Бау (богиня)

редактировать
Бау
Богиня-хранительница Лагаша; божественный врач
Фрагмент Bau Louvre AO4572.jpg Бюст богини, возможно Бау, из Гирсу. Лувр.
Главный культовый центр Гирсу, Лагаш, позже Киш
Условное обозначение змея, скорпион, лебедь
Родители Ану
Консорт Нингирсу (в Лагаше), Забаба (в Киш)

Бау или Баба (клинопись: 𒀭𒁀𒌑 D ba-u 2) была богиней- покровительницей Лагаша в древней Месопотамии. Позже она получила роль божественного врача, которую она разделила с богинями Гула, Нинисина, Нинкаррак и Нинтинугга.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Имя
  • 2 Характер и поклонение
    • 2.1 В Лагаше
    • 2.2 В Кише
  • 3 Связь с другими божествами
    • 3.1 Другие богини исцеления
  • 4 ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Имя

Значение имени Бау неизвестно, в то время как его чтение неясно, и были предложены различные варианты, в том числе Бау, Баба, Баву и Бабу. Хотя «Баба» является относительно распространенным чтением в литературе, доказательства как в пользу, так и против него неубедительны. Эдмонд Соллбергер считал «Бава» первоначальной формой, а Баба - более поздним произношением, аналогичным изменению с Хувава на Хумбаба. Морис Ламбер предположил, что Баба был аккадским чтением и что как таковое в науке оно должно использоваться только в строго аккадском контексте. Ричард Л. Литке считал «Бау» наиболее вероятным произношением.

Джовани Маркези отмечает, что неясно, соответствует ли фонетическое написание «Баба» в нескольких древнеаккадских текстах богине из Лагаша или другому божеству, хотя действительно кажется, что «Баба» и «Бау» были взаимозаменяемыми в написании теофоризма. личные имена (например, в случае с легендарной царицей Кубабой / Ку-Бау) Он приходит к выводу, что Бау, скорее всего, было первоначальным произношением в то время, когда орфография имени была стандартизирована в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако Гоназало Рубио не согласен с выводами Маркези и утверждает, что чтение Бабы соответствовало бы образцу, очевидному в других именах месопотамских божеств без четких шумерских или семитских этимологий, таких как Алала, Бунене или Забаба.

Из-за неопределенности, связанной с чтением имени, некоторые эксперты отдают предпочтение написанию BaU, в том числе Джулия М. Ашер-Греве и Джоан Гудник Вестенхольц.

Предложение Торкильда Якобсена о том, что это имя было «имитацией собачьего лая, как английское« bowwow »», сегодня считается ошибочным, поскольку в отличие от других богинь исцеления (Гула, Нинисина и Нинкаррак ) Бау не ассоциировался с собаками.

Характер и поклонение

В Лагаше

Статуя Гудеа, короля, поднявшего ранг Бау в местном пантеоне. Табличка с упоминанием жертвоприношений различным богам, которым поклонялись в штате Лагаш, в том числе Бау.

Бау стала важной богиней во время правления Второй династии Лагаша (ок. 2230–2110 гг. До н. Э.) Из-за ее связи с Нингирсу. Некоторые из лагашитских царей, особенно Эанатум, Лугаланда и Урукагина, назвали ее своей божественной матерью, хотя иногда эту роль вместо этого выполняла другая местная богиня, Гатумдаг (как в случае Энанатум I и Энметена ). Она также считалась богиней изобилия, и как таковая в искусстве изображалась с вазой с текущими потоками воды. Ее связь с королями распространялась также на культ умерших правителей. Она также считалась божественным посредником. Совместный храм Бау и Нингирсу под названием Энинну известен из различных источников. Она часто появлялась в теофорических именах от Лагаша.

Высшим культовым должностным лицом Бау в городе-государстве Лагаш и, следовательно, одной из самых влиятельных политических фигур в нем была верховная жрица, одна из которых по имени Геме-Ламма была известна по печатям. В то время как слуги и книжники изображены ведущими младшими богинями на встречу с Бау в печатях, верховная жрица изображалась непосредственно взаимодействующей с богиней.

Гудеа повысил ранг Бау до уровня Нингирсу и назвал ее «Королевой, которая решает судьбу в Гирсу ». Это сделало ее самой высокопоставленной богиней местного пантеона Лагаша, поставив ее выше Нанше. Во время правления Третьей династии Ура она была второй по значимости «божественной женой» после Нинлиль, причем некоторые источники (например, из Ниппура ) указывают на то, что она возвышалась над Нингирсу.

Хотя сначала Бау не была богиней исцеления, она приобрела черты этого класса божеств в какой-то момент в третьем тысячелетии до нашей эры, с гимном zame, в котором она упоминается как «великий врач», обычно это уже эпитет Нинисины. Даже в Исин Бау иногда обращались с рядом эпитетов, обычно принадлежащих Нинисине как богине исцеления, например, в гимне времен правления Ишме-Дагана. Как богиня исцеления Бау также была связана с акушерством. Гимн, восхваляющий Бау за ее роль повитухи, был составлен в честь рождения ребенка царицы Кубатум, жены Шу-Сина.

По крайней мере, в одном случае символом Бау в роли целительного божества была змея, а не собака, как в случае с Нинисиной или Гулой. В других контекстах, как супруга или мать, она изображалась со скорпионами (связанными с браком) или лебедями. Различные символы, присвоенные ей, указывают на то, что она была многогранным божеством с изменчивой сферой влияния.

В Кише

Хотя изначальный лагашитский культ Бау пришел в упадок вместе с городом (ситуация аналогична ситуации с Нингирсу как независимым божеством, а также с другими южными божествами, такими как Шара и Нанше ), она продолжала занимать видное место в Кише в северной Вавилонии, где она прибыл в старовавилонский период. Она оставалась главной богиней этого города вплоть до нововавилонского периода. В Вавилоне «Бау Киш» отмечался во время некоторых праздников в храме Гула.

Связь с другими божествами
Сидящая статуэтка Бау из Ура, выставленная в Музее Ирака.

Отцом Бау был Ан, и ее иногда называли его первенцем.

В Лагаше мужем Бау был Нингирсу. Один из известных рельефов, изображающий бога с женой, сидящей у него на коленях, скорее всего, является изображением Бау и Нингирсу времен правления Гудеа (другой интерпретируется как изображение Нанны и Нингала времен правления Ур-Наммы ). Такие изображения должны были подчеркнуть, что божественные пары, изображаемые как любящие супруги, действуют в унисон и что соответствующие короли имеют к ним особое отношение.

Позже в Кише она считалась супругой Забабы. Первоначально Забаба был мужем Иштар из Киша (считавшейся отдельной от Иштар из Урука ), но после старовавилонского периода ее заменил в этой роли Бау (хотя ей продолжали поклоняться независимо).

Такие божественные пары, состоящие из богинь исцеления и молодых богов-воинов, были обычным явлением в месопотамской религии, наиболее ярким примером которых были Нинисина и Пабилсаг.

БАУ в sukkal была богиней Lammašaga, «хороший ангел - хранитель (Ламма),» Ламма есть класс опекунского и Заступнической мелких богинь в месопотамской религии. У нее был собственный храм в Лагаше, и посвященные ей гимны известны из учебных программ школ писцов. К самой Бау, возможно, иногда обращались как к ламме в Лагаше.

Другие богини исцеления

Определенная степень синкретизма имела место между Бау и Нинисиной, хотя в гимне, отождествляющем последнее с первым ( Нинисина и боги), дополнительно упоминаются несвязанные богини, такие как Нунгал, как аспекты Нинисины. Возможно, что синкретизм между Нинисиной и Бау был политически мотивирован и должен был помочь царям Исина выдать себя за законных преемников более ранних крупных династий.

В списке богов Ан-Анум Бау и Нингирсу открывают раздел, большая часть которого посвящена богиням исцеления (включая Нинтинуггу, Гулу, Нинкаррак и т. Д.).

Слияние Бау с другими богинями исцеления происходит в позднем гимне Гуле, который, однако, в дополнение к богиням исцеления приравнивает ее к Нанше, Нинсун и ряду других отдельных божеств. Гимн, тем не менее, сохраняет информацию об их различных сферах влияния и характерах. Подобный гимн, посвященный Нанайе, в котором изображены городские богини, а не богини исцеления, считается возвышением, призванным улучшить иерархический статус превозносимого в нем божества.

использованная литература
Библиография
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-06 05:56:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте