Таблички Эблы

редактировать
Табличка из архива Части раскопок (Дамасские ворота)

Таблички Эблы являются коллекция из 1800 полных глиняных табличек, 4700 фрагментов и многих тысяч мелких сколов, обнаруженных в архивах дворца древнего города Эбла, Сирия. Таблички были обнаружены итальянским археологом Паоло Маттиа и его командой в 1974–75 годах во время раскопок в древнем городе Телль Мардих. Таблички, которые были найдены in situ на обрушившихся полках, сохранили многие из своих современных глиняных ярлыков, которые помогают ссылаться на них. Все они относятся к периоду с. 2500 г. до н.э. и разрушение города ок. 2250 г. до н.э. Сегодня таблички хранятся в музеях сирийских городов Алеппо, Дамаск и Идлиб.

Содержание

  • 1 Открытия и археологический контекст
  • 2 Язык
  • 3 Содержание и значение
    • 3.1 Библейская археология
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Открытия и археологический контекст

Таблички были обнаружены там, где они упали, когда их деревянные полки сгорели в последнем пожаре "Дворца G". Архив хранился аккуратно в двух маленьких комнатах рядом с большим залом для аудиенций (с приподнятым помостом на одном конце); в одном хранилище хранились только бюрократические экономические записи на характерных круглых табличках, в другом, более просторном помещении, хранились ритуальные и литературные тексты, включая педагогические тексты для обучения молодых писцов. Многие из табличек ранее не обжигались, но когда все были сохранены огнем, разрушившим дворец, их способ хранения позволил обжечь их почти так же тщательно, как в печи : они хранились в вертикальном положении на частично утопленных деревянных полках, лицевыми частями наружу, наклоненными назад под углом, так что incipit каждой таблетки можно было сразу увидеть, и отделенные друг от друга фрагментами обожженной глины. Горящие полки покрылись блинчиками - они рухнули на место и сохранили порядок табличек.

Язык

В письмах на табличках появились два языка: шумерский и ранее неизвестный язык, на котором использовалось сумерийское клинопись (шумерские логограммы или «шумерограммы ») как фонетическое представление местного языка эбла. Последний алфавит был первоначально идентифицирован как протоханаанский профессором Джованни Петтинато, который первым расшифровал таблички, поскольку он предшествовал семитским языкам в Ханаане., например угаритский и иврит. Позже Петтинато отказался от обозначения и решил назвать его просто «Эблайт », под которым он известен сегодня.

Чисто фонетическое использование шумерских логограмм знаменует собой важный шаг вперед в история написания. Из более ранней системы, разработанной шумерскими писцами, использующей смешанное использование логограмм и фонетических знаков, писцы в Эбле использовали уменьшенное количество знаков из существующих систем полностью фонетически, что является самым ранним примером транскрипции (перевод звуки в системе, изобретенной для другого языка) и важный шаг к упрощению "дружелюбия с читателем ", который обеспечит более широкое распространение грамотности во дворцах, храмах и торговцах.

Содержание и значение

Таблички предоставляют обширную информацию о Сирии и Ханаане в раннем бронзовом веке и включают первые известные ссылки на "" Хананеи "," Угарит "и" Ливан ". Содержание табличек показывает, что Эбла была крупным торговым центром. Основное внимание уделялось экономическим отчетам, инвентарным спискам коммерческих и политических отношений Эблы с другими левантийскими городами, а также журналам импортной и экспортной деятельности города. Например, они показывают, что Эбла произвела ассортимент сортов пива, в том числе одно, которое, кажется, названо «Эбла», для города. Эбла также отвечала за разработку сложной системы торговых сетей между городами-государствами на севере Сирии. Эта система объединила регион в коммерческое сообщество, о чем ясно свидетельствуют тексты.

Существуют списки царей для города Эбла, королевские указы, указы, договоры. В географических справочниках перечислены географические названия, включая версию стандартизированного списка географических названий, который также был найден в Абу Салабих (возможно, древний Эреш ), где он был датирован ок. 2600 г. до н.э. Художественные тексты включают гимны и обряды, былины, пословицы.

Многие таблички включают в себя шумерские и эблаитские надписи с вариантами трех основных двуязычных списков слов, контрастирующих слова на двух языках. Эта структура позволила современным ученым уточнить свое понимание шумерского языка, который в то время еще оставался живым, потому что до открытия корпуса табличек не существовало двуязычных словарей шумерского и других языков, оставляя произношение и другие фонетические аспекты язык неясен. Единственные таблички в Эбле, написанные исключительно на шумерском языке, - это лексические списки, вероятно, для использования при обучении писцов. Архивы содержат тысячи тетрадей, списков для изучения соответствующего жаргона и блокнотов для студентов, демонстрирующих, что Эбла был крупным образовательным центром, специализирующимся на обучении писцов. На полке отдельно со словарями были также слоговые шумерские слова с их произношением на эблаите.

Библейская археология

Применение текстов Эбла к определенным местам или людям в Библии вызвало разногласия, сосредоточенные на том, ссылаются ли таблички на и, таким образом, подтверждают, существование Авраама, Давида и Содома и Гоморры среди других библейских ссылок. Сенсационные заявления были сделаны Джованни Петтинато и сопровождались задержками в публикации полных текстов, что вскоре переросло в беспрецедентный академический кризис. Политический контекст современного арабо-израильского конфликта также добавил огня дебатам, превратив их в дебаты о «доказательствах» сионистских притязаний на Палестину.

Однако большая часть первоначального ажиотажа в СМИ по поводу предполагаемых связей эблаитов с Библией, основанного на предварительных догадках и предположениях Петтинато и других, теперь широко осуждается, поскольку вызвана «исключительными и необоснованными утверждениями» и «большим количеством дезинформации, просочившейся в общественные ". Сегодняшний консенсус состоит в том, что роль Эблы в библейской археологии, строго говоря, минимальна.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 05:34:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте