Руины внешней стены и «Дамасские ворота» | |
Показано в Сирии | |
Альтернативное название | Телль Мардих. تل مرديخ |
---|---|
Местоположение | Провинция Идлиб, Сирия |
Координаты | 35 ° 47′53 ″ с.ш., 36 ° 47′53 ″ в.д. / 35,798 ° с.ш., 36,798 ° в.д. / 35 798; 36 798 Координаты : 35 ° 47'53 ″ с.ш., 36 ° 47'53 ″ в.д. / 35,798 ° с.ш., 36,798 ° в.д. / 35 798; 36.798 |
Тип | поселение |
История | |
Основан | ок. 3500 г. до н.э. |
Заброшенный | 7 век н.э. |
Периоды | Бронзовый век |
Культуры | Кишская цивилизация, Аморит |
Заметки в местах | |
Раскопки даты | 1964–2011 |
Археологи | Паоло Маттиа |
Состояние | Разрушенный |
Собственность | Публичный |
Публичный доступ | Да |
Эбла (шумерский : 𒌈𒆷 eb₂-la, арабский : بلا, современный: تل مرديخ, Телль Мардих ) был одно из самых ранних царств в Сирии. Его останки представляют собой телл, расположенный примерно в 55 км (34 миль) к юго-западу от Алеппо возле деревни Мардих. Эбла была важным важным элементом на протяжении 3-го тысячелетия до нашей эры и в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры. Его открытие доказало, что Левант был центром древней централизованной цивилизации, равной Египта и Месопотамии, и исключило мнение, что последние два были единственными важными центрами. на Ближнем Востоке в период раннего бронзового века. Первое Эблаитское царство было описано как первая мировая держава.
Начавшись с небольшого поселения в раннем бронзовом веке (ок. 3500 г. до н.э.), Эбла превратилась в торговую империю, в экспансионистскую державу, установившую свою гегемонию в большей части северной и восточной области. Эбла была разрушена в 23 веке до нашей эры; Затем он был перестроен и упоминается в этойх Третьей династии Ура. Вторая Эбла была продолжением первой, управляемой новой королевской династией. Он был разрушен в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, что открыло путь для поселения в городе племен амореев, образовавших третью Эблу. Третье королевство также процветало как торговый центр; он стал подданным и союзником Ямхада (современный Алеппо) до его окончательного разрушения хеттским королем Мурсили I в ок. 1600 г. до н.э.
Эбла поддерживала процветание благодаря обширной торговой сети. Артефакты из Шумера, Кипра, Египта и даже Афганистана были обнаружены из городских дворцов. Царство имело свой собственный язык, эблайт, политическая организация Эблы свойства, от особенности шумерской модели. Женщины пользовались особым статусом, а королева имеет большое влияние в государственных и религиозных делах. Пантеон богов был в основном северосемитским и включал в себя божеств только Эблы. Город был раскопан в 1964 году и прославился таблицами Эбла, архивом примерно 20 000 клинописных табличек, найденных здесь, датируемых примерно 2350 годом до нашей эры. Написанный как на шумерском, так и на эблаитском языке с использованием клинописи, архив позволил лучше понять информацию о политических организациях и средних обычных серединах III в. Левант тысячелетия до нашей эры.
Возможное значение слова «Эбла» - « Белая скала »относится к обнажению известняка, на котором был построен город. Эбла была впервые заселена около 3500 г. до н.э.; его рост был развит широко засорительными сельскими поселениями-спутниками. Город извл выгоду из своей роли перевалочного пункта растущей международной торговли, которая, вероятно, началась с повышенного спроса на шерсть в Шумере. Этот ранний период заселения археологи называют «Мардих I»; он закончился около 3000 г. до н.э. За Мардихом I следует эпоха Первого и Второго царств между 3000 и 2000 лет до эры нашей, обозначенной как «Мардих II». И. Дж. Гелб, которая считалась культурной единицей восточно-семитских говорящих народов, простирающихся от центра Месопотамии до западного Леванта.
Первое Эблаитское царство. Эбла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 3000 г. до н.э. - ок. 2300 г. до н.э. | |||||||
Первое королевство в высшей степени, включая вассалов | |||||||
Столица | Эбла | ||||||
Общие языки | Эблаитский язык | ||||||
Религия | Древняя левантийская религия. | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||
• Основание | ок. 3000 г. до н.э. | ||||||
• Исчезновение | ок. 2300 г. до н.э. | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Сирии. Ливан. Турция |
В период первого царства между 3000 и 2300 гг. До н.э. Эбла была самое выдающееся царство среди сирийских государств, особенно во второй половине 3-го тысячелетия известно нашей эры, как «век архивов» после таблицчек Эбла.
Ранний период между 3000 и 2400 гг. До н.э. обозначен как «Мардых IIA». Общие сведения об истории города до письменных архивов можно получить при раскопках. Первые этапы Mardikh IIA отождествляются со зданием «CC», а строения, входящие в состав здания «G2», которое, по-видимому, было королевским дворцом, построенным ок. 2700 г. до н.э. Ближе к концу этого периода началась столетняя война с мари. Мари одержала верх благодаря действиям своего царя Сагуму, который завоевал многие города Эблы. В середине 25 века до нашей эры царь Кун-Даму победил Мари, но после его правления власть государства пришла в упадок.
архивный период, который обозначен как «Мардых IIB1», длился с ок. 2400 г. до н.э. до ок. 2300 г. до н.э. Конец периода известен как «первое разрушение», что в основном относится к разрушению королевского дворца (названного дворцом «G» и построенного на более раннем «G2») и большей части акрополя. В течение архивного периода Эбла имеет политическое и военное превосходство над другими сирийскими городами-государствами на севере и востоке Сирии, которые упоминаются в архивах. Большинство сообщений, датируемых этим периодом, обращающихся к экономическим вопросам, включая в себя королевские письма и дипломатические документы.
Письменные архивы датируются не до правления Игриш-Халама, во время которого Эбла платил дань мари, а также обширное вторжение в эблайские города в районе среднего Евфрата во главе с царем мариотцев Иблул -Иль. Эбла восстановлена при царе Иркаб-Даму примерно в 2340 г. до н.э.; становится процветающим и начинает успешное контрнаступление против Мари. Иркаб-Даму заключил мирный и торговый договор с Абарсалом ; это один из самых ранних ранних в истории.
Наибольшая степень Эбла контролирует территорию примерно половину современной Сирии, от Урса'ума на севере до вокруг Дамаска на юге, и от Финикии и прибрежных гор на западе до Хадду на востоке. Большая часть королевства находилась под прямым контролем короля и управлялась губернаторами; остальные состояли из вассальных королевств. Одним из самых важных вассалов был Арми, город, наиболее часто используемые в таблицах Эбла. У Эблы было более шестидесяти вассальных королевств и городов-государств, в том числе Хазуван, Бирман, Эмар, Халабиту и Салбату.
Визирь был главным сановником короля. Обладатель обладал большим авторитетом; самым могущественным визирем был Ибриум, который вел кампанию против Абарсала во время правления своего предшественника. Во время правления Исар-Даму Эбла продолжал войну против Мари, которая победила союзника Эблы Нагара, заблокировав торговые пути между Эблой и южной Месопотамией через верхнюю часть Месопотамии. Эбла проводил регулярные военные кампании против восставших вассалов, включая несколько нападений на Арми и кампанию против южного региона Иб'ал - близкого к Катне. Чтобы разрешить войну с Мари, Исар-Даму объединился с Нагаром и Кишом. Кампанию возглавил эблаитский визирь Ибби-Сипиш, который привел объединенные армии к победе в битве при Терке. Альянс также напал на Арми и занял его, оставив сына Ибби-Сипиша Энзи-Малика губернатором. Первое разрушение Эблы произошло через несколько лет после кампании, вероятно, после смерти Исар-Даму.
Первое разрушение произошло ок. 2300 г. до н.э.; Дворец «G» был сожжен, обжигая глиняные таблички из королевских архивов и сохраняя их. Был введен наборорий о выд и преступнике:
аккадский солдат Нарам-Сина в шлеме и длинном мече на стеле Насирии. Он носит металлический сосуд анатолийского типа.«Принимать во внимание, что за все время с момента создания человечества, ни один царь, кто бы ни уничтожил Арманум и Эбла, бог Нергал, с помощью (своего) оружия открыл путь Нарам-Сину, могущественному, и дал ему Арманум и Эбла. Кроме того, он дал ему Аманус, Кедровую гору и Верхнее море. средства оружия бога Дагана, возвеличивающего свое царство, Нарам-Сина, могущественного, победил Арманум и Эблу ».
— Начертание Нарам-Сина. E 2.1.4.26Второе царство Эблаев. Эбла | |
---|---|
ок. 2300 г. до н.э. - ок. 2000 г. до н.э. | |
Приблизительные границы второго царства | |
Столица | Эбла |
Правительство | Монархия |
ческая эпоха | Исторический век |
• Основание | ок. 2300 г. до н. э. |
• Исчезновение | ок. 2000 г. до н.э. |
Период второго царства обозначен как «Мардих IIB2» и охватывает период между 2300 и 2000 гг. до н.э., датировка 2000 г до н.э. официальная дата. аккадийцы при Саргоне из Аккада и его потомке Нарам-Сине вторглись на северные границы Эблы, стремясь к лесам горы Аманус. ; вторжения разделяли примерно 90 лет, и атакованные районы не были присоединены к Аккаду, что Ибла заключенная в анналах Саргона и Нарам-Сина, заключенная сирийская Эблой, но не согласно их ответственной ле для уничтожения, завершившего период. Ко времени Нарам-Сина, Арми был гегемонистским городом на севере Сирии и бы л разрушен аккадским царем.
Дворец "P5"Вторая местная династия правила вторым королевством Эбла, но сохранялась преемственность с его первым наследие королевства. Эбла сохранила свои ранние черты, включая свой архитектурный стиль и святость религиозных первого королевства. В нижнем городе был построен новый королевский дворец, а переход от архивного периода отмечен только разрушением дворца «G». Мало что было известно о втором царстве, потому что не было зарегистрировано никаких письменных материалов, кроме одной надписи, датируемой концом этого периода.
Второе царство засвидетельствовано в новом источнике; в надписи Гудеа из Лагаша просил привезти кедры из Уршу в горах Эблы, что указывает на то, что территория Эблы включает Уршу к северу от Кархемиша в современной Турции. Тексты, относящиеся к седьмому году Амар-Сина (ок. 2040 г. до н.э.), правителя империи Ура III, упоминают посланника Энси (« Мегум ») Эблы. Второе королевство считалось вассалом правительством Ура III, но природа отношений неизвестна, и они включаются в уплату дани. Формальное признание господства Ура, по-видимому, является условием права торговли с этой империей.
Второе царство распалось к концу 21 века до нашей эры и закончилось разрушением города огнем. хотя доказательства этого события были найдены только за пределами так называемого «Храма в Скале» и в районе дворца «E» на акрополе. Причина разрушения неизвестна; согласно Астуру, это могло быть результатом вторжения хурритов c. 2030 г. до н.э., во главе с бывшим вассальным городом Эблаев. Разрушение Эблы упоминается во фрагментарном хурро-хеттском легендарном эпосе «Песня освобождения», обнаруженном в 1983 году, который Астур считает описанием разрушения второго королевства. В эпосе собрании эблаев, вызываемое человеком по имени «Зазалла», не позволяет королю проявить милосердие заключенным из бывшего вассала Эблы Икинкалиса, вызывая гнев хурритского бога шторма Тешуб и заставляя его разрушить город.
Третье Эблаитское королевство. Эбла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 2000 г. до н.э. - ок. 1600 г. до н.э. | |||||||
Столица | Эбла | ||||||
Общие языки | Язык амореев. | ||||||
Религия | древняя левантийская религия | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||
• Основание | ок. 2000 г. до н.э. | ||||||
• Исчезновение | ок. 1600 г. до н.э. | ||||||
|
Третье царство обозначено как «Мардих III»; он разделен на периоды «А» (ок. 2000–1800 до н. э.) и «В» (ок. 1800–1600 до н. э.). В период «А» Эбла был быстро перестроен в запланированный город. Фундамент прикрыл останки Мардыха II; были построены новые дворцы и храмы, и новые укрепления были построены в двух кругах - один для низкого города и один для акрополя. Город был спланирован равномерно, были построены большие общественные здания. Дальнейшее строительство происходило в период «В».
Дворец визиряПервым известным королем третьего царства Иббит-Лим, который называл себя мекимом Эблы. Базальтовая вотивная статуя с надписью Иббит-Лима была обнаружена в 1968 году; это помогло идентифицировать городище Телль-Мардих с древнимством Эбла. Имя царя Аморит по мнению Петтинато; поэтому вполне вероятно, что жители третьего царства предпочитают большинство жителей Сирии.
К началу 18 века до н.э. Эбла стал вассалом Ямхад, королевство амореев с центром в Алеппо. Письменные записи об этом периоде отсутствуют, но город все еще был вассалом во время Ярим-Лим III правления Ямхада. Одним из известных правителей Эблы в этот период был Иммея, получивший дары от египетского фараона Хотепибре, что указывало на продолжающиеся широкие связи и важность Эблы. Город упоминается в таблицах от вассального города Ямхадитов Алалах в современной Турции; принцесса Эблаев вышла замуж за сына царя Алалаха, принадлежавшего к ветви царской династии Ямхадитов.
Эбла была разрушена хеттским царем Мурсили I примерно в 1600 г. до н.э. Индилимма был, вероятно, последним царем Эблы; печать его наследного принца Маратевари была обнаружена в западном дворце «Q». Согласно Арчи, эпос «Песня освобождения» разрушение третьего королевства и сохранение старых элементов.
Эбла так и не оправилась от третьего разрушения. Это была небольшая деревня в фазе, названной «Мардих IV» (1600–1200 до н.э.), и упоминалась в этойх Алалаха как вассал династии Идрими. «Мардих V» (1200–535 гг. До н.э.) был деревенским поселением раннего железного века, которое увеличивалось в размерах в более поздние периоды. Дальнейшее развитие произошло во время «Мардых VI», которое длилось до c. 60 г. н.э. «Мардих VII» начался в 3 веке нашей эры и продолжался до 7 века, после чего это место было заброшено.
Эбла состояла из нижнего города и приподнятый акрополь в центре. Во время первого царства город имел площадь 56 га и был укрепенми из сырцового кирпича. Эбла был разделен на четыре, каждый со своими воротами во внутренней области. Акрополь включал королевский дворец «G» и один из двух храмов в городе, посвященных (так называемый «Красный храм»). В нижний город входил второй храм Куры на юго-востоке, названный «Храмом Скалы». Во время второго царства в нижнем городе к северо-западу от акрополя был построен королевский дворец (архаический дворец "P5"), в дополнение к храму "D", построенному разрушенным "красным храмом".
Третье королевство, Эбла, был большим городом размером почти 60 гектаров, который был защищен укрепленным валом с двухкамерными воротами. Акрополь был укреплен и отделен от нижнего города. Новый королевский дворец «Е» был построен на акрополе (во время Мардиха IIIB), а храм Иштар был построен над бывшими храмами «Красный» и «D» (в районе «D»). Нижний город также был разделен на четыре района; дворец "P5" использовался во время Мардиха IIIA, и заменен во время Мардиха IIIB "Промежуточным дворцом".
Другие здания третьего царства включали дворец визиря, западный дворец (в области «Q»), храм Шамаш (храм «N»), храм Расап (храм « B1 ») и северный дворец (построенный над« Промежуточным дворцом »). На севере нижнего города построен второй храм Иштар, в то время как бывший «Храм Скалы» был заменен храмом Хадад.
Короли первого королевства былиоронены за пределами города; последние десять царей (заканчивая Иркаб-Даму) были похоронены в Дарибе, более старые короли были похоронены в царском мавзолее, расположенном в Бинасе, и только одна царская гробница, относящаяся к первому царству был обнаружен в Эбле (Hypogeum G4). Эта первая гробница царства, вероятно, была построена во время правления последнего царя и может быть признаком того, что Эблаи принимает месопотамские традиции хоронить царей под своими королевскими дворцами.
Царственный некрополь третьего царства был обнаружен под дворцом Q (западный дворец); он содержит много гипогеи, но только три были раскопаны. Эти гробницы были естественными пещерами в скале фундамента дворца; все они датируются XIX и XVIII веками до нашей эры и имеют план, состоящий из входной шахты, погребальных камер и дромоса, соединяющего шахту с камерой.
Царская гробница найденный в королевском дворце G обозначается гипогеем G4; датируется архивным периодом, скорее всего, периодом правления Исар-Даму. Гробница сильно повреждена; большая часть его камней была уволена, и от кровельной системы ничего не осталось. В нем также отсутствуют-либо останки скелетов или погребальный инвентарь, что свидетельствует о том, что он либо был сильно разграблен, никогда не использовался или построен как кенотаф.
Раскопан между 1992 и 1995 годами, он расположен под западным сектором дворца на глубина почти 6 метров. Гробница состоит из двух комнат, открытого друг в друга, с известными полами. Обе комнатную прямоугольную форму; восточная комната (L.6402) имеет ширину 4 метра, длину более 3,5 метров (общая длина неизвестна из-за повреждений) и ориентирована с запада на восток. Западная комната (L.5762) имеет длину 5,20 метра, ширину 4 метра и ориентирована с запада на восток. Известняк был использован для строительства стен и нескольких блоков, выступающих по бокам к середине комнат предположить, что крыша была скошенным сводом.
Правительство первого королевства состояло из царь (именовавшийся Маликумом) и великий визирь, веливший советрейшин (Аббу) и администрацию. Второе королевство также было монархией, но о нем мало что известно из-за письменных источников. Третье королевство было-монархией с пониженным уровнем под властью Ямхада.
Королева разделяла управление государственными делами с королем. Наследный принц был вовлечен во внутренние дела, а второй принц - во внешние. Основные обязанности, выполняемые властями, выполняются визирем и администрация, которая состояла из 13 придворных сановников, каждый из которых контролирует от 400 до 800 человек, составляя бюрократию из 11700 человек. Каждым из четырех кварталов нижнего города управлял главный инспектор и множество заместителей. Для наблюдения за королевскими интересами король нанял агентов (машким), коллекционеров (ур) и посыльных (кас).
Многие клиентские королевства были верны Эбле, и каждое из них находилось под властью своей собственной король (Эн); эти вассальные короли обладали большой автономией, платили дань и оказывали военную помощь Эбле. Административный центр столицы получил название «СА.ЗА»; он включал королевские дворцы, кладовые и некоторые храмы. Районы за стенами столицы были коллективно названы в эблайских текстах «уру-бар» (буквально означающее за пределами города). Деревни и центральной власти либо управлялись непосредственно из столицы, либо имели назначенных чиновников. Титулы государственных служащих четко не определяют обязанности и власть носителя, поскольку каждый город имел свои собственные национальные традиции.
Экономически важные для столицы регионы, находящиеся под прямым контролем царя, называются "хора " археологами. Регионы под контролем короля простирались за пределы хоры, и трудно точный размер королевства и хоры из-за военной экспансии Эб, добавляла новые территории; некоторые из них находились под прямым управлением, в то время как другие возможности сохранить своих правителей в вассалов.
Как правило, хора является основным регионом Эблы, который включает в себя экономические внутренние районы, поддерживающие столицу. Он включает в себя в себя города и деревни, где он участвовал (например, ритуал обновления королевской королевы), которые включают в себя важные святилища богов, связанные с королевским учреждением, города, которые посещают монархии во время различных ритуалов. власти), и другие города, например, те, куда доставляли текстиль. Хора занимает площадь около 3000 км²; с запада на восток он включает равнины к востоку от Джебель-Завии, болота Маукх, гору аль-Хасс и гору Шабит. Области, расположенные непосредственно на границе хоры, такие как аль-Габ, равнина аль-Руж и аль-Джаббул, имеют тесную культурную близость с хорой.
Периоды Мардиха II разделяли одну культуру. Население Эблы во время Мардиха IIB1, по оценкам, насчитывало около 40 000 человек в столице и более 200 000 человек во всем королевстве. Эблаиты Мардиха II были семитами, близкими к своему северо-западным семитским соседям, таким как амориты. Джованни Петтинато сказал, что язык эблаитов, один из старейших засвидетельствованных семитских языков, был западно-семитским языком ; Гелб и другие специалисты, что это восточно-семитский диалект, более близкий к аккадскому языку. Академический консенсус считает эблайт восточно-семитским языком, который проявляет как западно-семитские, так и восточно-семитские черты.
Эбла провела несколько религиозных и социальных фестивалей, включая ритуалы смены власти нового царя, которые обычно длились несколько недель. Календари Эблаитов основывались на солнечном году, разделенном на двенадцать месяцев. Были обнаружены два календаря; «Старый календарь», использовавшийся во время правления Игриш-Халама, и «новый календарь», введенный визирем Ибби-Сипишем. Многие месяцы были названы в честь божеств; в новом календаре «Иту бе-ли» был первым месяцем года и означал «месяц господина». Каждому году давалось имя вместо числа.
Женщины, занимающиеся служебным положением, занимают важные должности. Эблаиты импортировали из Нагара и использовали их, чтобы тянуть экипажи королевской семьи и высокопоставленных чиновников, а также дипломатические дары союзным городам. Общество было менее сосредоточено вокруг дворца и храма, чем в месопотамских королевствах. Дворец Эблаитов был спроектирован вокруг внутреннего двора, который был открыт в сторону города, что делало доступным администрацией. Это контрастирует с месопотамскими дворцами, которые напоминают цитадели с узкими входами и ограниченным доступом во внешний двор. Музыка играла играть роль в обществе, и музыканты были как местными, так и нанятыми из других городов, таких как Мари. Эбла также нанял акробатов из Нагара, но позже сократил их количество и оставил некоторые для обучения местных эблайских акробатов.
Население Мардиха III было преимущественно семитским аморитами. Амореи упоминались в таблицах первого царства как соседи и как сельские подданные, и они пришли к господству в Эбле после разрушения второго царства. Город стал свидетелем значительного роста строительства. Аморрейские эблаиты поклонялись многим из тех же божеств, что и эблаиты более ранних периодов, и сохраняли святость акрополя в центре города. Иконография и королевская идеология царства находились под областью культуры Ямхада; царство было получено от ямхадитских божеств вместо Иштар из Эблы, о чем свидетельствуют печати Эблаев периода Индилиммы.
В период первого царства управлял экономику, но богатые семьи управляли своими финансовыми делами без вмешательства государства. Экономическая система была перераспределительной; дворец раздавал еду своим постоянным и сезонным рабочим. По оценкам, около 40 000 человек внесли свой вклад в эту систему, но в целом, в отличие от Месопотамии, земля оставалась в руках деревень, которая платили ежегодную долю дворцу. Сельское хозяйство было главным образом скотоводческим; Дворец содержал большие стада скота. У жителей города было около 140 000 голов овец и коз и 9 000 голов крупного рогатого скота.
Эбла процветала благодаря торговле; его богатство равнялось богатству важнейших шумерских городов, а его главным торговым соперником был Мари. Основными предметами торговли Эблы, вероятно, были древесина из близлежащих гор и ткани. Ремесленные изделия также, по-видимому, были основным предметом экспорта, о чем свидетельствует количество артефактов, извлеченных из дворцов города. У Эблы была широкая торговая сеть, доходившая до современного Афганистана. Он отправлял текстиль на Кипр, возможно, через порт Угарит, но большая часть его торговли, по-видимому, была направлена речным транспортом в Месопотамию - в основном Киш. В главном дворце G были обнаружены артефакты Древнего Египта, носящие имена фараонов Хафра и Пепи I.
Эбла продолжала быть центром торговли во время Второе царство, о чем свидетельствуют окружающие города, которые возникли в его период и были разрушены вместе с городом. Торговля продолжала оставаться основным видом экономической деятельности Эблы во времена третьего царства; археологические находки показывают, что между Египтом и прибрежными сирийскими городами существовал обширный обмен, например, Библ.
Эбла была политеистическим государством. Во время первого царства эблаиты поклонялись своим мертвым царям. В пантеон первой Эблы входили пары божеств, и их можно разделить на три жанра; в первом и наиболее частом были пары, такие как божество и его супруга. Второй тип пар - это божественные пары, такие как божества, которые сотрудничают для создания космоса, как в египетском и месопотамском пантеонах. Третий тип включал божественные пары, которые на самом деле были одним божеством с двумя именами. Эблаиты поклонялись нескольким месопотамским божествам, предпочитая северо-западных семитских богов, некоторые из которых были уникальными для Эблы. Первый жанр пар включал, кто был исключительным для Эблы и его супруги Белату («его жена»), Расап и его супруга; боги-покровители города, уникальные для Эблы, и его супруга. Третий жанр включал бога-ремесленника Камиш / Тит, Котар-ва-Хасис и планету Венеру, представленную двумя горными богами; Шахар как утренняя звезда и Шалим как вечерняя звезда.
Первые эблаиты поклонялись многим другим божествам, таким как сирийская богиня Ишара, которая была богиней королевской семьи. Иштар также поклонялись, но она упоминалась только пять раз в одном из ежемесячных списков приношений, в то время как Ишара была гораздо важнее, появляясь 40 раз. Включены другие божества; месопотамский бог Уту ;; Даган ; Хадад (Хадда) и его супруга («она из Халаба»); и Шипиш, богиня солнца, у которой был храм, посвященный ее культу. Четыре городских ворот были названы в честь богов Дагана, Хадды, Расапа и Уту, но неизвестно, какие ворота имели какое имя. В целом в списке жертвоприношений упоминалось около 40 божеств, приносящих жертвы.
Во время третьего царства амориты поклонялись обычным северно-семитским богам; исчезли уникальные божества Эблаитов. Хадад был самым важным богом, в то время как Иштар заняла место Ишары и стала самым важным божеством города, кроме Хадада.
В начале процесса расшифровки табличек Петтинато сделал заявления о возможных связях между Эблой и Библией, цитируя предполагаемые ссылки в табличках на существование Яхве, Патриархов, Содома и Гоморры и другие библейские ссылки. Однако большая часть первоначального волнения средств массовой информации по поводу предполагаемых связей эблаев с Библией, основанных на предварительных догадках и предположениях Петтинато и других, в настоящее время широко дискредитирована, и академический консенсус состоит в том, что Эбла "не имеет никакого отношения к Малым пророкам, историческим точность библейских патриархов, поклонение Яхве или Содому и Гоморре ". В исследованиях Эбла акцент сместился с сравнений с Библией; Эбла сейчас изучается как цивилизация сам по себе. Эти указания приводят к ожесточенному личному и академическому конфликту между участвовавшими учеными, а также к тому, что некоторые описали как политическое вмешательство сирийских властей.
В 1964 году итальянские археологи из Римского университета Ла Сапиенца под руководством Паоло Маттиа начали раскопки в Телль-Мардихе. В 1968 году они обнаружили статую, посвященную богине Иштар, носящую имя Иббит-Лим, упомянув его как царя Эблы. Это идентифицировало город, давно известный по лагашитским и аккадским надписям. В следующем десятилетии команда обнаружила дворец (дворец G), датируемый ок. 2500 - 2000 гг. До н.э. Находки во дворцах включают небольшую скульптуру из драгоценных материалов, черных камней и золота. Среди других артефактов - деревянная мебель, инкрустированная перламутром, и сложные статуи, созданные из цветных камней. Серебряная чаша с именем царя Иммеи была извлечена из «Гробницы Повелителя Козлов» вместе с египетскими драгоценностями и египетской церемониальной булавой, подаренной фараоном Хотепибре.
Около 17000 клинописи обнаружены фрагменты таблеток; в совокупности они составляют 2500 полных табличек, что делает архив Эблы одним из крупнейших архивов третьего тысячелетия до нашей эры. Около 80% табличек написаны с использованием обычной шумерской комбинации логограмм и фонетических знаков, в то время как другие демонстрируют новаторское, чисто фонетическое представление с использованием шумерской клинописи ранее неизвестного семитского языка, который назывался "эблаитский". ". Среди табличек были обнаружены двуязычные словарные списки шумерского / эблаитского языков, позволяющие их переводить. Таблички дают много важных сведений о культурной, экономической и политической жизни в северной Месопотамии примерно в середине 3-го тысячелетия до нашей эры. Они также дают представление о повседневной жизни жителей и содержат информацию о государственных доходах, шумеро-эблейские словари, дипломатические обмены с иностранными правителями, школьные тексты, гимны и мифы.
Таблички возрастом четыре тысячи лет составляют один из старейших архивов и библиотек, когда-либо найденных; есть веские доказательства их расположения и даже классификации. Таблички большего размера изначально хранились на полках, но упали на пол, когда дворец был разрушен. Расположение упавших табличек позволило экскаваторам восстановить их исходное положение на полках; они обнаружили, что таблички изначально были разложены на полках, в зависимости от темы.
Эти черты отсутствовали в более ранних шумерских раскопках. Сложные методы организации текстов в сочетании с их составом свидетельствуют о большой древности архивных и библиотечных практик, которые, возможно, намного старше, чем предполагалось до открытия библиотеки Эбла. Значительная часть табличек содержит литературные и лексикографические тексты; Судя по имеющимся данным, собрание также служило - по крайней мере частично - настоящей библиотекой, а не собранием архивов, предназначенных исключительно для использования королями, их министрами и их бюрократией. Таблички демонстрируют свидетельства ранней транскрипции текстов на иностранные языки и сценарии, классификации и каталогизации для облегчения поиска и упорядочения по размеру, форме и содержанию. Таким образом, таблички Эбла предоставили ученым новое понимание происхождения библиотечной практики, которая использовалась 4500 лет назад.
Первое королевство Эбла является примером ранних сирийских централизованных государств, и считается одной из самых ранних империй такими учеными, как Сэмюэл Файнер и Карл Мур, который считает его первой мировой державой. Открытие Эблы изменило прежний взгляд на историю Сирии как на мост между Месопотамией и Египтом; это доказало, что этот регион был центром цивилизации.
В результате сирийской гражданской войны раскопки Эблы прекратились в марте 2011. К 2013 году он находился под контролем оппозиционной вооруженной группы под названием «Стрелы справа», которая воспользовалась его расположением на возвышенности, чтобы использовать его в качестве наблюдательного пункта для наблюдения за приближающимися правительственными воздушными атаками. как попытку защитить сайт от грабежей. Было вырыто множество туннелей и обнаружен склеп, полный человеческих останков; останки были разбросаны и выброшены грабителями, которые надеялись найти украшения и другие драгоценные артефакты. Помимо раскопок, проводимых повстанцами, жители близлежащих деревень также начали раскапывать это место с целью найти и разграбить артефакты; некоторые жители вывозили из туннелей вагоны земли, пригодной для изготовления керамических футеровок для хлебопекарных печей.
Это место было захвачено сирийскими вооруженными силами 30 января 2020 года во время 5-го наступления на северо-запад Сирии вместе с окрестными деревнями.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эбла. |