Камея Гонзага - это эллинистический драгоценный камень с гравировкой ; камея разновидности capita jugata, вырезанная из трех слоев индийского сардоникса, датируемая, вероятно, III веком до нашей эры. Он был центральным элементом коллекции древностей Гонзага, впервые описанной в описи 1542 г. коллекции Изабеллы д'Эсте как представляющей Августа и Ливия. Позже они были идентифицированы как Александр Великий и Олимпиада, Германик и Агриппина Старшая, Нерон и Агриппина Младшая и многие другие известные пары античности. Мужская фигура на камее одета в атрибуты Александра, включая увитый лавровым венком шлем, и горгонейон. Другая его эгида изображает бородатую голову, вероятно, Зевса Амона. Мужской лавровый венок венчает змея, что предполагает урей. Контрастные мужские и женские профили, по всей вероятности, предполагают Зевс и Геру. Коричневое ожерелье является более поздним дополнением, скрывающим, что камея в какой-то момент была сломана пополам.
Янг Питер Пауль Рубенс, затем на работу мантуанского герцога восхищался камео Гонзага как лучшей из существующих. Во время войны за мантуанское наследство он был унесен имперскими войсками в Вену и хранился в сокровищнице Пражского Града в течение Тридцати лет. 'Война. В конце конфликта шведы вторглись в Прагу и разграбили имперскую казну.
Несколько лет спустя камея вновь появилась в коллекции королевы Швеции Кристины. О его последующей истории мало что известно. Предполагается, что королева увезла его с собой в Италию и завещала своему фавориту кардиналу Децио Аззолини. Впоследствии он был приобретен вместе с остальной коллекцией произведений Кристины Ливио Одескальки, герцогом Браччано и племянником Иннокентия XI.
. В 1794 году камея была частью Коллекция Пия VI в Ватикане. Вторгшиеся французы унесли его с собой в Париж, где он попал в коллекцию Наполеона и императрицы Жозефины. После падения Наполеона российский Александр I посетил замок Мальмезон и предложил Жозефине всяческую помощь, какую только мог. В знак благодарности она подарила камею царю.
С тех пор так называемая камея Мальмезон хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В Вене есть конкурирующая эллинистическая камея меньшего качества, которую Габсбурги также описали как «камею Гонзага», вероятно, исходя из предположения, что она не была украдена шведами в 1648. Это приводит к значительной путанице между ними.
Диана Скарисбрик
На камее изображены профили мужчины и женщины, предположительно имеющие семейное сходство. Этот тип портрета capita jugata, показывающий два наложенных друг на друга профиля, известен по монетам, выпущенным Птолемеем II Филадельфом в эллинистическом Египте. На таких портретах изображен Птолемей с сестрой и женой Арсиноей II. Птолемей был первым эллинистическим правителем, женившимся на своей сестре; и именно при его дворе образ двух божеств, theoi adelphoi, получил распространение. Чтобы подтвердить идентификацию, утверждали, что голова женщины на камее покрыта чем-то вроде фаты.
Дж. Дж. Поллитт из Йельского университета считает, что именно венская камея представляет Птолемея и Арсиною. Что касается камеи в Санкт-Петербурге, Поллитт утверждает, что четко определенное качество «неоклассического» мастерства указывает на более позднюю дату, чем это принято считать. Он идентифицирует фигуры как Тиберий и Ливия, представленные «в очень обобщенной форме, чтобы они одновременно вызывали образы птолемеевской камеи и, через нее, образ Александра». 67>
На Викискладе есть материалы, связанные с Cameo Gonzaga. |