Атаргатис

редактировать
A Набатейское изображение богини Атаргатис, датируемое примерно 100 годом нашей эры, в настоящее время хранящееся в Иорданском археологическом музее
Плодородный полумесяц. серия мифов
Palm tree symbol.svg
Месопотамия
Левантийский
Арабский
Ближневосточные религии
Левант
  • взгляд
  • разговор

Атаргатис или Ataratheh (; арамейский : 'Атар'атех или Тар'атех) была главной богиней северной Сирии в классической древности. Ктесий также использовал имя Деркето (Древнегреческий : Δερκετὼ) для нее, а римляне называли ее Деа Сирия, или одним словом Деасура . Изначально она была богиней плодородия, но, как баалат («хозяйка») своего города и людей, она также отвечала за их защиту и благополучие. Ее главное святилище находилось в Иераполе, современном Манбидже, к северо-востоку от Алеппо, Сирия.

Михаил Ростовцев называл ее «великой владычицей северных сирийских земель». Ее супруг обычно Хадад. Как Атарате, голуби и рыбы считались для нее священными: голуби как эмблема Богини Любви, а рыбы как символ плодородия и жизни вод.

Согласно Сирийский источник третьего века: «В Сирии и в Урхай [Эдессе] люди кастрировали себя в честь Тараты. Но когда царь Абгар стал верующим, он приказал, чтобы любой, кто выхолащивал себя, имел рука отрезана. И с того дня и по сей день никто в Урхайе больше не выхолащивает себя ".

Иногда ее описывают как русалку -богиню из-за отождествления ее с рыбой -телесная богиня в Аскалон. Однако нет никаких доказательств того, что Атаргатис поклонялись в Аскалоне, и все иконографические свидетельства показывают, что она была антропоморфной.

Содержание

  • 1 Происхождение и название
  • 2 Культовые центры и изображения
  • 3 Синкретизм
  • 4 Мифология
  • 5 Священство
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Происхождение и имя

Атаргатис рассматривается как продолжение богинь бронзового века. В Угарит, клинопись таблички свидетельствуют о трех великих ханаанских богинях :

  • ʾАгират, описанных как плодородная «Госпожа-богиня моря» (равбату Шатширату ямми); она отождествляется с Ашерой
  • ʿАнат, воинственной богиней-девственницей
  • ʿАтарт, богиней любви, тезкой финикийской богини Аштарт, которая является называются Астарта по-гречески и Ашторет в Библии

Они имеют много общих черт друг с другом и, возможно, им поклонялись вместе или по отдельности в течение 1500 лет истории культуры.

Название Атаргатис происходит от арамейской формы Ataratheh, которая существует в нескольких вариантах. В Иераполис Бамбис (современный Манбидж) на монетах примерно IV века до н.э. появляется легенда ʿtrʿth, обозначающая Atarate, и ʿtrʿth mnbgyb в набатейской надписи; в Кафр Яссифе около Акко на алтаре написано «Ададо и Атаргатис, богам, которые слушают молитву»; и полное имя ʿtrʿth появляется в двуязычной надписи, найденной в Пальмире.

. Широко распространено мнение, что имя ʿAtaratheh происходит от соединения арамейской формы ʿAttar, которое является родственником Ațtart без суффикса женского рода -t, плюс ʿAttah или Atā, родственник Anat. В качестве альтернативы, вторая половина может быть Пальмирена божественным именем ʿАте (то есть tempus оппортум), которое встречается как часть многих соединений. Также было высказано предположение, что элемент -gatis может относиться к греческому gados «рыба». (Например, греческое название «морской монстр» или «кит» является родственным термином ketos ). Таким образом, Атар-Гатис может означать просто «богиня рыб Атар».

Культовые центры и изображения

На реверсе монеты Деметрия III изображен атаргатис с рыбьим телом, скрытым вуалью, держащим яйцо, в окружении стеблей ячменя. реверс монеты из Cyrrhestica изображает Атаргатиса верхом на льве, одетого в настенную корону и держащего скипетр.

. В первой половине имени Атаргатис часто, хотя и ошибочно, идентифицируется как «Аштарт». Эти два божества, вероятно, имели общее происхождение и имели много общих черт, но их культы исторически различны. В 2 Маккавейских 12.26 и 1 Маккавейских 5:43 есть ссылка на Атаргейон или Атергейон, храм Атаргатиса, в Карнионе в Галааде, но дом богини, несомненно, принадлежали не Израилю или Ханаану, а самой Сирии; в Иераполис Бамбис у нее был храм во имя ее. В Пальмира она появляется на чеканке со львом или ее присутствие обозначается львом и полумесяцем; надпись упоминает ее. В храмах Атаргатиса в Пальмире и в Дура-Европос она неоднократно появлялась со своим супругом Хададом, а в богатой синкретической религиозной культуре в Дура-Европосе поклонялись как Артемиде Аззанатконе.. Два хорошо сохранившихся храма в Нихе, Ливане посвящены ей и Хададу. В 1930-х годах многочисленные набатейские барельефы-бюсты Атаргатиса были обнаружены Нельсоном Глюком в Хирбет-эт-Таннере, Иордания, в руинах храмов начала первого века нашей эры; там губы и глаза слегка прикрытой пеленой богини когда-то были покрашены в красный цвет, и пара рыб противостояла друг другу над ее головой. Волнистые волосы, напоминавшие Глюку о воде, были разделены на пробор. В Петре богиня с севера была синкретизирована с северной арабской богиней с юга аль-Узза, которой поклонялись в одном храме. В Дура-Европус среди атрибутов Атаргатиса - веретено и скипетр или рыбное копье.

Пруд с рыбой, священный для Атаргатиса, сохранился в Шанлыурфе, древнем Эдесса, мифология перенесена на Ибрагима.

. В ее храмах в Аскалон, Иераполис Бамбис и Эдесса водились рыбы пруды, содержащие рыбу, могут коснуться только ее священники. В 1936 году Глюк заметил, что «по сей день есть священный пруд с рыбой, кишащий неприкасаемой рыбой, в Куббет-эль-Баэддви, дервишском монастыре в трех километрах к востоку от Триполиса, Ливан."

Из Сирии ее поклонение распространилось на Грецию и самый дальний Запад. Лукиан и Апулей описывают священников-нищих, которые обходили большие города с изображением богиня на осле и собранные деньги. Широкое распространение культа в основном связано с сирийскими купцами; поэтому мы находим его следы в крупных портовых городах; на Делос были найдены особенно многочисленные надписи, свидетельствующие о ее значение. Снова мы находим культ в Сицилии, введенный, без сомнения, рабами и наемными войсками, которые несли его даже до самых дальних северных границ Римской империи. Лидер восставших рабов в First Servile War, сириец по имени Eunus, утверждал, что получил видения Атаргатиса, которого он опознал. с Деметрой из Энны.

Синкретизм

Во многих случаях Атаргатис, Аштарт и другие богини, у которых когда-то были независимые культы и мифологии, слились с таким степень неразличимости. Примером этого слияния является храм Карниона, который, вероятно, идентичен знаменитому храму Аштарта в Аштарот-Карнаиме. Атаргатис обычно появляется как жена Хадада. Они защитные божества сообщества. Атаргатис, носящая настенную корону, является прародительницей королевского дома, основательницей социальной и религиозной жизни, богиней порождения и плодородия (отсюда преобладание фаллических эмблем) и изобретатель полезной техники. Неудивительно, что ее отождествляют с греческой Афродитой. Благодаря сочетанию этих многих функций, несмотря на то, что она возникла как морское божество, аналогичное Амфитрите, в конечном итоге она становится великой богиней природы, аналогичной Кибеле и Рее : В одном аспекте она олицетворяет защиту воды при рождении жизни; в другом - вселенское другой земли; в третьем (под влиянием, без сомнения, халдейской астрологии) сила Судьбы. Она также была отождествлена ​​с Герой Люцианом в его De Dea Syria.

Мифология

Легенды многочисленны и носят астрологический характер. Обоснование сирийского поклонения голубям и воздержания от рыбы можно увидеть в рассказе в Афиней 8.37, где Атаргатис наивно объясняется как означающее «без Гатиса», имя королевы, которая, как говорят, запрещала поедание рыбы. Так Диодор Сицилийский (2.4.2), цитируя Ктесия, рассказывает, как Деркето влюбился в юношу и стал от него матерью ребенка и как от стыда Дерсето бросилась в озеро возле Аскалона, и ее тело превратилось в форму рыбы, хотя ее голова осталась человеческой. Ребенок Деркето вырос, чтобы стать Семирамидой, ассирийской царицей. В другой истории, рассказанной Гигином, яйцо упало с неба в Евфрат, было брошено на сушу рыбой, голуби поселились на нем и вылупили его, и Венера, известная как сирийская богиня, возникла.

Деркето, из Афанасия Кирхера Эдипа Эгиптиак, 1652.

Автор Catasterismi объяснил созвездие Piscis Austrinus как родителя двух рыб, составляющих созвездие Рыб; согласно этому рассказу, он был помещен на небеса в память о падении Дерсето в озеро в Иераполис-Бамбис недалеко от Евфрата в Сирии, от которого ее спасла большая рыба - что снова призвано объяснить Сирийское воздержание от рыбы.

Овидий в своих Метаморфозах (5.331) сообщает, что Венера приняла форму рыбы, чтобы спрятаться от Тифона. В своих «Фастах» (2.459–0.474) Овидий вместо этого рассказывает, как Диона, посредством которой Овидий намеревается убежать от Тифона со своим ребенком Амуром / Эрос пришел к реке Евфрат в Сирии. Услышав, как внезапно поднялся ветер, и боясь, что это Тифон, богиня попросила помощи у речных нимф и прыгнула в реку вместе со своим сыном. Две рыбы вынашивали их и были вознаграждены превращением в созвездие Рыб - и по этой причине сирийцы не будут есть рыбу.

Недавний анализ культа Атаргатис - это эссе Пера Билде, в котором Атаргатис появляется в контексте других эллинизированных великих богинь Востока.

Священство

Бюст жреца Атаргатиса, III век нашей эры, Капитолийские музеи

В римскую эпоху евнух священники поклонялись Атаргатису. Подобно галли жрецам Кибелы. В святилище в Иерополисе, основанном Семирамидой, священники-евнухи служили образом женщины с рыбьим хвостом. Обряды богине сопровождались игрой на флейте и тряской погремушкой. В одном обряде молодые мужчины кастрировали себя, чтобы стать священниками, переодевшимися в одежду другого пола, и после этого выполняли обязанности, обычно выполняемые женщинами. Неподалеку лежало обязательное озеро или пруд, полный священной рыбы, которую никому не разрешалось есть; и никто не мог есть священных голубей Атаргатиса. Жрецы были описаны Апулеем как нищими, которые путешествовали с изображением богини, одетой в шелковое одеяние на спине осла. Когда они приходили на деревенские площади или в приемное поместье, они выполняли экстатический обряд, призванный привлечь толпу и побудить их пожертвовать. Священники описывались как женоподобные, с обильным макияжем, с тюрбанами на головах и в шелковых и льняных одеждах шафрана ; некоторые в белых туниках с пурпурными полосками. Они кричали и бешено танцевали под музыку флейт, кружась, согнув шеи так, что их длинные волосы развевались; и в экстатическом безумии они кусали свою плоть и резали руки ножами, пока не истекали кровью.

Согласно истории, пересказанной Лукианом, ассирийская царица Стратоника увидела в видении, что она должна построить храм в Иерополис к богине, и поэтому король послал ее туда с молодым человеком по имени Комбабус, чтобы выполнить задание. Зная репутацию королевы, Комбабус кастрировал себя и оставил свои гениталии запечатанными в коробке. Когда королева влюбилась в Комбабуса и попыталась соблазнить его, он раскрыл свои увечья, но это не отговорило ее от желания его постоянного общения. Когда Стратонис и Комбабус вернулись домой, она обвинила его в попытке соблазнить ее, и Комбабус был арестован, предан суду и приговорен к смертной казни. Комбабус потребовал запечатанный ящик, чтобы доказать свою невиновность, где король уступил и наградил Комбабуса за его верность. Храм был завершен, и в нем была установлена ​​статуя Комбаба. Считается, что это начало практики кастрации священниками в храме.

  • Мифологический портал
  • icon Азиатский портал

Другая история, приписываемая Комбабу, упоминает, что некая иностранка, присоединившаяся к священному собранию, увидев чрезвычайно красивый человеческий облик и одетая в мужское одеяние, яростно влюбилась в него: обнаружив, что он евнух, она покончила жизнь самоубийством. Поэтому Комбаб, отчаявшись из-за своей неспособности к любви, надел женскую одежду, чтобы в будущем ни одну женщину нельзя было обмануть таким же образом.

Примечания

Ссылки

  • Моше Вайнфельд, «Семирамида: ее имя и ее происхождение». В: Мордехай Коган / Исраэль Эф'ал (ред.), А, Ассирия...: Исследования по истории Ассирии и древней историографии Ближнего Востока, представленные Хаиму Тадмору (серия Scripta Hierosolymitana 33), (Иерусалим, 1991), 99-103.

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Атаргатис.
Последняя правка сделана 2021-06-13 02:35:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте