Саргон Аккадский

редактировать
Основатель Аккадской Империи
Саргон Аккадский. 𒊬𒊒𒄀
Саргон Аккадский на своей победной стеле. jpg Саргон Аккадский на своей победной стеле, с вертикальной надписью «Царь Саргон» (𒊬𒊒𒄀 Šar-ru-gi lugal) перед ним.
Царь Аккадский Империя
Правлениеок. 2334–2284 гг. До н.э. (MC )
ПреемникРимуш
СупругаТашлультум
ВыпускМаништушу, Римуш, Энхедуанна, Ибарум, Абайш-Такал
Династия Аккадский (саргонский)
ОтецЛаибум

Саргон Аккадский (; аккадский : 𒊬𒊒𒄀 Šar-ru-gi), также известный как Саргон Великий, был первым правителем Аккадской империи, известного его завоевания шумерских городов-государств в 24–23 веках до нашей эры. Иногда его называют первым человеком в письменной истории, который правил империя.

Он был основателем «саргонской» или «древнеаккадской» династии, правившей около столетия после его смерти до завоевания Шумера кутами. шумерский царь list делает его виночерпием царя Ур-Забабы из Киша. Его не следует путать с Саргоном I, более поздний царь древнеассирийского периода.

Считается, что его империя включать большую часть Месопотамии, части Леванта, помимо вторжений на хурритов и эламитов территории, правящие с его (археологически как пока не установлена) столица, Аккад (также Агаде).

Саргон появляется как легендарная фигура в неоассирийской литературе VIII-VII веков до нашей эры. Таблички с фрагментами легенды о рождении Саргона были найдены в Библиотеке Ашшурбанипала.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Хронология
  • 3 Историография
    • 3.1 Надпись в Ниппуре
      • 3.1.1 Завоевание Шумера
      • 3.1.2 Завоевание Верхней Месопотамии до Средиземного моря
      • 3.1.3 Завоевание Элама и Мархаши
    • 3.2 Саргонский эпос
    • 3.3 Хроники ранних царей
  • 4 Легенды происхождения
    • 4.1 Шумерская легенда
    • 4.2 Легенда о рождении
  • 5 Семья
  • 6 Наследие
  • 7 Популярная культура
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Имя

Имя аккадское нормализовано как 𒊬𒊒𒄀 (Šar-ru-gi) или 𒊬𒌝𒄀 (Šar-um-GI). Его титулатура - «Саргон, царь Аккада», 𒊬𒊒𒄀 𒈗 𒀀𒂵𒉈𒆠 (Šar-ru-gi lugal a-ga-de3). Позже, во 2-м тысячелетии до н. Э. В древневавилонских табличках, повествующих о легендах о Саргоне, его имя транскрибируется как 𒊬𒊒𒌝𒄀𒅔 (Šar-ru-um-ki-in).

" Царь Саргон »(𒊬𒊒𒄀 𒈗 Šar-ru-gi lugal) на стеле Победы Саргона.

Термины« до-саргонический »и« пост-саргонический »использовались в ассириологии на основе хронологии Набонид до того, как было подтверждено историческое существование Саргона Аккадского. Форма Шарру-укин была известна из ассирийской легенды о саргоне, обнаруженной в 1867 году в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии.

Современное упоминание Саргона, которое, как считается, было найдено на цилиндрической печати Ибни-шарру, высокопоставленного чиновника, служившего под началом Саргона. Иоахим Менант опубликовал описание этой печати в 1877 году, прочитав имя царя как Шегани-шар-лух, и еще не отождествил его с «Саргоном Старшим» (которого отождествляли со старым ассирийским царем Саргон I ).

В 1883 году Британский музей приобрел «головку булавы Шар-Гани-шарри», подаренный по обету подарок, хранящийся в храме Шамаша в Сиппаре. Этот «Шар-Гани» был отождествлен с Саргоном Агаде из ассирийской легенды. Отождествление "Шар-Гани-шарри" с Саргоном было признано ошибочным в 1910-х годах. Шар-Гани-шарри (Шар-Кали-Шарри ), по сути, принадлежит Саргону. правнук, преемник Нарам-Сина.

Не совсем ясно, был ли неоасирийский царь Саргон II был прямо назван в честь Саргона Аккадского, поскольку есть некоторая неуверенность в том, имя должно быть переведено как Шарру-укин или Шарру-кен (у).

Хронология

Карта приблизительных размеров Аккадской империи во время правления внука Саргона, Нарам-Си n Аккада

Первичные источники, относящиеся к Саргону, немногочисленны; основная почти современная ссылка - это то, что в различных версиях Шумерского Царя. Здесь Саргон упоминается как сын садовника, бывшего виночерпия Ур-Забабы из Киша. Он узурпировал королевскую власть у Лугал-заге-си из Урука и перенес его в свой город Аккад. В различных копиях списка королей продолжительность его правления составляет 54, 55 или 56 лет. Известны также многочисленные отрывочные надписи, относящиеся к Саргону.

В абсолютных годах его правление соответствовало бы ок. 2340–2284 гг. До н.э. в средней хронологии. Его преемники до завоевания Шумера кутами также известны как «Саргонская династия», а их правление - как «саргонический период» в истории Месопотамии.

Фостер (1982) утверждал, что чтение 55 лет, поскольку продолжительность правления Саргона фактически была искажением оригинальной интерпретации 37 лет. В более ранней версии списка царей говорится, что правление Саргона длилось 40 лет.

Торкильд Якобсен отметил пункт о том, что отец Саргона был садовником, как пробел, что указывает на его неуверенность в его значении. Ур-Забаба и Лугал-заге-си перечислены как цари, но разделены несколькими дополнительными именованными правителями Киша, которые, похоже, были просто правителями или вассалами Аккадской империи.

Утверждение, что Саргон был Первоначальный основатель Аккада был поставлен под сомнение с обнаружением надписи с упоминанием этого места и датированной первым годом Эншакушанна, которая почти наверняка предшествовала ему. Хроники Вайднера (ABC 19:51) заявляют, что именно Саргон «построил Вавилон перед Аккадом». В Хрониках ранних царей (ABC 20: 18–19) также говорится, что в конце своего правления Саргон «выкопал землю Вавилонской ямы и сделал аналог Вавилона рядом с Агаде». Ван де Миеруп предположил, что эти две хроники могут относиться к гораздо более позднему ассирийскому царю Саргону II из Неоассирийской империи, а не к Саргону из Аккада.

Некоторые из названий годов царствования Саргона сохранены и проливают свет на события его правления, в частности на завоевание прилегающих территорий Симуррум, Элам и Мари и Уру'а, которые считались городом в Эламе :

  1. . Год, в который Саргон отправился в Симуррум
  2. Год, в который Саргон разрушил Уруа
  3. Год, в который был разрушен Уруа
  4. Год, в который Саргон разрушил Элам
  5. Год, в котором Мари был уничтожен
— Известные названия лет царствования Саргона.

Историография

Стела Победы Саргона Стела с Саргоном, возглавляющим процессию «Царь Саргон»
Фрагмент Стелы Победы Саргона, изображающий Саргона с царственным пучок волос, держит булаву и одет в королевское пальто каунакэ с оборками на левой руке. t плечо с большим поясом (слева), сопровождаемый служителем с королевским зонтиком (в центре) и процессией сановников с оружием. Имя Саргона клинописью (аккадский : 𒊬𒊒𒄀 𒈗 Šar-ru-gi lugal «Царь Саргон») слабо появляется перед его лицом. Одежда сравнима с одеждой, изображенной на цилиндрической печати Калки, на которой изображен вероятный брат Саргона. Около 2300 г. до н. Э. Лувр. Известно множество других надписей, связанных с Саргоном.

Саргон стал предметом легендарных рассказов, описывающих его приход к власти из скромных корней и его завоевание Месопотамии в поздней ассирийской и вавилонской литературе. Помимо этих второстепенных и частично легендарных записей, есть много надписей, принадлежащих самому Саргону, хотя большинство из них известно только по гораздо более поздним копиям. В Лувре есть фрагменты двух саргонских победных стел, обнаруженных в Сузах (куда они предположительно были перевезены из Месопотамии в 12 веке до нашей эры ).

Саргон, похоже, способствовал использованию из семитских (аккадских) в надписях. Он часто сначала называет себя «царем Аккада» после города Аккад, который он, по-видимому, основал. Он, по-видимому, принял правление Киш в какой-то момент, а позже и большая часть Месопотамии, называя себя «Саргон, царь Аккада, надзиратель Инанны, царь Киша, помазанник Ану, царь страны [Месопотамии], правитель (энси ) Энлиля ".

. В то время как различные копии списка шумерских царей приписывают Саргону 56, 55 или 54-летнее правление были найдены датированные документы только для четырех разных годов его фактического правления. Названия этих четырех лет описывают его кампании против Элама, Мари, Симуррума (хурритский регион) и Уру'а ( эламский город-государство).

Во время правления Саргона восточно-семитский был стандартизирован и адаптирован для использования с клинописью, ранее использовавшейся в шумерском языке, в то, что теперь известно как "Аккадский язык ". Разработан стиль каллиграфии, в котором текст на глиняных табличках и цилиндрических печатях размещался среди мифологических и ритуальных сцен.

Надпись из Ниппура

Заключенные в сопровождении солдата на победной стеле Саргона Аккадского, около 2300 г. до н.э. Вероятно, с конца правления Саргона. Прическа заключенных (вьющиеся волосы на макушке и короткие волосы по бокам) характерна для шумеров, что также видно на штандарте Ура. Лувр.

Среди наиболее важных источников для правления Саргона - это табличка древневавилонского периода, обнаруженная в Ниппуре во время экспедиции Пенсильванского университета в 1890-х годах. Табличка является копией надписей на постаменте Статуи, воздвигнутой Саргоном в храме Энлиля. Текст был отредактирован Арно Пёбелем (1909) и Леоном Легреном (1926).

Завоевание Шумера

В надписи Саргон именует себя «Саргоном, королем Аккад, надзиратель (машким) Инанны, царь Киша, помазанник (гуда) Ану, царь земли [Месопотамии], правитель (энси) Энлиля ». Он празднует завоевание Урука и поражение Лугалзагеси, которого Саргон привел «в ошейнике к воротам Энлиля»:

«Саргон, царь Аккада, надзиратель Инанна, царь Киш, помазанник Ану, царь страны, правитель Энлиля : он победил город Урук и разрушил его стены, в битве при Уруке он выиграл, взял Лугалзагеси в ходе битвы и повел его в воротнике к воротам Энлиль ".

— Надпись Саргона (древневавилонская копия из Ниппур ).

Саргон затем завоевал Ур и «опустошил» территорию от Лагаша до моря, и оттуда продолжил покорять и разрушать Умма :

«Саргон, царь Агаде, победил Ур в битве, захватил город и разрушил его стены. Он завоевал Энинмар, разрушил его стены, и завоевал его округ и Лагаш до самого моря. Он омыл свое оружие в море. Он победил Ум ма в битве [захватил город и разрушил его стены]. [Саргону], вот [д] земли бог Энлиль [не дал] ри [вал]. Бог Энлиль дал ему [Верхнее море и] [Нижнее (море) ».

— Надпись Саргона. E2.1.1.1

Завоевание Верхней Месопотамии до Средиземного моря

Покорившись (левантийскому богу) Дагану, Саргон завоевал территории Верхней Месопотамии и Леванта, включая Мари, Ярмути (Джармут ?) И Ибла «до Кедрового леса (Аманус ) и до Серебряной горы (Аладаг ?)», Правящий от « верхнее море »(Средиземное море) до« нижнего моря »(Персидский залив).

« Царь Саргон поклонился Дагану в Туттулу. Он (Даган) дал ему (Саргону) Верхнюю Землю: Мари, Ярмути и Эбла, вплоть до Кедрового леса и Серебряных гор »

— Ниппурская надпись Саргона.

Завоевания. Элама и Мархаши

Саргон также утверждает в своих надписях, что он «Саргон, царь мира, завоеватель Элама и Парахшума », двух основных государств к востоку от Шумера. Он также называет различных правителей востока, которых он победил, таких как "Лух-ух-иш-ан, сын Хишибрасини, царь Элама", царь Элама "или" Сидгау, генерал Парахшума », который позже также появляется в надписи Римуш.

Саргон, в общей сложности одержал победу над 34 городами. Корабли из Мелуххи, Магана и Дилмуна стояли на якоре в его столице Аккаде.

Он принимал придворную или постоянную армию численностью 5400 человек. люди, которые «ежедневно ели хлеб перед ним».

Саргон Эпос

Цилиндрическая печать писца Калки, изображающая князя Убил-Эштара, вероятного брата Саргона, с сановниками (впереди лучник, два сановника, и писец, держащий табличку вслед за принцем). Надпись: «Обил-Аштар, брат царя: писец КАЛ-КИ, (является) его слугой».

Группа из четырех вавилонских текстов, обобщенных как «Sargon Epos» или Res Gestae Sargonis, показывает Саргона как военачальник спрашивает совета у многих подчиненных перед походом. Повествование о Саргоне, герое-завоевателе, происходит при дворе Саргона в кризисной ситуации. Саргон обращается к своим воинам, восхваляя добродетель героизма, и лекцию придворного о славе, достигнутой военачальником, повествование о походе Саргона в далекую страну Ута-распаштим, включая рассказ о " затемнение Солнца "и завоевание земли Симуррум, и заключительная речь Саргона, перечисляющая свои завоевания.

аккадский чиновник в свите Саргона Аккадского, держащий топор

Повествование царя битвы рассказывает о кампании Саргона против анатолийского города Пурушанда, чтобы защитить своих торговцев. Были найдены версии этого повествования как на хеттском, так и на аккадском языках. Хеттская версия сохранилась в шести фрагментах, аккадская версия известна из нескольких рукописей, найденных в Амарне, Ассуре и Ниневии. Повествование является анахронизмом, изображающим Саргона в среде XIX века. В том же тексте упоминается, что Саргон пересек Западное море () и оказался в Куппара, что некоторые авторы интерпретировали как аккадское слово для Кефтиу, древнего региона, обычно связанного с Критом или Кипром..

Голод и война угрожали империи Саргона в последние годы его правления. В «Хрониках ранних царей» сообщается, что в последние годы его господства повсюду вспыхнули восстания:

Позже, в его [Саргоне] преклонном возрасте, все земли восстали против него, и они осадили его в Аккаде; и Саргон пошел дальше на битву и победил их; он завершил их свержение, а их обширное войско уничтожил. После этого он своей мощью напал на землю Субарту, и они подчинились его оружию, и Саргон уладил это восстание и победил их; он завершил их свержение, и их многочисленное войско он уничтожил, и он привел их владения в Аккад. Он удалил землю из траншей Вавилона, а границы Аккада он сделал такими же, как и в Вавилоне. Но из-за зла, которое он совершил, великий владыка Мардук разгневался и истребил свой народ голодом. От восхода солнца до захода солнца они противостояли ему и не давали ему покоя.

A. Лео Оппенгейм переводит последнее предложение как «С Востока на Запад он [то есть Мардук] отчуждал (их) от него и причинял (ему в качестве наказания) то, что он не мог отдохнуть (в своей могиле)».

Хроники ранних королей

Заключенный в клетке, вероятно, король Лугалзагеси из Урука, получивший удар булавой по голове Саргоном из Аккада. Стела победы Аккадской империи около 2300 г. до н.э. Лувр.

Вскоре после захвата Шумера Саргон предпринял серию кампаний по покорению всего Плодородного полумесяца. Согласно Хроникам ранних царей, более позднему вавилонскому историографическому тексту:

[Саргон] не имел ни соперников, ни равных. Его великолепие распространилось по землям. Он пересек море на востоке. На одиннадцатом году он завоевал западную землю до самой дальней точки. Он подчинил это одной власти. Он установил там свои статуи и переправил добычу с запада на баржах. Он размещал своих придворных чиновников с интервалом в пять двойных часов и единогласно управлял племенами земель. Он двинулся в Казаллу и превратил Казаллу в груду руин, так что не осталось даже места для птицы.

На востоке Саргон победил четырех лидеров Элама во главе с царем Авана. Их города были разграблены; правители, наместники и короли Сузы, Варанше и соседних областей стали вассалами Аккада.

Легенды происхождения

Шумерские легенды

Шумерский легенда о Саргоне содержит легендарное повествование о приходе Саргона к власти. Это старая версия ранее известной ассирийской легенды, обнаруженная в 1974 году в Ниппуре и впервые отредактированная в 1983 году.

Существующие версии неполны, но сохранившиеся фрагменты называют отца Саргона Лаибум. После лакуны текст переходит к Ур-Забабе, царю Киша, который пробуждается после сна, содержание которого не раскрывается на оставшихся в живых. часть планшета. По неизвестным причинам Ур-Забаба назначает Саргона своим виночерпием. Вскоре после этого Ур-Забаба приглашает Саргона в свои покои, чтобы обсудить сон Саргона, связанный с покровительством богини Инанны и потоплением Ур-Забабы богиней. Глубоко напуганный, Ур-Забаба приказывает убить Саргона руками Белиш-тикала, главного кузнеца, но Инанна препятствует этому, требуя, чтобы Саргон остановился у ворот из-за того, что он «загрязнен кровью». Когда Саргон возвращается в Ур-Забабу, царь снова напуган и решает отправить Саргона к королю Лугал-заге-си из Урука с посланием на глиняной табличке с просьбой убить Саргон. На этом легенда обрывается; предположительно, отсутствующие разделы описывают, как Саргон становится царем.

История рождения Саргона, начало 2-го тысячелетия до нашей эры.

Часть толкования царского сна имеет параллели с библейской историей Иосифа, часть письма со смертным приговором перевозчика имеет сходство с греческой историей Беллерофонта и библейской историей Урии.

Легенда о рождении

Иллюстрация к ассирийской легенде Саргона (1913): Молодой Саргон, работающий садовником, посещается Иштар, «окруженной облаком голубей».

Неоассирийский текст VII века до н.э., якобы автобиография Саргона, утверждает, что великий царь был внебрачный сын жрицы. Известно только начало текста (первые два столбца) по фрагментам трех рукописей. Первые фрагменты были обнаружены еще в 1850 году. Рождение Саргона и его раннее детство описаны так:

Моя мать была верховной жрицей, моего отца я не знал. Братья моего отца любили холмы. Мой город Азупирану, он расположен на берегу Евфрата. Моя мать-верховная жрица зачала меня, втайне родила меня. Она посадила меня в корзину с тростником, запечатав крышку битумом. Она бросила меня в реку, которая поднималась надо мной. Река подняла меня и понесла к Акки, водоприемнику. Акки, рисовальщик воды, принял меня как своего сына и вырастил меня. Акки, рисовальщик воды, назначил меня своим садовником. Когда я был садовником, Иштар даровала мне свою любовь, и в течение четырех и... лет я занимал царское положение.

Сходства между легендой о рождении Саргона и другими разоблачениями о рождении младенцев в древней литературе, включая Моисей, Карна и Эдип были отмечены психоаналитиком Отто Ранком в его книге 1909 года Миф о рождении Герой. Легенда была также подробно изучена Брайаном Льюисом и сравнена со многими различными примерами мотива раскрытия рождения младенца, обнаруженными в европейских и азиатских сказках. Он обсуждает возможную форму архетипа, уделяя особое внимание легенде о Саргоне и рассказу о рождении Моисея. Джозеф Кэмпбелл также сделал такие сравнения.

Саргон. также является одним из многих предположений относительно личности или вдохновения библейского Нимрода. Юинг Вильгельм (1910) предложил Саргона на основе его объединения вавилонян и неоасирийской легенды о рождении. Игаль Левин (2002) предположил, что Нимрод был воспоминанием Саргона и его внука Нарам-Сина, от которого произошло имя «Нимрод».

Семья

Генеалогическое древо Саргона Аккадского

Нам известно имя главной жены Саргона, царицы Ташлультум, и многих его детей. Его дочь Энхедуанна была жрицей, сочинявшей ритуальные гимны. Многие из ее работ, в том числе «Возвышение Инанны, использовались в течение столетий после этого. Саргон наследовал его сын Римуш ; после смерти Римуша царем стал другой сын, Маништушу. Маништушу наследовал его собственный сын, Нарам-Син. Известны два других сына, Шу-Энлиль (Ибарум) и Илабаис-такал (Абаиш-Такал).

Наследие

Энхедуанна, дочь Саргона.

Саргона из Аккада иногда называют первым человеком в записанной истории, который правил империей (в смысле центрального правительства нескольких -этническая территория), хотя более ранние шумерские правители, такие как Лугал-заге-си, могли иметь аналогичные претензии. Его правление также знаменует историю семитских империй на Древнем Ближнем Востоке, которая после неошумерского перерыва (21-20 вв. До н.э.) продолжалась почти пятнадцать веков до Ахеменидское завоевание после 539 г. до н.э. Битва при Описе.

Саргон считался образцом для месопотамских царей в течение примерно двух тысячелетий после его смерти. Ассирийские и вавилонские цари, основавшие свои империи в Месопотамии, считали себя наследниками империи Саргона. Саргон действительно мог ввести понятие «империя», как оно понималось в более поздний ассирийский период; в неоассирийском Саргонском тексте, написанном от первого лица, Саргон бросает вызов более поздним правителям «управлять черноголовым народом» (т.е. коренным населением Месопотамии), как он это делал. Важным источником «саргонских героев» в устной традиции позднего бронзового века является средний хеттский (15 век до н.э.) запись хурро-хеттской песни, в которой Саргон и его непосредственные преемники называются «обожествленными». королей »(šarrena).

Саргон разделил свое имя с двумя более поздними месопотамскими царями. Саргон I был царем древнеассирийского периода, предположительно названного в честь Саргона Аккадского. Саргон II был неоассирийским царем, названным в честь Саргона из Аккада; именно этого царя имя было переведено как Саргон (סַרְגוֹן) в еврейской Библии (Исайя 20: 1).

Нововавилонский царь Набонид проявил большой интерес к истории династии Саргонидов и даже провел раскопки дворцов Саргона и его преемников.

Популярная культура

Битва между шумерами (слева) и семитами под предводительством Саргона, вооруженных луками и стрелами. Реконструкция 20 века.

Хотя исторически неточны и сверхъестественны по своей природе, Царь Скорпионов: Восстание воина (2008) показывает Саргона Аккадского как кровожадный командующий армией, использующий черную магию. Он был главным злодеем фильма, его сыграл американский актер и боец ​​смешанных единоборств Рэнди Кутюр. Это один из немногих фильмов, если не единственный, в котором изображен Саргон.

Двадцатый эпизод второго сезона Star Trek оригинального сериала Return to Tomorrow показывает древнего телепатического инопланетянина по имени Саргон, который когда-то правил могучей империей..

Так называемая «Маска Саргона» после реставрации в 1936 году. Заплетенные в косы волосы и королевский пучок, напоминающие головные уборы Мескаламдуга, Эаннатум или Ишки-Мари особенно заметны. По стилистическим соображениям, теперь считается, что это изображение внука Саргона Нарам-Сина, а не самого Саргона.

См. Также

  • значок Азиатский портал
Викискладе есть материалы, связанные с Саргон Аккадский.

Заметки

Ссылки

  • Олбрайт, В.Ф., Вавилонский географический трактат о Саргоне империи Аккада, Журнал Американское восточное общество (1925).
  • Бачварова, Мэри Р., «Саргон Великий: от истории к мифу», глава 8 в: От хеттов до Гомера: анатолийские предпосылки древнегреческого эпоса », Кембриджский университет Press (2016), 166–198.
  • Больё, Поль-Ален и др. Спутник Древнего Ближнего Востока. Blackwell, 2005.
  • Ботсфорт, Джордж У., изд. «Правление Саргона». Справочник по древней истории. Нью-Йорк: Макмиллан, 1912.
  • Купер, Джерролд С. и Вольфганг Хеймпель. «Шумерская легенда о саргоне». Журнал Американского восточного общества, Vol. 103, № 1, (январь – март 1983 г.)
  • Фостер, Бенджамин Р., Эпоха Аккада. Изобретая Империю в Древней Месопотамии, Рутледж, 2016.
  • Фрейн, Дуглас Р. «Саргонический и кутианский период». Королевские надписи Месопотамии, Vol. 2. University of Toronto Press, 1993.
  • Gadd, C.J. «Династия Агаде и вторжение кутиев». Кембриджская древняя история, ред. изд., т. 1, гл. 19. Cambridge Univ. Press, 1963.
  • Гласснер, Жан-Жак. Месопотамские хроники, Атланта, 2004.
  • Грейсон, Альберт Кирк. Ассирийские и вавилонские хроники. Дж. Дж. Огюстен, 1975; Eisenbrauns, 2000.
  • Якобсен, Торкилд, Список шумерских царей, Ассириологические исследования, № 11, Чикаго: Восточный институт, 1939.
  • Король, LW, Хроники раннего вавилона Kings, II, London, 1907, pp. 87–96.
  • Kramer, S. Noah. Шумеры: их история, культура и характер, Чикаго, 1963.
  • Крамер, С. Ноа. История начинается в Шумере: тридцать девять "первых" в зарегистрированной истории. Univ. of Pennsylvania Press, 1981.
  • Льюис, Брайан. Легенда о Саргоне: изучение аккадского текста и рассказа о герое, разоблаченном при рождении. Серия диссертаций американских школ восточных исследований, № 4. Кембридж, Массачусетс: Американские школы восточных исследований, 1984.
  • Лакенбилл, Д.Д., На первых строках легенды о Саргоне, Американский журнал семитских языков and Literatures (1917).
  • Postgate, Nicholas. Ранняя Месопотамия: общество и экономика на заре истории. Routledge, 1994.
  • Roux, G. Древний Ирак, Лондон, 1980.
  • Саллабергер, Вальтер; Westenholz, Aage (1999), Mesopotamien. Akkade-Zeit und Ur III-Zeit, Orbis Biblicus et Orientalis, 160/3, Göttingen: Vandenhoeck Ruprecht, ISBN 978-3-525-53325-3
  • Шомп, Вирджиния. Древняя Месопотамия. Франклин Уоттс, 2005. ISBN 0-531-16741-0
  • Ван де Миерооп, Марк. История Древнего Ближнего Востока: ок. 3000–323 гг. До н. Э. Блэквелл, 2006, ISBN 978-1-4051-4911-2.
  • Ван де Миеруп, Марк, Клинописные тексты и написание истории, Routledge, 1999.

.

Регламентские титулы
Предшественник. Ур-Забаба Царь Киш. ? - 2284 г. до н.э. (середина )Преемник. Римуш
Предшествующий. Лугал-Заге-Си Король Урука, Лагаш и Умма. ок. 2340–2284 гг. До н.э. (средний )
Новый титулЦарь Аккада. ок. 2340–2284 г. до н.э. ( средний )
Предшественник. Лух-ишан Аван Повелитель Элама. ок. 2340–2284 г. до н.э. (средний )

Последняя правка сделана 2021-06-07 02:58:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте