Ритон | |
---|---|
Золотой ритон из периода Ахеменидов Ирана, раскопанный в Экбатане и хранящийся в Национальном музее Ирана. | |
Материал | Керамика, металл, рог, камень |
Размер | Размер чашки для практического использования, большего размера для церемониального использования, всегда примерно конической формы, образованной носиком или псевдо-носиком внизу. |
Пишу | Могут быть нанесены надписи и иным образом украшены |
Созданный | Доисторические времена через настоящее |
Текущее местоположение | Евразия |
Ритон / г aɪ ˌ т ɒ п, г aɪ т ə п / (множественное число ритоны или после греческого множественного числа, rhyta) представляет собой примерно конический контейнер, из которого текучие среды должны были быть пьяным или вылить в какой - то церемонии например возлияния или просто за столом. Обычно они имеют форму головы животного и производились на обширных территориях древней Евразии, особенно от Персии до Балкан. У многих есть отверстие внизу, через которое капала жидкость; другие этого не делали, и их просто использовали как чашки для питья, с той характеристикой, что их обычно нельзя было поставить на поверхность, не проливая их содержимое.
Английское слово rhyton происходит от древнегреческого слова ῥυτόν ( rhy̆tón или rhŭtón). Коническая форма ритона была известна в Эгейском регионе с бронзового века, или 2-го тысячелетия до нашей эры. Однако это никоим образом не ограничивалось этим регионом. По форме похожий на рог для питья и, возможно, происходящий от него, он был широко распространен в Евразии с доисторических времен.
Лидделл и Скотт приводят стандартное происхождение от греческого rhein, «течь», которое, согласно Юлиусу Покорному, происходит от индоевропейского * sreu-, «течь». Поскольку rhutos - это «поток», средний, rhuton, может быть своего рода объектом, связанным с заливкой, что эквивалентно английскому pourer. Многие сосуды, считающиеся ритонами, имели широкий рот наверху и отверстие в конусном сужении внизу, из которого вытекала жидкость. Идея состоит в том, что человек черпает вино или воду из сосуда для хранения или подобного источника, держит его, открывает отверстие большим пальцем и позволяет жидкости течь в рот (или на землю во время возлияния ) так же, как вино сегодня пьют из бурдюка.
Смит указывает, что это использование засвидетельствовано в классических картинах, и принимает этимологию Афинея, согласно которой оно было названо ἀπὸ τῆς ῥύσεως, «от потока». Смит также определил, что это название является недавней формой (в классические времена) сосуда, ранее называвшегося keras, «рог», в смысле «рог для питья». Слово ритон нет в том, что известно о микенской греческой, старейшей форме греческого написанном в Linear B. Однако ритон головы быка, о котором сохранилось много примеров, упоминается как ke-ra-a на табличке KN K 872, описи сосудов в Кноссе ; он показан с идеограммой быка (* 227 VAS ; также известный как ритон). Вентрис и Чедвик восстановили это слово как прилагательное * kera (h) a с микенским интервокальным h.
Ритонный сосуд для питья с изображением животных; такие сосуды широко производились в Персии во времена империи Ахеменидов (550–330 гг. до н.э.), хотя реалистичные детали животных, представленные на этом изображении, относятся к более поздней Парфянской империи (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.). Ритонный винный рог с протомом льва, Иран, парфянский период, I век до н.э. - I век н.э., серебро и позолота, хранится в галерее Артура М. Саклера.Рита в форме быка заполняется через большое отверстие и опорожняется через второе, меньшее отверстие. Это означает, что требуются две руки: одна для закрытия вторичного отверстия и одна для заполнения ритона. Это привело некоторых ученых к мысли, что ритоны обычно заполнялись с помощью двух человек или с помощью цепи или веревки, которые пропускали через ручку. Ритоны, смоделированные по образцу животных, были созданы так, чтобы казалось, будто животное пьет, когда наполняется сосуд. Ритон быка весил около трех килограммов в пустом состоянии и до шести килограммов в полном.
Другие ритоны с животными темами были смоделированы по образцу кабанов, львов и львиц (например, рог из головы льва ). Некоторые формы, такие как львица рита, можно было заполнить простым погружением благодаря форме и плавучести судна. Горизонтально оформленные риты, подобные тем, которые смоделированы по образцам львиц, можно было заполнить, опустив в жидкость и поддерживая. Вертикально оформленные риты, подобные тем, которые смоделированы по образцу хряков, требовали другой руки, чтобы прикрыть основное отверстие и предотвратить разлив жидкости при заполнении сосуда.
Риты часто использовались для процеживания жидкостей, таких как вино, пиво и масло. Некоторые риты использовались в кровавых ритуалах и жертвоприношениях животных. В этих случаях кровь могла быть разбавлена вином. Некоторые сосуды были смоделированы по образцу животного, с которым они должны были использоваться во время ритуала, но так было не всегда.
Невозможно доказать, что каждый рог для питья или сосуд для возлияния были проколоты снизу, особенно в доисторических фазах формы. Функция совка была бы на первом месте. Однако, как только отверстия появились, они предложили зооморфную интерпретацию и пластические украшения в виде голов животных - быков, лошадей, цервид и даже клыков - с жидкостью, льющейся изо рта животных.
Риты встречаются среди остатков цивилизаций, говорящих на разных языках и языковых группах на Ближнем и Среднем Востоке и вокруг него, таких как Персия, со второго тысячелетия до нашей эры. Они часто имеют форму голов или рогов животных, могут быть очень украшены и украшены драгоценными металлами и камнями. На минойском Крите головы быков из серебра и золота с круглыми отверстиями для вина (позволяющими вину литься из бычьих пастей) казались особенно распространенными, поскольку некоторые из них были обнаружены в больших дворцах ( Археологический музей Ираклиона ).
Один из старейших примеров концепции фигуры животного, держащей в руках длинный сосуд конической формы с плоским концом, был обнаружен в Сузах. В Юго-Западном Иране, в эпоху протоэламитов, около 3-го тысячелетия до нашей эры, это серебряная фигурка коровы. с телом сидящей женщины, фактически предлагающей сосуд между своими коровьими копытами.
Ритоны были очень распространены в древней Персии, где их называли такук ( تکوک). После победы Греции над Персией в Афины было доставлено много серебра, золота и других предметов роскоши, включая многочисленные ритоны. Персидские ритоны сразу же подражали греческим художникам. Не все риты были настолько ценными; многие из них были просто украшены коническими чашами из керамики.
Классическая афинская керамика, такая как вазы с красными фигурами, обычно расписана мифологическими мотивами. Одна стандартная тема изображает сатиров, которые символизируют непристойность, с ритой и мехами. Рога-образные ритмы тщательно вплетены в композицию с вертикальными мужскими органами сатиров, но эта откровенно сексуальная и несколько юмористическая тема, похоже, является поздней разработкой, согласующейся с афинским юмором, как это выражено в пьесах Аристофана. Богато украшенная и драгоценная рита великих цивилизаций прежних времен скорее грандиозна, чем грубовата, что придает демократическим картинам вазах дополнительное сатирическое измерение.
Соединение сатиры с вином и rhyta производится в Nonnus эпической «s Деяния Диониса. Он описывает сатиров при первом вытаптывании винограда во время изобретения виноделия Дионисом :
Карл Керени, цитируя этот отрывок, отмечает: «В основе этого богато разработанного мифа, в котором поэт даже упоминает риту, нелегко отделить критские элементы от элементов, происходящих из Малой Азии ». Связь, на которую он ссылается, является каламбуром, отсутствующим в английском переводе: вино смешанное ( kerannymenos), которое, по-видимому, содержит бычий рог ( keras), древнегреческое название ритона.
В мифе ихор с Олимпа падает между скалами. Из него растут виноградные лозы. Один растет вокруг сосны, где змея, вьющаяся в дерево, ест виноград. Дионис, увидев змею, преследует ее в яму в скалах. Следуя оракулу Реи, критской горной богини, Дионис вырывает яму и топчет в ней виноград, танцуя и крича. Богиня, скалы, змея и танцы - это критские темы. Культ Диониса был анатолийским. В самом абстрактном смысле ритон - это вместилище субстанции жизни, отмечаемой ритуальным танцем на винограде.
Ахеменидский серебряный ритон из Эребуни
Ахеменидский персидский лев Ритон, ок. 500 г. до н.э.
Греческий ритон для фракийского рынка, 4 век до н.э.
Ритон головы гончарного грифона, Апулия, ок. 350–300 до н. Э.
Керамический церемониальный ритон в форме виноградной грозди, Алишар Хуюк, Анатолия, средний бронзовый век, 1750–1650 гг. До н. Э.
Минойская стеатитовая рита в археологическом музее Ираклиона
Ритон головы кабана из Угарита, вид снизу
Гончарный ритон, украшенный скачущими краснофигурными сатирами, c. 450 г. до н.э.
Греческий серебряный ритон для фракийского рынка, конец 4 века
Ритон, оканчивающийся передней частью дикой кошки, I век до н.э., Метрополитен-музей.
4 век. До н.э. Греческий золотой и бронзовый рожок для питья с головой Диониса из Художественного фонда Тамойкина.
Древнегреческий ритона служит сосуд в форме головы собаки, сделанные Brygos, в начале 5 -го века до нашей эры. Музей Жерома Каркопино, Отдел археологии, Алерия
Еще картинки риты: