Босанская Краина

редактировать
Карта региона с городами.

Босанская Краина (сербская кириллица : Босанска Крајина, произносится, «Боснийская Краина »; иногда переводится как Боснийская граница ), является географическим регионом, субрегионом из Боснии, на западе Боснии и Герцеговины, окружен несколькими реками, а именно Сава (север), Глина (северо-запад), Врбани и Врбас (восток и юго-восток соответственно). Этот регион также является историческим, экономическим и культурным центром Боснии и Герцеговины, известным своими природными красотами и разнообразием дикой природы.

Самый большой город и его исторический центр - Баня-Лука. Другие города включают Бихач, Казин, Велика Кладуша, Приедор, Сански-Мост, Градишка, Козарска Дубица, Нови Град, Босанска Крупа, Ключ, Босански Петровац, Котор Варош, Шипово, Мрконич Град, Дрвар, Босанско Грахово, Горний Вакуф, Бугойно, Дони Вакуф, Яйце, Кнежево, Бужим, Лакташи и Челинац.

Босанская Краина не является формальным субъектом в структуре Боснии и Герцеговины; однако он имеет значительную культурную и историческую самобытность, сформировавшуюся в результате нескольких исторических и экономических событий. В настоящее время территория Босанской Краины разделена между двумя образованиями Боснии и Герцеговины: Республика Сербская и Федерация Боснии и Герцеговины.

Содержание

  • 1 Именование
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Средние века
    • 3.2 Османский период
    • 3.3 XIX век
    • 3.4 Вторая мировая война
    • 3.5 Боснийская война
  • 4 Демография
  • 5 Экономика
  • 6 Транспорт и авиация
  • 7 Галерея
  • 8 Историческая галерея
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники

Именование

В период Средневековой Боснии регион Босанской Краины был известен как Дони Краджи (пер. нижние концы) и (пер. западные стороны). После османского завоевания Боснийского королевства и последующего расширения империи на запад, регион между реками Уна и Врбас стал известен как Краина. (пер. Граница) или Босанская Краина (пер. Боснийская граница). Первое зарегистрированное использование имени Босанская Краина относится к 1594 году. Кроме того, для той же территории экзоним Турецкая Хорватия появился в немецкоязычных Австро-Венгрии в первые десятилетия 18 века, и впервые был использован на картах, созданных Австро-Венгерско-Османской пограничной комиссией, которая была санкционирована мирным договором Карловица (1699), а затем Пассаровицкий мирный договор (1718 г.) и состоял исключительно из военных картографов австрийцев и венецианцев и одного хорвата (Витезович). В середине 19 века термин Турецкая Хорватия, использовавшийся на некоторых австрийских картах для Западных Балкан, был заменен на общепринятое название региона - Босанска Краина.

География

Самый большой город и его исторический центр - Баня-Лука. Другие города включают Бихач, Казин, Велика Кладуша, Приедор, Сански-Мост, Градишка, Козарска Дубица, Нови Град, Босанска Крупа, Ключ, Босански Петровац, Котор Варош, Шипово, Мрконич Град, Дрвар, Босанско Грахово, Яйце, Кнежево, Бужим, Лакташи и Челинац.

Субрегионы (географические и исторические) включают:, Лиевче и т. Д..

История

Средние века

В VI веке сегодняшняя северо-западная Босния была частью римской провинции Далмация. Он подпадал под юрисдикцию Восточной Римской империи. Вскоре после этого евразийские авары и их славянские подданные из центрально-восточной Европы вторглись в Далмацию и поселились на территории нынешней Боснии и Герцеговины. В VII веке сербы и хорваты сформировали княжества, первоначально входившие в состав Восточной Римской империи. Этот регион входил в состав герцогства Хорватии в раннем средневековье. который позже стал частью Королевства Хорватия под Томиславом I

Археологические данные показывают, что кладбища северо-западной Боснии ясно указывают на то, что с первой половины X века эта территория находилась под политическим правлением хорватского правителя.

Северные части территорий входили в состав Славонского Банате (приходы Сана, Врбас и Дубица, а Нижнее Пунье входили в состав Загребского прихода) как нижняя S (c) лавония, где приход Сана служил резиденция семьи Бабоничей (позже Благайских), а южная часть была частью Псетской и Пливской волостей.

В XIII и XIV веках от Пливской волости развивался регион под названием Дони Краджи, расположенный в сегодняшней южной части Босанской Краины, и впервые упоминавшийся как собственность епархии. Боснии и оспаривается боснийским банатом.

К 14 веку Османская империя значительно расширилась на западные Балканы в ходе серии войн, и турецкие вторжения на запад в конечном итоге сделали этот регион границей Османской империи. Яйце пал перед османами в 1463 году, что знаменовало падение Королевства Босния, хотя позже был взят у османов и организован как оборонительный Банат Яйце. Битва Krbava поле в 1493 эффективно закончило Королевство Венгрия 's постоянные удержания по всему региону, ограничивая их в укрепленные города, и когда Яйце снова упал в 1528 году, правила Османской сохранялась почти до конца 19-го. век.

В конце 15 века местный хорватский лорд (кнез) Юрай Микуличич построил форт в деревне Бужим недалеко от Бихача, опасаясь наступающей османской армии. Микуличич умер в 1495 году, но крепость Бужим перешла под контроль Османской империи только в 1576 году.

Османский период

После решающего 1526 года Битва при Мохаче и 1527 г. выборы в Цетине, Хорватия вошла в состав Австрийской империи Габсбургов. Османская империя официально учредила эялет Боснии в 1580 году. Хорватские земли в целом были уменьшены до малой доли того, что они включали, и только самые западные части сегодняшней Босанской Краины все еще сопротивлялись османскому владычеству. Тем не менее, османские армии предпочитали продвигаться к своим целям на северо-западе через более легко проходимую местность, например, вдоль реки Дунай, например, Вена была впервые осаждена в 1529 году. после того, как армия прошла через Осиек, Мохач и Буда. Среди естественных препятствий в регионе и вокруг него, особенно в то время, были реки Сава, Врбас, Уна и Сана, а также горы, такие как Плешевица, Шатор., Клековача, Радуша, Грмеч, Козара и Влашич.

турецкие вторжения расширились на север, и Карл Штирийский построил новый укрепленный город Карловац в 1579 году. В 1580 году турки ответили объявлением пашалука Боснии, объединившего всех санджаков, включая территорию современной Хорватии. В результате войн и изменений границ, католическое хорватское население двинулось на север и было заменено православными сербами и валахами.

Форт Бужим, находившийся под контролем османов с 1576 года, успешно удерживался османами во многих сражений (1685, 1686, 1688, 1737), и он также был модернизирован (1626, 1834) до их окончательной капитуляции в 19 веке. Здание остается и по сей день как памятник османскому завоеванию.

Бихач продержался дольше, чем Бужим; это был свободный королевский город и одно время столица Королевства Хорватия (metropolis et propugnaculum totius regni Croatiae). Но в 1592 году турецкая армия численностью около 20 000 человек под командованием Хасан-пасы Предоевича, османского визиря, напала на Бихач и силой оккупировала его. Записи показывают, что около 2000 человек погибли при защите Бихача, и около 800 хорватских детей из Бихача были отправлены в рабство в Турции, чтобы получить исламское образование и стать еникари. Хасан-паша Предоевич двинулся дальше на север, в Хорватию, но потерпел поражение в июньской 1593 г. битве при Сисаке.

, когда Османская империя проиграла войну 1683–1690 гг. Священной лиги Габсбургской монархии и ее союзникам, и уступила Славонию и Венгрию Австрии по Карловицкому договору 1699 , северные и западные границы Санджака. Боснии (что в значительной степени соответствует современным границам Боснии), стала постоянной границей между Австрийской и Османской империями. Османы хотели повернуть ход войны на свою сторону, поэтому, напротив Габсбургской военной границы, они сформировали боснийскую границу, которая находилась на военных границах, разделенная на капитаны, каждый из которых имел свои укрепления и военные полки.

Далее Краина была заселена сербами пастухами, которые служили ополченцами, защищая ее от враждебные вторжения и поддержание порядка, или как медики и рабочая сила на столь необходимой линии фронта с Австрийской Империей. С тех пор сербы составляли большинство населения Босанской Краины.

XIX век

В середине 1858 года в регионе вспыхнуло восстание, известное как Первое восстание Печии. в результате османского давления на местное сербское население. К декабрю его разгромили.

Боснийские границы, как и остальная часть Боснии и Герцеговины, участвовали в 1875–1878 гг. Герцеговинском восстании.

Второй мировой войне

Врбас Бановина в Королевстве Югославия (1929–41)

Во время Второй мировой войны Босанская Краина была известна своим сильным сопротивлением фашистскому режиму. Антифашистское Партизанское движение в районе Босанской Краины было более этнически разнообразным, чем в любой другой части бывшей Югославии во время Второй мировой войны. Зимой 1942/1943 года партизаны основали республику Бихач в Босанской Краине. Вскоре после этого Босанская Краина также была местом исторических соглашений, которые имели место в Яйце и Мрконич Граде в 1943 году, о создании Республики Босния и Герцеговина в ее нынешних границах, а также Федерации Югославии.

Во время Второй мировой войны усташский концлагерь Ясеновац был основан прямо через реку Сава от Босанской Краины, и многие жители региона (в основном сербы, цыгане и евреи, а также некоторые коммунистические боснийские мусульмане и хорваты) были убили там.

Боснийская война

Этнический состав в Босанской Краине (1991, 1994)
19911994
Сербы625,000875,000
боснийцы и хорваты550,00050,000

В течение 1992-95 гг. боснийской войны Босанская Краина была разделена между Республикой Сербской, Республика Босния и Герцеговина и Автономная провинция Западная Босния. Сербское объединение SAO Bosanska Krajina было создано летом 1991 года. В этом районе также находились концентрационные лагеря, в том числе Маньяча и Омарска, где преимущественно Боснийцев держали, пытали, насиловали и убивали.

В течение последних двух лет несербов в районе Босанской Краины «очищали» посредством систематических преследований, включая пытки, убийства, изнасилования, избиения, домогательства, дискриминация де-юре, запугивание, изгнание из домов, конфискация имущества, бомбардировки предприятий, увольнение с работы, запрещение всех шрифтов, кроме кириллицы, в государственных учреждениях, и разрушение культурных объектов, таких как мечети и католические церкви.

Хьюман Райтс Вотч отчет 1994

Демография

Население региона до войны в регионе насчитывало почти миллион человек. Босния. Этнический состав Босанской Краины составлял в 1991 г. (по данным переписи) 44% сербов, 40% боснийцев, 7% хорватов, 5% югославов и 3% других (рома, украинцы, венгры и валахи). Состав нынешнего населения Босанской Краины резко изменился с тех пор из-за изгнаний, принудительного переселения и эмиграции во время боснийской войны 1992–1995 годов. Различные части стали менее этнически разнообразными, в основном боснийцы на северо-западе и сербы в Республике Сербской и нескольких других муниципалитетах, граничащих с Хорватией.

Экономика

Сразу после Второй мировой войны Босанская Краина считалась одним из беднейших регионов Боснии и Герцеговины. Эта бедность была одним из факторов, способствующих Казинскому восстанию 1950 года против коммунистического правительства, единственному подобному восстанию в послевоенной Боснии и Герцеговине и Югославии.

Более поздний экономический бум и процветание Босанской Краины в основном были обусловлены программами планового городского развития, которые были созданы специально для этого региона в начале и середине 1970-х годов Институтом урбанистики в Баня-Луке. Дальнейшим стимулом к ​​развитию послужило упрощение банковской системы, что стимулировало инвестиции в отрасль переработки ресурсов. В результате в регионе произошел бум сельскохозяйственного и промышленного производства.

Agrokomerc, пищевая промышленность, расположенная в северо-западном регионе, была крупнейшим производителем продуктов питания в Боснии и Герцеговине и бывшей Югославии. Другие отрасли включают химическую промышленность Saniteks в Великой Кладуше, электронную промышленность Rudi Cajevec в Баня-Луке, текстильную промышленность Sana в Босански-Нови, а также ряд предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности, которые стимулировали экономический бум в этом регионе. Вокруг горы Козара также была развита значительная рудная промышленность.

Транспорт и авиация

BH Airlines ATR 72 в аэропорту Баня-Лука, подготовка к вылету в Цюрих, август 2010 г.

Скоростная автомагистраль E-661 (местно известная как M-16) ведет на север к Хорватии, существуя как скоростная дорога из Баня-Луки в Лакташи и как двухполосная дорога из Лакташи до боснийско-хорватской границы. Этот второй участок дороги в настоящее время модернизируется до скоростной.

В стадии планирования две новые скоростные дороги. Один из Приедора в Босанска Дубица, чтобы сократить время в пути до Загреба. Другой - на восток, в сторону Добоя и соединяющий Босанскую Краину с важным коридором Vc в Боснии и Герцеговине.

Международный аэропорт Баня-Лука расположен в 23 км от Баня-Луки. В настоящее время существует две авиакомпании, BH Airlines и Adria Airways, которые осуществляют регулярные рейсы в Любляну (четыре раза в неделю) и Цюрих (три раза в неделю). Из аэропорта также отправляются чартерные рейсы, и аэропорт может использоваться как резервный для аэропорта Сараево. Аэропорт Загреба, из-за погодных условий зимой, которые часто предпочтительнее Сараево, находится примерно в двух часах езды от Баня-Луки на машине.

Авиабаза Джелява, расположенная на границе между Хорватией и Боснией и Герцеговиной под горой Плешевица, недалеко от города Бихач в Боснии и Герцеговине, была крупнейшим подземным аэропортом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейший в Европе.

Приедор также имеет аэродром в северо-восточной части города в районе Уриже. На аэродроме имеется флот из легких самолетов и планеров. Аэродром использовался югославскими партизанами и был первым действующим партизанским аэродромом во время Второй мировой войны. Аэродром также служит домом для отреставрированного городского парашютного клуба.

Босанская Краина - железнодорожный узел Боснии и Герцеговины, составляющий более половины железнодорожной сети Боснии и Герцеговины. Службы обслуживают северные и западные боснийские города Баня-Лука, Приедор, Босански-Нови и Бихач. Железнодорожная сеть также ходит в Загреб (дважды в день) и Белград.

Галерея

Историческая галерея

См. Также

На Викискладе есть материалы, относящиеся к Босанской Краине.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-13 07:16:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте