Ану

редактировать
древний месопотамский бог неба
Ану. 𒀭𒀭
Небесный Отец, Царь Богов, Повелитель Созвездий
Летняя клинопись dingir.svg Ур III шумерский клинопись для Ан (и определяющий знак для божеств; ср. дингир )
Абодесеверный полюс, Драко
АрмияЗвезды и божества
Символ𒀭 Дингир
Личная информация
РодителиАпсу и Намму (шумерская религия ). Аншар и Кишар (Восточно-семитский ). Алалу (Хеттская религия )
КонсортУраш (ранний шумер),. Ki (позднее шумерский),. Анту (восточно-семитский),. Намму (новошумерский)
ДетиЭнлиль, Энки, Никикурга, Нидаба, Баба, в некоторых версиях: Инанна, Кумарби (хурриты), Анамелех (возможно)
греческий эквивалентУран, Зевс
римский эквивалентЦелус, Юпитер
ханаанский эквивалентEl

An u (аккадский : 𒀭𒀭 AN, Anu ‹m › или Ilu ) или An(шумерский : 𒀭 AN, от 𒀭 «Небо», «Небеса») - божественное олицетворение неба, верховный бог и предок всех божеств в древняя месопотамская религия. Ану считался верховным источником всей власти для других богов и всех смертных правителей, и в одном тексте он описывается как тот, «который содержит всю вселенную». Он отождествляется с северным полюсом эклиптики с центром в созвездии Драко и вместе со своими сыновьями Энлилем и Энки составляет высший божественная триада, олицетворяющая три полосы созвездий небесного свода. Ко времени появления самых ранних письменных источников Ану редко поклонялись, а вместо этого поклонялись его сыну Энлилю, но на протяжении всей истории Месопотамии высшее божество в пантеоне всегда считалось обладателем аноту, что означает «Небесная сила». Основная роль Ану в мифах - это предок ануннаков, главных божеств шумерской религии. Его основным культовым центром был храм Эанна в городе Урук, но к аккадскому периоду (c.2334–2154 гг. До н.э.) его власть в Уруке была в значительной степени передана богине Инанне, Царице Небес.

. Супруга Ану в самых ранних шумерских текстах - богиня Ураш, но она позже богиня Ки и в аккадских текстах богиня Анту, имя которой является женской формой Ану. Ану кратко появляется в аккадском эпосе о Гильгамеше, в котором его дочь Иштар (восточно-семитский эквивалент Инанны) убеждает его дать ей Бык Небес, чтобы она могла отправить его в атаку Гильгамеша. В результате инцидента Энкиду погиб. В другой легенде Ану вызывает перед собой смертного героя Адапу за то, что он сломал крыло южного ветра. Ану приказывает дать Адапе пищу и воду бессмертия, от чего Адапа отказывается, будучи заранее предупрежденным Энки, что Ану предложит ему пищу и воду смерти. В древней хеттской религии, Ану - бывший правитель богов, которого свергнул его сын Кумарби, который откусил гениталии своего отца и породил бога бури. Тешуб. Тешуб сверг Кумарби, отомстил за увечья Ану и стал новым царем богов. Эта история стала более поздней основой кастрации Урана в Гесиода Теогония.

Содержание
  • 1 Поклонение
  • 2 Семья
  • 3 Мифология
    • 3.1 Шумерский
      • 3.1.1 Шумерский миф о сотворении
      • 3.1.2 Мифы Инанны
    • 3.2 Аккадский
      • 3.2.1 Эпос о Гильгамеше
      • 3.2.2 Миф об Адапе
      • 3.2.3 Эрра и Ишум
    • 3.3 Хетты
  • 4 Последующее влияние
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
Поклонение
Часть фасад вавилонского храма Иштар в Уруке, построенного ок. 1415 г. до н. э., в касситский период (c.1600–1155 гг. до н. э.). Первоначальный храм Эанна в Уруке был сначала посвящен Ану, но позже был посвящен Инанне.

В месопотамской религии Ану был олицетворением неба, высшей силой, верховным богом, единственным " который содержит всю вселенную ". Он был отождествлен с северным полюсом эклиптики с центром в Драко. Его имя означало «Всевышний», и вместе со своими сыновьями Энлилем и Энки (Эллиль и Эа на аккадском языке) он сформировал триединую концепцию божественного, в которой Ану представлял «трансцендентную» безвестность, Энлиль - «трансцендентный », а Энки - «имманентный » аспект божественного. три великих бога и три части неба были Ану (древний бог небес), Энлиль (сын Ану, бог воздуха и силы природы, и повелитель богов), и Эа (благодетельный бог земли и жизни, обитавший в бездонных водах). Вавилоняне разделили небо на три части, названные в их честь: экватор и большая часть зодиака занимали Путь Ану, северное небо было Путью Энлиля, а южное небо было Пути Эа. Границы каждого пути находились на 17 ° северной широты и 17 ° южной широты.

Хотя Ану был верховным богом, ему редко поклонялись, и к тому времени, когда начались письменные записи, самый важный культ был посвящен его сыну Энлилю. Основная роль Ану в шумерском пантеоне заключалась в качестве предка; самые могущественные и важные божества шумерского пантеона считались потомками Ану и его супруги Ки. Эти божества были известны как Ануннаки, что означает «потомки Ану». Хотя иногда неясно, какие божества считались членами ануннаков, в эту группу, вероятно, входили «семь богов, которые повелевают»: Ану, Энлиль, Энки, Нинхурсаг, Нанна, Уту и Инанна.

Основным культовым центром Ану был храм Эанна, название которого означает «Дом Небес» (шумерский: e 2 -anna; клинопись: 𒂍𒀭 E 2.AN), в Урук. Хотя храм изначально был посвящен Ану, позже он был преобразован в главный культовый центр Инанны. После посвящения Инанне в храме, по-видимому, жили жрицы богини.

Ану считался источником всей законной власти; он был тем, кто даровал право править как богам, так и царям. По словам ученого Стивена Бертмана, Ану «... был верховным источником власти среди богов и среди людей, которым он даровал царство. Как великий патриарх небес, он вершил правосудие и контролировал законы, известные как мех, которые управляли Вселенная ". В надписях, посвященных завоеванию Шумера, Саргон Аккадский, основатель Аккадской империи, объявляет Ану и Инанну источниками своей власти. гимн начала второго тысячелетия до н. Э. Провозглашает, что «его высказывания господствуют над послушным обществом богов».

Первоначальное имя Ану на шумерском языке - Ан, семитизированной формой которого является Ану.. Ану также с самого начала отождествлялся с семитским богом Илу или Эль. Функции Ану и Энлиля часто совпадали, особенно в более поздние периоды, когда культ Ану продолжал ослабевать, а культ Энлиля приобрел большую известность. Позднее Ану был полностью вытеснен Энлилем. В конце концов, Энлиля, в свою очередь, заменил Мардук, национальный бог древнего Вавилона. Тем не менее, упоминания о силе Ану сохранились в архаичных фразах, использовавшихся в отношении правителя богов. Всегда считалось, что наивысший бог пантеона обладает аноту, что буквально означает «Небесная сила». В вавилонском Энума Элиш боги восхваляют Мардука, крича «Твое слово - Ану!»

Хотя Ану был очень важным божеством, его природа часто была двусмысленной и неопределенной; он почти никогда не появляется в месопотамских произведениях искусства и не имеет известной антропоморфной иконографии. В течение касситского периода (c.1600–1155 гг. До н.э.) и неоасирийского периода (911–609 гг. До н.э.) Ану был представлен в виде рогатой шапки. Аморейский бог Амурру иногда приравнивался к Ану. Позже, во время Империи Селевкидов (213–63 гг. До н.э.), Ану отождествляли с Энмешарой и Думузидом.

Семья

В самых ранних шумерских текстах не упоминается, где Ану пришел или как он стал правителем богов; вместо этого просто предполагается его превосходство. В ранних шумерских текстах третьего тысячелетия до нашей эры супругой Ану ​​является богиня Ураш ; позже шумеры приписали эту роль Ки, олицетворению земли. Шумеры верили, что дождь был семенем Ану и что, когда он упал, он оплодотворил Ки, заставив ее дать рождение всей растительности на земле. В течение аккадского периода Ки была вытеснена Анту, богиней, имя которой, вероятно, является женской формой Ану. Аккадцы верили, что дождь - это молоко из облаков, которые, как они считали, были грудью Анту.

Ану обычно называют «отцом богов», и многие божества считались его потомками. в течение истории Месопотамии. Надписи из Лагаша, датированные концом третьего тысячелетия до н.э., идентифицируют Ану как отца Гатумдуга, Бабы и Нинурты. Более поздние литературные тексты провозглашают Адада, Энки, Энлиля, Гирру, Нанна-Суен, Нергал и Шара его сыновьями, а также Инанну-Иштар, Наная, Нидаба, Нинисинна, Нинкаррак, Нинмуг, Ниннибру., Нинсумун, Нунгал и Нуску как его дочери. Считалось, что демоны Ламашту, Асаг и Себетту были творениями Ану. В хеттской мифологии Ану - сын бога Алалу.

Мифология

Шумерский

Шумерский миф о сотворении мира

Основной источник Информации о шумерском мифе о сотворении мира является пролог к ​​эпической поэме Гильгамеш, Энкиду и мир преисподней, которая кратко описывает процесс творения: сначала есть только Намму, первозданное море. Затем Намму рождает Ан (шумерское имя Ану), небо, и Ки, землю. Ан и Ки спариваются друг с другом, в результате чего Ки родила Энлиля, бога ветра. Энлиль отделяет Ан от Ки и уносит землю как свои владения, в то время как Ан уносит небо.

В шумерском языке обозначение «Ан» использовалось как синоним «небеса», так что в некоторых случаях это было так. сомнительно, что под этим термином обозначается бог Ан или небеса. В шумерской космогонии небо представлялось как серия из трех куполов, покрывающих плоскую Землю; Считалось, что каждый из этих небесных куполов сделан из разных драгоценных камней. Считалось, что Ан был самым высоким и самым внешним из этих куполов, который, как полагали, был сделан из красноватого камня. За пределами этого купола находился первозданный водоем, известный как Намму. Суккал, или спутник Ана, был богом Илабрат.

Мифы об Инанне

Оригинальная шумерская глиняная табличка Инанны и Эбиха, которая в настоящее время хранится в Институте Востока в Чикагский университет

Инанна и Эбих, также известная как Богиня грозных божественных сил, - это стихотворение из 184 строк, написанное на шумерском языке аккадской поэтессой Энхедуанной. В нем описывается противостояние внучки Ана, Инанны, с горой Эбих, горой в горном хребте Загрос. Кратко появляется в сцене из стихотворения, в которой Инанна просит его позволить ей разрушить гору Эбих. Ан предупреждает Инанну не атаковать гору, но она игнорирует его предупреждение и продолжает атаковать и разрушать гору Эбих, несмотря ни на что.

Поэма «Инанна берет на себя командование небесами» - чрезвычайно отрывочный, но важный рассказ о завоевании Инанны Храм Эанна в Уруке. Он начинается с разговора между Инанной и ее братом Уту, в котором Инанна сетует на то, что храм Эанны находится вне их владений, и решает объявить его своим. В этом месте повествования текст становится все более фрагментарным, но, похоже, описывает ее трудный переход через болото к храму, в то время как рыбак инструктирует ее, какой маршрут лучше всего выбрать. В конце концов, Инанна достигает Ана, который шокирован ее высокомерием, но, тем не менее, признает, что ей это удалось, и что храм теперь является ее владением. Текст заканчивается гимном, раскрывающим величие Инанны. Этот миф может представлять собой затмение власти жрецов Ана в Уруке и передачу власти жрецам Инанны.

Аккадский

Древний Месопотамский терракотовый рельеф с изображением Гильгамеш убивает Небесного Быка, которого Ану передает своей дочери Иштар в Таблице IV Эпоса о Гильгамеше после того, как Гильгамеш отвергает ее любовные ухищрения.

Эпос о Гильгамеше. Гильгамеш

В сцене из аккадского эпоса о Гильгамеше, написанного в конце второго тысячелетия до нашей эры, дочь Ану Иштар, восточно-семитка эквивалент Инанны, попытки соблазнить героя Гильгамеша. Когда Гильгамеш отвергает ее ухаживания, Иштар в гневе отправляется на небеса и говорит Ану, что Гильгамеш оскорбил ее. Ану спрашивает ее, почему она жалуется ему, а не сама противостоит Гильгамешу. Иштар требует, чтобы Ану дал ей Небесного Быка, и клянется, что, если он не отдаст его ей, она сломает ворота Подземного мира и воскресит мертвых есть живое. Ану дает Иштар Небесного Быка, и Иштар посылает его, чтобы атаковать Гильгамеша и его друга Энкиду.

Миф об Адапе

В мифе об Адапе, впервые засвидетельствованном во время касситского периода, Ану замечает что южный ветер не дует в сторону суши в течение семи дней. Он спрашивает своего суккала Илабрата о причине. Илабрат отвечает, что это потому, что Адапа, жрец Эа (восточно-семитский эквивалент Энки) в Эриду, сломал крыло южного ветра. Ану требует, чтобы Адапа был вызван к нему, но перед тем, как Адапа отправился в путь, Эа предупреждает его, чтобы он не ел никакой еды и не пил воду, которую ему предлагают боги, потому что еда и вода отравлены. Адапа приходит к Ану и говорит ему, что причина, по которой он сломал крыло южного ветра, заключалась в том, что он ловил рыбу Эа, и южный ветер вызвал шторм, который затонул его лодку. Привратники Ану Думузид и Нингишзида высказываются в пользу Адапы. Это умиротворяет ярость Ану, и он приказывает, чтобы вместо еды и воды смерти Адапе в награду дали пищу и воду бессмертия. Однако Адапа следует совету Эа и отказывается от еды. Историю Адапы любили писцы, которые считали его основателем своего дела, и в Месопотамии было обнаружено огромное количество копий и вариаций этого мифа, охватывающих весь ход истории Месопотамии. Историю появления Адапы перед Ану сравнивают с более поздней еврейской историей Адама и Евы, записанной в Книге Бытия. Точно так же, как Ану заставляет Адапу вернуться на землю после того, как он отказывается есть пищу бессмертия, Яхве в библейской истории изгоняет Адама из Эдемского сада, чтобы помешать ему от употребления плодов с древа жизни. Точно так же Адапа рассматривался как прототип для всех священников; тогда как Адам в Книге Бытия представлен как прототип всего человечества.

Эрра и Ишум

В эпической поэме Эрра и Ишум, написанной на аккадском языке в восьмом веке до нашей эры, Ану дает Эрру, бога разрушения, Себетту, которые описаны как персонифицированное оружие. Ану приказывает Эрре использовать их для убийства людей, когда они становятся перенаселенными и начинают издавать слишком много шума (Табл. I, 38 и далее).

Хетты

В Хеттской мифологии Ану свергает своего отца Алалу и провозглашает себя правителем вселенной. Сам он позже свергнут собственным сыном Кумарби ; Ану пытается бежать, но Кумарби откусывает гениталии Ану и проглатывает их. Затем Кумарби изгоняет Ану в подземный мир вместе со своими союзниками, старыми богами, которых хетты синкретизировали с аннунаками. В результате проглатывания гениталий Ану ​​Кумарби зачат от сына Ану Тешуба и четырех других отпрысков. Достигнув зрелости, Тешуб свергает своего отца Кумарби, таким образом отомстив за свержение и увечья своего другого отца, Ану.

Последующее влияние
Увечье Урана Сатурном (ок. 1560) Авторы Джорджо Вазари и Кристофано Герарди. В названии используются латинские имена для Уран и Кронос соответственно.

Серия божественных переворотов, описанная в мифе о сотворении хеттов, позже стала основой для история греческого сотворения мира описана в длинной поэме Теогония, написанной беотийским поэтом Гесиодом в седьмом веке до нашей эры. В стихотворении Гесиода первобытный бог неба Уран свергнут и кастрирован своим сыном Кроносом почти так же, как Ану свергнут и кастрирован Кумарби в хеттской истории. Кроноса, в свою очередь, свергает его собственный сын Зевс. В одном орфическом мифе Кронос откусывает гениталии Урана точно так же, как Кумарби делает с Ану в хеттском мифе. Тем не менее Роберт Монди отмечает, что Уран никогда не имел мифологического значения для греков, сопоставимого со значением Ану для месопотамцев. Вместо этого Монди называет Урана «бледным отражением Ану», отмечая, что «помимо мифа о кастрации, он вообще имеет очень небольшое значение как космическая личность и никак не связан с королевской властью»

<146.>Согласно Вальтеру Буркерту, знатоку древнегреческой религии, существуют прямые параллели между Ану и греческим богом Зевсом. В частности, сцена из Таблицы VI эпоса о Гильгамеше, в которой Иштар предстает перед Ану после того, как Гильгамеш отвергает ее и жалуется своей матери Анту, но ее слегка упрекает Ану, прямо параллельна сцене из Книги V из Илиада. В этой сцене Афродита, более поздняя греческая разработка Иштар, ранена греческим героем Диомедом при попытке спасти своего сына Энея. Она бежит на гору Олимп, где она плачет своей матери Дионе, над ней издевается ее сестра Афина, а отец Зевс мягко упрекает ее.. Важна не только параллель повествования, но и тот факт, что имя Дионы является феминизированным именем самого Зевса, так же как Анту - это женская форма Ану. Диона не появляется в остальной части Илиады, в которой супругой Зевса вместо этого является богиня Гера. Таким образом, Буркерт заключает, что Диона явно является калькой Анту.

Самый прямой эквивалент Ану в ханаанском пантеоне - Шамем, олицетворение неба, но Шамем почти никогда не появляется в мифах. и неясно, считали ли хананеи когда-либо его предыдущим правителем богов. Вместо этого хананеи, похоже, приписали атрибуты Ану Эль, нынешнему правителю богов. В более поздние времена хананеи приравнивали Эль к Кроносу, а не к Урану, а сын Эля Ваал - с Зевсом. В повествовании из ханаанской мифологии описывается богиня-воительница Анат, которая подошла к Эль после оскорбления, что прямо аналогично тому, как Иштар пришла перед Ану в эпосе о Гильгамеше.

Эль характеризуется как малк олам («вечный царь») и, как и Ану, «постоянно изображается старым, справедливым, сострадательным и патриархальным». Точно так же, как Ану, как считалось, владел Табличкой судеб, ханаанские тексты упоминают указы, изданные Элом, которые он один может изменять. В поздней античности такие писатели, как Филон Библосский, пытались наложить систему династической преемственности хеттских и гесиодических историй на ханаанскую мифологию, но эти усилия были вынужденными и противоречат тому, во что на самом деле верило большинство хананеев. Похоже, что большинство хананеев считали Эла и Ваала правящими одновременно:

«Эль - царь, Ваал становится царем. Оба являются царями над другими богами, но царство Эля вечно и неизменно. Ваал должен получить свое царство, утвердить его через строить свой храм и защищать его от врагов; даже в этом случае он теряет его и должен быть вновь возведен на престол. Царство Эля статично, Ваала - динамично ».

См. также
  • Портал мифологии
  • icon Азиатский портал
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Ану
Найдите anu в Викисловаре, бесплатном словаре.
Примечания
Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-11 19:47:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте