A оператор или Оператор-постановщик (иногда сокращается до DP или DOP ) является начальником над камерой и светом бригад, работающих над пленкой, телепродукция или другое живое действие и несет ответственность за принятие художественных и технических решений, связанных с изображением. Изучение и практика в этой области называется кинематографией.
Кинематографист выбирает камеру, пленку, линзы, фильтры и т. Д.., воплотить сцену в соответствии с намерениями режиссера. Отношения между оператором и режиссером различаются; в некоторых случаях режиссер предоставляет оператору полную независимость; в других случаях режиссер практически ничего не разрешает, вплоть до указания точного размещения камеры и выбора объектива. Такой уровень участия не является обычным явлением, если режиссер и оператор привыкли друг к другу; Режиссер обычно передает оператору визуально то, что требуется от сцены, и дает оператору свободу в достижении этого эффекта.
Режиссерами стали несколько американских кинематографистов, в том числе Рид Морано, снявший Холодная река и Лимонад Бейонсе, прежде чем получить премию Эмми за режиссуру Рассказ служанки. Барри Зонненфельд, первоначально братья Коэн 'DP; Ян де Бонт, оператор таких фильмов, как Крепкий орешек и Основной инстинкт, снял Скорость и Твистер. Николас Роуг, оператор таких фильмов, как Смотритель (1963) и Маска красной смерти (1964), режиссер Не смотри Теперь (1973) и Человек, который упал на Землю (1976). Эллен Курас, ASC сфотографировала Вечное сияние чистого разума, а также ряд фильмов Спайка Ли, таких как Лето Сэма и Он получил игру до того, как снял эпизоды Легиона и Озарка. В 2014 году Уолли Пфистер, оператор Кристофера Нолана из трех фильмов о Бэтмене, дебютировал в качестве режиссера с фильмом Превосходство ; в то время как британские кинематографисты Джек Кардифф и Фредди Фрэнсис регулярно перемещались между двумя позициями.
В период становления кинооператор обычно был также режиссером и человеком, физически управляющим камерой. По мере развития формы искусства и технологий возникло разделение между режиссером и оператором. С появлением искусственного освещения и более быстрых (более светочувствительных) кинопленок, помимо технологических достижений в оптике, технические аспекты кинематографии потребовали наличия специалистов в этой области.
Кинематография была ключевой в эпоху немого кино ; без звука, кроме фоновой музыки и без диалогов, фильмы зависели от освещения, игры и декораций.
В 1919 году в Голливуде, тогда еще новой столице мира кино, было образовано одно из первых (и все еще существующих) торговых обществ: Американское общество кинематографистов (ASC), который должен был признать вклад кинематографиста в искусство и науку создания кино. Подобные торговые ассоциации созданы и в других странах. Комитет ASC Vision известен своей работой, направленной на поощрение и поддержку продвижения недопредставленных кинематографистов, их съемочных групп и других кинематографистов, а также на то, чтобы вдохновить всех нас на позитивные изменения путем найма талантов, которые отражают общество в целом.
Однако советский кинорежиссер Дзига Вертов в №1 (август 1922 г.) отказался от роли кинематографиста в «Мы: Вариант манифеста». ":
Мы называем себя киноками - в отличие от« кинематографистов », стада старьевщиков, неплохо торгующих своими тряпками.
Мы не видим связи между истинным киночеством и хитростью и расчетливостью спекулянтов.
Мы считаем психологическую русско-германскую кинодраму, отягощенную привидениями и детскими воспоминаниями, абсурдом ».
Существует ряд национальных ассоциаций кинематографисты, которые представляют своих членов (независимо от их официальных названий) и привержены развитию кинематографии. К ним относятся:
ASC определяет кинематографию как:
творческий процесс интерпретации, который завершается авторством оригинального произведения искусства, а не простой записью физического события. Кинематография - это не подкатегория фотографии. Скорее, фотография - это всего лишь одно ремесло, которое кинематографист использует в дополнение к другим физическим, организационным, управленческим, интерпретационным методам и методам манипулирования изображениями для достижения единого согласованного процесса.