Аль-Лат

редактировать
доисламская арабская богиня
Аль-Лат
Богиня войны, мира, битвы и процветания
Аллат Пальмира РГЗМ 3369.jpg Аль-Лат с пальмовой ветвью и львом из храма Баальшамин в Пальмире, первый век нашей эры. Дамаск, Сирия
Главный культовый центрПальмира, Таиф, Ирам
СимволЛев, газель, полумесяц, кубическая скала
РегионАравия
Личная информация
Братья и сестрыАль-Узза, Манат
Консорт
ДетиДушара (набатейская традиция)
Эквиваленты
греческий эквивалентАфина
римский эквивалентМинерва
Ханаанский эквивалентАстарта, Атаргатис
Карфагенский эквивалентАллату

Аль-Лат (арабский : اللات, романизированный : Аль-Лат, произносится ), также пишется Аллат , Аллату и Алилат - доисламская арабская богиня, которой поклонялись в различных ассоциациях на всем полуострове, включая Мекку, где ей поклонялись вместе с Манатом и ал-Уззой. Слово Аллат или Эйлат использовалось для обозначения различных богинь на древнем Ближнем Востоке, в том числе богиня Ашера-Атират.

Аль-Лат была засвидетельствована в 185>южно-арабские надписи как лат и латан , но она была более известна в северной Аравии и Хиджаз, и ее культ достиг даже Сирия. Авторы сафаитского письма часто ссылались на аль-Лат в своих надписях. Ей также поклонялись набатеи, и она была связана с ал-Уззой. Присутствие ее культа было засвидетельствовано как в Пальмире, так и в Хатре. Под влиянием греко-римского в ее иконографии стали проявляться атрибуты Афины, греческой богини войны, а также ее римского эквивалента Минервы..

Согласно исламским источникам, племя Бану Сакиф в Таиф особенно почитало ее. В исламской традиции ее поклонение закончилось, когда ее храм в Таиф был снесен по приказу Мухаммада.

Содержание

  • 1 Этимология и имя
  • 2 Свидетельства
    • 2.1 Доисламская эпоха
    • 2.2 Исламская традиция
      • 2.2.1 Коран и сатанинские стихи. Случай
      • 2.2.2 Легенда «Точильщика»
  • 3 Мифологическая роль
  • 4 Иконография
  • 5 Актуальность в современном мире
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Этимология и имя

Там есть две возможные этимологии имени ал-Лат. Средневековые арабские лексикографы получили название от глагола латта (смешивать или замешивать ячменную муку). Он также был связан с «идолом ревности», воздвигнутым в Иерусалимском храме согласно Книге Иезекииля, который был принесен в жертву ячменной мукой мужем, подозревавшим свою жену в неверности. Из Книги идолов ал-Калби можно сделать вывод, что аналогичный ритуал практиковался поблизости от изображения ал-Лата. Другая этимология считает аль-Лат женской формой Аллаха. Возможно, первоначально она была известна как Хал-Чилат, основываясь на свидетельстве Геродота о богине как о Алилат.

Аль-Лат использовался в качестве титула для богини Ашера или Атират. Это слово родственно Элат, которое было именем жены семитского божества Эль. Западно-семитская богиня, созданная по образцу месопотамской богини Эрешкигаль, была известна как Аллатум, а в Карфагене она была признана Аллату.

Аттестациями

До- Исламская эпоха

Ал-Лат упоминалась как Алилат греческим историком Геродотом в его работе 5-го века до нашей эры Истории, и она считалась эквивалентом Афродита (Афродита Урания ):

ассирийцы называют Афродиту Милитта, аравийцы Алилат [греческое написание: Ἀλιλάτ], а Персидяне Митра.

Согласно Геродоту, древние аравийцы верили только в двух богов:

Статуя аль-Лат-Афина, найденная в храме Аль-Лат, Пальмира. Археологический музей Пальмиры Статуя аль-Лат-Минервы II века нашей эры из Ас-Сувайда, Сирия. Национальный Музей Дамаска

Они не верят ни в каких других богов, кроме Диониса и Небесной Афродиты; и они говорят, что носят свои волосы, как Дионис, обрезая их вокруг головы и сбривая виски. Они зовут Диониса, Оротальт ; и Афродита, Алилат.

Аль-Лат широко поклонялись в северной Аравии, но в южной Аравии она не пользовалась популярностью и не была объектом организованного культа, с двумя амулеты (с надписью «Лат» на одном, «Латан» - на другом) - единственное свидетельство того, что этой богине поклонялись в этом районе. Однако, похоже, она была популярна среди арабских племен, граничащих с Йеменом. Она также была засвидетельствована в восточной Аравии ; имя Таймаллат (теофорическое имя, взывающее к богине) засвидетельствовано как имя человека из Герры, города, расположенного в этом регионе.

Из Сафаитика и Хисмейские надписи, вероятно, ей поклонялись как Лат (lt). В сафаитских надписях к аль-Лат взывали для уединения и милосердия, а также для обеспечения благополучия, покоя и процветания. Путешественники взывали к ней о хорошей погоде и защите. Ее также вызывали для мести, добычи в результате набегов и причинения слепоты и хромоты любому, кто испортил их надписи.

Кедариты, конфедерация северных арабских племен, похоже, также поклонялись ал-Лат, о чем свидетельствует серебряная чаша, посвященная кедаритскому царю, с начертанным на ней именем богини.

набатеи и народ Хатры также поклонялись аль-Лат, отождествляя ее с греческими богинями Афиной и Тихе и римской богиней Минервой. Ее часто называют «Великой Богиней» по-гречески в многоязычных надписях. Набатеи считали аль-Лат матерью божеств, и ее семейные отношения разнятся; иногда она считается супругой Душары, а иногда - матерью Душары. Набатейские надписи называют ее и аль-Узза "невестами Душара ".

Остатки храма аль-Лат, Пальмира, Сирия

Храм был построен для аль-Лата в Ираме, племя Ад. Аль-Лат упоминалось как «богиня, которая находится в Ираме» в набатейской надписи. Она также упоминалась как «богиня, которая находится в Босре » Возможно, ее местная хиджазская форма, указанная в Хегра вместе с Душара и Манатом, была «Аллатом Амнада».

Аль-Лат была тесно связана с ал-Уззой, а в некоторых регионах Набатейского царства считалось, что и аль-Лат, и аль-Узза были одной и той же богиней. Джон Ф. Хили считает, что аль-Лат и аль-Узза возникли как единая богиня, которая разошлась в доисламской мекканской традиции. Сьюзан Крон предполагает, что и аль-Лат, и аль-Узза были уникально слиты в центральной Аравии.

Аль-Лат также почитали в Пальмире, где она была известна как «Владычица храма». Согласно надписи, она была принесена в арабский квартал города членом племени Бене Ма'зин, вероятно, арабским племенем. У нее был храм в городе, который Тейксидор считал культовым центром арабских племен Пальмирены. Практика заклинания гадальных стрел, распространенный метод гадания в Аравии, была засвидетельствована в ее храме; почетная надпись, в которой упоминается «серебряный таз для [литья] жребия (lḥlq)».

Ко второму веку нашей эры аль-Лат в Пальмире начал изображаться в стиле Афины, и называлась «Афина-Аллат», но эта ассимиляция не выходит за рамки ее иконографии. Император Пальмирены Вабаллат, имя которого является латинизированной формой теофорического имени Вахбаллат («Дар аль-Лат»), начал использовать Афинодорус как греческую форму своего имени.

Исламская традиция

В исламских источниках, обсуждающих доисламскую Аравию, аль-Лат считается главной богиней племени Бану Сакиф. Говорили, что ее почитали в Таиф, где ее называли ар-Рабба («Госпожа»), и, как сообщается, у нее там был храм, украшенный украшениями и сокровищами из золота. и оникс. Там богиня почиталась в виде кубической гранитной скалы. Территория вокруг святыни считалась священной; нельзя срубать деревья, нельзя охотиться на животных и проливать человеческую кровь.

Согласно аль-Калби Книге идолов, ее святыне находился под опекой Бану Аттаба ибн Малика из Бану Сакифа. Ее также почитали другие арабские племена, включая курайшиты, и их дети будут названы в честь богини, например, Зайд аль-Лат и Тайм аль-Лат.

Аль-Лат также упоминается в доисламской арабской поэзии, например, в сатире на Амра ибн Хинда :

Ты изгнал меня из страха перед пасквилем и сатирой.. Нет! Клянусь Аллатом и всеми священными байтилами (ансабом)., ты не убежишь.

Рельеф арабской богини Аль-Лат, Манат и аль-Узза из Хатры, 2 век нашей эры. Музей Ирака

В стихотворении доисламского монотеиста Зайда ибн Амра упоминается аль-Лат, а также аль-Узза и Хубал :

Я должен поклоняться одному господину или тысяче?. Если их столько, сколько вы утверждаете,. я отрекаюсь от аль-Лат и аль-Узза, обоих,., как это сделал бы любой человек с сильным духом.. Я не буду поклоняться аль-Узе и ее двум дочерям.... Я не буду поклоняться Хубалу, хотя он был нашим господином. в те дни, когда у меня было мало здравого смысла.

Аль-Лат также называли дочерью Аллаха вместе с двумя другими главными богинями аль-Узза и Манат. Согласно Книге идолов, курайшиты должны были повторять следующие стихи, обходя Каабу:

Аль-Лат и аль-Узза,. И Манат, третий идол, кроме. Воистину они и есть гхараник., чьего заступничества следует искать.

Слово гараник было переведено Фарисом как «самые возвышенные женщины» в его английском переводе Книги идолов, но он комментирует этот термин в сноске «букв. нумидийские журавли».

Согласно исламской традиции, святыня, посвященная аль-Лату в Таиф, была снесена по приказу Мухаммеда, в том же году, что и битва при Табуке (произошедшая в октябре 630 г.). Уничтожение культового образа было требованием Мухаммеда, прежде чем он позволил произойти примирению с племенами Таифа, которые находились в его осаде. Согласно Книге идолов, это произошло после того, как Бану Сакиф обратилась в Ислам, и что ее храм был «сожжен дотла»

Коран и сатанинский Стихи происшествия

В Коране она упоминается вместе с аль-Узза и Манатом в суре 53 : 19–22, который стал предметом предполагаемого инцидента Сатанинские стихи, случая, когда исламский пророк Мухаммад ошибочно принял слова «сатанинского внушения» за божественное откровение. Существовало множество различных версий этой истории (все они восходят к одному рассказчику Мухаммаду ибн Каабу, который был на два поколения отстранен от биографа Ибн Исхака). В своей основной форме история сообщает, что во время чтения Мухаммадом сурат ан-Наджм, когда он дошел до следующих стихов:

Вы думали об ал-Лате и ал- ' Узза. и Манат, третий, другой?

— Сура 53, 19–20

Сатана искушал его произнести следующую строку:

Эти это возвышенные гхараники, на чье заступничество надеются. (По-арабски تلك الغرانيق العلى وإن شفاعتهن لترتجى.)

После этого ангел Гавриил наказал Мухаммеда за произнесение этой строки, и эти стихи были отменены новым откровением:

ваши мужчины а Его самки? Это действительно было несправедливое разделение!

— Сура 53, 21–22

Большинство мусульманских ученых отвергли историчность инцидента на основании теологической доктрины 'isma (пророческая непогрешимость т.е. божественная защита Мухаммеда от ошибок) и их слабые иснады (цепи передачи). Из-за дефектной цепочки повествования традиция сатанинских стихов никогда не попадала ни в один из канонических сборников хадисов, хотя ссылки и толкования стихов появляются в ранних историях, таких как ал- Табари Тарих ар-Русул вал-Мулук и Ибн Исхак Сират Расул Аллах (как реконструировано Альфредом Гийомом ).

Легенда о «измельчителе»

В средневековой исламской традиции были известны различные легенды о ее происхождении, в том числе та, которая связала камень аль-Лат с человеком, который измельчает зерно (аль-лат, «измельчитель»). камень использовался в качестве основы для человека (еврея) для измельчения хлопьев для паломников Мекки. Хотя большинство версий этой легенды помещают человека в Таиф, другие версии помещают его либо в Мекку, либо в 'Указ. После смерти человека камень, или человек в форме камня, был обожествлен, согласно некоторым легендам после того, как Хузаа изгнал Джурхум из Мекка, в то время как другие легенды сообщают об этом был Амр ибн Лухай, который обожествил шлифовальный станок.

Майкл Кук заметил странность этой истории, поскольку она делает аль-Лат мужским. Джеральд Хоутинг считает, что различные легенды, связывающие аль-Лат с легендой об аль-Лате, «измельчителе», были попыткой связать аль-Лат с Меккой. Он также сравнил легенды с Исафом и Наилой, которые, согласно легенде, были мужчиной и женщиной, прелюбодействовавшими внутри Каабы и окаменевшими.

Мифологические роль

F. В. Виннет считал аль-Лат лунным божеством из-за ассоциации с ней полумесяца в Айн эш-Шаллале и надписи лихианит, в которой имя Вадд над названием 'fkl lt. Рене Дюссо и Гонзаг Рикманс связали ее с Венерой, в то время как другие считали ее солнечным божеством. Джон Ф. Хили считает, что аль-Узза на самом деле мог быть эпитетом аль-Лат, прежде чем стать отдельным божеством в мекканском пантеоне. Переосмысление Диониса предполагает, что она могла быть богом растительности или небесным божеством атмосферных явлений и небесным божеством. Согласно Велльхаузену, набатеи считали, что аль-Лат была матерью Хубала (и, следовательно, свекровь Маната ).

. Была выдвинута гипотеза, что аль-Лат была супругой Аллах, учитывая, что для божеств в этой области мира типично иметь супругов.

Иконография

В Таифе основным культовым изображением аль-Лата был кубический камень, иногда описываемый белого цвета. Упоминание Вакиди «головы» (ра) ар-Раббы может означать, что изображение воспринималось в форме человека или животного, хотя Юлиус Велльхаузен сопротивлялся это подразумевается.

Лев Аль-Лат, представляющий богиню и ее супругу.

Ранние Пальмиренские изображения Аль-Лата имеют общие иконографические черты с Атаргатисом (когда он сидит) и Астарта (когда стоит). Лев Аль-Лата, который когда-то украшал ее храм, изображает льва и газель, лев представляет ее супругу, а газель представляет аль- Нежные и любящие черты Лата, как кровь сарай был запрещен под страхом возмездия аль-Лата.

Аль-Лат был связан с греческой богиней Афиной (и, соответственно, римской Минервой ) в Набатея, Хатра и Пальмира. Похоже, что ее отождествление с Афиной было всего лишь изменением в иконографии, а характер аль-Лат заметно смягчил воинственную Афину в тех местах, где ее приравнивали. На одном набатейском рельефе Афины-аль-Лат изображена богиня, несущая атрибуты Афины и аль-Лат. На рельефе изображена богиня в стиле Афины, но имеющая набатейскую религию стилизованный глаз - бетил вместо Горгонейона.

также можно идентифицировать Аль-Лат с вавилонской богиней Иштар, причем оба божества участвовали в процветании и войне, а позже были связаны с Афродитой и Афиной. Сходство этих двух также проявилось в их символах, поскольку оба были связаны со львами, утренней звездой и полумесяцами. Как и Аль-Лат, Иштар имела семитские корни.

Актуальность в современном мире

Статуя Льва Аль-Лат, украшавшая ее храм в Пальмире, была повреждена Исламским Государством Ирак и Левант (ИГИЛ) в 2015 году, но с тех пор был восстановлен. Сейчас он находится в Национальном музее Дамаска, но может быть возвращен в Пальмиру в будущем.

См. Также

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Викимедиа У Commons есть средства массовой информации, связанные с Аллатом.
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:04:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте