Амулет Эрра | |
---|---|
Амулет для защиты от чумы, начертанный цитатой из аккадского эпоса Эрра. | |
Материал | Камень, медь |
Размер | L: 1,81 дюйма (4,6 см). Ш: 1,25 дюйма (3,2 см) |
Создан | 800–612 г. до н.э. |
Период / культура | Неоассирийский |
Место | Ашур |
Текущее местоположение | Комната 55, Британский музей, Лондон |
Идентификация | 118998 |
Эрра (иногда называемый Ирра ) - аккадский бог чумы, известный из «эпоса» восьмого века до нашей эры. Эрра i Бог хаоса и эпидемий, ответственный за периоды политической неразберихи. В какой-то момент он был ассимилирован с Нергалом.
В эпосе, получившем современное название Эрра, писатель Кабти-илани-Мардук, потомок, по его словам, Дабиби, представляет себя в колофоне, следующем за текстом, просто как расшифровщик призрачного сна, в котором сам Эрра раскрыл текст.
Поэма начинается с заклинания. Бог Эрра беспокойно спит со своей супругой (отождествляемой с Мамитумом, а не с богиней-матерью Мами ), но пробуждается его советником Ишумом и Семью (Сибитти или Себетти), которые являются сыновьями неба и земли - «чемпионы без равных» - повторяется формула - и каждому назначена разрушительная судьба Ану. Машинист и Сассон (1983) называют их «персонифицированным оружием». Сибитти призывают Эрру возглавить уничтожение человечества. Ишум пытается успокоить проснувшееся насилие Эрры, но безуспешно. Иностранные народы вторгаются в Вавилонию, но их поражает чума. Даже Мардук, покровитель Вавилона, на время уступает свой трон Эрре. Таблицы II и III посвящены дискуссии между Эррой и Ишумом. Эрра идет на битву в Вавилоне, Сиппар, Урук, Дур-Куригалзу и Дер. Мир перевернут: праведные и неправедные гибнут одинаково. Эрра приказывает Ишуму завершить работу, победив врагов Вавилона. Затем бог удаляется в свое место в Эмесламе с ужасающей Семью, и человечество спасается. Умилостивительная молитва завершает работу.
Поэма, должно быть, занимала центральное место в вавилонской культуре: по крайней мере, тридцать шесть копий были извлечены из пяти мест первого тысячелетия - Ассур, Вавилон, Ниневия, Султантеп и Ур - даже, как указывает ассириолог и историк религий Луиджи Джованни Каньи, даже больше, чем было восстановлено из Эпоса Гильгамеш.
Некоторым читателям этот текст кажется мифологизацией исторических потрясений в Месопотамии, хотя ученые расходятся во мнениях относительно исторических событий, вдохновивших стихотворение: поэт восклицает (табл. IV: 3): «Вы изменили свою божественность и сделал себя как мужчина ".
Текст Erra вскоре приобрел магические функции. Части текста были начертаны на амулетах, используемых для экзорцизма и в качестве профилактики против чумы. Семеро известны из ряда аккадских заклинаний текстов: их демонические имена меняются, но их число, семь, неизменно.
Пять табличек с эпосом Эрра были впервые опубликованы в 1956 году, а улучшенный текст, основанный на дополнительных находках, появился в 1969 году. Возможно, 70% стихотворения было восстановлено.
Walter Burkert отметил созвучие чисто мифической семерки во главе с Эррой с семеркой против Фив, что, по широко распространенному мнению эллинистов, имело историческую основу.