Рогир ван дер Вейден

редактировать
Ранний нидерландский художник XV века Рогир ван дер Вейден, портрет работы Корнелиса Корта, 1572

Rogier van der Weyden (голландский: ) или Roger de la Pasture (1399 или 1400 - 18 июня 1464) был ранним голландским художником, сохранившиеся работы которого состоят в основном из религиозных триптихов, запрестольных изображений и заказных одиночных и диптихов портретов. При жизни он был очень успешным и всемирно известным; его картины были экспортированы - или вывезены - в Италию и Испанию, и он получал заказы, среди прочего, от Филиппа Доброго 26, нидерландской знати и иностранных принцев. Ко второй половине 15 века он затмил Яна ван Эйка по популярности. Однако его слава просуществовала только до 17 века, и в значительной степени из-за изменения вкусов о нем почти полностью забыли к середине 18 века. Его репутация медленно восстанавливалась в течение следующих 200 лет; сегодня он известен вместе с Робертом Кампеном и ван Эйком как третий (по дате рождения) из трех великих фламандских художников (Vlaamse Primitieven или «фламандские примитивы») и широко известен как самый влиятельный северный художник 15 века.

Известно очень мало подробностей из жизни ван дер Вейдена. Те немногие факты, которые нам известны, взяты из отрывочных гражданских записей. Тем не менее, атрибуция картин, которые теперь ассоциируются с ним, широко признана, частично на основе косвенных свидетельств, но в первую очередь на основе стилистических свидетельств ряда картин мастера-новатора.

Ван дер Вейден работал с моделями жизни, и его наблюдения тщательно соблюдались. Тем не менее, он часто идеализировал определенные элементы черт лица своих моделей, которые обычно были статными, особенно в его триптихах. Все его формы переданы с богатой, теплой окраской и сочувственным выражением, в то время как он известен своим выразительным пафосом и натурализмом. Его портреты, как правило, половинной длины и полупрофиля, и здесь он так же симпатичен, как и в его религиозных триптихах. Ван дер Вейден использовал необычайно широкий диапазон цветов и разнообразных тонов; в его лучших работах один и тот же тон не повторяется ни в какой другой области холста, поэтому даже белые цвета различны.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и ученичество
  • 2 Признание в Брюсселе
  • 3 Атрибуция
  • 4 Работа
  • 5 Влияние
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы и ученичество

Происхождение Крест (c.1435), дубовое полотно, масло, 220 × 262 см. Museo del Prado, Мадрид

Из-за потери архивов в 1695 году и снова в 1940 году, есть несколько конкретных фактов о жизни ван дер Вейдена. Роже де ле Пастур (Роджер Пастбищ) родился в Турне (на территории современной Бельгии) в 1399 или 1400 годах. Его родителями были Анри де ле Пастур и Агнес де Ватрелос. Семья Пастура ранее поселилась в городе Турне, где отец Рожье работал метрдотелем (изготовителем ножей).

В 1426 году Рожье женился на Элизабет, дочери брюссельского сапожника Яна Гоффарта и его жены Кателин ван Стокем. У Рогира и Элизабет было четверо детей: Корнелиус (р. 1427) стал картезианским монахом; дочь, Маргарета, родилась в 1432 году. До 21 октября 1435 года семья поселилась в Брюсселе, где родились двое младших детей: Питер в 1437 году и Ян в 1438 году, которые впоследствии стали художником и ювелиром соответственно. 151>

Со второго марта 1436 года он занимал титул «живописца города Брюсселя» (stadsschilder), очень престижный пост, потому что Брюссель в то время был самой важной резиденцией великолепного двора Герцоги Бургундии. Переезжая в Брюссель, Рогир начал использовать фламандскую версию своего имени: «Рогир ван дер Вейден».

Портрет женщины с крылатой шляпой, ок. 1440.. Gemäldegalerie, Berlin.

Мало что известно о том, что Рожье был художником. Архивные источники из Турне были полностью уничтожены во время Второй мировой войны, но частично были переписаны в XIX и начале XX века. Источники о его ранней жизни сбивают с толку и привели к различным интерпретациям ученых. Известно, что 17 ноября 1426 года городской совет Турне предложил восемь кувшинов вина в честь некоего «Maistre Rogier de le Pasture».

Однако 5 марта следующего года записи гильдия художников выставка «Rogelet de le Pasture» вошла в мастерскую Роберта Кампена вместе с Жаком Дарэ. Записи показывают, что де ле Пастюр уже был известен как художник. Только пять лет спустя, 1 августа 1432 года, де ле Пастюр получил титул «Мастера» (Местра) живописца.

Его более позднее вступление в ученичество можно объяснить тем, что в 1420-х годах Город Турне был в кризисе, и в результате гильдии не функционировали нормально. Позднее ученичество могло быть юридической формальностью. Кроме того, Жаку Дарэ было тогда за двадцать, и он жил и работал в доме Кампена не менее десяти лет. Возможно, что Рожье получил ученое звание (магистр) до того, как стал художником, и что он был награжден почетным вином по случаю его окончания. Сложные и изученные иконографические и композиционные качества приписываемых ему картин иногда используются в качестве аргумента в пользу этого предположения.

Социальный и интеллектуальный статус Рожьера в его более позднюю жизнь превосходил статус простого мастера в то время. В целом, тесная стилистическая связь между задокументированными работами Жака Дарэ и картинами, приписываемыми Роберту Кампену и ван дер Вейдену, является основным аргументом в пользу того, чтобы рассматривать Рогира ван дер Вейдена как ученика Кампена.

Признание в Брюсселе

Триптих Брака, ок. 1452. Musée du Louvre, Париж. Бонский алтарь, ок. 1445–1450. 220см × 548см (без рамок). Дуб, масло, Хосписы Бона, вид изнутри

Последнее упоминание Рожье де ла Пастюра в финансовых отчетах Турне 21 октября 1435 года указывает на него как на демерранта. Brouxielles («живущий в Брюсселе»). В то же время первое упоминание о Роже де Вейдене делает его официальным художником Брюсселя. Именно этот факт ставит де ла Пастюра и ван дер Вейдена как одного и того же художника. Пост городского художника был создан специально для Ван дер Вейдена и должен был прекратить свое существование после его смерти. Это было связано с огромной комиссией по рисованию четырех сцен правосудия для «Золотой палаты» мэрии Брюсселя. Различная недвижимость и инвестиции задокументированы и свидетельствуют о его материальном благополучии. Написанные им портреты бургундских герцогов, их родственников и придворных демонстрируют тесную связь с элитой Нидерландов. В то время как Рогир ван дер Вейден становился все более богатым, он также щедро раздавал милостыню бедным. Еще одним свидетельством его благотворительности является должность ван дер Вейдена в качестве администратора больницы и благотворительного фонда Тер Кистен в монастыре Бегин в Брюсселе между 1455 и 1457 годами. Алтарь Мирафлорес, вероятно, был заказан королем Хуаном II Кастилии, поскольку Хуан II подарил его монастырю Мирафлорес в 1445 году.

Согласно некоторым источникам, в 1449 году Рожье отправился в Италию, а в священном 1450 году вполне возможно, совершил паломничество в Рим, где познакомился с итальянскими художниками и меценатами. Однако его итальянский опыт не повлиял на его стиль. Дом Эсте и Медичи семья заказали ему картины. После вмешательства герцога Бургундского и дофина французского, будущий Людовик XI, Рогир ван дер Вейден был убежден принять просьбу Бьянки Марии Висконти, герцогини Миланской, что ее придворный художник Занетто Бугатто поедет в Брюссель, чтобы стать учеником в его мастерской. Международная репутация Рожье постоянно росла. В 1450-х и 1460-х годах ученые-гуманисты, такие как Николас Кузанус, Филарет и Бартоломео Фасио, обращались к нему в превосходной степени: «величайший», «самый благородный». художников.

Ван дер Вейден умер 18 июня 1464 года в Брюсселе и был похоронен в часовне Святой Екатерины в соборе Святого Гудульфа.

Атрибуция

Портрет дамы, c. 1460. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.

Ни одно произведение нельзя с уверенностью приписать ван дер Вейдену только на основании документальных свидетельств XV века. Однако Лорн Кэмпбелл заявил, что известны три хорошо аутентифицированных картины, но каждая из них подвергалась сомнению или недооценивалась. Лучше всего задокументирован Снятие с креста в Museo del Prado в Мадриде. Кэмпбелл отмечает, что происхождение этой картины в некоторых деталях можно проследить с 16 века. Первоначально повешенный в церкви Нотр-Дам-Хор-де-Мюр в Лёвене, «Снятие с креста» было отправлено королю Испании. В то время как корабль, на котором он путешествовал, тонул, картина, к счастью, плавала, а тщательная упаковка означала, что она практически не была повреждена. Копия шедевра Мишеля Кокси была подарена жителям Левена взамен оригинала, отправленного в Испанию. Триптих Богородицы или Алтарь Мирафлореса, с 1850 года в Gemäldegalerie, Берлин, был передан в 1445 году в Картеж Мирафлорес около Бургоса от Иоанна II Кастильского ; в дарственной грамоте он был описан как работа великого и знаменитого Фландреско Рогеля. Распятие, теперь находящееся в Дворце Эскориала, было подарено Роже Чартерным домом Шойта за пределами Брюсселя. В своем каталоге raisonné ван дер Вейдена бельгийский историк искусства Дирк де Вос соглашается с Кэмпбеллом в отношении подлинности этих трех картин.

Ученичество Рожьера у Кампена вызвало ряд озабоченностей, в первую очередь заметно его подход к женской красоте, который часто выражался как в элегантной форме самой модели, так и в ее платье. Оба художника разместили свои модели в пределах четких диагональных линий, переданных либо через головной убор, либо через складки окружающих драпировок или ткани. Оба подчеркнули живость характера своей модели, противопоставляя ее темному плоскому фону и бросая сильный свет с левой стороны. Кэмпбелл сравнивает «Вор » Кэмпина с «Прадо« Снятие с креста »Рожьера в их эмоциональном изображении страданий. Сходство было до такой степени - сравните сходство «Женский портрет Кампена» с берлинским портретом Рожье, - что работы Кампена какое-то время относились к ранней карьере Рожье.

Шатле показывает, как последующие поколения искусствоведов смешивают и путают личность Рогира ван дер Вейдена, тем самым неправильно приписывая произведения искусства. Это можно проследить до географической ошибки в книге Вазари Vite de 'più eccellenti pittori, scultori e architettori, где он утверждает, что художник «Руджиеро да Бругиа» жил в Брюгге. Ван Мандер, который знал, что Рогир ван дер Вейден проживает в Брюсселе, читал текст Вазари и полагал, что есть два разных художника с одним и тем же именем, которые оба появляются отдельно в его Шильдер-беке 1604 года. Шатле объясняет, как брюссельский архивариус Альфонс Вальтерс обнаружил в 1846 году, что в Брюсселе жил Рогир ван дер Вейден, но умер раньше, чем указано в Schilder-Boeck; это привело Альфреда Михильса к утверждению, что было два художника Рогира ван дер Вейдена, отец и сын. Дальнейшее осложнение возникло в конце XIX века, когда Уильям Боде и Гуго фон Чуди приписали группу произведений искусства «метру Флемаль»; несмотря на расхождения, эти работы похожи на работы Ван дер Вейдена, и поэтому считалось, что эти работы были на самом деле Рожье и что он был «Мэтром Флемалля». Только в 1913 году Хулин де Лоо указал, что эти работы действительно были написаны учителем Рожье Робертом Кампеном. Критики по-прежнему расходились во мнениях относительно того, был ли один Рогир ван дер Вейден или два художника, а вторым был Рожье де ла Пастуре из Турне, пока Эрвин Панофски не написал свою окончательную работу в 1953 году Ранний Голландская живопись и установил, что был только один художник с двумя именами.

Работа

Алтарь семи таинств, триптих ок. 1445–1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Распятие, диптих (ок. 1460 г.). Художественный музей Филадельфии.

Относительно небольшое количество работ связано с относительно долгой карьерой ван дер Вейдена, но это не означает, что он не был плодовитым, скорее, что многие из них были потеряны. Тем не менее, у него был очень четко определенный стиль, и большинство ссылок на него общепризнанно. Ван дер Вейден не оставил автопортретов. Однако было высказано предположение, что он нарисовал автопортрет на одной из панелей Правосудия, который впоследствии был скопирован на гобелен Берна. Говорят, что рисунок с надписью «Recueil d'Arras» изображает Ван дер Вейдена.

Многие из его самых важных работ были уничтожены в конце 17 века. Впервые он упоминается в исторических записях в 1427 году, когда в относительно позднем возрасте он изучал живопись у Кампена в 1427–1432 годах и вскоре превзошел своего учителя, а позже даже оказал на него влияние. После ученичества он стал мастером в Турне Гильдии Святого Луки. Он переехал в Брюссель в 1435 году, где быстро завоевал репутацию благодаря своим техническим навыкам и эмоциональному использованию линий и цветов. Он завершил свое низложение в 1435 году, что, как он сознательно задумал, сделало его одним из самых востребованных и влиятельных художников в Северной Европе и до сих пор считается его шедевром.

Триптих Распятия. Художественно-исторический музей, Вена.

Фрагмент лондонской Национальной галереи Магдаленские чтения был описан Кэмпбеллом как «один из великих шедевров» искусства пятнадцатого века и среди самых важных ранних работ Рожье ". С 1970-х годов эта картина была связана с двумя маленькими головами в коллекции Музея Галуста Гюльбенкяна (Лиссабон), Святой Екатерины и Святого Иосифа. В настоящее время широко распространено мнение, что эти три фрагмента произошли от одного и того же большого алтаря, изображающего «Богородицу с младенцем и святых», частично записанного на более позднем рисунке, теперь находящемся в Стокгольме. В неизвестную дату до 1811 года этот алтарь был вырезан на этих трех фрагментах.

Утраченный Судья Траяна и Херкинбальда, доживший до конца 17 века, состоял из четыре большие панели, представляющие судью Траяна и судью Херкенбальда. Они были заказаны городом Брюсселем для Gulden Camere (Золотая палата) Брюссельской ратуши. Первая и третья панели были подписаны, а первая датирована 1439 годом. Все четыре были закончены до 1450 года. Они были разрушены во время французской бомбардировки Брюсселя в 1695 году, но известны из многих сохранившихся описаний, из свободных частичная копия в гобелене (Берн, Исторический музей) и с других свободных и частичных копий в рисунке и живописи. Размеры картин, вероятно, составляли около 4,5 м каждая, что было огромным размером для картины на панно в то время. Они служили «примерами справедливости» для олдерменов города, которые должны были отстаивать справедливость в этой комнате. Картины восхвалялись или описывались рядом комментаторов до их уничтожения, в том числе Дюрер (1520 г.), Вазари (1568 г.), Молан (ок. 1570–1570 гг.) 1580) и Балдинуччи (1688).

В своих заказных портретах ван дер Вейден обычно льстил своим натурщикам. Он часто идеализировал или смягчал их черты лица, придавая им красоту или красоту, интерес или интеллект, которыми они, возможно, не были благословлены в жизни. Он часто увеличивал глаза, лучше определял контуры лица и придавал более сильную челюсть, чем у испытуемого, возможно, в жизни. Среди его самых знаменитых портретов - портреты Филиппа Доброго, его третьей жены Изабеллы Португальской и их сына Карла Смелого.

Влияние

Смещение - Последователь Рогир ван дер Вейден

Его энергичная, тонкая, выразительная живопись и популярные религиозные концепции оказали значительное влияние на европейскую живопись не только во Франции и Германии, но также в Италии и Испании. Панофски пишет, как Рогир ван дер Вейден ввел новую религиозную иконографию в свою картину; он изображал покровителей, участвующих в священных событиях, и сочетал полу-портреты Мадонны с портретами молящихся в диптихи. Он также переформулировал и популяризировал тему Святого Иеронима, удаляющего шип из львиной лапы.

Ганс Мемлинг был его величайшим последователем, хотя не доказано, что он учился у Роже. Ван дер Вейден также оказал большое влияние на немецкого художника и гравера Мартина Шонгауэра, чьи гравюры распространились по всей Европе с последних десятилетий 15 века. Косвенно гравюры Шонгауэра способствовали распространению стиля ван дер Вейдена. Деленда пишет, что, за исключением Петруса Кристуса, который был учеником Яна ван Эйка, следы искусства Рогира ван дер Вейдена можно найти у всех художников пятнадцатого века в разной степени. градусов.

Галерея

См. Также

Примечания

Источники

  • Кэмпбелл, Лорн. Ван дер Вейден. Лондон: Chaucer Press, 2004. ISBN 1-904449-24-7
  • Кэмпбелл, Лорн. Голландские школы пятнадцатого века. Лондон: Публикации Национальной галереи, 1998. ISBN 1-85709-171-X
  • Кэмпбелл, Лорн и Ван дер Сток, Ян Рогир ван дер Вейден: 1400–1464. Мастер страстей. Davidsfonds, Leuven, 2009. ISBN 978-90-8526-105-6
  • Шатле, Альбер Ван дер Вейден. Paris: Gallimard, 1999. ISBN 2-07-011613-1
  • Кларк, Кеннет. Глядя на картинки. Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1960
  • Дэвис, Мартин. Рогир ван дер Вейден: эссе с критическим каталогом картин, назначенных ему и Роберту Кампину, Лондон: Phaidon, 1972. ISBN 0-7148-1516-0
  • Деленда, Одиллия. Рогир ван дер Вейден. Cerf / Tricorne, 1987. ISBN 2-204-02537-2
  • Де Вос, Дирк. Рогир ван дер Вейден: Полное собрание сочинений. Гарри Н. Абрамс, 2000. ISBN 0-8109-6390-6
  • Де Вос, Дирк. Фламандские примитивы. Издательство Амстердамского университета, 2002.
  • Дханенс, Элизабет. Рогир ван дер Вейден. Revisie van de Documenten. Брюссель: Королевская академия Бельгии, 1995.
  • Дилленбергер, Джейн. Стиль и содержание в христианском искусстве. 2-е изд. Нью-Йорк: Crossroad Publishing Company, 1986.
  • Кемпердик, Стефан. Рогир ван дер Вейден. Könemann, 2000. ISBN 3-8290-2571-8
  • Liess, Reinhard. Zum Logos der Kunst Rogier van der Weydens. Die "Beweinungen Christi" в den Königlichen Museen in Brüssel und in der Nationalgalerie в Лондоне, 2 тома. Мюнстер-Гамбург-Лондон: Лит., 2000. ISBN 3-8258-4158-8.
  • Мандер, Карел ван. Vidas de los pintores фламенко. Мадрид: Казимиро, перевод Агустина Темеса, 2012 г.; оригинальное издание Schilder-Boeck, 1604. ISBN 978-84-15715-02-3
  • Марцио, Питер К. Постоянное наследие: 150 работ из собрания музея изящных искусств, Хьюстон. Нью-Йорк: Hudson Hills Press, 1989.
  • Панофски, Эрвин. Los primitivos flamencos [Ранняя нидерландская живопись]. Madrid: Cátedra, 2007. ISBN 84-376-1617-4
  • Поррас, Стефани. Искусство Северного Возрождения: суды, торговля и преданность. Лондон: Laurence King Publishing, 2018. ISBN 978-1-7862-7165-5
  • Сильвер, Ларри. «Ранняя североевропейская живопись». Бюллетень Художественного музея Сент-Луиса, лето 1982 г. OCLC 716268497
  • Снайдер, Джеймс. Искусство Северного Возрождения: живопись, скульптура, графика с 1350 по 1575 год. 2-е изд. Нью-Джерси: Prentice Hall Inc. и Pearson Education, 2005.

Внешние ссылки

Внешнее видео
Rogier van der Weyden 017.jpg
значок видео Распятие ван дер Вейдена Триптих, Smarthistory

Последняя правка сделана 2021-06-04 08:28:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте