Аккадская империя

редактировать
Историческое государство в Месопотамии

Координаты : 33 ° 6′N 44 ° 6′E / 33.100 ° N 44,100 ° E / 33,100; 44.100

Аккадская империя. 𒆳𒌵𒆠 (аккадский ). мат Аккади. 𒀀𒂵𒉈𒆠 (шумерский ). а-га-де 3
ок. 2334 - 2154 гг. До н.э.
Bronze head of an Akkadian ruler, discovered in Nineveh in 1931, presumably depicting either Sargon or, more probably, Sargon's grandson Naram-Sin.[1] Reproduction in the Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim, the original from the National Museum of Iraq having been lost in the 2003 lootings.[2][1] Бронзовая голова аккадского правителя, обнаруженная в Ниневии в 1931 году, предположительно изображающая либо Саргона, либо что более вероятно, внука Саргона Нарам-Сина. Репродукция из Музея Ремера и Пелицея в Хильдесхайме, оригинал из национального музея Ирака, утерянный в ходе грабежей 2003 года.
Карта Аккадской империи (коричневый) и направления, в которых велись военные кампании (желтые стрелки) Карта Аккадской империи (коричневый) и направления, в которых велись военные кампании (желтые стрелки)
СтолицаАккад
Официальные языки
Общеупотребительные языкиАккадский. Шумерский (снижается)
РелигияДревняя месопотамская религия
ПравительствоМонархия
Шаррум
• ок. 2334–2279 до н.э.Саргон (первый)
• ок. 2170–2154 гг. До н.э.Шу-турул (последний)
Историческая эпохабронзовый век
• Основаниеc.2334 г. до н.э.
Завоевания Саргона Аккадского ок. 2340 - 2284 гг. До н.э.
• Исчезновениеок. 2154 г. до н.э.
Площадь
2350 г. до н.э.30 000 км (12 000 кв. Миль)
2300 г. до н. Э.650 000 км (250 000 кв. Миль)
2250 г. до н. Э.800 000 км (310 000 квадратных миль)
2200 г. до н.э.250 000 км (97 000 квадратных миль)
ПредшествующийПреемник
Ранний династический период
Второе Королевство Мариот
Умма
Период Кутиев (Шумер)
Третье Королевство Мариот
Эбла
Сегодня частьИрака. Ирана. Сирии. Турции

Аккадская империя () была первой древней империей Месопотамии после долгоживущей цивилизации Шумера. Его центр был город Аккад и его окрестности. Империя объединила аккадцев (ассирийцев и вавилонян) и шумеров под одним правилом. Аккадская империя оказывала влияние на Месопотамию, Левант и Анатолию, посылая военные экспедиции на юг до Дилмун и Магана (совр. Бахрейн и Оман ) на Аравийском полуострове.

В течение 3-го тысячелетия до нашей эры развился культурный симбиоз между шумерами и аккадцами, который включал широко распространенное двуязычие. Аккадский, восточно-семитский язык постепенно вытеснил шумерский как разговорный язык где-то между 3-м и 2-м тысячелетиями до нашей эры (точная датировка является предметом споров).

Аккадская империя достигла своего политического пика между 24 и 22 веками до нашей эры после завоеваний ее основателем Саргоном Аккадским. При Саргоне и его преемниках аккадский язык был на короткое время навязан соседним завоеванным другим, таким как Элам и Гутиум. Аккад иногда первой империей в истории, хотя значение этого термина неточно, и есть более ранние шумерские претензии.

После падения Аккадской империи народ Месопотамии в итоге объединились в два основных аккадоязычных народа: Ассирия на севере, и несколько веков спустя Вавилония на юге.

Содержание

  • 1 История исследований
  • 2 Датировка и периодизация
    • 2.1 Хронология правителей
  • 3 История и развитие империи
    • 3.1 Досаргонический Аккад
    • 3.2 Саргон Аккадский
    • 3.3 Римуш и Маништушу
    • 3.4 Нарам-Син
    • 3.5 Подчинение шумерских царей
    • 3.6 Коллапс
      • 3.6.1 Засуха
  • 4 Правительство
  • 5 Экономика
    • 5.1 Внешняя торговля
  • 6 Культура
    • 6.1 Аккадское искусство
      • 6.1.1 Печати
    • 6.2 Язык
    • 6.3 Поэт-жрица Энхедуанна
    • 6.4 Проклятие Аккада
  • 7 Технология
  • 8 Достижения
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
    • 10.1 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

История исследований

Библия называет Аккад Великим городом в Бытии 10: 10–12, что гласит:

«Началом царства его [Нимрода] были Вавилон, Эрех, Аккад и Калне в земле Сеннаар. Из этой земли он пошел в Ассирию и построил Ниневию и Реховоф-Ир, и Калах, и Ресен между Ниневией и Калахом (это великий город) ».

Нимрода историческая идентичность неизвестна или обсуждается, но идентифицировали Нимрода как Саргона из Аккада, а сравнивали его с легендарным Гильгамешем, основателем Урука. Сегодня ученые задокументировали около 7000 текстов аккадского периода, написанных на шумерском и аккадском. Многие более поздние тексты из государств-преемников Ассирии и Вавилонии также относятся к Аккадской империи.

Понимание Аккадской империи по-прежнему мешает тот факт, что ее капитал Аккад до сих пор не найден, несмотря на многочисленные возможности. Точная датировка археологических памятников затруднена тем фактом, что нет четких различий между комплексами артефактов, которые, как считается, остаются из предшествующего раннединастического периода, и теми, кто считал быть аккадцем. Точно так же материал, который считается аккадским, научный руководитель в период Ура III.

. Многие из недавних открытий об Аккадской империи были получены при раскопках в районе Верхнего Хабура в современной северо-восточной Сирии, которая должна была стать частью Ассирии после падения Аккада. Например, раскопки в Телль Мозан (древний Уркеш) выявили запечатывание Тар'ам-Агаде, ранее неизвестной дочери Нарам-Сина, которая, возможно, была замужем за неопознанный местный эндан (правитель). Раскопки в Телль-Лейлан (древний Шехна / Шубат-Энлиль) использовал результаты своих исследований, чтобы доказать, что Аккадская империя пришла к концу из-за внезапной засухи, так называемой Событие 4,2 кило года. Влияние этого климатического явления на Месопотамию в целом и на Аккадскую империю в частности продолжает горячо обсуждаться.

Раскопки на современном месте Телль-Брак позволили предположить, что аккадцы перестроил город («Брак» или «Нагар») на месте для использования в качестве административного центра. Город состоял из двух больших зданий, включая комплекс с храмом, офисами, внутренним двором и большими печами.

Датировка и периодизация

Аккадский период обычно датируется либо: c. 2334 г. до н.э. - ок. 2154 г. до н.э. (согласно средней хронологии временной шкале Древнего Ближнего Востока ), или c. 2270 г. до н.э. - ок. 2083 г. до н.э. (согласно временной шкале из Древнего Ближнего Востока.) Предыдущий Ранний династический период Месопотамии (ED), за соответствующий последовал Период Ура III, хотя оба размытия. Например: вероятно, что возвышение Саргона Аккадского совпало с поздним периодом ED, и что последние аккадские цари правили одновременно с гутскими царями вместе с правителями в городах-государствах. из обоих: Урук и Лагаш. Аккадский период современен: EB IV (в Израиле ), EB IVA и EJ IV (в Сирии) и EB IIIB (в Турции.)

Хронология правителей

Относительный порядок аккадских царей Абсолютные даты их правления близкими (как и все даты до краха позднего бронзового века ок. 1200 г. до н.э.)

ПравительСредний Хронология. Все даты до нашей эрыГенеалогическое древо
Саргон Саргон Аккадский на его victory stele.jpg 2334–2279Akkadkings.jpg
Римуш Римуш победная стела archer.jpg 2278–2270
Маништушу Статуя Маништусу - Sb 47 - Antiquités orientales du Louvre.jpg 2269–2255
Нарам-Син Рельеф Нарам-Сина (портрет).jpg 2254 –2218
Шар-Кали-Шарри Впечатление Аккадская цилиндрическая печать с надписью Божественный Шаркалишарри, принц Аккада Ибни-Шаррума, писец, его слуга.jpg 2217–2193
Дуду Алебастровая ваза Дуду из Аккад Лувр Музей АО 31549 2189–2169
Шу-турул Votive_hammer_of_Shu-turul 2168–2154

История и развитие империи

Досаргонический Аккад

Аккад до экспансии (отмечен зеленым цветом). Территория Шумера при его последнем царе Лугал-Заге-Си появляется в оранжевом. Около 2350 г. до н.э. Саргон на своей победной стеле, с королевским пучком волос, с булавой и в королевском плаще с воланами на левом плече с бол ьшим поясом (слева), последовал за b у слуги с королевским зонтиком. Имя Саргона клинописью («Царь Саргон») бледно появляется перед его лицом. Лувр. Аккадский чиновник в свите Саргона Аккадского топором в руке

Аккадская империя берет свое название из региона и города Аккад, оба из которых были размещены в зоне общего слияния рек Тигр и Евфрат. Хотя город Аккад еще не идентифицирован на местности, он известен из различных текстовых источников. Среди них есть как минимум один текст, предшествующий правлению Саргона. Вместе с тем фактом, что имя Аккад не- аккадского происхождения, это предполагает, что город Аккад мог быть оккупирован еще в досаргонические времена.

Саргон Аккадский

Саргон Аккадский победил и захватил Лугал-заге- в битве при Уруке и завоевал свою империю. Самые ранние записи на аккадском языке ко времени Саргона. Саргон считался сыном Лаибума или Итти-Бел, скромного садовника и, возможно, иеродуля, или жрицы Иштар или Инанны. Одна легенда, связанная с Саргоном во времена Ассирии, гласит, что

Моя мать была подменышем, отца я не знал. Братья моего отца любили холмы. Мой город - Азурпирану (пустынные травяные поля), расположенный на берегу Евфрата. Моя мать-подменыш зачала меня, втайне родила меня. Она посадила меня в корзину с тростником, запечатав крышку битумом. Она бросила меня в реку, которая не поднималась надо мной. Река подняла меня и понесла к Акки, водоприемнику. Акки, рисовавший воду, принял меня как своего сына и вырастил меня. Носильщик воды Акки назначил меня своим садовником. Когда я был садовником, Иштар даровала мне свою любовь, и в течение четырех (пятидесяти?)... лет я занимал царское положение.

Позднее от имени Саргона заявляет, что его мать была жрицей энту (верховной жрицей). Заявления были сделаны для предоставления услуг, поскольку только высокопоставленная семья могла достичь такого положения.

Первоначально виночерпий (Рабшак ), чтобы царь Киша с семитским именем, Ур-Забаба, Саргон, таким образом, стал садовником, ответственным за расчистку оросительных каналов. Королевский виночерпий в то время был на самом деле видным политическим постом, близким к королю и с обязанностями высокого уровня, не предполагаемыми самим названием должности. Это дало ему доступ к дисциплинированному корпусу рабочими, которые, возможно, также служили его первыми солдатами. Сместив Ур-Забабу, Саргон был коронован и начал карьеру иностранных завоеваний. Четыре раза он вторгался в Сирию и Ханаан, и он потратил три года на то, чтобы полностью подчинить страны «запада», чтобы объединить их с Месопотамией «в единую империю».

Однако Саргон пошел дальше, завоевав многие из окружающих регионов, чтобы создать империю, которая простиралась на запад вплоть до и, возможно, Кипра (Каптара); на до гор (более поздний хеттский текст утверждает, что он сражался с хаттианцем королем Бурушанда, в Анатолии ); на восток над Эламом ; и так далеко на юг, как Маган (Оман ) - регион, над которым он правил якобы 56 лет, хотя сохранились только четыре «названия года». Он укрепил свою власть над своими территориями, заменив более ранних противостоящих правителей благородными гражданами Аккада, его родного города, где таким образом была бы обеспечена лояльность.

Заключенные в сопровождении солдата на победной стеле Саргона Аккадского, около 2300 г. до н. Э.. Прическа заключенных (вьющиеся сверху и короткие волосы по бокам) характерна для шумеров, что также видно на штандарте Ура. Лувр.

Торговля началась с рудников Анатолии до лазурита рудников в современной Афганистане, кедров Ливана и медь из Маган. Эта консолидация городов-государств Шумера и Аккада отражала растущую экономическую и политическую мощь Месопотамии. Житницей империи была богарная сельскохозяйственная система Ассирии, и была построена цепочка крепостей, чтобы контролировать имперское производство пшеницы.

Изображения Саргона были воздвигнуты на берегах Средиземного моря в знак его побед, а города и дворцы были построены дома на трофеи завоеванных земель. Элам и северная часть Месопотамии (Ассирия / Субарту ) также были покорены, а восстания в Шумере были подавлены. Были найдены контрактные таблички, датированные годыми походов против Ханаана и против Сарлака, царя Гуция. Он также хвастался, что подчинил себе «четыре четверти» - земли, окружающие Аккад на севере (Ассирия), юге (Шумер), востоке (Элам) и западе (Марту ). Некоторые из самых ранних историографических текстов (ABC 19, 20 ) предполагают, что он перестроил город Вавилон (Баб-илу) на его новом месте недалеко от Аккада.

Саргон на протяжении всей своей долгой жизни, проявлял особое почтение к шумерским божествам, в частности, Инанне (Иштар ), его покровительнице, и Забабе, богу-воину Киша. Он называл себя «помазанным священником Ану » и «великим энси Энлиля », а его дочь Энхедуанна была назначена жрицей Нанна в храме в храме в Ur.

К концу его правления беды множились. Более поздний вавилонский текст гласит:

В его преклонном возрасте все земли восстали против него, и они осадили его в Аккаде (город), [но] он пошел на битву и победил их, он сбил их с ног и уничтожил их огромная армия.

Это относится к его кампании в «Эламе», где он победил коалиционную армию во главе с королем Авана и заставил побежд стать вассалами.

Также вскоре после этого произошло еще одно восстание. место:

субарту (горные племена Ассирии), верхняя - в свою очередь напали, но они подчинились его оружию, и Саргон заселил их жилища, и он жестоко поразил их.

Римуш и Маништушу

Аккадские солдаты убивают врагов, около 2300 г. до н.э., возможно, с Победной стелы Римуш.

Саргон подавлял сопротивление даже в преклонном возрасте. Эти трудности вновь вспыхнула в царствование его сына, где бунты вспыхнули в течение девяти лет правления Римуш (2278-2270 до н.э.), который упорно боролся, чтобы сохранить империю, и не был успешным, пока он был убит своими придворными. Согласно его надписям, он столкнулся с массовыми восстаниями и должен был отвоевать города Ur, Умма, Адаб, Лагаш, Дер и Казаллу из мятежного энсиса : Римуш ввел массовую резню и крупномасштабные разрушения шумерских городов-государств и подробные записи разрушений. Большинство крупных шумерских городов были разрушены, и шумерские людские потери были огромными:

шумерские потери в кампаниях Римуш
Разрушенные города:Адаб и Забала Умма и КИ.АНUr и Лагаш Казаллу (Три сражения в Шумере )ИТОГО
Убито15,7188,9008,04912,05211,32256,041
В плену и порабощены14,5763,5405,4605,862_29,438
«Изгнан и уничтожен»_5,6005,985_14,10025,685
Всего потерь111,164

Его преемником старший стал брат Римуша, Маништушу (2269–2255 до н.э.) Последний, похоже, сражался. с морским сражением против 32 ядер, которые собрали против него и взяли под контроль свою арабскую страну, состоящую из современных Глава Арабских Эмиратов и Омана. и его брат, он, кажется, имеет был убит в ходе дворцового заговора.

Нарам-Син

Портрет Нарам-Сина с надписью на его имя.

Сын и преемник Маништушу, Нарам-Син (2254) –2218 г. до н.э.), из-за обширных военных завоеваний, принял императорский титул «царь Нарам-Син, царь четырехтей » (Лугал Нарам-Син, Шар кибрат 'арбаим), четыре четверти как ссылка на весь мир. К нему также обращались впервые в шумерской культуре обращались как к «богу (шумерский = ДИНГИР, аккадский = илу) Агаде» (Аккад), в противоположность предыдущему религиозному убеждению, что цари были только представителем народа по отношению к богам.. Он также столкнулся с восстаниями в начале своего правления, но быстро подавил.

Стела Победы Нарам-Сина, празднует победу над Луллуби из Загрос 2260 г. до н.э. Он носит рогатый шлем, символ божественности, а также изображен в более крупном масштабе по сравнению с другими, чтобы подчеркнуть его превосходство. Привезен из Сиппара в Сузы в качестве военного приза в XII веке до нашей эры.

Нарам-Син также записал аккадское завоевание Эблы, а также Арманум и его царь. Местонахождение Арманума обсуждается: его иногда отождествляют с сирийским королевством, указанным в таблицах Эблы как Арми, местонахождение которого также обсуждается; в то время как историк Адельхейд Отто отождествляет его с Цитаделью Бази в комплексе Телль Банат на реке Евфрат между Эблой и Телль-Браком, другие, такие как Уэйн Горовиц, идентифицируют его с Алеппо. Кроме того, в то время как большинство ученых помещают Арманум в Сирию, Майкл К. Астур полагает, что он расположен к северу от гор Хамрин в северном Ираке.

Для улучшения полиции Сирии, он построил королевскую резиденцию в Телль-Браке, на перекрестке дорог в центре реки Хабур бассейна Джезира. Нарам-Син выступил против Магана, который тоже восстал; Нарам-Син «выступил против Магана и лично поймал Манданну, его царя», где он установил гарнизоны для защиты главных дорог. Главная угроза, казалось, исходила от северных гор Загроса, лулуби и кутиан. Кампания против Луллуби привела к вырезанию «Стелы Победы в Нарам-Суене», ныне находящейся в Лувре. Хеттские источники утверждают, что Нарам-Син из Аккада даже рискнул войти в Анатолию, сражаясь с хеттами и хурритскими царями Памба из Хатти, Зипани из Канеша и 15 других. Это новообретенное аккадское богатство могло быть основано на благоприятных климатических условиях, огромных сельскохозяйственных излишках и конфискации богатств других народов.

Экономика была тщательно спланирована. Зерно очищалось, и пайки зерна и масла распределялись в стандартных сосудах, изготовленных городскими гончарами. Налоги уплачивались за продукты и труд на общественных стенах, включая городские стены, храмы, оросительные каналы и водные пути, производя огромные излишки сельскохозяйственной продукции.

В более поздних ассирийских и вавилонских текстах имя Аккад вместе с Шумером появляется как часть королевского титула, как в шумерском LUGAL KI-EN-GI KI-URI или аккадском Šar māt Šumeri u Akkadi, что переводится как «царь Шумера и Аккада». Этот титул принял король, который захватил контроль Ниппур, интеллектуальным и религиозным центром южной Месопотамии.

В аккадский период аккадский язык стал lingua franca на Ближнем Востоке и официально использовался для управления, хотя шумерский язык оставался разговорным и литературным языком. Распространение аккадского языка простиралось от Сирии до Элама, и даже эламский язык был временно написан на месопотамском клинописи. Позднее аккадские тексты проникли в далекие места, от Египтапериод Амарны ) и Анатолии до Персии ( Бехистун ).

Подчинение шумерских царей

Подчинение некоторых шумерских правителей Аккадской империи зафиксировано в надписях печати шумерских правителей, таких как Лугал-ушумгал, правительство (энси ) из Лагаша («Ширпула»), около 2230-2210 гг. До н. Э. Известны несколько надписей Лугал-ушумгала, в частности оттиски печати, в которых он упоминается как правительство Лагаша и в то время вассал (𒀵, арад, «слуга» или «раб») Нарам-Сина., а также его преемник Шар-кали-шарри. Одна из этих печатей провозглашает:

«Нарам-Син, могущественный бог Агаде, царь четырех сторон света, Лугал-ушумгал, писец, энси из Лагаша, твой слуга».

Печать Лугал-ушумгала как вассала Нарам-сина.

Можно считать, что Лугал-ушумгал был сотрудником Аккадской империи, как и Мескигал, правительство Адаба. Позже, однако, Лугал-ушумгал сменил Пузер-Мама, который по мере ослабления аккадской власти добился независимости от Шар-Кали -ри, получив титул «Король Лагаша» и начало прославленной Второй династии Лагаша.

Распад

Гутианцы захватывают вавилонский город, а аккадцы выступают за пределами своего города. Иллюстрация 19 века.

Империя Аккад пала, возможно, в веке до нашей эры, в течение 180 лет после ее основания, положив начало «Темному веку » без заметной имперской власти до Третьего Династия Ура. Политическая структура региона, возможно, вернулась к статус-кво анте местного управления, поскольку города-государства.

Шу-турул, похоже, восстановили некоторую централизованную власть; однако он не смог предотвратить окончательное разрушение империи из-за вторжения варварских народов с гор Загрос, известных как кутианцы.

. Мало что известно о периоде кутиев и его продолжительности. терпел. Клинописные источники предполагают, что администрация кутиев мало заботилась о сельском хозяйстве, письменных документах или общественной безопасности; По общему мнению, они выпустили всех сельскохозяйственных животных, чтобы они могли свободно бродить по Месопотамии, и вскоре вызвали голод и взлетели цены на зерно. Шумерский царь Ур-Намму (2112–2095 гг. До н.э.) во время своего правления очистил Гутиев от Месопотамии.

Список шумерских царей, описывающий Аккадскую империю после смерти Шар-кали-шарири, гласит:

Кто был царем? Кто не был королем? Царь Иргиги; Нанум, царь; Ими король; Илулу, царь - четверо из них были царями, но правили всего три года. Дуду правил 21 год; Шу-Турул, сын Дуду, правил 15 лет.... Агаде был побежден, и его королевская власть перешла к Уруку. В Уруке Ур-нингин правил 7 лет, Ур-гигир, сын Ур-нингина, правил 6 лет; Куда правил 6 лет; Пузур-или царствовал 5 лет, Ур-Уту правил 6 лет. Урук был поражен оружием, и его царство унесли орды кутиев.

Однако нет никаких известных названий лет или других археологических свидетельств, подтверждающих кого-либо из этих поздних царей Аккада или Урука, за исключением альтернативных артефактов, относящихся к королю Дуду из Аккада и Шу- турул. Названные короли Урука, возможно, были современниками последних королей Аккада, но в любом случае не могли быть очень выдающимися.

В ордах кутиев (сначала правил) безымянный король; (затем) Имта правил 3 года как король; Шульме правил 6 лет; Элулумеш правил 6 лет; Инимбакеш правил 5 лет; Игешуаш правил 6 лет; Ярлагаб правил 15 лет; Ибате правил 3 года;... царствовал 3 года; Курум правил 1 год;... царствовал 3 года;... царствовал 2 года; Иарарум правил 2 года; Ибран правил 1 год; Хаблум правил 2 года; Пузур-Син, сын Хаблума, правил 7 лет; Ярлаганда правил 7 лет;... царствовал 7 лет;... царствовал 40 дней. Всего 21 царь правил 91 год 40 дней.

«Цилиндровая печать с царем или Богом и побежденным львом» (древнеаккадский). Художественный музей Уолтерса.

Период между ок. 2112 г. до н.э. и 2004 г. до н.э. известен как период Ура III. Документы снова начали писать на шумерском, хотя шумерский становился чисто литературным или литургическим языком, во многом так же, как латынь позже стала в Средневековье Европа.

Одно объяснение для Конец Аккадской империи - это просто то, что аккадская династия не смогла сохранить свое политическое превосходство над другими могущественными городами-государствами.

Засуха

Одна теория связывает региональный упадок в конце аккадского периода (и Первого промежуточного периода, следующего за Старым Царством в Древнем Египте ) был связан с быстро растущей засушливостью и недостаточным производством в регионе Древнего Востока, вызванного глобальной засухой столетнего масштаба. Харви Вайс показал, что

[A] археологические и почвенно-стратиграфические данные определяют происхождение, рост и разрушение Субир, богарная земледельческая цивилизация третьего тысячелетия в северной Месопотамии на равнинах Хабур в Хабуррии. В 2200 г. до н.э. заметное усиление засушливости и ветровой циркуляции после извержения вулкана привело к значительному плохому плохому климату землепользования. После четырех столетий городской жизни это резкое изменение климата, очевидно, произошло к покиданию Телль-Лейлана, региональному дезертирству и краху Аккадской империи, базирующейся в южной Месопотамии. Синхронный коллапс в соседних регионах предполагает, что влияние резкого изменения климата было обширным.

Питер Б. Более поздний анализ симуляций с использованием климатической модели HadCM3 показывает, что произошел сдвиг в сдвиг в поздний анализ симуляций с использованием климатической модели .

Впечатление от цилиндрической печати время аккадского царя Шаркалишарри (около 2200 г. до н.э.), с центральной надписью: «Божественный Шаркалишарри, сторона более засушливого климата во временном масштабе, который соответствует надписи краху империи. принц Аккада, Ибни-Шаррум Писец, его слуга ». длиннорогий буйвол, как полагают, пришел из долины Инда и свидетельствует об обмене с Мелухой (цивилизацией долины Инда ) в случае отношений Индо-Месопотамии. Около 2217–2193 гг. До н. Э. Лувр.

Раскопки в Телль-Лейлан позволяют предположить, что это место было заброшено вскоре после того, как были построены массивные стены города, восстановлен храм и р еорганизовано производство зерна. Последовавшие за этим мусором пыль и песок не свидетельствуют о обратной деятельности. Образцы демонстрируют мелкий песок, переносимый ветром, отсутствие активности дождевых червей, уменьшение количества осадков и признаков более сухого и ветреного климата. Факты показывают, что овцы и крупный рогатый скот с тонким скелетом погибли от засухи, и до 28000 человек покинули это место в поисках более влажных мест в другом месте. Телль Брак увеличился в размерах на 75%. Торговля рухнула. Кочевые пастухи, такие как амориты, переместили стада ближе к надежным источникам воды, что привело их к конфликту с аккадским населением. Этот вызванный климатом коллапс, кажется, затронул весь Ближний Восток и совпал с коллапсом Древнего Египта.

Этот крах неорошаемого земледелия в Верхней стране означал потерю для южной Месопотамии аграрных субсидий, поддерживающих платежеспособность Аккадской империи. Уровень воды в Тигре и Евфрате упал на 1,5 метра ниже уровня 2600 г. до н.э., и хотя они стабилизировались на время в течение следующего периода Ура III, соперничество между скотоводами и фермерами усилилось. Были предприняты попытки помешать первые пасти свои стада на сельскохозяйственных землях, например, строительство 180-километровой стены, известной как «Отпугиватель амореев» между Тигром и Евфратом при правителе Ура III Шу-Син. Такие попытки к усилению политической нестабильности; тем временем произошла сильная депрессия, которая восстановила демографическое равновесие с неблагоприятными климатическими условиями.

Ричард Зеттлер подвергся критике теорию засухи, отметив, что хронология Аккадской империи очень неопределенна и негативных данных, чтобы показать его экономическую зависимость от северных отрицательных, раскопанных Вайсом и другими. Он также критикует Вайса за то, что аккадские писания используются для описания некоторых катастрофических событий.

Согласно Джоан Оутс в Телль-Браке, почвенный «сигнал», связанный с засухой, находится ниже уровня Дворец Нарам-Сина.

может указывать на ужесточение аккадского контроля после «событий» в Браке, например, строительство укрепленного «дворца» после стихийных бедствий.

Кроме того, Брак оставался занятым и функционировал после падения аккадцев.

Исследование, проведенное в 2019 году Университетом Хоккайдо об ископаемых кораллах в Омане свидетельствует о том, что продолжительные зимние шамальные сезоны вызывают к засолению орошаемых полей; Следовательно, резкое сокращение урожайности спровоцировало повсеместный голод и, в конечном итоге, распад древней Аккадской империи.

Правительство

Солдаты Аккадской империи на Стеле Победы Нарам-Сина, около 2250 г. до н.э.

Аккадское правительство сформировало «классический стандарт», с которым сравнивали себя все будущие государства Месопотамии. Традиционно энси был высшим должностным лицом шумерских городов-государств. В более поздних традициях каждого становления, женившись на богине Инанне, узаконивая власть через божественное получение.

Изначально монархический лугал (lu = man, gal = Великий) подчинялся священническому энси и назначался во время бедствий, но в более поздние династические времена именно лугал стал выдающейся ролью, имея собственное «é» (= дом) или « дворец », независимое от храмового учреждения. Ко времени Месалима, какая бы династия ни контролировалась город Киш, была признана Шар Киша (= царь Киша) и считалась выдающейся в Шумере, возможно, потому, что именно здесь подходили две реки и кто контролировал Киш, в пределах счет, контролировал ирригационные системы других городов ниже по течению.

Когда Саргон расширил свое завоевание от «Нижнего моря» (Персидский залив) до «Верхнего моря» (Средиземного моря), возникло ощущение, что он правил «всей землей под небом», или от восхода до заката », как говорят современные тексты. При Саргоне энси обычно сохраняли свои позиции, но считались больше провинциальными губернаторами. Титул šar kiššati стал признанным как означающий «повелитель вселенной». Саргон даже зарегистрирован как организатор военно-морских экспедиций в Дилмун (Бахрейн ) и Маган, среди первых организованных военно-морских экспедиций в истории. Более сомнительно, поступил ли он так же в случае Средиземноморья с царством Каптара (возможно, Кипр ), как утверждается в более поздних документах.

С Нарам-Сином, внуком Саргона, дело пошло дальше, чем с Саргоном, с царем не только называвшимся «Повелителем Четырех Четвертей (Земли)», но и возведенным в ряды дингир (= боги) со своим храмом. Раньше правитель мог, подобно Гильгамешу, стать божественным после смерти, но аккадские цари, начиная с Нарам-Сина, считались богами на земле при их жизни. На их портретах они были крупнее простых смертных и находились на некотором расстоянии от своих слуг.

Одна стратегия, которую использовали Саргон и Нарам-Син, чтобы сохранить контроль над страной, заключалась в том, чтобы посадить своих дочерей, Энхедуанну и Эмменанна, соответственно, как верховная жрица Сина, аккадской версии шумерского лунного божества Нанны, в Уре, на крайнем юге Шумера; назначать сыновей губернаторами провинций в стратегических местах; и выдать своих дочерей замуж за правителей периферийных частей Империи (Уркеш и Мархаше). Хорошо задокументированный случай последнего - случай дочери Нарам-Сина Тарам-Агаде в Уркеше.

Записи в административном комплексе Брака предполагают, что аккадцы назначили местных жителей сборщиками налогов.

Экономика

Цилиндрическая печать писца Калки, изображающая принца Убил-Эштара, вероятного брата Саргона, с сановниками (впереди лучник, писец держит табличку, следующий за принцем, и два сановника с оружием).

Население Аккада, как и почти все досовременные государства, полностью зависели от сельскохозяйственных систем региона, которые, по-видимому, имели два основных центра: орошаемые сельскохозяйственные угодья на юге Ирака, которые традиционно давали урожай в 30 зерен на каждое посеянное зерно и богарное земледелие северного Ирака, известного как «Верхняя страна».

Южный Ирак во время аккадского периода, похоже, приближался к своему современному уровню осадков, составляющему менее 20 мм (0,8 дюйма) в год, в результате чего сельское хозяйство полностью зависело от орошения. До аккадского периода прогрессирующее засоление почв, вызванное плохо дренированным орошением, снижало урожайность пшеницы в южной части страны, что приводило к переходу на более солеустойчивый ячмень выращивание. Городское население там достигло пика уже к 2600 г. до н.э., и демографическое давление было высоким, что способствовало росту милитаризма, очевидному непосредственно перед аккадским периодом (как видно из Стелы стервятников из Эаннатум ). Война между городами-государствами привела к сокращению населения, от которого Аккад дал временную передышку. Именно такая высокая продуктивность сельского хозяйства на юге привела к росту самой высокой плотности населения в мире в то время, что дало Аккаду его военное преимущество.

Морская раковина мурекса, носящая имя Римуш, царь Киша, ок. 2270 г. до н.э., Лувр, торговали с побережья Средиземного моря, где ханаанеи использовали его для изготовления пурпурной краски.

уровень грунтовых вод в этом регионе был очень высокий и регулярно пополняется - зимними штормами в верховьях Тигра и Евфрата с октября по март и от таяния снега с марта по июль. Уровни наводнения, которые были стабильными примерно с 3000 до 2600 г. до н.э., начали падать, и к аккадскому периоду были на полметра или метра ниже, чем было записано ранее. Несмотря на это, равнинная местность и погодные условия сделали наводнение более непредсказуемым, чем в случае с Нилом; серьезные наводнения, по-видимому, были обычным явлением, требующим постоянного обслуживания ирригационных каналов и дренажных систем. Фермеры набирались в полки для этой работы с августа по октябрь - период нехватки Продовольствия - под городской городской властей, таким образом действуя как форма пособия по безработице. Гвендолин Лейк предположила, что это была первоначальная работа Саргона для короля Киша, что дало ему опыт в организации больших групп людей; табличка гласит: «Саргон, царь, которому Энлиль не позволял соперничать - перед ним ежедневно ели хлеб 5400 воинов».

Урожай собирали поздней весной и в засушливые летние месяцы. Кочевники амориты с северо-запада пасли свои отары овец и коз, чтобы пастись на растительных остатках и получать воду из реки и оросительных каналов. Платить налогом в храмах шерстью, мясом, молоком и сыром, которые распространять эти продукты бюрократии и духовенства. В хорошие годы все шло хорошо, но в плохие годы диких зимних пастбищ не хватало, кочевники старались пасти свои стада на зерновых полях, что приводило к конфликтам с фермерами. Похоже, что субсидирование южного населения за счет импорта пшеницы с севера Империи, временно решило эту проблему, и похоже, способствовало экономическому восстановлению и росту населения в этом регионе.

Внешняя торговля

Расположение чужих земель для месопотамцев, включая Элам, Маган, Дилмун, Мархаши и Мелухха.

В результате у Шумера и Аккада был избыток сельскохозяйственных продуктов, но не хватало почти всего остального, особенно металлической руды, древесины и строительного камня, которые приходилось импортировать. Распространение аккадского государства до «серебряной горы» (возможно, Таврских гор ), «кедров» Ливана и медных месторождений Магана было мотивировано достижением цели контроля над импортом. Одна табличка гласит:

«Саргон, царь Киша, одержал победу в тридцати четырех сражениях (над городами) до края моря (и) разрушил их стены. Он создал корабли из Мелухи, корабли из Магана (и) корабли из Дильмуна пришвартовываются у набережной Агаде.Царь Саргон простерся ниц перед (богом) Даганом (и) с мольбой ему; (и) он (Даган) ему далекую землю, а именно Мари, Ярмути, (и) Эблу, до Кедрового леса (и) до Серебряной Горы »

— Надпись Саргона из Аккад (ок. 2270) –2215 гг. До н. Э.)

Международная торговля развивалась в аккадский период. Отношения между Индией и Месопотамией, похоже, также расширились: Саргон Аккадский (около 2300 или 2250 г. до н.э.), был первым месопотамским правителем, который прямо указал на регион Мелухха, которая обычно понимается как Белуджистан или Индус область.

Культура

Аккадское искусство

Победа Насирии Стела Нарам -Сина Солдат с мечом, обнаженные пленники, на стеле Насирии Нарам-Сина.

В искусстве большое внимание уделялось царям династии, наряду с многим, что продолжалось ранее в шумерском стиле. Изобразительное искусство. Немного архитектуры осталось. В больших и малых работах, таких как печать, степень реализма была значительно увеличена, но печати показывают «мрачный мир жестоких конфликтов, опасностей и неопределенности, мир, в котором человек подвергается апелляции к непостижимым действиям далеких времен». и страшные божества, которому он должен служить, но не может любить. Это мрачное настроение... осталось характерным для месопотамского искусства... "

Аккадская скульптура отличается тонкостью и реалистичностью, что свидетельствует о явном прогрессе по сравнению с предыдущий период шумерского искусства.

Печати

Аккадцы использовали изобразительное искусство как средство идеологии. Они разработали новый стиль для цилиндрических печатей, повторно используя традиционные украшения с животными, но организовав их вокруг надписей, которые часто становились центральными частями макета. Фигуры также стали более скульптурными и натуралистичными. Были также включены новые элементы, особенно в отношении богатой аккадской мифологии.

Язык

Табличка на аккадском языке с записью домашних животных, Бисмая, правление Шар-кали-шарри, ок. 2100 г. до н.э., глина - Музей Восточного института, Чикагский университет

В течение 3-го тысячелетия до нашей эры между шумерами и аккадцами возник очень тесный культурный симбиоз, который включал широко распространенное двуязычие. Влияние шумерского языка на аккадский (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексических заимствований в массовом масштабе до синтаксической, морфологической и фонологической конвергенции. Это побудило ученых называть шумерский и аккадский языки в третьем тысячелетии sprachbund. Аккадский постепенно вытеснил шумерский как разговорный язык где-то около 2000 г. до н.э. (точная датировка является предметом споров), но шумерский продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии до I века нашей эры.

Поэт-жрица Энхедуанна

Энхедуанна, дочь Саргона Аккадского, около 2300 г. до н.э.

Шумерская литература продолжала развиваться и в аккадский период. Энхедуанна, «жена (шумерская плотина = верховная жрица) Нанны [шумерского бога луны] и дочь Саргона» из храма Сина в Уре, которая жила ок. 2285–2250 гг. До н.э. - первый в истории поэт, имя которого известно. Среди ее известных произведений - гимны богине Инанне, Возвышение Инанны и Ин-нин са-гур-ра. Третья работа, Храмовые гимны, сборник особых гимнов, обращается к священным храмам и их обитателям, божеству, которому они были посвящены. Произведения этого поэта значительны, потому что, хотя они начинаются с использования третьего лица, они переходят на голос самого поэта от первого лица и знаменуют собой значительный прогресс в использовании клинописи. Как поэт, принцесса и жрица, она была человеком, который, согласно Уильяму У. Халло, «устанавливал стандарты во всех трех своих ролях на протяжении многих последующих столетий»

В ликовании Инанны,

Энхедуанна изображает Инанну как дисциплинирующую человечество богиню битвы. Таким образом, она объединяет качества воинственной аккадской Иштар и более нежной шумерской богини любви и плодородия. Она сравнивает Инанну с большой грозовой птицей, которая нападает на меньших богов и заставляет их улетать, как удивленных летучих мышей. Затем, вероятно, в самой интересной части гимна, Энхедуанна выходит вперед от первого лица, чтобы декламировать свои прошлые славы, подтверждая свое доверие и объясняя свое нынешнее положение. Она была изгнана как верховная жрица из храмов в городе Ур и из Урука и сослана в степь. Она умоляет лунного бога Нанну заступиться за нее, потому что город Урук под властью Лугаланна восстал против Саргона. Мятежник Лугаланн даже разрушил храм Эанна, один из величайших храмов древнего мира, а затем заступился за свою невестку.

Проклятие Аккада

Богиня Иштар на аккадской печати, 2350–2150 гг. до н.э.

Более поздние материалы описывают, как падение Аккада произошло из-за нападения Нарам-Сина на город Ниппер. По подсказке парой зловещих оракулов царь разграбил храм E -кур, предположительно защищенный богом Энлилем, главой пантеона.. В результате этого восемь главных божеств ануннаков пантеона должны были собраться вместе и лишить Аккада своей поддержки.

Впервые с тех пор, как были построены и основаны города,
Великие сельскохозяйственные угодья не давали зерна,
Затопленные районы не давали рыбы,
Орошаемые сады не производили ни сиропа, ни вина,
Собранные облака не давали дождя, масгурум не рос.
В то время масло на один шекель стоило только половину кварты,
Зерно на один шекель стоило только половину кварты....
Они продавались по таким ценам на рынках всех городов!
Тот, кто спал на крыше, умер на крыше,
Тот, кто спал в доме, не имел захоронения,
Люди мучились от голода.

Цари Аккада были легендарными среди более поздних месопотамских цивилизаций, Саргон считался прототипом сильного и мудрого лидера, а его внук Нарам -Син считался злым и нечестивым лидером (Unheilsherrscher в анализе Ганса Густава Гютербока ), который разрушил его королевство.

Технология

Черный -белая фотография статуи, состоящей из круглого пьедестала с надписью, на вершине которого сидит сидящая обнаженная мужская фигура, от которой сохранились только ноги и нижняя часть туловища В натуральную величину Статуя Бассетки периода правления Нарам-Сина из Аккада с надписью, упоминающей строительство храма в Аккаде. Национальный музей Ирака

Таблицы тех периодов гласят: «(С самых ранних дней) никто не делал статуи из свинца, (но) Римуш, король Киша, имел статую самого себя, сделанную из свинца. Она стояла перед Энлилем и рассказывала его (Римуша) добродетели иду богов ». Медная статуя бассетки, отлитая методом потерянного воска, свидетельствует о высоком уровне мастерства, достигнутого мастерами в аккадский период.

Достижения

Империю связывали дороги, по которым действовала регулярная почта. Глиняные печати, заменившие марки, носят имена Саргона и его сына. Кадастровая съемка, по-видимому, также была проведена, и в одном из документов, относящихся к ней, говорится, что некий Уру-Малик, имя которого, судя по всему, указывает на его ханаанское происхождение, был правителем земли амореев, или Амурру, как полукочевые люди Сирии и Ханаана назывались по-аккадски. Вероятно, первая коллекция астрономических наблюдений и земных знамений была сделана для библиотеки, основанной Саргоном. Самые ранние «названия лет», согласно которым каждый год правления царя был назван в честь значительного события, совершенного этим царем, датируются периодом правления Саргона. Списки этих «названий лет» отныне стали календарной системой, используемой в большинстве независимых месопотамских городов-государств. В Ассирии, однако, годы стали называться в честь ежегодного председательствующего лимму чиновника, назначаемого царем, а не для какого-то события.

См. Также

  • icon Портал Азии

Примечания

Библиография

  • Ливерани, Марио, изд. (1993). Аккад: Первая мировая империя: структура, идеологические традиции. Падуя: Sargon srl. ISBN 978-8-81120-468-8
  • Оутс, Джоан (2004). «Археология в Месопотамии: копаем глубже в Телль-Браке». 2004 Археологическая лекция Альберта Рекитта. В Трудах Британской академии: лекции 2004 г.; Oxford University Press, 2005. ISBN 978-0-19726-351-8.
  • Саллабергер, Вальтер; Westenholz, Aage (1999), Mesopotamien. Akkade-Zeit und Ur III-Zeit, Orbis Biblicus et Orientalis, 160/3, Göttingen: Vandenhoeck Ruprecht, ISBN 978-3-525-53325-3
  • E. А. Спейзер, Некоторые факторы краха Аккада, Журнал Американского восточного общества, т. 72, нет. 3, стр. 97–101, (июль - сентябрь 1952 г.)
  • Зеттлер, Ричард Л. (2003). «Реконструкция мира древней Месопотамии: разделенное начало и целостная история». Журнал экономической и социальной истории Востока. 46 (1): 3–45. doi : 10.1163 / 156852003763504320. JSTOR 3632803.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Аккадской империей.
Последняя правка сделана 2021-06-10 00:05:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте