Адонис

редактировать
Адонис
Смертный любовник Афродиты
Адонис Мазарини Лувр MR239.jpg Адонис Мазарини, завершено с древнего торса Франсуа Дюкнуа, ранее в коллекции кардинала Мазарини, в настоящее время хранится в Лувре
ОбительЛиван
Символанемоны, а также салат, фенхель и другие быстрорастущие растения
Личная информация
РодителиCinyras и Myrrha (от Овидий ), Феникс и Альфесибея (от Гесиода )
СупругаАфродита
ДетиГолгос, Берое
Эквиваленты
Месопотамский эквивалентДумузид, Таммуз
Левантийский / ханаанский эквивалентТаммуз, Адонис

Адонис был смертным любовником богини Афродиты в греческой мифологии. В Овидии, рассказывающем о мифе в первом веке нашей эры, он был зачат после того, как Афродита прокляла его мать Мирра от до l сразу после ее собственного отца, царя Киниры из Кипра. Мирра занималась сексом со своим отцом в полной темноте девять ночей, но он обнаружил ее личность и погнался за ней с мечом. Боги превратили ее в мирровое дерево, и в форме дерева она родила Адониса. Афродита нашла младенца и отдала его на воспитание Персефоне, королеве подземного мира. Адонис превратился в удивительно красивого молодого человека, из-за чего Афродита и Персефона враждовали из-за него, и Зевс в конце концов постановил, что Адонис будет проводить одну треть года в Подземном мире с Персефоной, а треть года - с Афродитой., и последнюю треть года с кем бы он ни выбрал. Адонис решил провести последнюю треть года с Афродитой.

Однажды Адонис забодарил кабаном во время охоты и умер на руках Афродиты, когда она плакала. Его кровь смешалась с ее слезами и стала цветком анемона. Афродита объявила праздник Адония в память о его трагической смерти, который женщины отмечали ежегодно в середине лета. Во время этого фестиваля греческие женщины сажали «сады Адониса», небольшие горшки с быстрорастущими растениями, которые они ставили на крышах своих домов на жарком солнце. Растения прорастут, но вскоре засохнут и погибнут. Затем женщины оплакивали смерть Адониса, рвали свою одежду и били себя в грудь в публичном проявлении горя.

Греки считали, что культ Адониса имеет ближневосточное происхождение. Имя Адониса происходит от ханаанского слова, означающего «господин», и большинство современных ученых считают, что история Афродиты и Адониса происходит от более раннего месопотамского мифа Инанны (Иштар) и Думузид (Таммуз).

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века религиоведение, Адонис широко рассматривался как яркий пример архетипа умирающего и воскресающего бога, но существование архетипа «умирающего и воскресающего бога» в значительной степени отвергается современными учеными. Его имя в наше время часто применяется к красивым молодым людям, архетипом которых он является.

Содержание

  • 1 Культ
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Фестиваль Адонии
  • 2 В классической литературе
    • 2.1 Метаморфозы Овидия
    • 2.2 Другая любовь
    • 2.3 Другие версии
  • 3 В культуре постклассической литературы
    • 3.1 Как умирающий и восходящий бог
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Культ

Происхождение

Древнее шумерское изображение брака Инанны и Думузида

Поклонение Афродите и Адонису, вероятно, является греческим продолжением древнего шумерского Поклонение Инанне и Думузид. Греческое имя Ἄδωνις (Ádōnis), греческое произношение: ) происходит от ханаанца слово adōn, означающее «господин». Это слово связано с Адонай (на иврите : אֲדֹנָי), одним из титулов, используемых для обозначения Бога в еврейской Библии, и до сих пор используется в Иудаизм до наших дней. Сирийское имя Адониса - Гаус.

Культ Инанны и Думузида, возможно, возник в Иудейском царстве во время правления царя Манассии. Иезекииль 8:14 упоминает Адониса под его более ранним восточно-семитским именем Таммуз и описывает группу женщин, оплакивающих смерть Таммуза, сидя у северных ворот Храма в Иерусалиме.

Самое раннее известное греческое упоминание Адониса происходит из фрагмента стихотворения лесбийского поэта Сапфо (ок. 630 - ок. 570 до н. э.), в котором хор молодых девушек спрашивает Афродиту что они могут сделать, чтобы оплакивать смерть Адониса. Афродита отвечает, что они должны бить себя в грудь и рвать туники. Культ Адониса также описывается как соответствующий культу финикийского бога Ваала. Как Уолтер Буркерт объясняет:

Женщины сидят у ворот и плачут о Таммузе, или они предлагают Ваалу благовония на крышах крыш и сажают красивые растения. Таковы черты легенды об Адонисе: она прославляется на плоских крышах, на которых помещены осколки, засеянные быстро прорастающей зеленью, сады Адониса... кульминацией является громкое оплакивание мертвого бога.

Точнее. дата, когда культ Адониса влились в греческой культуре до сих пор оспаривается. Вальтер Буркерт спрашивает, не приехал ли Адонис с самого начала в Грецию вместе с Афродитой. «В Греции, - заключает Буркерт, - особая функция легенды об Адонисе - это возможность безудержного выражения эмоций в строго ограниченной жизни женщин, в отличие от жесткого порядка полиса и семьи. с официальными женскими праздниками в честь Деметры. " Значительное влияние ближневосточной культуры на раннюю греческую религию в целом и на культ Афродиты в частности теперь широко признано как относящееся к периоду ориентализации восьмого века до нашей эры, когда архаическая Греция находилась на окраине неоассирийской империи.

. На Кипре культ Адониса постепенно вытеснил культ Киниры. В. Аталлах предполагает, что поздний эллинистический миф об Адонисе представляет собой слияние двух независимых традиций.

Праздник Адонии

Фрагмент аттической свадебной вазы с красными фигурами (ок. 430 –420 г. до н. Э.), Изображающие женщин, поднимающихся по лестницам на крыши своих домов с «садами Адониса»

Поклонение Адонису связано с праздником Адонии, который отмечали гречанки. каждый год в середине лета. Фестиваль, который, очевидно, уже отмечался на Лесбосе во времена Сафо в седьмом веке до нашей эры, кажется, впервые стал популярным в Афинах в середине пятого века до нашей эры. В начале фестиваля женщины сажали «сад Адониса», небольшой сад, засаженный в маленькой корзине, или неглубокий кусок битой посуды, содержащий множество быстрорастущих растений, таких как салат и фенхель или даже быстро прорастающие зерна, такие как пшеница и ячмень. Затем женщины поднимались по лестницам на крыши своих домов, где они размещали сады под жарким летним солнцем. На солнце растения прорастут, но от жары быстро увянут. Пока они ждали, пока растения сначала прорастут, а затем засохнут, женщины возжигали благовония Адонису. Как только растения засохли, женщины громко оплакивали смерть Адониса, рвали свою одежду и били себя в грудь в публичном проявлении горя. Женщины кладут статуэтку Адониса на носильщик и затем несут ее в море вместе со всеми увядшими растениями похоронной процессией. Праздник завершился тем, что женщины выбросили в море изображение Адониса и засохшие растения.

В классической литературе

Метаморфозы Овидия

Аттик краснофигурный арибалл картина Айсона (ок. 410 г. до н.э.), показывающая, что Адонис встречается с Афродитой

Хотя Сафо не описывает миф об Адонисе, более поздние источники конкретизируют детали. Согласно пересказу истории, найденному в стихотворении Метаморфозы римского поэта Овидия (43 г. до н.э. - 17/18 г. н.э.), Адонис был сыном Мирры, проклятая Афродитой из-за ненасытной похоти к собственному отцу, королю Кинирас с Кипра, после того, как мать Мирры хвасталась, что ее дочь красивее богини. Изгнанная после беременности, Мирра превратилась в мирровое дерево, но все же дала жизнь Адонису. Согласно классику Уильяму Ф. Хансену, история зарождения Адониса согласуется с общепринятыми представлениями о поле и гендере, которые преобладали в классическом мире, поскольку греки и римляне считали, что женщины, такие как мать Адониса Мирра, были менее способны контролировать свои первобытные желания и страсти, чем мужчины.

Афродита нашла ребенка и забрала его в подземный мир, чтобы его взрастила Персефона. Она вернулась за ним, когда он вырос и обнаружил, что он поразительно красив. Персефона хотела оставить Адониса; Зевс уладил спор, указав, что Адонис будет проводить одну треть года с Афродитой, одну треть с Персефоной и одну треть с тем, кого он выберет. Адонис выбрал Афродиту, и они постоянно оставались вместе.

Затем, однажды, когда Адонис был на охоте, он был ранен кабаном и истек кровью на руках Афродиты. В разных версиях истории кабан был послан либо Аресом, который ревновал Афродиту к Адонису, либо Артемидой, которая хотела отомстить Афродите за убийство ее преданного последователя Ипполит, или Аполлоном, чтобы наказать Афродиту за ослепление его сына Эримантуса. В рассказе также указывается этиология ассоциаций Афродиты с определенными цветами. Сообщается, что, оплакивая смерть Адониса, она заставила анемонов расти везде, где пролилась его кровь, и объявила праздник в годовщину его смерти.

Другая любовь

Адонис также говорили, что его любили другие боги, такие как Аполлон, Геракл и Дионис. Он был описан как андрогинный человек, потому что он вел себя как мужчина в своих привязанностях к Афродите, но как женщина для Аполлона. «Андрогинный» здесь означает, что Адонис взял на себя пассивную женскую роль в своей любви к Аполлону.

Геракл о любви Адониса мимоходом упоминает Птолемей Гефестион. В тексте говорится, что из-за своей любви к Адонису Афродита научила Нессоса кентавра ловушкой, чтобы заманить его в ловушку.

Другая традиция гласит, что Дионис, греческий бог вино и безумие, унесенные Адонисом.

Другие версии

Река Адонис (теперь известная как река Авраама ) в Ливане, как говорили, краснеет от кровь каждый год во время праздника Адониса.

В 15-й идиллии греческого буколического поэта Феокрита в идиллии 15-го века до нашей эры Адонис описывается как все еще юноша с пухом его щеки во время его любовной связи с Афродитой, в отличие от Метаморфоз Овидия, в которых он изображен как полностью зрелый человек. Псевдо-Аполлодор (Bibliotheke, 3.182) описывает Адониса как сына Киниры, Пафоса на Кипре и Метарма. Согласно Bibliotheke Псевдо-Аполлодора, Гесиод, в неизвестной работе, которая не сохранилась, он изображен как сын Феникса и неопознанный Алфесибея.

В одной из версий рассказа Афродита поранилась о шип с куста розы, и роза, которая раньше была белой, была окрашена ее кровью в красный цвет. В другой версии цветок анемона вырос на том месте, где умер Адонис, и красная роза, на которую упали слезы Афродиты. Поэт III века до нашей эры Эйфорион Халкидский заметил в своем Гиацинте, что «Только Коцит омыл раны Адониса». Согласно Лукиану Де Деа Сирия, каждый год во время праздника Адонис река Адонис в Ливане (ныне известная как река Авраама ) покраснел от крови.

В культуре постклассической литературы

Средневековый французский поэт Жан де Мен пересказывает историю Адониса в своих дополнениях к книге. Роман де ла Роз, написанный примерно в 1275 году. Де Муэн морализирует эту историю, используя ее в качестве примера того, как мужчинам следует прислушиваться к предупреждениям женщин, которых они любят. В стихотворении Пьера де Ронсара «Адонис» (1563) Венера сетует, что Адонис не прислушался к ее предупреждению, но в конечном итоге винит себя в его смерти, заявляя: «В нужде мой совет не помог вам». Однако в том же стихотворении Венера быстро находит другого пастуха в качестве своего любовника, что представляет широко распространенную средневековую веру в непостоянство и изменчивость женщин.

История Венеры и Адониса из «Метаморфоз» Овидия имела огромное влияние в период Елизаветинская эпоха. В эпической поэме Эдмунда Спенсера Королева фей (1590) гобелены, изображающие историю Адониса, украшают стены Замка Радостного. Позже в поэме Венера берет характер Аморетту, чтобы вырастить ее в «Саду Адониса». Изображение Овидия отчаянной любви Венеры к Адонису стало источником вдохновения для многих литературных изображений в елизаветинской литературе как мужских, так и женских ухаживаний.

эротическая повествовательная поэма Уильяма Шекспира Венера и Адонис (1593), пересказ ухаживания Афродиты и Адониса из «Метаморфоз» Овидия, был самым популярным из всех его произведений, опубликованных при его жизни. Перед смертью Шекспира было опубликовано шесть выпусков его (больше, чем других его произведений), и оно пользовалось особой популярностью среди молодежи. В 1605 году Ричард Барнфилд похвалил его, заявив, что стихотворение поместило имя Шекспира «в известность бессмертного Букка». Несмотря на это, стихотворение получило неоднозначную реакцию со стороны современных критиков. Сэмюэл Тейлор Кольридж защищал его, но Сэмюэл Батлер жаловался, что оно ему скучно и К. С. Льюис описал попытку прочтения его как «удушающий».

История Адониса вдохновила итальянского поэта Джамбаттиста Марино написать свой мифологический эпос L'Adone (1623), который превзошел по продажам Первый фолио Шекспира. Поэма Марино фокусируется на любовных удовольствиях, которые она подробно описывает. В нем описывается, как Адонис стреляет в кабана из стрелы Купидона, и провозглашает бивень, который раздавливает его бедро, «любящим». Гомоэротические описания Шекспиром красоты Адониса и мужского стремления Венеры к нему вдохновили французскую писательницу и драматург Рашильду (Маргерит Валлетт-Эймери) написать свой эротический роман Monsieur Vénus (1884) о дворянка по имени Рауль де Венеранд, которая сексуально преследует молодого, женоподобного мужчину по имени Жак, работающего в цветочном магазине. В конце концов, Жак был застрелен на дуэли, следуя модели трагической смерти Адониса.

Как умирающий и восходящий бог

Фотография сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, антрополог, который непосредственно отвечает за продвижение концепции архетипа «умирающего и восходящего бога»

Шотландский антрополог конца девятнадцатого века написал подробно об Адонисе в его монументальном сравнительном религиоведческом исследовании Золотая ветвь (первое издание которого было опубликовано в 1890 году), а также в более поздних работах. Фрейзер утверждал, что Адонис был лишь одним из примеров архетипа «умирающего и воскресающего бога», встречающегося во всех культурах. В середине двадцатого века некоторые ученые начали критиковать определение «умирающего и восходящего бога», в некоторых случаях утверждая, что божества, подобные Адонису, ранее называвшиеся «умирающим и восходящим», лучше было бы назвать отдельно как « умирающие боги »и« исчезающие боги », утверждая, что боги, которые« умерли », не вернулись, а те, кто вернулся, никогда не« действительно »умерли. Ученые-библеисты Эдди и Бойд (2007) применили это объяснение к Адонису, основываясь на том факте, что его часть года, проведенная в Подземном мире с Персефоной, на самом деле не смерть и воскресение, а просто случай пребывания живого человека в Подземном мире. Они также утверждали, что Адонис явно не описывается как воскресший из мертвых ни в одном из сохранившихся классических греческих писаний, хотя факт существования такой веры подтвержден авторами поздней античности. Например, Ориген обсуждает Адониса, которого он связывает с Таммузом, в своей «Селекции в Иезекииле» («Комментарии к Иезекиилю»), отмечая, что «они говорят, что в течение долгого времени проводятся определенные обряды инициации: сначала, что они оплакивают его, так как он умер; во-вторых, они радуются за него, потому что он воскрес из мертвых (apo nekrôn anastanti) "(ср. J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus: Series Graeca, 13: 800 ). Некоторые другие ученые продолжали цитировать Адониса / Таммуза как пример умирающего и восходящего бога, предполагая, что нисхождение в подземный мир и возвращение из него является функциональным аналогом смерти, даже если физическая причина смерти не указана.

См. также

  • Портал мифологии
  • icon Азиатский портал

Психология:

Примечания

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

  • СМИ, относящиеся к Адонису на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:36:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте