Правила игры

редактировать
Французский фильм 1939 года режиссера Жана Ренуара

Правила игры
La regle du jeu.jpg Афиша театрального релиза
РежиссерЖан Ренуар
ПродюсерКлод Ренуар. Жан Джей
АвторЖан Ренуар. Карл Кох
В главной ролиНора Грегор. Полетт Дюбост. Марсель Далио. Ролан Тутен. Жан Ренуар
МузыкаДжозефа Космы. Роджер Дезормьер (Музыкальное оформление)
КинематографияЖанльное оформление Бачелет
ОтредактировалМаргерит Ренуар
Продакшн. компанияNouvelle Édition Française
РаспространяетсяGaumont Film Компания (французский выпуск 1939 г.). Les Grands Films Classiques (переиздание 1959 г.)
Дата выпуска
  • 7 июля 1939 г. (1939-07-07)
(Париж)
Запуск время110 минут
СтранаФранция
ЯзыкФранцузский
Бюджет5 500 500 ₣

Правила игры (оригинальное французское название: La R ègle du Jeu ) - французский сатирический комедийно-драматический фильм 1939 года режиссера Жана Ренуара. В состав ансамбля входят Нора Грегор, Полетт Дубост, Мила Парели, Марсель Далио, Жюльен Каретт, Ролан Тутен, Гастон Модо, Пьер Манье и Ренуар.

Ренуар, изображающий мудрое и скорбного Октава, закрепляет этот фаталистический настрой задумчивой комедии нравов. Представители высшего французского общества и их слуги незадолго до начала Второй мировой войны, демонстрирующие их моральное бессердечие накануне надвигающейся гибели.

В то время «Правила игры» были самым дорогим французским фильмом: его первоначальный бюджет в 2,5 миллиона франков со временем увеличился до более чем 5 миллионов франков. Ренуар и оператор Жан Бачелет широко использовали глубокий фокус и длинные кадры, во время которых камера постоянно движется, сложные кинематографические приемографические в 1939 году.

Карьера Ренуара во Франции была на пике в 1939 году, и «Правила игры» с нетерпением ждали; однако его премьера вызвала презрение и неодобрение как критиками, так и публикой. Ренуар сокращл продолжительность фильма со 113 минут до 85, но даже тогда фильм стал критической и финансовой катастрофой. В октябре 1939 года он был запрещен французским правительством во время войны за «нежелательное влияние на молодежь».

В течение многих лет 85-минутная версия была единственной доступной, но, несмотря на это, ее репутация медленно вырос. В 1956 году коробки с оригинальным материалом были заново открыты, и в том же году на Венецианском кинофестивале состоялась премьера реконструированной версии фильма, при этом пропала только небольшая сцена из первой версии Ренуара. С тех пор «Правила игры» были названы одним из величайших фильмов в истории кино. Многие кинокритики и режиссеры высоко оценили его, сославшись на вдохновение для своих собственных работ. Это единственный фильм, который занял место среди лучших фильмов по результатам десятилетнего опроса авторитетных критиков Sight Sound (BFI) за десятилетие его проведения в 1952 году.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Предпосылки и написание
    • 3.2 Кастинг
    • 3.3 Видеосъемка
  • 4 Версия
    • 4.1 Первичное редактирование и предварительный просмотр
    • 4.2 Выпуск и прием
  • 5 Повторное открытие
  • 6 Темы
  • 7 Стиль
  • 8 Наследие
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 DVD
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Сюжет

Чуткие сердца, верные сердца,. Кто уклоняется от любви, куда она простирается,. Перестань быть такой горькой:. Разве изменяться - преступление?. Если Купидон получил крылья,. Разве это не порхать?

- Цитата в начале из Бомарше Le Mariage de Figaro (IV, 10)

Авиатор Андре Журье приземляется на аэродроме Бурже недалеко от Парижа после фильма пересекается Атлантику на своем самолете. Его приветствует его друг Октав, который говорит Андре, что Кристина - австрийско-французская дворянка, которую любит Андре, - не пришла его приветствовать. Андре убит горем. Когда радиорепортер приходит, чтобы передать первые слова Андре после приземления, он объясняет свое горе и осуждает Кристину. Она слушает передачу в своей парижской квартире в сопровождении своей горничной Лизетт. Кристина замужем за Робертом, маркизом де ла Шенэ уже три года. Уже два года Лизетта замужем за Шумахером - егерьом в имении Роберта, Ла Колиньер в Солоне, - но она больше предана Кристине, чем своему мужу. О прошлых отношениях Кристины с Андре открыто знают ее муж, ее горничная и их друг Октав. После того, как Кристина и Роберт в шутку обсуждают эмоциональное проявление Андре и клянутся друг другу в преданности, Роберт извиняется и звонит по телефону. Он договаривается о встрече со своей любовницей Женевьевой на следующее утро.

В квартире Женевьевы Роберт говорит, чтобы прекратить их отношения, но приглашает ее присоединиться к ним на выходные в Ла Колиньер. Кристина также приглашает свою племянницу Джеки. Позже Октав уговаривает Роберта также пригласить Андре в поместье пригласе. Они шутят, что Андре и Женевьева завяжут отношения, решив тем самым проблемы каждого. В поместье Шумахер охраняет территорию и пытается уничтожить кроликов. Марсо - браконьер - пробирается в поместье, чтобы забрать кролика, попавшего в ловушку. Прежде чем Марсо успевает сбежать, Шумахер ловит его и начинает сопровождать от собственности, когда Роберт требует знать, что происходит. Марсо объясняет, что может ловить кроликов, и Роберт нанимает его в качестве прислуги. Оказавшись в доме, Марсо заигрывает с Лизетт. Собравшиеся гости отправляются на охоту во главе с возмущенным Марсо Шумахером. На обратном пути в замок Ла Колиньер Роберт говорит Женевьеве, что больше не любит ее. Женевьева хочет собраться и уйти, но Кристина уговаривает ее остаться.

На балу-маскараде завязываются разные романтические связи. Андре и Кристина признаются друг другу в любви и планируют сбежать вместе. Марсо преследует Лизетт, и ревнивый Шумахер расстраивается. Роберт и Андре спорят из-за Кристины. В уединенной оранжерее Октав заявляет, что он тоже любит Кристину, которая теперь сомневается в Андре, и они решают вместе сбежать. Шумахер и Марсо, которые Роберт выгнал из поместья после драки из-за Лизетт, наблюдают за Октавом и Кристиной в теплице. Как и в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, литературной основе оперы Моцарта, Кристину принимают за Лизетту, потому что на Кристине плащ и капюшон Лизетты. Октав возвращается в дом за пальто и шляпой, где Лизетта умоляет его не уходить с Кристиной.

Нарушая обещание, данное Кристине, Октав встречает Андре и отправляет его к Кристине в оранжерею, одалживая ему пальто, что приводит к смерти Андре. Когда Андре запускает оранжереи в пальто Октава, Шумахер принимает его за Октава, который, как он думает, пытается сбежать со своей женой, и застреливает его.

Роберт и Октав оказались злодеями драмы. Они совместно добились смерти Андре. Заключительные моменты фильма Октав и Марсо уходят в ночь, а Роберт приводит Шумахера в дом и объясняет, что он сообщит властям об убийстве как о несчастном случае.

В ролях

Кредиты адаптированы из Британского института кино.

  • Пьер Най как месье де Сен-Обен, гость в поместье Роберта
  • Ричард Франсёр как Мес ье Лабрюйер, гость в поместье Роберта
  • Одетт Талазак в роли Мадам де ла Планте, гость в имении Роберта
  • Клэр Жерар в роли Мадам де ла Брюйер, гость в имении Роберта
  • Лиз Элина в роли репортера в аэропорту
  • Эдди Дебрей в роли Корнеля, дворецкого Роберта
  • Жео Форстер в роли женоподобного гостя
  • Тони Кортеджиани в роли месье Бертлена, а гость
  • Николас Амато в роли инженера Андре в аэропорту
  • Дженни Хелия в роли Жермен, служанка
  • Андре Звобода в роли инженера Андре в аэропорту
  • Камилла Франсуа в аэропорту роли радиорепортера (голос)
Производство

Предпосылки и письмо

В 1938 году французская киноиндустрия переживала бум, и Ренуар на пике своей карьеры. У него было три последовательных фильма-хита, и La Grande Illusion награды от New York Film Critics, National Board of Review и Venice Кинофестиваль. Финансовый успех La Bête Humaine позволил Ренуару получить достаточную финансовую поддержку для создания собственной производственной компании. В 1938 году он основал Nouvelle Édition Française (NEF) со своим братом Клодом Ренуаром, вместе с Андре Звобада, Оливером Биллиу и Камилем Франсуа. Все пятеро вложили в компанию 10 000 франков и намеревались выпускать два фильма в год. Компания была создана по образцу американской кинокомпании United Artists, которая основана в 1919 году как компания по распространению фильмов для независимых художников Чарли Чаплином, Дугласом Фэрбенксом, DW Гриффит и Мэри Пикфорд. Ренуар сплотил своих друзей из киноиндустрии вокруг компании и получил финансовую поддержку от Рене Клера, Жюльена Дювивье, Жана Габена и Симоны Симон <349.>. Штаб-квартира NEF на улице Гранж-Бательер была передана в субаренду производственной компании Марселя Паньоля. 8 декабря 1938 года Жорж Кравенн опубликовал пресс-релиз в Paris-Soir, в котором сообщалось, что Ренуар и Паньоль собираются подписать соглашение о приобретении большого театра, где они будут публично показывать "фильмы, которые они будут направлять с тех пор ". «Правила игры» были единственным фильмом, произведенным компанией.

В мае 1938 года Ренуар завершил историческую драму Марсельеза и хотел снять комедию. Он был незаен Мюнхенским соглашением и большой вероятностью новой мировой войны, и хотел снять "счастливый сон", чтобы подавить свой пессимизм. Он написал синопсис к фильму Les Millions d'Arlequin, в котором были персонажи, похожие на персонажей из «Правил игры». Создавая фильм, Ренуар был вдохновлен классическим французским искусством, таким как работы Пьера де Мариво, Пьера-Огюстена Карона де Бомарше и особенно Альфреда де Мюссе <349 Капризы Марианны. Ренуар изначально намеревался адаптировать классическую французскую пьесу «Капризы Марианны» ; NEF впервые анонсировала фильм как его адаптацию. Позже Ренуар сказал, что никогда не намеревался адаптировать «Капризы Марианны», а только перечитывать их и другие классические произведения французской литературы для вдохновения.

Вернувшись с лекций в Лондоне в 1939 году, Ренуар уехал из Парижа, чтобы работать. по сценарию. Он сказал репортеру, что его следующий фильм будет «Точное описание буржуазии нашего времени». Ренуар, Карл Кох и Звобода отправились к Марлотте, чтобы работать над сценарием. Только третье фильма была написана по сценарию, а остальная часть представляла собой подробный план. Позже Ренуар сказал, что «когда я снимаю этот фильм, он хотел проиллюстрировать это замечание: мы танцуем на вулкане». Ренуар назвал фильм «дивертис методом » за использование музыки барокко и услуг классических французских комедий. Первоначальное вдохновение Ренуара в «Капризе Марианны» привело к тому, что четыре главных героя фильма соотносятся с персонажами пьесы; добродетельная жена, ревнивый муж, отчаявшийся любовник и заступнический друг. И в пьесе, и в фильме заступника зовут Октав. Октав также является надежным из четырех персонажей, которые имеют общие черты со своим двойником. В обоих произведений Октав - «грустный клоун», полная неуверенности и жалости к себе. Имена персонажей постоянно менялись между версиями сценария; Ренуар сказал, что в раннем наброске Андре Журье был дирижером оркестра, а не летчиком.

Кастинг

Нора Грегор в 1932 году. Ренуар переписал образ Кристин для австрийской актрисы и, как сообщается, влюбился в нее во время подготовки к съемкам.

Ренуар изначально хотел, чтобы для фильма был задействован весь актерский состав La Bête Humaine, включая Фернана Леду, Симону Симон, Жана Габена и Жюльена Каретта. Габену использует роль Андре, но он отказался от нее вместо этой роли в Марселе Карне Le Jour Se Lève. Его заменил Роланд Тутен. Саймону предложили роль Кристины, но он хотел 800 000 франков, что составляло всего бюджет фильма. На запрос Саймона о зарплате администратор NEF Камилла Франсуа наложила вето. Леду предложили роль Шумахера. В то время он был женат на Саймоне; он отказался, когда ее запрос на зарплату был отклонен, и вместо этого принял участие в «Вольпоне» Мориса Турнера. Его заменил Гастон Модо. Клоду Дофину была предложена роль маркиза де ла Шенэ; он отказался от этого и вместо этого действовал вместе с Саймоном в фильме Раймона Бернара Кавалькада д'амур. Затем Ренуар выбрал Марселя Далио на роль маркиза. Спустя Далио предложенный Ренуара, почему его после этого выбрали бурлеск или предательские годы предложенной роли. Ренуар сказал Далио, что он был противоположностью клише маркиза, и что Далио был единственным актером, которого он знал, который мог изобразить неуверенность персонажа. Брат Ренуара Пьер был выбран на роль Октава, а Каретт - на роль Марсо.

Франсуа недавно известную театральную актрису Мишель Альфа на роль Кристины, и Ренуар пошел со своей женой Маргарита и Звобада смотрят, как она играет в пьесе. Во время спектакля Ренуар заметил Нору Грегор в ложе в зале и спросил о ней во время антракта. Он узнал, что Грегор была женой принца Эрнста Рюдигера фон Штаремберга, австрийского дворянина. Ренуар подружился с Грегором и ее мужем, познакомившись с ними за несколько ужинов в Париже. Штаремберг был вынужден отказаться от своей руководящей роли в Геймвер - военизированной фашистской партией - потому что был евреем и был антифашистом. Когда Германия аннексировала Австрию в марте 1938 года Грегор и Штамберг бежали во Францию. Ренуар сказал, что они «находятся в состоянии огромного беспорядка. Все, во что они верили, рушится ». Грегор была актрисой Венского Бургтеатра и снялась в некоторых фильмах, в том числе Карла Теодора Дрейера Майкл. Первым мужем Грегора был пианист Митя Никиш, сын известного дирижера Артура Никиша из Лейпцигской оперы и, по мнению теоретика кино Чарльза Дразина, возможный вдохновение для некоторых характеристик Октава.

Несмотря на возражения своих коллег из NEF, Ренуар нанял Грегора на роль Кристины. Она была старше оригинального персонажа, и он внес изменения в персонажа, личность на Грегора и их разговоров за ужином, например, сделал Кристину дочерью австрийского дирижера. Многие Ренуара считали, что он влюбился в Грегора вскоре после того, как выбрал ее. Звобода сказал, что Грегор обладал «тем, что Ренуар любил больше всего: неоспоримым классом, стилем, жестами и особыми достоинствами». Ренуар сказал, что выбрал Грегора из-за ее австрийского акцента, который, по его мнению, создаст «небольшой барьер... между ней и ее окружением», и из-за ее внешности, которую он считал «птичьей» и «искренней».

Ренуар закончил кастинг оставшихся ролей к концу января 1939 года. Когда его спросили, кто главный герой фильма, Ренуар ответил: «Его нет! Моя концепция в начале - и в конце - заключалась в том, чтобы снять фильм. d'ensemble, фильм, представляющий общество, группу людей, почти весь класс, а не фильм о личных делах. «

Съемка

Съемка экстерьерных сцен, происходящих в деревне началось 15 февраля 1939 года в Сельне и за пределами Шато де ла Ферте-Сен-Обен. что выбрал Солонь, потому что его отец Пьер-Огюст Ренуар «сожалел о том, что никогда не мог написать [это]», как хорошо я искренность этих сожалений перед этими прекрасными пейзажами Солона, в удивительные цвета, грация, такая меланхоличная, но такая нежная ". Ренуар сказал, что туман Солона« вернул меня в счастливые дни моего детства ».

Актеры и съемочная группа прибыли в Солонь между 6 и 15 февраля. Звобада и Анри Картье-Брессон. Тони Кортеджианни был нанят в качестве технического консультанта для охоты на кроликов, а Дидона Фрейре работала в качестве консультанта для охоты на кроликов.. Сильный дождь помешал в Солони на несколько недель, и Ренуар переписал части сценария, чтобы учесть дождь. Это как счастливое вр емя в своей жизни как перед началом ужасов. 391>Второй мировой войны. а, что снимать фильм было очень весело.

Задержки вынудили Пьера Ренуара отказались от фильма из-за того, что ранее он играл в театральных постановках в Париже. Затем Ренуар попросил Мишеля Саймона сыграть Октава, но Саймон был занят другими проектами. Ренуар, наконец, бросил себя, позже сказав, что он «просто ждал момента, когда Пьер скажет: Почему бы тебе самому не сыграть эту роль, Жан? »Ему не пришлось спрашивать меня дважды". Он добавил, что после того, как накопленный опыт и уверенность в качестве режиссера его «самая упорная мечта была стать актером.»

Чтобы привлечь дополнительное финансирование для сверхпроизводства, Zwoboda использовала успех La Bête Humaine для продажи продвинутых прав на показ в больших объемах, чтобы лучше подходить к нему, чтобы лучше подходить к нему, так как он и Пьер были физически и лично кинотеатрах Жаню, директору Gaumont Film Company. Когда, наконец, начались съемки в Солоне, прогресс был медленным из-за постоянных импровизаций актеров, которые используют Ренуар, и борьбу Грегора со своей ролью. как скучающая буржуа из оригинальной сценария политической ситуации вызвали отличные отличия от оригинальной сценария ситуации, и они наслаждались беззаботной атмосферой на съемочной площадке, забыв о надвигающейся политической ситуации. большую часть упоминаний отца-дирижера Кристины Стиллера, таких как его отношения с маркизом. значально «Маркиз» был написан как покровитель искусства и музыки, а не как коллекционер музыкальных шкатулок.

Журналисты часто посещали площадку и положительно отзывались о постановке. Фильм был снят почти в хронологическом порядке в Солоне и снова в Жуанвилле, Валь-де-Марн, что Ренуар считал важным для актеров. Ренуар сказал, что ему не нужно много режиссировать, поскольку актеры были очень вовлечены в свои роли. Режиссируя себя, Ренуар сначала аранжировал движения исполнителей, затем действовал в сценах. Джей подтолкнул Ренуара к завершению съемок в Солоне и переносу в декорации, установленные на студии Pathé в съемке Жоинвиле. Ренуар, наконец, согласился и оставил Звобаду, Кортегганни и Картье-Брессон в Солоне, чтобы снимать Би-ролл сцену охоты на кроликов. Сотни животных были убиты во время съемок, местные жители использовались в качестве дублеров для актеров.

Съемки на площадках в Жоинвиле продолжались в медленном темпе. Рену часто снимал от пятнадцати до двадцати дублей отдельных кадров и менял диалоги на съемочной площадке, дел предыдущие кадры бесполезными. Историк киноэл Финлер сказал, что фильм «по-настоящему развился» во время его создания, поскольку Ренуар работал над изменением и переписыванием сценария, балансируя ияя баланс между персонажами и отношениями, сюжетами и второстепенными сюжетами ». Картье-Брессон сказал, что импровизация во время съемок была похожа на затор сессию; и актерам, и с помощью съемочной группы предлагалось предлагать идеи, и часто менялся утром перед съемками.

16 марта 1939 года Германия вторглась в Чехословакию, нарушив Мюнхенское соглашение, заставскую армию начать мобилизацию в ожидании надвигающейся войны. Вскоре после этого несколько электриков и техников фильма ушли, чтобы присоединиться к армии. Художник-постановщик Эжен Лурье ушел, потому что он был евреем и коммунистом, и Макс Дуи занял пост художника по декорациям.

Во время разочаровался Ренуарался в исполнении Грегора. Он начал вырезать ее сцены и новые сцены. для Полетт Дюбост и Милы Парели. Фильм привет storian Джеральд Маст обнаружил, что игра Грегора «преследует и завораживает, как пластиковый жираф». Во время съемок Джей сказал Ренуару, что ненавидит его исполнение роли Октава. Ренуар заменил себя Мишелем Саймоном, но Джей отказался, потому что две трети фильма уже были отсняты. Джей попросил Ренуара вместо этого удаления сцены Октава, которые еще не были сняты. Ренуар отказался, и на протяжении всего фильма он добавил новые сцены для Октава. Съемки в Жоинвиле окончательно завершились в мае 1939 года; фильм не выдержал графика, и для другой фильма понадобилась арендованная звуковая сцена. Изначально Ренуар хотел выпустить фильм в июне, потому что потенциальная война сделает невозможным выпуск фильма после лета.

Ренуар продолжал снимать дополнительные с некоторыми актерами. Первая сцена на аэродроме была снята в середине июня в аэропорту Бурже посреди ночи с любыми дополнительными вещами, которые они смогли найти. У Ренуара почти закончились деньги, когда он снимал сцену автокатастрофы, которая была снята очень быстро с Аленом Ренуаром в качестве оператора. Ренуар никогда не любил эту сцену и сначала удалил ее. Основная фотография была на девять с половиной недель позже графика, когда она наконец завершилась в июне.

Несмотря на то, что съемки начались с влюбленности в Грегора, увлечение Ренуара осталось безответным. Во время съемок фильма он разорвал отношения со своей гражданской женой Маргерит и завязал отношения с девушкой-сценаристом Дидо Фрейре, которую он знал 12 лет и была няней Алена Ренуара. В конце концов Дидона вышла замуж за Ренуара.

Выпуск

Первоначальный монтаж и предварительный просмотр

Ренуар редактировал фильм во время съемок; его первая версия длилась три часа. Он и редактор Маргарита завершили 113-минутный финальный монтаж фильма в июле 1939 года. Джей ненавидел его и требовал, чтобы Ренуар сделал сокращения, включая удаление всего исполнения Ренуара в роли Октава. Ренуар отказался полностью исключить «Октава», но согласился убрать из фильма 13 минут.

«Правила игры» на момент выхода на экраны были самым дорогим фильмом, произведенным во Франции. Его первоначальный бюджет составлял 2,5 миллиона франков (что уже делало его самым дорогим французским фильмом того года), но был увеличен еще на 2 миллиона франков, что в целом стоило более 5 миллионов франков.

У фильма была тщательно продуманная реклама. Кампания началась за неделю до релиза в ожидании того, что он станет одним хитом Ренуара. Эта кампания включает рекламный кроссворд, опубликованный за три дня до премьеры фильма; приз за решение головоломки - бесплатные билеты.

Первый предварительный просмотр 113-минутной версии «Правил игры» состоялся 28 июня 1939 года. Онал вызвую реакцию аудитории. 29 июня фильм был показан для министра национального образования и изящных искусств Жана Зея и для жюри ежегодной Премии Луи Деллюка за лучшие Французский фильм. Когда 10 дней спустя были объявлены награды, победа досталась фильму Марселя Карна Le Quai des brumes, а "Правила игры" не заняли второе место. Из-за успеха и предыдущих фильмов Ренуара «Правила игры» ждали с нетерпением, и Зай ожидал вручить ему приз. Позже Ренуар сказал, что, по его мнению, фильм будет коммерчески успешным.

Выпуск и прием

Премьера «Правил игры» прошла в пятницу, 7 июля 1939 года, в театре Colisée в Париже при полном аншлаге. а позже во дворце Обер также в Париже. Это было показано на двойном билете с патриотическим документальным фильмом об истории Франции. Аудитория на показе состояла из членов правых организаций, которые через некоторое время освистали показ; Полетт Дюбост сказала, что на показе произошла драка, один человек пытался поджечь театр. Ренуар сказал, что он «изображал приятных, отзывчивыхжей, но показал их в обществе персонажа находящемся в процессе распада, так что они потерпели поражение с самого начала... публикация это признала. Правда в том, что они узнали себя. Людей, которые совершают самоубийство. не старайтесь делать это при свидетелях ».

Во Франции в июле посещаемость фильмов обычно была низкой; «Правила игры» прекратили свою работу в Театре Колизей через три недели из-за плохой посещаемости. Позже он представлен в Обер-Палас в Париже. Ренуар сказал о посещаемости: «Я был совершенно ошеломлен, когда стало очевидно, что фильм, который я хотел сделать приятным, не понравился большинству людей». Изначально Ренуар хотел показать фильм на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, но от этой идеи отказались после провального релиза во Франции.

Клод Готер провел обзор рецензий на Правила мировых правил. Игра, опубликованная в Париже, гласит, что 12 были «неблагоприятными», 13 - «благоприятными с оговорками» и 10 - «благоприятными». Многие рецензенты критиковали фильм за его «непатриотичность, легкомыслие и непонятность». Один неоднозначный отзыв был сделан Нино Франк из Pour Vous, который назвал его «обширной работой, слишком большой, очень сложной и даже интеллектуальной от одного конца до другого». Le Figaro назвал это «причудливым зрелищем», которое представляет собой «длинную череду ошибок... деспотическая фантазия с запутанными диалогами». В выпуске Histoire du cinéma 1943 года Роберт Бразильяк писал, что «Правила игры» были одними из самых «беспорядочных» и «запутанных» фильмов Ренуара, но приветствовал острую сатиру, которую он считал »Прустиан. "Бразильяк также похвалил технику, примененную режиссером, и назвал фильм нереализованным шедевром. В США в отрицательном обзоре Разнообразие говорится, что Ренуар пытается втиснуть слишком много идей в 80-минутный фильм, что приводит к путанице". словам Франсуа Трюффо, в то время фильм очень сбивает публику с толку из-за специфической атмосферы, которая объясняет его коммерческий провал.

Нора Грегор, Жан Ренуар, Пьер Най и Пьер Манье во время сцены охоты на кроликов. Ренуар вырезал большую часть своей роли Октава после негативной реакции на фильм.

Хотя фильм получил в основном вредные отзывы, большинство критиков В июле 1939 года правая французская газета раскритиковала фильм за изображение еврейского бренда, женатого на австрийке Кристине. Union Sacrée,ская клерикальная фашистская группа, хвалили его игру, включая Ренуара, и только самые правая пресса критиковала игру Марселя Далио. ор ганизовывала демонстрации везде, где демонстрировался фильм. Ренуар был известным пацифистом и сторонником Коммунистической партии, что сделало его непопулярным в напряженные недели перед началом Второй мировой войны. Спустя годы Ренуар сказал, что «не было и речи об изобретении; мои враги не имели ничего общего с его провалом. На которой я присутствовал, я чувствовал единственное неодобрение публики ».

В последующие недели Премьера, Ренуар сократил продолжительность фильма с первоначальных 113 минут до 100 минут, до 90 минут и, наконец, до 85 минут. Он сказал Маргурит Ренуар и Звобаде вырезать сцены, которые зрители сочли наиболее расстраивающими. Ренуар сказал, что в основном вырезал свои собственные сцены или диалоги, «как если бы мне было стыдно после этого отказа показать себя на экране». Позже он защищал свое выступление как неловкое - таким, каким должен был быть Октав. Уменьшение длины сняло сложность Октава и изменило мотивы персонажа в конце фильма. В 85-минутной версии Октав не собирается сбегать с Кристиной, а просто согревает Андре свое пальто, прежде чем отправить его в оранжерею. Отсутствие этого пункта в сюжете произошло неправильное представление о том, что у фильма есть альтернативный финал; об этом впервые сообщил Роджер Манвелл после того, как он посмотрел его на лондонской премьере в 1946 году. В какой-то момент Жан сказал Джей Ренуару восстановить 100-минутную версию фильма, «чтобы избежать коммерческой катастрофы», но ни одна из более коротких версий не улучшила показатели приема или посещаемости. Когда его спросили о плохом приеме фильма зрителями, Ренуар сказал: «Я думал, что был мягок с ними, а они думали, что я смеюсь над ними».

В октябре 1939 года Правила игры официально запрещены во Франции за то, что она «угнетает, болезненна, аморальна [и] оказывает неблагоприятное влияние на молодежь». Другие фильмы, которые были также запрещены, включают Марселя Карне Le Quai des brumes и Le Jour Se Lève. Министерство иностранных дел заявило, что «мы особенно стремимся избегать репрезентаций нашей страны, наших традиций и нашей расы, которые изменяют свой характер, лгут о нем и искажают его через призму артистического человека, который часто оригинальна, но не всегда правильна ». « Женитьба Фигаро », одно из вдохновляющих на создание фильма, была запрещена по тем же причинам. После окончания Второй мировой войны 85-минутная версия фильма была переиздана в Париже 26 сентября 1945 года и снова была запрещена.

Ренуар сказал, что из всех своих фильмов «Правила» игры была самой большой неудачей на момент ее выпуска. Он также сказал, что его неудача «настолько меня расстроила, что я решил либо бросить кино, либо уехать из Франции». Во время съемок Ренуару предложили снять экранизацию Тоски итальянскими продюсерами; он согласился на сделку 14 июля 1939 года и увидел в ней возможность покинуть Францию. Ренуар и Карл Кох отправились в Рим 10 августа для подготовки к съемкам, но должны были уехать 23 августа после того, как германо-советский пакт сделал его французское гражданство проблемой. Вместо этого Кох поставил фильм, и Ренуар эмигрировал в Голливуд.

Повторное открытие

В 1942 году, во время одной из бомбардировок союзниками Булонь-сюр-Сен, G.M. Кинолаборатория, в которой хранился оригинальный негатив «Правил игры», была уничтожена. В 1946 году в коробке был найден оттиск 85-минутной версии, и с него был сделан новый оттиск. Эта версия время от времени показывалась в киноклубах, кинематеках и на кинофестивалях, и ее репутация стала постепенно расти. В конце концов, премьера фильма состоялась в Нью-Йорке в апреле 1950 года, но безуспешно. В обзоре New York Times его назвали «одним для канюков» и заявили, что «мастер нанес своим поклонникам бессмысленный сокрушительный удар ниже пояса». В 1952 году 85-минутная версия была включена в инаугурационный список Sight Sound из 10 величайших когда-либо снятых фильмов.

В 1956 году энтузиасты кино Жан Габорит и Жак Марешаль основали Société des Grands Films Classiques, компания по реставрации фильмов, специализирующаяся на фильмах, которым не уделялось должного внимания. Правила игры были одной из первых реставраций компании; Габорит и Марешаль убедили Камиллу Франсуа продать им права на фильм. С помощью Франсуа они обнаружили записи, которые привели к 224 ящикам, которые были найдены у разбомбленного здания G.M. Сайт кинолаборатории. Эти коробки включали негативные отпечатки, дублированные отпечатки и звуковые миксы фильма. С помощью и советами Ренуара и Жака Дюрана Габорит и Марешаль восстановили большую часть отснятого материала из оригинальной версии Ренуара и собрали 106-минутную версию фильма.

В середине 1959 года Ренуар увидел реконструированный фильм. Версия фильма впервые и покинула кинотеатр в слезах. Он сказал: «В этой реконструкции отсутствует только одна сцена, сцена, которая не очень важна. Это сцена со мной и Роландом Тутеном, которая касается сексуального интереса горничных». Премьера отреставрированной версии состоялась на Венецианском кинофестивале 1959 года, где она была названа шедевром. Клод Шаброль, Ален Рене и Луи Малле все присутствовали и публично называли Ренуара своим хозяином, восхваляя реконструированную версию фильма. В 1961 году Говард Томпсон из New York Times заявил, что фильм «полностью оправдал свою европейскую репутацию... [это] незабываемый опыт». Арчер Уинстен из New York Post похвалил фильм, «показывающий коррумпированность французского общества сверху донизу» и рецензия New York Herald Tribune назвали его «сатирой на французское общество... острой критикой социальных претензий». Реконструированная версия фильма была выставлена ​​во Франции 23 апреля 1965 года. В 1966 году фильм получил премию Бодила за лучший неамериканский фильм / лучший европейский фильм (Bedste europæiske film) в Дании.

Темы
«Мы все« озадачены »- то есть одурачены, одурачены, с ними обращаются как на пустом месте. Мне повезло, что в юности меня научили видеть сквозь обман. В La Règle du Jeu, я передал то, что знал, публике. Но это то, что люди не делают. Айк заставляет чувствовать себя неловко ».

- Жан Ренуар, из его автобиографии

« Правила игры »вспоминаются 2. Создавая фильм, Ренуар знал, что в фильме есть ощущение этого, позже, что в фильме есть ощущение этого, он сказал, что в фильме есть ощущение этого, и написал: «Это фильм о войне», как комментарий моральной бессердечности европейского высшего класса и их слуг непосредственно перед началом мировой войны., но в нем нет ссылки на войну ». гибель началась незадолго до начала стрельбы в январе, когда Барсело на пала на Франко, и на протяжении всего производства, когда премьер-министр Франции Эдуард Даладье признал франкистскую Испанию, Италию аннексировала Албанию и Адольф Гитлер подготовил свое польское вторжение. Ренуар сформулировал эту неупомянутую тему фильма, сказав:

что интересно в этом фильме, возможно, так это то, что момент, когда это было сделано. Это было снято между Мюнхеном и войной, и я снял его абсолютно впечатлил, absolu Их сильно беспокоит состояние души части французского общества, части английского общества, части мирового общества. И мне казалось, что один из способов истолковать это состояние ума миру, надеюсь, состоял не в том, чтобы говорить о той ситуации, а в легкомысленной истории. Я искал вдохновения в Бомарше, Мариво, классических авторах комедии.

Отец Ренуара, Пьер-Август Ренуар, нарисовал его в «Портрете Жана Ренуара в образе охотника» (1910). Жан считал охоту жестокой и сам не снимал сцену охоты в «Правилах игры».

Ренуар хотел изобразить людей такими, какими они были на самом деле в тот момент истории; он сказал, что «Правила игры» - это «реконструированный документальный фильм, документальный фильм о состоянии общества в данный момент». Он считал, что это изображение стало причиной провальной премьеры фильма, говоря, что «реакция аудитории была вызвана моей откровенностью». «Женитьба Фигаро», вдохновившая фильм, также вызывала споры из-за его нападок на классовую систему. Правила игры оставались неоднозначными для французской общественности вскоре после Второй мировой войны, когда они были снова запрещены. Биограф Ренуара Рональд Берган сказал, что фильм поразил общественность, изображая "людей, которые могли повлиять на формирование мира, [но] не сделали ничего, чтобы предотвратить наступление фашизма; некоторые из них действительно приветствовали это. "

Сцену охоты на кролика часто сравнивают с бессмысленной смертью во время войны; Ренуар сказал, что хотел показать определенный класс людей, убивающих без причины. Сам Ренуар никогда не убивал животных и называл охоту «отвратительным занятием жестокости». Берган увидел аналогию с мировыми событиями и написал: «В большом заданном эпизоде ​​охоты обнажается бездушная жестокость гостей, когда они стреляют в любого кролика и птицу, которые движутся после того, как загонщики довели дичь до резни». 40>

Самая цитируемая строка диалога в фильме, произнесенная Октавом, звучит так: «Видите ли, в этом мире есть одна ужасная вещь, и это то, что у каждого есть свои причины». Отношение Ренуара к объективному гуманизму по отношению к персонажам фильма выражено замечанием Октава и демонстрирует его сочувствие к людям, которых он одновременно критиковал. Ричард Руд похвалил роль Ренуара в фильме, отметив, что честность Ренуара вынудила его включить свою роль в свою социальную критику: «он не хотел стоять снаружи. И Ренуар / Октав служит эталоном, против которого реальность и вымысел можно измерить ». В своем первоначальном наброске фильма Ренуар сказал, что хочет, чтобы все персонажи были искренними и что в фильме не будет злодеев.

Ренуар сказал, что Андре был «жертвой, которая, пытаясь вписаться в мир которой он не принадлежит, не соблюдает правила игры », и что Андре думал, что может нарушить правила, совершив полет по миру, в то время как Кристина думала, что может сделать то же самое, если будет следовать своему сердцу. «Правила» названия фильма - его единственный злодей. Ренуар сказал, что «мир состоит из клик... У каждой из этих клик есть свои обычаи, свои нравы, действительно, свой собственный язык. Проще говоря, у каждой есть свои правила, и эти правила определяют игру». Ренуар сказал, что вся человеческая деятельность «подчиняется социальным протоколам, которые менее очевидны, но столь же строги, как те, которые практиковал Людовик XIV ». Сын Ренуара Ален сказал, что фильм продолжает оставаться актуальным и популярным, потому что он показывает искусственную радость современной эпохи в отличие от правил той (или любой другой) эпохи.

Стиль

Съемка «La Bête Humaine» Эмиля Золя вдохновила Ренуара «сделать перерыв и, возможно, полностью уйти от натурализма, чтобы попытаться прикоснуться к более классическому, более поэтическому жанру». Во время съемок Ренуар начал слушать музыку барокко Луи Куперена, Жан-Филиппа Рамо, Жан-Батиста Люлли и Андре Гретри. Позже он сказал: «Мало-помалу моя идея обрела форму, и тема стала проще. Я продолжал жить в ритмах барокко, и еще через несколько дней тема становилась все более и более точной». Он также сказал, что начал воображать, что Симона Саймон «движется в духе музыки». Эта озабоченность музыкой барокко во время съемок привела к первоначальной идее Ренуара адаптировать «Капризы Марианны» к фильму.

«Правила игры» известны своим ранним и тщательно продуманным использованием глубокой кинематографии. Ренуар сказал, что он и его оператор Жан Бачелет «заказали несколько специальных линз, очень светосильных линз, но те, которые все же давали нам значительную глубину, так что мы могли держать наш фон в фокусе почти все время." Эта глубина резкости в его кадрах позволяла Ренуару снимать в больших комнатах и ​​длинных коридорах в сценах замка, а персонажи могли свободно перемещаться между фоном и передним планом. Примерно половина кадров в фильме связана с движением камеры. Во многих кадрах камера перемещается, останавливается на месте, меняет направление и кружит вокруг объектов. Кинокритик Дэвид Томсон сказал: «Создается впечатление камеры, которая всегда движется, чтобы охватить как можно больше. Вы не замечаете порезов, вы наслаждаетесь непрерывностью, которая часто находится на грани хаоса и в конечном итоге приводит к трагедии во вторжении субсюжета в сюжет, театрального в реальное и катастрофы в балансах ".

Ренуар использовал несколько крупных планов или обратных кадров, а большинство кадров - это два кадра. Сцена охоты отличается от остальной части фильма; в нем используется быстрое редактирование, тогда как в большинстве фильмов используются длинные диалоги или действия. Ренуар хотел снять фильм в цвете, чтобы насладиться красотой Солона зимой, но ему не удалось получить финансирование от Жана Джея. За неделю до начала съемок Ренуар пытался убедить Technicolor профинансировать цветную кинематографию, но компания отказалась.

Звук в фильме был сложным для того времени; он включал диалоги, которые произносились поверх окружающего шума, такого как толпа в аэропорту и стрельба во время охоты. Режиссер Жан Прат сказал, что саундтрек к фильму был «совершенства, не равного ни одному французскому фильму». Персонажи часто говорят сразу или обсуждают строчки друг друга. Одним из примеров плотного саундтрека является сцена вечеринки, которая включает диалоги поверх криков, стрельбы и музыки. За исключением вступительных титров и самого конца фильма, вся музыка, услышанная в фильме, случайна. Звукорежиссером был Жозеф де Бретань. Музыка, использованная в фильме: Моцарт Три немецких танца, Монсиньи Le déserteur, Луи Байрек, Леон Гарнье и Эжен Римбо [fr ], Штраус Die Fledermaus, Сен-Санс Danse macabre, Шопен Минутный вальс и Скотто À Barbizon. Аранжировку музыки сделали Джозеф Косма и Роджер Дезормьер.

Художники-декораторы фильма Эжен Лурье и Макс Дуи построили на студии Жоинвиль одну из самых дорогих декораций в истории французского кино. По словам Дуи, они были основаны на сценарии и не являлись репродукциями интерьера Шато-де-ла-Ферте-Сен-Обен, где снимались внешние сцены. музыкальные шкатулки, использованные в фильме, были заимствованы из нескольких источников, и некоторые из них сейчас находятся в музее в Нейи-сюр-Сен. Ренуар подумал, что музыкальная сцена с органом и игра Далио в ней были лучшей сценой, которую он когда-либо снимал. Он снял эту сцену несколько раз, прежде чем остался ею доволен. Костюмы для фильма были разработаны Коко Шанель.

Наследие

С момента реставрации «Правила игры» стали рассматриваться многими кинокритиками и режиссерами как одни из величайших. фильмы всех времен. Десятилетний опрос международных критиков, проводимый журналом Sight Sound, поставил его на 10 место в 1952 году, поднял его на 3 место в 1962 году и 2 место в 1972, 1982 и 1992 годах. В 2002 году он опустился на 3 место после Citizen Kane и Головокружение. В 2012 году он опустился на 4-е место после Vertigo, Citizen Kane и Tokyo Story. Это единственный фильм, вошедший в каждую десятку лучших фильмов с 1952 года. Журнал Empire занял 13-е место в списке «100 лучших фильмов мирового кино» в 2010 году. В списке Le Figaro за 2008 год. из величайших фильмов, когда-либо сделанных, он занимает второе место с Ночью охотника после гражданина Кейна.

Критики и режиссеры, включившие его в свои списки достопримечательностей и звука, включают Ричард Пенья, Мишель Саймент, Дэвид Денби, Лоуренс Кэздан, Стив МакКуин и Пол Шрейдер. Шредер сказал, что в фильме «есть все... [он] представляет все, чем может быть этот фильм». Мартин Скорсезе включил его в список «39 основных зарубежных фильмов для молодого режиссера». Французский кинокритик Андре Базен высоко оценил стиль мобильной фотографии фильма; он сказал, что его глубина резкости и глубокий фокус мизансцена напоминают то, что мы видели в «Гражданине Кейне» и Лучшие годы нашей жизни.

Многие современные кинокритики положительно отзывались о фильме. Кент Джонс, Адольф Хайнцльмайер, Берндт Шульц и Пенелопа Гиллиат назвали его шедевром, сказав, что это «не только шедевр кинопроизводства, но и великая работа гуманизм в идеальной рококо рамке, но также и акт исторического свидетельства ". Его темы были проанализированы киноведом и биографом Ренуара Лео Брауди, который заметил, что фильм «воплощает социальный мир, в котором есть правила, но нет ценностей. Если вы не знаете правил, вы раздавлены; но если вы действительно знаете правила, вы отрезаны от своей собственной природы ». Дадли Эндрю описал« сложную социальную критику »фильма, в то время как Кеннет Браузер и Питер Коуи написали о его чувство человечности. Другие критики писали о более темных темах фильма; Эндрю Саррис похвалил его изображение классовых различий. Сложность техник рассказывания историй Ренуара исследовал Роджер Эберт, который назвал его «таким простым и таким лабиринтным, таким бесхитростным и таким злым, таким невинным и таким опасным, что вы не можете просто смотреть его», вы должны поглотить его », Люк Санте, который назвал это« плотным часовым механизмом »и Робин Вуд, который сказал, что фильм« действует на всех уровнях ». Критики хвалят элементы фарса: Полин Кель назвала его «великой сатирической комедией, танцем смерти», а Джеральд Маст написал: «[в нем] изображены неудачи любви, крах общества и неудачи. мужчин, чтобы подняться над нелепым. Их единственный успех - это то, что они стараются и заботятся ". Дэвид Томсон похвалил игру Ренуара и отметил: «Ренуар признал, что режиссер, якобы авторитетная и манипулирующая фигура, является такой же жертвой, как и создатель обстоятельств». Эми Таубин сказала: «Я не могу вспомнить ни одного другого фильма, который неизменно великодушен - к своей аудитории, своим персонажам, своим актерам, среде и медиуму ». J. Хоберман писал о его влиянии на Вуди Аллена, Роберта Альтмана и Майка Ли.

. Фильм особенно понравился режиссерам и кинокритикам, связанным с Французское движение Новой волны. Андре Базен сказал, что «как обычная история любви, фильм мог бы иметь успех, если бы сценарий соблюдал правила игры в кино. Но Ренуар хотел создать свой собственный стиль драмы гаи, и смешение жанров привело к замешательству». общественность. " Кинокритик Клод Бейли назвал его «краеугольным камнем творчества Жана Ренуара, точкой прибытия и лебединой песней французского кино тридцатых годов...« Правила игры »- это редкое сочетание сатиры, водевиля и трагедии. " Это был главный источник вдохновения для Алена Рене, который сказал, что просмотр фильма был «самым ошеломляющим опытом, который я когда-либо испытывал в кино», и Луи Маль, который сказал «для всех нас, моего поколения французских режиссеров, "La Règle du jeu" была абсолютным шедевром ". Франсуа Трюффо сформулировал огромное влияние фильма и сказал, что «Правила игры не случайно вдохновили большое количество молодых людей, которые впервые задумались о том, чтобы проявить себя как писатели, чтобы сделать карьеру режиссеров». Он также сказал: «Это кредо любителей кино, фильм из фильмов, фильм, который больше всего ненавидели, когда его снимали, и который больше всего ценил впоследствии, до такой степени, что в конечном итоге он стал настоящим коммерческим успехом».

Сатьяджит Рэй назвал его «фильмом, который не носит на рукаве своих инноваций... Гуманистический? Классический? Авангардный? Современный? Я бросаю вызов никому, чтобы дать ему ярлык. Это то новшество, которое мне нравится». Среди других известных кинематографистов, которые высоко оценили его, были Бернардо Бертолуччи, Вим Вендерс, Питер Богданович, Ноа Баумбах и Кэмерон Кроу. Анри Картье-Брессон, который работал над фильмом до того, как начал долгую карьеру фотожурналиста, назвал его «одной из вершин искусства и предчувствием всего, что должно было случиться в мире». Роберт Альтман сказал: «Правила игры научили меня правилам игры».

Книга Альтмана Госфорд Парк похожа на «Правила игры» во многих сюжетных элементах, включая отношения между богатыми людьми и их слугами, а также последовательность охоты. Итальянский кинокритик Фрэнсис Ваной заявил, что «Правила игры» повлияли на многие фильмы, в которых изображена группа персонажей, которые проводят короткое время вместе на вечеринке или собрании - часто во время охоты на животных - во время которых раскрываются их истинные чувства друг к другу. Наряду с Госфорд Парк, эти фильмы включают Жана Гремильона Летний свет, Ингмара Бергмана Улыбки летней ночи, Карлос Саура Охота, Петер Флейшманн Охотничьи сцены из Баварии, Никита Михалков Незаконченная пьеса для пианино игрока, Тео Ангелопулос Охотники и Денис Арканд Упадок Америки Империя. Правила игры также сравнивали с Полом Бартелом Сценами из классовой борьбы в Беверли-Хиллз и Большим холодом Лоуренса Кэздана.

См. Также
Ссылки

DVD

  • Правила игры (примечания к вкладышу). Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216.
  • DVD с правилами игры, диск 1. Особенности: История производства. Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216
  • DVD с правилами игры, диск 2. Особенности: Ален Ренуар. Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216
  • DVD с правилами игры, диск 2. Особенности: Жан Ренуар, Дэвид Томсон Омнибус. Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216
  • DVD «Правила игры», диск 2. Особенности: Макс Дуи. Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216
  • DVD с правилами игры, диск 2. Особые характеристики: Оливер Курчод. Коллекция критериев. 2004. Spine Number 216

Библиография

  • Берган, Рональд (1997). Жан Ренуар, Проекции рая. Вудсток, Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 0-87951-537-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бертин, Селия (1986). Жан Ренуар : Жизнь в картинках. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-4184-4. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Брауди, Лео (1972). Жан Ренуар: Мир его фильмов. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Doubleday Company, Inc. ISBN 978-0-86051-005-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кардулло, Берт (2005). Жан Ренуар: Интервью. Джексон, Миссисипи: University Press of Mississippi. ISBN 978-1-57806-730-5. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Crisp, Колин (2015). Французское кино - критическая фильмография. Индиана, Индиана: Indiana University Press. ISBN 978-0-253-01703-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дразин, Чарльз (2011). French Cinema. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Farber and Farber, Inc. ISBN 978- 0-571-21173-9. CS1 обслуживание: re f = harv (ссылка )
  • Мачта, Джеральд (1973). Фильм-гид к Правилам игры. Блумингтон, Лондон: Университет Индианы Press. ISBN 978-0-253-39311-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ренуар, Жан (1974). Моя жизнь и Мои фильмы. Нью-Йорк, Нью-Йорк: The Capo Press. ISBN 0-306-80457-3. CS1 maint: ref = harv (link )* Сесонске, Александр (1980). Жан Ренуар: The French Films, 1924–1939. Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press. ISBN 0-674-47355-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уэйкман, Джон (1987). World Film Director, Volume 1. Нью-Йорк, Нью-Йорк: The HW Wilson Компания. ISBN 978-0-8242-0757-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Трюффо, Франсуа; Базен, Андре ( 1974). Жан Ренуар. Лондон: WH Allen / Virgin Books. ISBN 0-491-01412-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дургнат, Раймонд (1975). Жан Ренуар. Лондон: Littlehampton Book Services. ISBN 0-289-70291-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитату ns, относящиеся к: Правилам игры
Последняя правка сделана 2021-06-10 13:32:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте