Хагакурэ (Кюдзитай : 葉 隱; Синдзитай : 葉 隠; означает Скрытый листьями или скрытыми листьями), или Хагакурэ Кикигаки (葉 隠 聞 書), является практическим и духовным руководством для воина, составленным из коллекции комментариев клерка Ямамото Цунэтомо, бывший вассал Набэсима Мицусигэ, третьего правителя того, что сейчас является префектурой Сага в Японии. [джа ] составил эти комментарии из своих разговоров с Цунэтомо с 1709 по 1716 год; однако он был опубликован только спустя много лет. Написанная в то время, когда не было официально санкционированных боев самураев, книга решает дилемму сохранения воинского класса в отсутствие войны и отражает ностальгию автора по миру, который исчез до его рождения. Хагакурэ было в значительной степени забыто в течение двух столетий после его создания, но оно стало рассматриваться как исчерпывающий путеводитель самураев во время Тихоокеанской войны. Хагакурэ также известна как «Книга самураев», «Аналитики Набэсимы» или «Хагакурэ».
Записи в книге Взгляды Цунэтомо на бусидо, кодекс воина самураев. Иногда говорят, что Хагакурэ утверждает, что бусидо - это на самом деле «Путь Умирания » или жизни, как если бы человек был уже мертв, и что самурай должен быть готов умереть в любой момент, чтобы быть верным своему господин. Его высказывание «Путь воина - смерть» было суммированием готовности жертвовать, кодифицированной бусидо.
После того, как сёгунат Токугава подавил Восстание Симабара В 1638 году Япония не знала войн около двух столетий. Также пресекались частные междоусобицы и дуэли между самураями. Ямамото Цунэтомо родился в 1659 году, после окончания официально санкционированных самурайских боев. У него не было личного боевого опыта, и когда он был принят на работу, он работал писцом. К концу 1600-х - началу 1700-х самураи столкнулись с дилеммой сохранения класса воинов в отсутствие войны, и Хагакурэ отражает эту неопределенность. Написанная в конце жизни автора, книга также отражает его ностальгию по миру, исчезнувшему до его рождения.
Хагакурэ было в значительной степени забыто на два столетия. Первое современное издание появилось в 1900 году и не получило особого внимания в первые десятилетия века. Хагакурэ стала считаться окончательной книгой самураев только во время Тихоокеанской войны. Согласно Марку Равине, «Эта работа служит не описанием самурайской традиции, а примером того, что, по мнению японской армии, японские солдаты должны думать о самурайской практике». В послевоенную эпоху националистический писатель и поэт Юкио Мисима использовал Хагакурэ, чтобы определить свои руководящие принципы, и опубликовал свой собственный комментарий к произведению в 1967 году.