типичный Gusle. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Поклонился струнный инструмент |
Классификация Хорнбостела – Сакса | 321.321-71. (Чаша лира, звучащая смычком) |
Родственные инструменты | |
|
гусл (сербская кириллица : гусле; Болгарский : гусла) или лахута (албанский : lahutë) - одинарный струнный музыкальный инструмент (и музыкальный стиль), традиционно используемый в Динарид регион Юго-Восточной Европы (на Балканах ). Инструмент всегда сопровождается пением; музыкальный фольклор, в частности эпическая поэзия.
гитарист держит инструмент вертикально между коленями, пальцы левой руки на струнах. Струны никогда не прижимаются к шее, что дает гармоничный и неповторимый звук. Пение под аккомпанемент Гусле как часть нематериального культурного наследия Сербии было внесено в 2018 г. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Гусле также косвенно важны для всей западной цивилизации. Гомер Илиада и Одиссея, как правило, считаются основополагающими произведениями литературы западной цивилизации наряду с Торой и христианской Библия. Из-за их стиля было предложено, чтобы гомеровские гимны пели, а не писали, и передавались через поколения поющих эпических бардов как устные народные обычаи. Это было окончательно доказано как вероятное в XIX веке, когда немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил традицию гуслей недалеко от Греции, увидев сербского барда, читающего длинное стихотворение в похожем стиле.
Нет единого мнения о происхождении инструмента. Византийский греческий историк VI века Феофилакт Симокатта (fl. c.630) писал о «малых лирах », принесенных славянами, поселившими Балканы ; некоторые исследователи полагают, что это мог быть гусл. Другие, такие как Ф. Сакс, полагают, что гусл имеет восточное происхождение, попав в Европу в 10 веке через исламскую культурную волну. Арабские путешественники сообщают доказательства того, что славяне использовали гусл в 10 веке. Теодосий Хиландарский (1246–1328) писал, что Стефан Неманич (годы правления 1196–1228) часто развлекал Сербское дворянство с музыкантами с барабанами и «гуслем». Достоверные письменные упоминания о гусле появляются только в 15 веке. В воспоминаниях путешественников XVI века этот инструмент упоминается в Боснии и Сербии. В XIX и XX веках инструмент упоминается в Черногории, Сербии, Боснии, Герцеговине, Хорватии и Албании, где его называют Лахута.
Слово Гусле происходит от старославянского слово «госл» для волокна. Древнеславянская корневая морфема gǫdsli (русский язык gúsli, словацкий слух, чешский дом, словенский gósli) связана с guditi / gósti или gudalo / godalo, относящейся к звукоподражанию для низкого резонирующего звука; ср. gu (n) delj / гу (н) дељ = cockchafer, издающий такой звук при полете.
Точное происхождение названий родственных понятий гусле, гадулка, гудок и гудало, последнее как название носовой части гусли может также пролить свет на более точное назначение в истории Гусла после Вальтера. Wünsch.
В языке южных славян, помимо женского рода plurale tantum «гусле», преобладавшего в качестве лексемы, даже более старые «гусли», встречающиеся в этом районе от региона средней реки Дрина до Арилье и всей Черногории. Использование фонем / e / и / i / происходит на том же языке, что и тот же говорящий, либо они могут использоваться в текстах песен или в повседневной речи.
Форма единственного числа «гусла» встречается только в Восточной Сербии, к западу от Тимока, вокруг Ниша, Иваницы, а также в районе Златибора. На Корчуле используется только «гусла».
Термин «гусл» Альберто Фортиса был введен в европейскую литературу. «Гусле» в сербо-хорватском лингвистическом обиходе, однако, женского рода plurale tantum (сербо-хорватский гусла / гусле, сербский - кириллица гусла / гусле, албанский определяет lahuta, неопределенный lahutë).
Гуслы состоят из деревянного звукового ящика, лучшим материалом которого считается клен. (поэтому часто инструмент называют «gusle javorove» - кленовый gusle), покрытый шкурой животного и шеей с затейливо вырезанной головой. Лук натягивается на тетиву (а) (из хвоща), создавая драматический и резкий звук, выразительный и трудный для освоения. Веревка сделана из тридцати конских волос.
Инструмент держат вертикально между коленями, пальцы левой руки находятся на шее. Струны никогда не прижимаются к грифу, что дает гармоничное и неповторимое звучание. Наиболее распространенная и традиционная версия - однострунная, в то время как гораздо менее распространенная версия - двухструнная версия, найденная в Босанской Краине и в Лике.
. Разновидности гусларовой музыки основаны на по культурной основе; содержание рассказов каждой этнической группы разное, так как разные эпические поэмы используются для сопровождения инструмента. В регионах Юго-Восточной Европы имеются незначительные отличия в характеристиках вокала. Дизайн инструмента идентичен; только дизайн шеи и головы варьируется в зависимости от этнических или национальных мотивов (сербский гусл имеет сербский мотив и т. д.).
Гусл инструментально сопровождает героические песни (эпическую поэзию) на Балканах.
Пение под аккомпанемент Гусле | |
---|---|
ЮНЕСКО Нематериальное культурное наследие | |
Филип Вишнич (1767–1834), слепой сербский гуслар | |
Страна | Сербия |
Домены | Исполнительское искусство (музыка) |
Ссылка | 1377 |
Регион | ENL |
История надписей | |
Надпись | 2018 (13-я сессия) |
Список | Представитель |
Сербский гусл - это однострунный инструмент, который обычно изготавливается из клена древесины. Гуслар - это человек, способный воспроизводить и сочинять стихи о героях и исторических событиях под аккомпанемент этого инструмента, обычно в несложном метре. Есть записи об инструменте под названием гусли (гоусли), на котором играли при дворе сербского короля 13 века Стефана Неманича, но неясно, использовался ли этот термин в его современном значении или он обозначал какой-то другой вид струнного инструмента. Польские поэты 17 века упоминали гусле в своих произведениях. В стихотворении, опубликованном в 1612 году, Каспер Мясковский писал, что «сербский гусл и гайдас сокрушат масленичный вторник » (Сербские скрипки и дуды остатек заглуш). В идиллии под названием Śpiewacy, опубликованной в 1663 году, Юзеф Бартломей Зиморович использовал фразу «петь сербскому гуслу» (przy Serbskich gęślach śpiewać). В некоторых старых сербских книгах по литературе было сказано, что сербский гуслар выступал при дворе Владислава II Ягелло в 1415 году. Самый ранний известный сербский гуслар упоминается в 1551 году венгерским историком Себастьяном Тиноди, который сказал: Здесь, в Венгрии, много гусл-игроков, но в сербском стиле нет никого лучше, чем Димитрий Караман. Вдобавок Себастьян описывает перформанс, объясняя, что гуслар держал гусль между коленями и переходит в очень эмоциональное артистическое выступление с грустным и преданным выражением лица.
Гусль сыграл значительную роль в история сербской эпической поэзии из-за ее связи с многовековым патриотическим устным наследием. Большинство эпосов посвящено эпохе османской оккупации и борьбе за освобождение от нее. Благодаря усилиям этнографа Вука Стефановича Караджича многие из этих эпосов были собраны и опубликованы в книгах в первой половине XIX века. Сербская народная поэзия получила чудесный прием, как она появилась в Европе, когда романтизм был в полном расцвете. Эта поэзия, появившаяся в антологических сборниках Караджича, оправдала «ожидания» искушенной европейской публики, став живым подтверждением представлений Гердера и Гримма об устной традиции. Якоб Гримм начал изучать сербский язык, чтобы читать стихи в оригинале. Он писал подробные анализы каждого нового тома сербских народных песен. Он причислял их к «Песни песней», как и Гете несколько позже. Благодаря Гримму, а также благодаря инициативе образованного и мудрого словенца Ернея Копитара (цензор славянских книг, советник и защитник Караджича) сербская народная литература нашла свое место в мировой литературе.
Пение под аккомпанемент Гусле как часть традиций Сербии было внесено в 2018 г. в Списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Гусле - национальный инструмент Черногории, основополагающий для национальной музыки, фольклора и традиций. При резьбе инструмента особое внимание уделяется голове, поэтому на черногорском гусле можно встретить большое количество резных фигур; чаще всего это двуглавый орел, например, из государственной геральдики, форма горы Ловчен или персонажи из черногорской истории, такие как Петар II Петрович Негош.
Среди самых известных черногорских современных поэтов-гусларов можно назвать гусларов, которые начали играть на гусле в пятилетнем возрасте. Он играл по всему миру, включая Канаду, США, Австралию и Европу.
лахута используется албанцами-гегами самой северной Албании ( Малезия ) для пения эпических песен или Албанские песни пограничных воинов. Инструмент был очень распространен в Косово и Албании, особенно в горных регионах, таких как Мальсия. В албанских типах голова лютни часто вырезана в честь головы козла или ястреба, последний представляет албанский флаг.
В него играет рапсод. Албанские песни восьмисложные, по сравнению с десятисложными сербскими, и более примитивный тип рифмы - регулярный.
Использование лахута традиционно освоено в Хайлендс и район Малеси-э-Мадхе. Гьердж Фишта, национальный поэт и священник Албании, написал книгу «Лахута и Мальсис», которая переводится как «Лютня Крутогорья», и в нее часто играют лахутой. Знаменитая албанская песня о Гьерге Элезе Алии, албанском мифологическом герое, убивающем поднимающегося из моря зверя, также исполняется с помощью лахуты.
Гусл использовался хорватами в Герцеговине, южнохорватской глубинке, Лика, а также в Боснии и Западной Боснии в качестве сопровождения эпической поэзии на протяжении сотен лет. Часто они были построены самими певцами и музыкантами, пастухами или даже специализированными строителями гуслей из городских районов. В основном тексты песен посвящены историческим личностям, сыгравшим важную роль в истории Хорватии (часто народным героям, погибшим трагической смертью, например хайдук ) или значительным историческим событиям (в основном битвам с захватчиками или оккупационными силами).
Возможно, самым известным хорватским поэтом-гусларом был Андрия Качич Миошич, монах 18-го века, который создал и собрал множество гусловых текстов и песен по всему региону, которые поют до сих пор. Самый известный современный гуслар Хорватии - Миля Краина.
Хотя гуслы не являются частью основной популярной музыки, этот инструмент был включен в песни некоторых музыкантов, таких как Марко Перкович Томпсон, Мате Булич и. Записи Gusle можно услышать на нескольких компиляциях компакт-дисков, изданных хорватскими этнологами, которые в большинстве случаев распространяются на местном уровне самими артистами.
На Викискладе есть материалы, связанные с Gusle. |
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Гусла. |