Франс Халс | |
---|---|
![]() | |
Родился | Франс Халс. c.1582. Антверпен, Фландрия, Испанские Нидерланды (ныне Королевство Бельгия ) |
Умер | 26 августа 1666 (1666-08-26) (83–84 лет). Харлем, Голландская Республика (ныне Королевство Нидерландов ) |
Гражданство | Голландский |
Известная работа | Цыганка (1628). Смеющийся кавалер (1624) |
Франс Хальс Старший (UK :,US :, голландский: ; c.1582 - 26 августа 1666) был голландский художник Золотого века, обычно портреты, который жил и работал в Харлеме.
Хальс сыграл важную роль в развитии группы портретной живописи 17 века. Он известен своей свободной живописной кистью.
Хальс родился в 1582 или 1583 году в Антверпене, затем в Испанских Нидерландах, как сын торговца тканями Франсуа. Франс Хальс ван Мехелен (ок. 1542–1610) и его вторая жена Адриантье ван Гертенрик. Подобно многим, родители Хальса бежали во время падения Антверпена (1584–1585) с юга в Харлем в новой Голландской республике на севере, где он жил до конца его жизнь. Хальс учился у фламандца эмигранта Карела ван Мандера, чье маньеристское влияние, однако, едва заметно в работах Хальса.
В 1610 году Халс стал членом Харлемской гильдии Святого Луки и начал зарабатывать деньги в качестве реставратора произведений искусства для городского совета. Он работал над их большой коллекцией произведений искусства, которую Карел ван Мандер описал в своей Schilderboeck («Книге художника»), изданной в Гарлеме в 1604 году. Наиболее заметными из них были работы Гертгена тотта Синт Янса., Ян ван Скорель и Ян Мостарт, висевшие в церкви Святого Иоанна в Харлеме. Реставрационные работы были оплачены городом Харлемом, поскольку все католическое религиозное искусство было конфисковано после отмены в 1578 году удовлетворения ван Харлем, которое ранее давало католикам равные права с протестантами. Однако вся коллекция картин не находилась в официальном владении городского совета до 1625 года, когда отцы города решили, какие картины подходят для мэрии. Оставшееся искусство, которое считалось слишком «католическим», было продано Корнелису Клаэсу ван Вирингену, члену гильдии, при условии, что он вывезет его из города. Именно в этом культурном контексте Халс начал свою карьеру в портретной живописи, так как рынок религиозных тем исчез.
Самый ранний известный пример искусства Хальса - портрет Якоба Заффиуса (1611). Его «прорывом» стал групповой портрет в натуральную величину Банкет офицеров Георгиевского ополчения в 1616 году. Его самый известный портрет сегодня - это портрет Рене Декарта, который он создал в 1649 году.
Франс Хальс женился на своей первой жене Аннеке Харменсдохтер около 1610 года. католиков, поэтому их брак был зарегистрирован в мэрии, а не в церкви. К сожалению, точная дата неизвестна, поскольку более старые записи о браке в мэрии Харлема до 1688 года не сохранились. Аннеке родилась 2 января 1590 года как дочь отбеливателя Хармена Диркса и Питертье Клаэсдра Гийбланта, а ее дед по материнской линии, производитель постельного белья Клаас Гийблант из Спаарне 42, завещал супругам могилу в церкви Святого Баво ( Grote Kerk), где оба похоронены, хотя Франсу потребовалось более 40 лет, чтобы присоединиться к своей первой жене. Аннеке умерла в 1615 году, вскоре после рождения третьего ребенка, из которых Хармен пережил младенчество, а один умер до второго брака Хальса. Как отметил биограф Сеймур Слайв, более старые истории о том, как Хальс злоупотреблял своей первой женой, были перепутаны с другим жителем Харлема с таким же именем. Действительно, на момент предъявления этих обвинений у художника не было жены, с которой можно было бы плохо обращаться, поскольку Аннеке умерла в мае 1615 года. Точно так же исторические свидетельства склонности Хальса к выпивке в значительной степени основывались на приукрашенных анекдотах его ранних биографов, а именно Арнольд Хубракен, без каких-либо прямых доказательств, подтверждающих это. После того, как его первая жена умерла, Хальс взял маленькую дочь торговца рыбой, чтобы она заботилась о своих детях, и в 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс. Они поженились в Спарндаме, маленькой деревне за пределами банн Харлема, потому что она была уже на восьмом месяце беременности. Хальс был преданным отцом, и у них родилось восемь детей.
Современники, такие как Рембрандт, перемещали свои дома в соответствии с прихотями своих покровителей, но Хальс остался в Харлеме и настаивал на том, чтобы его клиенты приходят к нему. Согласно архивам Харлема, schutterstuk, которую Галс начал в Амстердаме, был закончен Питером Кодде, потому что Галс отказался рисовать в Амстердаме, настаивая на том, чтобы милиционеры приехали в Харлем, чтобы сесть за свои портреты.. По этой причине мы можем быть уверены, что все натурщики были либо из Харлема, либо посещали Харлем, когда им делали свои портреты.
Работы Хальса пользовались спросом на протяжении большей части его жизни, но он прожил так долго, что со временем вышел из моды как художник и испытал финансовые трудности. Помимо живописи, он работал реставратором, торговцем произведениями искусства и экспертом по налогам на искусство при городских советниках. Кредиторы несколько раз привлекали его к суду, и в 1652 году он продал свое имущество, чтобы рассчитаться с пекарем. В описи конфискованного имущества упоминаются только три матраса и подушки, шкаф, стол и пять фотографий (это были он сам, его сыновья, ван Мандер и Маартен ван Хеемскерк ). Оставшись без средств к существованию, он получил ренту в 1664 году муниципалитетом.
Голландский народ боролся за независимость во время Восьмидесятилетней войны и Хальса был членом местной щуттерий, военной гильдии. Он включил автопортрет в свою картину 1639 года компании St Joris, согласно раме XIX века. (Подтвердить это не удалось.) Обычные члены не были обычным явлением раскрашивать, поскольку эта привилегия была зарезервирована за офицерами. Галс трижды расписывал компанию. Он также был членом местной палаты риторики, а в 1644 году он стал председателем гильдии св. Луки.
Франс Хальс умер в Харлеме в 1666 году и был похоронен в церкви Святого Бавона. Он получал городскую пенсию, что было весьма необычно и свидетельствовало о том уважении, с которым к нему относились. После его смерти его вдова обратилась за помощью и была помещена в местную богадельню, где позже умерла.
Хальс наиболее известен своими портретами, в основном богатых граждан, таких как Питер ван ден Броке и Исаак Масса, которого он нарисовал трижды. Он также писал большие групповые портреты для местной гражданской гвардии и для регентов местных больниц. Он был художником Золотого Века Голландии, который практиковал интимный реализм с радикально свободным подходом. Его картины иллюстрируют различные слои общества: банкеты или собрания офицеров, членов гильдии, членов местных советов от мэров до клерков, странствующих игроков и певцов, джентльменов, рыбачьих хозяйок и героев таверн. В своих групповых портретах, таких как Банкет офицеров ополчения Святого Адриана в 1627 году, Хальс запечатлел каждого персонажа по-своему. Лица не идеализированы и четко различимы, а их личности раскрываются в различных позах и выражениях лиц.
Хальс любил дневной свет и серебристый блеск, в то время как Рембрандт использовал эффекты золотого свечения, основанные на искусственных контрастах тусклого света в неизмеримом мраке. Халс ухватил момент из жизни своих подданных с редкой интуицией. То, что явилось в этот момент природой, он тщательно воспроизвел в тонкой цветовой гамме и с мастерством над каждой формой выражения. Он стал настолько умен, что точный тон, свет и оттенок и моделирование были получены с помощью нескольких четких и плавных мазков кисти. Он стал популярным художником-портретистом и по особым случаям рисовал богатых жителей Харлема. Он получил множество заказов на свадебные портреты (муж традиционно находится слева, а жена - справа). Его двойной портрет новобрачных оликанцев висит бок о бок в Маурицхейс, но многие из его пар свадебных портретов с тех пор разделились и их редко можно увидеть вместе.
Портрет Якоба Питерса Оликана (1596–1638), 1625, Маурицхейс.
Портрет Алетты Ханеманс (1606–1653), невесты Якоба Оликана, 1625, Маурицхейс.
Паулюс ван Берестейн, 1629, Лувр.
Катарина Бот дер Эм, невеста Паулюса Берестейна, 1629, Лувр.
Джозеф Койманс (1591–1591) 1660), муж Доротеи Берк, 1644, Уодсворт Атенеум.
Доротея Берк (1593–1684), жена Джозефа Койманса, 1644, частное собрание.
Портрет Стефана Гераедса, мужа Изабеллы Койманс, 1652 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
Изабелла Койманс, жены Стефана Герадтса, 1652 год, частное собрание.
Единственное свидетельство его работы в первое десятилетие его независимой деятельности - гравюра Яна ван де Вельде, скопированная с утраченного портрета министра Иоганнеса Богардуса. Ранние работы Хальса показывают его как аккуратного рисовальщика, способного к великолепной отделке, но энергичного, например, Два поющих мальчика с лютней и нотной тетрадью и Банкет офицеров Георгиевского ополчения (1616). Мякоть, которую он нарисовал, пастозная и полированная, менее прозрачная, чем впоследствии. Позже он стал более эффективным, продемонстрировал большую свободу рук и большую силу воздействия.
В этот период он написал портрет мадам ван Берестейн (Лувр ) в полный рост и портрет Виллема ван Хейтхейзена в полный рост, опираясь на меч. Обе эти фотографии соответствуют другому банкету офицеров милиции Святого Георгия (с разными портретами) и той же милиции в 1627 году и Банкету офицеров милиции Святого Адриана 1633 г. Подобная картина с датой 1639 г. предполагает некоторое изучение шедевров Рембрандта, и подобное влияние очевидно в групповом портрете 1641, изображающем регентов Св. Элизабет Гастуис и в своем портрете Марии Вугт в Амстердаме в 1639 году.
С 1620 по 1640 год он написал много двойных портретов супружеских пар на отдельных панелях, мужчина на левая панель и его жена на правой панели. Лишь однажды Галс изобразил пару на одном полотне: Пара в саду: Свадебный портрет Исаака Абрахамса. Масса и Беатрикс ван дер Лаан, (ок. 1622, Рейксмузеум Амстердам ).
Его стиль менялся на протяжении всей его жизни. Картины с яркими цветами постепенно заменялись картинами, в которых преобладал один цвет: черный. Вероятно, это было связано с трезвой одеждой его натурщиков-протестантов, а не с личными предпочтениями. Один простой способ увидеть это изменение - взглянуть на все портреты, которые он нарисовал на протяжении многих лет в своей фирменной позе, откинувшейся через спинку стула:
1626
1631
1633
1635
1645
1645
1655
1665
Позже в его жизни мазки кисти стали более свободными, мелкие детали стали менее важными, чем общее впечатление. Его ранние работы излучали веселье и живость, в то время как его более поздние портреты подчеркивали рост и достоинство изображаемых людей. Эта строгость отражена в Регентах больницы Святой Елизаветы в 1641 году и, два десятилетия спустя, в Регентах и Регентессах старой мужской богадельни (около 1664 года).), которые являются шедеврами цвета, хотя по сути все, кроме монохромных. Его ограниченная палитра особенно заметна в его телесных тонах, которые год от года становились все более серыми, пока, наконец, тени не стали почти полностью черными, как в Таймане Оосдорпе.
. Эта тенденция совпадает с периодом, когда Хальс получил меньше комиссионных от богатых, и некоторые историки предположили, что причиной его пристрастия к черно-белому пигменту была низкая цена этих цветов по сравнению с дорогостоящими озерами и карминами. Однако оба вывода, вероятно, верны, потому что Хальс не ездил к своим натурщикам, в отличие от своих современников, но позволял им приходить к нему. Это было хорошо для бизнеса, потому что он работал исключительно быстро и эффективно в собственной хорошо оборудованной студии, но это было плохо для бизнеса, когда Харлем приходил в тяжелые времена.
Как портретист, Хальс едва ли обладал психологической проницательностью Рембрандта или Веласкеса, хотя в некоторых работах, таких как адмирал де Рюйтер, Якоб Оликан и картины Альберта ван дер Меера, он раскрывает тщательный анализ характера, который имеет мало общего с мгновенным выражением его так называемых портретов персонажей. В них он обычно изображает мимолетный аспект различных стадий веселья, от тонкой, полу-иронической улыбки, которая дрожит на губах странно ошибочно названного Смеющегося кавалера до глупой ухмылки Малле Баббе. К этой группе изображений принадлежат Барон Густав Ротшильдс Шут, Богемский и Смеющийся Рыбак, а Портрет художника со второй женой, и несколько сбитая с толку группа семьи Берестейн в Лувре демонстрирует аналогичную тенденцию. Гораздо менее разрозненный, чем эта группа Берестейнов, и во всех отношениях одним из наиболее виртуозных достижений Хальса является группа под названием Художник и его семья, которая была почти неизвестна, пока не появилась на зимней выставке. в Королевской академии в 1906 году.
Согласно каталогу Франса Хальса raisonné, 1974, Хальсу можно отнести 222 известные картины. Этот список был составлен Сеймуром Слайвом в 1970-1974 годах, который также написал выставочный каталог в 1989 году и обновил свой каталог-резоне работ в 2014 году. В 1989 году другой специалист по Галсу, Клаус Гримм, не согласился со Слайвом и опубликовал нижний список из 145 картин в своем Франсе Хальсе. Das Gesamtwerk.
Неизвестно, писал ли Хальс пейзажи, натюрморты или повествования, но это маловероятно. Его дебют в обществе Гарлема в 1616 году с его большим групповым портретом для ополчения Святого Георгия показывает все три дисциплины, но если эта картина была его вывеской для будущих заказов, похоже, что впоследствии его наняли только для портретов. Многие художники XVII века в Голландии предпочли специализироваться, и Халс, похоже, был чистым специалистом по портрету.
Хальс был мастером техники, в которой использовалось нечто, ранее считавшееся недостатком в живописи, - видимый мазок кисти. Мягкие завитки кисти Хальса всегда отчетливо видны на поверхности: «материально просто лежит там, плоско, вызывая в глазах субстанцию и пространство». Живой и захватывающей, техника может показаться «якобы небрежной» - люди часто думают, что Хальс «бросил» свои работы «одним броском» (aus einem Guss) на холст. Это впечатление неверное. Правда, лишние работы в основном были записаны без подмалевок или подмалеков ('alla prima '), но большинство работ были созданы последовательными слоями, так как было принято в то время. Иногда рисунок рисовали мелом или краской поверх серого или розового подшерстка и затем более или менее поэтапно заполняли. Кажется, что обычно Хальс очень вольно использовал свой подмалевок: он с самого начала был виртуозом. Это относится, конечно, в особенности к его жанровым произведениям и его несколько более поздним, зрелым произведениям. Хальс проявил невероятную смелость, большое мужество и виртуозность и обладал большой способностью отрывать руки от холста или панели в момент наиболее убедительного высказывания. Он не «писал их до смерти», как это делали многие его современники, с их большой точностью и усердием, независимо от того, просили ли они их клиентов или нет.
В 17 веке его первый биограф Шревелиус писал о методах живописи Хальса: «Необычная манера живописи, совершенно его собственная, превосходящая почти всех». В этом отношении схематическая живопись не была собственной идеей Хальса (подход уже существовал в Италии 16 века), и Галс, вероятно, был вдохновлен фламандскими современниками Рубенсом и Ван Дейком в его метод рисования. Житель Харлема Теодор Шревелиус был поражен жизненной силой портретов Хальса, отражавших «такую силу и жизнь», что художник «кажется, бросает вызов природе своей кистью».
Франс оказал влияние на своего брата Дирка Халса (родился в Харлеме, 1591–1656), который также был художником. Кроме того, пятеро его сыновей стали художниками:
Хотя большинство его сыновей стали портретистами, некоторые из них занялись натюрмортами или архитектурными исследованиями и пейзажи. Однако натюрморты, ранее приписываемые его сыну Франсу II, с тех пор стали приписывать другим художникам. Хальс нарисовал молодую женщину, залезающую в корзину на сцене рынка натюрморта. Клас ван Хойссен.
Другие современные художники, черпавшие вдохновение у Хальса, были, с основными городами, в которых они жили:
У Хальса была большая мастерская в Харлеме и много учеников, хотя биографы 19-го века расспрашивали некоторых из его учеников, поскольку их стиль рисования сильно отличался от Хальса. В своей книге «Де Гроот Шубург» (1718–21) Арнольд Хоубракен упоминает Филипса Ваувермана, Адриана Брауэра, Питера Герритца ван Рестратена, Адриан ван Остаде и Дирк ван Делен в качестве студентов. Винсент Лауренс ван дер Винне также был студентом, согласно его дневнику с записями, оставленными его сыном Лоренсом Винценцем ван дер Винне. Рёстратен был не только студентом (в архивах Харлема есть нотариально заверенный документ, подтверждающий этот факт), но он также стал зятем Хальса, когда женился на его дочери Адриантье. Харлемский портретист Йоханнес Верспронк, один из примерно 10 конкурирующих портретистов в Харлеме в то время, возможно, какое-то время учился у Хальса.
По стилю наиболее близкими к работам Хальса являются несколько картин, приписываемых Джудит Лейстер, которые она часто подписывала. Она также «квалифицируется» как возможная ученица, как и ее муж, художник Ян Минсе Моленаер.
В 19 веке его техника имела влияние, особенно среди импрессионистов. Хальса вдохновил Клод Моне, Эдуард Мане, Шарль-Франсуа Добиньи, Макс Либерман, Джеймс Эббот Макнил Уистлер, Гюстав Курбе, а в Нидерландах Якобус ван Лой и Исаак Исраэль - одни из импрессионистов и реалистов, которые глубоко погрузились в работу Хальса, делая копии для изучения его работ и в дальнейшем опираясь на его методы и стиль. Ловис Коринт назвал Хальса своим самым большим источником влияния.
постимпрессионист художник Винсент Ван Гог писал своему брату Тео: «Что за радостно видеть Франса Хальса, насколько он отличается от картин - их так много - где все тщательно выровнено одинаково ». Хальс решил не придавать своей картине гладкую отделку, как это делали большинство его современников, но имитировал жизненную силу своего предмета, используя мазки, линии, пятна, большие цветные пятна и почти никакие детали. Через два столетия после его смерти,
Репутация Хальса пошатнулась после его смерти, и в течение двух столетий он пользовался таким низким уважением, что некоторые из его картин, которые сейчас являются одними из самых гордых вещей публичных галерей, были проданы на аукционе за несколько фунты или даже шиллинги. Портрет Иоганна Акрония продан за пять шиллингов на Энсхеде в 1786 году. Портрет человека с мечом в галерее Лихтенштейна продан в 1800 году за 4, 5 шилл.
Начиная с середины 1860-х годов его авторитет снова поднялся благодаря усилиям критика Теофиля Торе-Бюргера. Его восстановление в общественном уважении привело к огромному росту его стоимости, и на распродаже Secretan в 1889 году портрет Питера ван ден Броке был продан до 4420 франков, в то время как в 1908 Национальная галерея заплатила 25000 фунтов стерлингов за большую семейную группу из коллекции лорда Талбота де Малахайд.
Работой Хальса восхищаются, особенно молодые художники, которые может найти много уроков о практической технике из его нескрываемых мазков. Работы Хальса попали в бесчисленные города по всему миру и попали в музейные коллекции. С конца 19 века их собирали повсюду - от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие из его картин были проданы американским коллекционерам.
Основная коллекция его работ выставлена в Музее Франса Хальса в Харлеме. С 1913 года музей находится на Groot Heiligland, а до этого в ратуше), где хранятся некоторые из его наиболее важных работ.
Кратер Халс на Меркурии назван в его честь.
Халс был изображен на купюре 10- гульденов Нидерландов 1968 года. 531>Банкет офицеров роты ополчения Святого Георгия в 1616 году появляется на стене ресторана в 1989 году Питер Гринуэй фильм Повар, вор, его жена и ее любовник.
Катарина Хоофт с ее медсестра, c. 1619–1620
Семейный портрет Гийсберта Клаэса ван Кампена в пейзаже, ок. 1620
Трое детей с козьей повозкой, ок. 1620
Портрет мужчины, 1630
Якоб Заффиус, 1611
Супружеская пара в саду, 1622
Пикелхаринг, c. 1628–1630
Мулат, 1627
Портрет мужчины с черепом, ок. 1615
Молодой человек с черепом, ок. 1626–1628, Национальная галерея, Лондон
Женский портрет, 1644
Веселая пьющая, ок. 1628–1630
Масленицы, ок. 1615
Святой Матфей, ок. 1625
Игрок Роммеля в горшке, ок. 1618–1622
Даниэль ван Акен
Портрет Рене Декарта, ок. 1649
Внешнее видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Франсом Халсом. |