия II (годы правления 408–450 нашей эры); мрамор, V век нашей эры
Бюст женщины из Восточной Римской империи (Галла Плацидия ?) в V веке нашей эры
Бюст неизвестного оратора или философа из Тартуса, теперь в Лувре, 5 век нашей эры
Портретная живопись - доминирующий жанр римской скульптуры, возникший, возможно, из традиционного римского акцента на семье и предках; в вестибюле (атриум ) римского элитного дома были выставлены родовые портретные бюсты. Во время Римской республики считалось признаком характера, чтобы не приукрашивать физические недостатки и изображать мужчин, в частности суровыми и не заботящимися о тщеславии: портрет был картой опыт. В имперскую эпоху более идеализированные статуи римских императоров стали повсеместными, особенно в связи с государственной религией Рима. Надгробия даже скромно богатого среднего класса иногда демонстрируют портреты неизвестных ранее умерших, вырезанные в рельефе.
Среди множества музеев с образцами римской портретной скульптуры коллекции митрополита Особого внимания заслуживают Художественный музей в Нью-Йорке и Британский музей в Лондоне.
Религиозное искусство также было основной формой римской скульптуры. Центральным элементом римского храма была культовая статуя божества, которое считалось «размещенным» здесь (см. aedes ). Хотя изображения божеств также выставлялись в частных садах и парках, самые великолепные из уцелевших статуй, похоже, были культовыми. Римские алтари обычно были довольно скромными и простыми, но некоторые имперские образцы смоделированы по образцу греческой практики с тщательно продуманными рельефами, самый известный из которых Ара Пацис, который был назван "наиболее представительным произведением Август искусство ". Небольшие бронзовые статуэтки и керамические статуэтки, выполненные с разной степенью художественного мастерства, многочисленны в археологических записях, особенно в провинциях, и указывают на то, что они постоянно присутствовали в жизни римлян, будь то по обету или для частного молитвенного показа дома или в соседних святынях. Они, как правило, демонстрируют более региональные различия в стилях, чем большие и более официальные произведения, а также стилистические предпочтения между разными классами.
Римские мраморные саркофаги в основном датируются 2-4 веками нашей эры после изменения в Римские погребальные обычаи от кремации до ингумации, и в основном применялись в нескольких крупных городах, включая Рим и Афины, которые экспортировали их в другие города.. В других местах более распространенной осталась стела. Они всегда были очень дорогой формой, предназначенной для элиты, особенно в относительно небольшом количестве экземпляров с очень сложной резьбой; большинство из них всегда были относительно простыми, с надписями или символами, такими как гирлянды. Саркофаги делятся на несколько стилей в зависимости от области производства. «Римские» были поставлены упираться в стену, причем одна сторона оставалась нетронутой, в то время как «Чердак» и другие типы были вырезаны со всех четырех сторон; но короткие стороны, как правило, были менее искусно украшены в обоих типах.
Время, затраченное на их изготовление, поощряло использование стандартных предметов, к которым можно было добавить надписи, чтобы персонализировать их, а портреты умерших медленно создавались. появляются. В саркофагах можно найти примеры сложных рельефов, на которых изображены сцены, часто основанные на греческой и римской мифологии или мистических религиях, предлагавших личное спасение, и аллегорических Представления. Римское погребальное искусство также предлагает множество сцен из повседневной жизни, таких как игры, охота и военные действия.
Раннее христианское искусство быстро восприняло саркофаг, и они являются наиболее популярными. распространенная форма раннехристианской скульптуры, от простых примеров с символами до сложных фасадов, часто с небольшими сценами из Жизни Христа в двух рядах в архитектурном каркасе. Саркофаг Юния Басса (ок. 359) относится к этому типу, а более ранний Догматический саркофаг гораздо проще. Огромные порфиры саркофаги Елены и Константины - великие образцы Империи.
Сцены из римских саркофагов
Сцены орфической религии (2 век)
саркофаг Портоначчо с битвой
Дионис верхом на пантере и в сопровождении служителями, 220-230 гг. нашей эры
Дети, играющие с орехами (3 век)
Саркофаг с Калидонской охотой, Palazzo dei Senatori - Musei Capitolini, Рим.
Саркофаг с аллегорией четырех времен года. (III век), Palazzo dei Senatori - Musei Capitolini, Рим.
Саркофаг Quinta Flavia Severina, Palazzo dei Senatori - Musei Capitolini, Рим.
Раннехристианский мраморный саркофаг с горельефом, изображающим сцены из Ветхого и Нового Завета, ок. 310 г. от Р. Х.
Брошенный суд над Христом перед Пилатом, когда Пилат собирался умыть руки. Фрагмент раннехристианского саркофага Юния Басса (ум. 359)
Ряд известных больших каменных ваз, выполненных в виде рельефа времен Империи, по-видимому, в основном использовались в качестве садовых украшений; действительно, многие статуи также были помещены в сады, как общественные, так и частные. Скульптуры, обнаруженные на месте садов Саллюстия, открытых для публики Тиберием, включают:
Римские бани были еще одним местом для скульптуры; Среди известных произведений, найденных в Термах Каракаллы, - Фарнезский Бык и Фарнезский Геркулес, а также патриотические фигуры в натуральную величину начала III века, несколько напоминающие Работы советских соцреалистов (сейчас в Museo di Capodimonte, Неаполь ).
Найдено в Садах Саллюстия
Падение Ниобид, обнаружено на этом месте в 1906 году (Museo Nazionale Romano ) »греческий оригинал
Статуя кариатиды, Palazzo dei Senatori - Musei Capitolini, Рим.
Фонтан в виде роговой чаши для питья (ритон), Palazzo dei Senatori - Musei Capitolini, Rome.
Ребенок с театральной маской, для сада или дома, Palazzo Nuovo - Musei Capitolini, Рим.
Сцены, показанные на рельефах, таких как колонна Траяна и на саркофогах, показывают изображения давно утерянных римских технологий, таких как баллисты и использование пил для резки камня с водяным колесом. Последний был недавно обнаружен в Иерополис и посвящен памяти мельника, который использовал машину. На других барельефах изображены уборочные машины, во многом те, которые описаны Плинием Старшим в его Naturalis Historia.
По сравнению с греками, римляне меньше использовали камень. скульптура на зданиях, по-видимому, имеющая несколько фризов с фигурами. Важные фронтоны, такие как, например, Пантеон, изначально имели скульптуру, но почти не сохранились. Терракота рельефные панели, называемые рельефами Кампана, сохранились в большом количестве. Они использовались для украшения внутренних стен полосами.
Автор архитектуры Витрувий странно сдержан в отношении архитектурного использования скульптуры, приводя лишь несколько примеров, хотя он говорит, что архитектор должен уметь объяснить значение архитектурного орнамента и дает в качестве примера использование кариатид.