Бадняк (сербский)

редактировать
Ветвь или все дерево, которое занимает центральное место в праздновании Рождества в Сербии Открытый огонь, сложенный из длинных деревянных кусков конической формы, пылает в ночи. Православный священник ставит на огонь длинный саженец дуба с коричневыми листьями. Священник и огонь окружены кольцом наблюдающих за ними людей. На заднем плане видны стены большой церкви. A Сербский православный священник бадняк на пожар во время празднования Сочельника в храме Святого Саввы в Белграде

. бадняк (сербская кириллица : бадњак, Сербское произношение: ), также называемое веселяк (весељак, [ʋɛˈsɛ̌ʎak], центральный тот, кто приносит радость »на сербском ), это ветка или целое дерево, которое занимает место в сербских рождественских праздников. Его помещают в огонь в Сочельник, а его ветви позже приносят домой верующие. Дерево, с которого срезается бадняк, лучший молодой, и неповрежденный австрийский дуб, торжественно срубают рано утром в сочельник. Рубка, подготовка, внесение и возложение на огонь окружены сложными ритуалами с множеством региональных вариаций. Сжигание полена сопровождается молитвами о том, что наступающий год принесет пищу, счастье, любовь, удачу и богатство. Бревно горит на протяжении Рождества, когда первый посетитель ударяет по нему кочергой или веткой, чтобы разлетелись искры, и при этом желая, чтобы счастье и процветание были такими же многочисленными, как искры. Обычно самые сербов сегодня живут в городах, бадняк часто представлены гроздью дубовых веток с прикрепленными коричневыми листьями, которые украшают дом в канун Рождества.

С начала 20-го века сербская традиция бадняка также стала более публичной. Перед Первой мировой войной солдаты Королевства Сербия разработали обычаи поджигать бадняк в своих казармах. В последующем Королевстве Югославия церемония военного бадняка была усовершенствована и стандартизирована в армейских правилах службы, но традиция прекратилась с началом Второй мировой войны. С начала 1990-х годов Сербская Православная Церковь вместе с местными общинами организовывала общественные празднования в канун Рождества, в бадняк играет центральную роль. Прихожане празднично срезают саженец, чтобы использовать его как бадняк, и относят его в свою церковь, где его освящают священником перед тем, как торжественно положить его на костровую яму на кладбище.

Праздничное разжигание бадняка знаменует огонь, который - согласно сербской народной традиции - пастыри Вифлеема построили в пещере, где Иисус родился , чтобы согреть младенца Иисуса и его мать всю ночь. Бадняк также может рассматривать как символ креста, на котором был распят, тепло его огня символизирует спасение, которое в Христианская вера, распятие сделало возможное человечество. Ученые считают эту традицию унаследованной от древнеславянской религии. Они интерпретируют бадняк как воплощение духа растительности и как божество, умирает, сжигая, чтобы возродиться, приносили жертвы и молитвы за плодородие полей, здоровье и счастье семьи. Горение символизировало солнечный свет, жизненную силу солнца в наступающем году. Другие южнославянские народы имеют похожие традиции, и сжигает его в канун Рождества, также был зарегистрирован в других частях Европы.

Содержание
  • 1 Семейное торжество
    • 1.1 Рубка и подготовка
    • 1.2 Привлечение и сжигание
  • 2 Публичное торжество
  • 3 Интерпретация
  • 4 Другие европейские традиции
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Семейное торжество
Получение бадняка в церкви

Рубка и подготовка

Традиционно бадняк Церемония В канун Рождества, но начинается много региональных вариаций, связанных с деталями. Рано глава каждой семьи, обычно в сопровождении нескольких родственников-мужчин, выбирает и рубит дерево, из которых будет вырезано одно семейное хозяйство. Группа объявляет о своем уходе, стреляя из орудий или небольших праздничных минометов, называемых прангией. Дуб индейка - самая популярная порода дерева, которую выбирают в других регионах, но выбирают и дубы. Бук, груша, айва, граб и сливы используются в восточной Сербии, хотя и реже, чем дубы. В некоторых районах Черногорского приморья, где не растут дубы, оливки, лавры, на языке или клубничные деревья используются вместо этого. Предпочтительны молодые, прямые и неповрежденные экземпляры. Бадняк может быть более ценным, если его украдкой спилить в чужом лесу, а не в собственном лесу.

Обычно каждое домашнее хозяйство готовит один бадняк, хотя в некоторых регионах вырубается больше. В местных обычаев, черногорских сербов может выпасть два, три, произвольное число больше двух или зависимости числа, равного количества мужчин в семье плюс один. Последнее, что связано с процветанием, связано с этим. Если в доме только один мужчина, готовятся три бревна, а не два. Бревна могут быть вырезаны из разных пород дерева. В некоторых частях Которской бухты каждое хозяйство готовит четыре набора, так как они сжигаются там не только в канун Рождества, но и накануне Нового года, Крещение и праздник святого Саввы. В Грбале, к юго-западу от Котора, количество бревен равно количеству людей в доме. теребинт вырезан для бадняка, связанного с хозяйкой дома, называемого баднячица ([badˈɲatʃitsa]), что означает она-бадняк. Этот же термин используется и в других областях, где вырубается только пара дубовых бревен, и в этом случае «баднячица» означает меньшее из двух. В Ресава баднячица изготавливается из итальянского дуба, а бадняк - из турецкого дуба. В Загараче, центральная Черногория, оба бревна можно срубить с одного и того же дерева, если оно достаточно высокое, а баднячица тогда будет исходить из верхней, более тонкой части ствола. В некоторых регионах к паре присоединяется третье бревно, которое называется баднячич - ребенок-бадняк. Хотя для бадняка обычно используются молодые и тонкие деревья, в северной Далмации в регионе Буковица используются два относительно толстых бревна диаметром от 30 до 50 сантиметров (от 12 до 20 дюймов). подготовлено, плюс одно более тонкое бревно (называемое троицей). В других местах сухие дубовые ветви собирают с земли и используют вместо бревен.

Когда глава семьи находит подходящее дерево, он становится перед ним лицом на восток. Бросив зерно в дерево, он приветствует его словами «Доброе утро и счастливого Сочельника», делает крестное знамение, произносит молитву и целует дерево. Он также может объяснить бадняку, почему он будет разрезан: «Я пришел к вам, чтобы взять себя в дом, чтобы быть моим верным помощником в каждом прогрессе и улучшении в доме, в загоне, в поле и в каждом месте». Некоторые мужчины надевают перчатки перед тем, как начать рубить дерево, и с тех пор никогда не трогать бадняк голыми руками. В некоторых регионах, если дерево не срубили после третьего удара топора, то его нужно тянуть и крутить, пока не сломается ствол, пока не сломается ствол, пока не сломается ствол, полученный бадняк имеет так называемую «бороду» - ту часть ствола. В Шумадия половина круглого буханки хлеба остается на пне, а другая половина съедается по дороге домой. В Загараче пень покрыт мхом или сухими листьями, и весной его снова посетят: прорастающий сквозь укрытие пень - знак удачи и благополучия.

Первая заноза от дерева - это забрать домой и link там, где особенно желательно процветание, например, рядом с ульями, на насесте для кур или между молочными бассейнами в молочной комнате, в надежде, что в наступающем году каймак сгустится, образуя толстые слои в бассейнех. Его также можно поместить под некоторые пекарские дрожжи, чтобы благосостояние семьи росло, как дрожжи. В Семберия кусок занозы кладут в тесто для чешницы, круглой буханки хлеба, приготовленной специально для рождественского обеда. Это делается «из-за пчел», как это принято называть причину.

Верх срубленного дерева удаляется, оставляя бадняк такой длины, что его можно носить на плече человека, вверх примерно до 2,5 метров (8,2 фута) в длину. Его могут быть отрезаны или нет, в зависимости от местных обычаев. Попадая в дом, каждый бадняк вертикально прислоняется к дому у входной двери. В Черногорском Приморье каждый должен быть украшен листьями лаврового лавра, оливы, можжевельника и розмарина, которые к вершине, середине и основанию ствола плющом. или красные шелковые или шерстяные нити. В некоторых частях восточной Сербии и Косово бадняк завернут в мужскую рубашку.

В районе Рашевина на западе Сербии, с центром города Крупань, Бадняк, приготовленный для каждого двора, разрезается на три бревна, самым важным из которых является доземак - бревно, выходящее из той части ствола, которая росла ближе всего к земле. В Ресаве Левач, Темнич и Ядар в Сербии, а также в Озрен и Романия в Боснии бадняк разрезан на три бревна, связанные, соответственно, с мужчинами, женщинами и детьми.

Принесение и сжигание

Вечером один из членов семьи приносит в дом их бадняк. Если бадняков несколько, самый толстый из них считается основным и вносится первым. Переступив порог правой ногой, мужчина приветствует собравшуюся семью словами «Добрый вечер и счастливого Рождества». Женщина в доме встречает его в ответ, говоря: «Да даст тебе Бог благополучия и удачи», или «Удачи тебе и вместе с тобой зерно годы [пусть мы будем]». в мужчину и бадняк, который он несет. В клане из Кучи женщина касается «бороды» главного бадняка целым буханкой хлеба. В Черногории две женщины, держащие зажженные свечи, стоят по обе стороны от двери дома, пока несут бадняк.

Файл: Ложење Бадњака.ogv Воспроизвести медиа Сжигание бадняка

Войдя в дом, мужчина подходит к камину, называемому огнюште ([ˈƆɡɲiːʃtɛ]) - очаг огниште похож на костер тем, что у него нет вертикальной рамки. Он кладет бадняк на огонь и немного продвигает его вперед, чтобы вызвать процветание в семье. Остальные бревна приносят другие самцы и кладут в огонь или перпендикулярно первому. В семье, где существует традиция сжигания бадняка и баднячицы, их кладут один на другой; затем мужчины целуют первого, а женщины - второго. В Буковице два более толстых бревна кладут рядом, а более тонкое (троица) кладут сверху сверху. В 19 веке Герцеговина большими домами загружает свои бревна на три или четыре пары волов, которые затем заводили в дом. Бревна выгрузили и положили в огонь, а волов выгнали через заднюю дверь.

Сразу после того, как бадняк был принесен, или непосредственно в некоторых местах, охапка соломы выкладывается на землю. пол. Солома обычно вносит с тем же приветствием и бросанием зерна, что и бадняк. Распространитель может имитировать кудахтанье цыплят, чтобы называть своих цыплят «Кво, кво, кво», а дети семьи, подражая цыплятам, «Пиджу, пиджу, пиджу», ковыряя соломинку. В Чечаве, северная Босния, дети затем ложатся на соломинку, прежде чем глаза и ковырять ими стебель: ребенок, сорвавший самый длинный стебель, предположительно будет самым удачливым в следующем году. В Которской бухте церемония сопровождения словами «Куда слама, туда слава» - «Куда солома, туда праздник». Распространенный обычай - рассыпать по соломе горсть грецких орехов. Его собирают и выносят из дома утром на второй день после Рождества. Часть соломы может быть отложена и в апотропной практике в следующем году.

Более толстый конец бревна, конец, который был ближе всего к корням дерева, может иметь особое значение. В Черногории его называют головой бадняка; главное бревно кладут на огонь головой на восток. В центральной Сербии бадняк укладывают толстым концом, торчащим из огниште. Домашние пастухи целовались над ним, чтобы изобилие ягнят в наступающем году. В Gruža он покрыт медом, который потом слизывает детей. На стороне огниште, где находится более толстый конец, семья может link лемех, круглый буханку хлеба, перчатку, наполненную пшеницей, сахаром, или сито, содержащее зерно, мед, пирожные, вино., соль, чернослив, грецкие орехи и яблоки. Срезанная поверхность более толстого конца находится в Чечаве и целовалась членами семьи после того, как бадняк был поставлен на огонь.

Глава семьи берет кувшин с вином и наливает немного на бадняк; в некоторых регионах он может посыпать бревна зернами пшеницы. Затем он предлагает тост : «Дай, Боже, чтобы в этом доме было здоровье и радость, чтобы наши зерна и виноградные лозы приносили хорошие урожаи, чтобы дети рождались здоровыми для нас, чтобы наша собственность увеличивалась в поле, загон» и сарай! "или:« Радуйся, бадняк, веселяк! Я даю тебе пшеницу и вино, а ты даешь мне все хорошее и мир! » Название «веселяк», «буквально веселый», в некоторых местах используется вместе с бадняком. затем следует ужин в сочельник, который по традициям включает в себя пресный хлеб, фасоль, рыбу, грецкие орехи, мед и красное вино. 81>На бадняк нельзя перепрыгивать или наступать на него, когда он собирается прожечь, чтобы бревно не было перемещено в месте, наиболее охваченном огнем, которое обычно сильнее всего в центре очага;

Момент, когда баднякигае произошло, когда некоторые из них умерли в наступающем году без предупреждений. т, может быть отмечен праздниками, как бревно его целовал глава семьи и поливал его вином в сопровождении тостов. Награда может быть вручена члену семьи, который первым заметил это событие. Специальный глагол preveseliti, используемый вместо общего выражения для выражения «прожигать» при обращении к бадняку, имеет тот же корень , что и существительное весельяк. После того, как бревно прогорает, некоторые семьи тушат огонь, в то время как в других мужчинах дежурят по ночам, чтобы поддерживать бадняк.

Как только бадняк прогорел, более толстый конец остается часто вынимают из огня и использовать по местному обычаю. Его можно переносить вокруг ульев, гасить и помещать между ветвями молодой сливы или яблони. Мужчины могут делать из него кресты и ставить их под карнизами, на полях, лугах, виноградниках и пасеках, чтобы наступающий год был счастливым и плодотворным. Его также можно отложить на следующий сочельник, чтобы поставить на огонь непосредственно перед новым бадняком, как символ преемственности. В Косово часть бадняка сохраняется и снова сжигается в Новый год и Крещение.

Бадняк горит в течение всего Рождества независимо от того, был ли он снова зажжен или продолжен гореть в канун. Первое посещение семьи в этот день считается, сравнимым с новогодним днем ​​первым посещением на Британских островах. Семья может выбрать кого-нибудь, обычно молодого мужчину, в качестве первого посетителя, известного как полазник, до прибытия посторонний не может войти в дом. Он входит в дом правой ногой и приветствует семью словами «Христос родился», на что они входят: «Воистину, Он родился». Затем полазник приближается к огням и несколько раз ударяет по горящему бревну кочергой или веткой, чтобы разлетелись искры. В то же время он произносит пожелание, чтобы счастье и благополучие в семье были такими же яркими, как искры:

Колико варница, толико срече у овой кучи.. Колико варница, толико у домачинском джепу новаца.. Колико варница, толико у тору овача.. Колико варница, толико прасади и джаганьяча.. Колико варница, толико гусака и пилади,. найвише здравля и веселья.

Сколько искр, столько счастья в этом доме.
Сколько искр, столько денег в кармане главы семьи.
Сколько искр, столько овец в загоне.
Сколько искр, сколько свиней и ягнят.
Сколько искр, столько гусей и радости,
и больше всего здоровья и радости.

Формулировка этого доброго пожелания может быть разной, но его цель всегда одна и та же - призывать счастье и процветание. Затем полазник бросает монету в огонь, прежде чем ему преподносят круглый буханку хлеба, традиционный подарок для полазника, обычно сопровождаемый другим подарком. Обычай использовать домашнее животное в качестве полазника сохранялся в некоторых регионах до первой половины 20 века. В Ратевине глава семьи заводил овцу в дом, помещал ее между огниште и собой и произносил пожелания, ударяя по бадняку ​​отрезанной от него веткой, прежде чем сказать: «Мы прошли один огонь, мы прошли. не боюсь другого ". Затем его жена целовала его над овцой после того, как сказала: «Да будут овцы целовать ягнят, как мы целуем друг друга».

Угли бадняка могут быть использованы для гадания в Джадаре. Их количество, равное сумме выращенных в семье зерна и скота, вывозится из огниште и помещается на česnica. Каждый из этих сортов связан со своим тлеющим углем на буханке. Сорт, чей тлеющий тлеющий уголь дольше других, должен быть самым урожайным в наступающем году. Само по себе искрение бревна предвещает богатый урожай меда. Остывшие угли бадняка можно размещать между ветвями плодовых деревьев; молодые деревья можно снабдить также веточками из бадняка. Его золу можно разложить по полям и смешать с фуражом. Некоторое количество золы можно отложить и запить водой как средство от головной боли. Есть также множество других региональных практик, связанных с бадняком.

Фотография молодой женщины в зимней одежде расположение ветвей дуба разного размера, расположенных вокруг двух сторон небольшого квадрата. Площадь окружена рядом деревьев, сквозь которые видны большие здания города. Бадняк продается на рынке Каленич, Белград

У этих древних традиций есть современны е, сокращенные версии. В современных домах обычно нет огништа, на котором можно было бы сжечь бадняк, но он может быть символически представлен несколькими дубовыми ветками, некоторые из которых обожжены в дровяной кухонной печи, а другие положены рядом с ней. Некоторые рубят бадняк на более короткие поленья, чтобы их можно было положить в очаг и сжечь. Однако наиболее распространенный обычай - класть гроздь дубовых веток с прикрепленными коричневыми листьями в любое место дома, которое семья считает подходящим. Этот кластер также называют бадняком, и его обычно хранят дома до следующего сочельника. Для удобства жителей больших и малых городов такие маленькие бадняки можно купить на рынках или раздать в церквях. Обычно гроздь дубовых веток связывается вместе с ветками кизила и несколькими стеблями соломы.

Возложение бадняка на огонь считалось наименее сербским семья могла показать свою преданность сербским традициям. В эпической поэме Негоша Горный венок, действие которой происходит в Черногории 18 века, воевода Батрич призывает принять ислам вернуться к христианству и сербству: «[...] Положите сербское рождественское полено [бадняк] на огонь, раскрасьте пасхальные яйца в разные цвета, внимательно соблюдайте Великий пост и Рождественские посты. В остальном делайте, что душе угодно! " Петрович-Негош описывает праздничную атмосферу, которая окружает горящий бадняк в канун Рождества, словами аббата Стефана, одного из главных персонажей «Горного венка»:

Vatra plama bolje nego igda,. prostrta je slama ispred ognja,. prekršćeni na ognju badnjaci;. puške puču, vrte se peciva,. gusle gude, a kola pjevaju,. s unučađu đedovi igraju,. po tri pasa vrte se u kola,. sve bi reka jednogodišnici;. sve radošću divnom naravnjeno.. A što mi se najviše dopada,. это svačemu treba nazdraviti!

Огонь горит ярче, чем когда-либо,
перед огнем,
Бадняки кладут на огонь поперек;
ружья трескаются, а жаркое на вертеле крутится,
гусл играет, и танцоры поют,
деды танцуют со своими маленькими внуками,
в коло объединяются три поколения,
кажется они почти одного возраста;
все в порядке наполнено ярким весельем и радостью.
Но то, что мне больше всего нравится, так что помоги мне,
за все нужно выпить тост!
Публичное торжество

Церемония бадняк, используемая проводившаяся только в семье, стала более публичным праздником. Перед Первой мировой войной в Королевство Сербия сложился обычай класть бадняк на костер, построенный в военных казармах, чтобы солдаты, находящиеся там на Рождество, могли разделить праздничную атмосферу. В последующем Королевство Югославия церемония военного бадняка была стандартизирована в правилах службы в армии. В канун Рождества под командованием специально назначенного офицера представителей воинских частей гарнизона составили праздничное шествие на лошадях под музыку. Члены общественных объединений и другие гражданские лица обычно присоединялись к процессу, которая направлялась в ближайший лес за бадняком. Они вырубили определенное количество деревьев, посвященных, соответственно, Королевскому дворцу, военному командованию города, командам частей гарнизона, его старейшему офицеру и месту сбора его офицеров. Процессия принесла деревья в бараки, во дворе которых разводили камин. Затем командир гарнизона торжественно возложил деревья в огонь и соответствующий адрес.

С каждым годом все больше и больше государственных учреждений, частных фирм, организаций и клубов присоединились к процессам, и мероприятие начало набирать обороты. характер государственного праздника. В 30-е годы XX века возложение бадняка на костер стало придворным ритуалом. Его совершили в семье царской представители армии в зале Королевского дворца с камином. В конце 1930-х годов в некоторых частях Югославии, особенно в Воеводине и Черногории, обряд военного бадняка проводился не во дворе казармы, а на площади в гарнизонном городке. Был устроен открытый костер, на который православный священник поставил бадняк в нос солдат и горожан. Эта традиция, символизирующая единство государства, церкви и народа, положена начало Второй мировой войны.

Социалистическое правительство Югославии подавляло или препятствовало проведению религиозных праздников до начала 1990-х годов. С тех пор Сербская православная церковь вместе с местными общинами организовывает праздничные мероприятия в канун Рождества. Такие торжества обычно состоят из трех элементов: подготовки, ритуала и праздника. Приготовление заключенного из срезания саженца дуба на бадняк, его отнесения во двор церкви и приготовления напитка для собравшихся прихожан. Ритуал включает в себя вечерню, возложение бадняка на открытый огонь во дворе церкви, благословение или освящение бадняка, а также соответствующую программу с песнями и концертами. В некоторых приходах разводят костер, чтобы сжечь бадняк не во дворе церкви, а в другом подходящем месте в их городе или деревне. Праздник состоит из сборов у костра и общения. Однако у каждого праздника есть свои особенности, отражающие традиции местного сообщества.

Экспедиция по вырубке бадняка является основным средством в подготовительной части праздника. Он может работать индивидуально, но обычно это коллективный акт, сопровождающий праздничным шествием экипажи и всадники. После того, как дерево, тепло будет как бадняк, срублено, его украшают соломой, лентами, апельсинами, яблоками и иногда сербским флагом. В некоторых срубах для празднования используют более одного бадняка, и для каждого срубают разные деревья. Часто гроздья дубовых веток готовятся для раздачи прихожанам, собравшимся в церкви. Каждый бадняк празднично отвозят к церковным воротам, часто возят на каретах. Бадняк может быть введен на кладбище без каких-либо церемоний, как это может быть сделано в некоторых частях Республики Сербской и Которского залива.

. центральная часть торжества. Вечерня меняется от места к месту в зависимости от начала службы, ее продолжительности и структуры. Возложение бадняка на огонь обычно происходит после службы, и его совершает священник или уважаемый прихожанин. Перед сожжением дерево можно крестно нести по церкви. В случае наличия более одного бадняка деревья располагаются в форме креста. Затем собравшиеся преданные бросают в огонь свои пучки веток, каждую из которых представляет собой небольшой бадняк. Освящение или благословение совершает священник: он посыпает бадняк зернами пшеницы, кадет во время пения Тропарь Рождества, и, произнося молитвы, наливает вино и намазывает мед. Вместо вина и меда святой водой можно окропить дерево, окунув пучок базилика в миску с водой. Этот обряд обычно совершается после помещения в огонь, хотя это может произойти и раньше, и в этом случае освящение может произойти в церкви или во дворе.

После ритуала священник произносит короткую проповедь в сопровождении церковного хора, исполняющего рождественские песни; можно читать стихи, восхваляющие Рождество Иисуса. В Черногории расщепляемые сербские эпосы поются под аккомпанемент гусле, традиционного сербского смычкового струнного инструмента. Праздник заканчивается тем, что прихожане собираются у костра, угощают приготовленной ракией, вином или чаем, а также едой, разрешенной во время Рождественского поста. Прихожане могут сорвать ветку с бадняка и отнести ее домой, чтобы поставить перед свою иконой или в другое подходящее место.

Хотя сербские публичные праздники, как и американцы, религия других народов, они продолжались в Социалистической Югославии до начала 1990-х годов, они продолжались среди сербскихцев. Публичная церемония бадняка проводилась в сербских православных приходах в США в тот период, как и сегодня.

Интерпретация
Православная икона с изображением вертепа Значок из Рождества. Богородица и Младенец Христос, лежащий в яслях в пещере, в центре. Справа два пастуха, один из них сидит и играет музыку для своей паствы.

Происхождение бадняка объясняется событиями, связанными с Рождеством Христовым. Согласно Евангелию от Луки 2: 1–20, Мария Богородица родила Христа в Вифлееме, завернула его в ткани и положила в яслях. Согласно Священному Преданию, ясли находились в пещере недалеко от этого города. Ангел Господень явился группе пастырей, которые ночью сторожили свое стадо в той местности, и сказал им, что Спаситель родился в Вифлееме. Они пошли туда и нашли лежащим в яслях, как описал им ангел. По народной традиции пастухи принесли в пещеру дрова и развели костер, чтобы согреть новорожденного Христа и его мать всю ночь. Сожжение бадняка знаменует это событие.

Благословляя бадняк, некоторые священники произносят молитву: «Господь Иисус Христос, Бог наш, посадивший Древо Жизни в рай, чтобы оно могло даровать нам вечное блаженство, благослови теперь и это дерево, которое является символом Твоего креста и Древом Жизни в раю, и которое напоминает нам о Твоей святости. рождения и бревен, которые пастухи Вифлеема зажигали, чтобы согреться, когда пришли поклониться Тебе, божественному младенцу, и тем самым прообразовали Твой крест, несущий спасение ».

Ученые считают обычаи бадняк практикой, унаследованной от древнеславянская религия. В дохристианской религии сербов, как показал сербский ученый Веселин Чайканович, деревья рассматривались как жилища духов или божеств. Чайканович утверждает, что деревья также рассматривались как божества как таковые. Он считает бадняк убедительным примером последнего. Его приносят приветствия, молитвы и жертвы, такие как зерно, вино и мед (имя бадняк имеет мужской род в сербском ); с ним постоянно обращаются не как с деревом, а как с человеком.

Немецкий ученый и фольклорист Вильгельм Маннхардт считает, что бревно представляет собой воплощение духа растительности. Жертвы, принесенные бадняку, должны были гарантировать плодородие полей, здоровье и счастье семьи. Его горение символизировало солнечный свет и предназначалось для сохранения жизненной силы солнца в следующем году. Зажигание бревна можно рассматривать как сочетание поклонения дереву и поклонения огню, зафиксированного в славянских обычаях; Например, истрийцы кормили бревна, зажженные на Св. Иоанна, посыпав их пшеницей. Чайканович характеризует дохристианского бадняка как божество, которое умирает от сжигания, чтобы возродиться, сравнивая его в этом отношении с Аттисом, Осирисом, Адонисом и Сандан. Он также предполагает, что кресты, сделанные из более толстого конца бревна, возможно, произошли от идолов, представляющих божеств, сопоставимых с римским Ларесом, крестообразная форма возникла из антропоморфная форма идолов. Бадняк предпочтительно вырезан из дуба, который был самым уважаемым деревом в древнеславянской религии и ассоциировался с верховным богом Перуном.

Археолог Сэр Артур Эванс был гостем в сербском горце семья в районе Кривоши, Черногорское приморье. Анализируя практику, он пришел к выводу, что обычаи бадняка связаны с поклонением предкам. Зажигание бревна на огниште можно было рассматривать как торжественное ежегодное разжигание священного огня очага, который считался центром семейной жизни и резиденцией предков. Вера в то, что духи предков обитают в домашнем очаге, была засвидетельствована у славян и других народов. Огнепоклонство в древнеславянской религии по большей части трансформировалось в культ домашнего огня и, таким образом, соединилось с поклонением предкам. След жертвоприношения огню - это монета, брошенная в нее полазником после ритуала выжигания искр из бадняка.

Огонь из домашнего очага ни при каких обстоятельствах не выдавался из дома в канун Рождества, даже не соседу, у которого погас огонь. Причиной этого запрета, по словам Чайкановича, была вера в то, что канун - это время, когда духи предков, хранители счастья и благополучия семьи, особенно активны в этом мире. Рождественский ужин - это праздник, приготовленный в их честь, и они присоединяются к нему всей семьей. Они собираются на соломе, разложенной по полу, и в очаге. Этих духов можно было удалить из семьи, если посторонний унес хоть какую-то часть их огня. По словам людей, огонь не следует раздавать, чтобы не отнять удачу из дома, или для лучшего урожая, или из-за пчел. Ссылаясь на последнее объяснение, Чайканович утверждает, что в старой религии сербов пчелы считались чистыми и священными насекомыми, в которых могли жить духи предков. Такое же объяснение, «из-за пчел», дается и для вышеупомянутого обычая класть кусок первой щепки бадняка в тесто для чешницы.

Русский филолог Владимир Топоров предположил, что вырубка бадняка изначально была реконструкцией мифической битвы, в которой Млади Божич («юный бог») убил своего отца Стари Бадняка (« старый Бадняк »). Божич, уменьшительная форма существительного болото, означающего бог, также по-сербски означает «Рождество». Персонажи Старого Бадняка и Млади Божича встречаются в старых сербских рождественских песнях, где они явно не упоминаются как отец и сын, и не упоминается никакая борьба между ними. По Топорову, первый олицетворял последний день Старого года, кульминацию могущества Хаоса, а второй олицетворял первый день Нового года, начало восстановления Космического Порядка.. Он считает, что Стари Бадняк и Млади Божич происходят от дракона и убийцы драконов из протоиндоевропейской мифологии соответственно. Стари Бадняк был связан как с ведическим змеем Ахи Будхня («Дракон бездны»), убит Индра, так и греческим драконом Питоном. убит Аполлон. Слова badnjak, budhnya и стебель питона от протоиндоевропейского корня * бхуд-, обозначающего дно, фундамент, основы и связанные с ними понятия.

По словам русского филолога и мифографа Бориса Успенский, Старый Бадняк и Млади Божич имеют аналоги восточнославянской традиции - папа Николы и Никола. Имя Никола является популярной ссылкой на святого Николая Мирликийского, праздник которого приходится на За девятнадцать дней до Рождества, 6 декабря, его «папа» празднуется накануне. Никола изображается в восточнославянском фольклоре как милосердный и покровительствующий простому народу, покровитель животных и сельского хозяйства, связанный с богатством, изобилием и плодородием. Успенский утверждает, что этот святой атрибуты змеиного бога Волоса, культ которого был очень силен среди восточных славян до христианизации. Он был противником Это ужасный бог грома Перун, который в данном случае отражен в отце Николы.

Понятие о ссоре между Никой и его «отцом» присутствует в ряде легенд. Связь между парами отца - сын Стари Бадняк - Млади Божич и папа Николы - Никола подтвержден тем фактом, что во многих восточнославянских регионах обычаи, характерные для Рождества, были перенесены на праздник Святого Николая. Однако в сравнении этих двух пар есть инверсия. В первой паре первая происходит от мифического дракона, а вторая - от воина-дракона, а во второй - наоборот. Эта инверсия объясняет, по Успенскому, тот факт, что в некоторых регионах папа Николы празднуется на следующий день после праздника его сына, а не накануне его. Таким образом, «дракон» (Никола) стоит перед «борцом с драконом» (отец Николы), как и в случае со Стари Бадняком и Млади Божичем.

Сербский этнолог Петар Влахович предположил, что существительное badnjak и связанное с ним прилагаемое badnji (атрибутивное «Сочельник») происходит от корня глагола bdeti («бодрствовать»), относящегося к обычаю бодрствовать всю ночь перед Рождеством. Этимология прилагательного badnji была предложена Вуком Стефановичем Караджичем, сербским филологом XIX века, систематизатором устной литературы и этнографом.

Подобный европейский традиции
Гравюра, на которой четверо мужчин и два мальчика тащат большое бревно по снегу по дорожке между деревьями к большому дому. Их окружает мужчина с одной стороны, а с другой - женщина с мальчиком. Мужчина и мальчик аплодируют им. Все одеты в соответствии с британской модой 19 века. Иллюстрация людей, собирающих Святочное бревно из Книги дней Камер

Обычай, согласно которой торжественно приносит бревно в дом и зажигает его в очаге на Рождество. Ева записывалась в разных частях Европы. В Англии Святочное бревно обычно зажигает в домашнем очаге, чтобы «сладкая удача могла прийти, пока бревно ухаживает», как это поэт XVII века Роберт Херрик. Во Франции журнал имел разные региональные названия: chalendal, calignaou, tréfoir и tréfouet. В Провансе его нужно было вырезать из фруктового дерева; его принесли всей семьей, когда они пели гимн, молясь о благословении дома, чтобы могли рожать детей, козочки-няни и овцы-ягнята, чтобы у них было много зерна и вина. Перед тем как положить полено в огонь, младший ребенок в семье облил его вином. В канун Рождества в различных частях Италии с преданностью клали поленья в домашний огонь; в Тоскане Рождество называется Festa di Ceppo, буквально «праздник бревен». В Валь-ди-Кьяна детям семьи завязали глаза и приказали бить щипцами горящее бревно. Следы рождественских обычаев также можно найти в Германии и Скандинавии. В Тюрингии семья перед сном положила в огонь Кристклоц (бревно Христа), чтобы он горел всю ночь.

В хорватской традиции, объекты двух разных типов обозначаются как бадняк. К первому типу лиственные ветви или отрезанные от турецкого дуба орешника длиной до 2 метров (6,6 футов) с максимально возможным возможным сережек. Такая ветка обычно помещается утром в сочельник над дверью дома, под карнизом или на крыше и эстетическую роль. К другому типу защиты бревна, вырезанные обычно из стволов дуба. Вечером семья ритуально приносила в дом таких полена и сжигала их на очаге. Эти практики больше не выполняются, но в некоторых местах используется видоизмененная форма бадняка: крест вырезается на коре кусков дров, которые сжигаются в кухонных печах в канун Рождества. В Болгарии самый молодой человек в семье идет накануне в лес, чтобы срубить дуб, вяз или грушу, которые будут роман как бадник (бъдник). После того, как мужчина приносит его в дом, в одном конце бадника просверливается отверстие и заполняется вином, растительным маслом и благовониями. Отверстие закрывается, и этот конец бревна оборачивается белой льняной тканью перед праздничным сожжением бадника в очаге.

В Греции в канун Рождества в очаге зажигали большое бревно и горящие или тлеющие сквозь Двенадцать дней Рождества. Это было сделано в качестве защиты от демонов по имени Калликантзарои, которые, как полагают, в это время выходили из своих логовищ по ночам, чтобы напасть на людей и повредить их имущество. Считалось, что огонь и дым от бревна не позволяли Калликанцароям войти в дом через трубу. Обряд сжигания поленьев в канун праздника также проводился в Албании. Когда бузм, как там называли бревно, собирались принести в дом, один из членов семьи выходил во двор, выкрикивал имя главы дома и объявлялись, что гудение приближается и приносит все. виды вкусных вещей. Глава отвечал семьеал: «Добро пожаловать!» и шум будет торжественно принесен, встречен семьей и обработан с большим уважением. Бревно клали в очаг, и часто значительная часть еды и питья в доме клали на бревно и сжигали вместе с ним.

См.
  • flag Портал Также Сербии
  • Запис, священное дерево в Сербии
  • Ния, польский бог подземного мира
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература

Чайканович (1994) перечисляет следующие этнографические публикации (на сербском языке) для более подробной информации о бадняке:

  • Сербский этнографский зборник (Српски этнографски зборник [сербские этнографические материалы], Белград: Сербская академия наук и искусств )
    • 50: 246ff. 1934.
    • 58: 222, 224, 227. 1948.
    • 64: 157ff. 1951.
    • 73: 107–10. 1958.
  • Гласник Етнографског музея у Београду, Белград: Этнографический музей )
    • 22–23: 150ff. 1960.
    • 26: 71ff. 1963.
    • 27: 403–6. 1964.
    • 42: 410–13. 1978.
  • Glasnik Zemaljs kog muzeja u Sarajevu (Гласник Земаљског музеја у Сараево) музей в Сараево], Сараево: Национальный музей)
    • 24–25: 310. 1970.
    • 29: 93 и далее. 1974.
    • 30–31: 55. 1978.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бадняк.

Фотографии празднования Сочельника в 2009 г.:

Видео:

Последняя правка сделана 2021-05-11 06:14:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте