Резьба по твердому камню

редактировать
Художественная резьба из полудрагоценных камней или драгоценных камней Моголов рукоять кинжала из нефрита с золото, рубины и изумруды.

резьба по камню - общий термин в истории искусства и археологии для художественной резьбы преимущественно полудрагоценные камни (но также драгоценные камни ), такие как нефрит, горный хрусталь (прозрачный кварц ), агат, оникс, яшма, серпентинит или сердолик, а также для объекта, сделанного таким образом. Обычно объекты небольшие, и категория перекликается как с драгоценностями, так и с скульптурой. Резьба по твердому камню иногда упоминается итальянским термином pietre dure; однако pietra dura (с буквой «а») - это общий термин, используемый для каменной инкрустации, что вызывает некоторую путаницу.

С периода неолита примерно до в 19 ​​веке такие предметы были одними из самых высоко ценимых в самых разных культурах, им часто приписывались особые силы или религиозное значение, но сегодня неспециализированная история искусства имеет тенденцию относиться к универсальному декоративному искусству или категория "малые искусства". Типы резных предметов включают предметы, предназначенные для ритуальных или религиозных целей, драгоценные камни с гравировкой как кольца-печатки и другие виды печати, ручки, крючки для ремня. и аналогичные предметы, сосуды и предметы исключительно декоративного назначения.

Содержание
  • 1 Сфера применения термина
  • 2 История
    • 2.1 Азия и исламский мир
    • 2.2 Западные традиции
    • 2.3 Доколумбовые и другие традиции
  • 3 Техники
  • 4 Подделки
  • 5 Галерея
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Сфера действия термина
Блюдо из змеевика с инкрустированной золотой рыбкой, 1 век до н. или CE, с креплениями 9-го века

Резьба по камню подпадает под общую категорию глиптического искусства, которая охватывает мелкую резьбу и скульптуру во всех категориях камня. Определение в этом контексте «твердый камень » является ненаучным и не очень жестким, но исключает «мягкие» камни, такие как тальковый камень (стеатит) и минералы, такие как алебастр, широко используемый для резьбы по дереву, а также типичные камни для строительства и монументальная скульптура, такие как мрамор и другие типы известняка и песчаник. Они, как правило, не подходят для чистовой обработки очень мелких резьб и изнашиваются при длительном использовании. В других контекстах, таких как архитектура, «твердый камень» и «мягкий камень» имеют разные значения, относящиеся к фактической измеренной твердости с использованием шкалы твердости минералов Мооса и других показателей. Некоторые камни, используемые в архитектуре и монументальной скульптуре, такие как гранит, по крайней мере так же тверды, как и драгоценные камни, а другие, такие как малахит, относительно мягкие, но считаются твердыми камнями из-за их редкости. и прекрасный цвет.

По сути, любой камень, который часто используется в ювелирных изделиях, может считаться твердым камнем. Включены твердые органические минералы, такие как янтарь и джет, а также минералоид обсидиан. Для достижения чистоты твердые камни обычно нужно сверлить, а не обрабатывать режущими инструментами. Геологически говоря, большинство драгоценных камней, традиционно вырезанных на Западе, представляют собой разновидности кварца, в том числе: халцедон, агат, аметист, сард, оникс, сердолик, гелиотроп, яшма и кварц в неокрашенном виде и прозрачная форма, известная как горный хрусталь. Различные материалы, называемые нефритом, преобладали в резьбе по мезоамерике. Камни, которые обычно используются для строительства зданий и больших скульптур, не часто используются для небольших объектов, таких как сосуды, хотя это случается. Например, в период Урук шумерской культуры (4-е тысячелетие до н. Э.) Тяжелые вазы, чашки и кувшины из песчаника и известняк были обнаружены, но не были широко распространены, так как у жителей Урука была хорошо развита керамика.

История
Династия Хань нефрит bi

Азия и исламский мир

Искусство очень древнее, восходит к цивилизации долины Инда и позже, и основные традиции включают цилиндрические печати и другие мелкие резные фигурки. в Древнем Ближнем Востоке, которые также делались из более мягких камней. Инкрустации из полудрагоценных камней часто использовались для украшения или выделения скульптур из других материалов, например, у статуй часто были глаза, инкрустированные белой раковиной и голубым лазуритом или другим камнем.

Китайский нефрит резьба начинается с вырезания ритуальных предметов, в том числе лезвий для дзи и топоров-кинжалов, явно никогда не предназначенных для использования, а также «Шести ритуальных нефритов», включая би и cong, которые, согласно гораздо более поздней литературе, представляли небо и землю соответственно. Они найдены в неолитической культуре Лянчжу (3400-2250 гг. До н.э.) и позже, а клинки - во 2-м тысячелетии до н.э. династии Шан. Традиционная китайская культура придает нефриту сильную силу; нефритовые погребальные костюмы, в которых хоронили аристократов династии Хань (206–220 гг. хрустальный кувшин, c. 1000, с итальянской крышкой XI века.

Китайцы и другие культуры часто приписывали драгоценным камням особые свойства по обнаружению и нейтрализации яда, и эта вера все еще жила в европейском Возрождении, как показано в трудах Георгия Агриколы, «отца минералогии ». Английское слово «нефрит» происходит (от испанского piedra de ijada) из ацтекского веры в то, что минерал лечит недуги почек и боков. В период Хань также зародилась традиция изящной декоративной резьбы по нефриту, которая просуществовала до наших дней, хотя тонкая резьба по другим твердым камням не развивалась до 17 века, а затем, по-видимому, производилась в различных мастерских и в разных стилях. те для нефрита. В целом, белый нефрит нефрит был наиболее ценимым в Китае примерно до 1800 года, когда более глубокий и яркий зеленый цвет лучшего жадеита стал более популярным. Существуют родственные азиатские традиции корейской резьбы по нефриту, в Юго-Восточной Азии и, в гораздо меньшей степени, Японии.

Маленькой сасанидской резьбы. известны, в основном, печатями или украшениями; центральный медальон «Чаша Хосроэса » (галерея) - один из самых крупных. Египетская резьба из горного хрусталя в сосудах появилась в конце 10 века и практически исчезла примерно после 1040 года. В 1062 году Каир дворец Фатимидского халифата был разграблен его наемниками, и образцы, найденные в европейских сокровищницах, как и проиллюстрированный, могли быть приобретены по мере рассредоточения добычи. Горный хрусталь, использовавшийся в Египте, по-видимому, был продан из Восточной Африки.

. До недавнего времени считалось, что резьба по нефриту была представлена ​​исламскому миру Центральной Азии в период Тимуридов, но это становится все яснее что кольца на большом пальце лучников, рукояти ножей и различные другие предметы были вырезаны веками, даже тысячелетиями раньше, хотя и в ограниченном количестве. Исламский нефрит и другие резные фигурки достигли особого пика в Империи Великих Моголов, где помимо переносной резьбы, инкрустированной панелями из резного камня были включены в такие здания, как Тадж-Махал. Огромное богатство двора Моголов позволяло свободно вставлять в предметы драгоценные камни, такие как рубины и изумруды. Придворные мастерские Османской империи также производили роскошные и сложные предметы в аналогичных стилях, но не достигали художественных вершин резьбы Моголов.

Западные традиции

Чаша Птолемеев из оникса, вероятно Александрия, 1 век до н.э. или н.э.

От ранних цивилизаций Ближнего Востока произошла резьба на сосудах и небольших статуях в Древней Греции, Древнем Риме и последующем западном искусстве, а также также сасанид Персия ; однако это не имеет большого значения в искусстве древнего Египта, за исключением украшений, поскольку алебастр был более распространенным материалом. Нефритовое кольцо-печатка Тутанхамона было названо «уникальным образцом» египетского нефрита. Резьба по твердому камню чаще относится к сосудам и фигурам, чем к меньшим драгоценным камням с гравировкой для уплотнительных колец или выполненным как предметы искусства, которые были основным художественным выражением твердого камня резьба в греческий классический и эллинистический периоды и рассматриваются отдельно. С эллинистического периода начинают появляться сложные сосуды из полудрагоценных камней, в основном резные, некоторые с камеями. Чаша Птолемеев и Чаша Фарнезе, похоже, были сделаны в Александрии в Египте Птолемеев, как и более простая рифленая чаша из сардоникса в Вашингтоне, которая, как и Чаша Птолемеев, была приспособлена для использования в качестве христианской чаши, и аббатом Сугером за его Аббатство Сен-Дени около 1140 года.

Из поздней античности появляются более простые формы сосудов с акцентом на естественные узоры фигурных камней - их остатки трудно датировать, и в основном они имеют Сохранился в церковных сокровищницах со средневековыми креплениями в ювелирном деле. Лучшая коллекция византийских литургических сосудов находится в сокровищнице Сан-Марко, Венеция, некоторые из них добыты во время Четвертого крестового похода. Византийские художники сохранили традицию повсюду Средневековье, часто работал с прозрачным горным хрусталем. Есть несколько крупных произведений каролингского искусства, в том числе Кристалл Лотаря, а затем продолжающаяся традиция работы из горного хрусталя, часто используемая без украшения в реликвариях и других предметах, как и современные стекла, за которые их часто принимают современные зрители. К концу средневековья появилось больше разнообразных камней и предметов, используемых как для религиозных, так и для светских предметов.

Деталь 19 века pietra dura панель

Opificio delle pietre dure («Мастерская твердого камня»), основанная Медичи в Флоренции в Вскоре 1588 стала ведущей мастерской в ​​Европе и разработала стиль pietra dura разноцветных инкрустаций, в которых используются как цветные мраморы, так и драгоценные камни. Они также изготавливали сосуды и небольшие скульптуры из цельного куска камня, часто украшенного золотом, что также было специальностью миланских мастерских. Их примеру последовали и другие правители, в том числе Петр Великий, Петергофские гранильные фабрики, основанные в 1721 году, положившие начало страсти русской королевской семьи и аристократии к твердым камням. Производство гравированных драгоценных камней уже возродилось, в основном в Венеции, но с участием художников во многих странах, и драгоценные камни очень высокого качества продолжали производиться до середины 19 века. Маньерист придворный вкус XVI века восхищался экстравагантными сосудами для сервировки фруктов или сладостей, украшением стола или сервантами, с твердыми камнями, дополненными креплениями и подставками из драгоценного металла, эмалью И драгоценности. Одна коллекция, которая в основном сохранилась, - это «Сокровище дофина» Людовика, дофина Франции (1661–1711), которое перешло к его сыну Филиппу V Испании ; в Museo del Prado сейчас выставлено вместе более 120 объектов, многим из которых уже более века при жизни дофина.

В отличие от огромного малахита вазы, которые скорее олицетворяют русскую резьбу (рисунок ниже), последним известным современным производителем в дореволюционной России был Фаберже. До того, как он создал знаменитые Императорские пасхальные яйца, он заработал себе репутацию маленькими каменными фигурками животных и людей, обычно всего 25–75 мм в длину или ширину, и небольшими вазочками с несколькими цветами - вазой и «водой». из горного хрусталя и цветов из различных твердых пород камня и эмали.

Доколумбовые и другие традиции

Ольмекская маска для лица по нефриту

За пределами Старого Света резьба по твердому камню была важна в различных доколумбовых культурах, включая нефрит в Мезоамерике и обсидиан в Мезоамерике. Поскольку его цвет ассоциируется с водой и растительностью, нефрит также был символом жизни для многих культур; Майя вкладывали нефритовые бусы в уста мертвых. Не имея железа, нефрит был самым твердым материалом, с которым доколумбовцы могли работать, не считая наждака.

Особый тип объекта, прошедшего долгую историю мезоамерики культур от ольмеков до майя и ацтеков - это «маска» для лица из полудрагоценного камня (они, похоже, не предназначены для фактического ношения), либо вырезанные из цельный кусок или кусочки, выложенные на основе из другого материала. Кураторы ссылаются на маски для лица в «ольмекском» стиле, поскольку, несмотря на их стиль, на сегодняшний день не было обнаружено ни одного примера в контролируемом археологическом контексте ольмеков. Однако они были извлечены из мест, принадлежащих другим культурам, в том числе из одного, преднамеренно депонированного на церемониальном участке Теночтитлан (Мехико ), которому предположительно было около 2000 лет, когда 245>Ацтеки похоронили его, предполагая, что они ценились и собирались так же, как римские древности в Европе. Собственные маски ацтеков более типичны из бирюзы инкрустации, у майя - инкрустации из нефрита (см. Галерею).

Другой предполагаемый тип резьбы по твердому камню доколумбовой эпохи - это скала хрустальный череп ; однако теперь эксперты убеждены, что все известные крупные (в натуральную величину) образцы являются подделками 19-го века, хотя некоторые из них могут быть действительно доколумбовыми.

народ маори из Новой Зеландии разработал резьбу из пунаму (нефрит) для изготовления оружия, инструментов и украшений на высоком уровне.

Техники
Огромная неоклассическая ваза из малахита в Дворце Эрмитажа, Санкт-Петербург

Самые твердые камни, в том числе разновидности нефрита и кварца имеют кристаллическую структуру, которая не позволяет выполнять детальную резьбу острыми инструментами без больших потерь и плохой отделки. Их обработка всегда отнимала очень много времени, что вместе со стоимостью редких материалов, часто продаваемых издалека, объясняет большие затраты на эти предметы. После распиливания и, возможно, долбления для придания приблизительной формы камни в основном обрабатывались абразивным порошком из более твердых камней в сочетании с ручной дрелью, вероятно, часто устанавливаемой на токарном станке , и шлифовальными кругами. Наждак добывался для получения абразивного порошка на Наксосе с древних времен и был известен в доколумбовой Мезоамерике. Некоторые ранние типы тюленей были вырезаны вручную, а не сверлом, что не позволяет создавать мелкие детали. Нет никаких свидетельств того, что увеличительные линзы использовались резчиками в древности. Китайцы иногда вставляли в свои прямые сверла менее ценные бриллианты.

Средневековое руководство по технике резьбы по драгоценным камням сохранилось от Теофила Пресвитера. Византийские резцы использовали диск с плоской кромкой на сверле для глубокой печати, а каролингские сверла использовали сверла с круглым наконечником; неясно, как они научились этой технике. Резчики Моголов также использовали сверла. Секции вставки можно распиливать с помощью луковой пилы . По крайней мере, в драгоценных камнях глубокой печати углубленная поверхность огранки обычно очень хорошо сохранилась, и микроскопическое исследование выявляет использованную технику. Цвет некоторых драгоценных камней можно улучшить с помощью ряда искусственных методов с использованием тепла, сахара и красителей. Можно показать, что многие из них использовались с древности - с 7-го тысячелетия до нашей эры в случае отопления.

Подражания

Как очень престижное искусство с использованием дорогих материалов, много различных техник для Имитация резьбы по твердому камню была разработана, некоторые из которых сами создали значительные художественные традиции. Изделия из селадона с глазурью нефритового цвета имели важное значение в Китае и Корее и в ранние периоды использовались для форм, типичных для нефритовых предметов. Римское камео-стекло было изобретено для имитации камео-драгоценных камней, с тем преимуществом, что последовательные слои были возможны даже в предметах в круглой форме. Небольшая группа очков Хедвиг XI (?) Века навеяна фатимидскими сосудами из горного хрусталя. В итальянском Возрождении агатовое стекло было усовершенствовано, чтобы имитировать сосуды из агата с разноцветной формой. Керамику часто украшали, чтобы имитировать драгоценные камни, дерево, гипс и другие материалы роспись под камни. Scagliola, разработанная в Италии для имитации вкладок pietra dura на гипсе; менее сложные формы называются мраморизацией. Средневековые иллюминированные манускрипты часто имитировали как инкрустированный камень, так и гравированные драгоценные камни, и после того, как печать взяла на себя бумажный мрамор, продолжили как ручное ремесло для украшения концевых листов и обложек.

Галерея
Примечания
Ссылки
  • Ангольд, Майкл, Четвертый крестовый поход: событие и контекст, Pearson Education, 2003. ISBN 0-582-35610-5, ISBN 978-0-582-35610-8
  • Кэмпбелл, Гордон, Энциклопедия декоративного искусства Grove, том 1, Oxford University Press, США, 2006, ISBN 0-19-518948-5, ISBN 978 -0-19-518948-3 (ссылки в примечаниях)
  • Кларк, Грэхем, Символы превосходства: драгоценные материалы как выражение статуса, Cambridge University Press, 1986, ISBN 0-521-30264-1, ISBN 978-0-521-30264-7, Google Книги
  • Франкфорт, Анри (1970). Искусство и архитектура Древнего Востока. Пеликан История искусства (4-е изд.). Пингвин. ISBN 978-0-14-056107-4.
  • Ховард, Анджела Фалько, китайская скульптура, Издательство Йельского университета, 2006, ISBN 0 -300-10065-5, ISBN 978-0-300-10065-5. Книги Google
  • Jones, Dalu Michell, George, eds.; Искусство ислама, Совет по искусству Великобритании, 1976, ISBN 0-7287-0081-6
  • Кин, Мануэль, Нефриты Старого Света снаружи Китай, от древних времен до пятнадцатого века, в: Гюльру Нечипоглу, Дорис Беренс-Абусейф, Анна Контадини (ред.), Мукарнас Серия 21: Очерки в честь Дж. М. Роджерса БРИЛЛА, 2005, ISBN 90-04-13964-8, ISBN 978-90-04-13964-0
  • Корнблут, Женевра Алисун. Гравированные камни империи Каролингов, Penn State Press, 1995, ISBN 0-271-01426-1. Google books
  • Лучс, Элисон, Западное декоративное искусство, Том 1, Систематический каталог коллекций Национальной галереи искусств, Oxford University Press, США, 1995, ISBN 0-521-47068-4, ISBN 978-0-521-47068-1 Google Книги
  • Маркел, Стивен Азиатское искусство статья: "Mughal Jades, A Technical and Sculptural Perspective.
  • " MMA ": Департамент искусств Африки, Океании и Америки." Jade in Mesoamerica ". In Heilbrunn Timeline of Art History. Нью-Йорк: Метрополитен Музей искусств, 2000–. ссылка (октябрь 2001 г.)
  • Папа-Хеннесси, Уна, ранние китайские нефриты, переиздание ЧИТАТЬ КНИГИ, 2008, ISBN 1-4437-7158-9, ISBN 978-1-4437-7158-0 Google Книги
  • Торесен, Лисбет. "О драгоценных камнях: Геммологические и аналитические исследования древних Инталий и камей. "В древнем глиптическом искусстве - гравировка и резьба по драгоценным камням. https://web.archive.org/web/20081226040154/http://ancient-gems.lthoresen.c" om / (февраль 2009 г.)
  • Watson, William, Ho, Chuimei. Искусство Китая после 1620 г., Издательство Йельского университета Пеликан история искусства, Издательство Йельского университета, 2007, ISBN 0-300-10735-8, ISBN 978-0-300-10735-7
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с резными камнями.
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:36:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте