Гудеа

редактировать
Правитель Лагаша
Гудеа. 𒅗𒌤𒀀
Правитель Лагаша
Гудеа из Лагаша Гирсу.jpg Диоритская статуя Гудеа, князя Лагаша, посвященная бог Нингишзида, Лувр.
Правлениеок. 2144–2124 гг. До н.э.
ПредшественникУр-Баба
ПреемникУр-Нингирсу
Династия Цари Лагаша
Лагаш находится на Ближнем Востоке Лагаш Лагаш Гудеа правил с Лагаша

Гудеа (шумерский : 𒅗𒌤𒀀, Гу 3 -де 2 -a) был правителем (энси ) штат Лагаш в Южной Месопотамии, правивший ок. 2144–2124 гг. До н. Э. Вероятно, он не был из города, но женился на Ниналле, дочери правителя Ур-Бабы (2164–2144 гг. До н.э.) Лагаша, таким образом получив доступ в царский дом Лагаш. Ему наследовал его сын Ур-Нингирсу. Гудеа правил в то время, когда центром Шумера правила династия Кутиев, и когда Иштуп-Илум правил на севере в Мари. При Гудеа у Лагаша был золотой век, и он, казалось, обладал высоким уровнем независимости от гутиан.

Содержание

  • 1 Надписи
  • 2 Заголовок
  • 3 Статуи Гудеа
  • 4 Ссылка в Гоа
  • 5 Религия
  • 6 Реформы
  • 7 Международные отношения
  • 8 Последующее влияние
  • 9 Важные артефакты
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Надписи

Надписи упоминают храмы, построенные Гудеа в Ur, Ниппуре, Адабе, Уруке и Бад-Тибире. Это указывает на растущее влияние Гудеа в Шумере. Его предшественник, Урбаба, уже сделал свою дочь Энанепаду верховной жрицей Нанны в Уре, что также указывает на значительную политическую власть. Все 20 лет его правления известны по именам; главный военный подвиг, по-видимому, произошел в его шестом году, названном «годом, когда Аншан был поражен оружием».

Титул

Гудеа Энси Лагашки, надпись «Гудеа, правитель Лагаша». Цилиндровая печать Гудеа. Он гласит: «Гудеа, патеси Лагаша; Лугал-ме, писец, раб твой».

Гудеа выбрал титул énsi (царь города или губернатор), а не более возвышенный лугал (Аккадский шаррум), хотя и называл себя «богом Лагаша». Гудеа утверждал, что завоевал Элам и Аншан, но его надписи подчеркивают строительство оросительных каналов и храмов, а также создание драгоценных даров богам. Материалы для его построек и статуй были привезены из всех частей Западной Азии : кедр древесина из Аманус гор, добытые камни из Ливана, медь из северной Аравии, золото и драгоценные камни из пустыни между Ханааном и Египтом, диорит из Магана (Оман) и древесина из Дильмун (Бахрейн).

Как сила Аккадской империи ослабевая, Лагаш снова провозгласил независимость, на этот раз при Пузер-Мама, который объявил себя лугалом Лагаша. После этого этот титул не будет ассоциироваться с Лагашем, по крайней мере, до конца гудейского периода. Лагашитские правители, в том числе Ур-Нингирсу и Ур-Бау, правившие до Гудеа, называли себя énsi, или губернатором, Лагаша, и зарезервировали термин лугаль только для своих богов или как вопрос ранга в отношениях, но никогда как политический прием. Продолжающееся использование лугала в отношении божеств, кажется, указывает на сознательную попытку части правителей занять позицию смирения по отношению к миру - было ли это честным смирением или политическим уловкой, неизвестно.

Статуи Гудеа

Статуя Гудеа, Лувр-Ланс. Скульптура головы шумерского правителя Гудеа, ок. 2150 г. до н.э.

На данный момент во время раскопок Теллоха (древний Гирсу ) было найдено 26 статуй Гудеа, большая часть остальных пришла из торговли произведениями искусства. Ранние статуи были сделаны из известняка, стеатита и алебастра ; позже, когда были установлены широкие торговые связи, стал использоваться более дорогой экзотический диорит. Диорит уже использовался старыми шумерскими правителями (Статуя Энтемены ). Эти статуи включают надписи, описывающие торговлю, правление и религию. Это были одни из многих видов неошумерского искусства.

Ссылка на Гоа

Первое известное упоминание о Гоа в Индии, возможно, появляется как Губи в клинописи, датируемой временем короля Гудеа. В то время шумеры установили торговые контакты с Индией.

Религия

Основание фигурок богов из медного сплава, правление Гудеа, ок. 2150 г. до н. Э., От храма Нингирсу в Гирсу (Британский музей, Лондон) Вотивная стела Гудеа, правителя Лагаша, до храма Нингирсу: Гудеа возглавляет Нингишзида в присутствие божества, восседающего на троне. Из Гирсу, Ирак. 2144–2124 гг. До н. Э. Музей древнего Востока, Стамбул Священная чаша, подарок Гудеа храму Нингирсу. Из Гирсу, Ирак. 2144–2122 гг. До н. Э. Музей древнего Востока, Стамбул Диоритовая ступка, подношение Гудеа Энлилю. Из Ниппура, Ирак. 2144–2124 гг. До н. Э. Музей древнего Востока, Стамбул

Призывы к богам при Гудеа и его преемниках кажутся более творческими и честными: тогда как аккадские короли следовали заученному образцу проклятия потомков и вырывания основ тех, кто оскорбляет стелу, цари лагашитов отправляют различные сообщения. После того, как Аккадская империя потеряла власть над южной Месопотамией, наступили жестокие времена, и богом, получившим наибольшее внимание со стороны Гудеа, был Нингирсу - бог битвы. Хотя есть только одно упоминание об успехе в войне со стороны Гудеа, многие атрибуты войны, которые он строит для Нингирсу, указывают на жестокую эпоху. Южные города Месопотамии определяли себя через свое поклонение, и решение Гудеа о Лагаше создать воинские регалии для своих богов свидетельствует о темпераменте того времени.

Печать Гудеа, возглавляемая Нингишзидой.

Хотя очевидно, что основание и проклятие потомства не было единственным религиозным призывом политических сил во времена Аккадской империи, оно демонстрирует определенную стандартизацию, а вместе с ней и застой положения богов, что, вероятно, не нравилось людям Лагаш. Ур-Нингирсу I, с которого начинается Гудейская династия Лагаша, мало что оставляет в виде надписей, и хотя некоторые упоминания о различных богах, кажется, указывают на более центральную роль, только в Гудеа может существовать параллельная - стороннее сравнение со старым проклятием Саргона Аккадского. Надпись на статуе Гудеа как архитектора Дома Нингирсу предупреждает читателя о гибели, если слова будут изменены, но есть поразительная разница между предупреждениями Саргона или его линии и предупреждениями Гудеа. Один - длина; Проклятие Гудеа длится почти четверть значительной длины надписи, а еще одна - творчество. Боги не просто превратят потомство преступника в пепел и разрушат его основы, нет, они будут «позволить ему сесть в прах, а не на сиденье, которое они ему поставили». Он будет «заколот, как бык … схвачен, как тур своим жестоким рогом».

Но эти различия, хотя и демонстрируют лагашитское уважение к религиозным деятелям, просто количество времени и энергии, которые им потребовались, не так убедительны, как язык, который Гудеа использует для оправдания любого наказания. Принимая во внимание, что Саргон или Нарам-Син просто требуют наказания любого, кто изменяет свои слова, основываясь на своей силе, Гудеа защищает свои слова традицией, «с самых ранних дней, с тех пор, как проросло семя, никто не был ( когда-либо) предполагалось изменить высказывание правителя Лагаша, который, построив Энинну для моего господина Нингирсу, заставил вещи функционировать так, как они должны ». Изменение слов Нарам-Сина, живого бога, является изменой, потому что он царь. Но изменение слов Гудеа, простого губернатора Лагаша, несправедливо, потому что он заставил все работать правильно.

Реформы

Социальные реформы, начатые во время правления Гудеа, которые включали списание долгов и разрешение женщинам владеть семейной землей, возможно, было честной реформой или возвращением к старому лагашитскому обычаю .

Его эпоха была особенно периодом художественного развития. Но больше всего внимания Гудеа привлек Нингирсу. Нингирсу, бог войны, для которого Гудеа построил булавы, копья и топоры, названные так в честь разрушительной силы Нингирсу - огромные и позолоченные. Однако преданность Нингирсу была особенно вдохновлена ​​тем фактом, что это был личный бог Гудеа и что Нингирсу с древних времен был главным богом Лагашитского региона (вместе со своей супругой Бау или Бабой).

В вопросах торговли Лагаш под руководством Гудеа имел обширные торговые связи с дальними странами. Согласно его собственным записям, Гудеа привез кедры из гор Амануса и Ливана в Сирии, диорит из восточной Аравии, медь и золото из центральной и южной Аравии и из Синая, а его армии участвовали в сражениях в Эламе на востоке.

Цилиндры Гудеа, написанные после жизни Гудеа, рисуют привлекательную картину южной Месопотамии во время господства Лагаша. В нем: «эламиты пришли к нему из Элама… нагруженные дровами на своих плечах… чтобы построить Дом Нингирсу» (стр. 78), общий тон - это братская любовь в области, которая знал только региональный конфликт.

Гудеа построил больше, чем Дом Нингирсу, он восстановил традиции Лагаша. Использование им титула энси, когда он, очевидно, обладал достаточным политическим влиянием как в Лагаше, так и в регионе, чтобы оправдать лугаль, демонстрирует тот же политический такт, что и его акцент на силе божественного.

Ур- Нингирсу II, следующий правитель Лагаша, взял себе титул: «Ур-Нингирсу, правитель Лагаша, сын Гудеа, правитель Лагаша, построивший дом Нингирсу» (стр. 183).

Международные отношения

Расположение чужих земель для месопотамцев, в том числе Мелухха.

В надписи Гудеа упоминает Мелухханов, которые приехали в Шумер, чтобы продавать золотой песок, сердолик и т.д... В другой надписи он упомянул свою победу над территориями Маган, Мелухха, Элам и Амурру.

В цилиндрах Гудеа Гудеа упоминает, что «Я распространю в мире уважение к моему Храму, под моим именем вся вселенная соберется в нем, и Маган и Мелухха спустятся со своих гор. присутствовать »(цилиндр A, IX). В цилиндре B, XIV он упоминает о приобретении «блоков лазурита и яркого сердолика из Мелуххи».

Более позднее влияние

Гудеа. Внешность узнаваема сегодня, потому что у него было множество статуй или идолов, изображающих его с беспрецедентным реалистичным реализмом, помещенных в храмах по всему Шумеру. Гудеа воспользовался художественным развитием, потому что, очевидно, хотел, чтобы потомки знали, как он выглядит. И в этом он преуспел - подвиг, доступный ему как королевской семье, но не простым людям, которые не могли позволить себе выгравировать статуи самих себя.

Гудеа, вслед за Саргоном, был одним из первых правителей, которые претендовать на божественность для себя или потребовать ее для себя после его смерти. Некоторые из его подвигов позже были добавлены в Эпос о Гильгамеше (Н. К. Сандарс, 1972, Эпос о Гильгамеше).

После Гудеа влияние Лагаша уменьшилось, пока он не потерпел военное поражение от Ур-Намму, Третья династия Ура которого затем стала правящей державой в Южном Месопотамия.

Важные артефакты

Ссылки

Источники

  • Эдзард, Диц-Отто (1997). Гудеа и его династия. University of Toronto Press. ISBN 9780802041876. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Black, JA; Cunningham, G.; Dahl, Jacob L. ; Fluckiger-Hawker, E.; Робсон, Э. ; Золёми, Г. (1998). "Корпус электронных текстов шумерской литературы". Оксфордский университет.
  • Фрейн, Дуглас Р. (1993). Саргонический и кутианский периоды. Университет Торонто Пресс.
  • Ф. Йохансен, «Статуи Гудеа, древние и современные». Месопотамия, 6, 1978.
  • А. Попугай, Tello, vingt campagnes des fouilles (1877-1933). (Париж, 1948 г.)
  • Н.К. Сандарс, «Введение», стр. 16, «Эпос о Гильгамеше», «Пингвин», 1972.
  • Х. Steible, "Versuch einer Chronologie der Statuen des Gudea von Lagas". Mitteilungen der Deutschen Orient-Gesellschaft 126 (1994), 81-104.

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Гудеа.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Гудеа
Царственные титулы
Предшественник. Ур-Баба Царь Лагаша . ок. 22 век до нашей эры Преемник. Ур-Нингирсу
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:28:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте