Memento mori ( лат. «помни, что ты [должен] умереть») — художественный или символический троп, действующий как напоминание о неизбежности смерти. Эта концепция уходит корнями в философов классической древности и христианства и появилась в погребальном искусстве и архитектуре со средневековья.
Наиболее распространенным мотивом является череп, часто сопровождаемый одной или несколькими костями. Часто одного этого достаточно, чтобы вызвать троп, но другие мотивы, такие как гроб, песочные часы и увядшие цветы, означают непостоянство человеческой жизни. Часто они используются в произведении, основным предметом которого является что-то другое, например портрет, но ванитас - это художественный жанр, в котором тема смерти является основным предметом. Танец Смерти и Смерть, олицетворенная с косой в образе Мрачного Жнеца, являются еще более прямым воплощением этого тропа.
В английском языке фраза обычно произносится как / m ə ˈ m ɛ n t oʊ ˈ m ɔːr i /, mə- MEN -toh MOR -ee.
Memento - это активное повелительное наклонение meminī во 2-м лице единственного числа, «помнить, иметь в виду», обычно служащее предупреждением: «помни! » Morī - инфинитив настоящего времени глагола -депонента morior «умереть».
Другими словами, «помни о смерти» или «помни, что ты умираешь».
Философ Демокрит тренировался, уединяясь и посещая гробницы. « Федон » Платона, где рассказывается о смерти Сократа, вводит идею о том, что надлежащая практика философии заключается «ни в чем другом, кроме как в смерти и в том, чтобы быть мертвым».
Стоики классической древности были особенно заметны в использовании этой дисциплины, и письма Сенеки полны предписаний медитировать на смерть . Стоик Эпиктет говорил своим ученикам, что, целуя своего ребенка, брата или друга, они должны напоминать себе, что они смертны, ограничивая свое удовольствие, как это делают «те, кто стоит позади людей в их триумфах и напоминает им, что они смертны». Стоик Марк Аврелий в своих «Размышлениях» предлагал читателю (самому себе) «рассмотреть, насколько эфемерны и значимы все смертные вещи».
В некоторых рассказах о римском триумфе компаньон или общественный раб стоял позади или рядом с торжествующим генералом во время процессии и время от времени напоминал ему о его собственной смертности или побуждал его «оглядываться назад». Вариант этого предупреждения часто переводится на английский язык как «Помни, Цезарь, ты смертен», например, в « 451 градус по Фаренгейту».
Несколько мест в Ветхом Завете призывают помнить о смерти. В 90-м псалме Моисей молится, чтобы Бог научил свой народ «сосчитывать дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрости» ( Пс. 90:12 ). В Екклесиасте Проповедник настаивает на том, что «Лучше идти в дом плача, чем идти в дом пира, ибо это конец всего человечества, и живущие примут это к сердцу» (Еккл. 7 : 2 ). У Исаии срок жизни человека сравнивается с коротким сроком жизни травы: «Трава засыхает, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господне; так и народ — трава» ( Ис. 40:7 ).
Выражение memento mori развилось с ростом христианства, которое подчеркивало Небеса, Ад и спасение души в загробной жизни. Христианский писатель 2-го века Тертуллиан утверждал, что во время его триумфального шествия у победившего полководца кто-то (в более поздних версиях - раб) стоял позади него, держа корону над его головой и шепча: «Respice post te. Hominem te memento» ( «Заботьтесь о себе [до времени после вашей смерти] и помните, что вы [всего лишь] мужчина»). Хотя в наше время это стало стандартным тропом, на самом деле никакие другие древние авторы не подтверждают этого, и, возможно, это было христианским морализаторством, а не точным историческим отчетом.
Затем эта мысль была использована в христианстве, чье сильное внимание к божественному суду, раю, аду и спасению души выдвинуло смерть на передний план сознания. В христианском контексте memento mori приобретает морализирующую цель, совершенно противоположную теме nunc est bibendum (сейчас время пить) классической античности. Для христианина перспектива смерти служит для того, чтобы подчеркнуть пустоту и мимолетность земных удовольствий, роскоши и достижений, а также как приглашение сосредоточить свои мысли на перспективах загробной жизни. Библейское предписание, часто ассоциируемое с memento mori в этом контексте, звучит так: In omnibus operibus tuis memorare novissima tua, et in aeternum non peccabis ( латинское толкование Вульгаты из Екклезиастика 7:40 : «во всех делах твоих помни о конце твоем). и ты никогда не согрешишь».) Это находит ритуальное выражение в обрядах Пепельной Среды, когда пепел кладут на головы прихожан со словами: «Помни, Человек, что ты прах и прах, ты вернешься».
Memento mori была важной частью аскетических дисциплин как средство совершенствования характера путем развития непривязанности и других добродетелей, а также путем обращения внимания на бессмертие души и загробную жизнь.
Самые очевидные места для медитации memento mori — в похоронном искусстве и архитектуре. Возможно, наиболее поразительной для современных умов является могила transi или трупа, гробница, которая изображает разложившийся труп умершего. Это стало модным в гробницах богатых в пятнадцатом веке, и сохранившиеся образцы до сих пор служат суровым напоминанием о тщеславии земных богатств. Позже пуританские надгробия в колониальных Соединенных Штатах часто изображали крылатые черепа, скелеты или ангелов, гасящих свечи. Это одна из многочисленных тем, связанных с изображением черепа.
Другим примером memento mori являются часовни из костей, такие как Capela dos Ossos в Эворе или склеп капуцинов в Риме. Это часовни, стены которых полностью или частично покрыты человеческими останками, в основном костями. У входа в Capela dos Ossos есть следующая фраза: «Мы, кости, лежащие здесь обнаженными, ждем ваших».
Часы использовались, чтобы показать, что время жизни на Земле сокращается с каждой минутой. Общественные часы будут украшены такими девизами, как ultima forsan («возможно, последний» [час]) или vulnerant omnes, ultima necat («все ранят, а последний убивает»). Часы несут девиз tempus fugit, «время бежит». В старых часах с боем часто были автоматы, которые появлялись и отбивали час; в некоторых знаменитых автоматических часах из Аугсбурга, Германия, Смерть отбивала час. Частные люди несли меньшие напоминания о собственной смертности. Мария, королева Шотландии, владела большими часами, вырезанными в форме серебряного черепа, украшенного строками Горация : «Бледная смерть с одинаковым темпом стучит в хижины бедняков и башни королей».
В конце 16 и на протяжении 17 века были популярны украшения memento mori. Среди предметов были траурные кольца, подвески, медальоны и броши. На этих изделиях были изображены крошечные мотивы черепов, костей и гробов, а также сообщения и имена усопших, выделенные драгоценными металлами и эмалью.
В тот же период возник художественный жанр, известный как vanitas, что на латыни означает «пустота» или «тщеславие». Картины vanitas, особенно популярные в Голландии, а затем распространившиеся в других европейских странах, обычно представляли собой наборы многочисленных символических объектов, таких как человеческие черепа, оплывшие свечи, увядающие цветы, мыльные пузыри, бабочки и песочные часы. В сочетании ассамблеи vanitas передавали непостоянство человеческих усилий и неизбежный с течением времени упадок. См. также темы, связанные с изображением черепа.
Memento mori также является важной литературной темой. Известные литературные размышления о смерти в английской прозе включают « Гидриотафию » сэра Томаса Брауна, «Погребение в урне » и «Святую жизнь и святое умирание » Джереми Тейлора. Эти работы были частью якобинского культа меланхолии, ознаменовавшего конец елизаветинской эпохи. В конце восемнадцатого века литературные элегии были распространенным жанром; « Элегия , написанная на деревенском кладбище» Томаса Грея и «Ночные мысли» Эдварда Янга являются типичными представителями этого жанра.
В европейской религиозной литературе эпохи Возрождения, Ars Moriendi, memento mori имело моральную ценность, напоминая людям об их смертности.
Помимо жанра реквиема и похоронной музыки, в старинной музыке Европы также существует богатая традиция memento mori. Особенно те, кто сталкивался с вечной смертью во время повторяющихся пандемий бубонной чумы с 1340-х годов, пытались закалить себя, предвосхищая неизбежное в песнопениях, от простого Geisslerlieder движения Flagellant до более изысканных монастырских или придворных песен. В текстах часто рассматривалась жизнь как необходимая и Богом данная юдоль слез со смертью как выкупом, и они напоминали людям вести безгрешную жизнь, чтобы получить шанс в Судный день. Следующие две латинские строфы (с их английскими переводами) типичны для memento mori в средневековой музыке; они взяты из virelai ad mortem festinamus Llibre Vermell de Montserrat от 1399 года:
Vita brevis breviter in brevi finietur, Mors venit velociter quae neminem veretur, Omnia mors perimit et nulli miseretur. Ad mortem festinamus peccare desistamus. Ni conversus fueris et sicut puer factus Et vitam mutaveris in meliores actus, Intrare non poteris regnum Dei beatus. Ad mortem festinamus peccare desistamus. | Жизнь коротка, и скоро она закончится; Смерть приходит быстро и никого не уважает, Смерть все разрушает и никого не жалеет. На смерть спешим, воздержимся от греха. Если ты не повернешься назад и не станешь, как дитя, И жизнь свою к лучшему не изменишь, Не сможешь ты войти, блаженный, в Царствие Божие. На смерть спешим, воздержимся от греха. |
Танец смерти — еще один известный пример темы memento mori, с его танцующим изображением Мрачного Жнеца, уносящего как богатых, так и бедных. Это и подобные изображения Смерти украшали многие европейские церкви.
Римская мозаика, изображающая Колесо Фортуны, которое, вращаясь, может сделать богатых бедными, а бедных богатыми; на самом деле оба состояния очень ненадежны, смерть не за горами, а жизнь висит на волоске: когда она обрывается, душа улетает. И таким образом все становятся равными. ( Collezioni pompeiane. Национальный археологический музей Неаполя )
Принц Оранский Рене Шалонский умер в 1544 году в возрасте 25 лет. Его вдова поручила скульптору Лижье Ришье изобразить его в гробнице трупа Рене Шалонского, которая показывает, как он предлагает свое сердце Богу, на фоне нарисованного великолепия его прежнего мирского состояния.. (Церковь Сент-Этьен, Бар-ле-Дюк )
Французский кулон из слоновой кости 16-17 веков, Монах и смерть, напоминающий о смертности и неизбежности смерти ( Художественный музей Уолтерса )
Кольцо Memento mori с эмалированным черепом и надписью «Умереть, чтобы жить» (между 1500 и 1650 годами, Британский музей, Лондон, Англия)
Франс Хальс, Молодой человек с черепом, ок. 1626–1628 гг.
Memento mori в виде небольшого гроба, 1700-е годы, восковая фигура на шелке в деревянном гробу (Музей Шнютгена, Кельн, Германия)
Траурная брошь с заплетенными волосами, 1843 г. ( Оклендский военный мемориальный музей Тамаки Паенга Хира, Новая Зеландия)
Будильник, установленный на модели гроба, вероятно, английский, 1840–1900 гг. ( Музей науки, Лондон )
Натюрморт: аллегория тщеславия человеческой жизни - это голландский vanitas, который следует теме memento mori.
«Послы » Ганса Гольбейна включают искаженное изображение черепа в нижней части картины.
Memento mori было приветствием, которое использовали Отшельники Святого Павла Французского (1620–1633), также известные как Братья Смерти. Иногда утверждают, что это приветствие используют трапписты, но это не так.
В колониальном американском искусстве появилось большое количество изображений memento mori из-за пуританского влияния. Пуританское сообщество в Северной Америке 17-го века смотрело на искусство свысока, потому что считало, что оно уводит верующих от Бога, а если и от Бога, то может привести только к дьяволу. Однако портреты считались историческими записями, и поэтому их разрешали. Томас Смит, пуританин 17-го века, участвовал во многих морских сражениях, а также рисовал. В его автопортрете мы видим эти занятия, представленные рядом с типичным пуританским memento mori с черепом, что предполагает его осознание неминуемой смерти.
Стихотворение под черепом подчеркивает принятие Томасом Смитом смерти и отказ от мира живых:
Почему, почему я должен Мир заботиться, В нем Мир Зла Находя. Тогда Прощай Мир: Прощай, твои банки, твои радости, твои игрушки, твои козни, твои воины. Truth Sounds Retreat: Я не сорье. Вечный Притягивает к нему мое сердце, Верой (которую может разрушить твоя Сила) Чтобы увенчать меня (после Благодати) Славой.
Многие произведения искусства memento mori связаны с мексиканским фестивалем «День мертвых», в том числе конфеты в форме черепа и буханки хлеба, украшенные хлебными «костями».
Эта тема также классно выражена в работах мексиканского гравера Хосе Гуадалупе Посада, в которых люди из самых разных слоев общества изображены в виде скелетов.
Еще одно проявление memento mori можно найти в мексиканской «Калавере», литературном стихотворном сочинении, обычно написанном в честь человека, который все еще жив, но написанном так, как если бы этот человек был мертв. Эти композиции имеют комедийный оттенок и часто передаются от одного друга к другому во время Дня мертвых.
Роман Кржнарич предполагает, что Memento Mori — важная тема, которую следует вернуть в наши мысли и систему убеждений; «Философы придумали много того, что я называю «дегустаторами смерти» — мысленных экспериментов, чтобы поймать момент».
Эти мысленные эксперименты способны вернуть нас обратно к смерти, к текущему осознанию и жизни со спонтанностью. Альбер Камю заявил: «Смиритесь со смертью, после этого все возможно». Жан-Поль Сартр говорил, что жизнь дается нам рано, а в конце укорачивается, при этом отнимается на каждом шагу пути, подчеркивая каждый день, что конец — это только начало.
Буддийская практика маранасати медитирует на смерть. Это слово представляет собой палийское соединение слов marana, «смерть» ( индоевропейское родственное латинскому mori) и sati, «осознание», очень близкое к memento mori. Впервые он используется в ранних буддийских текстах, суттапитаке Палийского канона, с параллелями в агамах «северных» школ.
В Японии влияние дзен -буддийского созерцания смерти на местную культуру можно оценить по следующей цитате из классического трактата по самурайской этике «Хагакурэ» :
Путь самурая — это практика смерти, каждое утро, обдумывание того, будет ли она здесь или там, представление наиболее красивого способа смерти и твердое сосредоточение своего разума на смерти. Хотя это может быть самым трудным делом, если кто-то будет это делать, это можно сделать. Нет ничего, что можно было бы предположить невозможным.
В ежегодном восхвалении цветов сакуры и осенних красок, ханами и момидзигари философствовалось, что вещи наиболее великолепны в момент перед их падением, и стремиться жить и умирать одинаково.
В тибетском буддизме существует практика тренировки ума, известная как лоджонг. Начальные этапы классического лоджонга начинаются с «Четырех мыслей, которые переворачивают разум», или, более буквально, «Четыре размышления, которые вызывают революцию в уме». Второй из этих четырех — созерцание непостоянства и смерти. В частности, об этом думают;
Существует ряд классических стихотворных формулировок этих созерцаний, предназначенных для повседневного размышления, чтобы преодолеть нашу сильную привычную тенденцию жить так, как будто мы уж точно не умрем сегодня.
Нижеследующее взято из Лалитавистара-сутры, основного произведения классического санскритского канона:
अध्रुवं त्रिभवं श выполнительный Закрыть ज्वलितं त्रिभवं ज выполнительный भवनि शरणे सद मूढ जगत् भ्रमती भ्रमरो यथ कुम्भगतो | Три мира мимолетны, как осенние облака. Словно постановочное представление, существа приходят и уходят. В бурных волнах, мчащихся, как пороги по скале. Словно молния, странники в сансаре вспыхивают и исчезают в одно мгновение. Существа пылают от страданий болезни и старости, И без защиты от пожара Смерти Сбитые с толку, ищущие убежища в мирском существовании Кружатся, как пчелы, пойманные в кувшине. |
В очень известном стихе палийских, санскритских и тибетских канонов говорится [это из санскритской версии Уданаварги :
सर्वे क्षयान्ता निचयाः पतनान्ताः समुच्छ्रयाः | सम्योगा विप्रयोगान्ता मरणान्तं हि जीवितम् |1,22| | Все, что нажито, будет потеряно , Что поднимется, то и упадет, Где встреча, там и разлука , Что рождено, то непременно умрет. |
Шантидева в Бодхисаттвачарьяватаре «Путь бодхисаттвы в жизни» подробно размышляет:
कृताकृतापरीक्षोऽयं मृत्युर्विश्रम्भघातकः। Выбрать २ / ३४॥ अप्रिया न भविष्यन्ति प्रियो मे न भविष्यति। अहं च न भविष्यामि सर्वं च न भविष्यति॥ २ / ३७॥ Просмотреть еще Закрыть २ / ३६॥ Закрыть आयस्य चागमो नास्ति न मरिष्यामि किं न्वहम्॥ २/४० यमदूतैर्गृहीतस्य कुतो बन्धुः कुतः सुह्रतो पुण्यमेकं तदा त्राणं मया तच्च न सेवितम्॥ २/४१॥ | Смерть не делает различий между выполненными и невыполненными задачами. Этому предателю не должны доверять ни здоровые, ни больные, ибо он подобен неожиданной великой молнии. BCA 2.33 Мои враги не останутся, и не останутся мои друзья. Я не останусь. Ничего не останется. BCA 2:35 Все, что вы пережили, останется в памяти. Как переживание во сне, все, что было, больше не увидишь. BCA 2:36 День и ночь продолжительность жизни неуклонно сокращается, и нет прибавления к ней. Неужто я тогда не умру? BCA 2:39 Что хорошего в родственнике и друге для человека, схваченного посланниками Смерти ? В то время одни заслуги являются защитой, и я не стремился к ней. БЦА 2:41 |
В тексте практики, написанном тибетским мастером 19-го века Дуджомом Лингпой для серьезных медитирующих, он формулирует второе созерцание следующим образом:
В этом случае, когда у вас есть такая щедрость возможностей с точки зрения вашего тела, окружения, друзей, духовных наставников, времени и практических указаний, не откладывая на завтра и послезавтра, пробуждайте чувство срочности, как если бы искра упала на ваше тело или песчинка попала вам в глаз. Если вы не сразу приступили к практике, исследуйте рождения и смерти других существ и снова и снова размышляйте о непредсказуемости вашей жизни и времени вашей смерти, а также о неопределенности вашего собственного положения. Медитируйте над этим до тех пор, пока вы окончательно не интегрируете это со своим умом... Явления этой жизни, включая ваше окружение и друзей, подобны сну прошлой ночи, и эта жизнь проходит быстрее, чем вспышка молнии в небе. Нет конца этой бессмысленной работе. Какая шутка готовиться к вечной жизни! Где бы вы ни родились, на высотах или в глубинах сансары, великая петля страдания будет крепко держать вас. Обрести свободу для себя так же редко, как звезда днем, так как же можно практиковать и достичь освобождения? Корень всей тренировки ума и практических наставлений заложен в познании природы существования. Другого пути нет. Я, старый бродяга, встряхнул свою нищенскую сумку, и вот что вышло.
Современный тибетский мастер Янгтанг Ринпоче в своем коротком тексте «Краткое изложение воззрения, медитации и поведения»:
།ཁྱེད་རྙེད་དཀའ་བ་མི་ཡི་ལུས་རྟེན་རྙེད། །སྐྱེ་དཀའ་བའི་ངེས་འབྱུང་གི་བསམ་པ་སྐྱེས། །མཇལ་དཀའ་བའི་མཚན་ལྡན་གྱི་བླ་མ་མཇལ། །འཕྲད་དཀའ་བ་དམ་པའི་ཆོས་དང་འཕྲད། འདི་འདྲ་བའི་ལུས་རྟེན་བཟང་པོ་འདི། །ཐོབ་དཀའ་བའི་ཚུལ་ལ་ཡང་ཡང་སོམ། རྙེད་པ་འདི་དོན་ཡོད་མ་བྱས་ན། །འདི་མི་རྟག་རླུང་གསེབ་མར་མེ་འདྲ། ཡུན་རིང་པོའི་བློ་གཏད་འདི་ལ་མེད། །ཤི་བར་དོར་གྲོལ་བའི་གདེངས་མེད་ན། །ཚེ་ཕྱི་མའི་སྡུག་བསྔལ་ཨ་རེ་འཇིགས། །མཐའ་མེད་པའི་འཁོར་བར་འཁྱམས་དགོས་ཚེ། །འདིའི་རང་བཞིན་བསམ་ན་སེམས་རེ་སྐྱོ། ། ཚེ་ ལ་ བློ་ གདེངས་ ཐོབ་པ་ ཞིག ། ཅི་ ནས་ ཀྱང་ མཛད་ བཀའ་ དྲིན་ ཆེ ། །འདི་བདག་གིས་ཁྱོད་ལ་རེ་བ་ཡིན། | Вы обрели человеческую жизнь, которую трудно найти, Вы пробудили намерение духа проявления, которое трудно пробудить, Вы встретили квалифицированного гуру, которого трудно встретить, И вы столкнулись с возвышенной Дхармой, которая трудно встретить. Размышляйте снова и снова о трудности Достичь такой прекрасной человеческой жизни. Если вы не сделаете это осмысленным, Это будет подобно масляной лампе на ветру непостоянства. Не рассчитывайте на то, что это продлится долго. |
Тибетский канон также включает в себя обширные материалы по медитативной подготовке к процессу смерти и бардо промежуточного периода между смертью и новым рождением. Среди них знаменитая «Тибетская книга мертвых», по-тибетски Бардо Тодол, «Естественное освобождение через слушание в бардо».
«Воспоминание о смерти» ( арабский : تذكرة الموت, Tadhkirat al-Mawt, происходящее от تذكرة, tadhkirah, арабский для меморандума или наставления), было главной темой исламской духовности со времен исламского пророка Мухаммеда в Медине. Это основано на Коране, где есть повторяющиеся предписания обращать внимание на судьбу предыдущих поколений. В литературе по хадисам, сохранившей учение Мухаммеда, записан совет верующим «почаще вспоминать о смерти, губительнице наслаждений». Некоторых суфиев называли «ахл аль-кубур», «люди могил», из-за их практики посещения кладбищ, чтобы размышлять о смертности и суетности жизни, основанной на учении Мухаммеда о посещении могил. Аль-Газали посвящает этой теме последнюю книгу своего « Возрождения религиозных наук ».
Hávamál («Изречения Всевышнего»), исландский сборник 13-го века, поэтически приписываемый богу Одину, включает в себя два раздела — Gestaþáttr и Loddfáfnismál — предлагая множество гномических пословиц, выражающих философию memento mori, наиболее известным из которых является Gestaþáttr номер 77.:
Deyr fé, deyja frændur, deyr sjálfur ið sama; ek veit einn at aldri deyr, dómr um dauðan hvern. | Животные умирают, друзья умирают, и ты тоже должен умереть; но одно я знаю, что никогда не умирают сказки о том, кто умер. |