Догматический саркофаг, также известный как «Саркофаг Троицы», является ранним христианином саркофаг, датируемый 320–350 гг., сейчас находится в Музеях Ватикана (Ватикан 104). Он был обнаружен в 19 веке во время восстановительных работ в базилике Сан-Паоло фуори ле Мура, в Риме, Италии.
. Вместе с саркофагом Юний Басс, это один из важнейших образцов христианско-римской скульптуры константиновской эпохи. Он получил свое название от четких ссылок на догмы из Никейского собора (325), в частности на то, что Христос единосущен с Богом Отцом, как показано (например) сцена с изображением фигуры с явлением Иисуса между Адамом и Евой, хотя, следует ли понимать эту фигуру как Христа или Бога-Отца, менее ясно - догматическая точка зрения работает в любом случае.
Лицевая сторона разделена на два регистра, типичных для стиля время, с предметами Ветхого Завета и Нового Завета и центральным раковиной клипеус с портретами мертвой пары, обнимающейся и одетой в супружескую одежду, типичную для 4 век (tunica manicata, dalmatina и toga contabulata мужчиной, держащим ротулус в руке, а тунику и palla женщиной). Головы - это основные типы, показывающие, что либо не было желания, либо не хватало времени для персонализации саркофага.
В верхнем регистре пять эпизодов, два из книги Бытия и три чуда Христа:
В нижнем регистре шесть сцен, одна связана с рождением Христа, две - с Библией и три - со Святым Петром:
Саркофаг можно датировать между 330 и 340 годами из-за мужских причесок (кроме волос Христа и Петра), приземистых квадратных фигур и отсутствия каллиграфических изображений. деталь. Есть отголоски прежнего «плебейского» официального искусства, которые заставили некоторых предположить, что саркофаг принадлежит той же мастерской, которая производила и изменяла рельефы для Арки Константина (посвященной в 315 г.).
Отчет в Бытие естественно приписывает Сотворение единственной фигуре Бога, в христианских терминах, Богу Отцу. Однако первое лицо множественного числа в Бытие 1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему», и упоминание в Новом Завете Христа как Творца (Иоанна 1: 3, Колоссянам 1:15) привело ранних христиан. писатели связали Творение с Логосом или с ранее существовавшим Христом.
Ряд других саркофагов, наиболее удобно собранных в той же коллекции Ватикана, что и Догматический саркофаг, также показывают группы из трех фигур, которые обычно интерпретируются как представляющие Троицу в сценах из Книги Бытия. Иногда одна фигура безбородая, а две другие бородатые. Учитывая погребальный контекст и то, что соседние сцены часто показывают Новозаветные чудеса, в том числе Воскресение Лазаря, акцент в этих сценах может иметь отношение к преодолению греха и надежде на спасение. новая жизнь как грехопадение человека.
Христос сравнивался с Адамом в Римлянам 5: 14–21, и иногда его называли «новым Адамом», особенно в связи с крещением (в то время катехумены были явно обнажены, когда это вводили). Это также может быть упомянуто во второй сцене, или центральная фигура может представлять Божественный Логос, который также показан с появлением Иисуса. Сцена представляет «разделение трудов» между Адамом и Евой; центральная фигура держит сноп кукурузы в одной руке и мертвого зайца (в другом примере Ватикана - ягненка) в другой, хотя можно было бы ожидать, что охота на зайцев будет задачей Адама, а земледелие - Евы, а не противоположно тому, что, кажется, предполагает саркофаг.
Адам и Ева также функционировали как типологические предшественники Иисуса и Марии, а также Древо познания Креста Распятия. Вдобавок они олицетворяли верность в браке, и некоторые их сцены между Логосами интерпретируются как представление их свадебной церемонии, подходящей для саркофага супружеской пары.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Догматический саркофаг. |